Содержание и ремонт придомовой территории многоквартирного дома в 2020 году

Самая важная информация по теме: "Содержание и ремонт придомовой территории многоквартирного дома в 2020 году" с выводами от профессионалов. В случае возникновения вопросов и при необходимости актуализации данных вы можете обратиться к дежурному юристу.

Программа благоустройства дворовых территорий в 2018-2022 годах

Действительно хорошая новость – в действие вступает федеральная программа благоустройства дворовых территорий в период с 2018 по 2022 год. Это название имеет расширенное значение – новый облик приобретут не только дворы, но и площади, парки, скверы, набережные. Но основная часть денег предназначается для улучшения дворовых территорий.

Программа благоустройства дворовых территорий в 2018– 2022 годах

Сумму в 20 миллиардов рублей выделяет из своего бюджета федеральное правительство. Деньги будут распределены по регионам, их администрации должны будут продумать правильную схему дальнейшего использования этих средств.

Предметно выделенные деньги предназначены на благоустройство общественных мест. Разрешения обычных жителей на улучшение площадей и парков не требуется, так как права их нарушены в данном случае не будут. А вот обязательства после благоустройства придомовых территорий у жильцов возникнут. Эти места приобретут статус общедомового имущества. На собственников квартир возлагается обязанность платить за содержание дворов в надлежащем виде.

Распределение по регионам

В Российской Федерации имеется 85 регионов. Различаются они размерами территорий и численностью. Самым большим по количеству населения регионом считается город федерального значения Москва. Однако она – один из самых маленьких регионов по занимаемой площади. Противоположная ситуация в Якутии. Площадей, парков и дворов, видимо, все же больше в крупных населенных пунктах. Как видим, претворение программы в жизнь является непростой задачей уже на первом этапе.

Принятие муниципальных программ

Муниципальная программа по благоустройству дворовых территорий, начинающаяся с 2018 года, включает перечень адресов придомовых участков многоквартирных домов, нуждающихся в улучшении. Правительственное постановление РФ № 169 регламентирует, что утверждение должно быть произведено не позже 31 декабря 2017 года.

Какие населенные пункты могут участвовать в программе?

Приказом Минстроя РФ № 691-пр утверждены методические рекомендации, согласно которым в программе участвуют муниципальные образования с численностью населения, превышающей 1 000 человек.

Кто сейчас заботится о дворах

Согласно жилищному кодексу, земельный участок, на котором располагается дом, является общедомовым имуществом. Но для этого должна быть выполнена формальность – официальная передача. На деле эту процедуру большинство дворов не прошло. Поэтому они считаются муниципальной собственностью.

Каждый год выделяются деньги на поддержание порядка в них в соответствии с собственным вкусом и финансовыми возможностями. Опрос жильцов дома не производится и, соответственно, их пожелания не учитываются. Хозяевами жильцы дома себя не считают и особо бережно к имуществу не относятся.

Новые правила

В 2022 году после окончания программы будут введены новые правила. Благоустроенные и радующие глаз ухоженностью дворы начнут считать частью общедомового имущества. Что это означает, жильцам уже известно – они платят за содержание крыш, подвалов и подъездов. Так же придется платить и за поддержание порядка в своих дворах. Но за уже наведенный порядок!

Таким образом, государство сначала помогает немалыми деньгами за длительное время навести порядок во дворе, а затем эта обязанность переходит к владельцам квартир.

Дальнейшая судьба каждого двора зависит от волеизъявления жителей дома. Важно, чтобы они поняли: территорию двора включат в программу только в том случае, если ими будет проявлена инициатива. Решается это на общедомовом собрании, где жильцов ознакомят с перечнем минимальных работ, которые могут быть произведены в их дворе.

На собрании должно быть принято решение, какие именно улучшения следуют произвести. Если предполагаются дополнительные виды работ, надо узнать, готовы ли жильцы участвовать в этом материально и личным участием. На собрании выбирается человек, который в дальнейшем будет представлять интересы жильцов дома и следить за сохранностью приобретенных улучшений.

