Протокол подсчета голосов общего собрания собственников в 2020 году

Самая важная информация по теме: "Протокол подсчета голосов общего собрания собственников в 2020 году" с выводами от профессионалов. В случае возникновения вопросов и при необходимости актуализации данных вы можете обратиться к дежурному юристу.

Протокол подсчета голосов общего собрания собственников в 2020 году

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 28 февраля 2018 г. № 7252-ЕС/04 О составе счётной комиссии собрания собственников помещений в многоквартирном доме

Департамент жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в рамках своей компетенции рассмотрел обращение, поступившее посредством официального сайта Минстроя России, сообщает следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом и проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.

Исходя из положений части 1 статьи 46 ЖК РФ решения и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются официальными документами как документы, удостоверяющие факты, влекущие за собой юридические последствия в виде возложения на собственников помещений в многоквартирном доме обязанностей в отношении общего имущества в данном доме, изменения объема прав и обязанностей или освобождения этих собственников от обязанностей, и подлежат размещению в системе лицом, инициировавшим общее собрание.

Требования к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и порядку передачи копий решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор утверждены приказом Минстроя России от 25 декабря 2015 г. N 937/пр (далее — Требования).

Пунктом 21 Требований предусмотрено, что реквизиты подписи протокола общего собрания содержат сведения о фамилии, инициалах лица, председательствующего на общем собрании, секретаря общего собрания, а также о лицах, проводивших подсчет голосов, и собственноручная подпись указанных лиц, дату ее проставления. В случае если вопрос об избрании лица, председательствующего на общем собрании, а также лиц, осуществляющих подсчет голосов, включен в повестку дня общего собрания и принято решение об отклонении предложенных кандидатур, реквизиты подписи протокола общего собрания содержат сведения о фамилии, инициалах инициатора проведенного общего собрания.

В случае отсутствия прямых норм в требованиях специального законодательства применяются нормы гражданского законодательства, регулирующего сходные отношения.

В указанном случае жилищное законодательство не содержит прямых норм, указывающих на обязательное создание счетной комиссии, в компетенцию которой входит подсчет голосов по итогам проведения общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и не определены требования к лицам, осуществляющим подсчет голосов, следовательно правомерно применение подпункта 4 части 4, подпункта 4 части 5 статьи 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), которыми установлено, что в протоколе собрания должны быть отражены сведения о лицах, проводивших подсчет голосов.

Действующее законодательство не содержит требований, в том числе ограничений и запретов к составу счетной комиссии и не ставит состав такой комиссии в зависимость от того, кто является инициатором общего собрания.

На основании изложенного Департамент жилищно-коммунального хозяйства считает возможным включение в состав счетной комиссии председателя общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, а равно секретаря такого собрания допустимым, в случае если решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома не установлено иное.

Кроме того, необходимо отметить, что требования к членам счетной комиссии могут содержаться в ранее принятом решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и в соответствии с частью 5 статьи 46 ЖК РФ по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для исполнения.

Таким образом, в состав счётной комиссии могут входить председатель, секретарь собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в виду того, что состав счётной комиссии определяется решением собственников помещений в многоквартирном доме, так как вопросы об избрании председателя и секретаря общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, лицах, проводивших подсчет голосов, рекомендуется включать в повестку дня каждого собрания.

Также пунктом 104 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», разъяснено, что правила главы 9.1 ГК РФ применяются к решениям собраний постольку, поскольку законом или в установленном им порядке не предусмотрено иное (пункт 1 статьи 181.1 ГК РФ).

Согласно статье 181.4 ГК РФ решение собрания может быть оспорено при нарушении требований закона, в том числе в случае, если допущено существенное нарушение порядка созыва, подготовки и проведения собрания, влияющее на волеизъявление участников собрания; у лица, выступавшего от имени участника собрания, отсутствовали полномочия; допущено нарушение равенства прав участников собрания при его проведении; допущено существенное нарушение правил составления протокола, в том числе правила о письменной форме протокола (пункт 3 статьи 181.2 ГК РФ).

Аналогичная норма права содержится в части 6 статьи 46 ЖК РФ, согласно которой собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований ЖК РФ, в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и, если таким решением нарушены его права и законные интересы.

По вопросу отдельного протокола счетной комиссии сообщаем следующее.

Исчерпывающий список требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах установлен приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 937/пр «Об утверждении Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах».

Отсутствие отдельного протокола счетной комиссии по итогам голосования на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома не влияет на легитимность итогов голосования по вопросам повестки дня и не является обязательным требованием действующего законодательства.

При этом, следует отметить, что в соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами.

Таким образом, письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, являются экспертной позицией Минстроя России, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.

Читайте так же:  Что значит долговые обязательства
Директор Департамента
жилищно-коммунального хозяйства
Е.П. Солнцева

Обзор документа

Жилищное законодательство не содержит прямых норм, указывающих на обязательное создание счетной комиссии, в компетенцию которой входит подсчет голосов по итогам проведения общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах. Не определены требования к лицам, занимающимся подсчетом голосов. В протоколе собрания должны быть отражены сведения о таких лицах.

