Содержание придомовой территории многоквартирного дома что входит в 2020 году

Самая важная информация по теме: "Содержание придомовой территории многоквартирного дома что входит в 2020 году" с выводами от профессионалов. В случае возникновения вопросов и при необходимости актуализации данных вы можете обратиться к дежурному юристу.

Оформление придомовой территории по новым рекомендациям Минстроя

Достаточно часто в управляющую организацию обращаются собственники помещений МКД с вопросами установки шлагбаумов, благоустройства детской площадки и малых архитектурных форм. В таких случаях остро встает вопрос об установления границ придомовой территории.

Как правило, при строительстве нового многоквартирного дома, застройщик заключает с органами местного самоуправления договор аренды земельного участка для строительства МКД.

В пункте 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды» даны разъяснения о том, что согласно части 1 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» и части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества. В силу названных норм с момента регистрации права собственности первого лица на любое из помещений в многоквартирном доме соответствующий земельный участок поступает в долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, а договор аренды этого участка прекращается на основании статьи 413 ГК РФ независимо от того, в частной или в публичной собственности находился переданный в аренду земельный участок.

При этом не редко возникают ситуации, что участок под МКД, построенном 10-20 или даже 30 лет назад не сформирован.

Как следует из Постановления Президиума ВАС РФ от 19.02.2013 № 12736/12 по делу № А40-80260/11-9-692, переход земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме связан с завершением процесса формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета. Если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования.

В соответствии с ч.3 ст.16 в Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, любой собственник помещения в многоквартирном доме вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

В случае формирования земельного участка, он становится общедомовым имуществом собственников помещений МКД. Это значит, что собственники помещений по решению общего собрания вправе распоряжаться этим земельным участком (поставить забор или шлагбаум, организовать парковку, установить детскую площадку, сдать часть участка в аренду, расположить клумбы и иные малые архитектурные формы в границах земельного участка.

Согласно ч.5 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее – Закон 189-ФЗ) со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

07 марта 2019 г. был издан Приказ Минстроя РФ «Об утверждении методических рекомендаций по проведению работ по формированию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома».

Вышеназванным приказом Минстрой рекомендовал органам государственной власти и органам местного самоуправления целях формирования земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома,провести следующие мероприятия:

подготовить и утвердить проект межевания территории, в соответствии с которым определяются границы земельного участка (земельных участков), на котором (на которых) расположен (расположены) многоквартирный дом (многоквартирные дома);

провести работы по подготовке документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета образуемого земельного участка (образуемых земельных участков) (далее — кадастровые работы);

представить в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти (его территориальный орган), осуществляющий государственный кадастровый учет, государственную регистрацию прав (далее — орган регистрации прав) документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета образуемого земельного участка (образуемых земельных участков).

Под каждым многоквартирным домом рекомендуется образовывать отдельный земельный участок. Его рекомендуется определять таким образом, чтобы не нарушить права и законные интересы неограниченного круга лиц, правообладателей иных земельных участков, собственников помещений в данном многоквартирном доме и других многоквартирных домах.

Границы образуемого земельного участка рекомендуется определять таким образом, чтобы все объекты, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, были расположены в границах образуемого земельного участка.

При образовании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, рекомендуется рассматривать объекты, принадлежащие собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности. В границы такого земельного участка целесообразно включать земли и земельные участки, на которых расположены трансформаторные подстанции, тепловые пункты, объекты инженерной инфраструктуры, в том числе сети инженерно-технического обеспечения, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, площадки для сушки белья, площадки для отдыха, площадки для размещения контейнеров для сбора твердых коммунальных отходов, предназначенные для обслуживания многоквартирного дома.

Земельные участки рекомендовано образовывать с учетом будущего градостроительного развития территорий на основании проекта межевания и (или) проекта планировки территории.

Уполномоченным органам рекомендуется образовывать земельные участки под многоквартирными домами по собственной инициативе или в связи с поступлением заявления любого собственника помещения в многоквартирном доме об образовании земельного участка, занятого таким домом.

В целях обеспечения реализации графика выполнения мероприятий по образованию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, уполномоченным органам рекомендуется предусматривать в соответствующих бюджетах бюджетной системы Российской Федерации средства на его реализацию.

Конечно, рекомендации Минстроя — это всего лишь рекомендации, но их текст нужно выдать рьяным собственникам, жаждующим определиться с границами придомовой территории абсолютно бесплатно. Возможно, этот вопрос в период весеннего обострения переключит внимание особо активных жителей с управляющей организации на органы местного самоуправления.

