Сотрудник полиции имеет право доставлять граждан находящихся в 2020 году

Самая важная информация по теме: "Сотрудник полиции имеет право доставлять граждан находящихся в 2020 году" с выводами от профессионалов. В случае возникновения вопросов и при необходимости актуализации данных вы можете обратиться к дежурному юристу.

Сотрудникам полиции разрешили объявлять предостережения гражданам

xload / Depositphotos.com

Соответствующие поправки в ст. 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» утверждены Федеральным законом от 16 октября 2019 г. № 337-ФЗ, подписанным вчера Президентом РФ Владимиром Путиным. Они вступят в силу с 27 октября.

Документ предусматривает право сотрудников полиции объявлять физическому лицу официальное предостережение (предостережение) о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, административных правонарушений, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения.

Госдума совместно с МВД России разъяснила смысл внесенных поправок. Так, поясняется, что предостережение объявляется при отсутствии оснований для привлечения к уголовной или административной ответственности и содержит обязательное для исполнения требование о недопустимости действий либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения. В качестве примера приводится ситуация, когда необходимо пресечь антиобщественное поведение лица, находящегося в состоянии алкогольного опьянения в общественном месте или в квартире, тем самым не допустив совершение им более тяжкого деяния.

Причем предостережение – это не просто замечание полицейского, а официальный документ, направляемый гражданину. Порядок его направления и вручения, форму, а также должностных лиц, уполномоченных объявлять официальное предостережение, утвердит МВД России. Предостережение является обязательным для гражданина – за его неисполнение и продолжение антиобщественного поведения в последующем могут быть ужесточены санкции при привлечении гражданина к административной или уголовной ответственности.

Уточняется, что помимо сотрудников органов внутренних дел предостережения также могут объявлять сотрудники ФСБ России и прокуратуры в рамках своей компетенции. Так, основанием для их объявления могут служить достаточные и предварительно подтвержденные сведения о конкретных действиях физического лица, создающих условия для совершения преступлений:

  • проявляющих вовне (словесно, письменно или иным образом) намерения совершить определенное преступление при отсутствии признаков приготовления к преступлению или покушения на преступление;
  • образующих приготовление к преступлениям небольшой и средней тяжести либо непосредственно направленных на совершение таких преступлений при отсутствии признаков покушения (приложение № 1 к приказу ФСБ России от 2 ноября 2010 г. № 544).

«Закон носит профилактический характер и направлен, в первую очередь, на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений, оказание воспитательного воздействия на лиц, их еще не совершивших», – подчеркивается в материале. Ожидается, что новые полномочия полицейских станут действенным инструментарием профилактической деятельности органов внутренних дел Российской Федерации,

В кабмине поддержали законопроект о праве полиции доставлять пьяных в вытрезвители

Правительственная комиссия по законопроектной деятельности поддержала законопроект, наделяющий полицейских правом доставлять нетрезвых граждан в вытрезвители. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на копию проекта официального отзыва кабмина.

Законопроект был внесён членами обеих палат парламента, в том числе председателями комитетов Государственной думы и Совета Федерации Василием Пискарёвым и Валерием Рязанским. Им предлагается наделить сотрудников полиции правом доставлять в специальные учреждения — вытрезвители — граждан, находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, не способных самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, а также угрожающих жизни и здоровью граждан и нанесением вреда имуществу.

«Правительством РФ законопроект поддерживается с учётом высказанного замечания, — говорится в проекте официального отзыва правительства.

В настоящее время по закону полицейские имеет право доставлять пьяных только в медицинские организации. В регионах, где такие учреждения не созданы, у полиции нет и соответствующих полномочий.

Как считают в правительстве, принятие документа «позволит повысить эффективность мер по защите здоровья и жизни граждан от противоправных посягательств, а также позитивно скажется на обеспечении личной и общественной безопасности». В замечании в проекте отзыва рекомендуется рассматривать законопроект в совокупности с другой инициативой, дающей регионам право создавать медицинские вытрезвители.

Основания для доставления гражданина в отдел полиции

в каких случаях сотрудники мвд могут забрать вас в отдел без повестки.

