Работа по восстановлению голоса

Самая важная информация по теме: "Работа по восстановлению голоса" с выводами от профессионалов. В случае возникновения вопросов и при необходимости актуализации данных вы можете обратиться к дежурному юристу.

Работа по восстановлению голоса

Неоценимый вклад в вокальную педагогику и восстанови­тельную голосовую терапию внес французский фониатр Д. Тарно. Он предлагает артикуляционную гимнастику, дыхательные и голосовые упражнения при функциональных нарушениях голоса, указывает, что новый голос должен быть вызван на более высо­ких нотах, с помощью гласных е, и. Электротерапия и психоте­рапия облегчает задачу восстановления голоса. В среднем для восстановления голоса нужно от 6 до 15 сеансов, при условии, что больной занимается самостоятельно дома.

Д. Тарно в своих работах отмечает, что и при параличах гор­тани можно восстановить голос путем фониатрического лечения. Но фониатрическое лечение затрудняет атрофия голосовых скла­док, возникающая в связи с замиранием их функций. Сроки вос­становления голоса установить очень трудно. Каждый случай индивидуален.

Вопрос лечения функциональной афонии и дисфонии у взрос­лых наиболее полно освещен врачом-фониатром А. Т. Рябченко. Это лечение включает вступительную беседу (собирание анамне­за), изучение больного, ларингологический осмотр, запись дыха­ния, психотерапию, дыхательные и ортофонические упражнения.

Как указывает А. Т. Рябченко, цель ортофонических упраж­нений — восстановление единой координации деятельности дыха­тельного аппарата, голосовых складок, артикуляционного аппа­рата и речевой функции в целом; выравниваются корково-подкорковые тормозно-возбудительные отношения в центральной нервной системе, восстанавливается единство 1-й и 2-й сигналь­ных систем [29] .

По мнению ряда авторов, органические нарушения голоса (афония и дисфония) представляют наибольшую трудность в ле­чении. Восстановление голоса требует от больного упорства, энер­гии. Большое значение имеет психотерапия, прослушивание маг­нитофонных записей, исследование акустических свойств голоса. Восстановление голоса начинается с артикуляционных и дыха­тельных упражнений. Вновь полученный голос укрепляется при пении, жужжании. Даются упражнения для развития высоты, си­лы, тембра голоса. Сроки лечения — от 3 до 5 месяцев.

Английский фониатр В. Рипер дает положительную оценку «жевательному» методу, предложенному Э. Фрешельсом. Этот метод заключается в сочетании жевательных движений и голо­са. Жевательные движения действуют на кортикальные области мозга, связанные с двигательной стороной речи.

На Международном конгрессе логопедов и фониатров в Ба­зеле приводилась история болезни 14-летнего мальчика, стра­давшего афонией на почве рубцового стеноза гортани. В результате многочисленных операций у ребенка отмечалась доформация гортани. Мальчик оставался с трахеотомической трубкой в цие длительного времени (8 лет). В возрасте 5 лет у него появился «пищеводный голос», и он пользовался им в последуюцие 7 лет. Наконец после длительного периода полного отсутствия активности голосовых складок была предпринята попытка восстановить фонацию гортани. Многократные усилия увенчались успехом — ребенок неожиданно издал звук. В последующие годы голос стал громче. В 14 лет мальчик говорил несколько грубо, но вполне удовлетворительным глубоким голосом мужественного тембра.

Данное наблюдение интересно тем, что у ребенка, страдавшего афонией в течение 8 лет, был восстановлен громкий голос. Значительный опыт по восстановлению голоса у детей и подростков при органических заболеваниях гортани накоплен в сурдологопедическом отделении Московской детской больнице имени Ф. Э. Дзержинского. Врачи-отоларингологи неоднократно указывали на важность и целесообразность логопедической ра­боты по восстановлению голоса у этих детей [30] . Заключительный этап лечения рубцового стеноза гортани был назван функциональной терапией. Последняя выражается в логопедических занятиях, дыхательной гимнастике под руководством логопедов и читателей. При таком комплексном лечении достигается большой эффект в восстановлении утраченной голосовой функции ребенка.

Таким образом, доступная нам литература посвящена главным образом проблеме восстановления функциональных расстройств голосообразования у взрослых. Отоларингологи, фониатры и педагоги-вокалисты, занимающиеся реабилитацией этих больных, указывают на необходимость комплексной терапии— медикаментозной, физиотерапевтической и ортофонических упражнений.

Источник: http://pedlib.ru/Books/2/0030/2_0030-37.shtml

Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей-ринолаликов

Работа в течение многих лет в детском саду, мне часто приходилось и приходится заниматься с детьми, имеющими врожденные расщелины мягкого и твердого неба, то есть ринолалию.

Ринолалия – это нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Анатомические дефекты вызывают расстройство дыхания, фонации, речи и слуха. Значительно страдает и фонационное дыхание. Оно становится учащенным и поверхностным из-за значительной утечки воздуха в нос. Голос у таких детей тихий, сдавленный, с ярко выраженным носовым оттенком. В имеющийся литературе довольно полно отражены разделы работы логопеда по исправлению речи при ринолалии (артикуляционная и дыхательная гимнастика, постановка, закрепление и автоматизация звуков речи), но мало раскрыта методика работы над голосом. В своей статье я хочу уделить внимание именно логопедической работе по устранению ринофонии.