Читайте так же:  Получить копию свидетельства о регистрации права собственности в 2020 году

Компания «Бурмистр.ру» продолжает прием заявок на V Слет по управлению МКД. Вся необходимая информация и заявку тут .

Обсудить статью и задать вопросы можно на нашем форуме или же воспользуйтесь формой ниже.

Рассылка новостей ЖКХ

а также наших статей

Спасибо, вы успешно подписались на рассылку!

Мы получили Вашу заявку, скоро наши менеджеры свяжутся с Вами. Спасибо!

Мы получили Вашу заявку, скоро наши менеджеры свяжутся с Вами. Спасибо!

Спасибо, мы скоро свяжемся с Вами!

Мы получили Вашу заявку, скоро наши менеджеры свяжутся с Вами. Спасибо!

Мы получили Вашу заявку, скоро наши менеджеры свяжутся с Вами. Спасибо!

Статья 14.1.3. Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии

Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

2.Управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны раскрывать следующие виды информации:

а) общая информация об управляющей организации, товариществе и кооперативе, в том числе об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности (включая сведения о годовой бухгалтерской отчетности, бухгалтерский баланс и приложения к нему, сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), а также сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), сметы доходов и расходов товарищества или кооператива, отчет о выполнении смет доходов и расходов товарищества или кооператива);

б) перечень многоквартирных домов, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, с указанием адреса и основания управления по каждому многоквартирному дому, перечень многоквартирных домов, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в предыдущем году, с указанием адресов этих домов и оснований расторжения договоров управления, перечень многоквартирных домов, собственники помещений в которых в предыдущем году на общем собрании приняли решение о прекращении их объединения в товарищества для совместного управления общим имуществом в многоквартирных домах, а также перечень многоквартирных домов, в которых членами кооперативов в предыдущем году на их общем собрании приняты решения о преобразовании кооперативов в товарищества;

в) общая информация о многоквартирных домах, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, в том числе характеристика многоквартирного дома (включая адрес многоквартирного дома, год постройки, этажность, количество квартир, площадь жилых и нежилых помещений и помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, уровень благоустройства, серия и тип постройки, кадастровый номер (при его наличии), площадь земельного участка, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, конструктивные и технические параметры многоквартирного дома), а также информация о системах инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме;

г) информация о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и иных услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, в том числе сведения о стоимости указанных работ (услуг) и иных услуг;

д) информация об оказываемых коммунальных услугах, в том числе сведения о поставщиках коммунальных ресурсов, установленных ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, нормативах потребления коммунальных услуг (нормативах накопления твердых коммунальных отходов);

е) информация об использовании общего имущества в многоквартирном доме;

ж) информация о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме. Эти сведения раскрываются управляющей организацией по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме на основании договора управления в случаях, когда управляющей организации поручена организация проведения капитального ремонта этого дома, а также товариществом и кооперативом, за исключением случаев формирования собственниками помещений в многоквартирном доме фонда капитального ремонта на счете специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (региональный оператор);

з) информация о проведенных общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме, результатах (решениях) таких собраний;

и) отчет об исполнении управляющей организацией договора управления, отчет об исполнении смет доходов и расходов товарищества, кооператива за год;

к) информация о случаях привлечения управляющей организации, товарищества и кооператива, должностного лица управляющей организации, товарищества и кооператива к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирным домом с приложением копий документов о применении мер административного воздействия, а также сведения о мерах, принятых для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций.

Статья 5.62. Дискриминация

3.Дискриминация, то есть нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, — влечет наложение административного штрафа на на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Программа благоустройства дворовых территорий в 2018-2022 годах

Действительно хорошая новость – в действие вступает федеральная программа благоустройства дворовых территорий в период с 2018 по 2022 год. Это название имеет расширенное значение – новый облик приобретут не только дворы, но и площади, парки, скверы, набережные. Но основная часть денег предназначается для улучшения дворовых территорий.

Программа благоустройства дворовых территорий в 2018– 2022 годах

Сумму в 20 миллиардов рублей выделяет из своего бюджета федеральное правительство. Деньги будут распределены по регионам, их администрации должны будут продумать правильную схему дальнейшего использования этих средств.

Предметно выделенные деньги предназначены на благоустройство общественных мест. Разрешения обычных жителей на улучшение площадей и парков не требуется, так как права их нарушены в данном случае не будут. А вот обязательства после благоустройства придомовых территорий у жильцов возникнут. Эти места приобретут статус общедомового имущества. На собственников квартир возлагается обязанность платить за содержание дворов в надлежащем виде.

