Реструктуризация кредиторской задолженности

Самая важная информация по теме: "Реструктуризация кредиторской задолженности" с выводами от профессионалов. В случае возникновения вопросов и при необходимости актуализации данных вы можете обратиться к дежурному юристу.

Что такое реструктуризация задолженности и каковы ее виды

Практически у любой компании есть задолженности. Образуются они вследствие ранее взятых займов, обязательств перед кредиторами и государством. Не всегда организация имеет ресурсы для своевременного погашения долга. Если возникли сложности с выплатами, возможно несколько выходов из ситуации. Один из них – реструктуризация задолженности.

Что представляет собой реструктуризация

Реструктуризация – это изменение условий соглашения, на основании которого образовалась задолженность. Это своеобразная уступка должнику, обеспечивающая исполнение обязательств на более удобных условиях. Реструктуризация может предполагать различные условия: изменение процента по задолженности, продление срока выплат. Она требуется в следующих случаях:

  • Утрата прежнего уровня дохода (к примеру, прибыль предприятия уменьшилась).
  • Внезапное изменения курса валют.
  • Большая задолженность, не соответствующая финансовому состоянию компании.
  • Прочие причины.

Главное основание для реструктуризации – невозможность выплачивать задолженность на прежних условиях. Решение об изменении условий принимается кредитором в индивидуальном порядке. Реструктуризация предлагается и ФЛ, и ЮЛ, и государственным учреждениям.

ВАЖНО! Реструктуризация выгодна как кредиторам, так и должникам. Выгоды для последних очевидны. Кредиторы же уменьшают число невыплаченных займов. Иногда условия реструктуризации таковы, что больше выгод получает именно кредитор. Должник же может взвалить на себя еще более непосильное бремя. Для того чтобы избежать этого, нужно внимательно читать договор об изменении условий. Желательно показать его юристу.

Уровни реструктуризации

Дефолт, то есть невозможность обеспечить свои финансовые обязательства, может прийти к разным категориям должников, а значит, реструктуризация может понадобиться на различных уровнях.

Когда реструктуризация неприменима?

Если гражданин становится банкротом, не всегда он может попросить о реструктуризации. Арбитражный суд, рассматривая дело о банкротстве граждан, не назначит реструктуризацию в следующих обстоятельствах:

  • доход должника отсутствует или не превышает прожиточного минимума;
  • у должника имеется непогашенная судимость за умышленное экономическое преступление;
  • должник был под административной карой за мелкое хищение или умышленное уничтожение или повреждение имущества;
  • физлицо уже было банкротом в течение 5 последних лет;
  • ему уже предоставлялась реструктуризация в течение 8 предыдущих лет.

Как добиться реструктуризации

Как правило, инициатором оформления реструктуризации является должник. Если организация ясно понимает, что не может выплачивать задолженность, следует самостоятельно обратиться к кредитору. Для изменения соглашения должны быть следующие условия:

  • Серьезные причины для реструктуризации (невозможность выплачивать долг в прежнем режиме).
  • Отсутствие реструктуризации, взятой ранее.
  • Отсутствие просроченных задолженностей.

Это самые примерные положения. Кредитор может предложить реструктуризацию и на других условиях. Для того чтобы банк или другое учреждение предложили удобные условия, он должен быть уверен в благонадежности заемщика. Реструктуризация охотнее оформляется на задолженности, которые обеспечены залогом (недвижимость, авто).

ВАЖНО! Процедура предполагает документальное оформление. Составляется соответствующее соглашение, на котором ставятся подписи кредитора и дебитора. После этого должнику выдается соответствующий документ.

Реструктуризация банковского кредита

Реструктуризация оформляется в отношении разных кредитов, в том числе ипотечных, целевых, потребительских. Нюансы процедуры зависят от конкретного банковского учреждения. Рассмотрим общую очередность действий:

  1. Должник заполняет анкету. В ней прописываются основания для реструктуризации (к примеру, резкое ухудшение финансового положения), информация об имуществе компании, ее доходах и расходах.
  2. Выбирается подходящий вариант перекредитования.
  3. Анкета анализируется отделом по работе с просроченными кредитами.
  4. Проводится собеседование у сотрудников отдела.
  5. Дебитор собирает документы.
  6. На основании предоставленных документов принимается решение о реструктуризации.
  7. Составляется и подписывается соглашение.

В некоторых банковских учреждениях вместо анкеты должник заполняет заявление.

Основные виды реструктуризации

Существует много видов реструктуризации. Рассмотрим самые распространенные из них:

Выбор конкретного способа зависит от пожеланий банковского учреждения и самого должника.

Реструктуризация по налогам и пеням

Реструктуризация предполагает перевод обязательств компании перед государством из краткосрочных в долгосрочные. Метод используется для финансового оздоровления организации. Реструктуризация предоставляется только в тех случаях, если у компании есть особые обстоятельства. Для оформления других условий организации нужно подать заявление и документы в соответствующий орган. На основании поданных бумаг принимается решение о возможности реструктуризации.

Какие документы нужны для реструктуризации?