В состав счетной комиссии могут входить председатель, секретарь собрания.

Вопросы об избрании председателя и секретаря, о лицах, проводивших подсчет голосов, рекомендуется включать в повестку дня каждого собрания.

Отсутствие отдельного протокола счетной комиссии по итогам голосования на общем собрании не влияет на легитимность итогов голосования по вопросам повестки дня и не является обязательным требованием действующего законодательства.

28.03.2019 | Минстрой согласился с позицией АКАТО

В статье «Нюансы проведения общих собраний. Часть 4», опубликованной на сайте АКАТО год назад (18.03.2019), разъяснен термин «большинство», применяемый в части 1 статьи 46 ЖК РФ. Для получения подтверждения изложенного в статье мнения АКАТО еще перед публикацией статьи направил в Минстрой России соответствующий запрос (№ 45-03 от 07.03.2018), однако в ответе Минстроя лишь цитировались нормы жилищного законодательства и не содержалось никаких разъяснений. АКАТО попросил уточнить мнение Минстроя, но получил отказ в дополнительных разъяснениях. После еще нескольких безрезультатных обращений Минстрой наконец-то дал ответ по существу поставленных вопросов.

Когда решение по вопросу принято общим собранием?

Как ни странно, но зачастую лица, организующие общие собрания собственников, устанавливают факт принятия решения по тому или иному вопросу путем сравнения количества голосов, отданных за три варианта решений: «за», «против», «воздержался», считая, что если за вариант «за» отдано голосов больше, чем за вариант «против» и больше, чем за вариант «воздержался», то решение считается принятым. Исходя из такой логики в случае, когда, например, количество голосов по какому-либо вопросу распределилось следующим образом: «за» — 45%, «против» — 22%, «воздержался» — 33%, решение считается принятым. Ведь 45 больше 22 и больше 33.

Специалисты АКАТО категорически не согласны с таким методом установления факта принятия решения, и в статье от 18.03.2018 разъяснено, что термин «большинство голосов от общего числа голосов принимающих участие в собрании» означает более половины (более 50%) голосов от количества голосов участвующих в собрании, то есть решение принято исключительно в случае, если варианту «за» отдано более 50% голосов участников собрания. При этом не имеет значения, как оставшаяся часть голосов (меньшинство) распределена между вариантами «против» и «воздержался».

Исходя из такого мнения в случае, когда, например, количество голосов по какому-либо вопросу распределилось следующим образом: «за» — 45%, «против» — 22%, «воздержался» — 33%, решение не принято.

Что сказал Минстрой?

11 февраля 2019 года АКАТО обратился в Минстрой с запросом, практически идентичным ранее направляемому запросу от 07.03.2018.

Письмом от 10.03.2019 № 8125-ОО/06 Минстрой России разъяснил:

«…Поскольку действующее законодательство содержит требование к тому, что по каждому вопросу повестки дня собственник помещения должен выбрать только один вариант, то, по мнению Департамента, применение при голосовании «относительного большинства» не представляется возможным и решение считается принятым, в зависимости от вопроса, поставленного на голосование, если за вариант «за» проголосовало:

— большинство голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме;

— более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме;

— большинство не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.

На основании изложенного, по мнению Департамента, недопустимо считать решение собрания принятым, если количество голосов участников распределилось среди трех вариантов («за», «против» или «воздержался») таким образом, что максимальная доля голосов отдана варианту «за», но при этом количество голосов, требуемое для принятия решения, не набрано».

Таким образом, Минстрой России поддержал позицию АКАТО, указав, что сам по себе факт того, что максимальная доля голосов отдана варианту «за» не означает, что решение по указанному вопросу принято. Для принятия решения необходимо, чтобы варианту «за» было отдано требуемое законом количество голосов: либо квалифицированное большинство по отдельным вопросам, перечисленным в части 1 статьи 46 ЖК РФ, либо простое большинство (более 50% от участников) по всем остальным вопросам.

Инструкция по проведению ОСС в форме очно-заочного голосования

Общее собрание собственников помещений в МКД, согласно ч.1 ст.44 Жилищного Кодекса РФ, признаётся органом управления домом. Общее собрание проводится для того, чтобы управляющая компания вместе с собственниками жилья смогла обсудить ряд злободневных вопросов и проблем повестки дня путём голосования и принятия решений.

Общее собрание собственников жилья может быть проведено в трёх формах (ст.44.1 ЖК РФ):

  • очного голосования — в присутствии собственников помещений в доме для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование;
  • заочного голосования — посредством опросного листа, если собрание в очной форме не состоялось из-за отсутствия кворума (ч.1 ст.47, ст.47.1 ЖК РФ).
  • очно-заочного голосования — с использованием системы ГИС ЖКХ (ч.3 ст.47 ЖК РФ). Решение об использовании ГИС ЖКХ при проведении ОСС в форме заочного голосования принимается общим собранием собственников помещений (п.3.2 ч.2 ст.44, ч.1 ст.47.1 ЖК РФ).

