Призыв в армию конституция

Самая важная информация по теме: "Призыв в армию конституция" с выводами от профессионалов. В случае возникновения вопросов и при необходимости актуализации данных вы можете обратиться к дежурному юристу.

Статья 59 Конституции России

Текст Ст. 59 Конституции РФ в действующей редакции на 2019 год:

1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.

3. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

Комментарий к Ст. 59 Конституции Российской Федерации

1. Часть первая комментируемой статьи устанавливает обязанность по защите Российской Федерации. Формулировка указанной нормы характерна двумя особенностями. Во-первых, Конституция РФ указывает на «долг и обязанность», имея в виду не только юридический, но и моральный аспект рассматриваемой обязанности. Во-вторых, Конституция РФ говорит об обязанности гражданина РФ защищать Отечество, опять-таки подчеркивая особый моральный характер данной юридической обязанности. При этом, в отличие от иных конституционных норм, данная норма обращена только к гражданам России.

Законодательство РФ вместо термина «защита» использует термин «оборона», понимая под ней систему политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженную защиту Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории*(279).

2. Часть вторая комментируемой статьи устанавливает обязанность гражданина России нести военную службу. Порядок несения службы определяется федеральным законом. Таким образом, Конституции России не противоречит ни существующие положения об обязательной службе по призыву, ни введение добровольной военной службы по контракту с последующей отменой службы по призыву.

Федеральный закон, о котором упоминает Конституция РФ, — это Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»*(280). Помимо непосредственно военной службы закон включает в содержание воинской обязанности воинский учет, обязательную подготовку к военной службе, пребывание в запасе, призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

Закон определяет военную службу как особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также во внутренних войсках Министерства внутренних дел РФ, в войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки РФ, органах федеральной службы безопасности, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а также иностранными гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах.

Срок военной службы устанавливается в зависимости от статуса призывника: с 1 января 2008 г. — 12 месяцев.

Призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе. На военную службу не призываются граждане, которые освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу. Военная служба по призыву осуществляется по экстерриториальному принципу — в ином субъекте РФ по отношению к тому, где проживает призывник. Это еще более усложняет прохождение такого вида военной службы.

Таким образом, в России установлена обязательная военная служба по призыву мужчин — граждан Российской Федерации. При этом граждане РФ (включая женщин) и иностранные граждане вправе добровольно проходить военную службу по контракту. При этом военная служба по призыву является основным способом комплектования Вооруженных Сил РФ, хотя в последние время предпринимаются меры у увеличению числа военнослужащих по контракту и сокращению продолжительности военной службы по призыву.

3. Часть третья комментируемой статьи устанавливает исключения из круга лиц, на которых может быть возложена обязанность несения военной службы.

Перечень таких возможных исключений уставлен Конституцией РФ открытым. Прямо упомянуты только граждане РФ, для которых несение военной службы противоречит убеждениям или вероисповеданию. Иные случаи могут предусматриваться в федеральных законах. Так, Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» закрепляет, что право на замену военной службы альтернативной предоставляется также, если гражданин относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами*(281).

Отметим, что норма, установленная частью третьей комментируемой статьи, имеет смысл только в случае наличия в законодательстве России обязанности несения военной службы по призыву. Если поступление на военную службу будет когда-либо осуществляться исключительно в добровольном порядке по контракту, необходимость в альтернативной гражданской службе отпадет.

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 113-ФЗ определяет альтернативную гражданскую службу как особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву. Данный Закон, прямо предусмотренный частью третьей комментируемой статьи, принимался с большим трудом и вступил в силу только с 1 января 2004 г. Многие недостатки этого Закона обусловлены именно сложностями его принятия.

Источник: http://konstrf.ru/59

Обязательный призыв в армию

Говоря о дискриминации мужчин в России, первое, о чем нужно сказать — о существующем до сих пор рабском воинском призыве в армию исключительно мужчин.

Согласно п. 1 ст. 22 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет.

Это ярчайший пример дискриминации по половому признаку. В то время, как девушки призывного возраста получают образование, начинают карьеру и создают семьи, наслаждаются всей полнотой прав личности и свободой передвижения, молодые люди подвергаются обязательному рабскому призыву или уголовному преследованию за уклонение от службы по ст. 328, ч. 1 Уголовного Кодекса РФ.

Заметим, что женщины не обязаны нести не только армейскую службу, но не несут и альтернативную, гражданскую, хотя такая служба формально имеется. Вообще, для граждан женского пола не существует никакой обязанности, симметричной обязательному призыву мужчин.

Мужская обязанность нести срочную службу не компенсирована со стороны государства никакими дополнительными правами или льготами (например, льготной ипотекой, внеконкурсными местами в ВУЗах, частичным освобождением от налогов или прибавкой к пенсионным накоплениям).

Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» — грубейшее попрание конституционного принципа равенства прав и свобод граждан (Ст. 19 Конституции РФ) и принципа равной обязанности граждан РФ по защите Отчизны (Ст. 59 Конституции РФ).