Для получения реструктуризации нужно составить заявление. Оно должно соответствовать форме, утвержденной Приказом ФНС от 28 сентября 2010 года №ММВ-7-8/[email protected] Если компания претендует на продление срока задолженности, в заявлении нужно указать согласие на обязанность уплачивать проценты. К обращению прилагается ряд документов:

  • Справка из налоговой, свидетельствующая о состоянии налоговых расчетов организации.
  • Справка из налоговой с указанием перечня счетов компании в кредитных учреждениях.
  • Документы о движении денежных средств по счетам фирмы за последние 6 месяцев.
  • Документы о наличии или отсутствии расчетных счетов.
  • Справки из кредитных организаций о средствах, имеющихся на счетах.
  • Перечень контрагентов с указанием стоимости соглашений.
  • Бумаги, подтверждающие веские причины для реструктуризации.

В некоторых случаях могут потребоваться дополнительные документы.

Основания для предоставления реструктуризации

Основанием для реструктуризации является банкротство или угроза банкротства. Признаки банкротства изложены в статье 6 ФЗ от 26.10.2002 г. №127:

  • Неспособность исполнить обязательства перед кредиторами.
  • Неспособность оплачивать налоги.
  • Размер обязательств составляет не менее 100 000 рублей.
  • Обязательства компании не исполнялись в течение более 3 месяцев.

Реструктуризация может предоставляться и в том случае, если компания ведет сезонную деятельность.

Формы реструктуризации

Реструктуризация по налогам подразделяется на две формы:

  • Льготы. Компании предоставляются льготы относительно налоговых выплат. Составляется график выплат, который устраивает всех участников. В графике указывается размер и сроки выплат. Выплаты должны вноситься не реже раза в квартал. Максимальный срок исполнения налоговых обязательств составляет 10 лет.
  • Налоговый кредит. Представляет собой своеобразную рассрочку по налоговым выплатам. Максимальный срок погашения составляет 1-5 лет. Если компания входит в реестр резидентов, этот срок увеличивается до 10 лет.

ВАЖНО! Компании не предоставляется реструктуризация в том случае, если в отношении нее ведется уголовное дело, касающееся налоговых обязательств.

Возможность изменения условий также исключена и тогда, когда организация совершила административное нарушение, связанное с налогами.

Читайте так же:  Производство по алиментам

Источник: http://assistentus.ru/vedenie-biznesa/restrukturizaciya-zadolzhennosti/

Реструктуризация кредиторской задолженности

Возникновение кредиторской задолженности является неизбежным явлением для каждого предприятия. Если состояние задолженности контролируется компанией, а меры по ее погашению дают результат, негативных последствий можно избежать. Рост просроченных долгов может повлечь проблемы для бизнеса или банкротство. Устранить такие риски поможет реструктуризация задолженности.

По какой кредиторской задолженности допускается реструктуризация

От своевременности выявления задолженности перед кредиторами напрямую зависит текущая деятельность предприятия. По мере увеличения долга не только снижается размер оборотных средств, необходимых для развития бизнеса, но возникает обязанность уплачивать штрафные санкции. Непринятие мер по погашению или реструктуризации долгов неизбежно приводит к проблемам с нехваткой средств. Только постоянный контроль за балансом задолженности обеспечит стабильное финансовое состояние.

В состав кредиторской задолженности входят денежные обязательства перед третьими лицами, в том числе:

  • платежи, сборы пошлины и налоги, которые носят обязательный характер, а их ставки утверждены на законодательном уровне;
  • долги, возникающие при несвоевременной оплате страховых взносов в системе ОМС или ФСС;
  • просроченные денежные обязательства перед партнерами по договорам;
  • долг по выплате вознаграждения трудовому коллективу (зарплата, премии, обязательные надбавки и компенсации);
  • неисполненные кредитные обязательства перед финансовыми организациями;
  • долг по обязательным и добровольным страховым договорам (ОСАГО, КАСКО, ДМС и т.д.);
  • задолженность по штрафным санкциям, начисленным за неисполнение договорных обязательств, неуплату налогов и сборов, кредитов и т.д.

Формирование кредиторской задолженности и контроль за ее состоянием происходит в рамках текущего бухгалтерского учета, аудиторских и финансовых проверок, работы юридических служб. Помимо прямого расчета с кредиторами, эффективной мерой будет являться и реструктуризация кредиторской задолженности.

Способы реструктуризации кредиторской задолженности предприятий

Реструктуризация кредиторской и дебиторской задолженности направлена на изменение сроков исполнения обязательств, перераспределение платежей на длительный срок, либо полное или частное избавление от просроченных долгов. Каждый вариант реструктуризации задолженности оформляется в виде определенных документов, к которым относятся:

  • письменное соглашение, заключаемое с кредиторами – этот документ может оформляться по взаимной договоренности сторон, утверждаться на стадии банкротства для восстановления платежеспособности компании;
  • судебные акты, по которым может предоставляться отсрочка или рассрочка по платежам – рассмотрение таких дел проходит по заявлению должника, а к участию в процессе привлекаются все заинтересованные кредиторы;
  • дополнительные соглашения к договорам – таким способом стороны могут продлевать сроки исполнения обязательств, что устраняет просрочку долга и начисление штрафных санкций.

