Признание потерпевшим по делу об административном правонарушении в 2020 году

Самая важная информация по теме: "Признание потерпевшим по делу об административном правонарушении в 2020 году" с выводами от профессионалов. В случае возникновения вопросов и при необходимости актуализации данных вы можете обратиться к дежурному юристу.

Приложение N 4. Постановление о признании потерпевшим по делу об административном правонарушении

Утверждено
постановлением
администрации
от 29 июля 2015 г. N 806

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
О признании потерпевшим по делу об административном правонарушении

(Ф.И.О. должностного лица, уполномоченного составлять протокол об административном правонарушении), рассмотрев материалы проверки по заявлению (Ф.И.О. гражданина, подавшего жалобу),

(Конкретные обстоятельства дела с указанием времени, даты, места произошедшего события, а также Ф.И.О. лица, привлекаемого к административной ответственности, и лица, права которого нарушены).

В соответствии со ст. 25.2 КоАП РФ потерпевшим признается физическое лицо, которому административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред.

Поскольку (Ф.И.О. лица, права которого нарушены) причинен моральный (физический, имущественный (нужное указать)) вред в результате противоправных действий (Ф.И.О. привлекаемого лица), его (её) следует признать потерпевшим(-ей).

На основании выше изложенного, руководствуясь ст. 25.2, 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Признать (Ф.И.О., дата, место рождения, адрес регистрации/фактического проживания лица, права которого нарушены) потерпевшим(-ей) по делу об административном правонарушении, возбужденном по (норма статьи КоАП РФ, закрепляющая состав правонарушения) в отношении (Ф.И.О. привлекаемого лица).

Разъяснить (Ф.И.О. лица, права которого нарушены) права, предусмотренные ст. 25.2 КоАП РФ, а именно знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.

Вручить копию настоящего постановления (Ф.И.О. лица, права которого нарушены).

Потерпевший(ая):________________ (Ф.И.О. лица, права которого нарушены)

(подпись лица, признанного потерпевшим)

Копию настоящего постановления получил(а):

>
N 5. Определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении
Содержание
Постановление Администрации городского округа «Город Губаха» Пермского края от 29 июля 2015 г. N 806 «Об утверждении.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Статья 25.2. Потерпевший

СТ 25.2 КоАП РФ

1. Потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред.

2. Потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

3. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием потерпевшего. В его отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела и если от потерпевшего не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

4. Потерпевший может быть опрошен в соответствии со статьей 25.6 настоящего Кодекса.

Комментарий к Ст. 25.2 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. По смыслу ст. 52 Конституции РФ закон охраняет права лица, которому причинен физический, имущественный или моральный вред, в том числе вследствие административного правонарушения. Физическое или юридическое лицо, которому причинен такой вред, признается потерпевшим.

2. Причиненный в результате административного правонарушения физический вред, как правило, выражается в легком вреде здоровью. Правонарушения, причинившие тяжкий или средней тяжести вред здоровью, законодатель относит к преступлениям. Легкий вред здоровью связан с его кратковременным (до 21 дня) расстройством или незначительной стойкой (до 10%) утратой общей трудоспособности.

Имущественный вред (например, повреждение автомобиля) в основном является мелким ущербом. Оценка ущерба крайне важна, так как для ряда правонарушений стоимость имущественного ущерба является основанием для отграничения проступков от преступных посягательств.

Согласно комментируемой статье причиненный в результате административного правонарушения вред потерпевшему может быть моральным (например, человеку нанесено личное оскорбление нецензурной бранью — ст. 20.1 КоАП РФ).

3. Законодатель не определяет, какой орган или должностное лицо могут признать физическое или юридическое лицо потерпевшим от административного правонарушения. Однако по смыслу ряда положений КоАП РФ очевидно, что признание лица потерпевшим от правонарушения осуществляется судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело, причем как при составлении протокола об административном правонарушении на стадии возбуждения дела, так и при рассмотрении дела.

4. Решить вопрос о возмещении имущественного ущерба (при отсутствии соответствующего спора между потерпевшим и лицом, совершившим административное правонарушение) одновременно с наложением административного взыскания вправе судья в процессе рассмотрения дела. Возникшие же споры о возмещении имущественного ущерба разрешаются судом только в порядке гражданского судопроизводства. Другие субъекты административной юрисдикции не наделены правом решать вопрос о возмещении имущественного ущерба, причиненного в результате правонарушения. Вопросы, связанные с возмещением морального вреда, причиненного административным правонарушением, также рассматриваются судом в порядке гражданского судопроизводства.

5. Потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по делу (см. комментарий к ст. ст. 24.4, 25.5, 25.13, 26.2, 26.3, 30.1 КоАП РФ), пользоваться иными процессуальными правами. Так, законодатель установил обязанность органов и должностных лиц, возбуждающих дело по административному правонарушению, вручать потерпевшему копию протокола об этом правонарушении (ст. 28.2 КоАП РФ).

Потерпевшему, не владеющему языком, на котором ведется производство по делу, либо являющемуся немым или глухим, предоставляется переводчик или лицо, владеющее навыками сурдоперевода (ст. 25.10 КоАП).

О законных представителях физических и юридических лиц см. соответственно комментарий к ст. ст. 25.3 и 25.4 КоАП РФ.

6. Одно из важнейших прав потерпевшего — заявлять ходатайства, в том числе о привлечении и заслушивании специалиста, назначении по делу экспертизы, предлагать вопросы, выносимые на разрешение эксперта (см. комментарий к ст. 26.4 КоАП РФ). Ходатайство должно быть заявлено потерпевшим в письменной форме и подлежит немедленному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело.

Читайте так же:  Отличие административной ответственности от уголовной и дисциплинарной в 2020 году

7. Как отмечалось, потерпевшему предоставлено право давать объяснения. Формально в комментируемой статье ничего не говорится об обязанности потерпевшего явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело, однако указывается, что потерпевший может быть опрошен по правилам, предусмотренным ст. 25.6 КоАП РФ для свидетеля (см. комментарий к ст. 25.6 КоАП РФ).

Представляется, что в праве опроса потерпевшего в качестве свидетеля имеется серьезное законодательное противоречие. С учетом положений ст. 51 Конституции РФ и ст. 25.6 КоАП РФ о том, что никто не обязан свидетельствовать против себя самого, очевидна возможность отказа потерпевшего от дачи показаний в качестве свидетеля. Потерпевший вправе считать, что все необходимое он уже изложил в ранее данных объяснениях, а его ответы в процессе опроса как свидетеля будут истолкованы не в его пользу и лишь улучшат положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.

8. Комментируемой статьей установлено, что дело об административном правонарушении разбирается с участием потерпевшего. В его отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела и если от потерпевшего не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

[ВОПРОС-ОТВЕТ] Какой порядок признания потерпевшим при производстве по делам об административных правонарушениях? Выносится ли при этом какой-либо процессуальный документ?

Ответ: Потерпевшим является лицо, которому административным правонарушением причинен моральный, физический или имущественный вред (ст. 284 КоАП РСФСР). В соответствии со ст. 234 КоАП РСФСР о совершении административного правонарушения составляется протокол (постановление) уполномоченным на то должностным лицом, представителем тех органов, которые правомочны рассматривать дела об административных правонарушениях. В соответствии со ст. 235 КоАП РСФСР в протоколе указываются фамилия, имя, отчество и адрес потерпевшего, помимо этого иные сведения, необходимые для разрешения дела. Протокол подписывается потерпевшим, а его копия немедленно после составления вручается потерпевшему по его просьбе. Для признания лица потерпевшим необходимо предоставить доказательства причинения вреда, а уполномоченные на то должностные лица проверяют наличие причинно — следственной связи между административным правонарушением и нанесенным ущербом.
——————————————————————

По-видимому, ссылаясь на ст. 284 КоАП РСФСР, автор имел в виду ст. 248 КоАП РСФСР.
——————————————————————
В новом административном законодательстве права потерпевшего расширены: согласно ст. 25.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, подписанного Президентом РФ 30 декабря 2001 г., дело рассматривается с его участием. Однако порядок признания потерпевшим остался без изменений. Данные о потерпевших (при их наличии) включаются в протокол о правонарушении (ст. 28.2).
Н.ПУТЯЙКИНА

Примерная форма заявления о признании потерпевшим по делу об административном правонарушении (подготовлено экспертами компании «Гарант»)

Настоящая форма разработана в соответствии с положениями статьи 25.2 КоАП РФ.