Читайте так же:  Запись об увольнении внутреннего совместительства

Распределение по регионам

В Российской Федерации имеется 85 регионов. Различаются они размерами территорий и численностью. Самым большим по количеству населения регионом считается город федерального значения Москва. Однако она – один из самых маленьких регионов по занимаемой площади. Противоположная ситуация в Якутии. Площадей, парков и дворов, видимо, все же больше в крупных населенных пунктах. Как видим, претворение программы в жизнь является непростой задачей уже на первом этапе.

Принятие муниципальных программ

Муниципальная программа по благоустройству дворовых территорий, начинающаяся с 2018 года, включает перечень адресов придомовых участков многоквартирных домов, нуждающихся в улучшении. Правительственное постановление РФ № 169 регламентирует, что утверждение должно быть произведено не позже 31 декабря 2017 года.

Какие населенные пункты могут участвовать в программе?

Приказом Минстроя РФ № 691-пр утверждены методические рекомендации, согласно которым в программе участвуют муниципальные образования с численностью населения, превышающей 1 000 человек.

Кто сейчас заботится о дворах

Согласно жилищному кодексу, земельный участок, на котором располагается дом, является общедомовым имуществом. Но для этого должна быть выполнена формальность – официальная передача. На деле эту процедуру большинство дворов не прошло. Поэтому они считаются муниципальной собственностью.

Каждый год выделяются деньги на поддержание порядка в них в соответствии с собственным вкусом и финансовыми возможностями. Опрос жильцов дома не производится и, соответственно, их пожелания не учитываются. Хозяевами жильцы дома себя не считают и особо бережно к имуществу не относятся.

Новые правила

В 2022 году после окончания программы будут введены новые правила. Благоустроенные и радующие глаз ухоженностью дворы начнут считать частью общедомового имущества. Что это означает, жильцам уже известно – они платят за содержание крыш, подвалов и подъездов. Так же придется платить и за поддержание порядка в своих дворах. Но за уже наведенный порядок!

Таким образом, государство сначала помогает немалыми деньгами за длительное время навести порядок во дворе, а затем эта обязанность переходит к владельцам квартир.

Дальнейшая судьба каждого двора зависит от волеизъявления жителей дома. Важно, чтобы они поняли: территорию двора включат в программу только в том случае, если ими будет проявлена инициатива. Решается это на общедомовом собрании, где жильцов ознакомят с перечнем минимальных работ, которые могут быть произведены в их дворе.

На собрании должно быть принято решение, какие именно улучшения следуют произвести. Если предполагаются дополнительные виды работ, надо узнать, готовы ли жильцы участвовать в этом материально и личным участием. На собрании выбирается человек, который в дальнейшем будет представлять интересы жильцов дома и следить за сохранностью приобретенных улучшений.

Примеры минимальных и дополнительных работ указаны в таблице.

Минимальные работы Дополнительные работы
Ремонт проездов Оборудование детских площадок
Комфортное освещение Оборудование спортивных площадок
Установка необходимого количества скамеек Организация парковки для автомобилей
Установка урн для мусора Иные виды работ

Если будет принято решение о проведении дополнительных работ, то следует выяснить количество людей, готовых в этом участвовать.

Участие может быть:

  1. Трудовое. Оно является безвозмездным и добровольным. Это участие в субботниках, строительных и покрасочных работах, установке урн и скамеек, озеленении, уборке территории.
  2. Финансовое. Под этим понимаются средства, собранные в виде единовременных выплат (размер должен быть не менее утвержденного в решении собрания), и привлечение спонсоров.

Организовывать собрания могут: правление ЖКХ, управляющая компания или инициативные жильцы. Для оповещения можно расклеить объявления с указанием повестки, разложить оповещения в почтовые ящики, позвать при личном общении. Все решения, принятые на собрании, фиксируются в протоколе.

На сайте муниципального управления можно узнать, какой конкретно двор включен в программу.

Что необходимо для включения придомовой территории в программу по благоустройству

Для того чтобы конкретный двор попал в программу, надо произвести следующие действия:

  1. Создать инициативную группу.
  2. Составить перечень желаемых изменений.
  3. Оформить схему двора с предполагаемыми улучшениями.
  4. Провести общее собрание жильцов, после которого будет оформлен протокол.
  5. Подать заявку на участие в программе в адрес муниципальных властей.

Если согласно кадастровому паспорту на придомовой территории расположено несколько домов, то в инициативной группе должны быть представители каждого из них.