Дискриминация мужчин, связанная с обязательной воинской службой, заключается не только в призыве как таковом. Это и обязательная постановка мужчин на учет в военкомате, медицинские комиссии с детского возраста и до призыва, это военно-учетные столы в ВУЗах и на предприятиях. Наличие военного билета (что чаще всего автоматически означает состоявшуюся призывную службу) необходимо для доступности для мужчины части гражданских прав и осуществления определенной деятельности. Скажем, военный билет (или приписное свидетельство) нужен абитуриентам-мужчинам, желающим поступить в ВУЗ, или среднее специальное учебное заведение. Если абитуриенту исполнилось 18 лет, документы на поступление без военного билета у него в ряде институтов попросту не примут.

Читайте так же:  Водительские права военный билет

Отсутствие военного билета всегда является основанием для непринятия на официальную работу. Сложно получить справку для водительских прав без военного билета. И так далее, и тому подобное. Жизнь гражданина РФ мужского пола без военного билета хотя и возможна, но очень затруднена.

Обязательный призыв в армию — это необходимость посещать военную кафедру в ВУЗе в течении продолжительного времени, — для тех студентов мужского пола, которые не хотели бы служить на общих основаниях. Для студенток дни военной кафедры — свободные дни, которые они посвящают учебе или личным делам.

Порядки, царящие в армии, сам характер службы — тема отдельного большого разговора.

“Оглянитесь вокруг. Во всех странах есть армии. В нашем государстве армии нет. Вернее, то, что у нас называется армией, по сути, армией не является. Это небоеспособное стадо невольников, которых наловили и насильно пригнали в места лишения свободы. Там царят нравы по дикости хуже тюремных, и родители никогда не знают, вернется их отпрыск из этой «армии» живым, покалеченным или в гробу. Солдат там заставляют побираться, просить милостыню у прохожих и приносить из увольнения «старикам» и офицерам деньги. Их пытают, калечат и доводят до самоубийства, если они не откупаются от армейских преступников.”

(Никонов А.П., “За фасадом империи. Краткий курс отечественной мифологии”)

В последнее время ситуация стала меняться в лучшую сторону. Происходит постепенная гуманизация военной службы и улучшение качества жизни призывников. В частности, срок обязательной службы снижен до года, срочникам разрешили пользоваться мобильными телефонами и интернетом. Россия постепенно движется к полностью контрактной армии: в 2014 году численность контрактников превысила число служащих по обязательному призыву.

Однако обязательный призыв до сих пор существует и является грубейшей дискриминацией мужчин, а сама служба подразумевает приостановку существенной части гражданских прав и свобод призывников. К концу 2017 года количество срочников все еще должно составить 300 тыс.

Источник: http://lovewhy.ru/obyazatelnyj-prizyv-v-armiyu/

Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 16.12.2019) «О воинской обязанности и военной службе» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020)

О ВОИНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ И ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ

Принят
Государственной Думой
6 марта 1998 года

Одобрен
Советом Федерации
12 марта 1998 года

Настоящий Федеральный закон осуществляет правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы в Российской Федерации иностранных граждан.

Источник: http://www.zakonrf.info/zakon-voinskiy/

Статья 59 Конституции Российской Федерации

Часть 1 статьи 59 Конституции Российской Федерации: Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

Табалов Алексей Викторович, директор Фонда поддержки гражданских свобод «Правовая миссия», руководитель проекта «Школа призывника».

Часть 1 статья 59 Конституции РФ гласит, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

Удивительно, но такая трактовка почти полностью перекочевала в конституцию новой демократической России из ст. 62 и ст. 63 Конституции СССР, и, как говорят разработчики, стала уступкой ретроградам в торговле за весь текст основного закона в целом. Цену эту уступки мы, общество, ощущаем на себе и по сей день.

Понятия о «священном долге» и «почетной обязанности» могли появиться только в таком тоталитарном и идеологизированном государстве, каким был СССР, где права человека были нонсенсом. Все и вся там было подчинено только одной цели – всемирной победе коммунизма. А обеспечивать эту победу должна была многочисленная Советская Армия, в основе которой лежала всеобщая воинская повинность.

Стоит ли говорить, что с 1977 года, когда была принята Конституция СССР, изменилась не только политическая карта мира, перестала существовать коммунистическая империя, а новая Россия провозгласила курс, прежде считавшийся чуждым советскому человеку. Кончилась «холодная война», но в мире возникли новые, доселе неизвестные факторы нестабильности и угрозы. Армии многих государств реформировались и перешли на совершенно иные принципы комплектования и управления, приводя их в соответствие новым реалиям. Только российская армия так и осталась советской.