Эти основания указаны в законе «О полиции» от 07.02.2011 N 3-ФЗ.

Ст.13 «Права полиции» предусматривает, что сотрудник полиции имеет право доставлять граждан, то есть осуществлять их принудительное препровождение, в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение в целях решения вопроса о задержании гражданина (при невозможности решения данного вопроса на месте); установления личности гражданина, если имеются основания полагать, что он находится в розыске как скрывшийся от органов дознания, следствия или суда, либо как уклоняющийся от исполнения уголовного наказания, либо как пропавший без вести; защиты гражданина от непосредственной угрозы его жизни и здоровью в случае, если он не способен позаботиться о себе, либо если опасности невозможно избежать иным способом, а также в других случаях, предусмотренных федеральным законом, — с составлением протокола в порядке, установленном частями 14 и 15 статьи 14 настоящего Федерального закона.

Действующим уголовно-процессуальным законодательством и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрены основания к задержанию (ст.91-92 УПК РФ, ст.27.3 КоАП РФ) и доставлению граждан в органы внутренних дел. Перечень оснований, перечисленных в законе, исчерпывающий и не подлежит расширительному толкованию.

В соответствии со ст.27.1 КоАП РФ доставление и административное задержание являются одними из мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении. Это значит, что их применение возможно лишь с определенной целью – обеспечение производства по делу об административном правонарушении таким образом, чтобы это производство осуществилось в возможно короткий срок, было полным, объективным и в соответствии с законом. Эти меры применяются только в связи с административным правонарушением, и только специально уполномоченными на это лицами.

В ст.27.2 КоАП РФ, посвященной доставлению, дается определение понятию «доставление», чем является принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным. Отсюда следует, что целью доставления является составление протокола, и только в том случае, когда такой протокол не может быть составлен на месте.

Поэтому следует знать, что в случае совершения гражданином административного правонарушения и отсутствия у него документов, удостоверяющих его личность, сотрудники полиции вправе доставить его в отделение полиции, чтобы, установив личность, стало возможно составить протокол.

Читайте так же:  Утеряно свидетельство инн физического лица как восстановить в 2020 году

Для несовершеннолетних доставленных предусматривается обязательное сообщение о факте задержания законным представителям, среди которых закон называет родителей, усыновителей, попечителей.

В случае совершения гражданином преступления, он может быть задержан в порядке требований ст.91 УПК РФ при наличии одного из оснований:

1) когда лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;

2) когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление;

3) когда на лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.

Кроме того, по подозрению в совершении преступления лицо может быть задержано и в том случае, если это лицо пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность.

О задержании подозреваемого дознаватель или следователь не позднее 12 часов с момента задержания уведомляет кого-либо из близких родственников.

Проверка документов сотрудниками полиции для любого гражданина сопряжена с малоприятными минутами ожидания и определенными переживаниями. Однако если Вас остановил сотрудник полиции и попросил предъявить документы, Вам не стоит сразу же пугаться и удивляться.

Проверка документов сотрудниками полиции – не только формальная процедура проверки паспорта, но еще и повод для обращения, определенный способ пообщаться с подозрительным человеком, проверить контингент по «ориентировке», «отработать» местность и т.д.

Поэтому держите себя спокойно и уверенно, не грубите, не оказывайте физического сопротивления, просто дайте возможность сотруднику полиции добросовестно выполнить свою работу.

Если у Вас нет с собой паспорта – не волнуйтесь: по закону Вы не обязаны носить его с собой. Вы можете предъявить сотруднику полиции любое другое удостоверение личности (водительские права, студенческий билет, пенсионное удостоверение, пропуск и т.п.), или же спокойно продиктуйте ему свои данные, где Вы живете и чем занимаетесь.

Этого бывает зачастую достаточно, чтобы сотрудник полиции составил представление о Вас как о законопослушном гражданине, убедился в Вашей трезвости и адекватности.

Согласно п.5 ст.25 закона «О полиции» сотрудники полиции, несущие службу в общественных местах, должны иметь специальный нагрудный знак, позволяющий идентифицировать сотрудника полиции. Этот знак должен помочь Вам, если человек в форме нарушает закон и не показывает Вам своего удостоверения.