Примеры минимальных и дополнительных работ указаны в таблице.

Минимальные работы Дополнительные работы
Ремонт проездов Оборудование детских площадок
Комфортное освещение Оборудование спортивных площадок
Установка необходимого количества скамеек Организация парковки для автомобилей
Установка урн для мусора Иные виды работ

Если будет принято решение о проведении дополнительных работ, то следует выяснить количество людей, готовых в этом участвовать.

Участие может быть:

  1. Трудовое. Оно является безвозмездным и добровольным. Это участие в субботниках, строительных и покрасочных работах, установке урн и скамеек, озеленении, уборке территории.
  2. Финансовое. Под этим понимаются средства, собранные в виде единовременных выплат (размер должен быть не менее утвержденного в решении собрания), и привлечение спонсоров.

Организовывать собрания могут: правление ЖКХ, управляющая компания или инициативные жильцы. Для оповещения можно расклеить объявления с указанием повестки, разложить оповещения в почтовые ящики, позвать при личном общении. Все решения, принятые на собрании, фиксируются в протоколе.

На сайте муниципального управления можно узнать, какой конкретно двор включен в программу.

Что необходимо для включения придомовой территории в программу по благоустройству

Для того чтобы конкретный двор попал в программу, надо произвести следующие действия:

  1. Создать инициативную группу.
  2. Составить перечень желаемых изменений.
  3. Оформить схему двора с предполагаемыми улучшениями.
  4. Провести общее собрание жильцов, после которого будет оформлен протокол.
  5. Подать заявку на участие в программе в адрес муниципальных властей.

Если согласно кадастровому паспорту на придомовой территории расположено несколько домов, то в инициативной группе должны быть представители каждого из них.

На чертеже указываются уже существующие объекты и планируемые. Предполагаемые нововведения должны соответствовать муниципальной программе. К примеру, установка во дворе памятника может туда и не входить.

Положительное решение принимается, если за него проголосовало большинство из числа присутствующих на собрании. По итогам собрания составляется протокол.

Читайте так же:  Подать на алименты на родителей мужа

Затем в муниципалитет подают заявку на благоустройство. Созданная там общественная комиссия рассмотрит ее и организует общественное обсуждение. Муниципальная организация предоставит на рассмотрение дизайн-проект двора, который требует согласования с представителями, выбранными на общем собрании жильцов.

На основании дизайн-проекта муниципалитетом будет организован конкурсный отбор подрядчиков для проведения необходимых работ. Представители из инициативной группы проводят промежуточный контроль над ходом работ.

Дальнейшее содержание двора в порядке может осуществляться силами самих жителей или с привлечением сторонних организаций за дополнительную плату.

Участие в программе и совместное обсуждение деталей имеет дополнительный бонус – это сплочение людей, проживающих в одном доме.

Смотрите видео о программе благоустройства дворовых территорий:

Размер платежа за охрану для жителя МКД определяется исходя из площади его квартиры

lunamarina / Depositphotos.com

Плату за оказание услуг по охране МКД и придомовой территории необходимо рассчитывать для каждого собственника пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество МКД, то есть в зависимости от размера квартиры/помещения (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 6 августа 2019 г. № 309-ЭС19-12718).

На это указала ГЖИ, проверяя деятельность ТСЖ, – товарищество взимало фиксированный, одинаковый для всех, «поквартирный» сбор на охрану общедомового имущества и придомовой территории. Именно такой механизм оплаты был утвержден на общем собрании собственников МКД (далее – ОСС).

ГЖИ посчитала, что ОСС не вправе было устанавливать одинаковый размер сбора для всех, без учета площади их квартир, и предписало произвести перерасчет платы за охрану собственникам МКД пропорционально доле каждого из них в праве общей собственности на общее имущество.