Сама главными изъянами положений 59 статьи российской Конституции, на мой взгляд, является узаконенное насилие и крепостничество в форме обязательного призыва на военную службу. Если гражданин попал в российскую армию, то априори считается, что он попадает во временное рабство, в зону правового отчуждения, где фактически не действуют права человека. Военнослужащий же до сих пор рассматривается как крепостной при армии, как всего лишь расходный материал, чьи права ничтожны перед политическими и идеологическими амбициями руководства страны. До сих пор у нас в массовом сознании нет даже и намека на то, что военнослужащий – это ровно такой же гражданин, как и обычные граждане, обладающий всеми правами и обязанностями, но всего лишь одетый в военную форму.

Наконец, пора осознать и то, что защита и оборона Отечества является вовсе не долгом, обязанностью или повинностью, а ровно такой же функцией или услугой, оказываемой гражданам со стороны государства, как и поддержание общественного порядка силами полиции или обеспечение медицинской помощью населения страны. Защита, оборона и безопасность от внешних угроз – это именно государственная услуга, которую мы, налогоплательщики и граждане России, заказываем нанятому нами государству, поскольку сами в одиночку не можем этого осуществить. И как заказчики этой услуги, мы вправе требовать от государства и качественного ее выполнения. Мы ожидаем, что как и любая иная услуга, она будет выполнена профессионалами, для которых служба в армии является не повинностью, а работой, работой сложной и опасной, за выполнение которой они несут ответственность и получают достойное социально-экономическое вознаграждение. Все это называется профессиональной армией, армией со специалистами высокого класса, способными управляться с самыми современными вооружениями, армией со взаимной ответственностью гражданина и государства, армией способной противостоять самым современным угрозам. Именно это и должно быть заложено в российской Конституции.

Майоров Игорь Иванович, Председатель Челябинского областного общественного движения «Объединение по борьбе с преступностью, коррупцией и наркоугрозой».

Среди обязанностей гражданина, предусмотренных Конституцией РФ, особое значение имеет обязанность защищать свое Отечество.

«Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации», — гласит статья Основного закона нашей страны. В ней сформулировано самое главное, без чего нация просто не сможет существовать, – это защита суверенитета государства.

Интересно, что это единственная норма Конституции, где фигурирует понятие «долг». И это не случайно, ведь «долг» — это обязанность. Обязанность перед обществом, в котором живешь, перед коллективом, в котором трудишься. Обязанность перед своей семьей и т.д.

Читайте так же:  Факторинг кредиторской задолженности

Народное предание гласит, что земля может накормить человека своим хлебом, напоить водой из своих родников, но защитить сама себя она не может, поскольку это святое дело тех, кто ест хлеб родной земли, пьет ее воду, любуется ее красотой.

В наш век потребительских настроений иногда слышишь с экрана телевизора, из уст знаменитостей шоу-бизнеса, как они с юмором рассказывают о том, как они «откосили» от армии. И это печально, ведь еще совсем недавно 15-20 лет назад молодым парням, которые призывались в армию, завидовали мальчишки, мечтающие о том, чтобы им быстрее исполнилось 18 лет.

Я помню себя 18-летним пацаном, стоящим в строю перед военкоматом, и меня переполняло чувство невероятной гордости, что мне, как настоящему мужчине, доверили защищать своих родных, своих друзей и свою Родину.

Коломейский Илья Анатольевич, заместитель руководителя ОГКУ «Аппарат Общественной палаты Челябинской области», член Общественной палаты города Челябинска, член Общественной молодежной палаты при Законодательном Собрании Челябинской области.

Мне было предложно поучаствовать в проекте Челябинской городской общественной организации «Правосознание», реализующей проект, посвященный 20-летнему юбилею со дня принятия Конституции Российской Федерации, и рассказать свою точку зрения на следующее положение основного закона страны: «Статья 59: Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации».

Для начала предлагаю определиться с терминологической базой.

Согласно словарному значению, долг – это «специфическая, обязывающая форма предъявления нравственного требования». Очевидно, что под обязанностью в Конституции РФ понимается юридическая обязанность, то есть «установленная нормой права точная мера общественно необходимого поведения, направленного на удовлетворение интересов общества и личности».

Исполнение конституционной обязанности защиты Отечества предполагает личное участие в этом каждого гражданина России. Данную обязанность нельзя исчерпать единичным или даже многократным действием. Долг защищать Отечество существует постоянно, пока лицо является гражданином Российской Федерации.

Защита Отечества – это его оборона в случае нападения на него или на его союзников, объявления войны или всеобщей мобилизации. Защита Отечества означает защиту независимости страны, ее территории, населения, материальных и духовных ценностей. Участие в защите Отечества – это не только обязанность по закону, но и важнейшее нравственное требование, патриотический долг каждого гражданина. Осознание своего долга проявляется в поступках человека.

Примером исполнения такого долга можно считать то, как патриотическое чувство долга побудило миллионы людей встать на защиту своего Отечества в июне 1941 года, когда наши соотечественники целыми классами отправлялись в военкоматы, заявляя о желании добровольно вступить в армию. С просьбой отправить их на фронт обращались не только молодые, но и пожилые люди, которые по возрасту не обязаны были служить в армии, — и рабочие, и ученые, и музыканты, и артисты, и служащие. Те, кто не мог быть направлен на фронт, зачислялись в народное ополчение, ставшее резервом действующей армии.