Строение и конфигурация полостей надглоточных резонаторов и мышечных стенок имеют огромное значение в превращении основного ларингиального звука в человеческий голос благодаря индивидуальной тембральной окраске. При увеличении либо уменьшении доли участия той или иной полости черепа в резонансе сразу меняется тембр голоса. Наиболее заметен и неприятен избыточный носовой оттенок – открытая ринофония. При ней носовая полость становится парным ротовой полости резонатором из-за нарушения анатомической целостности неба или функциональной недостаточности небно-глоточного смыкания, когда не обеспечивается изоляция полостей носа в потоке речи.

Многолетние наблюдения показывают, что по всем качествам, за исключением носового оттенка, голос детей-ринолаликов до 5-6 лет не отличается от голоса детей с нормальным строением верхней челюсти, но после этого возраста голос начинает значительно ухудшаться. Начинается неравномерная работа правой и левой носовых складок, то есть появляются все признаки расстройства двигательной функции голосообразующего аппарата, которые окончательно закрепляются к 13-14 годам.

Есть три основных причины нарушения голоса при ринолалии:

1. Нарушения механизма небно-глоточного смыкания. В случаях незаращения неба мышцы мягкого неба т глотки начинают работать как антагонисты, в мышцах глотки развивается дистрофический процесс, приводящий к функциональному расстройству голосового аппарата.

2. При врожденных незаращениях неба и функциональной недостаточности небно-глоточного смыкания часто наблюдается артикуляция ряда звонких согласных ларингиальным способом, при котором щели и смыкания осуществляются на уровне гортани и озвучиваются трением воздуха о края голосовых связок, что может провоцировать их отечность и узелковые образования.

3. На развитие голоса влияют особенности поведения детей, страдающих открытой ринофонией, особенно если она сочетается с изменениями в строении лицевой части черепа (врожденная расщелина губы, деформация носа, изменение прикуса). Стесняясь своей внешности и дефектности речи, дети привыкают говорить тихим голосом, максимально ограничивают речевое общение, тем самым снижая возможности развития силы голоса и расширения его диапазона.

Читайте так же:  Совместительство согласно российскому законодательству это в 2020 году

У больных преобладает ключичный тип дыхания, фонационный выдох резко укорочен, что связано со значительной утечкой воздуха в нос. У большинства детей наблюдается полная дискоординация дыхания с голосоведением. Поэтому основной целью логопедических занятий является восстановление функциональной взаимосвязи между дыханием, артикуляцией и голосообразованием, дифференциацией носового и ротового дыхания, получение громкого, звонкого полетного звучания голоса и закрепление его в самостоятельной речи ребенка.

Выделяются три общепринятых этапа логопедической работы по устранению назализации:

1. Оптимизация небно-глоточного затвора, коррекция дыхания, выработка направленной воздушной струи.

2. Постановка голоса, подготовка органов артикуляции к постановке звуков.

3. Координация навыков правильного фонационного дыхания, голосоведения и произношения.

В первую очередь проводим упражнения для выработки навыка диафрагмально-реберного дыхания, так как этот тип дыхания позволяет увеличивать силу легких, регулировать скорость выдоха, фонировать в грудном регистре, в результате чего выдох удлиняется и носовой оттенок уменьшается. Постановке фонационного дыхания предшествуют упражнения для выработки воздушной струи, без которой невозможен ни ротовой выдох, ни артикуляция речевых фонем.

Для выработки направленной воздушной струи применяем следующие упражнения:

1. Поплевывание: ребенок зажимает кончик языка зубами, затем старается «выплюнуть» язык. Нужно сосредоточить внимание ребенка на ощущении его губ, одновременно ладошкой малыш контролирует температуру и направление воздушной струи. Первое занятие лучше проводить с зажатыми крыльями носа. У детей младше 4-5 лет это упражнение хорошо получается при выплевывании крошек (от более крупных к более мелким).

2. Легкое дутье, полученное от замедленного поплевывания: в этот период с детьми проводятся игры по выработке воздушной струи, которые не увеличивают напряжение лицевой и глоточной мускулатуры. Когда ребенок научится правильно дуть, переходим к дифференциации носового и ротового дыхания.

Коррекция фонационного дыхания предусматривает удлинение речевого выдоха «на опоре». Ощущение «опоры» достигается произвольным контролем за постепенным, параллельным выдоху подъемом диафрагмы и последующим ее расслаблением. Вначале, для усвоения кинестезий, ребенок стоя произносит утрированное звукосочетание «пфф-ф-ф», поднимая диафрагму и затем, завершив произнесение, опуская её. Так можно упражняться в произнесении всех гласных и доступных согласных звуков. Позднее мы переходим к произнесению изолированных слов, спряжению фраз «на опоре», что не только приучает детей выполнять «на опоре» все речевые упражнения, но и помогает как можно раньше ввести этот навык в бытовую речь.

Постановка голоса у детей с незаращениями нёба при значительных укорочениях или неподвижности нёбной занавески проводится в грудном регистре. При этом применяем следующие упражнения:

1. Имитация стона в звукосочетаниях «аах», «ээх», «оох» на мягком тёплом выдохе. Ребёнок сидит на стуле расслабившись, опустив подбородок, положив ладонь на грудь для тактильного контроля резонанса.

2. Протяжное произнесение изолированных гласных в том же исходном положении и манере открытого звучания, в последовательности «а», «э», «о», «у», «ы», «и», то есть по мере возрастания напряжённости нёбной занавески. Кончик языка – у зубов, глотка широко открыта, лабиализация ослаблена, воздушная струя тёплая.

Для ослабления носового оттенка у детей, имеющих достаточное нёбно-глоточное смыкание и подвижную нёбную занавеску, возможна постановка голоса в голосовом регистре. Для этого используются следующие упражнения:

1. «Мычание» — утрированное произнесение звука [м] «в маску» голосом средней громкости, с фиксацией внимания на резонансе полостей и костей носа и черепа. Губы сомкнуты, зубы приоткрыты, глотка расширена.