Очно-заочное голосование

Когда и для чего нужно проводить ОСС в форме очно-заочного голосования собственников? Ведь для этого есть отдельные формы очного и заочного голосования. Всё дело в том, что обе эти формы не всегда приносят результат, поскольку зачастую просто не набирается кворум для принятия важных решений на общем собрании собственников жилья.

Очно-заочное же голосование совмещает в себе обе формы проведения ОСС и позволяет очно обсудить вопросы повестки дня и принять по ним решения, а также передать решения собственников жилья путём заочного голосования в установленный срок по адресу, указанному в уведомлении о проведении мероприятия (ч.3 ст.47 ЖК РФ). Подробнее об этом читайте в нашей статье.

Это удобно тем, что если на очной части голосования не набрался кворум для принятия решений по поставленным на повестку дня вопроса, то его можно добрать посредством заочного голосования. Особенно актуальна очно-заочная форма голосования собственников жилья при рассмотрении вопросов повестки дня, по которым требуется принимать решения 2/3 голосов собственников помещений в МКД (п.п. 1.1-1, 1.2 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ).

Пошаговая инструкция по проведению ОСС в форме очно-заочного голосования

Шаг 1. Анонс

Любое ОСС начинается с анонсирования мероприятия и созыва собственников жилья на него. Напоминаем также, что обязательно во втором квартале каждого года должно проводиться годовое общее собрание (ч.1 ст.45 ЖК РФ). Кроме него по инициативе управляющей компании, собственников жилья или инициативной группы в МКД могут собираться внеочередные ОСС (части 2, 6 и 7 ст.45, а также п.8 ст.148 ЖК РФ).

Читайте так же:  Основные правила охраны труда на предприятии

Шаг 2. Подготовка

Сформулируйте повестку ОСС, определитесь с формой голосования (очная, заочная или очно-заочная). При очно-заочном проведении голосования повестка дня должна быть единой для обеих форм.

Для проведения очной или очно-заочной формы голосования выберите время и место проведения ОСС для обсуждения вопросов. Подготовьте информационное сообщение о проведении общего собрания собственников жилья (Приказ Минстроя №411/пр от 31.07.2014 года). Также вам понадобятся бланки протокола ОСС, реестр собственников помещений в данном МКД, формы решений по вопросам повестки дня.

Шаг 3. Оповещение

Вы должны оповестить каждого собственника помещения в данном многоквартирном доме посредством письменного уведомления под роспись, направления в его адрес заказного письма или размещения на информационной доске в доступном для всех жильцов месте за 10 дней до даты проведения общего собрания (ч.4 ст.45 ЖК РФ).

В сообщении о проведении ОСС должна быть полная и достоверная информация об инициаторе проведения общего собрания, форме голосования, дате, месте и времени проведения мероприятия. Уведомление также должно содержать в обязательном порядке вопросы повестки дня, порядок ознакомления участников с информацией и материалами, которые будут представлены на мероприятии. При проведении общего собрания в форме очно-заочного голосования в сообщении, кроме того, потребуется указать дату окончания приёма решений собственников жилья, место или адрес, куда следует направить эти решения (ч.5 ст.45 ЖК РФ).

При проведении ОСС в форме очно-заочного голосования с использованием ГИС ЖКХ в уведомлении дополнительно необходимо указать сведения об администраторе ОСС (наименование — для юридических лиц и ФИО — для физических лиц). Помимо этого указывается место и фактический адрес, дата и время начала и окончания голосования, процедура и порядок приёма администратором ОСС письменных решений собственников жилья по вопросам повестки дня (ч.4 ст.47.1 ЖК РФ).

Очно-заочная форма голосования собственников жилья предполагает как очное, так и заочное голосование, поэтому в сообщении о проведении общего собрания нужно обязательно указать 2 даты : начала очного голосования и время, до которого принимаются решения собственников, голосующих заочно. Обе даты назначаются за 10 дней до того, как собственники жилья получат уведомления.

Последовательность очной и заочной части очно-заочного голосования не определена, поэтому обе формы могут проводиться как последовательно, так и параллельно, или даже одна форма может находиться «внутри» другой. Последний вариант возможен, если дата начала приёма заочных решений установлена раньше времени очного собрания, а дата окончания приёма заочных решений, соответственно, позднее даты очного собрания.

Шаг 4. Проведение

При проведении общего собрания в форме очно-заочного голосования, участникам должна предоставляться возможность обсуждения вопросов повестки дня и сдачи бланков голосования в установленный срок в место или по адресу, указанному в уведомлении (ч.3 ст.47 ЖК РФ).

Голосование с использованием ГИС ЖКХ осуществляется собственниками помещений в МКД лично с указанием решения по каждому вопросу повестки дня в электронной форме. Также возможен вариант передачи решения администратору ОСС в письменной форме до даты и времени окончания голосования (ч.6 ст.47.1ЖК РФ).

