Принудительный привод должника в исполнительном производстве в 2020 году

Самая важная информация по теме: "Принудительный привод должника в исполнительном производстве в 2020 году" с выводами от профессионалов. В случае возникновения вопросов и при необходимости актуализации данных вы можете обратиться к дежурному юристу.

Глава 7. Исполнительные действия. Меры принудительного исполнения (ст.ст. 64 — 68)

Глава 7. Исполнительные действия. Меры принудительного исполнения

>
Исполнительные действия
Содержание
Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (с изменениями и дополнениями)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Реформа системы взыскания долгов в 2020 году

Опубликовано: 2019-09-21 16:21:15

В России произойдет изменение в системе взыскания долгов с граждан в 2020 году

Нововведения обусловлены разработкой концепции закона «О деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц». Авторами концепции являются Минюст совместно с ФССП. Новый законопроект должен быть подготовлен и внесен в правительство до конца года.

Согласно концепции, станет обязательным досудебный возврат задолженности, а в реестр ФССП должны будут включаться не только коллекторы, но и сами кредитные организации, — сообщает «Коммерсантъ».

Установление обязательного досудебного (претензионного) порядка возврата просроченной задолженности» физлиц предполагает, что взыскатель сможет обратиться в суд, только если после получения предложения о возврате просрочки должник в 30-дневный срок не закроет долг.

Считается, что такой механизм установит дополнительные гарантии прав физлиц, а также уменьшит решение споров в судебном порядке, «что снизит нагрузку на судебные органы и ФССП». На данный момент кредитор может обратиться в суд с любого дня просрочки.

По новому закону включаться в реестр ФССП должны будут не только коллекторы, но и любые организации, занимающиеся возвратом «просроченной задолженности, возникшей из денежных обязательств» физлиц «по договорам кредита (займа)». К ним относятся банки, микрофинансовые организации (МФО), ломбарды, кредитные потребительские кооперативы, а также операторы связи, управляющие компании ЖКХ, ресурсоснабжающие организации, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Включение в реестре даст им право встречаться и звонить должнику, направлять ему электронные сообщения и использовать «робота-коллектора». Без включения в реестр должнику можно будет лишь отправлять письма по почте, электронной почте или через «личный кабинет».

При этом, включенные в реестр, организации должны соблюсти требование об обеспечении ведения и хранения не менее двух лет аудиозаписей разговоров с должниками, записи всех видов сообщений, страхования своей ответственности за причинение убытков должнику (с годовым покрытием не менее 10 млн руб.). Разработчики концепции предварительно оценили первоначальные расходы на реализацию от 5,2 млн. руб. Необходимо будет также заплатить госпошлину (100 тыс. руб.) и подготовить ряд документов.

С 1 января у судебных приставов появится больше возможностей для взаимодействия с участниками исполнительного производства

Elnur_ / Depositphotos.com

Поправками предусмотрена возможность извещения участников исполнительного производства о возбуждении исполнительного производства посредством направления СМС-сообщения. Важное условие – наличие согласия лица на его информирование таким способом. СМС-сообщения будут направляться на абонентские номера, предоставленные судебным приставам операторами связи.

Кроме того, согласно поправкам, извещения, адресованные гражданам, участвующим в исполнительном производстве, могут быть переданы им через единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг. А извещения, адресованные организации или ИП, могут направляться по их адресам электронной почты, содержащимся в ЕГРЮЛ/ЕГРИП, либо в единый личный кабинет организации или ИП на Едином портале госуслуг (при его наличии).

Также предусмотрено, что через Единый портал госуслуг может осуществляться:

  • информирование сторон исполнительного производства о ходе принудительного исполнения исполнительного документа, в том числе о совершаемых исполнительных действиях и принимаемых мерах принудительного исполнения;
  • направление сторонам исполнительного производства постановлений и иных документов судебного пристава-исполнителя и иных должностных лиц службы судебных приставов;
  • подача жалоб на постановление должностного лица службы судебных приставов или его действия (бездействие).

Требования к содержанию извещения, направляемого посредством передачи СМС-сообщения, к формату повестки, иного извещения в форме электронного документа установит ФССП, а порядок подачи жалобы через Единый портал госуслуг – Правительство РФ.

С 1 января 2020 года участников исполнительного производства с их согласия будут оповещать по SMS

Извещения, адресованные гражданину, будут отправляться на абонентские номера, предоставленные судебным приставам операторами связи. Кроме того, предусмотрена возможность направления извещений в единый личный кабинет на портале госуслуг. Содержание СМС-извещения, а также требования к формату повестки, иного извещения в форме электронного документа будут устанавливаться ФССП России.

Извещения, адресованные организации или ИП, будут направляться по их адресам электронной почты, содержащимся в ЕГРЮЛ или ЕГРИП, либо в единый личный кабинет на портале госуслуг.