2. Короткое произнесение гласных [а],[о],[э],[у],[и],[ы] «на мягкой атаке». Рот открыт, язык придвинут к нижним резцам, корень его опущен, глотка широкая. Фиксируем внимание ребёнка на резонансе головы.

3. Произнесение прямых слогов со звуком «м». Звук «м» произносим несколько утрированно. Если у ребёнка есть звук «л», выполняем аналогичные упражнения с этим звуком.

Все упражнения мы повторяем по три-пять раз подряд, сначала отражённо за логопедом, затем многократно – самостоятельно под контролем воспитателя в течение дня.

В случае отсутствия патологических изменений в голосовом аппарате обычно достаточно нескольких занятий по обучению правильному голосоведению. Как только дети ощутят кинестетически и смогут на слух дифференцировать свойственную им нормальную фонацию, они будут в состоянии самостоятельно выполнять, опираясь на новое умение, все последующие речевые упражнения.

И, тем не менее, при выполнении всех упражнений важно постоянно контролировать звучание голоса «в позиции резонатора» при максимально поднятом нёбе и правильно направленной воздушной струе. Следовательно, только сознательное и активное отношение ребёнка к процессу устранения назализации может являться основным залогом эффективности логопедической работы. Поэтому ежедневная логопедическая работа с детьми-ринолаликами начинается с проведения рациональной психотерапии, путём ежедневных бесед с ребёнком мы вселяем в него уверенность в успехе занятий, а прослушивание магнитофонных записей голосов других детей до и после занятий демонстрирует их реальную пользу.

Изложенные в данной работе методики апробированы мной и другими учителями-логопедами МДОУ на протяжении многих лет, показали хорошую результативность и могут успешно использоваться логопедами дошкольных учреждений для восстановления голоса у детей-ринолаликов.

Библиографический список

1. Алмазова, Е.С. Опыт логопедической работы с детьми, страдающими нарушениями голоса/ Е.С.Алмазова// Очерки по патологии речи и голоса. – Вып. 2. – М.: Учпедгиз, 1963. – С. -17-42.

2. Алмазова, Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей / Е.С.Алмазова. – М.: Айрис-Пресс, 2006. – 190с.

3. Вильсон, Д.К. Нарушение голоса у детей / Д. К. Вильсон. – М.: Медицина, 1990. – 447 с.

4. Дмитриев, Л.Б. Фониатрия и фонопедия / Л.Б. Дмитриев. – М.: Медицина, 1990. – 270 с.

5. Ермакова, И.И. Коррекция ринолалии у детей и подростков / И.И. Ермакова. – М.: Просвещение, 1984. – 142 с.

6. Зееман, М. Расстройство речи в детском возрасте / М. Зееман. – М.: Медгиз, 1962. – С.284-295.

7. Ипполитова, А.Г. Логопедические приёмы работы при открытой гнусавости и псевдобульбарном параличе / А.Г.Ипполитова // Из опыта логопедической работы. – М.: Академия педагогических наук РСФСР, 1953. – 30 с.

8. Таптапова, С.Л. Коррекционно-педагогическая работа при нарушениях голоса / С.Л.Таптапова. – М.: Просвещение, 1984. – 110 с.

Автор: Гордеева Л.В., учитель-логопед МБДОУ № 77 «Родничок» «Детский сад компенсирующего вида» г. Калуги.

Статья размещена в авторской редакции

Источник: http://planetadetstva.net/vospitatelam/korrekcionnaya-rabota-vospitatelam/logopedicheskaya-rabota-po-vosstanovleniyu-golosa-u-detej-rinolalikov.html

Работа по восстановлению голоса

Таким образом, представленный в данной главе материал доказывает, что тяжелые и длительные органические заболева­ния гортани оказывают отрицательное влияние на психофизиче­ское состояние ребенка, на формирование его речевой и голосо­вой функции. При этом наблюдаются:

Читайте так же:  Разносная торговля продовольственными и непродовольственными товарами в 2020 году

1. Задержка психического и физического развития.

2. Нарушение эмоционально-волевой сферы.

3. Задержка речевого развития.

4. Глубокое расстройство дыхания и голосообразования, вплоть до полного отсутствия голоса — афонии или значительно­го нарушения высоты, силы и тембра голоса — дисфонии.

ГЛАВА III Методика восстановления и развития голоса у детей

Восстановление голоса у детей при органических заболева­ниях гортани — сложный и длительный процесс. Трудности лого­педической работы с этими детьми обусловлены несколькими отрицательными факторами, из которых основное значение име­ет нарушение анатомической целостности гортани в результате многократных операций по удалению опухолей, иссечению руб­цов гортани, а также раннее наступление заболевания гортани (чаще до 3 лет) и его неблагоприятное влияние на психофизиче­ское и речевое развитие ребенка. Все указанные факторы дик­туют необходимость проведения логопедических занятий с учетом особенностей развития детского организма, с использова­нием основных дидактических принципов советской педагогики: наглядности, доступности, постепенного усложнения материала. Ребенок младшего возраста подчас не понимает предъявляемых ему требований, не проявляет интереса к занятиям. Поэтому его нужно заинтересовать ярким, наглядным материалом, все объ­яснения давать в простой, образной и понятной форме, широко использовать игры.