Если же рассматривать косвенное толкование нормы Закона, то можно говорить о том, что одной из форм реализации обязанности по защите Отечества является воинская обязанность, и, как ее прямое следствие – служба в армии. Но защита Родины не сводится исключительно к несению военной службы. В отличие от конституционной обязанности по защите Отечества обязанность по несению военной службы имеет ограниченный характер по времени ее исполнения, она обусловлена возрастом, состоянием здоровья гражданина, полом и т.д.

Долг и обязанность защищать Отечество распространяется на любого гражданина России. Ведь участвовать в защите Отечества можно и трудясь на оборонном предприятии, работая в госпитале, изобретая новую военную технику, оказывая сопротивление врагу на захваченной им территории.

Для успешного ведения боевых действий нужны специально обученные регулярные войска. Слово «регулярный» здесь означает «имеющий правильную и постоянную организацию». Иными словами, регулярные войска – это войска постоянной армии.

В России регулярная армия была создана Петром I в начале XVIII века. Она комплектовалась на основе рекрутских наборов из крепостных крестьян (каждые 20 крестьянских дворов поставляли одного солдата для пожизненной службы). Основой армии стали полки с единообразным вооружением, снаряжением, обмундированием, единой системой комплектации. Был создан военно-морской флот.

Наличие регулярной армии и флота позволило одержать победу в Северной войне. Победы над турецкой армией в конце XVIII в., разгром Наполеона в начале XIX в., победоносные сражения Российского флота в конце XVIII и середине XIX в. – славные вехи истории русского оружия.

Новый этап в развитии вооруженных сил открыла военная реформа 1860 – первой половины 1870-х гг. Вместо рекрутчины была введена всеобщая воинская повинность. Она распространялась на все мужское население России, достигшее 20-летнего возраста. Был сокращен срок военной службы, что позволило в случае войны мобилизовать в армию тех, кто ранее отслужил свой срок и в результате имел необходимую военную подготовку. Поэтому армия в случае войны могла быстро возрасти в несколько раз.

Итак, менялись исторические эпохи – менялась армия. Принципы устройства армии должны соответствовать своему времени – состоянию экономики, международной обстановке, качеству вооружений и задачам, которые должны решать вооруженные силы страны.

В соответствии с Федеральным законом установлена воинская обязанность граждан России. Она означает обязанность граждан России нести военную службу в вооруженных силах РФ и защищать Отечество.

Если же говорить о состоянии современной армии, то проходить в ней службу захочется не каждому. На это повлияли и «дедовщина», и то разграбленное, согласно СМИ, состояние, в котором она передавалась ныне действующему командованию.

Служить в современной армии можно будет только тогда, когда командующий состав будет знать и соблюдать те статьи Конституции, в которых высшей ценностью объявлен человек.

В случае же нападения россияне пойдут защищать не абстрактное и во многом запятнанное Отечество, но своих родных и близких. И не по долгу и обязанности, а по велению сердца.

Источник: http://www.pravosoznanie.org/32924

Статья 59. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина.

Видео (кликните для воспроизведения).

1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.

3. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

Источник: http://www.zakonrf.info/konstitucia/59/

Призыв в армию конституция

Призывной возраст заканчивается в 27 лет. Как только мужчине исполняется 27, он должен приехать в военкомат и получить документ воинского учета: военный билет или справку «уклониста».

Перед получением военного билета мужчина проходит медицинское освидетельствование. Кого-то пугает осмотр врачей: молодые люди опасаются отправки в армию после медкомиссии. Такие страхи беспочвенны: медкомиссия нужна только для того, чтобы определить категорию годности к военной службе.

Несмотря на то, что после 27 лет молодые люди выходят за рамки призывного возраста, их отношения с военкоматом не заканчиваются. Любого мужчину, если ему не утвердили категорию годности «‎Д», могут вызвать на военные сборы или призвать в армию во время войны. Категория годности, полученная на медкомиссии, покажет, в каких войсках мужчина сможет проходить службу.

Читайте так же:  Обязанности ресурсоснабжающей организации перед потребителем в 2020 году

Как проходит призыв в армию

Процесс и правила призыва в армию регламентированы законом «О воинской обязанности и военной службе». С началом военного призыва военкоматы начинают отправлять призывникам повестки на прохождение медицинского освидетельствования. Каждая из них должна содержать имя и фамилию призывника, адрес и причину вызова. К примеру, в повестке может быть указано: прохождение мероприятий, связанных с призывом, или прохождение медицинского освидетельствования.

После получения повестки молодой человек должен прибыть в военкомат и пройти медицинское освидетельствование — медкомиссию. Во время медкомиссии ему придется пройти осмотр у семи врачей: терапевта, хирурга, стоматолога, офтальмолога, оториноларинголога, психиатра и невролога. Если кто-нибудь из них после осмотра или изучения медицинских документов обнаружит у призывника проблемы со здоровьем, то молодого человека отправят на дополнительное обследование в поликлинику по месту жительства, больницу или диспансер.