[ Наименование органа, должностного лица,

в производстве которого находится дело ]

от [ Ф. И. О. заявителя ]

Заявление
о признании потерпевшим по делу об административном правонарушении

В вашем производстве находится дело об административном правонарушении N [ вписать нужное ], возбужденное по ч. [ значение ] ст. [ значение ] Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении [ Ф. И. О. лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ]. (Протокол об административном правонарушении N [ вписать нужное ] от [ число, месяц, год ] составлен [ указать уполномоченное должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении ]).

В результате совершения административного правонарушения мне был причинен [ физический/имущественный/моральный вред ], а именно: [ вписать нужное ].

В соответствии со ст. 25.2 КоАП РФ потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред.

На основании изложенного и, руководствуясь ч. 1 ст. 25.2 КоАП РФ, прошу:

1. Признать [ Ф. И. О. заявителя ] потерпевшим по делу об административном правонарушении N [ значение ].

1. [ Документы, подтверждающие позицию заявителя ].

[ число, месяц, год ]

[ подпись, инициалы, фамилия ]

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Примерная форма заявления о признании потерпевшим по делу об административном правонарушении

Разработана: Компания «Гарант», декабрь 2013 г.

Статья 28.6 КОАП РФ. Назначение административного наказания без составления протокола

1. В случае, если непосредственно на месте совершения физическим лицом административного правонарушения уполномоченным на то должностным лицом назначается административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа, протокол об административном правонарушении не составляется, а выносится постановление по делу об административном правонарушении в порядке, предусмотренном статьей 29.10 настоящего Кодекса. Копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку лицу, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе. В случае отказа от получения копии постановления она высылается лицу, в отношении которого вынесено постановление, по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

1.1. Утратил силу. — Федеральный закон от 18.07.2011 N 225-ФЗ.

2. В случае, если лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, оспаривает наличие события административного правонарушения и (или) назначенное ему административное наказание, составляется протокол об административном правонарушении, который приобщается к вынесенному в соответствии с частью 1 настоящей статьи постановлению.

5. В случае, если лицо, указанное в части 4 настоящей статьи, не признало наличие события вменяемого административного правонарушения, составляется протокол об административном правонарушении и дело об административном правонарушении рассматривается в порядке, предусмотренном статьей 29.7 настоящего Кодекса.

Комментарии к ст. 28.6 КОАП РФ

1. В специально установленных Кодексом случаях предусмотрено осуществление производства по делу об административном правонарушении в особом, упрощенном порядке: без составления протокола об административном правонарушении.

2. Во-первых, это касается случаев, когда за совершение физическим лицом правонарушения назначается административное наказание в виде предупреждения либо административного штрафа.

При этом уполномоченным на то должностным лицом (см. комментарий к ст. 28.3) непосредственно на месте совершения нарушения выносится постановление по делу, которое оформляется в обычном порядке, предусмотренном в ст. 29.10 Кодекса (см. комментарий к ст. 29.10). Копия постановления вручается под расписку лицу, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе.

Читайте так же:  Процент выплаты алиментов

3. Во-вторых, это касается случаев совершения нарушений при осуществлении исполнительного производства, предусмотренных ч. ч. 1 и 3 ст. 17.14 и ст. 17.15 Кодекса. При этом рассмотрение дел, назначение и исполнение административных наказаний осуществляются в порядке, предусмотренном Кодексом, с учетом особенностей, установленных Федеральным законом от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (с изм. и доп.).

4. Если нарушитель оспаривает факт совершения нарушения, его юридическую оценку и (или) назначенное наказание, то происходит переход к обычному производству по делу об административном правонарушении. В этом случае составляется протокол об административном правонарушении (см. комментарий к ст. 28.2).

5. В-третьих, это касается случаев выявления правонарушений в области дорожного движения (гл. 12 Кодекса), которые зафиксированы с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств (имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи) или средств фото- и киносъемки, видеозаписи (см. комментарий к ст. 26.8).

При этом постановление по делу выносится без участия лица, в отношении которого возбуждено данное дело, и оформляется в обычном порядке, установленном в ст. 29.10 Кодекса.

Копии вынесенного постановления по делу и материалов, полученных с применением указанных технических средств, направляются по почте заказным почтовым отправлением лицу, в отношении которого возбуждено дело, в течение трех дней со дня вынесения постановления.

Статья 25.3 КОАП РФ. Законные представители физического лица

1. Защиту прав и законных интересов физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или потерпевшего, являющихся несовершеннолетними либо по своему физическому или психическому состоянию лишенных возможности самостоятельно реализовать свои права, осуществляют их законные представители.

