Продажа алкоголя без лицензии ответственность физических лиц в 2020 году

Самая важная информация по теме: "Продажа алкоголя без лицензии ответственность физических лиц в 2020 году" с выводами от профессионалов. В случае возникновения вопросов и при необходимости актуализации данных вы можете обратиться к дежурному юристу.

За производство и оборот алкоголя без лицензии могут увеличить штрафы

За производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без лицензии хотят ужесточить ответственность. Соответствующий законопроект разработан Минсельхозом России. Текст документа размещен на едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения.

  • увеличение размера административного штрафа для юридических лиц за производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии. Так, предлагается установить его в размере от 1 млн до 2 млн руб. (сейчас – от 200 тыс. до 300 тыс. руб.);
  • усиление административной ответственности за оборот алкогольной продукции без маркировки или нанесения информации, предусмотренной законодательством РФ, в случае, если такая маркировка или нанесение информации обязательны. Так, за указанное деяние предлагается наказывать штрафом в размере: для граждан от 10 тыс. до 15 тыс. руб. с конфискацией предметов правонарушения; для должностных лиц – от 50 тыс. до 60 тыс. руб. с конфискацией предметов правонарушения; для юридических лиц – от 600 тыс. до 700 тыс. руб. с конфискацией предметов административного правонарушения;
  • установление аналогичных санкций за оборот табачной продукции без маркировки или нанесения информации, предусмотренной законодательством РФ, в случае, если такая маркировка или нанесение информации обязательны. Под оборотом табачной продукции в данном случае понимается приобретение (в том числе импорт), продажа (в том числе экспорт), хранение, перевозки по территории РФ табачных изделий (для физических лиц – в объеме более 400 сигарет, или 50 сигар (сигарилл), или более 250 г табака или иных табачных изделий);
  • установление административной ответственности за приобретение (в том числе импорт), продажу (в том числе экспорт), перевозку по территории РФ, хранениетабачной продукции с поддельными акцизными или специальными марками. В случае одобрения законопроекта, совершение указанных деяний повлечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 200 тыс. до 250 тыс. руб. с конфискацией предметов административного правонарушения; на должностных лиц – от 100 тыс. до 150 тыс. руб. с конфискацией предметов правонарушения; на юридических лиц – от 800 тыс. до 1 млн руб. с конфискацией предметов правонарушения.

Необходимость внесения предлагаемых изменений разработчики проекта связывают с увеличением случаев производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии, а также ростом нелегального рынка табачной продукции, в основном за счет притока значительно более дешевых сигарет из стран-участниц Таможенного союза и появления производства контрафактных сигарет как на территории России, так и за ее пределами. Так, по данным проведенного компанией TNS исследования по оценке нелегального табачного рынка в России, отмечается увеличение роста нелегальной торговли до 0,9% по всей стране. При этом, год назад этот показатель был зафиксирован на уровне 0,3%. Наибольшие показатели роста отмечены в регионах, граничащих с Республикой Беларусь (Брянская и Смоленская области), с Республикой Казахстан (Саратовская, Оренбургская, Самарская и Челябинская области), в республике Дагестан.

Одной из ключевых причин роста числа указанных деяний считается высокая доходность деятельности по незаконному производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производству и обороту табачной продукции, а также достаточно низкий размер административных штрафов за их совершение.

Сложившаяся ситуация, по мнению авторов документа, кроме потерь доходов бюджетов бюджетной системы РФ, приводит к снижению конкурентоспособности алкогольной продукции, а также к серьезным правонарушениям на алкогольном рынке РФ и резкому снижению уровня его легальности.

Документы по теме: Новости по теме:
  • Федеральный закон от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»
  • Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»
  • Концепция реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года
  • Розничную продажу спиртосодержащей непищевой продукции в нестационарных торговых объектах могут запретить – ИА «ГАРАНТ», 30 апреля 2014 г.
  • Предлагается запретить продавать алкоголь дистанционным способом по заниженным ценам – ИА «ГАРАНТ», 25 апреля 2014 г.
  • На производство табачной продукции в РФ могут ввести государственную монополию – ИА «ГАРАНТ», 25 марта 2014 г.
  • На производство этилового спирта в РФ предлагается ввести государственную монополию – ИА «ГАРАНТ», 24 марта 2014 г.
  • Разработаны меры по борьбе с суррогатным алкоголем – ИА «ГАРАНТ», 24 марта 2014 г.
  • В России могут запретить розничную продажу алкоголя в полимерной потребительской таре объемом более 1,5 литров – ИА «ГАРАНТ», 3 марта 2014 г.
  • Организациям общепита быстрого обслуживания могут запретить осуществлять продажу алкогольной продукции круглосуточно – ИА «ГАРАНТ», 25 февраля 2014 г.
  • На продажу алкоголя в ресторанах и кафе предлагают ввести отдельную лицензию – ИА «ГАРАНТ», 5 февраля 2014 г.
  • Ответственность за незаконную продажу алкоголя могут ужесточить – ИА «ГАРАНТ», 9 января 2014 г.