Решения ОСС по вопросам повестки дня принимаются большинством голосов от общего числа собственников жилья, принимающих участие в собрании (ч.1 ст.46 ЖК РФ). Исключение составляют решения, которые принимаются большинством не менее 2/3 голосов от общего числа собственников помещений в МКД (пп.1 — 3.1 ч.2 ст.44, ч.1 ст.46 ЖК РФ).

Шаг 5. Оформление результатов голосования

Решение ОСС оформляется протоколом (ч.1 ст.46 ЖК РФ). При очно-заочной форме проведения собрания очные и заочные голоса суммируются, поэтому протокол ОСС оформляется один. Решения и протокол ОСС являются официальными документами, удостоверяющими факты, влекущие за собой юридические последствия для собственников помещений в МКД в виде обязанностей по содержанию общего имущества в данном доме. Все решения и протокол ОСС должны быть обязательно размещены в ГИС ЖКХ инициатором собрания.

Протокол ОСС должен содержать дату, место и время проведения общего собрания и подведения итогов, повестку дня, наличие кворума, количество голосов “За”, “Против” и “Воздержался” по каждому вопросу. Пока утверждённой формы протокола нет, но есть проект Приказа Минстроя по оформлению протоколов ОСС.

Протокол ОСС подписывается председателем и секретарём общего собрания, а также членами счётной комиссии (п.22 разд.6, п.15 разд.7 Методических рекомендаций, утверждённых Приказом Минстроя РФ №411/пр от 31.07.2014 года).

Независимо от формы голосования в решении собственников жилья по вопросам повестки дня на голосовании должны быть указаны (ч.5.1 ст.48 ЖК РФ):

  • сведения об участнике голосования;
  • сведения о документе, подтверждающем право собственности на квартиру/комнату в МКД участника голосования;
  • решения по каждому вопросу повестки дня:»за», «против» и «воздержался».

Инициатор общего собрания должен предоставить оригиналы решений и протокола ОСС в свою управляющую компанию в течение 10 дней после проведения мероприятия (ч.1 ст.46 ЖК РФ).

Решения общего собрания собственников помещений в МКД, принятые по итогам голосования с использованием ГИС ЖКХ, автоматически формируются в протокол ОСС и размещаются в системе в течение одного часа после окончания голосования (ч.11 ст.47.1 ЖК РФ).

Управляющая компания в течение 5 дней с момента получения решений и протокола ОСС должна в установленном законодательством порядке направить их в ГЖИ для хранения в течение 3 лет, в том числе с использованием ГИС ЖКХ (ч.1.1 ст.46 ЖК РФ). То есть, проводите ли вы очно-заочное собрание собственников жилья по старинке либо с использованием системы, в любом случае оригиналы решений и протоколов ОСС будут направляться в ГЖИ. Только в первом случае это будут бумажные документы, а во втором электронные версии.

Шаг 6. Информирование о результатах голосования и принятых решениях

Итоги голосования и принятые на ОСС решения доводятся до сведения всех собственников жилья инициатором проведения собрания в течение 10 дней с момента их принятия. Информация размещается в доступном для всех жильцов помещении дома (ч.3 ст.46 ЖК РФ). Например, на информационной доске или на входной двери в подъезде.

Шаг 7. Размещение результатов голосования

Решения собственников помещений в МКД, принятые в ходе очно-заочного голосования на общем собрании, должны быть в обязательном порядке опубликованы не позднее 10 дней с момента проведения ОСС в четырёх источниках раскрытия информации, утверждённых законодательством:

  • на сайте Реформа ЖК
  • на сайте УК
  • на сайте ГИС ЖКХ
  • на информационных стендах в офисе УК

О том, как заполнять сведения о проведённом общем собрании собственников помещений в МКД по форме Минстроя 2.7, читайте здесь.

Если у вас остались вопросы, вы всегда можете обратиться к нам за консультацией. Мы помогаем управляющим компаниям соответствовать ФЗ N 209 (заполнение ГИС ЖКХ). А ещё мы запустили сервис по проведению ОСС «ОСС на 100%». Теперь организовать общее собрание собственников станет проще. Мы всегда рады вам помочь!

Читайте так же:  Расписка о возврате долга физическому лицу образец

Что должен содержать бюллетень голосования собрания собственников жилья в очно-заочной форме?

Взаимоотношения между собственниками жилья и управляющими компаниями всегда вызывают большой интерес, так как затрагивают самые злободневные темы. Но несмотря на актуальность, простому гражданину бывает сложно разобраться во всех тонкостях правового регулирования этой области.

Общее собрание собственников жилья позволяет принять решение по насущным проблемам. Но сложно добиться присутствия всех жильцов на собрании, несмотря на заблаговременные объявления о его проведении. А для законности принятых на собрании решений должен быть обеспечен кворум. В этом случае используется очно-заочная форма проведения общего собрания собственников.