При любом варианте реструктуризации требуется прямое согласие кредиторов, выраженное в письменной форме. В ходе судебных процессов по предоставлению отсрочки или рассрочки такое согласие может быть выражено и в устной форме в заседании. Для этого требуется не только подготовить документы для фиксации договоренностей, но и провести переговоры, иные согласительные процедуры. В этом случае рекомендуем воспользоваться услугами юриста, который возьмет на себя подготовку документов, примет участие в урегулировании спора между сторонами.

Реструктуризация по закону

Все возможные способы и варианты реструктуризации регламентированы нормами ГК РФ. В их состав входит:

  • заключение соглашения о реструктуризации в рамках банкротной процедуры – для оформления этого документа нужно согласие всех кредиторов компании, а его утверждение осуществляется арбитражным судом;
  • отсрочка или рассрочка платежей – до вынесения судебного акта о взыскания задолженности стороны могут самостоятельно заключать соглашения о предоставлении отсрочки или рассрочки, а при наличии решения эта процедура происходит в суде;
  • проведение взаимозачетов между должником и кредиторами – при наличии регулярных договорных отношений долг может быть полностью или частично закрыт путем взаимозачетов, в том числе по различным видам договоров;
  • передача кредиторам отступного путем заключения соответствующего соглашения – в качестве отступного могут выступать различные объекты недвижимости, материально-сырьевые запасы предприятия, ценные бумаги и т.д.

Обратите внимание! Закон не запрещает использовать одновременно все доступные варианты реструктуризации долгов. Главное условие – согласие обеих сторон. Выбор конкретных способов реструктуризации будет зависеть от возможностей предприятия, правового анализа ситуации.

В каждом из перечисленных случаев стороны должны прийти к единому мнению о текущем размере просроченной задолженности. Для этого может составляться акт сверки взаиморасчетов, иные аналогичные документы.

Наиболее сложным вариантом реструктуризации будет являться получение отсрочки или рассрочки по уплате обязательных сборов и налогов. Закон допускает эту возможность, однако для реализации такого права необходимо подтверждать стабильность финансового положения и временный характер проблем, связанных с просрочкой по выплатам. Кроме того, долг по налогам и сборам можно реструктурировать не более раза в год. Любое нарушение условий и требований закона повлечет предъявление претензии о полной выплате задолженности.

Наиболее простым вариантом является оформлению обоюдного соглашения с кредиторами. Если предприятие не находится под банкротством, допускается заключение соглашения с каждым отдельным кредитором. Если компания провела тщательный анализ состояния кредиторской задолженности, можно заблаговременно установить приоритет – с кем из кредиторов нужно договориться о реструктуризации в первую очередь, а для кого использовать иные варианты отсрочки платежей.

Как правило, реструктуризация сопровождается временным освобождением от начисления штрафных санкций. Большинство кредиторов намерены полностью вернуть свои деньги, поэтому готовы отказаться от начисления процентов, при условии своевременного расчета по обязательствам. Тем не менее, при нарушении условий соглашения о реструктуризации штрафные санкции могут доначисляться в повышенном размере, что является дополнительной гарантией интересов кредиторов.

Источник: http://vseposhagam.ru/restrukturizacija-kreditorskoj-zadolzhennosti/

О реструктуризации кредиторской задолженности

«Налоговый вестник», N 6, 1999

Состояние российской экономики иначе как кризисным не назовешь. Кризис неплатежей, бюджетный кризис, финансовый кризис — все это стороны одного явления. Сначала были неплатежи предприятий друг другу, потом начались задержки зарплаты своим работникам и, наконец, неуплата обязательных платежей бюджету и внебюджетным фондам. Растет внешний и внутренний долг государства.

Уровень поступлений налоговых платежей за 1998 г. составил 74,6%.

Общий размер задолженности в бюджетную систему страны по налоговым платежам вырос за год более чем в полтора раза. Удельный вес задолженности в федеральный бюджет составляет 62%, а в бюджет территорий — 38%.

Читайте так же:  Единовременная выплата фсс при производственной травме

Прирост задолженности в федеральный бюджет произошел в прошедшем году в основном за счет роста недоимки. Отсроченные платежи увеличились за этот период на 27%.

Налоговые органы применяют следующие предусмотренные законодательством меры по взысканию недоимки по налогам и сборам в бюджет Российской Федерации:

  1. взыскание недоимки с расчетных счетов.

По инкассовым распоряжениям со счетов предприятий — должников (кроме валютного) за 1998 г. взыскано в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 N 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» 14,2% от общей суммы погашенной задолженности по платежам в федеральный бюджет. Эффективность взыскания задолженности со счетов налогоплательщиков (кроме валютного) составила 3,9%;

  1. взыскание недоимки с текущих валютных счетов.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23.05.1994 N 1006 «Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей» с валютных счетов организаций — должников в погашение недоимки за 1998 г. поступило 0,6 млрд руб. Эффективность взыскания с валютных счетов составила 1,0%;

  1. обращение взыскания недоимки на имущество.