Информирование лица, являющегося стороной исполнительного производства, о ходе принудительного исполнения исполнительного документа, направление постановлений и иных документов судебного пристава-исполнителя также будут осуществляться через единый личный кабинет на портале госуслуг в порядке, установленном Правительством РФ. Там же можно будет подать жалобу на постановление должностного лица службы судебных приставов или его действия (бездействие).

Минюст утвердил порядок принудительного привода должников

В эту пятницу, 29 июля, вступит в силу приказ Минюста, которым будет утвержден порядок принудительного привода граждан судебными приставами. Документ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации.

Минюст напоминает, что привод лица осуществляет судебным приставом на основании постановления (определения) суда, постановления судебного пристава-исполнителя, утвержденного старшим судебным приставом или его заместителем, а также постановления дознавателя ФССП.

При этом приводу не подлежат следующие категории лиц: несовершеннолетние в возрасте до 14 лет, беременные женщины и лица, которые ввиду уважительных причин (например, болезнь) не могут оставить место своего пребывания.

Приказ ведомства регулирует этап, предшествующий приводу, – организацию его осуществления – и непосредственно сам привод. Так, согласно документу, в первую очередь ответственный за делопроизводство регистрирует постановление (определение) о приводе. После этого документ о приводе передается для исполнения старшему судебному приставу или его заместителю, отвечающему за организацию обеспечения установленного порядка деятельности судов.

Читайте так же:  Хоум кредит не плачу кредит

По прибытии к месту нахождения лица, подлежащего приводу, пристав должен:

  • представиться, предъявить служебное удостоверение и сообщить цель своего прибытия;
  • проверить документы, удостоверяющие личность подлежащего приводу лица;
  • объявить постановление о приводе (удостоверяется подписью лица, подлежащего приводу);
  • установить, имеются ли обстоятельства, препятствующие исполнению привода.

С текстом приказа Минюста от 13 июля 2016 г. № 164 «Об утверждении Порядка осуществления привода судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов» можно ознакомиться здесь.

Верховный суд защитил должника по исполнительному производству

Верховный суд решил: должник не должен десятилетиями находиться под угрозой применения к нему принудительных мер исполнительного производства. Если взыскатель больше трех лет не обращается к судебным приставам или отзывает неисполненный исполнительный лист, значит, он теряет право требовать возврата долга. Но не все суды согласны с этим. Подробности – в материале.

ОАО «Сбербанк России» обратилось в суд с иском к четырем гражданам о взыскании с них солидарно долгов по кредиту. Иск заочно удовлетворили, 18 декабря 2007 года решение вступило в силу, суд выдал четыре исполнительных листа.

Затем исполнительные листы начали поступать к приставам. Согласно ч. 1 ст. 21 закона об исполнительном производстве, такие исполнительные листы могут быть предъявлены к исполнению в течение трёх лет со дня вступления в силу судебного акта. Однако первый исполнительный лист в отношении Глеба Романенко*, одного из должников, поступил к приставам лишь 15 марта 2011 года, то есть по истечении трехлетнего срока. Тем не менее к декабрю 2013 года с Романенко взыскали часть долга, и по заявлению банка исполнительное производство в отношении него было окончено.

15 января 2016 года банк вновь направил заявление о возбуждении исполнительного производства в отношении каждого из четырех должников, в том числе Романенко. Тот обратился в суд. Должник посчитал, что поскольку исполнительный лист был предъявлен банком к исполнению в 2016 году, то есть за пределами установленного законом трёхлетнего срока, то исполнительное производство подлежит прекращению.

Заводской районный суд г. Кемерово и Кемеровский областной суд с его доводами не согласились. Они исходили из того, что предъявление исполнительного листа в отношении одного из солидарных должников, как и частичное исполнение одним из солидарных должников обязанности по выплате долга прерывает срок предъявления исполнительного документа в отношении всех солидарных должников. При этом апелляция еще заметила, что истечение срока предъявления исполнительного документа к исполнению не относится к основаниям прекращения исполнительного производства.

Романенко пожаловался в ВС. Тот обратил внимание, что первый исполнительный лист в отношении Романенко банк предъявил в 2011 году, через три с лишним года после вступления решения в силу, а значит, за пределами установленного законом срока. Поэтому, решил ВС, срок возбуждения исполнительного производства в отношении Романенко закончился еще в декабре 2010 года. Никаких перерывов течения срока предъявления исполнительного листа в отношении Романенко не было.

Кроме того, в декабре 2013 года взыскателем был отозван неисполненный исполнительный лист в отношении Романенко, а значит, исполнительное производство по этому исполнительному листу было окончено.

Между тем ВС согласился с доводом апелляции о том, что истечение срока предъявления исполнительного листа не является основанием для прекращения исполнительного производства. По мнению ВС, Романенко нужно выбрать иной способ защиты – например, оспорить действия и постановления судебного пристава.