Общие принципы проведения очно-заочного собрания жильцов

Согласно пункту 3 Жилищного кодекса Российской Федерации общее собрание собственников в очно-заочной форме предусматривает возможность очно обсудить вопросы повестки собрания и принять решения по этим вопросам, а также с помощью бюллетеней очно-заочного голосования изъявить свою волю отсутствующим на собрании жильцам.

Данная статья рассказывает о типовых способах решения вопроса, но каждый случай уникальный. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-33-98 .
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 407-22-74 .
  • Регионы: +7 (800) 600-36-17 .
Видео (кликните для воспроизведения).

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Фактически очно-заочное собрание проводится в 2 этапа. Повестка на обоих этапах должна быть одна и та же.

При проведении общего собрания собственников жилья в очно-заочной форме необходимы следующие документы:

  1. Сообщение о проведении общего собрания.
  2. Протокол общего собрания собственников.
  3. Реестр собственников.
  4. Бюллетень голосования.

Об общем собрании собственников жильцы должны быть информированы за 10 дней до проведения собрания путем оповещения под роспись, отправления заказного письма либо размещения объявления на доске информации.

В объявлении должны быть указаны следующие данные:

  • инициатор проведения собрания;
  • форма собрания;
  • дата, место, время проведения собрания;
  • повестка дня;
  • дата проведения очного голосования;
  • дата окончания и место приема бюллетеней с решениями собственников при заочном голосовании.

Последние даты должны быть определены в информационном сообщении за 10 дней до проведения самого собрания.

Содержание бюллетеня очно-заочного голосования собственников жилья

Бюллетени используются при очно-заочной и заочной форме общего собрания собственников, когда затруднительно обеспечить кворум при очной форме собрания.

В бюллетене, который отражает волеизъявление отсутствующих собственников жилья, в обязательном порядке должны содержаться следующие сведения:

  1. Персональные данные собственника помещения (фамилия, имя, отчество).
  2. Номер помещения или квартиры.
  3. Реквизиты правоустанавливающего документа на помещение или квартиру.
  4. Общая площадь помещения собственника.
  5. Количество голосов на собрании собственников.
  6. Повестка заочного голосования.
  7. Решение по вопросам повестки.
  8. Подпись, расшифровка и дата.

Каждый бюллетень должен быть надлежащим образом заполнен и подписан правомочным лицом-владельцем квартиры или представителем по доверенности.

Что, в свою очередь, может послужить причиной тяжелых правовых и финансовых последствий, особенно в случае, если на основании оспоренного решения собственников уже были произведены какие-либо действия.

Дорогие читатели, каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Протокол ОСС

Окончательное решение общего собрания должно быть оформлено в виде протокола ОСС с приложением к нему всех бюллетеней для голосования. Протокол должен быть составлен письменно не позднее 10 дней со дня проведения собрания, так как не позднее этого срока результаты собрания должны быть доведены до сведения собственников помещений в доме ( ч. 3 ст. 46 ЖК РФ ).

В случае проведения заочного собрания или заочной части очно-заочного собрания этот срок фиксируется с момента окончания приёма письменных решений собственников, установленного в сообщении о проведении общего собрания. Все данные должны соответствовать тем, которые указаны в уведомлении о проведении ОСС.

Требования к оформлению протокола установлены приказом Минстроя РФ от 28.01.2019 № 44/пр . Ведёт и оформляет протокол секретарь общего собрания, кандидатура которого выбрана на ОСС.

Шапка протокола

  • наименование документа «Протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме»;
  • дата (датой протокола является дата подведения итогов общего собрания: окончания подсчёта голосов) и регистрационный номер протокола (порядковый номер с начала календарного года);
  • дата проведения собрания (если собрание продолжалось несколько дней, то указывается дата начала и дата окончания собрания);
  • место проведения собрания (указывается адрес, по которому проводилось собрание в очной форме, или адрес, по которому собирали решения, если собрание проводилось в очно-заочной форме);
  • заголовок к содержательной части (должен содержать информацию об адресе МКД, виде общего собрания и форме его проведения).

Содержательная часть протокола

  • Сведения об инициаторе ОСС: для юридических лиц полное наименование, ОГРН, номер записи о государственной регистрации юридического лица, ИНН; для физических лиц – ФИО в соответствии с документом, удостоверяющим личность, номер помещения и реквизиты документа, подтверждающего право собственности на такое помещение;
  • Сведения о председателе, секретаре и членах счётной комиссии: ФИО, номера помещений и реквизиты документов, подтверждающих право собственности на указанные помещения (если вопрос о выборе этих лиц не включён в повестку дня собрания);
  • Сведения о присутствующих и приглашённых;

Присутствующие – те собственники, кто присутствовал на собрании в очной форме. Приглашёнными могут быть разные лица, например, юрист, который может разъяснить собственникам некоторые правовые вопросы.

Для приглашённых лиц в протоколе указывается ФИО, паспортные данные и цель участия – для физических лиц; ОГРН, наименование юридического лица, при необходимости – доверенность (для юридических лиц).