Материалы по теме:

«Антитабачный» закон и особенности его применения с 1 июня 2013 года
С 1 июня 2013 года, за исключением нескольких положений, вступает в силу Федеральный закон Российской Федерации от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»

Мнения:

Чуть менее года прошло со дня вступления в силу «антитабачного» закона. За это время при его применении на практике сотрудниками полиции было выявлено отсутствие в законодательстве норм, определяющих понятия «общественное место» и «детская площадка». Вместе с тем, выборочный анализ составленных протоколов по правонарушениям «антитабачного» закона свидетельствует о том, что закон работает.

Читайте так же:  Прокуратура алтайского края официальный сайт написать жалобу в 2020 году

Киселев Сергей,
Начальник отдела организационно-методического обеспечения деятельности по исполнению административного законодательства ГУОООП МВД России, полковник полиции

В конце февраля на рассмотрение Госдумы был внесен законопроект, запрещающий взрослым курить в автомобиле в присутствии детей. Принятие документа не сможет оградить детей от пагубного воздействия «пассивного курения» повсеместно, но позволит создать в обществе новую мораль и развить стремление к здоровому образу жизни у населения.

Сердюк Михаил,
Член комитета Госдумы по бюджету и налогам

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Штрафы за производство и оборот алкогольной продукции без лицензии могут повысить

Разработаны меры по усилению ответственности за незаконную продажу алкогольной продукции. Соответствующий законопроект 1 внесен в Госдуму депутатом Виктором Звагельским.

Так, предлагается скорректировать административные санкции за производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии. Сейчас за такое деяние ответственность (штраф в размере 200-300 тыс. руб. с конфискацией продукции, оборудования и т. п. или без таковой) предусмотрена для юридических лиц. Законопроектом планируется взимать штрафы с юридических лиц в размере не более 1/5 совокупного размера выручки, полученной от реализации всех товаров за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено правонарушение, либо за часть этого года, но не менее 3 млн руб. с конфискацией или без таковой. При этом дополнительно предусматривается введение штрафов для должностных лиц в размере от 500 тыс. до 1 млн руб. или дисквалификации на срок от двух до трех лет.

С наиболее распространенными нарушениями, выявляемыми при проведении проверок Росалкогольрегулированием, ознакомьтесь в «Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей» интернет-версии системы ГАРАНТ.
Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Кроме того, планируется ввести ответственность за продажу алкогольной продукции физическим лицом. За такое правонарушение граждан могут начать наказывать штрафом в размере 300-500 тыс. руб. с конфискацией продукции. В свою очередь, штрафы для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (крестьянским (фермерским) хозяйством, ИП), могут составить не более 1/5 совокупного размера выручки, полученной за предшествующий год или его часть, но не менее 1 млн руб. с конфискацией продукции или административное приостановление деятельности на срок от 60 до 90 суток с конфискацией.

Также законопроектом предполагается:

  • установить возможность применения конфискации продукции за нарушение порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
  • ввести ответственность за нарушение порядка фиксации сведений в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота такой продукции при ее производстве или обороте;
  • увеличить размер штрафов за невыполнение законных требований должностного лица органа, осуществляющего госконтроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (штрафные санкции могут возрасти для граждан с 1-2 тыс. до 10-20 тыс. руб., для должностных лиц – с 5-8 тыс. до 200-300 тыс. руб.).

Действующие административные санкции за указанные нарушения автор инициативы считает неэффективными. По его мнению, штрафы несоизмеримы с доходами, получаемыми от незаконной деятельности по обороту алкогольной продукции.

Статья 14.17.1. Незаконная розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции физическими лицами

Информация об изменениях:

Кодекс дополнен статьей 14.17.1 с 30 июля 2017 г. — Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 265-ФЗ

Статья 14.17.1. Незаконная розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции физическими лицами

См. комментарии к статье 14.17.1 КоАП РФ

1. Розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции физическим лицом (за исключением физического лица, состоящего в трудовых отношениях с организацией, имеющей лицензию на розничную продажу алкогольной продукции, либо с организацией, не имеющей лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, либо с лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальным предпринимателем), осуществляющим розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, либо с сельскохозяйственным товаропроизводителем (индивидуальным предпринимателем, крестьянским (фермерским) хозяйством), признаваемым таковым в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» и осуществляющим розничную продажу произведенных им вина, игристого вина (шампанского), и непосредственно осуществляющего реализацию алкогольной и спиртосодержащей продукции по договору розничной купли-продажи), если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции.

