Работа воспитателя в логопедической группе детского сада в 2020 году

Самая важная информация по теме: "Работа воспитателя в логопедической группе детского сада в 2020 году" с выводами от профессионалов. В случае возникновения вопросов и при необходимости актуализации данных вы можете обратиться к дежурному юристу.

Зарплата воспитателя в 2020 году: объем, изменения

Полная зарплата работников дошкольных образовательных учреждений складывается из нескольких частей, а именно оклада и разных надбавок. Дополнительная оплата начисляется за осуществление различных торжественных мероприятий и создание конкурсов.

К ним можно отнести встречи с родителями, создание и проведение утренников, активное принятие участия в городских и региональных соревнованиях. Кроме этого к заработной плате работников добавляют разные коэффициенты, которые влияют на ее уровень, а именно:

  1. Полный стаж работы. Находясь на этой должности более 3 лет, ставка увеличивается на 5%, если 5-8 лет – на 10% и свыше 15 лет – на 25%.
  2. Квалификация, которую можно разделить на 3 подкатегории. Работник со второй квалификацией имеет надбавку 15%, первой – 30%, а высшей – 50%.
  3. Награды и звания. При повышении звания или получении награды у воспитателя увеличивается зарплата примерно на 20%.
  4. Наличие образования. При его наличии воспитателю увеличивают оклад сразу на 60%.
  5. Работа с детьми. При таком раскладе воспитателю идут надбавки, если он работает в офтальмологической или логопедической группе. Таким образом, оклад повышается на 25%.
  6. Работа в интернате. Специалист получает дополнительную надбавку за ночные смены 25%.
  7. Совмещение должностей. В такой ситуации работник может увеличить свою ставку на 15%.
  8. Общее количество детей в группе. От этого напрямую зависит оклад педагога, если в группе мало детей или наоборот она переполнена.

Суммируя все эти коэффициенты можно сформировать зарплату, которая подходит специалисту.

Зарплата воспитателя в России

В общем, педагог по дошкольному образованию у нас в стране получает от 18000 до 32000 рублей, все зависит от его квалификации и активного участия в жизни детей. Самый высокий уровень зарплат в северных регионах – 32-46 тысяч рублей, а самый низкий в Дагестане – примерно 9 тысяч рублей.

В Москве воспитатель получает больше, чем в остальных городах РФ, его зарплата может достигать около 60 тысяч рублей. Это не считая активного участия работника в группе, его стажа работы и квалификации.

Что касается регионов, то зарплаты сильно различаются. Средняя сумма зарплат варьируется от 9 до 50 тысяч рублей. Например, в городе Екатеринбург младший воспитатель имеет всего 10450 рублей – это ставка, а с дополнительными надбавками он чистыми на руки получает примерно 19200 рублей. А вот в Барнауле оклад педагога составляет всего 9650 рублей, это напрямую зависит от городской администрации и региональных указов.

Важно! В начале 2020 года зарплата воспитателей должна увеличиться приблизительно на 20%, поэтому в среднем специалист будет получать от 35 до 50 тысяч рублей.

Сколько платят воспитателю в частном детском саду?

Зарплаты специалистов, которые занимаются детьми в частных садах очень отличаются от обычных. Согласно статистике, можно сделать вывод, что зарплата варьируется от 40 и может достигать 120 тысяч рублей.

Сумма напрямую зависит от нагрузки и требований от воспитателя, руководства и региона. Группы в таких садах маленькие, зато детьми занимаются больше. Там необходимо индивидуально работать с каждым ребенком.

Сколько получает воспитатель за рубежом?

Зарплаты педагогов по дошкольному образованию в странах СНГ формируются по той же схеме. Средний доход специалиста по ближайшим странам:

  • Беларусь – 22500 рублей;
  • Казахстан – 19235 рублей;
  • Украина – 20340 рублей.

Что касается США, то детские сады находятся под руководством предпринимателей. Там низкие требования к воспитателям и высокие доходы. Работник частного детского сада может не иметь образования и стажа работы, не говоря уже про квалификацию. Зарплата в США составляет в переводе на нашу валюту – 80-85 тысяч рублей.

В Германии группы в садах делают маленькими – не более 15 человек, в отличие от РФ. Младший воспитатель получает на наши деньги около 180000 рублей, а старший – 230000 рублей в месяц.

Важно! Таким образом, можно сделать выводы, что зарплата у воспитателей в Германии в 10 раз выше, в отличие от России.