Правила призыва в армию регламентированы ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», Положением о военно-врачебной экспертизе и др. документами. Посмотреть основные законодательные акты можно в разделе «Законодательство».

По результатам медицинского освидетельствования и дополнительного обследования определяется категория годности к военной службе. Далее призывник получает повестку на призывную комиссию. Здесь члены комиссии утверждают итоговую категорию и принимают итоговое решение: признать молодого человека годным или негодным к военной службе, предоставить ему отсрочку или зачислить в запас.

На этом процесс призыва не заканчивается. Когда призывная комиссия примет решение, личное дело призывника могут отправить на контрольное медицинское освидетельствование для утверждения или отмены вынесенной категории годности. Обычно КМО проводится без личного присутствия призывника. В военкомат могут вызвать по двум причинам: если у комиссии появятся вопросы к медицинским документам или если молодой человек сам потребовал вызвать его на освидетельствование.

Утверждение категории годности может затянуться на несколько недель. Из-за этого промедления призывник может столкнуться с ситуацией, когда время призыва в армию закончилось, а КМО всё еще не утвердило решение районной призывной комиссии. Обычно в таких случаях решение районного военкомата аннулируется, а призывник в следующем призыве заново проходит призывные мероприятия.

Все призывные мероприятия могут проводиться только в период призыва. Если призывник прошел врачей до начала или после окончания призывной кампании, то результаты такой комиссии незаконны.

Сколько сейчас служат в армии

Солдаты-срочники служат в армии России один год. Началом службы считается день, когда призывник прибыл на сборный пункт и получил воинское звание «рядовой». Датой окончания военной службы является день исключения солдата из списков части.

Когда отменят призыв в армию

Периодически в СМИ появляются новости об отмене призыва на военную службу, но пока эти сообщения остаются только мечтами. Чтобы перевести армию на полностью контрактную основу, нужны годы. Об этом в одном из интервью рассказал глава комитета Госдумы по обороне Владимир Шаманов. Депутат предположил, что призыв может быть отменен только через 10-15 лет.

C уважением к Вам, Михеева Екатерина,руководитель юридического отдела Службы Помощи Призывникам в Санкт-Петербурге.

Помогаем призывникам получать военные билеты на законных основаниях: 8 (800) 333-53-63.

Источник: http://armyhelp.ru/prizyiv-v-armiyu-v-2020-godu

ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» противоречит Конституции?

Согласно ст. 19 Конституции РФ:

1) Все равны перед законом.

2) Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола.

В то же время, согласно п. 1 ст. 22 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», призыву на военную службу подлежат только граждане мужского пола (в возрасте от 18 до 27 лет). А так как ст. 31 того же ФЗ определяет обязанности граждан, подлежащих призыву на военную службу, выходит, граждане мужского пола, согласно ФЗ, имеют большие обязанности перед законом, а значит меньшие права и свободы, чем граждане женского пола того же возраста. Противоречат ли, таким образом, указанные статьи закона вынесенным пунктам 19 статьи Конституции в части установления обязанностей граждан на основе их пола? Я поискал и изучил решения судов по этой теме и прошу обратить особое внимание на то, что все из них, что я нашел, рассматривают противоречие указанного закона статье 59 Конституции, в то время как мой вопрос касается его противоречию статье 19 Конституции. Если у Вас (рассматривающего мой вопрос юриста) нет на этот счет точной юридической информации, то я был бы вполне удовлетворен Вашей собственной позицией по моему вопросу, личным мнением (желательно, конечно, с объяснением позиции).

Источник: http://www.9111.ru/questions/13093849/

Граждане, призываемые на военную службу

Действующее законодательство подразделяет всех граждан РФ на подлежащих и не подлежащих призыву на военную службу. Для определения круга граждан, подлежащих призыву, законодатель ввёл ряд критериев, изложенных в ст. 22 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Первое требование – к гражданству. Призыву на военную службу подлежат только граждане РФ.

Второе требование – к полу. Только лица мужского пола подлежат призыву.

Третье требование предъявляется к возрасту граждан. Призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет. Любые мероприятия, связанные с призывом (перечень мероприятий – см. ниже), в отношении лиц, не достигших 18 лет или достигших 27, незаконны, их результаты ничтожны 5 .

Четвёртое требование предъявлено к нахождению граждан на воинском учёте. Призыву подлежат только граждане, состоящие или обязанные состоять на воинском учёте. Таким образом, из числа граждан РФ мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет подлежат призыву те, кто:

  • не освобождён от исполнения воинской обязанности (в отечественном законодательстве, правда, не сказано, кто именно и по каким основаниям освобождается от исполнения воинской обязанности);
  • не проходит военную службу или альтернативную гражданскую службу (далее по тексту – АГС);
  • не отбывает наказание в виде лишения свободы;
  • не проживает постоянно за пределами РФ (гражданин, выезжающий за пределы РФ на срок более 6 месяцев, обязан сняться с воинского учёта);
  • не пребывает в запасе Федеральной службы безопасности РФ и Службы внешней разведки РФ в качестве офицера.