2. Незаконная розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальным предпринимателем), либо сельскохозяйственным товаропроизводителем (индивидуальным предпринимателем, крестьянским (фермерским) хозяйством), признаваемым таковым в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (за исключением розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальным предпринимателем, либо розничной продажи произведенного сельскохозяйственным товаропроизводителем вина, игристого вина (шампанского), если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Госдума приняла во втором чтении законопроект о миллионных штрафах для юрлиц за продажу алкоголя без лицензии

Производство и оборот алкогольной продукции без соответствующей лицензии, согласно документу, повлечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 500 тыс. до 1 млн рублей, на юридических лиц — в размере, не превышающем одной пятой годовой выручки, но не менее 3 млн рублей.

Действующая редакция КоАП предусматривает штрафы за оборот алкоголя без лицензии юрлицами в размере от 200 тыс. до 300 тыс. рублей.

Согласно документу, при нарушении порядка учета алкоголя в Единой государственной автоматизированной информационной системе (ЕГАИС) штраф составит от 10 тыс. до 15 тыс. рублей для должностных лиц, от 150 тыс. до 200 тыс. рублей для юридических лиц.

Читайте так же:  Оформление отгула за ранее отработанное время

Законопроект также увеличивает штрафы за невыполнение требований органов, осуществляющих контроль в области производства и оборота алкоголя. Максимальный штраф для физических лиц увеличится с 10 тыс. до 20 тыс. рублей (сейчас от 1 тыс. до 2 тыс. руб.), для должностных лиц — с 200 тыс. до 300 тыс. рублей (сейчас от 5 тыс. до 8 тыс. руб.).

Кроме того, законопроект устанавливает административную ответственность за незаконную продажу алкогольной продукции физическими лицами. Штрафы предлагается установить на уровне от 30 тыс. до 50 тыс. рублей с конфискацией продукции. Для индивидуальных предпринимателей, которые незаконно продают алкоголь, штрафы устанавливаются в размере от 100 тыс. до 200 тыс. рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Госдума приняла закон об увеличении штрафов за торговлю нелегальным алкоголем

Фото «Парламентской газеты»

Государственная Дума приняла в третьем чтении поправки в Кодекс РФ об административных правонарушениях, согласно которым за продажу алкоголя без лицензии максимальный штраф не превысит одной пятой годовой выручки. При этом сумма взыскания не может быть меньше трёх миллионов рублей.

Для должностных лиц производство и оборот алкогольной продукции без соответствующей лицензии будет наказываться штрафом в размере от 500 тысяч до одного миллиона рублей. Сейчас КоАП РФ предусматривает штраф за незаконный оборот алкоголя для юридических лиц в размере от 200 до 300 тысяч рублей.

Подделку алкогольных акцизов приравняют к подделке денег

Кроме того, согласно принятому закону, при нарушении порядка учёта алкоголя в ЕГАИС штраф составит от 10 до 15 тысяч рублей для должностных лиц, а для юридических лиц — от 150 до 200 тысяч рублей. Документ также увеличивает штрафы за невыполнение требований органов, осуществляющих контроль в области производства и оборота алкоголя. Максимальный штраф для физлиц увеличится с одной-двух тысяч рублей до 10-20 тысяч рублей, для должностных лиц — с пяти-восьми тысяч рублей до 200-300 тысяч рублей.

Вместе с тем устанавливается административная ответственность за незаконную продажу алкогольной продукции физическими лицами — штрафы от 30 до 50 тысяч рублей с конфискацией продукции. Для индивидуальных предпринимателей, которые незаконно продают алкоголь, штрафы составят от 100 до 200 тысяч рублей с конфискацией.

ИП не вправе заниматься торговлей крепкого алкоголя

Вопрос от читательницы Клерк.Ру Ирины (г. Мытищи)

Я индивидуальный предприниматель, у меня кафе. Могу ли я получить лицензию на продажу в розлив алкогольной продукции, если нет, то какое наказание предусмотрено за нарушение?

В качестве индивидуального предпринимателя вы можете осуществлять продажу только пива и пивных напитков, а также медовухи, сидра и пуаре (грушевый сидр). Для продажи таких напитков лицензия не требуется.

В соответствии с п. 1 статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 г. № 171-ФЗ «О Государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» розничная продажа алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) осуществляется только организациями. Розничная продажа пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи может осуществляться как организациями, так и индивидуальными предпринимателями.