2. Законными представителями физического лица являются его родители, усыновители, опекуны или попечители.

3. Родственные связи или соответствующие полномочия лиц, являющихся законными представителями физического лица, удостоверяются документами, предусмотренными законом.

4. Законные представители физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевшего имеют права и несут обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом в отношении представляемых ими лиц.

5. При рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенном лицом в возрасте до восемнадцати лет, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие законного представителя указанного лица.

Комментарии к ст. 25.3 КОАП РФ

1. В соответствии с действующим гражданским и семейным законодательством законным представителем физического лица является лицо, правомочное выступать в защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, а также других граждан, которые в силу своего физического или психического состояния не могут лично осуществлять свои права и обязанности. Законные представители защищают также права и законные интересы недееспособных и ограниченно дееспособных лиц.

Законные представители физических лиц исходя из содержания комментируемой статьи могут выступать в интересах лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а также потерпевшего. В статье конкретизируются субъекты, чьи интересы могут быть представлены законными представителями.

2. Законными представителями несовершеннолетних являются прежде всего родители, усыновители, а в определенных случаях — опекуны и попечители. Отметим, что несовершеннолетние начиная с 16-летнего возраста сами являются субъектами административной ответственности и рассматриваются как лица, обладающие в определенной степени административной дееспособностью.

3. Законными представителями лица, которое по своему физическому или психическому состоянию лишено возможности самостоятельно реализовать свои права, могут выступать также его родители, усыновители, опекуны и попечители.

4. Представляя интересы указанных выше физических лиц, законные представители обязаны предъявить документы, удостоверяющие их полномочия, т.е. подтверждающие их статус в качестве законных представителей (паспорт, свидетельство о рождении, решение суда об установлении усыновления, об установлении опеки или попечительства).

5. Законные представители в отношении представляемых ими лиц имеют права и несут обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом (см. ст. ст. 25.1, 25.2), и совершают от имени представляемых все процессуальные действия, право совершения которых принадлежит представляемым.

6. При рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенном лицом, не достигшим 18-летнего возраста, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, вправе признать обязательным присутствие законного представителя указанного лица.

Видео (кликните для воспроизведения).

В соответствии со ст. 27.15 Кодекса в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 29.4, а также п. 8 ч. 1 ст. 29.7, применяется привод законного представителя несовершеннолетнего лица, привлекаемого к административной ответственности. Привод осуществляется органом внутренних дел (полиции) на основании определения судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении.

7. В необходимых случаях законный представитель может выступить в процессе одновременно и в качестве свидетеля по делу об административном правонарушении, если ему известны какие-либо обстоятельства, подлежащие установлению по данному делу.

lawor › Блог › Право потерпевшего на участие в деле при ДТП

Право потерпевшего на участие в деле при ДТП

Справка о судебной практике Костромского областного суда по делам об административных правонарушениях за второе полугодие 2014 года.

8. Право потерпевшего на участие в деле об административном правонарушении должно быть обеспечено независимо от того, является ли наступление последствий признаком состава административного правонарушения.

Постановлением должностного лица органов внутренних дел … признан виновным в том, что он, управляя автомобилем «…» и двигаясь по второстепенной дороге, не уступил дорогу автомобилю «…» под управлением …, приближающемуся по главной дороге, совершил дорожно-транспортное происшествие, причинив механические повреждения автомобилю «…», и привлечен к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 1 000 рублей по ч. 2 ст. 12.13 КоАП РФ.

Судьей … районного суда … области решением от … года по жалобе … постановление о назначении административного наказания отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Определением судьи … районного суда … области жалоба К. на решение судьи возвращена заявителю в связи с отсутствием у него права на обжалование решения по делу об административном правонарушении.

Решение судьи об отмене постановления о назначении административного наказания и прекращении производства по делу, а также определение суди о возвращении … жалобы на это решение отменены по следующим основаниям.

В силу ч. 1 ст. 25.2 КоАП РФ потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред. При этом согласно п. 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» право потерпевшего на участие в деле об административном правонарушении должно быть обеспечено независимо от того, является ли наступление последствий признаком состава административного правонарушения.

Читайте так же:  Произведениями перешедшими в общественное достояние может пользоваться в 2020 году

Из материалов дела следует, что … являлся участником дорожно-транспортного происшествия как водитель автомобиля «…». То обстоятельство, что автомобиль находится в собственности юридического лица, где … работает водителем, не дает оснований полагать, что ему в результате дорожно-транспортного происшествия не был причинен вред, в том числе моральный.