  • Сведения о кворуме;

Нужно указать общее количество голосов (отдельно по жилым и нежилым помещения), следующая строка – наличие кворума. Количество голосов собственников, присутствующих на собрании, выраженное в процентах от общего числа голосов – это и есть кворум.

  • Сведения об общей площади жилых и нежилых помещений в МКД;
  • Повестка дня ;

Все вопросы в повестке дня должны быть пронумерованы. По каждому вопросу пишется формулировка вопроса, кто как проголосовал, кто не принял участие в голосовании и какое решение было принято. Все формулировки должны быть в третьем лице множественного числа – «приняли», «решили», «постановили».

  • Место, где будут храниться документы ОСС (копии);
  • Подписи.

Протокол обязательно подписывается как минимум тремя лицами: ставятся фамилии, инициалы и подписи председателя, секретаря, и счётной комиссии. В счётной комиссии может быть один человек, но если их больше, то подписи ставят все. Рядом с подписью должна быть дата, когда документ был подписан ( п. 4 приказа Минстроя РФ от 28.01.2019 № 44/пр ).

Если на собрании были отклонены кандидатуры председателя, секретаря и счётной комиссии, то протокол подписывает инициатор собрания.

Читайте так же:  Дисциплинарная ответственность адвоката понятие меры

Обязательные приложения к протоколу

Каждый протокол имеет ряд обязательных приложений, без которых решения ОСС могут быть оспорены как недействительные ( п. 20 приказа Минстроя РФ от 28.01.2019 № 44/пр ).

В нём нужно для каждого собственника указать:

  • ФИО физического лица,
  • наименование и ОГРН юридического лица,
  • номера принадлежащих им помещений,
  • количество принадлежащих собственнику голосов.

3. Реестр вручения сообщения о проведении ОСС собственникам

Исключение – тот случай, когда на одном из предыдущих общих собраний собственников было принято решение об ином способе уведомления – не заказным письмом или вручением под роспись, а, например, путём вывешивания уведомления на информационном стенде. В остальных случаях представляется реестр, в котором расписались собственники, либо реестр почтовых отправлений.

4. Список собственников помещений МКД, присутствовавших на очной части собрания, а также список приглашённых лиц

Этот список тоже должен содержать сведения обо всех собственниках помещений (либо их представителях).

Это приложение нужно в случае, если на собрании были представители собственников. Все доверенности подшиваются к протоколу.

6. Документы, которые обсуждались в повестке и по поводу которых принимались решения

Например, если на ОСС принимался договор управления, то прилагается его текст.

Это самое объёмное приложение. Все решения должны быть оформлены надлежащим образом.

8. Иные документы или материалы, которые самим решением ОСС указаны как обязательные приложения к протоколу.

Статус документов

Решения и протокол являются официальными документами ( ч. 1 ст. 46 ЖК РФ ). Это значит, что обязательные требования к протоколам и решениям, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, должны выполняться.

Официальный документ должен удостоверять факт, повлекший за собой юридические последствия. Решения ОСС являются обязательными для всех собственников помещений и тем самым влекут юридические последствия ( ч. 5 ст. 46 ЖК РФ ).

Приказ № 44/пр стал отправной точкой и наметил необходимые параметры документов ОСС, до его принятия не было чётких правил оформления и любую произвольно оформленную бумагу можно было считать протоколом или решением ОСС, пока её не оспорят в суде. Это предоставляло неограниченные возможности для подделки документов.

Ответственность за подделку документов ОСС

Поскольку протокол общего собрания и бланки решений собственников имеют статус официальных документов, то за их подделку предусмотрена уголовная ответственность.

Подделка документов ОСС по ч. 1 ст. 327 УК РФ наказывается:

  • ограничением свободы сроком до 2 лет,
  • принудительными работами на срок до 2 лет,
  • арестом на срок до 6 месяцев,
  • лишением свободы на срок до 2 лет.

Ч. 3 ст. 327 УК РФ предусмотрено наказание за использование в документах ОСС заведомо подложных документов. Если лицо знает, что документ – подделка, но использует его и позволяет юридическим последствиям случиться, то это наказывается:

  • штрафом в размере до 80 тыс. рублей или в размере заработной платы за период до 6 месяцев,
  • обязательными работами на срок до 480 часов,
  • арестом сроком до 6 месяцев,
  • исправительными работами на срок до 2 лет.

Протокол подсчета голосов общего собрания собственников в 2020 году

Решения собственников, принятые на общем собрании оформляются протоколом, который является итоговым документом, фиксирующим итоги голосования, в том числе содержит сведения о дате, месте проведения, о повестке собрания, наличии кворума, количестве голосов «за», «против» и «воздержался» по каждому вопросу повестки.

Какой-то единой, универсальной формы протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома (МКД) не существует.

Поэтому в каждом МКД могут быть свои образцы (шаблоны) протоколов общих собраний. В этой связи иногда возникают вопросы об обоснованности и необходимости включения в протокол некоторых сведений.