ТСЖ попыталось оспорить предписание. По мнению товарищества, пропорциональными должны быть платежи за содержание и ремонт общества имущества МКД. А услуга по охране является дополнительной услугой, не относится к услуге технического содержания общедомового имущества, следовательно, оплата по ней может определяться иным образом.

Однако суды всех инстанций поддержали позицию жилищной инспекции:

ВС РФ отказал ТСЖ в пересмотре дела, повторив, что плата за оказание услуг по охране придомовой территории является составным элементом платы за содержание и ремонт жилого помещения и подлежит уплате собственниками помещений соразмерно своей доле в праве общей собственности на общее имущество в МКД.

Энциклопедия решений. Содержание придомовой территории многоквартирного дома

Содержание придомовой территории многоквартирного дома

Жилищным кодексом РФ придомовая территория отнесена к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме (далее — дом). Соответственно, на придомовую территорию устанавливается режим общей долевой собственности собственников помещений в доме (ст. 36 ЖК РФ).

Придомовую территорию следует рассматривать как территорию, прилегающую к жилым зданиям и находящуюся в общем пользовании проживающих в нем лиц, ограниченную по периметру жилыми зданиями, строениями, сооружениями или ограждениями (см. апелляционное определение СК по административным делам Самарского областного суда от 16.09.2016 по делу N 33а-11524/2016, письмо Роспотребнадзора от 07.12.2011).

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, пп. «е», «ж» п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее — Правила N 491) на придомовой территории размещаются элементы озеленения и благоустройства дома, а также иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки. Указанные объекты размещаются в границах земельного участка, на котором расположен дом.

Использование придомовой территории и элементов благоустройства является правом всех собственников (ст.ст. 36, 44 ЖК РФ). Принятие решений о пределах использования, в том числе введение ограничений пользования придомовой территорией, относится к компетенции общего собрания собственников (п. 2 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ). Если кто-либо из собственников не участвовал в общем собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы, он вправе в течение шести месяцев обжаловать это решение в судебном порядке. При этом срок для обжалования начинает исчисляться со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении (ч. 6 ст. 46 ЖК РФ).

Несение бремени расходов по содержанию придомовой территории возложено на собственников в виде платы за содержание общего имущества (ч. 1 ст. 39 ЖК РФ). При этом доля обязательных расходов собственника на содержание придомовой территории определяется его долей в праве общей собственности на общее имущество в доме (ч. 2 ст. 39 ЖК РФ). Эта доля пропорциональна размеру общей площади принадлежащего собственнику помещения (ч. 1 ст. 37 ЖК РФ).

Жилищное законодательство не ставит обязанность собственника по оплате расходов на содержание придомовой территории в зависимость от факта формирования земельного участка под домом и регистрации права на него (см. постановление ФАС Поволжского округа от 27.06.2013 N Ф06-4363/13, определение СК по гражданским делам Приморского краевого суда от 18.02.2015 по делу N 33-1276/2015). Как разъяснено в п. 67 постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 29.04.2010 N 10/22, если земельный участок под многоквартирным домом не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, собственники вправе владеть и пользоваться земельным участком под этим домом в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться ч. 1 ст. 36 ЖК РФ.

В соответствии с п. 11 Правил N 491, п.п. 24, 25 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290, содержание придомовой территории в зависимости от природно-климатических условий расположения дома включает в себя:

Читайте так же:  Список документов для оформления наследства на квартиру в 2020 году

1) уборку и санитарно-гигиеническую очистку, в том числе:

а) работы, выполняемые на придомовой территории в холодный период года:

— очистка крышек люков колодцев и пожарных гидрантов от снега и льда толщиной слоя свыше 5 см;

— сдвигание свежевыпавшего снега и очистка придомовой территории от снега и льда при наличии колейности свыше 5 см;

— очистка придомовой территории от снега наносного происхождения (или подметание такой территории, свободной от снежного покрова);

— очистка придомовой территории от наледи и льда;

— очистка от мусора урн, установленных возле подъездов, и их промывка;

— уборка крыльца и площадки перед входом в подъезд;

б) работы, выполняемые на придомовой территории в теплый период года:

— подметание и уборка;

— очистка от мусора и промывка урн, установленных возле подъездов;

— уборка и выкашивание газонов;

— прочистка ливневой канализации;

— уборка крыльца и площадки перед входом в подъезд, очистка металлической решетки и приямка;

2) содержание мест накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку контейнерных площадок;

3) содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства дома объектами, расположенными на придомовой территории;

4) текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого дома объектов, расположенных на придомовой территории.