В соответствии с ч. 2 ст. 118 и ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Судебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязанность суда по созданию на всех стадиях административного судопроизводства равных условий для осуществления сторонами принадлежащих им процессуальных прав.

Согласно ст.ст. 25.2, 30.1 и 30.9 КоАП РФ потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении, обжаловать постановление и решение по делу об административном правонарушении.

В материалах дела об административном правонарушении сведения об извещении потерпевшего … о рассмотрении судом дела об административном правонарушении отсутствуют, не участвовал он и в судебном заседании.

Вместе с тем в решении судьи приведены суждения о нарушении Правил дорожного движения …

Невыполнение требований закона о всестороннем, полном и объективном рассмотрении дела является существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, влекущим отмену решения судьи … районного суда … области и его определения.

Источник: сайт Костромского областного суда

Кто признается потерпевшим по делу об административном правонарушении

Признание потерпевшим по делу об административном правонарушении

По жалобам жителей дома в Госжилинспекцию ей была проведена проверка управляющей компании и выявлено нарушение, заключающееся в не проведении перерасчета за коммунальные услуги. По результатам проверки ГЖИ вынесло предписание УК о проведении перерасчета и возврату излишне уплаченных средств всем собственникам и нанимателям помещений в доме.

УК не исполняло предписание, после чего по моей жалобе была проведена повторная проверка и ГЖИ выписало УК протокол об административном решении, передало дело мировому судье.

Мировой судья постановил наложить на УК штраф.

Сейчас УК обжалует решение мирового судьи в городском суде. Параллельно с этим УК обжалует первоначальное предписание ГЖИ о проведении перерасчета в Арбитражном суде.

ГЖИ защищает свое решение и права собственников очень вяло и есть опасность, что апелляционные суды могут встать на сторону УК.

В связи с этим решил взять

Возможно ли наличие потерпевших по делам об административных правонарушениях с формальным составом?

Правоохранительная деятельность by narodirossii • 01.01.2015 Как следует из содержания ст.

25.2 КоАП, привлечение потерпевшего в качестве участника производства по делу об административном правонарушении не ставится в зависимость от того, является ли состав административного правонарушения формальным или материальным.

Это особенно важно учесть, поскольку на первых этапах применения КоАП имели место случаи, когда право лица на участие в деле в качестве потерпевшего необоснованно ограничивалось только теми составами правонарушений, которые являются материальными.

Кардинальный поворот в решении данного вопроса произошел после принятия Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 5, который подтвердил несостоятельность такого подхода (п. 11) . ——————————– Верховный Суд РФ и ранее формулировал данное положение.

Решение № 2-А-486/2017 2А-486/2017 2А-486/2017

М-474/2017 М-474/2017 от 14 июля 2017 г.

по делу № 2-А-486/2017

ФИО3 в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен в установленном законом порядке. Суд, заслушав мнение представителя административных ответчиков, изучив материалы проверки по обращению ФИО4 № от ДД.ММ.ГГГГ пришел к следующему.В соответствии со ст.

гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие)

Вопросы административно-процессуального статуса потерпевшего в производстве по делам об административных правонарушениях

УДК 342.565.4 Страницы в журнале: 114-118 Д.Н.

БАХРАХ, доктор юридических наук, профессор, Е.С.

ГЕРМАН (Сибирский университет потребительской кооперации) В статье рассматриваются вопросы, связанные с административно-процессуальным статусом потерпевшего в производстве по делу об административном правонарушении; анализируются нормы законодательства; обосновывается необходимость внесения изменений в КоАП РФ. Ключевые слова: потерпевший, производство по делу об административном правонарушении, ущерб, протокол об административном правонарушении. In article the questions connected with the administrative-remedial status of the victim in manufacture on affairs about administrative offences are considered; norms of the legislation are analyzed; necessity of modification for KoAP is proved by the Russian Federation.

Статья 25.2 КОАП РФ. Потерпевший

3. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием потерпевшего.

В его отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела и если от потерпевшего не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Статья 25.2. Потерпевший

СТ 25.2 КоАП РФ 1. Потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред.

3. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием потерпевшего.