Кроме вышеперечисленных, есть ещё несколько причин для проверки документов сотрудниками полиции, таких, как уклонение от административного ареста, принудительных медицинских или воспитательных мер, назначенных судом; либо нарушение комендантского часа; либо совершение попытки самоубийства или побег из психиатрического заведения.

Услуги адвоката Карпова

Получите бесплатную онлайн-консультацию адвоката Карпова Сергея Викторовича

Закон «О полиции» 2019

Закон «О полиции» N 3-ФЗ принят 7 февраля 2011 года, вступил в силу спустя месяц, 7 марта того же года, и заменил закон РCФСР от 18 апреля 1991 года № 1026-I «О милиции».

При создании проекта закона учитывалось общественное мнение, которое в итоге нашло отражение в нормах закона.

Содержание документа

Закон состоит из 11 отдельных глав, регулирующих такие правоотношения:

  1. Общие положения о назначении и роли полиции, её функциях.
  2. Принципы работы сотрудников полиции.
  3. Полный перечень и описание прав и обязанностей.
  4. Общие положения о мерах принуждения, которые может применять полиция.
  5. Положения касательно применения специальных средств, оружия и физической силы при исполнении полицией своих прямых обязанностей.
  6. Место в правовой системе сотрудника полиции.
  7. Правила вступления на службу в полиции, особенности службы, порядок увольнения.
  8. Нормы относительно социальной защищённости служащих в полиции.
  9. Вопросы обеспечения.
  10. Контроль деятельности.
  11. Заключительные положения о порядке действия закона.

Изменения закона

Из явных изменений Закона стала реформа из милиции в полицию. В связи с этим, в 2011 году проведена внеочередная переаттестация всех сотрудников внутренних дел. Сотрудники МВД, отказавшиеся от прохождения переаттестации либо её не сдавшие, были уволены с государственной службы. Также были активные попытки препятствовать продвижению закона в частности относительно переименования милиции, однако закон всё же был принят в первоначальном смысле и уже более четырёх лет новых нареканий относительно переименования не вызывает.

В 2015 году в Государственную Думу был внесён законопроект, вызвавший широкий резонанс.

Законопроект с одной стороны очень сильно урезает права обычных граждан, а с другой — предлагает наделить сотрудников правоохранительных органов значительными полномочиями.

Первое изменение — предложение исключить норму относительно того, что полиция должна обеспечить доверие граждан и общества к себе и заменить её на другую, суть которой заключается в том, что полиция опирается на поддержку граждан, то есть ввести так называемую «презумпцию доверия». Данный пункт правозащитники не одобряют по той причине, что уровень доверия в нашей стране к органам полиции находится на низком уровне, а вследствие принятия нормы возможно даже определённое наказание за невыявление доверия, из-за чего могут пострадать многие сознательные граждане.

Стороны же, продвигающие данный проект, наоборот утверждают, что полиция является представителем государства, поэтому поддержка граждан должна быть заложена изначально.

Изменения коснулись и применения оружия полицией. Предлагается разрешить открывать огонь в несовершеннолетних, женщин, инвалидов (на сегодня это запрещено). Исключение предлагается оставить только женщинам с явными признаками беременности.

Законопроект предлагает больше не предоставлять защиту гражданам, если те обращаются к сотрудникам полиции без предъявления документов.

Ещё одно резонансное нововведение, которое планируется ввести — это изменения правил досмотра граждан, личных вещей либо транспорта. Если сейчас сотрудник полиции правомочен проводить данную процедуру только при наличии конкретных данных о наличии состава правонарушения, то в будущем предлагается проводить досмотр и обыск уже при подозрении в правонарушении.

Хоть проект ещё не был рассмотрен, в случае принятия каждому гражданину следует ознакомиться с изменениями, чтобы не оказаться в неудобной ситуации.

Поскольку полиция является государственным правоохранительным органом, вследствие чего мы часто пересекаемся с ним в повседневной жизни, знание закона «О полиции» может пригодиться каждому.

Статья 13. Права полиции

Ст. 13 Закон о полиции в последней действующей редакции от 4 августа 2019 года.

Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

Статья 13. Права полиции

1. Полиции для выполнения возложенных на неё обязанностей предоставляются следующие права:

2. Право осуществлять действия, предусмотренные пунктами 20 и 21 части 1 настоящей статьи, предоставляется специально уполномоченным сотрудникам полиции.

3. Порядок реализации прав, предоставленных полиции, если он не является предметом регулирования федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации или нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

4. Требования (запросы, представления, предписания) уполномоченных должностных лиц полиции, предусмотренные пунктами 4, 12, 17, 21, 22, 27 части 1 настоящей статьи, обязательны для исполнения всеми государственными и муниципальными органами, организациями, должностными лицами и иными лицами в сроки, установленные в требовании (запросе, представлении, предписании), но не позднее одного месяца с момента вручения требования (запроса, представления, предписания).

Читайте так же:  Условия договора финансирования под уступку денежного требования в 2020 году

Проверка документов сотрудниками полиции на улице

​Остановили сотрудники полиции для проверки документов на улице? На каком основании и что могут сделать, если их нет? На самом деле практика проверки документов сотрудниками Полиции на улице – явление довольно распространенное. Давайте разбираться в каких случаях они могут это сделать и где грань правомерного поведения с их стороны.

На каком основании сотрудники полиции вообще имеют право останавливать граждан и требовать предъявить документы

Прямое разрешение на это содержится в законе о полиции в ст 13 ч 2, которая гласит: полиция имеет право проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если:

  • Имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске,
  • Если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении,
  • Если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным “законом”;

Последняя формулировка – наиболее проблемная, ибо отсылает нас к другим НПА. Среди этих оснований: данные, дающие основания полагать, что гражданин находятся в розыске, либо если имеются основания для его задержания в порядке, предусмотренном статьей 27.3 (административное задержание) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или статьей 92 (порядок задержания подозреваемого) Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

При обращении к гражданину сотрудник полиции обязан представиться, объяснить цель и причину обращения, назвать свою должность и звание, у каждого сотрудника в период несения службы в городе есть нагрудный знак, на котором написан номер. Вы можете попросить сотрудника полиции показать свое служебное удостоверение, и он не вправе вам в этом отказать.

Должен ли сотрудник полиции, ссылающийся на ориентировку при проверке документов, вам ее показывать?

Вопрос до сих пор дискуссионный, ибо нигде точно данный вопрос не урегулирован. Скорее всего сотрудники полиции скажут вам, что ориентировка есть, показать ее могут в отделе. Конечно же существует ст. 24 ч. 2 Конституции РФ, которая гласит, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Вот только применима ли она в данном случае или нет – большой вопрос.

Ну и немного от себя: правопослушному гражданину не так сложно продемонстрировать свой паспорт, а вот сотрудники полиции могут реально разыскивать какого-либо человека. Не стоит усложнять друг другу жизнь на ровном месте…

При проверке документов сотрудником полиции у меня не оказалось с собой паспорта. Какой документ я могу показать?

Указ Президента РФ от 13.03.1997 N 232 и Постановление Правительства РФ от 08.07.1997 N 828 устанавливают, что документом, удостоверяющим личность гражданина РФ является паспорт гражданина РФ. Но по общей тенденции подойдет любой документ, содержащий фамилию и фотографию, не имеющий признаков подделки (служебное удостоверение, водительские права, студенческий билет и прочее). Вряд ли у полицейских возникнет безумное желание удостоверить вашу личность с маниакальной точностью, если вы не вызываете у них повышенного интереса. Но если пойдет “на принцип”, то будет требовать именно паспорт.

Могут ли сотрудники полиции задержать, если с собой нет паспорта, а другими путями личность гражданина установить невозможно?

Да, могут. Для доставления в отдел полиции, где личность смогут установить. Данная норма установлена в ст. 13 ч. 13 закона «О полиции» в такой формулировке: сотрудник полиции имеет право доставлять граждан, то есть осуществлять их принудительное препровождение, в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение в целях решения вопроса о задержании гражданина (при невозможности решения данного вопроса на месте); установления личности гражданина, если имеются основания полагать, что он находится в розыске как скрывшийся от органов дознания, следствия или суда, либо как уклоняющийся от исполнения уголовного наказания, либо как пропавший без вести.