На чертеже указываются уже существующие объекты и планируемые. Предполагаемые нововведения должны соответствовать муниципальной программе. К примеру, установка во дворе памятника может туда и не входить.

Положительное решение принимается, если за него проголосовало большинство из числа присутствующих на собрании. По итогам собрания составляется протокол.

Затем в муниципалитет подают заявку на благоустройство. Созданная там общественная комиссия рассмотрит ее и организует общественное обсуждение. Муниципальная организация предоставит на рассмотрение дизайн-проект двора, который требует согласования с представителями, выбранными на общем собрании жильцов.

На основании дизайн-проекта муниципалитетом будет организован конкурсный отбор подрядчиков для проведения необходимых работ. Представители из инициативной группы проводят промежуточный контроль над ходом работ.

Видео (кликните для воспроизведения).

Дальнейшее содержание двора в порядке может осуществляться силами самих жителей или с привлечением сторонних организаций за дополнительную плату.

Участие в программе и совместное обсуждение деталей имеет дополнительный бонус – это сплочение людей, проживающих в одном доме.

Смотрите видео о программе благоустройства дворовых территорий:

Что входит в состав придомовой территории и кто должен платить за ее содержание

В соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме (Постановление Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491), в состав общего имущества включается земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства, а также иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая:

  • трансформаторные подстанции,
  • тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома,
  • коллективные автостоянки, гаражи,
  • детские и спортивные площадки.

Следовательно, придомовая территория входит в состав общего имущества и платить за ее содержание, и в том числе за ее благоустройство, должны собственники жилья. Придомовая территория является принадлежностью многоквартирного дома, ее эксплуатация и содержание осуществляется вместе с самим домом, из одного источника.

Читайте так же:  Справка из психоневрологического диспансера центральный в 2020 году

Согласно ч.1 ст.158 Жилищного кодекса РФ, собственник помещения в многоквартирном доме обязан участвовать в расходах на содержание общего имущества соразмерно своей доле в праве общей собственности. Доля в праве общей собственности, в свою очередь, пропорциональна общей площади помещения, принадлежащего лицу на праве собственности (ст.15 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ). Получается, что чем больше площадь квартиры, тем больше ее собственнику придется платить за содержание придомовой территории и иного общего имущества.

Как же определяются границы придомовой территории?

Федеральный закон «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» предусматривает, что для перехода в общую долевую собственность земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимости и придомовая территория, должен пройти процедуру формирования земельного участка и постановки на государственный кадастровый учет. Для этого лицо, уполномоченное общим собранием собственников помещений, должно обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с соответствующим заявлением. В свою очередь органы государственной власти обязаны рассмотреть такое заявление и произвести необходимые действия по формированию земельного участка и его постановке на государственный кадастровый учет. Только после формирования земельного участка и постановки его на государственный кадастровый учет земельный участок перейдет бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Санитарное содержание является составной частью единого комплекса работ по содержанию и ремонту жилищного фонда.

Благоустройство — комплекс проводимых на территории мероприятий, направленных на повышение эксплуатационных и эстетических характеристик территорий и предусматривающих один из следующих видов работ (или их комплекс):

  • архитектурно-планировочную организацию территории;
  • озеленение; устройство архитектурного освещения, поливочного водопровода;
  • размещение малых архитектурных форм, объектов городского дизайна, рекламы, визуальной коммуникации и информации, произведений монументально-декоративного искусства.

Управляющая организация на платной основе оказывает услуги по содержанию общего имущества многоквартирных домов и несет полную ответственность за предоставление услуг ненадлежащего качества при выборе способа управления многоквартирным домом путем заключения договора с управляющей организацией.

В свою очередь собственники помещений в соответствии с условиями договора вправе проверять объемы, качество и периодичность оказания услуг и выполнения работ, требовать от ответственных лиц устранения выявленных дефектов и проверять полноту и своевременность их устранения.

В услуги по санитарному содержанию помещений и придомовых территорий, а также благоустройству входят:

  • уборка мест общего пользования;
  • уборка придомовых территорий;
  • уборка подземных паркингов;
  • дезинфекция, дезинсекция, дератизация помещений;
  • вывоз мусора, снега;
  • устройство, стрижка газонов;
  • посадка цветов, уход в летний период;
  • изготовление металлических ограждений для территории дворов;
  • изготовление детских горок и песочниц;
  • установка и ремонт летних площадок;
  • очистка и покраска облицовки фасада, ворот, решеток, скамеек;
  • Уборка придомовой территории.