Законодательные изменения: зарплаты воспитателям в 2020 году повысятся

Недавно стало известно, что с 1 октября 2019 года индексация зарплат специалистов государственных организаций составит 4,3%. Этот указ был подписан Дмитрием Медведевым премьером РФ. Данное заявление было опубликовано на официальном сайте правовой информации.

В первую очередь повышение зарплат ощутят воспитатели дошкольных учреждений. Если учесть соглашение президента, оклад педагогов вырастет практически в 2 раза. А, по словам портала 1rre.ru оклад бюджетников увеличится всего на 8%.

Кроме того в РФ на 2020 год запланировали повышение зарплаты, не только старшим воспитателям, но и их помощникам, которая должна вырасти на 5-6%. Чиновники обещают вывести зарплаты воспитателей на новый уровень во втором квартале 2020 года.

Какие критерии повлияют на повышение заплат воспитателям в 2020 году?

В государственных организациях обозначили несколько аспектов, которые будут влиять на формирование зарплаты. К ним относятся:

  1. Квалификация работника.
  2. Категория или звание.
  3. Количество отработанных часов.
  4. Количество смен.

Важно! Из-за нехватки кадров, многие воспитатели задерживаются на работе или работают в две смены, поэтому их зарплата будет выше.

  1. Работа с детьми с отклонениями (таким специалистам начисляют неплохую надбавку к зарплате).
  2. Пребывание с детьми круглые сутки (будут начисляться дополнительные выплаты и надбавки за не нормированный рабочий день)
  3. Профильные группы. Например, группа с уклоном на изучение языков, воспитателю добавляют к общей зарплате около 20%.
  4. Работа в северных регионах. В такой ситуации педагогу по дошкольному образованию повышают зарплату примерно на 20%.
Читайте так же:  Рефинансировать военную ипотеку по ставке молодая семья

По приблизительным подсчетам с 2020 года воспитатель будет иметь более высокую заплату, которая будет в среднем составлять от 30000 до 60000 рублей в месяц.

Специфика работы воспитателя логопедической группы в системе комплексного воздействия по устранению речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Разделы: Логопедия

Основной контингент дошкольников в группах с тяжелыми нарушениями речи – это дети, имеющие сложные речевые расстройства, при которых у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом отмечаются позднее начало развития речи, скудный запас слов, аграмматизмы, дефекты произношения и фонемообразования. Эти проявления в совокупности указывают на системное нарушение всех компонентов речевой деятельности.

Успех формирования правильной речи у дошкольников с ТНР специализированных МДОУ во многом зависит от степени продуктивности процесса закрепления воспитателем у детей речевых навыков и умений, полученных на логопедических занятиях. Логопед занимается коррекцией звукопроизношения, развивает и совершенствует речевое общение детей, а воспитатель закрепляет их речевые навыки, полученные на логопедических занятиях. Таким образом, воспитатель, являясь помощником логопеда, активно участвует в коррекционной работе, выполняя рекомендации логопеда по коррекции речевых и неречевых нарушений с каждым ребенком на индивидуальных и подгрупповых занятиях. (Приложение 1)

Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками предполагает четкую организацию пребывания детей в детском саду, правильное распределение нагрузки в течение дня, координацию и преемственность в работе логопеда и воспитателя.

Воспитатель детского сада для детей с нарушениями речи выполняет, как общеобразовательные, так и ряд коррекционных задач, направленных на устранение недостатков в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями речевого дефекта [3]. При этом педагог направляет свое внимание не только на коррекцию имеющихся отклонений в умственном и физическом развитии, и обогащение представлений об окружающем, но и на дальнейшее развитие и совершенствование деятельности сохранных анализаторов. Этим создается основа для благоприятного развития компенсаторных возможностей ребенка, что в конечном итоге влияет на эффективное овладение речью.

Компенсация речевого недоразвития ребенка, его социальная адаптация и подготовка к дельнейшему обучению в школе диктуют необходимость овладения теми же видами деятельности, которые предусмотрены программой массового детского сада. В процессе обучения детей этим видам деятельности воспитатель должен учитывать индивидуально-типологические особенности детей с нарушениями речи, способствовать развитию восприятия, мнестических процессов, мотивации, доступных форм мышления [6].

Для решения всех задач в комплексе воспитатель максимально использует регламентированную и нерегламентированную виды деятельности. В этом случае имеют место две формы речевого общения: речь, организованная взрослым, и речь, возникающая по инициативе детей.