Положительный результат логопедической работы достигает­ся благодаря большим компенсаторным возможностям детско­го организма. Как известно, у ребенка компенсаторные возмож­ности к восстановлению утраченной функции организма выше, чем у взрослых, и последняя восстанавливается быстрее и луч­ше при создании соответствующих благоприятных условий раз­вития, воспитания и обучения. Так, у детей с органическими на­рушениями голоса в результате логопедических занятий роль деформированных или отсутствующих истинных голосовых складок берут на себя ложные складки, образуя ложносвязоч-ный голос.

Трудности логопедической работы по восстановлению голоса у детей связаны также с тем, что в специальной литературе это­му вопросу уделяется недостаточно внимания. Многочисленные работы русских и советских педагогов-вокалистов и врачей-фо-ниатров посвящены главным образом постановке и охране пев­ческого голоса у взрослых и детей, а также восстановлению функциональных расстройств голоса у взрослых. Большинство исследователей предлагают ряд ортофонических упражнений главным образом голосовых) при восстановлении голоса у взрослых. Некоторые из этих упражнений использовались в работе со взрослыми больными, страдавшими стенозом гортани на Почве огнестрельных ранений, травм, опухолей гортани [24] .

Что касается органических нарушений голоса у детей, то имеются лишь описания единичных наблюдений по поводу этио­логии нарушений голоса, клинической картины гортани у этих детей и отдельные методические приемы восстановления голоса. По наблюдению ряда клиницистов изменение голоса и дыхании являются первыми симптомами заболевания гортани. Хирур­гическое вмешательство на гортани нарушает смыкательную фун­кцию голосовых складок и нормальное звучание голоса. При этом отмечается гиперфункция ложных складок и образование ложносвязочного голоса. Тембр его неприятный, даже «квакающий», монотонный, грубый, хриплый, сдавленный. Современная восстановительная логопедия осуществляет свою задачу восстановления утраченной функции организма, пользу­ясь наиболее гуманными, не травмирующими больного метода­ми. И при восстановлении голоса целесообразно применять так называемую «щадящую» терапию. Один из представителей этого метода — Г. Шоппе еще в 1888 г. указал на важность проведения массажа, который действует на мускулатуру и на слизистую оболочку гортани, регулирует кровообращение, уменьшает коли­чество слизи.

Источник: http://pedlib.ru/Books/2/0030/2_0030-34.shtml

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2017

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПРИ ПРОЯВЛЕНИИ НАРУШЕНИЙ ГОЛОСА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Нарушения голоса являются медико-социальной проблемой, поэтому изучаются медицинскими и педагогическими дисциплинами – отоларингологией (и ее узкоспециализированным разделом — фониатрией), неврологией, психиатрией, логопедией (и ее узкоспециализированным направлением — фонопедией).

Классификация нарушений голоса.

По степени расстройства фонации выделяют дисфонию (частичное нарушение силы, высоты и тембра голоса) и афонию (отсутствие голоса). При дисфонии голос становится глухим, хриплым, сиплым, немодулированным, срывающимся, быстроиссякающим, иногда – назализованным. Афония характеризуется полным отсутствием звука голоса и возможностью говорить лишь шепотом.По причинам и механизмам фонационных расстройств различают:

Функциональные нарушения голоса: центральные (психогенная афония или истерический мутизм); периферические (фонастения, гипотонусная и гипертонусная дисфонии или афония, патологическая мутация);

Органические нарушения голоса: центральные (дисфония и афония при дизартрии и анартрии); периферические (дисфония и афония при заболеваниях гортани; ринофония).

Причины нарушений голоса: Центральные органические нарушения голоса связаны с параличами и парезами голосовых связок, обусловленными поражением ствола или коры головного мозга, проводящих нервных путей. Центральные органические нарушения голоса встречаются у детей с детским церебральным параличом.

Симптомы органических нарушений голоса.

Нарушения голоса при хронических ларингитах обусловлены поражением нервно-мышечного аппарата гортани и несмыканием голосовых складок. Дефект голоса выражается утратой нормального звучания, сильной утомляемостью, иногда — невозможностью выполнения голосовой нагрузки. Характерны неприятные субъективные ощущения в горле – царапанье, першение, саднение, ощущение «комка», боль, давление.

Органические нарушения голоса, возникшие у ребенка раннего возраста, сопровождаются отставанием в речевом развитии, задержкой накопления словаря и развития грамматических структур, нарушением звукопроизношения, трудностями коммуникации и ограничением социальных контактов. Нарушения голоса, развившиеся во взрослом возрасте, могут обусловливать профессиональную непригодность.

При функциональных нарушениях голоса деятельность голосового аппарата нарушается при отсутствии органических повреждений. Центральные функциональные нарушения голоса (психогенная афония) является следствием острой психотравмирующей ситуации. Чаще возникает у женщин, склонных к невротическим реакциям.

Симптомы функциональных нарушений голоса.

Наиболее распространенными и многообразными явля­ются функциональные нарушения голоса. Они не сопровож­даются воспалительными или какими-либо анатомически­ми изменениями гортани. Встречающиеся в педагогической литературе утверждения о более легком устранении функ­циональных нарушений, по сравнению с органическими, весьма спорны, так как первые представляют для специа­листов значительные трудности в связи со сложностью их этиологии и патогенеза. Длительно протекающие функциональные изменения могут вызывать псевдоорганические наслоения в виде ги­перемии (покраснения) слизистой оболочки гортани, отеч­ности и утолщения голосовых складок. Все это затрудняет диагностику функциональных нарушений, которые могут рецидивировать, а лица, страдающие такой патологией, склонны к фиксации на своем дефекте длительное время.

Диагностика нарушений голоса.