Неудовлетворительное санитарное состояние придомовых территорий в настоящее время продолжает оставаться серьезной проблемой ЖКХ. Специалистами служб Роспотребнадзора в ходе проведения мероприятий по контролю в отношении субъектов, занимающихся оказанием услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства, постоянно выявляются типичные нарушения. К примеру, такие, как несвоевременная или выполненная ненадлежащим образом уборка земельного участка, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также несвоевременный сбор и вывоз твердых бытовых отходов.

При оказании услуг и выполнения работ ненадлежащего качества управляющая организация обязана снизить размер платы в соответствии с Правилами изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность. Заявление об изменении размера оплаты может быть направлено собственником в письменной форме или сделано устно в течение 6 месяцев после соответствующего нарушения и подлежит обязательной регистрации.

Основанием для уменьшения размера оплаты за содержание общего имущества является акт, составленный между собственником и управляющей компанией, в котором отражены факты оказания услуг ненадлежащего качества.

Придомовая территория многоквартирного дома

В понимании большинства будущих жильцов и новоселов, прилегающий к дому земельный участок – это дополнительная статья расходов в квитанции по квартплате. Однако, при грамотном подходе, придомовая территория многоквартирного дома может стать неплохим источником дохода. Вопрос в том, что нужно для этого сделать?

При покупке квартиры в новом доме или комплексе, мы становимся ее полноправными собственниками, но не задумываемся о том, кто является хозяином придомового участка. По логике, собственниками являются жильцы: ведь именно для их комфорта и отдыха здесь разбиты аккуратные скверики, установлены скамейки, спортивные и детские площадки и т. п. На практике этой территорией пользуются все кому не лень. И вот, на месте детской площадки появится какой-нибудь магазин, а в парковой зоне – очередная новостройка.

Так являются ли жильцы полновластными собственниками придомовой территории?

Что понимается под словами придомовая территория?

В градостроительном и землеустроительном кодексах под определением “придомовая территория многоквартирного дома” имеется в виду земельный участок вокруг дома, определенный и закрепленный за этим домом в нормативной документации. Помимо дома на участке могут находиться нежилые постройки и сооружения, относящиеся к дому (комплексу), имеющие эксплуатационно-техническое назначение.

Данная территория является совместной собственностью жильцов и на них возлагается ответственность за ее состояние. В собственность передается бесплатно, но при этом облагается налогом, размер которого распределяется пропорционально, в зависимости от количества квартир в доме.

Основные нормативы придомовой территории многоквартирного дома (границы, площадь и т.п.) указываются в кадастровом паспорте и на их основании управляющая компания рассчитывает сумму расходов на его содержание. Если участок не оформлен, то уборка придомовой территории возлагается на муниципалитет. Если земельный участок не учтен в кадастре, то главным документом является его техпаспорт.

Состав и размеры придомовой территории

Касаемо того, сколько метров может занимать придомовая территория многоквартирного дома, ее размеры определяют исходя из этажности дома, плотности застройки вокруг него и наличия дорог общего назначения.

Минимальная площадь участка приравнивается площади самого жилого здания. По факту на площадь прилегающей территории влияет:

  • расположение дома и “вспомогательных” объектов относительно друг друга,
  • выделенная застройщику территория
  • и другие факторы.

В соответствии с Правилами содержания общего имущества многоквартирного дома (№ 491 ─ 13.08.2006) в состав придомовой территории входит:

  • элементы благоустройства и озеленения
  • земельный участок под домом;
  • места для сушки белья;
  • места для парковки;
  • спортивные и детские площадки;
  • пожарные подъезды к дому;
  • трансформаторные и тепловые подстанции;
  • прочие объекты, используемые для обеспечения и эксплуатации дома.
Читайте так же:  Что спрашивают при оформлении кредита

Все это должно находится на единой территории, площадь которой указана в кадастровом паспорте. Нельзя продать или выделить какую-либо часть придомового участка в распоряжение отдельной квартиры или подъезда.

Управление придомовой территорией жильцы могут возложить на:

  • ТСЖ,
  • управляющую организацию,
  • домовой комитет (т.е. управлять самостоятельно).

Что касается того, как можно использовать придомовой земельный участок, то:

  • придомовую территорию можно использовать для обустройства зеленых зон отдыха, игровых спортивных площадок, парковок;
  • нельзя ограничивать доступ к придомовому участку или препятствовать техслужбам в обустройстве или ремонте коммуникаций;
  • разрешается сдавать часть участка в аренду, под рекламу рекламные щиты или организовать платную парковку.