Непрерывная образовательная деятельность строится с учетом лексической темы, намеченной логопедом, и ее задачи соотносятся с задачами логопедического занятия. Воспитатель обеспечивает необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений, что в свою очередь предшествует логопедическим занятиям. При изучении каждой темы намечается совместно с логопедом тот словарный минимум (предметный, глагольный, словарь признаков), который дети должны усвоить в импрессивной и экспрессивной речи [2].

Учитывая имеющиеся у детей речевые навыки, а также индивидуальные особенности произвольной деятельности каждого ребенка, организованная разговорная речь во всех режимных моментах основывается на вопросах воспитателя. Педагог также поощряет и инициативную речь детей. В этом случае воспитатель не останавливает детей, не подавляет их желание высказаться, а наоборот поддерживает инициативу, расширяет содержание разговора вопросами, вызывает интерес к теме разговора, углубляет понимание ребенком темы в целом и отдельных используемых слов, вовлекает и других детей в беседу. Очень часто именно режимные моменты наиболее благоприятны для поддержания инициативной речи детей, чем занятия [6].

Еще одно из направлений работы воспитателя в группе для детей с ТНР – это организация и проведение коррекционной работы по заданию логопеда. Цель ее — развитие познавательной деятельности, речи, а также закрепление навыков и умений, связанных с усвоением образовательной и коррекционной программ. Состав детей и содержание коррекционно-развивающей работы вносятся логопедом в “Тетрадь взаимодействия”, которая заполняется им один раз в неделю. Содержание работы раскрывается по трем разделам:

  • Логопедические пятиминутки.
  • Игры и упражнения.
  • Индивидуальная работа.

Логопедические пятиминутки

используются воспитателем на любых занятиях, в разных ситуациях и видах деятельности. Пятиминутки должны быть достаточно короткими, в игровой и занимательной форме на хорошем эмоциональном фоне; соответствовать изучаемой на неделе лексической теме и способствовать развитию всех компонентов речи у детей. Логопед в свою очередь должен указать цели, задачи, которые преследуются при выполнении каждого задания, и дать подробное их описание. Важно, не превращать пятиминутки в мини-занятия.

Игры и упражнения,

рекомендуемые логопедом, могут проводиться воспитателем во второй половине дня или использоваться на занятиях во время динамических пауз.

Индивидуальную работу

воспитатель проводит в первую половину дня (до завтрака) и во вторую половину дня, сразу же после дневного сна. Ежедневно воспитатель занимается с 2-3 детьми и проводит занятия, включающие общую или специальную артикуляционную гимнастику, задания на автоматизацию и дифференциацию звуков, а также задания по тем разделам программы, которые дети усваивают с наибольшим трудом. Вечерняя логопедическая работа проводится в разных формах: фронтально, подгруппами и индивидуально.

Учитывая период обучения и индивидуальные речевые нарушения детей, логопед рекомендует задания на:

  • координацию речи с движением (бодрящая гимнастика);
  • закрепление хорошо поставленных звуков (произношение слогов, слов, предложений);
  • составление описательных рассказов по мнемотаблицам;
  • закрепление или дифференциацию поставленных звуков;
  • развитие внимания, памяти, логического мышления, фонематического слуха и восприятия, навыков звукового анализа и синтеза;
  • формирование речевого дыхания;
  • развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика, мозаики, выкладывание фигур из счетных палочек, развязывание и завязывание шнурков и др.).
Читайте так же:  Регистрация структурного подразделения юридического лица в 2020 году

Чтобы обеспечить оптимальную эффективность коррекционной работы, воспитатель организует, параллельную работу детей: для одних подбираются знакомые дидактические игры, другим даются графические задания и упражнения. Один воспитанник или малая подгруппа занимаются непосредственно с воспитателем, остальные дети играют и выполняют задания под контролем младшего воспитателя, который оказывает необходимую помощь детям и оценивает их деятельность. Индивидуально воспитатель занимается 10-15 минут, затем дети меняются местами. Для самостоятельной деятельности детей подбираются игры, задания и упражнения, которые уже им знакомы и хорошо освоены по содержанию и способу действия. Эти игры, задания и упражнения носят закрепляющий характер.

Логопед наблюдает за работой воспитателя с детьми, посещая подгрупповые и индивидуальные занятия, отмечая положительные моменты, а также анализирует те виды работы, которые были неудачными и не дали ожидаемого результата. Посещения педагогом занятия логопеда расширяет его представление о коррекционной работе, он овладевает приемами, методиками, технологиями обучения, которыми владеет специалист.

Повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей (речевая активность, правильное использование поставленных или исправленных звуков, усвоенных грамматических форм и т.п.) в каждом периоде коррекционного процесса является важным звеном в работе воспитателя. В случае необходимости воспитатель в тактичной форме исправляет речь ребенка. Исправляя ошибку, воспитатель дает речевой образец и предлагает ребенку произнести слово правильно. Важно, чтобы дети под руководством воспитателя научились слышать грамматические и фонетические ошибки в своей речи и самостоятельно исправлять их. Для этого воспитатель привлекает внимание ребенка к его речи, побуждает к самостоятельному исправлению ошибок. Если диалог воспитателя с ребенком носит ярко эмоциональный характер, не всегда целесообразно прерывать речь ребенка для исправления ошибок, предпочтительнее использовать “отсроченное исправление”. Необходимо помнить, что речь воспитателя — это образец для детей с речевыми нарушениями. Она должна быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, выразительной. Следует избегать при обращении к детям сложных инвертированных конструкций, повторов, вводных слов, усложняющих понимание речи [5].

Одна из главных задач воспитателя в работе с детьми, имеющими речевые нарушения — создание доброжелательной обстановки в детском коллективе, укрепление веры в собственные возможности, снятие отрицательных переживаний, связанных с речевой неполноценностью, формирование интереса к занятиям. Кроме того, воспитатель обращает внимание на выработку правильного поведения в коллективе, а также развитие их этических и нравственных представлений. В процессе воспитания воспитатель организует возможность межличностного общения детей, совместные игры и занятия. У дошкольников при этом формируются и закрепляются не только коммуникативные умения, но и создается положительный фон для регуляции речевого поведения [1] .

Педагогу, анализируя различные негативные проявления поведения ребенка, важно вовремя заметить признаки агрессивности, конфликтности или повышенной утомляемости, истощаемости, пассивности и вялости, и в связи с этим предъявлять различные требования, осуществляя личностно ориентированный подход к речи и поведению ребенка. Правильно организованное психолого-педагогическое воздействие воспитателя в значительном большинстве случаев предупреждает появление стойких нежелательных отклонений в поведении, формирует в группе коллективные, социально приемлемые отношения. Реализация указанных задач возможна на основе знаний воспитателем возрастных и индивидуальных психофизиологических особенностей детей [4].

Таким образом, система поэтапного логопедического воздействия на детей со стороны всех участников коррекционно-развивающего процесса позволяет объединить и целенаправить все виды деятельности на совершенствование формируемых речевых навыков у детей с тяжёлыми нарушениями речи в условиях специального учреждения.

Литература

  1. Воспитание и обучение детей с расстройствами речи. Под редакцией профессора С.С. Ляпидевского и кандидата педагогических наук В.И. Селиверстова. – М.: Просвещение, 1968.
  2. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях: Кн. для логопеда. – М.: Просвещение, 1991.
  3. Нищева Н.В. программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общимнедоразвитием речи (с 4 до 7 лет). – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.
  4. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. заведений/ Т.В. Волосовец, Н.Н. Горина, Н.И. Зверева и др.; Под ред. Т.В. Волосовец. – М.: Издательский центр “Академия”, 2000.
  5. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. – М.: “Издательство Гном-Пресс”, 1999.
  6. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие. – М.: “Издательство ГНОМ и Д”, 2000.

Логопедическая работа воспитателя

Для маленького ребенка мир звуков и связной речи очень сложен, поэтому взрослые должны всячески помогать ему в развитии речи. Но иногда малыши не осваивают произношение, и их речь становится несвязной, малопонятной. Это нарушает не только общение с ребенком, но и его дальнейшее обучение, воспитание и развитие. Даже в том случае, если у него нет нарушений общего развития, такой ребенок будет испытывать серьезнейшие трудности в учебе, а также психологические сложности в общении со сверстниками и преподавательским составом. Ощущение собственного несовершенства могут привести к проблемам в социализации и адаптации детей с дефектами речи, стать причиной замкнутости, а в дальнейшем привести в еще более серьезным осложнениям в жизни. Чтобы такого не произошло, огромное значение имеет деятельность профессионального логопеда и логопедическая работа, проводимая воспитателем в детском саду.