Такой перечень граждан, не подлежащих воинскому учёту, дан в п. 15 Положения о воинском учёте.

Пятое требование – гражданин подлежит призыву только в том случае, если не пребывает в запасе. Запас формируется, в частности, из граждан, не прошедших военную службу в связи с успешным завершением обучения по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах образовательных учреждений высшего профессионального образования и в связи с освобождением от призыва.

Освобождаются от призыва граждане:

а) признанные не годными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья (категории годности «Д» и «В» соответственно),

б) проходящие или прошедшие военную службу или альтернативную гражданскую службу,

в) прошедшие военную службу в другом государстве,

г) имеющие предусмотренную государственной системой аттестации учёную степень,

Читайте так же:  Можно ли на судью подать алименты

д) являющиеся сыновьями или родными братьями военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, и граждан, проходивших военные сборы, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военных сборов,

е) являющиеся сыновьями или родными братьями граждан, умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военной службы по призыву, после увольнения с военной службы либо после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов.

Замечу, что три последние категории граждан, согласно формулировке закона, не освобождаются от призыва, а имеют право на освобождение. Это означает, что призыв этих граждан на военную службу может осуществляться в случае их отказа от реализации права на освобождение от призыва.

Существовавшее до 1 января 2005 года требование п. 38 Положения о военно-врачебной экспертизе об освидетельствовании граждан, признанных при призыве на военную службу ограниченно годными к военной службе (категория годности «В») и зачисленных в связи с этим в запас, до достижения ими 27-летнего возраста, вселял панику в ряды данной категории граждан. Притом, что действовавшее ранее законодательство не позволяло призвать гражданина на военную службу в случае изменения категории годности (изменение категории годности не меняло его статуса – он продолжал являться гражданином, зачисленным в запас, и не имеющим воинского звания офицера, — то есть не относился к категории граждан, подлежащих призыву). Постановлением Правительства РФ «О внесении изменений в Положение о военно-врачебной экспертизе» от 31 декабря 2004 года № 886 с 1 января 2005 года отменён сам институт освидетельствования граждан, признанных при призыве на военную службу ограниченно годными к военной службе и зачисленных в связи с этим в запас, до достижения ими 27-летнего возраста.

Если гражданин по указанным выше критериям относится к гражданам, подлежащим призыву на военную службу, то это ещё не означает, что в отношении него можно вынести решение о призыве. Среди граждан, «подлежащих призыву на военную службу», законодательство выделяет категорию граждан, которые «не подлежат призыву на военную службу» 6 . Это граждане:

а) отбывающие наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы;

б) имеющие неснятую или непогашенную судимость;

в) в отношении которых ведётся дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд.

Не призываются из числа граждан, подлежащих призыву, также граждане, которым предоставлена отсрочка. Об этих гражданах подробнее – в разделах, посвящённых отсрочкам от призыва.

5 Из судебной практики. Решением Невского федерального районного суда Санкт-Петербурга от 28 августа 2006 года по гражданскому делу № 2-4167/2006 было признано незаконным решение призывной комиссии Невского района о призыве Андрея М. на военную службу. Судом было установлено, что заявитель достигал 18-летнего возраста 7 июня 2006 года, а решение призывной комиссии о его призыве состоялось до достижения 18-летия, 3 мая 2006 года.

6 Вероятно, у разработчиков закона были трудности с русским языком или логическим мышлением

Источник: http://www.prizyv.net/sovety-yurista/grazhdane-prizyvaemye-na-voennuyu-sluzhbu/

Призыв в армию — нарушение Конституции?

В армии может оказаться даже инвалид. Впрочем, если, по какой-то случайности гражданин Российской Федерации мужского пола и призывного возраста оказался вполне здоровым, то инвалида из него могут сделать уже в самой армии. За то время, пока идут разговоры о необходимости военной реформы, в нашей стране ничего не изменилось в лучшую сторону. Напротив, по мнению людей, которые сталкиваются с подобными проблемами ежедневно, ситуация пока только ухудшается.

Такие выводы можно сделать из прошедшей 18 декабря в библиотеке клуба «Quo Vadis?» пресс-конференции ООО «Призывник» — коммерческой компании, которая успешно оказывает юридическую поддержку соответствующей категории российского населения . По словам директора компании Аркадия Чаплыгина, сейчас его фирма заключает около 30 договоров в месяц. За каждым из них стоит реальный случай правонарушения — либо со стороны призывных комиссий и их врачей, либо — со стороны других военнослужащих, вплоть до офицеров высокого звания, по отношению к призывникам.

Наиболее распространено, безусловно, некачественное медицинское освидетельствование молодых людей. Медкомиссии Военкоматов, не имея возможности — или не желая — поставить достаточно полный диагноз, ставят явно завышенный «уровень годности» призывникам. И даже если они отправляют их на дополнительное обследование — нет никакой гарантии, что на врачей той конкретной больницы, куда попадает человек, не оказывается давление. Такие случаи известны, хотя и не задокументированы.