Установление причин нарушений голоса проводится отоларингологом, фониатром, неврологом; исследование основных характеристик голоса – логопедом. Для выявления анатомических или воспалительных изменений голосового аппарата выполняется ларингоскопия; с целью оценки функции голосовых складок — стробоскопия. В диагностике опухолевых поражений незаменимы рентгенография и КТ гортани. Для получения сведений о функции мышц гортани проводится электромиография. С помощью электроглоттографии оцениваются изменения голосового аппарата в динамике.

Логопедическое обследование включает оценку анамнеза, жалоб, особенностей голоса, характера голосообразования и голосовой атаки, физиологического и фонационного дыхания, темпо-ритмических и интонационных характеристик речи; определение времени максимальной фонации.

Читайте так же:  Количество ставок в документе совмещение должностей

Коррекция нарушений голоса.

Содержание лечебной работы при различных нарушениях голоса зависит от причин и характера расстройства фонации. Так, при функциональных нарушениях голоса решающее значение придается общеукрепляющему лечению, массажу передней поверхности шеи, ЛФК, физиотерапии, соблюдению голосового режима. При органических нарушениях голоса проводится общая и местная медикаментозная терапия (эндоларингеальное введение лекарственных препаратов, ингаляции), по показаниям – хирургическое лечение ЛОР-патологии (удалении избыточной ткани голосовых складок, резекция гортани, ларингэктомия и др.).

Видео (кликните для воспроизведения).

Логопедическую работу по восстановлению нарушений голоса следует начинать как можно раньше, чтобы предупредить фиксацию патологической голосоподачи, добиться лучших результатов, предотвратить развитие невротических реакций на дефект. Основные направления коррекционной работы включают психотерапию, коррекцию дыхания, развитие координации фонации и артикуляции, автоматизацию достигнутых навыков и введение голоса в свободное речевое общение. На логопедических занятиях по коррекции дисфонии используется дыхательная и артикуляционная гимнастика, фонопедические упражнения. У больных после экстирпации гортани проводится работа над формированием пищеводного голоса.

Восстановленным считается громкий голос при правильном речевом дыхании, отсутствии утомляемости и неприятных субъективных ощущений. Примерные сроки логопедической работы при нарушениях голоса составляю 2-4 месяца.

Прогноз и профилактика нарушений голоса.

Эффективность коррекции нарушений голоса во многом зависит от их причины, сроков начала лечения и логопедических занятий. При грубых анатомических изменениях голосового аппарата и центральных параличах обычно удается достичь лишь той или иной степени улучшения. Нарушения голоса функционального характера, как правило, устраняются полностью, однако при несоблюдении рекомендаций логопеда возможны рецидивы. Важное значение в успехе коррекции нарушений голоса принадлежит организованности и настойчивости пациента.

С целью предупреждения нарушений голоса необходимо воспитание правильных голосовых привычек (не форсировать голос), профилактика простудных заболеваний, отказ от курения и алкоголя, приема чрезмерно охлажденной и горячей пищи. Лица голосоречевых профессий должны владеть навыками диафрагмального дыхания и правильной голосоподачи.

Любую, даже самую малую, простуду недопустимо переносить на ногах; в период болезни следует соблюдать щадящий голосовой режим.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Орлова, О. С. Нарушение голоса: учеб. пособие для студентов / О. С. Орлова. – М.: АСТ: Астрель, 2008 – 220 с.

Лаврова, Е. В. Нарушение голоса: учеб. пособие для студентов / Е. В. Орлова, – М.: АСТ: Астрель, 2005. – 207 с.

Алмазова, Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей: Е. С. Алмазова, – СПб.: Союз, 2005. – 174 с.

Лаврова, Е. В. Логопедия. Основы фонопедии. / Е. В. Лаврова / – М., 2007. – С. -100.

Источник: http://scienceforum.ru/2017/2226/28830

Алмазова Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. – м: Просвещение, 1973.

Алмазова Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голо­са у детей. Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. М: Просвещение, 1973. — 151 с. с ил.

В пособии приводится методика восстановления голоса у детей при органических заболеваниях гортани. На основе знания анатомо-физио-логических механизмов речи и голоса предложен комплексный метод восстановления голоса, который заключается в сочетании ортофониче-ских упражнений с психотерапией, лечебной физкультурой и рядом лечебных мероприятий

Книга предназначена для студентов дефектологических факульте­тов педагогических институтов.

ПРЕДИСЛОВИЕ

На логопедическом отделении дефектологического факультета Московского государственного педагогического института им. В. И. Ленина читается курс «Нарушения голоса у детей и под­ростков» и проводится «Практикум по постановке голоса и выра­зительности речи».

Содержание курса лекций и практикума, как это следует из их названий, определяется теми задачами, которые встают перед специалистами-логопедами в связи с тем, что некоторая часть детей и подростков имеет те или иные нарушения голоса. Эти нарушения могут быть следствием самых различных факторов: перенапряжения голоса, закономерного последствия хи­рургического вмешательства по поводу различных заболеваний голосообразующего аппарата и т. д.

Разного рода нарушения голоса (органического и функцио­нального характера) оказывают весьма существенное влияние на общее развитие детей и подростков, их нервно-психическое состояние, формирование речи. Это и понятно, если учесть то зна­чение, которое имеет голос в процессе общения. Известна, напри­мер, роль голоса в передаче интонации, которая определяет смысловую и эмоциональную стороны высказываний. Степень отрицательного влияния нарушений голоса на лич­ность в целом и отдельные ее проявления зависит от характера и глубины расстройства. Диапазон встречающихся нарушений—от полной потери голоса (больной говорит только шепотом — афо­ния) До незначительных его изменений.