Тем не менее ВС отменил акты судов нижестоящих инстанций и направил дело на новое рассмотрение в апелляцию. «Оставление в силе обжалуемых судебных постановлений лишает заявителя возможности в последующем ссылаться на обстоятельства пропуска срока предъявления исполнительного листа к исполнению и на незаконность возбуждения исполнительного производства», – пояснил ВС (№ 81-КГ17-5). В ближайшее время иск будет рассмотрен.

Все эксперты «Право.ru» согласились с ВС. При этом юрист правового бюро «Олевинский, Буюкян и партнеры» Бадма Кармашов подчеркнул, что ВС продолжает дело Конституционного суда, направленное на пресечение практики бесконечного исполнительного производства с помощью манипуляций взыскателя с исполлистом. Юрист АБ «Казаков и партнеры» Евгений Иванов считает, что это определение станет прецедентным: «Оно дает однозначное толкование ст. 22 закона об исполнительном производстве в условиях её применения к солидарным должникам, а именно: частичное исполнение решения суда одним должником не является основанием для продления сроков предъявления исполлиста в отношении других должников». «В связи с этим один соучастник не может нести риск наступления юридических последствий совершения или несовершения процессуальных действий другими или в отношении других соучастников», – добавил юрист ООО «Юридическая компания «Инкор Альянс», к. ю. н. Игорь Спицын. Директор аудиторско-консалтинговой группы «БДО Юникон» Иван Новиков уверен, что определение ВС будет способствовать укреплению стабильности гражданского оборота и снизит вероятность злоупотреблений в ходе исполнительного производства.

* имя и фамилия изменены редакцией

Принудительный привод должника в исполнительном производстве в 2020 году

В судебной практике бывают случаи, когда одна из заинтересованных сторон (истец или ответчик) не приходит на судебные заседания. В таких ситуациях рассмотрение дела может быть отложено, либо суд выносит заочное решение.

Но при рассмотрении уголовных дел необходимо присутствие обвиняемого, либо важного свидетеля. В этих случаях судебными приставами по решению судьи или прокурора осуществляется принудительный привод гражданина в зал судебного заседания.

Процедура принудительного привода урегулирована Приказом Минюста России от 13.07.2016 N 164 «Об утверждении Порядка осуществления привода судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов».

Текст приказа представлен ниже:

Об утверждении Порядка осуществления привода судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов

Федеральной службы судебных приставов приказываю:

Утвердить Порядок осуществления привода судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов.

Порядок осуществления привода судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов

I. Общие положения

1. Привод лица в соответствии с положениями статьи 111, части 1 статьи 113, статьи 247 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, статей 27.1 и 27.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, части 2 статьи 168 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 116 и части 1 статьи 120 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также части 5 статьи 24 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — лицо, подлежащее приводу) осуществляется судебным приставом по обеспечению установленного порядка деятельности судов (далее — судебный пристав по ОУПДС) на оснований постановления (определения) суда (судьи), постановления судебного пристава- исполнителя, утвержденного старшим судебным приставом или его заместителем, а также дознавателя Федеральной службы судебных приставов (далее — постановление (определение) о приводе и инициатор привода соответственно) путем принудительного доставления (сопровождения) лица, подлежащего приводу, к месту вызова инициатором привода.

Читайте так же:  Письменное соглашение алименты

2. Приводу в качестве меры процессуального принуждения не подлежат лица, перечисленные в части 6 статьи 113 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и части 2 статьи 120 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

II. Организация осуществления привода

3. Постановление (определение) о приводе не позднее дня, следующего за днем его поступления в структурное подразделение Федеральной службы судебных приставов или ее территориального органа, регистрируется ответственным за делопроизводство в Журнале регистрации постановлений (определений) о приводе (приложение к настоящему Порядку) и передается для организации своевременного исполнения старшему судебному приставу или его заместителю, отвечающему за организацию обеспечения установленного порядка деятельности судов (далее — заместитель старшего судебного пристава).

4. Старший судебный пристав или заместитель старшего судебного пристава проверяет постановление (определение) о приводе на предмет указания в нем данных, позволяющих установить судебному приставу по ОУПДС личность лица, подлежащего приводу (фамилия, имя, отчество (при наличии), дата и место рождения), предполагаемое место нахождения, дату, время и место, куда должно быть доставлено лицо, подлежащее приводу. В случае отсутствия в постановлении (определении) о приводе необходимых данных старший судебный пристав или заместитель старшего судебного пристава информирует об этом инициатора привода.

5. Старший судебный пристав или заместитель старшего судебного пристава поручает исполнение постановления (определения) о приводе судебному приставу по ОУПДС либо в необходимых случаях группе судебных приставов по ОУПДС и назначает старшего группы судебных приставов по ОУПДС.