Подобные действия приводят к часто встречающейся ситуации, когда свежепризванный «защитник родины» буквально через несколько недель оказывается в военном госпитале. Таким не самым позитивным образом на деле выясняется цена работе призывных медкомиссий. Врачи госпиталя, заинтересованные, прежде всего в том, чтобы в нашей армии служили здоровые люди и не происходило лишних «несчастных случаев», регулярно вынуждены «комиссовать» военнослужащих, успешно прошедших все призывные проверки. Сколько еще солдат служит в Российской Армии, постоянно рискуя навсегда потерять свое не такое уж крепкое здоровье — неизвестно никому.

Конечно, комиссиям военкоматов приходится нелегко. Как уже давно утверждают врачи, здоровых призывников сейчас практически нет. Врач-терапевт Академии им. Мечникова Александр Козелько, который помогает осуществить независимое медицинское освидетельствование клиентам упомянутой петербургской юридической компании, рассказал, что за всю работу в рамках текущего осеннего призыва, ему встретилось только трое вполне здоровых юношей. Самые распространенные заболевания — нарушения опорно-двигательного аппарата, т.е. сколиоз и плоскостопие. За ними, по словам г-на Козелько, идут заболевания щитовидной железы —»эндемичные для Санкт-Петербурга». При мало-мальски внимательном обследовании обнаруживается также огромное число «язвенников» и обладателей больных почек.

Кроме медицинских проблем, остаются еще более тяжелые — человеческие. То, что принято именовать общей фразой «неуставные взаимоотношения» или жаргонным выражением «дедовщина», на самом деле лучше всего характеризуется как «преступление», «пытки» и т.д. С этими определениями согласен — и даже настаивает на них — помощник заместителя председателя комиссии Государственной Думы по обороне, полковник запаса Сергей Алексеевич Подольский.

Вряд ли стоит описывать те факты, о которых рассказывали на встрече с журналистами — они регулярно попадают на страницы «желтых» изданий, которым даже не приходится ничего «приукрашивать». Достаточно лишь упомянуть о том, что абсолютно реально существуют и массовые изнасилования молодых солдат, и каша с червями, и железные клетки вместо запрещенных гауптвахт, и в ямы людей сажают не только в Чечне, но и в Ленобласти, и целенаправленно разжигается межнациональная рознь внутри одной части — список можно продолжать очень долго.

По мнению участников пресс-конференции, регресс в рядах российской армии выражается не только в этих ужасных явлениях. В Конституционный суд уже подана жалоба с просьбой признать неконституционным само явление призыва. По мнению профессионального юриста и члена политсовета отделения партии «Либеральная Россия» по Ленобласти Аркадия Чаплыгина, призыв в той форме, в которой он существует сейчас, нарушает целый ряд конституционных прав российских граждан. Жалоба подана от имени одного из призывников по Колпинскому району Санкт-Петербурга и, по совместительству, коллеги г-на Чаплыгина по партии.

Читайте так же:  Разрешения на использование земель или земельного участка в 2020 году

Еще одно обращение в Конституционный Суд готовится фирмой в связи с часто встречающейся проблемой офицерского состава. В отсутствие достаточного количества кадров, во многих воинских частях офицеров удерживают всеми правдами и неправдами, не давая им уволиться со службы и нарушая, тем самым, положение Конституции о праве на труд.

На местном уровне тоже идет работа. В этом году фирмой было подготовлено и направлено обращение к губернатору Санкт-Петербурга Владимиру Яковлеву, подписанное шестнадцатью общественными и политическими деятелями. В нем вновь указываются факты нарушения прав человека, а также законов Российской Федерации военными комиссариатами и призывными комиссиями. Последние, между прочим, не являются объектами Министерства обороны, и финансируются из средств органов местного самоуправления.

Кстати, именно на отсутствие средств из этих самых органов регулярно жалуются врачи петербургских призывных комиссий, мотивируя невозможность проведение того или иного вида обследования и направляя людей в заранее определенные ими лечебные учреждения города. Круг замыкается.

Пока военная реформа выражается, по словам Сергея Подольского, лишь в сокращении числа военнослужащих, «война приходит в казармы». И здесь заботы хватит на всех, кто не хочет допустить участия своих близких в постоянной эскалации насилия внутри, вокруг и около Вооруженных сил нашей родной Российской Федерации.