Порядок уборки придомовой территории предусмотрен также п. 3.6. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда МДК 2-03.2003, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170.

Требования по содержанию придомовых территорий устанавливаются правилами благоустройства территорий, утверждаемых органами местного самоуправления муниципальных образований (п. 19 ч. 1 ст. 14, п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). В качестве примера можно привести Правила благоустройства территории муниципального образования «город Екатеринбург», утвержденные решением Екатеринбургской городской Думы от 26.06.2012 N 29/61, п.п. 93-100.1 которых установлен порядок содержания придомовых территорий.

Содержание придомовой территории осуществляется управляющей организацией в соответствии с договором управления домом. Управляющая организация отвечает перед собственниками за нарушение своих обязательств по надлежащему содержанию придомовой территории в соответствии с законодательством РФ и договором (п. 42 Правил N 491, см. также решение ВС РФ от 06.12.2011 N ГКПИ11-1629, постановление Тринадцатого ААС от 30.11.2016 N 13АП-26561/16).

Содержание и ремонт придомовой территории многоквартирного дома в 2020 году

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Апелляционное определение СК по гражданским делам Ульяновского областного суда от 01 октября 2013 г. по делу N 33-3428/2013 (ключевые темы: многоквартирный дом — жилой дом — общая долевая собственность — содержание и ремонт общего имущества — придомовая территория)

Апелляционное определение СК по гражданским делам Ульяновского областного суда от 01 октября 2013 г. по делу N 33-3428/2013

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Колобковой О.Б.

судей Гурьяновой О.В. и Маслюкова П.А.

при секретаре Павлове Н.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Тонеевой Е*** И*** на решение Засвияжского районного суда города Ульяновска от 05 июля 2013 года, по которому постановлено:

Видео (кликните для воспроизведения).

Исковые требования Тонеевой Е*** И*** к обществу с ограниченной ответственностью «Альфаком-Засвияжье» о возложении обязанности произвести перерасчет за уборку придомовой территории, защите прав потребителей оставить без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Гурьяновой О.В., пояснения Тонеевой Е.И. и её представителя Каменецкого В.И., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика Зининой Н.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

Тонеева Е.И. обратилась в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к обществу с ограниченной ответственностью «Альфаком-Засвияжье» о возложении обязанности произвести перерасчет за уборку придомовой территории, защите прав потребителей.

Требования мотивированы тем, что она является собственником трехкомнатной квартиры, расположенной по адресу: г.Ульяновск, ул. ***. Указанный жилой дом находится в управлении ООО «Альфаком-Засвияжье». Она своевременно оплачивает выставляемые счета за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома и коммунальные услуги.

В перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества дома входит уборка территории многоквартирного дома.

На основании письменного запроса ответчиком были предоставлены площадь убираемой им придомовой территории, а также перечень работ по содержанию и ремонту общего имущества дома с указанием периодичности услуги «уборка придомовой территории», и калькуляция стоимости данной услуги.

Земельный участок под многоквартирным жилым домом N *** не сформирован, в отношении него не проведен кадастровый учет.

Сравнив представленные ответчиком и филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ульяновской области планы территории, истцом было обнаружено завышение объемов убираемой ответчиком территории на 4647м2, что является навязыванием собственникам жилья дополнительных услуг и непосредственно влияет на стоимость уборки придомовой территории, поскольку данная территория не входит в состав общего имущества собственников многоквартирного жилого дома и, в соответствии с жилищным законодательством, не подлежит оплате собственниками и нанимателями жилья.