6. В день осуществления привода старший судебный пристав или заместитель старшего судебного пристава определяет и проверяет снаряжение, оборудование, специальные средства, форменную одежду, наличие нагрудных знаков и служебных удостоверений судебных приставов по ОУПДС; решает вопрос об обеспечении судебных приставов по ОУПДС автотранспортом и, при необходимости, боевым ручным стрелковым оружием и патронами к нему; проводит инструктаж с учетом особенностей исполнения каждого привода.

III. Осуществление привода

7. Судебный пристав по ОУПДС или старший группы судебных приставов по ОУПДС после получения постановления (определения) о приводе, проведения старшим судебным приставом или заместителем старшего судебного пристава инструктажа приступает к его исполнению.

8. Судебный пристав по ОУПДС или группа судебных приставов по ОУПДС выезжают к месту, указанному в постановлении (определении) о приводе.

9. Судебный пристав по ОУПДС имеет право при осуществлении привода лица, уклоняющегося от явки по вызову суда (судьи), дознавателя службы судебных приставов или судебного пристава-исполнителя, входить на территории, в помещения в целях задержания и принудительного доставления лица, уклоняющегося от явки по вызову, при наличии достаточных оснований полагать, что на этой территории, в этом помещении может находиться указанное лицо; при осуществлении привода лица, уклоняющегося от явки по вызову суда (судьи), входить в жилые помещения в случае, указанном в постановлении суда (судьи)1.

10. По прибытии к указанному в постановлении (определении) о приводе месту нахождения лица, подлежащего приводу, судебный пристав по ОУПДС или старший группы судебных приставов по ОУПДС:

представляется, называет свою должность и фамилию, предъявляет служебное удостоверение и сообщает цель своего прибытия;

проверяет документы, удостоверяющие личность лица, подлежащего приводу;

объявляет постановление (определение) о приводе лицу, подлежащему приводу, что удостоверяется его подписью в постановлении (определении) о приводе, в случае если лицо, подлежащее приводу, отказывается от подписи в постановлении (определении) о приводе делается соответствующая запись;

устанавливает, имеются ли обстоятельства, препятствующие исполнению привода.

11. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, то есть обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности, осуществляются в случае необходимости в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения (статья 27.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1 (ч. 1), ст. 1; 2003, № 50, ст. 4847; 2008, № 49, ст. 5748; 2014, № 42, ст. 5615).

12. При осуществлении привода судебные приставы по ОУПДС имеют право в случаях и порядке, предусмотренных статьями 15-18 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах», применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие, если иные меры не обеспечили исполнения возложенных на них обязанностей.

13. Лицо, подлежащее приводу, после доставления в место вызова инициатором привода по его поручению находится под контролем судебного пристава по ОУПДС или старшего группы судебных приставов по ОУПДС до окончания судебного заседания, совершения процессуальных или исполнительных действий.

14. Об осуществлении привода судебный пристав по ОУПДС или старший группы судебных приставов по ОУПДС информирует старшего судебного пристава или заместителя старшего судебного пристава с одновременной передачей постановления (определения) о приводе с отметкой инициатора привода, а также письменно уведомляет обо всех случаях возникновения происшествий (при наличии) при доставлении лица, подлежащего приводу.

15. Об обстоятельствах, препятствующих исполнению привода, судебный пристав по ОУПДС или старший группы судебных приставов по ОУПДС сообщает инициатору привода, а также старшему судебному приставу или заместителю старшего судебного пристава в письменной форме с приложением копий документов, подтверждающих обстоятельства, препятствующие исполнению привода (при наличии).

Новое в законодательстве о судебных приставах

В середине марта был опубликован Федеральный закон № 34-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О судебных приставах” и Федеральный закон “Об исполнительном производстве”. Закон уточняет полномочия работников ФССП, регламентирует порядок создания групп принудительного исполнения, порядок проведения исполнительного розыска, а также вводит новые ограничения на арест имущества в целях дополнительной защиты прав граждан-должников.

Предположительно, реализация закона позволит добиться повышения эффективности деятельности службы судебных приставов, а также приведет законодательства об исполнительном производстве в соответствии с современной практикой работы приставов.

Новые гарантии для должников и взыскателей

Законом не допускается арест имущества должника по исполнительному документу, содержащему требование о взыскании денежных средств, в том случае, когда сумма взыскания по исполнительному производству не превышает 3000 рублей. Исключение составляют случаи ареста денежных средств, ареста заложенного имущества, подлежащего взысканию в пользу залогодержателя, и ареста имущества по исполнительному документу, содержащему требование о наложении ареста.

Читайте так же:  Пример возражения на уменьшение алиментов

Следующей “поблажкой” для должников является группа норм, регламентирующих порядок самостоятельной реализации должниками своего имущества. По новым правилам такая реализация допускается при отсутствии спора о стоимости имущества должника, которая не превышает 30 000 рублей, должник вправе реализовать такое имущество самостоятельно. Для этого должнику необходимо в срок, не превышающий десяти дней со дня его извещения об оценке имущества, произведенной судебным приставом-исполнителем или оценщиком, ходатайствовать о самостоятельной реализации указанного имущества.