Прим. (от 04.09.2019): в настоящее время требования к оформлению протокола общего собрания собственников помещений МКД утверждены Приказом Минстроя России от 28.01.2019 N 44/пр.

Данным Приказом установлены требования к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и порядок направления подлинников решений и протоколов общих собраний в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие государственный жилищный надзор.

Определены в том числе перечень сведений, которые должны содержаться в протоколе, порядок его подписания, требования к оформлению реквизитов протокола, перечень обязательных приложений к нему.

Обращаем внимание на пункт 3 Требований, в котором указано кто должен подписывать протокол общего собрания:

  • Протокол общего собрания подписывается лицом, председательствующим на общем собрании, секретарем общего собрания, а также лицами, проводившими подсчет голосов. В случае, предусмотренном пунктом 23 Требований, протокол общего собрания подписывается также инициатором проведенного общего собрания. В случае, предусмотренном частью 1.1 статьи 136 ЖК РФ, протокол общего собрания должен быть подписан всеми собственниками помещений в многоквартирном доме.

Председатель собрания и секретарь собрания

Председатель и секретарь собрания (при совместном присутствии собственников на собрании) избираются из числа собравшихся собственников. Инициатором или иным лицом могут быть предложены несколько кандидатур. Голосуют путем поднятия руки по вопросу «кто за»? Председатель ведет собрание, предоставляет слово выступающим, секретарь собрания фиксирует результаты голосования.

Счетная комиссия

Несмотря на то, что Жилищный кодекс РФ вообще не содержит упоминаний о счетной комиссии, в большинстве протоколов общих собрания собственников имеются сведения о выборах членов счетной комиссии. На наш взгляд, учитывая отсутствие в ЖК РФ императива, избрание такого органа (постоянно действующего или временно созданного) как счетная комиссия не является обязательной процедурой. То есть отсутствие счетной комиссии само по себе не влечет признание итогов голосования недействительным. Ведь в случае обжалования решения общего собрания, суд все равно даст оценку правильности подсчета голосов, вне зависимости от того, кто считал: счетная комиссия или сам инициатор собрания.

Другое дело, когда избрание счетной комиссии является обязательным на основании ранее принятого решения общего собрания собственников. Общее собрание может утвердить и регламент, или положение о счетной комиссии, установить порядок избрания, срок действия, полномочия и т.д. В этом случае отсутствие счетной комиссии и подсчет голосов иными лицами будет являться нарушением процедуры проведения общего собрания. Хотя опять же, если при указанных обстоятельствах кворум, тем не менее, был и решения приняты большинством собственников, сочтет ли суд данные нарушения процедуры существенными и влекущими признание решения собственников недействительными – большой вопрос.

Подписи собственников в протоколе общего собрания

Иногда можно услышать мнение, что все собственники, принимавшие участие в собрании собственников должны подписать итоговый протокол общего собрания собственников. В этом нет необходимости. При проведении «очного» собрания (т.е. путем совместного присутствия) прибывшие на собрание собственники до начала голосования отмечаются в регистрационном листе (ставя там свою подпись). Наличие кворума в этом случае определяется количеством голосов собственников, оставивших в рег.листе свой автограф. Далее, количество голосов «за», «против» и «воздержался» по каждому вопросу может определяться путем «поголовного» подсчета (поднятием руки голосующего) с занесением секретарем собрания или счетной комиссией каждого голоса в соответствующую ведомость голосования. Однако во избежание неточностей или фальсификаций или банального недоверия отдельных собственников, целесообразно каждому принявшему участие в голосовании собственнику или его представителю по доверенности выдавать лист голосования (бюллетень), в котором участник собрания лично проставит все необходимые данные и подпишет его. Такое оформление результатов голосования будет являться гарантией честности и прозрачности процедуры и в случае необходимости позволит проверить правильность расчета (произвести пересчет голосов).

Читайте так же:  Счета учета кредиторской задолженности

При заочной форме собрания приложением к итоговому протоколу также будут являться листы (бюллетени) голосования собственников.

Таким образом, подписывать итоговый протокол всем собственникам помещений, принявшим участие в голосовании не нужно, за исключением случаев, предусмотренным законом. Так, например, согласно п. 1.1. статьи 136 ЖК РФ, протокол общего собрания собственников помещений в МКД, на котором приняты решения о создании ТСЖ и об утверждении его устава, подписывается всеми собственниками помещений в многоквартирном доме, проголосовавшими за принятие таких решений.

Сведения о выступлениях и выступающих на общем собрании

Можно ли не включать в итоговый протокол общего собрания собственников сведения о выступлениях, комментариях, предложениях, высказанных на общем собрании собственников?

Для чистоты отражения хронологии, хода собрания, разумеется, лучше включить в протокол данные сведения. Кроме того, отсутствие в протоколе сведений о выступающих, не согласных с принятием предлагаемых решений, может спровоцировать обращение в суд с иском о признании решений собственников недействительными.