Таким образом, будучи индивидуальным предпринимателем, Вы можете осуществлять только торговлю пивом и пивными напитками, сидром, а также пуаре и медовухой. Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона от 22.11.1995 г. № 171-ФЗ лицензированию подлежат виды деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением производства и оборота этилового спирта по фармакопейным статьям, пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи. Соответственно для торговли пивом и пивными напитками, а также пуаре, сидром и медовухой лицензия не требуется.

В случае торговли другими видами алкоголя (кроме пива, сидра и т.д.) без лицензии вы можете быть привлечены к административной ответственности. В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (к которым относятся ИП), совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если только в самом Кодексе не установлено иное. Согласно ч. 2 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без лицензии влечет наложение административного штрафа в размере от 4000 до 5000 рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой. Таким образом, за отсутствие лицензии Вас могут оштрафовать на 4000-5000 рублей, а предназначенную к продаже алкогольную продукцию — конфисковать.

Получить персональную консультацию Павла Левшуна в режиме онлайн очень просто — нужно заполнить специальную форму. Ежедневно будут выбираться несколько наиболее интересных вопросов, ответы на которые вы сможете прочесть на нашем сайте.

Учет и налоги. Бухгалтерско-правовой альманах.

Свежие записи

Свежие комментарии

  • Эмилиэна к записи График рабочего времени на 2017 год для Украины
  • Мисси к записи Сбор вторсырья: нужны ли разрешительные документы?
  • realmans155 к записи ТТН и путевой лист
  • Эвакуатор к записи Нюансы командировок на автомобиле
  • Edwardfed к записи С 1 сентября 2015 увеличивается стоимостный критерий для основных средств

Продажа алкоголя и табака без лицензий — нарушение Закона

В Главном управлении ГФС в Черновицкой области информируют о том, что с августа нынешнего года усилили меры по выявлению нарушений, связанных с продажей алкогольных напитков и табачных изделий.

По словам заместителя начальника Главного управления ГФС Натальи Черновчан это связано с тем, что некоторые горе — предприниматели решили взять на себя функции государства по регулированию производства и оборота алкоголя и табака, а также осведомлены о моратории на проведение проверок и уверены в полной безнаказанности за безлицензионной торговли. Но вместе с тем, бизнес должен не забывать, что запрет на проведение проверок не распространяется на продавцов подакцизных товаров.

Видео (кликните для воспроизведения).

«Проверками установлено игнорирование требований специального Закона Украины «О государственном регулировании производства и торговли спиртом этиловым, коньячным и плодовым, алкогольными напитками и табачными изделиями «и больше всего поражает, что продажа алкоголя без лицензий, «наливайки» спирта и воды — все это происходит в некоторых населенных пунктах области без особой конспирации. Только в течение августа нынешнего года задокументировано 3 таких случаев, а с начала года 21 сумма примененных штрафов — 357 тыс. грн. » — продолжает чиновник.

Читайте так же:  Существенным условием договора продажи жилого дома является в 2020 году

В соответствии с нормами действующего законодательства Украины субъекты предпринимательства до начала ведения хозяйственной деятельности по розничной и оптовой продажи алкогольных и табачных изделий обязаны получить соответствующую лицензию и иметь регистратор расчетных операций.

Среди других важных особенностей лицензирования розничной торговли алкогольными напитками и табачными изделиями стоит упомянуть и такую: за продажу алкогольных напитков и табачных изделий без соответствующих лицензий действующим законодательством Украины предусмотрена ответственность, а именно: в соответствии со ст. 17 Закона Украины «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий» за торговлю алкогольными напитками или табачными изделиями без наличия лицензии к субъектам предпринимательства применяются санкции в виде штрафов в размере 200% стоимости полученной партии товара, но не менее 1700 грн. В случае невыполнения субъектом предпринимательства решения контролирующего органа о наложении штрафа, такой штраф взимается на основании решения суда.

Кроме того, торговля алкоголем или табачными изделиями без лицензии влечет за собой также и административную ответственность должностных лиц предприятия. Согласно ст.156 Кодекса Украины об административных правонарушениях размер штрафа составляет от 850 до 3400 грн. с конфискацией алкогольных напитков (табачных изделий) и выручки, полученной от их продажи. А повторное нарушение в течение года повлечет наложение штрафа от 2550 до 4250 грн. с конфискацией предметов торговли.

Такими штрафными санкциями государство заботится о том, чтобы при постоянном спросе на «популярные» напитки избежать различных злоупотреблений при их продаже.