Доход от коммерческого использования должен идти на общедомовые нужды: ремонт подъездов или дома, частичную оплату ЖКХ и т. д. Вопрос ограждения и распределения прибыли должен обсуждаться коллективно, на общем собрании жильцов (голосование среди как минимум 50% жильцов дома). Если установленное ограждение ущемляет права жильцов соседних домов, суд может наложить на придомовую территорию сервитут.

Достоинства и недостатки оформления придомовой территории в собственность

Придомовая территория не всегда находится в собственности у жителей дома. Плюсы и минусы приватизации приведены ниже.

Преимущества оформления в собственность:

  • бесплатная процедура передачи в собственность (приватизация);
  • двор дома защищен от незаконного строительства;
  • возможность использовать по своему усмотрению, получать доход с участка (сдача в аренду под парковку, киоск, магазин, салон красоты и т.д.) и распределять его на ремонт и благоустройство;

Недостатки оформления участка в собственность:

  • обязательная плата налога на землю;
  • возможность устанавливать только спортивные и игровые площадки, гаражи – только для льготников (участников ВОВ и инвалидов);
  • расходы на содержание и ремонт участка, проездов и дорог ложатся на плечи жильцов дома Согласно ст. 158 ЖК РФ после приватизации придомовая территория становится собственностью дома, т. е. содержание и эксплуатация производится за счет владельцев жилого помещения. Теперь каждый жилец обязан участвовать в решении вопросов управления и брать на себя часть расходов на содержание, исходя из размера площади своей квартиры. Таким образом – чем больше ваша квартира, тем больше вы платите за содержание придомовой территории.

Правила уборки придомовой территории МКД

Придомовым признается пространство, закрепленное за отдельным зданием (МКД) либо нескольким домами. Его границы устанавливаются на основании сведений кадастрового учета. Во дворе могут располагаться различные подстанции, гаражи, места для автотранспортных средств, скверы, мусоросборники и прочие объекты. Дворовая площадь предназначена для общественного пользования, поэтому за ее чистотой следят не отдельные граждане, а привлеченные со стороны организации. Придомовая территория обслуживается совместно с многоквартирным домом, так как является его неотделимой частью.

Нормативная база

Существует несколько государственных актов, регламентирующих условия эксплуатации и правила уборки придомового пространства:

Внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам: +7 (499) 938-41-00 Москва; +7 (812) 467-41-55 Санкт-Петербург; +7 (800) 350-84-13 доб.480 Бесплатный звонок для всей России.

В зависимости от региона перечень может быть расширен дополнительными документами.

Кому принадлежит придомовая территория МКД?

Земля, располагающаяся вокруг МКД – это часть единого имущественного фонда, поэтому она принадлежит:

  • участникам кондоминиума/ТСЖ (при наличии);
  • управляющей организации (ЖКХ);
  • всем гражданам, владеющим жильем в данном МКД.

ВАЖНО

Ни один из владельцев не может подарить, продать, сдать внаем свою долю придомовой земли, так как она относится к общедолевому имуществу (Постановление Правительства РФ № 491)

Как определить придомовую территорию для уборки?

Границы, прилегающей к сооружению земли, определяются еще на первоначальных этапах строительства, поэтому площадь участка вокруг МКД для уборки, можно узнать:

  • из кадастровой документации;
  • из сведений Государственного Реестра.

Дополнительная информация

Если жилое строение не прошло кадастровую регистрацию, то следует обратиться в местные муниципальные органы для установления размеров придомовой территории многоквартирного дома для уборки.

Согласно Постановлению Правительства № 491 «О правилах содержания, управления, уборки общего имущества в МКД» в придомовое пространство входят следующие объекты:

  • элементы озеленения (клумбы, кустарники и другие насаждения);
  • различные предметы благоустройства (лавочки, беседки и пр.);
  • игровые/спортивные комплексы;
  • оборудование для сушки белья;
  • места/помещения для автомобилей;
  • площадки для выгула животных;
  • обслуживающие подстанции;
  • пожарные проезды;
  • тротуары, пешеходные дороги, аллеи;
  • уличное освещение и другие элементы;
  • площадки, предназначенные для мусоросборников.

Что такое необязательные дополнительные услуги в договоре уборки?

Стандартный перечень работ по уборке дворовой территории МКД может быть дополнен необязательными услугами (только с одобрения владельцев жилья):

  • озеленение/высадка новых кустарников и других насаждений;
  • благоустройство участка;
  • декорирование/улучшение ландшафтного дизайна;
  • возведение архитектурных построек и пр.

Кто оплачивает уборочные работы придомовой территории МКД?