Сколько времени могут держать в отделении сотрудники полиции для установления личности гражданина?

В соответствии с частью 1 статьи 27.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях срок административного задержания не может превышать трех часов. При необходимости установить личность или выяснить обстоятельства административного правонарушения этот период легко продляется до сорока восьми часов. Срок административного задержания начинает течь с момента доставления гражданина в отделение полиции, по факту задержания гражданина сразу же должен быть составлен протокол задержания.

Допущены нарушения при проверке документов сотрудниками ППС на улице, куда жаловаться?

Для того, чтобы составить аргументированную жалобу на действия сотрудников полиции при проверке документов, необходимо запомнить дату и время, когда произошло нарушение, попросить предъявить служебное удостоверение. Желательно эти данные записать. Даже если вы не сможете установить ФИО или номер нагрудного знака, то в отделе полиции всегда будут иметься документы, которые устанавливают маршруты движения патрулей.

Непосредственно саму жалобу по факту нарушения можно направить:

  • Вышестоящему руководству
  • В прокуратуру
  • В службу собственной безопасности МВД
  • В суд

Статья по теме: как правильно подавать жалобы в государственные органы

Кроме того, весьма действенным способом привлечения к ответственности сотрудников за те или иные нарушения (правильнее будет сказать привлечение внимания к нарушениям) является обращение в СМИ, Государственную Думу и подача петиций. В последнее время весьма часто используются такие средства, причем, что они работают настолько эффективно, что зачастую являются единственным возможным вариантом восстановить справедливость.

1. Для обеспечения личной безопасности при проверке документов у граждан сотруднику полиции необходимо:

проверку проводит старший патруля, напарник страхует.

2. При преследовании правонарушителя скрывшегося в помещении для обеспечения личной безопасности необходимо:

привести оружие в боевую готовность;

3. При встрече с вооруженным преступником сотрудник полиции в первую очередь обязан:

уйти с линии огня;

4. Наряд задержал нарушителя. Как должен располагаться задержанный в автомашине для доставления его в дежурную часть?

сзади, рядом с заблокированной дверцей под контролем сотрудника.

5. При доставлении правонарушителя в пешем порядке одним сотрудником патрульный располагается:

только сзади или с правой стороны;

6. Запрещается доставлять в служебные помещения ОВД:

лиц, с травмами черепа и иными опасными телесными повреждениями;

7. Какие транспортные средства нельзя использовать для доставления правонарушителя?

транспорт, принадлежащий дипломатическим, консульским и иным представительствам иностранных государств, международным организациям;

8. Сотрудник полиции имеет право проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если:

имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления;

Читайте так же:  Психология и педагогика дошкольного образования кем работать в 2020 году

если имеются данные, дающие основания полагать, что они находятся в розыске;

имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом;

9. ЧП на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях вводится:

10. Срок действия ЧП, вводимого на всей территории РФ не должен превышать:

11. К основным принципам противодействия терроризму относится:

приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности;

недопустимость политических уступок террористам;

12. В случае возникновения пожара при невозможности тушения собственными силами необходимо:

Закрыть окна и двери, чтобы убрать сквозняк и доступ кислорода для горения;

13. В случае возникновения пожара при сильном задымлении используются средства защиты органов дыхания:

смоченная водой ткань.

14. При эвакуации случае возникновения пожара при сильном задымлении необходимо передвигаться:

ползком к выходу, так как внизу около пола дыма меньше и ниже вероятность потерять сознание от отравления;

15. Разрешается ли при эвакуации случае возникновения пожара в многоэтажном здании для ускорения эвакуации использовать лифты:

16. При авариях с выбросом СДЯВ услышав сигналы оповещения по радио (телевидению) и др. способом необходимо:

надеть противогазы, закрыть окна и форточки, отключить электронагревательные и др. бытовые приборы, выйти из жилого массива в указанном направлении или в сторону, перпендикулярную направлению ветра;

17. При авариях с выбросом СДЯВ выходить из зоны поражения необходимо:

быстрым шагом, перпендикулярно направлению ветра.