19 января 2002 г. Даниил Адасинский

Источник: http://www.prizyv.net/kollegija/mi_v_smi/prizyv-v-armiyu-narushenie-konstitucii/

Конституционные основы призыва на военную службу

1) Ч. 1 ст. 59 Конституции РФ провозглашает защиту Отечества долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации, не отождествляя при этом обязанность по защите Отечества с обязанностью проходить военную службу. Порядок прохождения военной службы Конституцией РФ прямо не регламентируется и определяется ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Воинская обязанность граждан РФ, в соответствии с п. 1 ст. 1 этого закона, предусматривает призыв на военную службу. Призыв граждан на военную службу, исходя из содержания и смысла ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и правоприменительной практики, представляет собой принудительное (т.е. не зависящее от воли призываемого гражданина) направление граждан на военную службу. Представляется, что институт призыва ограничивает без разумных для того оснований перечисленные ниже конституционные права и свободы граждан и не соответствует Конституции РФ. Данный тезис, а также приведённые ниже доводы, являются частным мнением автора, требующим верификации в рамках конституционного судопроизводства. Поэтому прошу читателей рассматривать приведённую в настоящем разделе информацию как повод для размышления, а не как бесспорную истину.

2) Ст. 19 (ч. 3) Конституции РФ гласит: «Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации» Закрепленному цитируемой нормой праву граждан на недискриминацию по признаку пола противоречит п. 1 ст. 22 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», согласно которому призыву на военную службу подлежат только граждане мужского пола. Таким образом, устанавливается неравенство полов при исполнении воинской обязанности и нарушаются права мужчин на обладание правами, равными правам женщин.

3) Призыв на военную службу ограничивает на срок, равный сроку прохождения военной службы, свободу и личную неприкосновенность призванных граждан, что противоречит требованиям ст. 22 (ч. 1) Конституции РФ.

5) Ст. 37 (ч.ч. 1 и 2) Конституции РФ провозглашает свободу распоряжения способностями к труду, свободу выбора рода деятельности и профессии, запрещает принудительный труд. Очевидно, что гражданин, призванный на военную службу, не может реализовать право на свободу распоряжения способностями к труду и свободу выбора рода деятельности: направление на военную службу по призыву осуществляется независимо от воли призываемых граждан, и тем самым ограничиваются названные права человека.

6) Ст. 55 (ч. 3) Конституции РФ гласит: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». Таким образом, «вводимые законодателем ограничения должны обеспечивать достижение указанных целей и не быть чрезмерными» (абзац первый пункта 3 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 24 октября 2000 года № 13-П). Следовательно, ограничения прав человека федеральным законом должны быть признаны недопустимыми, если:

  • не способствуют выполнению поставленных законодателем задач (абзац второй пункта 3 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 24 октября 2000 года № 13-П), или
  • не имеют разумного основания, не могут быть оправданы конституционно значимыми целями, допускающими соразмерное ограничение прав и свобод (абзац третий пункта 4 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 27 июня 2000 года № 11-П), или
  • не являются необходимыми и строго обусловленными конституционно одобряемыми целями, адекватными социально необходимому результату (абзац второй пункта 5 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 13 июня 1996 года № 14-П).

Ограничивающий права и свободы человека правовой институт призыва не имеет разумного основания. Согласно п. 2 ст. 2 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», Вооруженные Силы РФ комплектуются как по призыву, так и в добровольном порядке (по контракту). Механизм комплектования Вооруженных Сил в добровольном порядке в настоящее время разработан и широко применяется. Переход к комплектованию армии исключительно по контракту потребует незначительной корректировки этого механизма. Кроме того, не имеет разумного обоснования ограничение прав мужчин по сравнению с правами женщин: известно, что феминизированный мужчина менее приспособлен к условиям военной службы, нежели маскулинизированная женщина.

Ограничивающий права и свободы человека правовой институт призыва не является необходимым и строго обусловленным конституционно одобряемым целям. Те же цели (перечень даётся в ст. 55 ч. 3 Конституции РФ) могут быть достигнуты иными правовыми средствами. На практике многие развитые зарубежные страны (США, Канада, Австралия, Индия, Пакистан, Япония почти все страны Европы) отказались от призыва на военную службу и, используя комплектуемые на добровольной основе вооруженные силы, эффективно обеспечивают защиту конституционного строя, оборону страны и безопасность государства.

Таким образом, нет необходимости в сохранении ограничивающего права и свободы человека института призыва, призыв не способствует выполнению поставленных Конституцией задач, ограничения прав человека неадекватны задачам и чрезмерны. Конституционность института призыва может быть оспорена в Конституционном Суде РФ.

4 «Молодёжный союз «Дело Молодое» с 9 по 21 октября 2006 года проводил социологический опрос с целью выявить отношение молодёжи к ситуации в современной российской армии. Соцопрос проводился в двенадцати самарских вузах, было опрошено 1380 студентов в возрасте от 17 до 27 лет. Результаты опроса показали, что 92,25% считают, что Российская армия — это бесцельно потраченные годы, часто сопряжённые с потерей здоровья, служба должна быть только контрактной. При этом 79,1% респондентов постараются всеми правдами и неправдами не идти в армию. И только 2,45% опрошенных пойдут служить с удовольствием».

Конституционные основы призыва на военную службу

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://www.prizyv.net/sovety-yurista/konstitucionnye-osnovy-prizyva-na-voennuyu-sluzhbu/

Призыв в армию конституция
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here