Видео (кликните для воспроизведения).

При поступлении от должника такого ходатайства, пристав будет выносить постановление об отложении применения мер принудительного исполнения. В данном постановлении будет указываться, что денежные средства в размере, указанном в постановлении об оценке такого имущества, вырученные должником от реализации, должны быть перечислены на депозитный счет подразделения судебных приставов в срок, не превышающий десяти дней со дня вынесения постановления. Во всех других случаях осуществляется принудительная реализация имущества должника.

Если же должник все же решится на самостоятельную реализацию своего имущества, он станет предупреждаться об ответственности за совершение незаконных действий в отношении такого имущества и о последствиях его нереализации. При этом в случае нереализации должником в установленный срок имущества пристав-исполнитель предложит взыскателю оставить за собой данное имущество, а в случае отказа взыскателя от оставления за собой нереализованного имущества, оно будет передано на принудительную реализацию.

Что касается оставления взыскателем за собой имущества, не реализованного должником самостоятельно, то данное право может быть реализовано взыскателем в срок, не превышающий десяти дней со дня его извещения о том, что стоимость имущества должника, оценка которого произведена судебным приставом-исполнителем или оценщиком, не превышает 30 000 рублей. Для этого он должен направить приставу ходатайство об оставлении за собой указанного имущества в счет погашения взыскания.

В этом случае судебный пристав-исполнитель при отсутствии ходатайства должника о самостоятельной реализации либо при нереализации должником в установленный срок имущества, стоимость которого не превышает 30 000 рублей, передаст взыскателю имущество по цене, определенной приставом или оценщиком.

Если стоимость имущества должника превышает сумму, подлежащую выплате взыскателю по исполнительному документу, взыскатель будет вправе оставить за собой такое имущество при условии одновременного перечисления соответствующей разницы на депозитный счет подразделения судебных приставов. Передача судебным приставом-исполнителем имущества должника взыскателю оформляется актом приема-передачи. При поступлении ходатайств об оставлении за собой имущества должника сразу от нескольких взыскателей одной очереди данное имущество будет передаваться в соответствии с очередностью поступления исполнительных документов в подразделение судебных приставов.

В случае отказа взыскателя от передачи ему имущества должника, стоимость которого не превышает 30 000 рублей, либо непоступления от него ходатайства об оставлении за собой такого нереализованного имущества данное имущество подлежит принудительной реализации. Принудительная реализация по новым правилам проводится путем продажи имущества специализированными организациями, привлекаемыми в порядке, установленном Правительством РФ.

При этом закон устанавливает, что специализированная организация обязана в десятидневный срок со дня получения имущества должника по акту приема-передачи размещать информацию о реализуемом имуществе в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, а об имуществе, реализуемом на торгах, также в печатных средствах массовой информации.

Коллективное исполнение и исполнительный розыск

Судебные приставы, входящие в состав группы принудительного исполнения, обязаны сообщать руководителю группы принудительного исполнения обо всех совершенных ими исполнительных действиях и принятых ими мерах принудительного исполнения не позднее дня, следующего за днем совершения указанных действий или применения указанных мер.

Руководитель группы принудительного исполнения вправе самостоятельно совершать исполнительные действия и применять меры принудительного исполнения, а также давать судебным приставам-исполнителям, входящим в состав группы принудительного исполнения, поручения о совершении действий и применении мер принудительного исполнения, которые являются обязательными для этих приставов.

В законодательстве появляется такое понятие, как “исполнительный розыск”. Согласно закону, под исполнительным розыском понимаются проводимые судебным приставом-исполнителем, на которого возложены функции по розыску исполнительно-разыскные действия, направленные на установление местонахождения должника, имущества должника или местонахождения ребенка. Розыск может быть объявлен при условии, что совершенные приставом исполнительные действия не позволили установить местонахождение должника, его имущества или местонахождение ребенка.

Кроме того, по своей инициативе или по заявлению взыскателя судебный пристав-исполнитель объявляет розыск должника или его имущества по исполнительным документам, содержащим требования о защите интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, если сумма требований по исполнительному документу (исполнительным документам) в отношении должника превышает 10 000 рублей.

Также по заявлению взыскателя розыск объявляется по исполнительным документам, содержащим требования о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного здоровью или в связи со смертью кормильца, возмещении ущерба, причиненного преступлением, об отбывании обязательных работ, о взыскании штрафа, назначенного в качестве наказания за совершение преступления.

Постановление судебного пристава-исполнителя о розыске или об отказе в объявлении розыска утверждается старшим судебным приставом или его заместителем. Постановление о розыске подлежит немедленному исполнению. При производстве розыска пристав вправе запрашивать из банков данных оперативно-справочной, разыскной информации и обрабатывать необходимые для производства розыска персональные данные, в том числе сведения о лицах и об их имуществе, проверять документы, удостоверяющие личность гражданина, если имеются основания полагать, что он и его имущество находятся в розыске.