Руководствуясь Указом Президента Российской Федерации от 14.02.1996 N 199 «О некоторых мерах по реализации решений об обращении взыскания на имущество организаций», налоговые органы направляли предприятиям требования о погашении недоимки с указанием сроков погашения задолженности и предупреждением об обращении взыскания на имущество. Поступления от недоимщиков, внесенные ими после получения от налоговых инспекций упомянутых требований, составили 66,8% от общей суммы недоимки, погашенной за 1998 г.

Налоговые органы выносили в 1998 г. постановления об обращении взыскания на имущество организаций — недоимщиков и передавали их в налоговую полицию для принятия решений об аресте имущества.

На основе указанных постановлений органы налоговой полиции арестовали имущество этих организаций на 29,6% от суммы вынесенных госналогинспекциями постановлений.

После получения организациями — должниками от органов ФСНП России решений об административном аресте имущества налогоплательщики добровольно погасили 13% всей суммы задолженности.

За счет реализации арестованного имущества погашена задолженность на 2,5% от суммы арестованного имущества налогоплательщиков — должников;

  1. изъятие наличных денежных средств.

В соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 N 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», Указом Президента Российской Федерации от 14.02.1996 N 199 «О некоторых мерах по реализации решений об обращении взыскания на имущество организаций» налоговые органы изъяли за 1998 г. наличных денежных средств в погашение недоимки 3,1% от общей суммы погашенной задолженности по платежам в федеральный бюджет.

Эффективность принимаемых мер по принудительному взысканию задолженности составила 38,5%.

По состоянию на 1 января 1999 г. на долю недоимки приходится 93,1%, а доля отсроченных (рассроченных) в установленном порядке платежей составляет 6,9%.

При погашении недоимки большое значение имеет индивидуальная работа с крупными налогоплательщиками.

Анализ результатов поступлений налоговых платежей по 7184 организациям показал, что за 1998 г. уровень внесения текущих платежей составил 70,5%.

Из общей суммы задолженности по налоговым платежам крупнейших налогоплательщиков на долю недоимки приходится 91,5% и на долю отсроченных в установленном порядке платежей — 8,5%.

Мониторинг крупных налогоплательщиков федеральному бюджету по состоянию на 1 января 1999 г. выявил, что на долю 7184 организаций приходится:

  • 60,8% поступлений платежей федеральному бюджету (с учетом поступлений по штрафам и пеням);
  • 64,4% от суммы задолженности федеральному бюджету по налоговым платежам;
  • 69,2% от суммы задолженности федеральному бюджету по уплате пени;
  • 53,9% от суммы задолженности федеральному бюджету по уплате штрафов;
  • 64,2% совокупного долга федеральному бюджету по налоговым платежам с учетом штрафных санкций и пени.

В результате работы налоговых органов с крупными налогоплательщиками в 1998 г. в уплату долгов по налоговым платежам поступило в федеральный бюджет 37,6% от суммы данных поступлений.

При этом по инкассовым распоряжениям со счетов предприятий — должников (кроме валютного) взыскано 13,4% от общей суммы погашенной задолженности по платежам в федеральный бюджет. Эффективность взыскания задолженности со счетов налогоплательщиков (кроме валютного) составила 3,9%.

За 1998 г. в погашение задолженности с валютных счетов организаций — должников поступило 0,5 млрд руб., эффективность взыскания с валютных счетов составила 1,1%.

Анализ приведенных данных свидетельствует о необходимости применения к налогоплательщикам всего комплекса мер по взысканию задолженности по налоговым платежам, что позволит бюджету получить более 40% от суммы задолженности.

Погашение задолженности является одним из основных резервов роста налоговых поступлений. За 1998 г. поступления в федеральный бюджет за счет погашения задолженности увеличились на 38% (в 1997 г. — 26%).

Задолженность в федеральный бюджет по четырем регулирующим налогам составляет 98%. При этом на задолженность по НДС приходится 70% общей задолженности в федеральный бюджет, по налогу на прибыль (доходы) — около 13%, по акцизам — почти 10%, на задолженность по платежам за пользование природными ресурсами приходится более 6%.

По состоянию на 1 января 1999 г. почти половина всей суммы задолженности по налоговым платежам в федеральный бюджет приходится на одиннадцать субъектов Российской Федерации: Московскую область — 6,8% от общей задолженности, Кемеровскую область — 5,4%, Ханты — Мансийский АО — 5,2%, Самарскую область — 5,1%, г. Москву — 5,1%, Свердловскую область и Ямало — Ненецкий АО — по 4,6%, Нижегородскую область — 3,5%, Челябинскую область и Красноярский край — по 2,9%, Республику Башкортостан — 2,8%. В 1997 г. на долю указанных регионов приходилось около 48% всей задолженности в федеральный бюджет.

Рост задолженности в 2 и более раза произошел в 20 регионах (в том числе в Московской области — в 4,6 раза, Республике Мордовия — в 3 раза, Республике Алтай — в 3,5 раза). Меньше чем на треть выросла задолженность в 5 регионах (Республика Ингушетия, Оренбургская и Магаданская области, Таймырский и Эвенкийский автономные округа). И только в Ненецком АО отмечается снижение задолженности в федеральный бюджет.