В его отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела и если от потерпевшего не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения. 4. Потерпевший может быть опрошен в соответствии со статьей 25.6 настоящего Кодекса. 1.

О признании Российской Федерации потерпевшим по делам об административных правонарушениях в области лесопользования Текст научной статьи по специальности «Государство и право.

А. Яковлева* о признании российской федерации потерпевшим по делам об административных правонарушениях в области лесопользования Особенность производства по делам об административных правонарушениях в области лесопользования заключается в том, что потерпевшим по данной категории дел является собственник лесного участка — Российская Федерация.

Предлагается на законодательном уровне (в КоАП РФ) признать Российскую Федерацию потерпевшим в производстве по делам об административных правонарушениях в области не только лесопользования, но и охраны окружающей среды и природопользования. Ключевые слова: административные правонарушения, лесопользование, потерпевший, производство по делам об административных правонарушениях A feature of the cases of administrative violations in forest management is a special position of the victim — the owner of the forest area — the Russian Federation.

Читайте так же:  Принимает федеральные законы разрабатывает государственный бюджет в 2020 году

Права и обязанности потерпевшего в административном правонарушении: все, что нужно знать

› Потерпевший по делу об административном правонарушении — это лицо, которому в результате совершения данного деяния причинен имущественный, моральный или физический вред. Права потерпевшего по административному делу предусматриваются Кодексом об административных правонарушениях. Скачать для просмотра и печати:Под административным правонарушением понимается деяние, которое посягает на государственный или общественный порядок, права и свободы граждан, а также на структуру управления, которая существует в государстве.Деяние выражается в форме действия или бездействия.

Ему присущ антиобщественный характер.

Кто может быть признан потерпевшим по делу об административном правонарушении в области дорожного движения?

Стр 13 из 43 Согласно ч.

1 ст. 25.2 КоАП потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которому административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред.

Статья 25.2 КОАП РФ. Потерпевший

1. Потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред.

2. Потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

3. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием потерпевшего. В его отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела и если от потерпевшего не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

4. Потерпевший может быть опрошен в соответствии со статьей 25.6 настоящего Кодекса.

Комментарии к ст. 25.2 КОАП РФ

1. Статья 52 Конституции РФ в соответствии с Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод и другими международно-правовыми документами устанавливает, что права потерпевших от преступлений и злоупотреблений власти охраняются законом. Нормы комментируемой статьи Кодекса направлены на обеспечение прав граждан и юридических лиц, которым причинен ущерб в результате административных правонарушений, и тем самым на реализацию конституционного принципа охраны прав и законных интересов граждан и их организаций от любых неправомерных действий.

2. В части 1 данной статьи дается определение понятия «потерпевший» и перечисляются возможные виды причиненного вреда: физический, имущественный, моральный. Все три вида вреда могут быть причинены физическому лицу. Как правило, юридическому лицу может быть причинен имущественный ущерб, но вместе с тем в результате административного правонарушения может пострадать деловая репутация организации.

3. При рассмотрении дела об административном правонарушении судья, орган, должностное лицо должны оценивать последствия неправомерных действий и разъяснять потерпевшему его право обратиться с гражданским иском о возмещении ущерба в соответствующий суд. Необходимо также учитывать нормы ст. 4.7 Кодекса, согласно которой судья, рассматривая дело об административном правонарушении, вправе при отсутствии спора о возмещении имущественного ущерба одновременно с назначением административного наказания решить вопрос о возмещении имущественного ущерба. Если дело рассматривается иным органом или должностным лицом, вопросы возмещения имущественного ущерба разрешаются судом в порядке гражданского судопроизводства.

4. Комментируемая статья (ч. 2) определяет права потерпевшего в производстве по делу об административном правонарушении (по сути, аналогичные правам лица, привлекаемого к административной ответственности): знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по делу (см. комментарий к ст. ст. 24.4, 25.1, 25.5, 28.1.1, 28.2, 30.1). Потерпевший вправе знакомиться с содержанием протокола об административном правонарушении, представлять свои замечания и объяснения, требовать предоставления ему копии протокола. Потерпевшему вручаются копия постановления по делу и по его требованию иные процессуальные документы, принятые в ходе рассмотрения дела. Его ходатайства об отводе лица, участвующего в деле, или об отводе лица, рассматривающего дело, подлежат обязательному и немедленному рассмотрению.