Просила суд обязать ООО «Альфаком -Засвияжье» произвести перерасчет по статье «уборка придомовой территории» за период с 01.06.2010 г . по 31.05.2013 г. с учетом фактически принадлежащей собственникам на праве общей долевой собственности площади земельного участка (площадь отмостки) на основании данных кадастрового учета; возместить расходы по оплате услуг представителя в размере 6000 руб.

Читайте так же:  Узнать кадастровую стоимость комнаты в коммунальной квартире в 2020 году

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований были привлечены : администрация города Ульяновска, администрация Засвияжского района г.Ульяновска, комитет архитектуры и градостроительства города Ульяновска, комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами города Ульяновска, ОАО «Завод «КПД-2».

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Тонеева Е.И., не соглашаясь с решением суда, просит его отменить как необоснованное, и принять новое решение. Жалоба мотивирована доводами, которые были предметом рассмотрения суда первой инстанции. Указывает, что суд не принял во внимание существующие нормативные акты для определения границ земельного участка придомовой территории многоквартирного жилого дома, а именно: Градостроительный кодекс РФ, Правила содержания общего имущества, Правила благоустройства территории муниципального образования «город Ульяновск».

Автор жалобы полагает, что поскольку у собственников жилья отсутствуют правовые основания для владения, пользования и распоряжения земельным участком на праве общей долевой собственности, взимание платы за содержание придомовой территории неправомерно.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В соответствии с п.4 ч.1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Согласно ч.1 ст.39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника ( ч.2 ст. 39 ЖК РФ)

Как установлено судом первой инстанции, Тонеева Е.И. является собственником квартиры N *** в доме N *** в г.Ульяновске, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.

Управление общим имуществом указанного многоквартирного дома осуществляет ООО «Альфаком — Засвияжье» на основании договора управления многоквартирным домом, заключенного на основании решения общего собрания собственников жилого дома от 01.05.2010г. Предметом договора управления является оказание услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обеспечение предоставления коммунальных услуг собственникам помещений в данном доме, а также лицам, проживающим в доме и пользующимся коммунальными услугами. В перечень работ, услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома входят работы по уборке и очистке придомовой территории.

Судом установлено, что ответчик производил начисление платы за содержание и ремонт жилого помещения, куда входит и плата за уборку придомовой территории, по тарифам, установленным решением общего собрания либо органом местного самоуправления. Размер тарифов сторонами в ходе судебного разбирательства не оспаривался.

Из материалов дела следует, что площадь убираемой территории при многоквартирном доме N *** в г. Ульяновске составляет 4 844 кв.м, из которой усовершенствованное покрытие 3 класса — 1303 кв.м, неусовершенствованное покрытие 1 класс — 196 кв.м, газон — 3 050 кв.м., отмостка — 197 кв.м, ступени и площадки перед подъездами — 98 кв.м. Площадь фактически убираемой территории истицей также не оспаривалась.

Доводы истицы сводились лишь к тому, что ответчик не вправе начислять плату за уборку придомовой территории в связи с тем, что земельный участок при доме не сформирован и не поставлен на кадастровый учет.

Анализируя нормы ст. 36 , 39 ЖК РФ, а также положения заключенного договора управления многоквартирным домом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок не может свидетельствовать об отсутствии в составе общего имущества многоквартирного дома земельного участка, на котором расположен дом.

В соответствии с положениями статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме и переходит к ним бесплатно на праве общей долевой собственности.

Собственники помещений в многоквартирном доме приобретают право общей долевой собственности на земельный участок, на котором расположен данный дом, с момента государственной регистрации права собственности на помещения.

В том случае, если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично — правового образования.

По смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом.

В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме.

Такое разъяснение правовых норм дано в пункте 67 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав».