Как уже отмечалось, задолженность по налоговым платежам в бюджеты территорий растет более медленными темпами, чем в федеральный бюджет. На размеры задолженности на начало 1999 г. значительное влияние оказало ее снижение в декабре 1998 г., когда задолженность в бюджеты территорий снизилась на 16,9%, в том числе недоимка — на 17,0%, отсроченные платежи — на 16,3%.

Читайте так же:  Разрешенное использование земли для садоводства и огородничества в 2020 году

Следует отметить, что долги по обязательным платежам имеют крупнейшие системообразующие предприятия, бывшие флагманы советской экономики.

Назрела острая необходимость инвентаризации взаимной задолженности. Если предприятия готовы начать «новую жизнь», имеются все основания полагать, что накопленные долги являются главным фактором, сдерживающим развитие. Поэтому целесообразно как можно быстрее реструктуризировать кредиторскую задолженность между предприятием и бюджетом.

Реструктуризация задолженности юридических лиц между предприятиями и бюджетом проводилась в 1997 — 1998 гг. в соответствии с законами о бюджете, которые имеют срок действия, ограниченный рамками календарного года.

Видео (кликните для воспроизведения).

Реструктуризация задолженности организаций в 1997 г. осуществлялась в соответствии со ст.69 Федерального закона «О федеральном бюджете на 1997 год». Во исполнение данной статьи было издано Постановление Правительства РФ от 05.03.1997 N 254 «Об условиях и порядке реструктуризации задолженности организаций по платежам в федеральный бюджет».

Предприятиям и организациям предоставлялось право реструктуризировать свою задолженность по платежам в федеральный бюджет, накопленную к 1 января 1997 г., под залог ценных бумаг — при выпуске акций сроком на 5 лет и облигаций сроком на 2 года. Отсрочка по погашению задолженности по штрафам и пени предоставлялась без уплаты процентов и сроком на 10 лет.

Провести реструктуризацию задолженности могли предприятия:

  • обладавшие правом на выпуск и публичное размещение ценных бумаг;
  • уплачивавшие текущие налоговые платежи в полном объеме;
  • в отношении которых арбитражным судом не возбуждались дела о несостоятельности (банкротстве).

Организации — недоимщики должны были подать заявки на реструктуризацию до 1 июля 1997 г.

Правилами реструктуризации в 1997 г. не предусматривалось осуществление реструктуризации задолженности организаций перед бюджетами субъектов Федерации и местными бюджетами, а также государственными внебюджетными фондами. Был установлен слишком жесткий срок подачи заявлений на реструктуризацию. Для устранения указанных недостатков ФСДН России совместно с Госналогслужбой России и Минфином России представила в Правительство РФ проект постановления о внесении изменений и дополнений в Постановление Правительства РФ от 05.03.1997 N 254.

Однако решение о внесении указанных изменений и дополнений в Постановление принято не было.

В 1997 г. были рассмотрены документы и дано положительное заключение о реструктуризации задолженности 19 организаций — крупнейших налогоплательщиков, но Правительство РФ приняло решение только в отношении шести крупнейших организаций:

АО «Юганскнефтегаз»- путем выпуска облигаций в обеспечение основного долга в сумме 1715,3 млрд руб.;

АО «Самаранефтегаз» — путем выпуска облигаций в обеспечение основного долга в сумме 382,4 млрд руб.;

АО «АвтоВАЗ» — путем выпуска акций в обеспечение погашения задолженности по платежам в федеральный бюджет по состоянию на 1 января 1997 г. в сумме 2855,2 млрд руб., а также по платежам в областной и местный бюджеты по состоянию на 1 октября в сумме 1793,7 млрд руб. — всего на сумму 4648,9 млрд руб.;

АО «Норильский горно — металлургический комбинат им. А.П. Завенягина», ЗАО «Междуречье» — путем выпуска обыкновенных акций в обеспечение основного долга в сумме 61,7 млрд руб.;

АО «Ноябрьскнефтегаз» — путем выпуска облигаций в обеспечение погашения основного долга в сумме 914,1 млрд руб.

За счет осуществления мер по реструктуризации задолженности в федеральный бюджет в 1997 г. поступило:

  • 105 млн руб. за счет средств, внесенных акционерными обществами «Юганскнефтегаз» и «Самаранефтегаз» в федеральный бюджет до регистрации проспекта эмиссии облигаций (5% от суммы основного долга);
  • 1281 млн руб. за счет продажи облигаций «Юганскнефтегаз» и «Самаранефтегаз». Поступившая сумма составляет 64% от суммы реструктуризируемого долга этих организаций.

Кроме того, за счет увеличения поступлений текущих платежей шести организаций до принятия решения Правительством РФ о реструктуризации их задолженности в федеральный бюджет поступило около 5,5 млрд руб.

Итого за счет осуществления мер по реструктуризации задолженности в 1997 г. и начале 1998 г. в федеральный бюджет поступило около 6,9 млн руб. (в ценах 1998 г.).