В связи со сказанным возникает настоятельная необходимость в преодолении встречающихся у детей и подростков расстройств голоса. Задача эта может быть решена на основе осуществляемой рядом специалистов правильной диагностики и использования адекватного метода преодоления дефекта.

Целесообразность подготовки данного пособия обусловлена тем, что в имеющейся литературе по преимуществу излагаются приемы восстановления голоса у взрослых. Там же, где речь идет о восстановлении голоса у детей, содержится описание лишь отдельных методических приемов, не представляющих сколько-ни­будь законченной системы. Усвоение содержания пособия помо­жет студентам овладеть системой восстановления голоса у детей и творчески использовать ее в своей дальнейшей работе.

Поэтому основная задача автора пособия состоит в изложении метода восстановления голоса у детей и подростков в процессе ло­гопедической работы. В ходе теоретической разработки вопроса и проведения практической работы использовались методы восста­новления голоса у подростков и взрослых при функциональных его нарушениях (Н. Ф. Лебедева, М И Фомичев, Ф А Иванов­ская, А. Т Рябченко), некоторые приемы вокальной методики (Е, Н Малютин, Ф. Ф. Заседателев, Л. Д. Работнов, Л. Б. Дмит­риев), материалы исследований иностранных фониатров и лого-терапевтов (Г. Гутцман, В. Во, Д. Тарно, М Бери, Д. Эйзенсон, В. Рипер).

Источник: http://pedlib.ru/Books/2/0030/2_0030-1.shtml

Алмазова е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей

под общ. ред. Г. В. Чиркиной

М.: Айрис-пресс, 2005

В пособии приводится методика восстановления голоса у детей при органических заболеваниях гортани. На основе знания анатомо-физиологических механизмов речи и голоса предложен комплексный метод восстановления голоса, который заключается в сочетании ортофонических упражнений с психотерапией, лечебной физкультурой и рядом лечебных мероприятий. Книга адресована логопедам-практикам а также студентам дефектологических факультетов.

Содержание

1 Классификация нарушений голоса у детей и подростков 9

Клинико-педагогический подход к нарушениям голоса 9

Функциональные нарушения голоса 13

Органические нарушения голоса 25

2 Особенности психического и речевого развития детей с органическими заболеваниями гортани 52

Читайте так же:  Согласование перепланировки нежилого помещения в нежилом здании в 2020 году

3 Методика восстановления и развития голоса у детей 69

Общие проблемы восстановления голоса у детей 69

Содержание курса логопедических занятий по восстановлению голоса 87

Подготовительный этап логопедических занятий 87

Восстановительный (основной) этап логопедических занятий 111

Заключительный этап (автоматизация процесса голосообразования) 178

Особенности логопедической работы при дисфонии 180

Особенности логопедической работы по устранению ринофонии 182

Результаты логопедической работы по восстановлению голоса 190

Предисловие

Елена Самсоновна Алмазова родилась 2 августа 1935 г. В 1953-1958 гг. была студенткой логопедического отделения дефектологического факультета МГПИ им. В.И. Ленина (ныне МПГУ). В 1960-1964 гг. обучалась в заочной аспирантуре при кафедре психопатологии и логопедии под руководством профессора С.С. Ляпидевского. Научные интересы Е.С. Алмазовой сложились в период работы в логопедическом отделении детской городской клинической больницы № 9 (г. Москва), где она начала заниматься восстановлением голоса у детей с органическими заболеваниями гортани. В отделении, которое являлось базой клиники детского возраста ГНИИ уха, горла и носа, проводились серьезные исследования нарушений голоса, апробировались новейшие лечебно-педагогические методики.

Первые научно-методические разработки были начаты Е.С. Алмазовой еще в 1958 г., их результаты были опубликованы в I и II выпусках «Очерков по патологии речи и голоса» под редакцией С.С. Ляпидевского (1960-1963), в Ученых записках, журналы «Вопросы дефектологии» МГПИ им. В.И. Ленина (1964) под ред. X.С. Замского, С.С. Ляпидевского и др.

После окончания аспирантуры и защиты диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Е.С. Алмазова, не прерывая связи с клиникой, начала работать на дефектологическом факультете. Елена Самсоновна с блеском читала лекции, вела практические занятия, семинары на отделениях логопедии и олигофренопедагогики. Все виды вузовской работы Е.С. Алмазова — сначала ассистент, затем доцент — выполняла на высоком научно-теоретическом и организационно-методическом уровне. Она разработала ряд учебных курсов, написала программы, подготовила лекционный курс по проблеме нарушений голоса на английском языке, получала приглашения читать лекции в разных странах.

Вклад Е.С. Алмазовой в подготовку кадров дефектологов значителен. Ее многочисленные ученики — ныне выдающиеся специалисты в разных областях логопедии, с неизменным уважением вспоминают своего учителя, ее эрудицию, глубокое знание специальной литературы по логопедии и смежным дисциплинам, ее содержательные и эмоциональные лекции, выступления на научных конференциях. Известные специалисты-дефектологи О.С. Орлова, Е.Д. Худенко, которым довелось слышать лекции Е.С. Алмазовой, всегда стараются передать своим слушателям не только содержание разработанной ею методики, но и свойственную ей способность вызвать у логопеда неподдельный интерес к своей профессии. Увлеченный наукой человек — Елена Самсоновна приобщала к исследовательской работе и студентов, руководила интересными курсовыми и дипломными работами, вела научный кружок, готовила доклады студентов на межвузовские студенческие научные конференции.