18. При техногенных авариях с выбросом хлора при отсутствии противогаза защиты органов дыхания необходимо:

используя ткань смоченную 2% раствором соды;

Видео (кликните для воспроизведения).

19. При техногенных авариях с выбросом аммиака при отсутствии противогаза защиты органов дыхания необходимо:

используя ткань смоченную раствором борной или лимонной кислоты;

20. Для достижения каких целей нарядам полиции разрешается проникать в жилые и иные помещения граждан, на земельные участки и территории:

1) Для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений;

2) Для пресечения преступления;

3) Для установления обстоятельств несчастного случая;

21. В каких целях сотрудник полиции имеет право использовать транспортные средства принадлежащие государственным муниципальным органам, организациям, общественным объединениям или, в исключительных случаях, гражданам:

Доставления в медицинские организации граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи;

Преследовании лиц, совершивших преступления или подозреваемых в их совершении;

Для отбуксировки с места дорожно-транспортного происшествия повреждённых транспортных средств;

Для проезда к месту совершения преступления, административного правонарушения;

22. Какие сигналы подаются свистком?

«Задерживай» — один продолжительный сигнал;

23. Старший наряда, назначенный на период несения службы, обязан докладывать дежурному о своем местонахождении и обстановке на маршруте:

24. Могут ли сотрудником полиции применяться служебные собаки при доставлении задержанных?

Основания доставления граждан в отдел полиции

Препроводить гражданина в отделение полиции либо другое служебное помещение допускается не только при совершении им уголовного преступления, но и в случае административного правонарушения. Обычно это происходит в ситуации, когда необходимо составить протокол, а на месте это сделать невозможно. Причины могут быть разные, например, у нарушителя нет документов для установления личности, или он своим поведением мешает оформлению протокола. Доставление в отдел полиции является принудительным действием и должно осуществляться в кратчайший срок.

Кто имеет право заниматься доставлением

Перечень лиц, которые могут использовать данную меру, определен ст. 27.2 КоАП:

О применённой к гражданину мере делают запись в протоколе об административном правонарушении либо составляют отдельный документ.

Правовые основания для доставления

Применяют данную меру в исключительных случаях на срок не больше 48 часов. Для доставления же конкретный период нахождения гражданина в отделении полиции или служебном помещении не определен. Поэтому заканчиваться он должен сразу после выяснения личности и составления протокола. Исключение составляют граждане, которые задержаны в состоянии опьянения.

При этом доставление должно быть осуществлено только при наличии веских причин. В п. 13 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции обозначены следующие основания для его применения:

Сотрудники полиции обязаны доставлять в участок или иное помещение на своем служебном автомобиле. Не допускается использовать для этого транспорт общественный или специализированный, например, пожарные машины.

Исключение составляют случаи, когда необходимо оказать медицинскую помощь. В п. 13 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции разрешает пользоваться личными автомобилями граждан или организаций только в особых случаях. Такого основания как доставление данная норма не предусматривает, поэтому сотрудник полиции не может это сделать без согласия владельца машины.

В некоторых ситуациях любой, даже законопослушный гражданин может быть доставлен в отделение полиции. Поэтому информация о том, в каких случаях применяют данную меру, будет полезна каждому.

В кабмине поддержали законопроект о праве полицейских доставлять пьяных в вытрезвители

МОСКВА, 15 октября. /ТАСС/. Комиссия правительства РФ по законопроектной деятельности поддержала законопроект, который наделяет сотрудников полиции правом доставлять граждан в нетрезвом виде в специальные учреждения — вытрезвители.

«Правительством РФ законопроект поддерживается с учетом высказанного замечания», — говорится в проекте официального отзыва кабмина, одобренного на заседании комиссии (копия документа есть в распоряжении ТАСС).

Инициатива, о которой идет речь, была внесена членами обеих палат парламента, в том числе председателями комитетов Госдумы и Совфеда Василием Пискаревым и Валерием Рязанским. Согласно тексту, полицейские наделяются «полномочиями по доставлению в специализированные учреждения граждан, находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического и иного токсического опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, а также находящихся в состоянии опьянения в жилище и угрожающих причинением вреда жизни и здоровью граждан, нанесением ущерба имуществу (при наличии письменного заявления находящихся в этом жилище граждан)».