5. Потерпевший обязан явиться по извещению субъекта административной юрисдикции, дать правдивые объяснения, сообщить все известное ему по делу и ответить на поставленные вопросы, хотя перечисленные обязанности непосредственно не упомянуты в данной статье.

6. Комментируемая статья (ч. 3) гарантирует потерпевшему право участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении, что предопределяет обязанность судьи, органа, должностного лица принять своевременные меры к извещению потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела.

7. Часть 4 комментируемой статьи предоставляет возможность субъекту административной юрисдикции допросить потерпевшего в качестве свидетеля по делу об административном правонарушении (см. комментарий к ст. ст. 25.6, 29.4, 29.7).

Российское административное право

Потерпевший

В соответствии со ст. 52 Конституции РФ права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство должно обеспечивать потерпевшим возможность получать компенсацию за причиненный ущерб. По смыслу этой статьи Конституции РФ законом также охраняются права лица, которому причинен физический, имущественный или моральный вред вследствие совершения административного правонарушения. Физическое или юридическое лицо, которому причинен такой вред, признается потерпевшим.

Таким образом, в деле об административном правонарушении потерпевшим является физическое или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред.

Причиненный в результате совершения административного правонарушения физический вред потерпевшему (например, в результате побоев при мелком хулиганстве), как правило, выражается в легком вреде его здоровью. Правонарушения, следствием которых является причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, законодатель относит к преступлениям.

Легкий вред здоровью потерпевшего связывается с кратковременным расстройством здоровья или незначительной стойкой утратой общей трудоспособности. Кратковременным расстройством здоровья признается заболевание или нарушение функций какого-либо органа продолжительностью не менее шести дней, но не более трех недель. Незначительная утрата трудоспособности заключается в стойкой утрате общей трудоспособности (в результате нанесенного повреждения) до 10%.

Имущественный вред, причиненный потерпевшему в результате совершения административного правонарушения (например, повреждение автомобиля вследствие нарушения Правил дорожного движения), в основном является мелким ущербом. При принятии решения по делу об административном правонарушении стоимостная оценка ущерба нередко крайне важна, так как для ряда правонарушений стоимость имущественного ущерба вообще является основанием для отграничения проступков от преступных посягательств.

Причиненный в результате административного правонарушения вред потерпевшему может быть моральным (когда, например, человеку нанесено личное оскорбление нецензурной бранью).

Законодатель не определяет, какой орган или должностное лицо могут признать физическое или юридическое лицо потерпевшим от административного правонарушения. В отличие от уголовно-процессуального законодательства ни ст. 25.2 КоАП РФ, ни другие его статьи не устанавливают специального процессуального порядка признания лица потерпевшим.

Читайте так же:  Увольнение материально ответственного лица по собственному желанию в 2020 году

Однако по смыслу ряда положений КоАП РФ очевидно, что признание лица потерпевшим от административного правонарушения осуществляется судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело.

При этом лицо может быть признано потерпевшим как при составлении протокола об административном правонарушении на стадии возбуждения дела, так и при рассмотрении дела. Об этом свидетельствуют положение ст. 28.2 КоАП РФ, предусматривающее отражение в протоколе об административном правонарушении сведений о потерпевших (если они имеются), а также положение ст. 29.10 Кодекса о том, что если при решении вопроса о назначении судьей административного наказания за административное правонарушение одновременно решается вопрос о возмещении имущественного ущерба, то в постановлении по делу об административном правонарушении указываются размер ущерба, подлежащего возмещению, сроки и порядок его возмещения.

Решить вопрос о возмещении имущественного ущерба, причиненного в результате совершения административного правонарушения (при отсутствии соответствующего спора между потерпевшим и лицом, его совершившим), одновременно с назначением административного наказания вправе судья в процессе рассмотрения дела об этом правонарушении. Возникшие же споры о возмещении имущественного ущерба разрешаются судом в порядке гражданского судопроизводства.

Другие субъекты административной юрисдикции не наделены правом решать вопрос о возмещении имущественного ущерба, причиненного в результате совершения правонарушения, он разрешается только судом в порядке гражданского судопроизводства. Вопросы, связанные с возмещением морального вреда, причиненного административным правонарушением, также рассматриваются судом в порядке гражданского судопроизводства.

Потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами. Крайне важно, например, что законодатель установил обязанность органов и должностных лиц, возбуждающих дело по административному правонарушению, вручать потерпевшему копию протокола об этом правонарушении (ст. 28.2 КоАП РФ).