В 1998 г. механизм реструктуризации задолженности был определен Постановлением Правительства РФ от 14.04.1998 N 395 «О порядке проведения в 1998 году реструктуризации задолженности юридических лиц перед федеральным бюджетом» и предусматривал:

  • возможность реструктуризации задолженности организаций перед бюджетами всех уровней по состоянию на 1 января 1998 г.;
  • децентрализацию принятия решения о реструктуризации задолженности;
  • расширение списка предоставляемого организациями — недоимщиками обеспечения.

В нормативных правовых документах, регламентирующих проведение реструктуризации задолженности в 1998 г., не нашло отражения решение следующих вопросов:

отсутствуют нормы, регулирующие процесс реструктуризации задолженности в государственные внебюджетные фонды;

не урегулированы вопросы, связанные с хранением залога в течение срока реструктуризации;

отсутствует практическая возможность предоставления обеспечения для организаций, находящихся в государственной собственности (допускается только банковская гарантия);

нет механизма урегулирования взаимной задолженности бюджета и организаций бюджетополучателей.

Кроме того, до получения решения о реструктуризации задолженности организации должны потратить значительные средства на подготовку процедуры реструктуризации (оплата оценки обеспечения, нотариального заверения договора залога).

Отсутствие регламентации этих и других вопросов привело к разработке в 1997 и 1998 гг. нормативных правовых актов об особенностях реструктуризации задолженности организаций отдельных отраслей экономики (МПС, угольной промышленности, сельского хозяйства и др.).

Рассмотрим более подробно причины неэффективности механизма реструктуризации задолженности юридических лиц перед федеральным бюджетом.

Источник: http://wiseeconomist.ru/poleznoe/31388-restrukturizacii-kreditorskoj-zadolzhennosti

Реструктуризация кредиторской задолженности, или как уменьшить долги при отсутствии денежных средств

«Финансовая газета. Региональный выпуск», 2011, N 39

Обязательства организации, возникающие в ходе ее финансово-хозяйственной деятельности, имеют определенные сроки исполнения, нарушение которых может привести к уменьшению авторитета организации в глазах партнеров, контрагентов, собственных работников и т.д. Неоднократная необязательность организации влечет за собой, как правило, отказ партнеров от взаимодействия, штрафы и иные санкции, предусмотренные законодательством и договорами, что может в конечном счете закончиться ее банкротством.

Конечно, чтобы не допустить негативного развития событий, необходимо постоянно следить за возникновением и своевременным погашением задолженности перед кредиторами. Однако что делать, если организация по каким-либо причинам попала в трудное финансовое положение, ведь в этом случае соблюдать финансовую дисциплину практически невозможно?

Читайте так же:  Устройство работы топливного насоса

В практике финансовой деятельности организаций существуют механизмы, с помощью которых можно снизить объем нагрузки (давления) обязательств на финансы организации в текущем периоде, что позволит повысить или восстановить ее платежеспособность. Рассмотрим порядок их применения в бухгалтерском и налоговом учете.

Если организация намерена продолжать финансово-хозяйственную деятельность, но находится в затруднительном финансовом положении, одной из первоочередных мер, которую она должна предпринять, является проведение анализа кредиторской задолженности. Для этого каждое обязательство, включая различные его составляющие (основная сумма, проценты, пени), рассматривается в отдельности по каждому конкретному кредитору.

Затем составляется список первоочередных кредиторов. Очередность погашения обязательств определяется с точки зрения последствий задержки платежа. После группирования кредиторов в зависимости от срочности и важности обязательств определяются объемы задолженности по каждому кредитору и рассматривается возможность проведения реструктуризации задолженности с ними или, иными словами, нахождения альтернативных способов погашения задолженностей в текущем периоде. Выбираться тот или иной метод реструктуризации кредиторской задолженности организации должен исходя из критерия эффективности: максимум эффекта в результате сокращения задолженности, минимум затрат на его проведение.

Рассмотрим основные методы реструктуризации задолженности.

1. Отсрочка и рассрочка платежей

Одним из способов решения проблемы недостаточности денежных средств для погашения задолженности может быть заключение соглашения с кредитором об отсрочке (рассрочке) платежей. Под отсрочкой понимается перенесение платежа на более поздний срок. Рассрочка представляет собой дробление платежа на несколько более мелких, осуществляемых в течение согласованного сторонами периода.

С позиции гражданского законодательства, если в договоре (дополнительном соглашении) оговорены условия об отсрочке (рассрочке) платежей (п. 1 ст. 823 ГК РФ), возникают отношения коммерческого кредитования. Продажа товаров на таких условиях является продажей в кредит.

На период кредитования в договоре может быть установлена обязанность покупателя уплачивать проценты, которые в данном случае являются платой за коммерческий кредит (ст. ст. 809 и 823 ГК РФ). Следует отметить, что проценты являются не штрафной санкцией, а выполнением дополнительного условия, определенного договором на основании п. 1 ст. 809 ГК РФ.

Пример 1. ООО «Альфа» заключило договоры с кредиторами об отсрочке платежей долга на срок более года. В результате этого удалось сохранить в текущем году 550 тыс. руб. При этом согласно условиям договоров ООО «Альфа» обязано уплатить кредиторам проценты в сумме 5,5 тыс. руб. за пользование их денежными средствами.