Продажа алкоголя без лицензии — ответственность в 2019 году

Торговля алкогольной продукцией: всегда ли нужна лицензия

На территории РФ продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции может быть осуществлена только на основании соответствующей лицензии, хотя законом и предусмотрены отдельные исключения из данного правила (п. 1 ст. 18 закона «О госрегулировании. » от 22.11.1995 № 171-ФЗ, далее — закон № 71-ФЗ).

Во всех остальных случаях лицензия на продажу алкоголя необходима. О том, как получить такой разрешительный документ, более подробно рассказывается в других наших статьях:

За торговлю алкоголем без лицензии в тех случаях, когда она необходима, субъект может быть привлечен как к административной, так и к уголовной ответственности. Об этом более подробно мы поговорим далее.

Административная ответственность (размер штрафов)

Административная ответственность за продажу алкоголя без лицензии может быть установлена в следующих формах (п. 3 ст. 14.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях, далее — КоАП РФ).

  1. Для должностных лиц:
  • штраф за продажу алкоголя без лицензии в 2018 — 2019 году — от 500 тыс. до 1 млн руб.;
  • дисквалификация на срок от 2 до 3 лет (см. статью «Дисквалификация как вид административного наказания»).
  1. Для юридических лиц:
  • штраф до 1/5 от суммы совокупной выручки за продажу всех товаров, полученной в течение календарного года, предшествующего году выявления правонарушения, и минимум 3 млн руб. (при этом также может быть произведена конфискация всего имущества и сырья, используемых для производства и оборота указанной продукции);
  • административное приостановление деятельности на срок от 60 до 90 суток (при этом также может быть произведена конфискация продукции и вспомогательных средств).

Отметим, что конфискация имущества в принципе может быть применена только по решению суда (п. 1 ст. 3.7 КоАП РФ). При этом в рассматриваемом случае допускается конфискация имущества (в т. ч. продукции), принадлежащего субъекту на законных правах, уже хотя бы на том основании, что он использует его не в соответствии с законом (п. 23.2 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 № 5).

Ответственность за нарушение лицензионных требований при продаже алкоголя

Надлежит различать такие правонарушения, как продажа алкоголя при отсутствии лицензии и продажа такой продукции в нарушение лицензионных требований. В связи с этим встает вопрос о квалификации конкретного правонарушения как предусмотренного различными нормами ст. 14.17 КоАП РФ.

При этом необходимо учесть следующее:

Уголовная ответственность

За продажу алкогольной продукции без лицензии соответствующий субъект также может быть привлечен к уголовной ответственности в следующих формах:

  1. За торговлю в крупных размерах, т. е. на сумму свыше 100 тыс. руб. (п. 1 ст. 171.3 Уголовного кодекса РФ):
  • штраф в размере от 2 до 3 млн руб. либо в сумме зарплаты или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет;
  • лишение свободы продолжительностью от 1 до 3 лет с лишением права занимать некоторые должности или выполнять некоторые виды деятельности.
  1. За незаконную розничную торговлю, если это деяние совершено неоднократно, т. е. повторно совершено в период, когда соответствующий субъект считается привлеченным к мерам административной ответственности за аналогичное правонарушение (ст. 171.4 УК РФ):
  • штраф в размере от 50 тыс. до 80 тыс. руб. либо в размере зарплаты осужденного за период от 3 до 6 мес.;
  • исправительные работы сроком до 1 года.

Итак, штраф за торговлю алкоголем без лицензии может быть назначен в отношении как должностного лица, так и организации. Различаются такие правонарушения, как торговля алкоголем без лицензии и реализация такой продукции в нарушение лицензионных требований. За торговлю алкоголем без лицензии могут быть применены также меры уголовной ответственности.

Незаконная предпринимательская деятельность

Начиная какую-либо деятельность с целью извлечения прибыли, первое время вы вполне можете обойтись без регистрации бизнеса. Конечно, все зависит от масштабов планируемого предприятия, но, если размах пока небольшой, ресурсы ограничены и основная задача — дать старт, сосредоточьтесь на этом.

Самое главное – не упустить момент, когда бизнес приобрел самостоятельность, а прибыль стала регулярной. Именно самостоятельность бизнеса и систематичность получения прибыли могут привлечь к вам внимание, а отсутствие регистрации в качестве ИП или ООО, послужить основанием для привлечения к ответственности за ведение незаконной предпринимательской деятельности.

Обратите внимание, нелегальный бизнес может грозить административной, налоговой и даже уголовной ответственностью. При этом важно понимать, что сам факт привлечения к ответственности не зависит от размера полученного вами дохода. Сумма выручки влияет только на тяжесть наказания.

Что не является предпринимательством

В повседневной жизни, многие из нас периодически совершают различные действия (сделки), выполняют какую-то работу, оказывают услуги. Подобная деятельность, как правило, носит разовый характер, поэтому не считается предпринимательской и является личным делом каждого.