Читайте так же:  Неустойка по алиментам сколько процентов

Их обязанности отличаются. Логопед – профессионал, который задает направление деятельности, ставит детям произношение, вырабатывает и тренирует речевой аппарат, чтобы ребенок мог произносить ранее отсутствовавшие в его речи звуки или же те, которые он произносил с ошибками. Работа воспитателя в логопедической группе детского сада в общих чертах заключается в том, чтобы поддерживать работу логопеда, закреплять у детей полученные знания и умения, помогать им в освоении сложных звуков и делать это не время от времени, а на постоянной основе. Это означает, что центральное место в работе по коррекции нарушений речи принадлежит специалисту-логопеду, а воспитатель всячески поддерживает его деятельность и помогает детям легче и быстрее усваивать новые знания и умения.

Большое значение для детей имеет опыт работы воспитателя логопедической группы. Хороший специалист отлично знает специфику своей деятельности, умеет ладить с детьми с особыми потребностями, грамотно сотрудничает с логопедом и помогает воспитанникам быстрее и продуктивнее исправлять имеющиеся нарушения речи.

Основные задачи воспитателя логопедической группы

При работе с детьми с нарушениями речи воспитатель ставит перед собой следующие задачи:

От воспитателя группы детей с особенностями речи требуется не только отличная подготовка, умение ладить с детьми, контактировать с родителями и другими педагогами, логопедом и медсестрой. Он сам должен иметь хорошо поставленную, четкую и внятную грамотную речь. Ну, и любовь к особенным детям – это важное условие успешной коррекции речи и избавления от ее нарушений.

Трудности работы воспитателем логопедической группы

Для того, чтобы максимально эффективно планировать и применять коррекционную работу в сфере речевой патологии у детей, воспитатель должен понимать особенности психологических процессов, связанных с нарушениями речевой деятельности:

  • Проблемы с памятью, вниманием, способностью сосредоточиться на решении конкретной задачи.
  • Нарушения артикуляционной и пальчиковой моторики.
  • Неполное формирование словесно-логического мышления.

Так как дети с патологиями речи имеют и другие отклонения или отставания в развитии, это может проявляться следующим образом:

  • Воспитанники не могут воспроизвести порядок расположения предметов, если их переставить. Иногда дети не могут справиться с последовательностью расположения даже 3 – 4 предметов.
  • Неспособны найти несоответствия в парных рисунках.
  • Не полностью выявляют предметы, которые нужно рассортировать по определенному признаку, например, отложить в сторону вещи из дерева, бумаги, ткани и так далее.

Такие дети расторможены, они не могут сосредотачиваться на одном действии или предмете дольше нескольких минут, очень быстро устают, поэтому воспитателю в группе для воспитанников с отклонениями в речи потребуется обязательно наглядно подкреплять свои действия. Также ему придется использовать более простые речевые конструкции, объяснять свои действия предельно кратко и понятно для детей соответствующего возраста и уровня знаний, давать им отдых между упражнениями. Малыши с такими особенностями намного легче запоминают все на непроизвольном уровне, чем на произвольном, поэтому строить все занятия нужно в легкой игровой форме, чтобы заинтересовать детей в происходящем.

Проблемы с артикуляционной моторикой проявляются в физической ограниченности движений частей речевого аппарата: языка, губ, мягкого неба, нижней челюсти, поэтому по совету логопеда следует включить в часы работы воспитателя в логопедической группе занятия по развитию этих частей тела в виде специальной речевой гимнастики.

Нарушения речи часто сочетаются с другими проблемами в развитии, например, они связаны с недоразвитостью мелкой моторики. Именно поэтому опытные специалисты настаивают на том, чтобы у детей с подобными проблемами всячески стимулировалось развитие моторики движений. Такие дети имеют скованные движения, не умеют сами шнуровать ботинки или застегивать пуговицы на собственной одежде, держат столовые приборы не пальцами, а зажимают в кулаке, так же берут и другие принадлежности, например, не могут правильно пользоваться кистями для рисования, карандашами и фломастерами.

Воспитанники с недоразвитием речи имеют показатели общего развития ниже их возрастной нормы. Разница не слишком бросается в глаза, но она будет усугубляться по мере взросления детей, в случае, если не будет применена правильная и систематическая коррекция. Чтобы ребенок развивался правильно, ему обязательно нужно поставить речь и откорректировать все ее нарушения. Для этого воспитателю придется проявить не только свои воспитательные способности и профессиональные знания, но и чисто человеческие положительные качества.