Суд первой инстанции правильно указал, что собственники помещений в многоквартирном доме, земельный участок под которым не сформирован, фактически осуществляют владение и пользование несформированным земельным участком наравне с собственниками помещений в многоквартирном доме, земельный участок под которым сформирован. Сам по себе факт расположения дома на земельном участке уже предполагает, что собственники пользуются данным участком и, соответственно, должны содержать его в надлежащем состоянии. Отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок не свидетельствует об отсутствии в составе общего имущества многоквартирного дома земельного участка, на котором дом расположен, и о невыполнении ответчиком работ по уборке придомовой территории.

Читайте так же:  Претендующим на замещение указанной должности

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что отсутствие сформированного и прошедшего государственный кадастровый учет земельного участка под многоквартирным домом, в котором проживает истица, не влияет на определение её доли в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме и не позволяет ей не оплачивать уборку придомовой территории.

Учитывая указанные обстоятельства, а также отсутствие доказательств невыполнения ответчиком работ по уборке территории, суд первой инстанции правомерно отказал истице в удовлетворении заявленных ею требований о возврате денежных средств, оплаченных за работы по уборке придомовой территории.

Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом правильно. Доводам сторон, материалам дела судом дана надлежащая оценка. Выводы суда должным образом мотивированы. Нарушений норм материального и процессуального законодательства, влекущих отмену решения суда, не допущено.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность выводов суда, основаны на неверном толковании норм материального закона, направлены на переоценку выводов суда.

Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

Решение Засвияжского районного суда города Ульяновска от 05 июля 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Тонеевой Е*** И*** — без удовлетворения.

Придомовая территория многоквартирного дома

Многие граждане живут в многоэтажных домах, не имея полных сведений о собственных правах. Не все знают, какая площадь относится к дому. Владельцы квартир могут не только получить ее в совместное владение, но и использовать по собственному усмотрению. Какие преимущества дает придомовая территория многоквартирного дома?

Главное назначение

Это участок, который непосредственно прилегает к дому. Лица, проживающие в нем, не только могут им пользоваться, но и обязаны содержать с учетом законодательства и санитарных нормативов. Землю выделяют строительной компании на основе аренды еще на этапе строительства. Жильцы имеют возможность оформить собственность, а если ранее это не было сделано, приватизировать участок.

Территория является неотъемлемой частью многоквартирного дома. Она не может использоваться посторонними организациями без ведома жильцов или юридически отделяться от дома. В соответствии с п. 3 ст. 43 Градостроительного кодекса РФ, утверждается проект межевания территории. Владельцы нежилых помещений и квартир утверждают его. Расчет положенной территории осуществляется при помощи специальной формулы, подробно указанной в Приказе Минземстроя РФ № 59.

Кому принадлежит земельный участок, на котором располагается многоквартирный дом? Он находится в долевой собственности у владельцев недвижимости, включая жилые и нежилые помещения. Не допускается единоличное владение или отчуждение территории. Жильцы используют ее совместно, принимая решения путем голосования на общих собраниях.

Возможности собственников

Находящаяся в непосредственной близости от дома территория должна быть в общей собственности. Ранее этим вопросам жильцы практически не интересовались, из-за чего управляющая компания использовала землю по собственному усмотрению, получая внушительную прибыль от сдачи объектов в аренду.

У жильцов есть законные основания распоряжаться землей, включая передачу в аренду. Но решение должны принять владельцы квартир во время голосования на общем собрании. Средства распределяются между всеми, но могут направлять на содержание общих помещений.

Площадь и составные элементы

Территория закрепляется на кадастровом плане местности. Это подтверждается не только выпиской из ЕГРН, но и сведениями из реестра. Площадь определяется особенностями района расположения и решением муниципалитета при выделении места под застройку.

На участке находится не только дом. Здесь должны быть и другие сооружения, используемые для эксплуатации жильцами. Они поддерживаются в приемлемом состоянии. Земля становится долевой собственностью всех, кто имеет коммерческое помещение на первом этаже или квартиру. Она полагается тем, кто владеет долевой собственностью. Сумма налога определяется количеством владельцев и распределяется в равных пропорциях.