Допустим, вы продали через интернет свой велосипед, затем холодильник и набор инструментов, а также знакомый попросил вас помочь с подключением кондиционера и ремонтом машины. Указанные действия принесли доход, но это не означает, что вы должны регистрировать свою деятельность и отчитываться за это перед государством как предприниматель.

Читайте так же:  Милонов о призыве девушек в армию

Однако, необходимо помнить, что физические лица с полученных доходов должны платить подоходный налог, а по итогам года отчитываться об его уплате путем подачи декларации по форме 3-НДФЛ. Многие этого не знают, так как работают официально, где НДФЛ за своих работников перечисляет налоговый агент (работодатель), а также отчитывается за каждого из сотрудников в ИФНС, направляя справки 2-НДФЛ и расчеты 6-НДФЛ.

Ниже перечислены наиболее распространенные случаи, которые не требуют регистрации ИП или ООО:

Сдача недвижимости в аренду. Большинство собственников, сдающих недвижимость в аренду, заключают с нанимателем письменный договор найма. При этом многие из них, чтобы не «светить» его в регистрационной палате и не платить НДФЛ, прописывают срок действия не более 11 месяцев. В связи с чем, договор на практике, как правило, составляют лишь для взаимного спокойствия сторон (зафиксировать что, кому и насколько дается в пользование, факт передачи-получения денег и т.д.).

Продажа движимого и недвижимого имущества. Для осуществления подобных сделок достаточно заключить договор купли-продажи. Если имущество находилось в собственности менее пяти лет (в некоторых случаях трех лет), полученный доход облагается подоходным налогом. Кроме этого, нужно помнить, что собственники имущества должны платить транспортный налог и налог на имущество.

Выполнение разовых работ, поручений (freelance). Для этих целей обычно используют гражданско-правовой договор на оказание услуг. Если заключен договор ГПХ, то обязанность по удержанию и уплате подоходного налога ложиться на плечи заказчика (при условии, что он являются ИП или юрлицом). На практике очень многие не хотят тратить время на составления подобных договоров и работают «на честном слове» (кто и как в таких случаях платит НДФЛ остается загадкой).

Примечание: уплаченный НДФЛ можно вернуть, используя налоговые вычеты.

Виды ответственности за незаконное предпринимательство

Административная ответственность

Основания для привлечения – предпринимательская деятельность без государственной регистрации в качестве ИП или юридического лица (без ущерба гражданам или государству), отсутствие лицензии.

Порядок привлечения следующий:

  1. Уполномоченный сотрудник полиции (прокуратуры, ИФНС, органов надзора за потребительским рынком и т.п.) приходит с проверкой, осматривает помещение либо осуществляет контрольную закупку, совершает иные действия.
  2. Обнаружив, что деятельность ведется незаконно, без регистрации, сотрудник составляет протокол.
  3. Протокол направляется судье по месту жительства обвиняемого или месту осуществления деятельности, в течение суток с момента его составления.
  4. Судья рассматривает дело в течение двух месяцев с момента составления протокола о нарушении.
  5. Результат рассмотрения – постановление о привлечении к административной ответственности, или, наоборот, с обоснованием вашей невиновности. Постановление можно обжаловать, на это дается 10 суток, со дня его вручения или получения копии.
  • Деятельность без регистрации ИП или ООО – от 500 до 2000 рублей.
  • Лицензируемая деятельность без лицензии – для граждан от 2000 до 2500 рублей, для организаций – от 40 000 до 50 000 руб.(с конфискацией товара).

Если имеют место два и более административных нарушения, применяется наказание за каждое из них.

Налоговая ответственность

Основания для привлечения – ведение деятельности без постановки на учет в ИФНС, нарушение сроков постановки, уклонение от уплаты налогов.

Порядок привлечения к ответственности:

  1. Нарушения выявляются в ходе налоговой проверки или иных мероприятий налогового контроля.
  2. При обнаружении нарушений, должностное лицо ИФНС составляет акт. Срок составления акта – один рабочий день с момента их выявления.
  3. Акт вручается налогоплательщику, срок вручения законом не установлен. В течение 10 дней с даты получения акта, можно представить объяснения в письменной или в устной форме.
  4. Руководитель налогового органа рассматривает акт и выносит решение:
    • о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение;
    • об отказе в привлечении лица к ответственности.

Примечание: в решение ИФНС указан срок в течение которого его можно обжаловать в вышестоящий орган.

  • Нарушение срока представления документов на регистрацию – 10 000 рублей.
  • Ведение бизнеса без постановки на учет – 10% от суммы полученного дохода, но не менее 40 000 рублей.