В логопедических группах встречаются дети с разным поведением и психологическими особенностями. Часть из них быстро отвлекается, начинает скучать, не обращать внимания на происходящее, вертеться или же апатично сидеть в уголке. Другие проявляют признаки раздражения и агрессии, болезненно реагируют на замечания воспитателя. Так что для того, чтобы найти индивидуальный подход к каждому ребенку у воспитателя уйдет много сил, времени и терпения, потребуется вся возможная толерантность и выносливость. Для работы с такими группами нужно очень сильно любить детей и заботиться об их благополучии.

Рабочая неделя по графику работы воспитателя логопедической группы из-за высокой нагрузки на сотрудника составляет суммарно 25 часов, то есть по 5 часов в день при пятидневке. Если воспитатель перерабатывает, ему пересчитывается ставка и платятся дополнительные 20% за работу с логопедической группой.

Основные направления деятельности воспитателя логопедической группы

И логопед, и воспитатель, работающие с детьми с особенностями речи, трудятся по следующим направлениям:

При этом упор делается на первом направлении, так как при отсутствии успехов в этой области рассчитывать на особый прогресс в общеобразовательном направлении не приходится. Под руководством логопеда и в тесном сотрудничестве с ним воспитатель занимается исправлением речевого нарушения, а также всех действий, которые с ним связаны, участвует в общеобразовательных мероприятиях.

Читайте так же:  Как работает комиссия по трудовым спорам

Для того, чтобы работа воспитателя в группе детей с проблемами речи была максимально эффективной, логопед некоторое время собирает данные о детях, чтобы выяснить их особенности и проанализировать имеющиеся нарушения, систематизировать их. Во время специального педсовета или совещания он передает свои данные воспитателю, совместно выбирает план и стратегию действий с обсуждением следующих пунктов в особенностях речи воспитанников:

  • Произношение.
  • Восприятие звуков речи на слух.
  • Воспроизведение слогов.
  • Словарный запас детей, их понимания грамматической структуры.
  • Наличие сформированной связной речи.
  • Состояние моторики (артикуляционной и пальцевой).
  • Данные психолога об уровне памяти, внимания и воображения у воспитанников ДОУ.

На основании полученных сведений воспитатель решает сугубо практические задачи своей будущей работы:

  • Выбирает детей с рассеянным вниманием и отсутствием сосредоточенности, нарушениями зрения или неусидчивостью, чтобы посадить их ближе к себе.
  • Назначает дополнительные занятия с воспитанниками, отличающимися низким уровнем развития мелкой моторики и артикуляционных навыков.
  • Отбирает детей, чье произношение придется тщательно контролировать для достижения результата.

Работа в логопедической группе требует от воспитателя сосредоточенного, вдумчивого и скрупулезного исполнения частей плана, разработанного совместно с логопедом и психологом, а также систематического применения полученных знаний для коррекции произношения и общего развития своих воспитанников.

Коррекционно — развивающая работа воспитателя в логопедической группе.

Елена Майорова
Коррекционно — развивающая работа воспитателя в логопедической группе.

Успех коррекционно- развивающей работы в логопедической группе определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в интегрировании логопедии в учебно — воспитательный процесс жизнедеятельности детей.

Естественный путь осуществления логопедизации – это взаимосвязь, взаимодействие логопеда, воспитателей и родителей.

Педагогический процесс в логопедической группе организуется в соответствии с возрастными потребностями, функциональными и индивидуальными особенностями, в зависимости от структуры и степени выраженности дефекта.

Конечная цель коррекционной работы: воспитание гуманной личности, всесторонне и гармонично-счастливого ребенка; социальная адаптация и интеграция ребенка в среду нормально развивающихся сверстников.

Для достижения этой цели мною были поставлены следующие задачи:

1. Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.

2. Закрепления произношения поставленных логопедом звуков.

3. Целенаправленная активизация отработанной лексики.

4. Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.

5. Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях на бездефектном речевом материале.

6. Формирование связной речи.

7. Закрепление навыков чтения и письма.

В своей работе с детьми могу выделить два основных направления: коррекционно- воспитательное, общеобразовательное. Работая воспитателем в логопедической группе, поняла, что в нашей работе всё должно быть взаимосвязано.

Поэтому совместно с логопедом активно участвую в исправлении речевого нарушения, а также процессов, связанных с ним, и осуществляю общеобразовательные мероприятия, предусмотренные массовой программой детского сада (умственное, нравственное, эстетическое, патриотическое и др. развитие). При этом учитываю, что коррекционно- воспитательное направление является наиболее значимым, ведущим, а общеобразовательное – подчиненным.