Границы и общий размер участка определяются по кадастровому паспорту. Сведения нужны управляющей компании для начисления оплаты по уборке и ремонту. Если расчеты не производились и право собственности не оформлялось, за состояние территории отвечает муниципалитет.

Необходимый размер надела определяется в зависимости от плотности застройки, этажности и дорог общего пользования. Используется специальная формула:

Sнорм – представляет норматив площади, определяемый с учетом особенностей постройки и потребностей жильцов;
Y – определяется по формуле в зависимости от земли, приходящейся на 1 кв. метр помещений;
Sk – площадь общего имущества и квартир.

Что включает придомовая территория?

Она является единой площадью, поэтому из нее нельзя выделять часть для отдельного собственника. Она включает следующее:

  • участок, где непосредственно находится постройка;
  • деревья, кустарники, цветочные клумбы;
  • детская и спортивная площадки;
  • пожарные проезды, тепловые пункты и транспортные подстанции;
  • коллективные автостоянки.

Объекты располагаются в пределах территории, определенной по кадастровому паспорту. Доверить управление можно следующим организациям:

  • некоммерческой организации, как ТСЖ;
  • управляющей компании.

Как установить границы?

В большинстве новостроек границы определяются до передачи собственникам, которые получают выписку из ЕГРН. В ней содержатся сведения о праве собственности на определенную нежилую недвижимость или квартиру с указанием размера доли.

В старых постройках не всегда определяется придомовая территория. Сначала устанавливают границ, для чего проводят общее собрание. Подготавливается проект межевания, который делится на следующие этапы:

  1. Выбирается ответственный за организацию определения границ. Выбранный представитель подаст заявку в установленные органы и подаст акт с другими документами в Росреестр.
  2. Прикладываются документы, подтверждающие основные характеристики дома. Указываются данные о том, были ли ранее проведены мероприятия по межеванию.
  3. Проводится процедура межевания специалистами для определения границ и площади с предоставлением акта.
  4. Оформляется собственность в равных долях, после чего каждый может получить выписку.
Читайте так же:  Что положено безработной беременной женщине от государства в 2020 году

Определение минимального и максимального размеров

Не устанавливаются строгие нормы по метражу и форме территории. Многоэтажные дома возводят в районах с разными особенностями и условиями, а также на различной площади. Застройщик не во всех случаях может подобрать участок, отвечающий требованиям будущих собственников.

Максимальная площадь варьируется. Она может ограничиваться только соседними постройками, входящими в межевой план и инфраструктуру дома. Законом не устанавливаются конкретные ограничения.

Жильцов часто интересует, каким образом увеличить площадь территории. Это возможно, обратившись к сотрудникам управляющей компании. Существует два способа реализации этой задумки:

  1. Аренда соседнего участка. С муниципалитетом заключается официальный договор аренды, за который необходимо вносить регулярные платежи.
  2. Выкуп участка. Жильцы станут полноправными владельцами и будут распоряжаться новой территорией по своему усмотрению.

Особенности использования участка перед домом

Нельзя полностью ограничивать доступ к территории вокруг дома. Он нужен для проезда скорой помощи, пожарной и аварийной службы, проведения инженерных коммуникаций. Но они могут устанавливать ограждения с передачей информации о доступе на объект для соответствующих служб. Также допускается оборудование платной стоянки и установка рекламных щитов.

Средства, вырученные за коммерческие услуги, направляют на частичную оплату коммунальных платежей, благоустройство или своевременный ремонт общих мест. На собрании владельцы решают следующие вопросы:

  • установка спортивных и детских площадок;
  • высадка деревьев, цветов и кустарников;
  • установка ограждений;
  • обустройство парковочных мест, в том числе с навесами.