Круг научных интересов Елены Самсоновны в России был широк, но основной ее поиск был направлен на изучение и восстановление детского голоса. Работая в этом аспекте, она вместе с Б.М. Гриншпуном, В.И. Селиверстовым, В.К. Воробьевой, С.Н. Шаховской под руководством С.С. Ляпидевского способствовала становлению научной школы кафедры психопатологии и логопедии (позднее логопедии), развивала психолого-педагогические основы логопедии в ее связи с другими дисциплинами, в первую очередь с психолингвистикой. Величайший авторитет в логопедии, Е.С. Алмазова параллельно с вузовской работой продолжала научные изыскания, консультировала детей, взрослых, обращавшихся к ней с разными проблемами, оказывала методическую помощь логопедам и фониатрам.

Проблема нарушений голоса и их коррекции долгие годы была, да и сейчас остается, одной из сложнейших, это направление было представлено в науке и практике недостаточно. Е.С. Алмазова представила подробный анализ клинических и психолого-педагогических особенностей детей с такими нарушениями, разработала методику восстановления голоса, которая получила широкое распространение и показала высокую ее эффективность.

Е.С. Алмазова подчеркивала необходимость медико-психолого-педагогического подхода к изучению и лечению таких больных, детально анализировала все аспекты комплексного воздействия (лечебного, психотерапевтического, педагогического и воспитательного). Выделяя в структуре дефекта первично пострадавшее звено и вторичные проявления нарушения, Е.С. Алмазова четко определяла основную направленность системы ортофонического воздействия, при этом подчеркивая, что эта работа строго индивидуализированная, что наилучший терапевтический эффект достигается комплексной терапией — хирургическим, медикаментозным, физиотерапевтическим, психотерапевтическим воздействием, логопедическими занятиями и лечебной физкультурой. Е.С. Алмазова неизменно утверждала, что восстановление голоса возможно даже при очень тяжелых, казалось бы, необратимых деформациях гортани и голосовых складок.

Можно с уверенностью утверждать, что издание книги по сложной проблематике восстановления и развития детского голоса будет встречено с интересом не только логопедами-практиками, но и преподавателями дефектологических факультетов, специалистами в области фониатрии и фонопедии.

Доктор пед. наук, профессор Г.В. Чиркина

Кандидат пед. наук, профессор С.Н. Шаховская

Источник: http://studfile.net/preview/5799934/

Восстановление севших голосовых связок

Наш голосовой аппарат выполняет важную коммуникативную функцию: благодаря голосу мы общаемся с окружающими, доносим до них важную информацию, а некоторые способность говорить или петь связали со своей профессиональной деятельностью.

Состояние, когда садится или пропадает голос, приятным или комфортным назвать нельзя. Особенно остро проблема пропавшего голоса встаёт перед теми, кто выбрал так называемую речевую профессию: учителя, певцы, дикторы и т.п: к ним вместе с пропавшим голосом приходит временная потеря нетрудоспособности. Поэтому желание человека срочно восстановить голосовые связки вполне логично.

В медицине состояние, когда пропал или сел голос, называют афонией.

Причин афонии достаточно много, и не всегда они связаны с простудой, как это принято считать. Соответственно, и подходы к лечению севшего голоса тоже различаются.

Почему же садится голос? Каковы причины охрипших голосовых связок? Что быстро восстанавливает севший голос? Как срочно вернуть способность полноценно разговаривать или петь? Быстрое восстановление голоса — тема нашей новой статьи.

Как работает наш голосовой аппарат?

Прежде чем разбираться с причинами, из-за которых пропадает или садится голос, нужно понять, как работает наш голосовой аппарат. Воздух, выходя из лёгких на выдохе, встречает на своём пути определённые препятствия, сталкивается с ними, тем самым приводя к возникновению звуковых колебаний. Если бы воздуху ничего не мешало, звуки бы не образовывались, а значит и говорить мы бы не могли.

Таким естественным препятствием для воздушного потока служит гортань, а точнее расположенные на ней голосовые связки. Голосовые связки представляют собой складки на слизистой оболочке гортани. Между ними расположена щель. Когда человек молчит, щель широко раскрыта. Во время разговора или пения она сужается. Проходящий через связки воздух заставляет их быстро колебаться и вибрировать. Именно так возникает звуковая волна, и зарождается голос. Вполне логично, что, если пропадает или садится голос, значит проблема связана с голосовыми связками и сбоем в работе голосового аппарата.

Читайте так же:  Содержание придомовой территории многоквартирного дома нормативы в 2020 году

Почему пропадает и садится голос?

Большинство людей связывает состояние, когда пропадает и садится голос, исключительно с простудой. Но с простудой связана лишь часть диагностируемых случаев. В действительности причин, почему пропадает способность нормально разговаривать, гораздо больше, и не всегда они связаны с инфекцией или ЛОР-заболеваниями.

Давайте разберёмся, почему садится или пропадает голос. Очень важно верно определить причину сбоя в работе голосовых связок. От этого напрямую зависит, какими способами нужно будет восстанавливаться.

Чаще всего связки садятся из-за воспаления слизистой оболочки гортани — ларингита. При ларингите связки отекают и теряют способность быстро колебаться. Афония может быть также спровоцирована простудой, фарингитом, ангиной, трахеитом и другими воспалительными процессами в области гортаноглотки. Когда из-за инфекции пропадает способность полноценно говорить, больной обычно также жалуется на боль в горле. «Виновниками» сбоя в работе связок в этих случаях являются вирусы, бактерии и грибы.

Перенапряжение голосовых связок.