Видео (кликните для воспроизведения).

Вся коррекционная работа осуществляется под руководством и контролем логопеда. В течение первых 2-х недель учебного года логопед обследует каждого ребенка индивидуально. Устанавливает характер речевого и сопутствующего им нарушений, определяет степень выраженности всех нарушений, выбирает пути коррекции.

По окончании обследования логопед подробно сообщает о результатах своей диагностики (мини-педсовет или индивидуальная беседа, в параметры которой включаются: произношение звуков речи, их восприятие, воспроизведение слоговой структуры слова, состояние словарного запаса и грамматического строя, сформированность связной речи, уровень внимания, памяти, воображения, состояние пальцевой и артикуляционной моторики.

Опираясь на полученные от логопеда сведения, можно решить ряд практических задач: кого из детей посадить вперед из-за ослабленного внимания, неусидчивости, плохого зрения; запланировать с кем из детей потребуются дополнительные занятия по развитию пальчиковой и артикуляционной моторики; учесть чье произношение придется тщательно контролировать и т. п.

В нашей группе коррекционная работа ведётся в течение всего дня.

Артикуляционная гимнастика с элементами дыхательной и голосовой выполняется в комплексе с пальчиковой в течении дня 3-5 раз.

Комплексы артикуляционной, дыхательной, пальчиковой гимнастики подбираются совместно с логопедом в соответствии с лексической темой. Во время артикуляционной гимнастики обращаю внимание на основные движения органов артикуляционного аппарата, добиваюсь четкости, точности, хорошей переключаемости. Основным принципом в логопедической работе с детьми является принцип повторяемости, это объясняется сниженной способностью автоматизировать умения, а упражнения, повторяющиеся из занятия в занятие, быстро надоедают, поэтому все упражнения объединяю в сказки или в стихотворения.

Например, артикуляционная гимнастика к лексической теме «Сказка».

Двери настежь распахни, сказка ждёт нас впереди.

Фея улыбается, сказка начинается.

Трубачи вовсю трубите! Всех на бал скорей зовите!

Из большущей тыквы этой будет Золушке карета!

Посмотрите – царь Кощей! Исхудал совсем злодей!

Конь бежит, земля дрожит, принц к невесте в дом спешит.

У ворот дракон лежит – путь к принцессе сторожит.

Крыльями дракон захлопал, конь копытами затопал.

В замок принц скорей вбегает – дверь дубовую толкает.

Пальчиковая гимнастика к лексической теме «Дождливая осень».

Ладошка – туча грозовая

Она огромная такая

Никак утихнуть не хотела

Но вдруг из тучи грянул гром

Она расплакалась дождём.

(Проводится чтение стихотворения в сопровождении движений пальчиковой гимнастики)

Развивая мелкую моторику пальцев рук, использую Су-Джок терапию. Прокатывая шарик между ладонями, проговаривая чистоговорки, потешки, стихи с автоматизируемым звуком, дети не только массируют мышцы рук, но и закрепляют правильное произношение.

«Это ручка – правая, это ручка – левая,

Читайте так же:  Перечисление алиментов организацией

Я на мячик нажимаю, я зарядку делаю.

Будет сильной – правая, будет сильной – левая,

Будут ручки у меня – ловкие, умелые».

Так же детям очень нравится самомассаж лицевых мышц.

Дед Мороз! Дед Мороз!

Щиплет щёки нам и нос.

Забирается под шубки.

Давайте греться! Раз, два, три!

Всё как следует потри:

Носик, щёки, уши, губы.

Пар пошёл даже от шубы.

Ежедневно после сна проводится корригирующая мини гимнастика для профилактики нарушений осанки и стопы и самомассаж варежками.

Изучение лексической темы осуществляю через все виды занятий (ИЗО, развитие речи; сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные игры, целевые прогулки и т. п.). В течение месяца на занятиях по развитию речи уточняю и активизирую словарь, а также совершенствую связную речь детей; углубляю и обеспечиваю формирование лексико-грамматических категорий.

На занятиях по рисованию, аппликации использую нетрадиционные методы и приёмы: рисование песком, мятой бумагой, ладошкой, пальцем, кляксографию, пластилинографию. Такие занятия развивают мелкую моторику, развивают пространственное мышление, уверенность в своих силах.