Также пристав вправе осуществлять отождествление личности, опрашивать граждан, наводить справки, изучать документы, осматривать имущество, обследовать помещения, здания, сооружения, участки местности, занимаемые разыскиваемыми лицами или принадлежащие им, а также транспортные средства, принадлежащие указанным лицам.

Порядок организации проведения исполнительно-разыскных действий определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции. Тактика проведения исполнительно-разыскных действий определяется главным судебным приставом РФ. При этом не допускаются проведение исполнительно-разыскных действий для достижения целей и решения задач, не предусмотренных законодательством об исполнительном производстве, разглашение сведений, составляющих личную и семейную тайну.

Другие поправки

Напомним, в настоящее время Федеральная служба судебных приставов создает и ведет в электронном виде банк данных, содержащий сведения, необходимые для осуществления задач по принудительному исполнению судебных актов. Помимо всего прочего, этот банк данных содержит и общедоступные сведения, знакомиться с которыми может любой желающий.

Читайте так же:  Заявление на увольнение за 3 дня

Правда, сейчас перечень общедоступных сведений является неполным и включает, в частности, данные лишь о номере исполнительного документа, дате возбуждения исполнительного производства, его номере, наименовании должника. В целях обеспечения открытости деятельности судебных приставов законом вышеуказанный перечень дополняется новыми сведениями.

Так, сюда включены вид исполнительного документа, его номер, наименование органа, выдавшего исполнительный документ, сумма непогашенной задолженности по исполнительному документу, а также сведения о возвращении исполнительного документа взыскателю. При этом данные сведения являются общедоступными в течение трех лет со дня окончания исполнительного производства (сейчас сведения являются общедоступными до дня окончания или прекращения исполнительного производства).

В целях обеспечения мобильности службы судебных приставов и повышения эффективности их работы в части взаимодействия с другими госорганами и взыскателями изменяются требования и к документообороту. Теперь постановление судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов может быть вынесено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов в порядке, установленном законодательством РФ.

Одновременно расширяется и правоспособность взыскателей в сфере исполнительного производства. По действующему закону в заявлении взыскателя может содержаться лишь ходатайство о наложении ареста на имущество должника в целях обеспечения исполнения содержащихся в исполнительном документе требований об имущественных взысканиях. Как показывает практика, этого бывает мало для достижения целей исполнительного производства. Между тем, зачастую взыскатели обладают объемом информации о должнике, вполне достаточном для проведения успешных исполнительных действий.

В связи с этим теперь взыскатель может указать в заявлении о возбуждении исполнительного производства известные ему сведения о должнике, а также приложить к заявлению документы, содержащие информацию о должнике, его имущественном положении и иные сведения, которые могут иметь значение для своевременного и полного исполнения требований исполнительного документа.

Принудительный привод должника в исполнительном производстве

Невыплата алиментов, большая и длительная задолженность по коммунальным платежами, кредит, который отказывается погашать должник, и многие другие невыполненные денежные обязательства заставляют заинтересованных лиц обращаться в судебные инстанции.

Суды выносят решение, но лицо, в отношении которого принято принудительное исполнение взыскания, не торопится или по ряду причин не может его выполнить. Это вынуждает взыскателя обратиться в Федеральную службу судебных приставов (ФЗ-229 ст. 5) с заявлением об открытии исполнительного производства (ИП).

Общие положения

Исполнительное производство — это ряд действий, регламентируемых соответствующими статьями закона, которые направлены на принудительное исполнение вступивших в силу решений суда или уполномоченных органов.

Подобная мера наступает если, лицо, в отношении которого вынесено постановление, отказывается от добровольно выполнения.

Ответчик вызывается повесткой с уведомлением к судебному приставу-исполнителю, где он будет ознакомлен с предъявляемыми к нему требованиями и сроками их исполнения.

Конечно, многие граждане, догадываясь, что за извещение пришло к ним по почте, не торопятся за ним идти. Таким образом, люди надеются избежать ответственности. Однако, подобные действия закон рассматривает, как отказ адресата принять повестку (229-ФЗ ст. 29 п 2.) и приставы, основываясь на ФЗ №229 ст. 24 п 5, могут подвергнуть лиц, принудительному приводу.

Для этого нужно выписать соответствующее постановление, утвердить его у старшего судебного пристава или заместителя. Данная мера является законной и осуществляется в рамках ИП.

Осуществления привода

Доставить принудительно ответчика по месту рассмотрения исполнительного производства может или один пристав, или совместно с сотрудниками полиции. При этом закон регламентирует порядок действий.