Полученная прибыль может распределяться только коллективно. Для этого требуется решение, принимаемое на общем собрании со сбором подписей. Важно, чтобы в голосовании участвовало не меньше половины лиц, проживающих в доме. Если после установки ограждений нарушаются права жильцов соседних домов, они могут обратиться в администрацию или суд. В результате соседи получают право свободно перемещаться по участку.

Оформление собственности: преимущества и недостатки

Не все жильцы стремятся к оформлению собственности на землю. Это лишает их некоторых возможностей, которые дает официальный документ. Существуют следующие преимущества для собственников:

  1. Защита от возведения жилых домов, магазинов и автозаправок. Если участок является муниципальной собственностью, ее выделяют под любые законные цели.
  2. Извлечение прибыли от коммерческой деятельности. Средства направляют на цели, определенные на собрании жильцов.
  3. За приватизацию не устанавливается оплата.
  4. Возможность огородить территорию. Это обеспечит безопасность от нахождения посторонних лиц и автомобилей лиц, проживающих в других домах.

Собственники предоставляют разрешение на установку магазина или платной парковки. Если рядом находится офисный центр или предприятия, можно получать регулярную прибыль. Собственники могут взимать арендную плату с супермаркетов, салонов красоты и любых коммерческих заведений, размещающихся на первом этаже дома.

Обязанности содержания

При грамотном руководстве домом и территорией можно значительно сократить расходы и повысить комфортабельность для жизни. В любом населенном пункте действует целый комплекс правил, который владельцы могут установить самостоятельно. Главное, чтобы они не противоречили действующим законодательным нормам.

Работы складываются из следующего:

  1. Ограждение территории и объектов. Важно учитывать интересы ближайших домов, если они вынуждены ходить через территорию. Требуется разрешение от пожарной службы, станции скорой помощи и других инстанций, так как им необходим проезд в любое время.
  2. Уборка общих помещений и территории перед домом. Мусор и снег должны убираться регулярно с тротуаров, подъездных дорог. Жильцы могут нанять специальную службу или передать территорию для обслуживания в управляющую компанию.
  3. Посадка и обработка озеленения. Необходимо сформировать газоны, высаживать цветы и деревья. Важно не запускать их, так как на жильцах лежит ответственность за привлекательный внешний вид.
  4. Организация вывоза мусора, включая обустройство мест для расположения мусорных баков и контейнеров.

Если использование территории ограничивается?

Если жильцам не предоставляют доступ к пользованию участком по назначению, у них есть возможность обратиться в судебный орган для восстановления прав. Такое часто происходит по вине управляющей компании, которая может использовать участок для извлечения прибыли и иных целей.

Собственникам важно установить факт правонарушений, для чего подойдут видео и фото доказательства. Требуется план застройщика, технический план и кадастровый паспорт. По ним определяют точное расположение и границы территории.

После этого составляется коллективный иск, который должны подписать все, кто согласен на судебное разбирательство. Суд рассматривает заявление тщательно, если оно подписано большинством жильцов. Если выявляется факт нарушения, назначается заседание. Истцы могут взыскать с ответчика сумму материального и морального вреда, недополученную выгоду от использования территории. Дополнительно начисляется штраф, который составляет до половины стоимости причиненного вреда.

О случившемся уведомляется городская жилищная инспекция, которая устанавливает дополнительный штраф на нарушителей. Она проводит регулярные проверки управляющих компаний, чтобы предотвратить подобные нарушения в будущем. При выявлении случаев незаконного использования земли у собственников есть возможность обратиться с заявлением в жилищную инспекцию самостоятельно.

Таким образом, собственники используют придомовую территорию в законных целях, включая аренду и организацию парковочных мест. Но они имеют и обязанности по озеленению, поддержанию чистоты и благоустройству территории.

Видео (кликните для воспроизведения).

Если у Вас остались вопросы, Вы можете их задать бесплатно юристам компании в форме, представленной ниже. Ответ компетентного специалиста поможет вам принять верное решение.

Содержание и ремонт придомовой территории многоквартирного дома в 2020 году
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here