Согласно действующим правовым нормам каждый владелец жилого помещения (потребитель) обязан нести часть расходов на содержание многоквартирного дома, включая уборку дворового участка (ст. 158 ЖК). Тарифы за обслуживание/уборку прилегающей к МКД земли, рассчитываются с учетом общей жилой площади, занимаемой гражданином (собственником). Все начисления отражаются в отдельной графе платежных квитанций, предоставляемых коммунальными службами.

Если жильцов не устраивает качество предоставляемых услуг, то следует направить претензию (заявление) в обслуживающую организацию, которой необходимо будет улучшить качество оказываемых работ, либо понизить тарифы.

Нормы уборки придомовой территории

Жилищно-коммунальные объединения при оказании услуг по обслуживанию дворовой территории МКД, придерживаются установленных общих нормативов (МДК 2-04.2004). Перечень выполняемых ими работ может меняться с учетом текущего времени года (лето/зима/весна).

В летний период УК/ТСЖ обязаны соблюдать следующие правила уборки придомовой территории многоквартирного дома:

  • ежедневное подметание, полив (при температуре выше 30 °C) дворовой территории (тротуаров, дорожек, подъездных путей);
  • сбор различного мусора (пакетов, бутылок, окурков и пр.) с детских/спортивных и других площадок;
  • подстригание/полив клумб, кустарников, деревьев, газона;
  • завоз песка на игровые площадки для детей (песочницы);
  • покраску ограждающих конструкций, лавочек, качелей, турников и других сооружений;
  • побелку деревьев, бордюров (при необходимости);
  • регулярную чистку мусоросборников от отходов, а также подметание площадок под ними.
Читайте так же:  Оборачиваемость средств в дебиторской задолженности

В зимнее время в обязанности управляющих организаций входит:

  • очищение дорожек, тротуаров, подъездных путей от наледи, снежного покрова (вручную или с применением спецтехники);
  • рыхление снега в местах высадки зеленых насаждений, а также на газонах;
  • посыпание тротуарных/пешеходных дорожек, входных объектов (площадок возле подъездов, включая лестницы) смесью речного песка и соли;
  • сбивание сосулек с крыш, наледи с водосточных труб и канализационных люков;
  • очистка урн/мусоросборников;
  • сбор мусора с развлекательных комплексов;
  • очищение входа в подвальное помещение от снега.

ВАЖНО

При сильных снегопадах очищение придомовой площади от снежного покрова проводится два раза в сутки.

Весной коммунальные службы, помимо основных работ, обязаны проводить:

  • очищение/промывку стоков и канав;
  • периодический сгон талых вод к колодцам/люкам;
  • общую очистку придомовой площади от грязи, мусора, оставшегося снега.

Кроме того, существуют общеустановленные правила, касающиеся уборочных операций, которые должны обеспечивать коммунальные службы:

  • обустройство мест, используемых уборочной спецтехникой (расширение границ, ремонт дорожного покрытия и пр.);
  • обеспечение свободного доступа к смотровым люкам, инженерным и водопроводным коммуникациям, теплосетям;
  • выделение участков для хранения/складирования инструментов, оборудования и других материалов, требуемых для обслуживания дворового участка;
  • обеспечение оптимальной ширины тротуаров и подъездных дорог;
  • установка ограждающих конструкций высотой не более 60 см.

Также действуют определенные ограничения, касающиеся благоустройства дворовой территории многоквартирного дома, согласно которым запрещено:

  • увеличивать количество парковочных мест путем уменьшения участков озеленения;
  • размещение мусоросборочных контейнеров на газонах, подъездных дорогах;
  • установка торговых ларьков, павильонов, киосков.

Кто обязан выполнять уборку на придомовой площади?

Обслуживание/уборку придомовой территории многоквартирного дома могут обеспечивать:

  • управляющие организации, с которыми заключается соответствующее соглашение;
  • специальные фирмы, привлеченные со стороны, которые работают на основании контракта, заключенного с собственниками (жильцами МКД) либо с ТСЖ.

Способ организации мероприятий по уходу за дворовым участком выбирается непосредственно жильцами МКД путем проведения общего собрания.

Исполнительная организация несет обязательства по обеспечению качества обслуживания, однако привлечь ее к ответственности за ненадлежащее их исполнение можно только на основании заключенного соглашения. Поэтому жильцы должны оформить соответствующий документ типовой формы, в котором будут указаны:

Если еще остались спорные вопросы, вы также можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам: +7 (499) 938-41-00 Москва; +7 (812) 467-41-55 Санкт-Петербург; +7 (800) 350-84-13 доб.480 Бесплатный звонок для всей России.