Если же смотреть на вопрос через призму существенности/несущественности нарушения, то, полагаем, что отсутствие сведений в протоколе о возражениях или предложениях ряда собственников не будет являться основанием для признания итогов голосования недействительными. Разумеется, если речь идет о ситуации, когда иных существенных нарушений при проведении собрания суд не установит.

Формулировка повестки собрания

Иногда можно встретить в повестке дня собрания такие пункты, как «разное», «текущие вопросы» и тому подобное. Такие пункты повестки, разумеется, не несут в себе никакой смысловой нагрузки и только на собрании собственник может узнать, что на самом деле под «разным» имелось ввиду «повышение зарплаты дворнику» или, к примеру, «введение запрета на распитие спиртного во дворе дома».

Напомним, что в сообщении о проведении собрания, которое собственник получает не менее чем за 10 дней до проведения собрания, указываются все вопросы повестки собрания. Указание в сообщении на «разное» не раскрывает собственнику, что под этим скрывается и чтобы не провоцировать граждан на обжалование принятых решений на общем собрании собственников, рекомендуем уже в сообщении и в последующем итоговом протоколе приводить более конкретные формулировки повестки дня собрания.

Некоторые образцы документов для проведения
общего собрания собственников помещений МКД:

Образец протокола общего собрания собственников

Протокол общего собрания собственников помещений о выборе способа управления МКД в форме заочного голосования (повестка дня общего собрания собственников помещений: выбор способа управления; Выбор управляющей организации; Утверждение условий договора управления, содержания и ремонта общего имущества в МКД; заключение договора управления, содержания и ремонта общего имущества в МКД и прочее)

Протокол общего собрания собственников о выборе способа формирования фонда капитального ремонта (повестка дня собрания: выбор способа формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома в соответствии с п. 3 ст. 170 Жилищного кодекса РФ)

Протокол общего собрания собственников о предоставлении в пользование части общего имущества в многоквартирном доме (предоставить в пользование часть общего имущества в многоквартирном доме, а именно (например, фасад жилого дома для целей размещения рекламной конструкции; нежилое помещение, являющееся общей собственностью всех собственников помещений дома, расположенное в подвале/цоколе здания/… этаже… для использования под офис/магазин/склад/иное…, часть земельного участка, являющегося общей собственностью для целей…)

Протокол общего собрания собственников помещений МКД о расторжении договора с управляющей компанией (постановили: в соответствии с п. 8.2 ст. 162 ЖК РФ расторгнуть в одностороннем порядке договор управления многоквартирным домом с управляющей компанией в связи с невыполнением обязательств управляющей компанией, выразившимся в …

Протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о текущем ремонте (повестки собрания: принятие решения о проведении текущего ремонта многоквартирного дома; утверждение содержания и состава, объемов работ по текущему ремонту; утверждение плановой стоимости текущего ремонта многоквартирного дома; определение способа и порядка финансирования текущего ремонта многоквартирного дома.

Протокол собрания собственников помещений дома об установке рекламной конструкции (повестка собрания: о предоставлении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а именно: (фасада здания, крыши здания), для установки и эксплуатации рекламной конструкции; заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции с ФИО ); определение лица, уполномоченного на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на условиях, определенных решением общего собрания.

Образец протокола общего собрания собственников МКД в форме очного или заочного голосования (решение о проведении капитального ремонта многоквартирного жилого дома в случае предоставления субсидии; об утверждении вида и объема работ по капитальному ремонту; об утверждении предварительной стоимости работ по капитальному ремонту МКД; об утверждении сроков начала и окончания капитального ремонта и прочие связанные с этим вопросы).

Образец протокола общего собрания собственников многоквартирного дома о создании ТСЖ и утверждении устава ТСЖ (собрание в форме совместного присутствия собственников помещений дома)

Образец решения собственника (бюллетень для голосования)

Образец бюллетеня заочного голосования общего собрания собственников в многоквартирном доме (бюллетень заочного голосования общего собрания собственников по вопросам повестки дня в многоквартирном доме)

Образец бюллетеня для голосования на общем собрании собственников в форме заочного голосования (решение собственника помещения на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома, в форме заочного голосования)

Форма письменного решения собственника помещения в многоквартирном доме (сформировать земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом; уполномочить на подачу заявления о формировании земельного участка в уполномоченный орган исполнительной власти и совершение всех необходимых действий, связанных с этим …)

Образец сообщения (уведомления) о проведении общего собрания собственников

Сообщение о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (инициативная группа созывает общее собрание собственников жилых и нежилых помещений многоквартирного дома в форме совместного присутствия собственников помещений в данном доме для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование)

Образец уведомления о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (приглашаем Вас принять участие в общем собрании собственников помещений по выбору способа управления, которое будет проводиться в форме заочного голосования в соответствии со статьей 47 Жилищного кодекса РФ.. Повестка дня общего собрания. )

Видео (кликните для воспроизведения).

Александр Отрохов, Правовой центр «Логос» (г. Омск), 18.09.2013г.

Протокол подсчета голосов общего собрания собственников в 2020 году
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here