Очень часто голос садится и пропадает вследствие повышенной нагрузки на связки. С такой проблемой часто сталкиваются представители речевых профессий, для которых голосовые связки — это полноценный рабочий инструмент. К таким профессиям относятся певцы, учителя, дикторы, экскурсоводы, операторы колл-центров, менеджеры по продажам. Способность говорить у них пропадает из-за перенапряжения связок, что неминуемо приводит к афонии. Для таких пациентов быстро восстановить работу голосового аппарата — задача приоритетная! Но не стоит думать, что голос садится и пропадает только у профессионалов. Достаточно хорошо провести время в караоке с друзьями или вдоволь накричаться на концерте любимого исполнителя, и на утро вы гарантировано почувствуете на себе, что такое севшие голосовые связки.

Иногда способность нормально говорить пропадает, казалось бы, без видимых причин: простуды нет, голосовой аппарат не перенапрягался, не садился от крика или длительного разговора. Чтобы в этом случае быстро восстановить голос, нужно срочно обратиться к врачу-оториноларингологу. Достаточно часто афония является следствием появления новообразований гортани. Способность звучно разговаривать, кстати, пропадает не только при опухолях гортани, но и при новообразованиях щитовидной железы или области лёгких. И от того, насколько быстро вы посетите ЛОР-врача, как срочно диагностируете проблему, зависит, как быстро вы восстановитесь!

Друзья! Своевременное и правильное лечение обеспечит вам скорейшее выздоровление!

Заболевания щитовидной железы могут спровоцировать появление хронического ларингита. Такое состояние необходимо срочно и быстро лечить. Причём восстанавливать голосовой аппарат необходимо начинать с лечения основного заболевания. Качественное и быстрое лечение болезней эндокринной системы восстановит звучность речи.

Как часто мы слышим фразу: «Все проблемы от нервов». И доля истины здесь, несомненно, есть. Если человек долго пребывает в условиях постоянного стресса, пропадает покой, пропадает полноценный сон, если приходится постоянно испытывать нервное перенапряжение, то организм может отреагировать на это появлением афонии. Единственный выход в этой ситуации — срочное восстановление душевного равновесия и успокоение нервной системы. Восстанавливаться в этом случае нужно не только с помощью ЛОР-врача, но также с помощью хорошего невропатолога или психолога.

Гортань достаточно сильно подвержена воздействию раздражителей. При контакте с аллергенами возникает отёк гортани, что приводит к тому, что связки садятся, пропадает способность громко и звучно говорить. Для срочного восстановления прежнего здорового состояния гортани, необходимо устранить контакт с аллергеном и срочно проконсультироваться у аллерголога.

Курение — очень частая причина афонии. Все вредные вещества, которые входят в состав сигареты, губительно воздействуют на гортань. Как восстанавливаться в этом случае? Волшебной таблетки нет. Человек просто садится, хорошо обдумывает своё состояние и срочно принимает единственно верное решение — больше не курить! Очень много пациентов впоследствии оставляют свои отзывы: «Я восстановил голосовые связки, как только завязал с табакокурением». Всё в ваших руках!

Как мы видим, причин, почему садятся связки, не мало. Чтобы быстро восстановиться, необходимо срочно обратиться к врачу для определения причины афонии.

Быстрым восстановлением работы голосового аппарата занимается ЛОР-врач. Иногда к нему подключаются врачи смежных специальностей.

Как восстанавливаться при севшем голосе? Методы лечения

Грамотная тактика лечения во многом зависит от причины, вызвавшей афонию. Если афония возникла на фоне инфекционных заболеваний, ЛОР-врач пропишет антибактериальные или противовирусные препараты, противовоспалительные и антисептические средства; назначит полоскания горла, ингаляции, физиотерапевтические процедуры.

Если проблема возникла вследствие длительного разговора, крика или в силу издержек профессии, восстановиться поможет врач-фониатр. Он предложит эффективную схему лечения и покажет ряд упражнений, выполнение которых позволит избегать в будущем аналогичных проблем. Очень часто к услугам фониатра, чтобы восстановиться, прибегают профессиональные певцы. Но не лишней будет консультация для тех работников, которые вынуждены долго и помногу разговаривать в процессе своей деятельности.

В остальных случаях может понадобиться консультация смежных специалистов — эндокринолога, невропатолога, онколога и т.п.

Независимо от того, что послужило причиной афонии, есть ряд общих рекомендаций, который необходимо соблюдать, чтобы быстро восстановиться:

  • устройте день молчания, когда будете говорить по минимуму;
  • не шепчите;
  • пейте больше тёплой жидкости (чаи, компоты, морсы);
  • увлажняйте воздух в помещении;
  • скорректируйте своё питание: никакой твёрдой, острой или горячей пищи, газированных, алкогольных напитков и кофе;
  • откажитесь от вредных привычек.

Афония требует обязательного лечения! Поэтому не затягивайте с визитом к оториноларингологу.

Профилактика

Как и в ситуации с любым другим заболеванием или патологическим состоянием, лучше его предупредить, нежели впоследствии лечить. Афония — не исключение. И чтобы не попадать в будущем на приём к ЛОР-врачу, нужно пытаться соблюдать ряд несложных рекомендаций: откажитесь от громких тонов в общении или криков; делайте перерывы, если ваша деятельность связана с постоянными разговорами; вовремя и правильно лечите инфекционные заболевания гортани и глотки; окажитесь от вредных привычек и вовремя посещайте врачей с целью профилактических осмотров.

Если же осиплость всё-таки появилась, записывайтесь на приём в «Лор Клинику Доктора Зайцева»: наши высококвалифицированные ЛОР-врачи и фониатры быстро вернут вам здоровье.

Телефоны для записи: +7 (495) 642-45-25; +7 (926) 384-40-04.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://dr-zaytsev.ru/articles/kak-vosstanovit-golos.html

Работа по восстановлению голоса
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here