Если земля, прилегающая к МКД, не зарегистрирована в качестве объекта общей долевой собственности, то ответственность за ее благоустройство и уборку несет местный муниципалитет. В новостройках придомовое пространство принадлежит компании-застройщику, однако жители могут приватизировать данную территорию. При этом ответственность за содержание/уборку дворовой площади ляжет на всех собственников приватизированного объекта.

Санитарная уборка и сбор мусора

В целях обеспечения необходимых санитарных условий на участке, располагаемом вокруг МКД, УК/ТСЖ должны:

  • устанавливать на отдельных, заасфальтированных/бетонированных площадках прочные мусоросборники объемом не менее 100 литров, которые должны быть окрашены стойким красителем;
  • ограждать площадки вокруг мусоросборников;
  • обеспечивать освещенность данного участка;
  • осуществлять ежедневный сбор мусора/отходов из всех мусорных контейнеров;
  • обеспечивать условия для подъезда/разворота спецтехники (мусороуборочных машин).

Периодичность

Согласно нормативным правилам уборки придомовой территории многоквартирного дома, основные уборочные мероприятия должны проводиться один раз в смену/в 24 часа. В зимний период во время сильных снегопадов операции по очищению свежевыпавших осадков могут осуществлять два раза в смену/в сутки. Посыпание дворовой территории песком/солью производится по необходимости либо раз в сутки. Тротуары в зависимости от класса могут убираться – 1 раз в 2 дня либо 1-2 раза в сутки.

Наблюдение за качеством выполняемых уборочных работ могут обеспечивать:

  • потребители (жильцы МКД);
  • органы местного самоуправления;
  • Роспотребнадзор.

Что делать, если придомовую территорию МКД не убирают?

Если уборочные/обслуживающие работы выполняются недобросовестно, в недостаточном объеме либо вовсе отсутствуют, то жильцы вправе обратиться с жалобой:

  • к руководству кондоминиума/ТСЖ;
  • к председателю жилищно-коммунального хозяйства;
  • в Жилищную Инспекцию;
  • в местную администрацию;
  • в судебные инстанции;
  • в Прокуратуру района.

Факты нарушения правил уборки придомовой территории следует зафиксировать в специальном акте, который должен содержать:

  • название документа;
  • суть претензии (подробное изложение всех видов невыполненных работ);
  • реквизиты/название управляющей фирмы;
  • ФИО/подпись лиц, предъявляющих претензию;
  • адрес МКД, номера квартир.

Также необходимо составить письменное заявление с требованием произвести перерасчет согласно невыполненным обязательствам.

Жильцы МКД вправе расторгнуть соглашение с виновной стороной и выбрать другое учреждение, которое будет обслуживать/убирать прилегающую к МКД площадь. При выборе следует обращать внимание на репутацию, надежность, опыт стороннего исполнителя.

Прочие нюансы и нововведения

Для того чтобы наслаждаться чистотой и ухоженностью придомового участка, живущие в МКД граждане, должны принимать участие во всех вопросах, касающихся его обслуживания/благоустройства. Контролирование действий/работ клининговых компаний/УК/ТСЖ позволит поддерживать придомовое пространство в презентабельном виде.

В настоящее время в РФ действует федеральная программа «Наш двор», целью которой является создание комфортной городской среды. Граждане, решившие стать участниками данной программы, могут за счет федеральных субсидий, произвести благоустройство придомового участка.

Проект состоит из двух частей:

  • обязательной – благоустройство полностью производится за счет муниципальных средств;
  • дополнительной – обустройство осуществляется при участии жильцов, которые финансируют 3% от сметы.

В регионах муниципалитеты будут вводить новые стандарты, касающиеся благоустройства/содержания придомовой территории, внедрения новых, более эффективных систем уборки, озеленения, освещения и пр.

Жильцы, которые произвели благоустройство придомового пространства, становятся собственниками данного участка, поэтому ответственность за обслуживание/уход/уборку ляжет на их плечи. Земельные участки, не участвующие в федеральной программе, могут отойти в собственность муниципалитета.

Видео (кликните для воспроизведения).

Для участия в госпрограмме необходимо согласие большинства жильцов, которые должны в ходе общего собрания принять решение и утвердить план благоустройства. После этого, следует подать заявление вместе с протоколом общего собрания в местный уполномоченный орган. В случае одобрения заявки жильцам будет оказано содействие в мероприятиях по благоустройству придомового пространства.

Содержание придомовой территории многоквартирного дома что входит в 2020 году
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here