Осуществление соответствующих хозяйственных операций следует отразить в бухгалтерском и налоговом учете так, как показано в табл. 1 и 2.

Отражение хозяйственных операций в бухгалтерском учете

Отражение хозяйственных операций в налоговом учете

В соответствии с п. 6.2 ПБУ 10/99, п. 17 ПБУ 15/01 при оплате приобретаемых товаров на условиях коммерческого кредита, предоставляемого в виде отсрочки и рассрочки платежа, расходы принимаются к бухгалтерскому учету в полной сумме кредиторской задолженности. Поэтому величина кредиторской задолженности увеличивается на величину процентов по договору коммерческого кредита.

Проценты по полученной отсрочке признаются прочими расходами того периода, в котором они произведены на основании п. п. 11, 12, 14 ПБУ 15/2008. Начисление процентов производится в соответствии с порядком, установленным в договоре (п. 16 ПБУ 15/01).

Налог на прибыль. В целях применения гл. 25 НК РФ коммерческие кредиты являются долговыми обязательствами (п. 1 ст. 269 НК РФ). Согласно пп. 2 п. 1 ст. 265 расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида признаются внереализационными расходами с учетом особенностей, предусмотренных ст. 269 НК РФ.

В силу п. 1.1 ст. 269 НК РФ организация вправе признать расход в сумме процентов, не превышающей предельную величину, равную ставке процента, установленной соглашением сторон, но не превышающей ставку рефинансирования Банка России, увеличенную в 1,8 раза, при оформлении долгового обязательства в рублях и равной произведению ставки рефинансирования Банка России и коэффициента 0,8 — по долговым обязательствам в иностранной валюте. Порядок такого определения предельной величины процентов действует с 01.01.2011 по 31.12.2012 включительно.

Налог на добавленную стоимость. НДС с полученных процентов за отсрочку платежа покупателю не предъявляется.

2. Переоформление задолженности в вексельные обязательства

Возможно использование варианта реструктуризации задолженности организации путем предоставления кредитору своих векселей. Применение данного метода также может освободить организацию от уплаты долга в данном периоде и, соответственно, способствовать улучшению показателей деятельности организации.

Напомним, что вексель — это ценная бумага, которая в соответствии со ст. 815 ГК РФ удостоверяет ничем не обусловленное обязательство векселедателя выплатить в определенный срок полученные взаймы деньги.

Проведение расчетов за товары (работы, услуги) с использованием собственных векселей по сути является получением коммерческого кредита в виде отсрочки оплаты (п. 1 ст. 823 ГК РФ). Вексель, таким образом, представляет собой новое обязательство, которое должно быть исполнено в соответствии с вновь установленными сроками.

Учет хозяйственных операций по реструктуризации задолженности перед кредитором практически аналогичен уже рассмотренному варианту отсрочки платежей.

Пример 2. ООО «Альфа» выдало поставщику простой вексель со сроком погашения не ранее 01.01.2012, что позволило сохранить для текущей деятельности в текущем году 300 тыс. руб. При этом возникли новые обязательства по погашению процентов по векселю в размере 8% годовых (табл. 3).

Отражение хозяйственных операций в бухгалтерском учете

В аналитическом учете операции по оплате в вексельной форме должны учитываться на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» обособленно. Построение аналитического учета должно обеспечить в том числе возможность получения необходимых данных по выданным векселям, срок оплаты которых не наступил, и по просроченным оплатой векселям.

Проценты по причитающемуся к оплате векселю отражаются обособленно от вексельной суммы как кредиторская задолженность (п. 15 ПБУ 15/2008). Начисленные проценты учитываются у векселедателя в составе прочих расходов в отчетных периодах, к которым относятся данные начисления, или равномерно в течение предусмотренного векселем срока выплаты полученных взаймы денежных средств (табл. 4).

Читайте так же:  Можно ли отозвать алименты на ребенка

Отражение хозяйственных операций в налоговом учете

Налог на прибыль. Ни при передаче векселя продавцу, ни при его возврате не возникает доходов и расходов, учитываемых в целях налогообложения прибыли.

Расходы в виде процентов по векселю признаются внереализационными расходами в размере процентов, не превышающем предельную величину, определенную ст. 269 НК РФ (пп. 2 п. 1 ст. 265).

Налог на добавленную стоимость. Передача собственного векселя для покупателя является выдачей обязательства, а не передачей имущества (п. 2 ст. 38 НК РФ, ст. 128 ГК РФ), поэтому объекта обложения НДС не возникает.

3. Зачет взаимных платежных требований

Нередко организация является и должником, и кредитором одного и того же лица. В этом случае эффективным способом сокращения кредиторской задолженности, безусловно, является проведение операции по зачету взаимных платежных требований (взаимозачет).

Проведение взаимозачетов регулируются ст. ст. 410 «Прекращение обязательств зачетом» и 411 «Случаи недопустимости зачета» ГК РФ.