Работая над любой темой обязательно включаю дидактические игры:

«Один – много»: употребление форм существительных во множественном числе;

«Скажи ласково»: образование уменьшительно-ласкательных названий;

• Игры на образование притяжательных и относительных прилагательных;

• Игры на автоматизацию поставленных звуков;

• Составление словосочетаний с предлогами, прилагательными, числительными;

• Обязательно ведётся работа над предложением.

Приёмная, умывальная комната, спальня, уголок природы, игровой уголок и другие места групповой комнаты и участка – это широкая наглядная база для формирования словарного запаса у детей. В течение дня многократно активизирую и закрепляю новые слова, без чего не может происходить их введение в самостоятельную речь. Идет обогащение и активизация словаря, ребенок упражняется в грамматически правильном оформлении предложений.

Занимаясь с ребенком, обращаю внимание, чтобы проговаривался весь фонетический материал по тетради с обязательным выделением закрепляемого звука голосом – утрировано. Весь речевой материал проговаривается громко, четко, медленно и добиваюсь того же от ребенка.

Планируя свою работу на неделю в раздел познавательно-речевое развитие включаю коррекционную работу. В графе «Комплексы на неделю» прописываю комплексы артикуляционной, пальчиковой, дыхательной гимнастики. В логочас планирую индивидуальную и подгрупповую работу. Так же планируется коррекционная работа в режимные моменты.

В течение года логопед отмечает в таблице «Экран звукопроизношения» различными условными знаками все изменения в звукопроизношении детей, и это наглядно показывает результаты коррекционной работы логопеда и воспитателя.

И я могу отметить, что данная работа даёт положительные результаты.

Воспитатель и логопед должны ясно представлять характер и особенности своей работы, чтобы, помогая друг другу, достигнуть единой цели – воспитать у детей правильное произношение звуков и подготовить его для успешного обучения в школе.

Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками. Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «В гостях у звуков» Цель: Создание условий для коррекционно-развивающей работы по формированию фонетико-фонематических процессов в старшей логопедической группе.

Краеведческая работа воспитателя в логопедической группе Наш поселок Управленческий городок находится в необыкновенно живописном месте на окраине города Самары. Эта местность имеет богатую, очень.

Особенности работы воспитателя в логопедических группах

Предпросмотр страницы №1

Особенности работы воспитателя в логопедической группе детского сада

Вся сфера деятельности детских садов для детей с нарушениями речи должна быть подчинена устранению дефекта речи и развитию общих качеств и свойств личности ребенка. Педагогический эффект в решении этой отнюдь не простой проблемы зависит от творческого профессионального контакта логопеда с воспитателем, от верного понимания своих задач – коррекционной и воспитательной.

1.Общее недоразвитие речи. Определение и структура речевого нарушения.

1.1. Определение ОНР.

Специфика работы воспитателя в группах компенсирующей направленности определяется комплектованием. Решением ТПМПК в группу зачисляются дети с тяжелыми нарушениями речи сроком на один год. Понятие «тяжелые нарушения речи» включает в себя различные уровни речевого развития детей, страдающих общим недоразвитием речи.

Под общим недоразвитием речи понимают различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.

Другими словами, нарушенное звукопроизношение, которое наиболее заметно при первом же общении с ребенком, не является единственным проявлением аномального речевого развития. Нарушенными оказываются и другие речевые и неречевые функции. У большинства детей с ОНР отмечается недоразвитие неречевых психических функций, которые тесно связаны с речью, таких как восприятие, внимание, память, мышление. Для этих детей характерны как общие, так и индивидуальные особенности состояния речевых и неречевых психических функций. Таким образом общее недоразвитие речи представляет собой системное нарушение, имеющее определенную структуру.

1.2. Структура речевого дефекта.

Структура речевого дефекта представляет собой связь речевых и неречевых симптомов, и включает в себя следующие компоненты:

-Моторика (общая, ручная, пальцевая, мимическая, артикуляционная);

— Неречевые психические функции (НПФ)

— слуховое восприятие, внимание, память;

— зрительное восприятие, внимание, память;

— оптико-пространственные отношения и представления (ориентация ребенка относительно себя в пространстве, в схеме своего тела);

— невербальный (неречевой) интеллект

-Речевые функции (система речи)

— фонематическая (способность различать фонемы (звуки) родного языка);

— лексический строй речи (словарный запас);

Видео (кликните для воспроизведения).

— грамматический строй речи (словоизменение и словообразование);

Работа воспитателя в логопедической группе детского сада в 2020 году
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here