Потерпевшему, не владеющему языком, на котором ведется производство по делу, являющемуся немым или глухим, предоставляется переводчик или лицо, владеющее навыками сурдоперевода, т.е. понимающее знаки немого или глухого. Это дает возможность потерпевшему активно участвовать в рассмотрении дела, защищать свои права и законные интересы, пользоваться услугами лиц, которым они доверяют, что, безусловно, способствует полному, всестороннему и объективному рассмотрению дела.

В соответствии с положениями КоАП РФ защиту прав и законных интересов потерпевшего, являющегося несовершеннолетним либо по своему физическому или психическому состоянию лишенным возможности самостоятельно реализовывать свои права, осуществляет его законный представитель. Законными представителями могут быть его родители, усыновители, опекуны или попечители. Защиту прав и законных интересов юридического лица, являющегося потерпевшим, осуществляют его законные представители.

Среди указанных выше прав потерпевшего одним из важнейших является право заявлять ходатайства. Проиллюстрируем полезность реализации этого права на следующем примере. Поскольку степень причиненного потерпевшему физического или имущественного вреда должна учитываться при определении тяжести правонарушения и меры наказания, потерпевшему в ряде случаев желательно производство соответствующей экспертизы.

Производство экспертиз и проведение исследований нередко необходимо и в других случаях для всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела и установления вины лица, в отношении которого ведется производство по делу.

В этой связи важно, что потерпевший вправе заявлять ходатайства, в том числе о привлечении и заслушивании специалиста, назначении по делу экспертизы, предлагать вопросы, выносимые на разрешение эксперта. При этом заявлять ходатайства потерпевший может уже при составлении протокола на стадии возбуждения дела об административном правонарушении. Ходатайство должно быть заявлено потерпевшим в письменной форме и подлежит немедленному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело.

Как отмечалось, потерпевшему предоставлено право давать объяснения. Такое право следует понимать как право потерпевшего давать объяснения по собственной инициативе. Формально в ст. 25.2 КоАП РФ ничего не говорится об обязанности потерпевшего явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, и дать правдивые показания, однако указывается, что потерпевший может быть опрошен по правилам, предусмотренным для свидетеля ст. 25.6 КоАП РФ. В этом случае потерпевший, как и свидетель, обязан явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, и дать правдивые показания: сообщить все известное ему по делу, ответить на поставленные вопросы. Показания потерпевшего, данные им как по собственной инициативе, так и по требованию судьи, органа, должностного лица, являются источником доказательств по делу.

Однако в возможности опроса потерпевшего в качестве свидетеля видится серьезное противоречие. Дело в том, что с учетом положений ст. 51 Конституции РФ и ст. 25.6 КоАП РФ о том, что никто не обязан свидетельствовать против себя самого, очевидна возможность отказа потерпевшего от дачи показаний в качестве свидетеля.

Потерпевший вправе считать, что все необходимое он уже изложил в ранее данных объяснениях, а его ответы в процессе опроса как свидетеля будут истолкованы не в его пользу и лишь улучшат положение лица, в отношении которого ведется производство по делу. Кроме того, использование свидетельских показаний потерпевшего обусловливает обвинительный уклон производства по делу об административном правонарушении.

В принципе в своих показаниях потерпевший вправе затрагивать любые вопросы, если считает, что они имеют значение для дела. Он может, в частности, сообщить данные об отягчающих обстоятельствах, причинах и условиях, способствующих совершению данного правонарушения. Показания потерпевшего могут касаться характеристики лица, в отношении которого ведется производство по делу, свидетелей, взаимоотношений с ними и между ними и т.д.

До вступления в силу КоАП РФ при рассмотрении дел об административных правонарушениях было обязательно присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу (за исключением случаев, оговаривавшихся в законе). Необходимость присутствия при рассмотрении дела потерпевшего не предусматривалась. Статьей 25.2 КоАП РФ установлено, что дело об административном правонарушении рассматривается с участием потерпевшего.

Видео (кликните для воспроизведения).

В его отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела и если от потерпевшего не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо такое ходатайство оставлено без удовлетворения. Это способствует активному участию потерпевшего в рассмотрении дела, защите своих прав и законных интересов, полному, всестороннему и объективному выяснению всех обстоятельств совершения административного правонарушения.

Признание потерпевшим по делу об административном правонарушении в 2020 году
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here