Российское законодательство допускает проведение взаимозачетов между тремя и более участниками. Цель проведения данного мероприятия заключается в выявлении среди должников организации тех, у которых, в свою очередь, имеется задолженность кредитора, срок оплаты которому для организации уже наступил или просрочен. Проведя процедуру взаимозачета, все стороны уменьшают свои дебиторские и кредиторские задолженности.

В случае отсутствия встречной задолженности кредитора для проведения взаимозачета финансовые работники организации могут создать такую задолженность посредством механизмов продажи дебиторской задолженности кредитору (по договору цессии) и перевода долга организации на другого кредитора. Особое значение данная схема имеет в случае, когда дебиторская задолженность продается кредитору, тогда возникает встречная задолженность кредитора, которая может быть погашена путем проведения с кредитором зачета взаимных платежных требований.

Зачетная схема может применяться и в случае перевода кредиторской задолженности от одного кредитора на другого. Такая возможность с согласия кредитора предусмотрена п. 1 ст. 391 ГК РФ. При этом соглашение о переводе долга должно быть заключено в соответствующей письменной форме (п. 2 ст. 391, п. 1 ст. 389 ГК РФ). При переводе долга на нового должника обязательство остается неизменным, но лица в обязательстве меняются. С помощью проведения данной схемы организация выбывает из обязательства, т.е. ее кредиторская задолженность перед поставщиком считается погашенной с момента принятия новым должником обязательства по уплате долга. Кредиторская задолженность, возникшая у организации перед новым должником в сумме первоначального обязательства, может погашаться проведением с ним взаимозачета.

Следует помнить, что в некоторых обстоятельствах проведение взаимозачета невозможно. Согласно ст. 411 ГК РФ не допускается зачет требований, по которым срок исковой давности истек, при возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, взыскании алиментов, пожизненном содержании и иных случаях, предусмотренных законом или договором.

Пример 3. ООО «Альфа» после осуществления ряда мероприятий по выявлению встречных задолженностей кредиторов провело зачеты взаимных денежных требований. По состоянию на дату проведения зачета дебиторская задолженность с контрагентами составляла 2690 тыс. руб., сумма кредиторской задолженности — 3200 тыс. руб. Проведены зачеты в общей сумме 2690 тыс. руб. В результате в бухгалтерском учете на сумму проведенного зачета уменьшилась задолженность перед кредиторами. Доходов и расходов у организации при проведении данной операции не возникает (табл. 5).

Отражение хозяйственных операций в бухгалтерском учете

Налог на прибыль. Если организация ведет учет по методу начисления, налоговая база не определяется. При применении кассового метода возникает обязанность признания доходов на дату проведения зачета согласно п. 2 ст. 273 НК РФ и расходов на основании пп. 1 п. 3 ст. 273 НК РФ.

Налог на добавленную стоимость. Объекта налогообложения в момент совершения операции по зачету взаимных денежных требований не возникает.

4. Погашение задолженности посредством передачи кредитору имущества

По соглашению сторон обязательство может быть прекращено предоставлением взамен исполнения отступного (уплатой денег, передачей имущества и т.п.), размер, сроки и порядок предоставления которого установлены ст. 409 ГК РФ.

В счет погашения или сокращения задолженности возможно передавать объекты недвижимости производственного и социально-культурного назначения, объекты незавершенного строительства, оборудование, машины, механизмы и материальные ценности, находящиеся на балансе организации, ценные бумаги (акции, облигации как самого должника, так и других компаний), обязательства под залог имущества. В порядке отступного могут быть переданы также собственная продукция, товары, работы, услуги организации-должника.

Пример 4. ООО «Альфа» в счет погашения кредиторской задолженности передало в качестве отступного собственное имущество (объект основных средств) стоимостью 1 180 000 руб. (в том числе НДС — 18%). В результате данного мероприятия получены денежные средства от реализации имущества и уменьшена величина кредиторской задолженности в сумме 1 180 000 руб.

Соответствующие хозяйственные операции могут быть отражены в бухгалтерском и налоговом учете таким образом, как показано в табл. 6, 7 и 8.

Отражение хозяйственных операций в бухгалтерском учете

Отражение хозяйственных операций в налоговом учете

Налог на прибыль. При передаче имущества в качестве отступного у организации возникает доход от его реализации в размере погашаемой задолженности (без учета НДС) (пп. 1 п. 1 ст. 248, п. 1 ст. 248, п. 1 ст. 249 НК РФ). Данный доход уменьшается на стоимость реализуемого имущества.

Налог на добавленную стоимость. В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации признается объектом обложения НДС, поэтому на 180 000 руб. увеличивается сумма налога в период реализации имущества, что должно найти отражение в строке 010 разд. 3 налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость.

Итак, по общим подсчетам ООО «Альфа» в результате проведения мероприятий по реструктуризации кредиторской задолженности удалось уменьшить ее размер на 4720 тыс. руб. без привлечения денежных средств, что ослабило финансовое давление кредиторов на организацию в текущем году и тем самым повлияло на улучшение ее финансового положения.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://wiseeconomist.ru/poleznoe/67261-restrukturizaciya-kreditorskoj-zadolzhennosti-umenshit-dolgi-otsutstvii-denezhnyx

Реструктуризация кредиторской задолженности
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here