Сотрудники ФССП должны:

  • сообщить фамилию, имя и отчество, занимаемую должность;
  • показать служебное удостоверение;
  • поставить в известность о цели своего визита;
  • изучить документы лица, которое должно быть подвергнуто мере принудительного привода;
  • ознакомить ответчика с постановлением о приводе;
  • предложить гражданину оставить подпись и тем самым подтвердить изучение постановления. В случае отказа — сделать соответствующую пометку;
  • удостовериться в отсутствии причин, мешающих осуществлению привода (беременность, болезнь или другие веские обстоятельства).

Федеральный закон №118 (ред. от 03.07.2016) разрешает приставам:

  1. Входить в помещения и на территорию, где находится уклоняющийся от явки гражданин. Это может быть место работы, проживания.
  2. При необходимости обращаться за помощью к сотрудникам правоохранительных органов.
  3. Применять физическую силу. В этом случае составляется акт об административном правонарушении и делается пометка в постановлении.

Последствия

Приставы имеют право установить ограничение должнику на выезд за пределы РФ, наложить арест на имущество, денежные средства, ценные бумаги и применить другие меры принудительного характера.

В их праве обратить взыскание на заработную плату, выплаты, получаемые по гражданско-правовому договору.

Работники взыскания могут выселить должника из жилого помещения, наложить арест на имущество, если оно находится у третьих лиц.

Сначала взыскание обращается на денежные средства. В случае их недостаточного размера для исполнения требований постановления, на имущество должника (ст. 69.ФЗ-229).

К таким крайним мерам прибегают после окончания установленного в исполнительном производстве срока, в течение которого должник имеет право добровольно выполнить, требования, предъявляемые ему решением суда или другого исполнительного органа.

Если возникают вопросы по теме статьи, задайте их в комментариях либо дежурному юристу сайта. Также звоните по указанным телефонам. Мы обязательно ответим и поможем.

Исполнительные действия – понятия и виды

Основными инструментами судебных приставов для принудительного выполнения решений суда являются исполнительные действия (ИД) и исполнительные меры (ИМ).

Под понятием ИМ имеются в виду мероприятия, совершаемые должностным лицом, в результате которых практически осуществляются требования судебных решений. Например, взыскание денежных средств, изъятие имущества, перерегистрация права собственности.

Исполнительные действия создают условия для осуществления ИМ (арест имущества, получение информации о банковских счетах, доходах, розыск) и понуждают должника к выполнению требований по исполнительным документам. Их особенность в том, что прибегать к ним можно до истечения срока добровольного исполнения.

Виды исполнительных действий, указаны в ст. 64 ФЗ-229 «Об исполнительном производстве» действующая редакция от 05.12.2017.

Условно их можно разделить на три вида:

  1. Обеспечивающие условия для осуществления ИМ.
  2. Понуждающие ответчика к выполнению требований (принудительная мера).
  3. Денежное взыскание за нарушение сроков уплаты по исполнительному производству.

К первому виду относится:

  • получений сведений о неплательщике, в том числе персональных, информации о документах, отражающих финансовое состояние, от физлиц, организаций, находящихся в РФ, за рубежом;
  • расследование местонахождения должника, имущества, обращения для этого за помощью в следственные органы;
  • наложение запрета на возможность ответчику распоряжаться денежными средствами, ценными бумагами;
  • арест, изъятие и передача на хранение вещей. Оценка рыночной стоимости, с привлечением специалистов-оценщиков (61 ФЗ 229);
  • временный запрет покидать страну.
Читайте так же:  Устройство на работу инвалида 3 группы

Ко второму виду:

  • обращение к организациям, физическим лицам с требованием удержания денежных средств из получаемых должником доходов (7, 8, 9 ФЗ-229), Проверка правильности размера;
  • вызов участников ИП, всех лиц, имеющих к нему отношение повесткой с уведомлением или иным способом (телеграмма);
  • временное ограничение действие прав управления транспортным средством согласно ФЗ-229 ст.67.1: автомобилем, мотоциклом, воздушным, морским, водным и другими средствами передвижения (за исключением случаев, предусмотренных 67.1 п 4).

К третьему виду:

взыскание исполнительского сбора, который составляет 7 % от суммы, предъявленной к взысканию, но не менее 1 тыс. рублей для физических лиц и индивидуальных предпринимателей, 10 тыс. рублей для организаций (112 №229).

К исполнительным действиям относится:

Принятие и рассмотрение ходатайств. Решение по нему, должно быть вынесено в течение 10 дней, копии вручены всем заинтересованным лицам ИП.
Вхождение на территорию нежилого помещения, где находится должник или другие лица, если это нужно в интересах производства.

В жилое помещение пристав имеет право войти, только имея на руках разрешительный документ от старшего пристава (если дело не касается вселения/выселения).

Меры принудительного исполнения

К ИМ судебный пристав имеет право прибегнуть только при соблюдении двух условий:

  • возбуждено ИП;
  • истекло время, отпущенное для добровольного исполнения предъявляемых требований.