Обратите внимание — за отсутствие регистрации, помимо штрафа, налоговая вправе доначислить налоги и пени за их несвоевременную уплату.

Уголовная ответственность

Основания для привлечения – нелегальный бизнес нанес ущерб гражданам или государству, получен незаконный доход в крупном (1,5 млн. рублей и более) или особо крупном размере (6 млн. и более).

Предъявление обвинений по уголовным делам – задача полиции и прокуратуры, по результатам проверки.

Наказания за незаконное предпринимательство по УК РФ:

  • За деятельность без регистрации или без лицензии (когда она обязательна), если это причинило крупный ущерб или принесло доход в крупном размере – штраф до 300 тысяч рублей или в размере заработной платы осужденного за период до 2-х лет, либо обязательные работы до 480 часов, либо арест на срок до 6-ти месяцев;
  • Если размер особо крупный – штраф от 100 до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы за период от 1-го до 3-х лет, либо принудительные работы до 5-ти лет, либо лишение свободы на срок до 5-ти лет со штрафом до 80 тысяч рублей (или заработной платы, иного дохода, за период до 6-ти месяцев).

Как избежать ответственности

Для законного осуществления деятельности рекомендуется своевременно решить, какая организационно-правовая форма вам подходит (ИП или ООО), определиться с системой налогообложения и зарегистрировать бизнес.

Как изменится российский рынок алкоголя в 2020 году?

На рынке алкогольной розницы в России готовятся большие перемены. Главное событие, которого уже много лет ждут виноделы, дистрибьюторы и, конечно, потребители — отмена запрета на дистанционную торговлю алкогольными напитками.

Законопроект, который разрабатывает Минфин, по слухам, готовятся принять к действию уже с 1 января 2020 года. А, значит, заказать бутылку вина к пятничному ужину теперь можно будет в пару кликов.

Правда или вымысел?

Онлайн-продажи алкоголя — с 1 января 2020

На самом деле, вопросов к новому законопроекту пока еще много. Во-первых, первый год к торговле будут допущены только компании, у которых есть лицензия на производство вин, либо лицензия на закупку, хранение и поставку. То есть открыть онлайн-продажи, технически, смогут только производители и дистрибьюторы. Во-вторых, дистанционная торговля будет разрешена только для вин и шампанского. Позже, скорее всего, с 2021 года, сюда подключатся производители пива, сидра, медовухи и других слабоалкогольных напитков.

Читайте так же:  Соглашение об установлении частного сервитута земельного участка в 2020 году

Новая схема — на рассмотрение

Совсем недавно новую схему для легализации рынка предложила Ассоциация компаний интернет-торговли. Участники рынка предложили фиксировать время и место реализации спиртного благодаря выдаче электронных чеков через смартфоны курьеров. С задействованием облачных сервисов и QR-кодов предполагается сохранить возможность ограничения продажи алкоголя для несовершеннолетних. Документ был направлен на рассмотрение главе правительства Дмитрию Медведеву.

А как продают сейчас?

По сути, речь идет именно о легализации рынка онлайн-торговли алкоголем. По экспертым оценкам, ежегодно в России теневые интернет-магазины продают алкоголь на сумму в 2-3 млрд рублей. Есть даже статистика: на такие сайты приходится 190 посетителей в сутки со средним чеком 1100 рублей.

Впрочем, существует и сценарий, при котором законопроект снова не пройдет. Его главным противником остается Минздрав, а основной проблемой — контроль за временем продажи и возрастом клиента. Чиновники считают, что отслеживать их в режиме онлайн-торговли будет крайне сложно.

Миллиардные убытки из-за одной ошибки

Кстати, о неправомерной продаже алкоголя в рознице. В августе была показательная история с «Пятерочкой» в Татарстане. После того, как в одном из магазинов продали алкоголь несовершеннолетнему, Госалкогольинспекция Татарстана отозвала лицензию сразу у всех 658 магазинов в регионе. В результате управляющая сетью X5 Retail на время лишилась возможности отгружать по 5-6 тысяч дал спиртного. Потери в компании оценили в 7,5% сбыта всего алкоголя для локального рынка.

Проблема компании оказалась в том, что на все магазины в Татарстане была приобретена одна лицензия стоимостью 65 000 рублей. Эксперты подсчитали, что для открытия отдельной лицензии для каждой «Пятерочки» потребовалось бы 43 млн рублей. Но даже в этом случае потери были бы существенно ниже, чем от закрытия продаж во всей сети.

На фоне этой истории представители продуктовой розницы обратились к чиновникам с инициативой по установлению новых правил — участники рынка предлагают выдавать и приостанавливать лицензии не для всей сети, а для торговой точке, попавшейся на нарушении.

Большие интересы со стороны больших игроков

Вообще создается впечатление, что рынок алкогольной розницы в России ждет серьезный передел. На прошедшей неделе стало известно, что собственную сеть алкомаркетов под брендом «Магнит Вечерний» запускает вторая по величине продуктовая сеть. Первые магазины откроются уже осенью, а через 3-6 месяцев будет принято решение о возможном масштабировании сети.

Совпадение или нет, но в это же время в «Пятерочке» объявили о создании собственного «Барного клуба». Теперь, при покупке алкоголя в магазинах торговой сети предлагаются дополнительные повышенные баллы на карту для участников. «Барный клуб» интергирован в личный кабинет держателей «Выручай-карты». Кстати, у «Пятерочки» тоже есть проект алкомаркетов — с 2016 года компания развивает сеть «Пятьница», правда, на сегодняшний день открыто всего несколько десятков магазинов.

Еще одним интересантом на алкогольном рынке, возможно, является быстроразвивающаяся сеть магазинов здорового питания «Вкусвилл». До сегодняшнего дня они продавали только собственного производства пиво, сидр и медовуху. Но весной стало известно, что ритейлер подал в Федеральную службу по интеллектуальной собственности заявку на регистрацию собственного товарного знака «ВкусВин». Хотя в компании отметили, что зарегистрировали знак для того, чтобы конкуренты «не вводили людей в заблуждение». В Москве, например, существовал магазин «ВкусВин», который вскоре после регистрации бренда федеральным ритейлером, переименовался в «Лангедок».

Еще раньше стало известно о партнерстве четвертой по величине сети продуктовых магазинов «Дикси» с алкомаркетами и «Красное и Белое» «Бристоль». Последнего «Дикси» хотел купить еще в 2015 году, но сделка не состоялась. Теперь компании объединяют бизнес и создается третья по величине сеть в России, насчитывающая более 13 000 магазинов — больше только у «Магнита» и «Пятерочки».

Таким образом, мы видим возрастающий интерес к продуктовой рознице со стороны всех ведущих игроков на рынке. Кроме того, свои бизнес-процессы для запуска дистанционной торговли готовят как специализированные магазины по продаже вин и алкоголя, так и крупнейшие универсальные интернет-магазины и маркетплейсы. По данным участников рынка, все они ждут принятия закона, чтобы уже с 1 января запустить дистанционную продажу по всей стране. Например, онлайн-гипермаркет «Беру» уже позволяет бронировать крепкий алкоголь на сайте, чтобы затем забрать его в одной из винотек SimpleWine.

Немного интересных цифр

Кстати, о статистике потребления в России. В 2018 году траты россиян на алкоголь и табак составили в среднем 3% от всех потребительских расходов. Что касается выручки розничных магазинов, то в формате «у дома» на алкоголь приходится до 30-40% денег, а в гипермаркетах — до 12%.

Сегодня безусловным лидером на рынке алкогольной розницы в России является сеть «Красное и Белое». Стартовавшая в 2006 году в Челябинске, сегодня эта сеть насчитывает более 6100 магазинов с оборотом в 130 млрд рублей в год. Это самая быстрорастущая сеть на продуктовом рынке, которой удалось войти в топ-10 в России по объему выручки. По данным РБК, ритейлер контролирует около 50% рынка специализированных алкомаркетов, еще 15-20% занимает сеть «Бристоль», 10% приходится не другие сетевые форматы, включая «Арыш Мае», «Горилку» и «Ароматный мир». В то же время, в начале 2019 года прекратила операционную деятельность сеть алкомаркетов «Кристалл-Лефортово», входившая в топ-10 лидеров рынка с более чем 300 магазинами.

На 1000 жителей России сегодня приходится более 130 магазинов по продаже алкогольной продукции, и эта цифра продолжает расти. За последние несколько лет число алкомаркетов выросло в 15 раз. В эксперном совете при правительстве РФ уже предлагали сократить их число на треть, но пока ритейлеры продложают активно развиваться, а потребление алкоголя всех типов ежегодно растет. При этом на долю водки в стране приходится более 40% производства. Весь рынок специализированной алкогольной розницы сегодня оценивается более чем в 8 млрд долларов.

Видео (кликните для воспроизведения).

Основные тенденции на рынке сохраняются: на смену традиционным форматам торговли приходят более современные, крупнейшие сети наращивают свою долю, а потребители предпочитают покупать алкоголь со скидкой или по акции. Остается дождаться начала 2020 года, чтобы узнать, как именно изменится рынок с приходом легальной электронной торговли алкоголем.

Продажа алкоголя без лицензии ответственность физических лиц в 2020 году
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here