Основания и порядок исполнительного производства указаны в статье 30 №229.

В исполнительном производстве обязательно должно быть отмечено время в течение которого ИМ не могут применяться, как правило, это 5 дней (30 п.12 №229), но сроки могут быть изменены самим сотрудником ФССП (ст.30 п.11) или в случае немедленного исполнения их может не быть совсем (30 п. 14).

ИМ могут быть направлены на:

  • взыскание денег, бумаг, выплат, получаемых им (заработная, арендная плата)
  • перерегистрацию права собственности имущества на взыскателя
  • выселение из жилого помещения должника и заселение взыскателя.

Подобные действия должны быть совершены в рамках ст.4 ФЗ-229, основываясь на принципах гуманизма и уважения достоинства человека. Так, если жилое помещение, является единственно годным местом проживания, то взыскать его не смогут (исключением является ипотечное жилье).

Арест средств в исполнительном производстве

Согласно 12 п.2 ФЗ-118 судебный пристав имеет право наложить арест на счета по исполнительному производству.

Он посылает в банк постановление на розыск и блокировку счета по исполнительному производству (ст.81 ФЗ 229). Банковские, кредитные организации без промедления выполняют его, сообщают должностному лицу реквизиты неплательщика, размер имеющихся на счету денежных средств. Если их несколько, то по каждому отдельно.

Заморозка счета означает, что человек не сможет пользоваться имеющимися деньгами в пределах суммы, указанной в ИП, они будут списываться в счет взыскателя.

Все расходные операции по счету должны осуществляться согласно 85 ГК РФ, в которой указана их очередность. Например, со счета в первую очередь перечисляются деньги на алименты, возмещение причинённого вреда здоровью, во вторую заработная плата (если должник работодатель), в третью налоги.

Все приходные операции разрешены, по мере поступления денег на счет, они будут списываться до полного исполнения требований ИП.

Арест имущества

Законом определен порядок исполнительного производства судебными приставами. Сначала арест и взыскание обращается на денежные средства в рублях, затем в иностранной валюте и в последнюю очередь на имущество.

Арест имущества применяется в качестве:

  • обеспечительной меры;
  • выполнение постановления суда по его конфискации или аресту;
  • сохранение обеспечения для последующей реализации или передаче взыскателю.

В первом случае процедуру осуществляют без правила очередности ИД и до окончания срока, данного должнику для добровольного исполнения требований ИП (80 п.1 №229). Постановление по нему выносит пристав, о чем уведомляются все заинтересованные лица. Изъятие имущества не происходит, собственник может им пользоваться, но лишен права продажи, дарения.

Сам арест происходит с участием незаинтересованных лиц. Обязательно составляется акт, где указывается:

  • Ф. И. О. присутствующих лиц;
  • перечень вещей (наименование, описание, документы, подтверждающие право собственности, ориентировочная стоимость);
  • замечание участников процесса, в случае наличия.

Акт подписывается всеми присутствующими.

В ходе процедуры, пожитки не всегда изымаются, иногда они передается на хранение (должнику, родственнику или другому лицу), о чем делается соответствующая пометка.

Причинение вреда имуществу, сокрытие, передача влекут за собой уголовную ответственность, о чем обязательно должен предупредить пристав (ст.80 п.5). Он также должен взять данные и подпись лица, принявшего на хранение вещи.

Следует заметить, что арест на имущество не может быть наложен, если сумма взыскания менее 3 тыс. рублей (ст.80 п.1.1 № 229).

Запрет на выезд

Действия судебных приставов по исполнительному производству, заключающиеся в наложении временного запрета на выезд из страны регламентированы в ст.67 №229.

Должник не сможет покинуть страну, если сумма взыскания составляет 30 тысяч рублей, в случае взыскания алиментов, возмещение вреда здоровью, потери кормильца 10 тысяч рублей. Если в течение 2 месяцев сумма взыскания не будет погашена, размер пороговой сумы уменьшится до 10 тысяч рублей.

Сроки исполнительных действий

Время, данное законом судебному приставу на выполнение требований исполнительного производства, указано в ст.36 №229. Два месяца — срок для совершения исполнительных действий.

В ряде случаев, он уже установлен в ИП, тогда взыскатель действует согласно указанному времени.

Видео (кликните для воспроизведения).

Например, если в ИП, указано незамедлительное выполнение требований, то совершать ИД должностное лицо должно начать в первый же рабочий день, с момента поступления в орган исполнительной власти.

Следует заметить, что если срок ИД истек, и действия не были совершены, это не означает, что ИП прекращено (36 п.8 №229).

Если возникают вопросы по теме статьи, задайте их в комментариях либо дежурному юристу сайта. Также звоните по указанным телефонам. Мы обязательно ответим и поможем.
[wpmfc_short code=»telefony-verh»]

Принудительный привод должника в исполнительном производстве в 2020 году
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here