По действующему законодательству сотрудники полиции имеют право доставлять пьяных граждан исключительно в медицинские организации. В результате в тех регионах, где указанные учреждения созданы не на базе таковых, полицейские соответствующих полномочий не имеют.

По мнению членов правительственной комиссии, принятие инициативы «позволит повысить эффективность мер по защите здоровья и жизни граждан от противоправных посягательств, а также позитивно скажется на обеспечении личной и общественной безопасности». В замечании в проекте отзыва выражена рекомендация рассматривать его во взаимосвязи с положениями другой инициативы, которая дает право регионам создавать медицинские вытрезвители.

История вопроса

Вытрезвители в России не существуют на федеральном уровне с 2011 года. МВД, в ведении которого они находились, было лишено соответствующих полномочий. Вместе с тем, по данным правоохранительных органов, упразднение медицинских вытрезвителей крайне негативно сказалось на общей криминогенной ситуации. В России отмечался существенный рост числа преступлений, совершенных лицами в состоянии опьянения, а также преступлений, которые совершались в отношении лиц, оказавшихся в беспомощном состоянии из-за алкогольного опьянения.

Читайте так же:  Увольнение после отпуска без сохранения заработной платы в 2020 году

В связи с остротой сложившейся ситуации в ряде субъектов РФ началось создание специализированных муниципальных и региональных учреждений по оказанию помощи гражданам, находящимся в общественных местах в состоянии опьянения и утратившим способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке.

Члены Совета Федерации совместно с депутатами Госдумы 14 мая внесли в нижнюю палату парламента законопроект, дающий право регионам на создание медицинских вытрезвителей. Речь идет о создании таких учреждений в регионах на базе муниципально-частного партнерства: в таком случае может появиться возможность взимать плату за услуги с людей, попавших в вытрезвители.

По словам главы комитета Совета Федерации по социальной политике Валерия Рязанского, который является одним из авторов законопроекта, в ряде субъектов (на конец апреля было известно о 20 регионах) уже есть медвытрезвители, но процесс их организации по инициативе региональных и муниципальных властей находится вне рамок законодательства.

В начале июля стало известно, что Счетная палата РФ не поддержала законопроект, так как в документе нет информации о нагрузке на бюджеты субъектов, которая может возникнуть после реализации предлагаемых проектом изменений.

Полицейские могут получить право доставлять нетрезвых граждан в социальные центры

Среди авторов законопроекта Председатель Комитета по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев

Законопроектом предлагается внести поправки в действующий Закон «О полиции».

В частности, отмечается, что в некоторых субъектах РФ уже созданы специализированные муниципальные или региональные учреждения по оказанию помощи гражданам в нетрезвом виде.

К настоящему времени такие учреждения открыты уже в 20 субъектах Российской Федерации. В 2015 году подобные учреждения действовали только в 6 регионах.

По оценке МВД России, в регионах, где функционируют подобные учреждения, уровень «пьяной» преступности снижается быстрее, что свидетельствует об их высокой профилактической роли.

При этом в соответствии с действующей редакцией Закона «О полиции», сотрудники полиции имеют право доставлять нетрезвых граждан исключительно в медицинские организации.

«В результате в тех субъектах РФ, где такие учреждения созданы не на базе медицинских организаций, сотрудники полиции лишены права изымать из общественных мест лиц, находящихся в состоянии опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться, если они не нуждаются в медицинской помощи», — подчеркивается в документе.

Поправками предлагается устранить существующий пробел правового регулирования и наделить сотрудников полиции полномочиями доставлять указанную категорию граждан также и в специализированные учреждения, оказывающие помощь таким гражданам.

«Данная новация позволит более эффективно защитить здоровье и жизнь граждан от противоправных посягательств, а также позитивно скажется на состоянии преступности», — отмечается в пояснительной записке.

Василий Пискарев отметил, что внесенный законопроект носит социальный характер.

«На сегодняшний день сотрудники полиции имеют право доставлять граждан, находящихся в состоянии опьянения, в больницы, однако полномочий по доставке их в специализированные социальные учреждения, активно создающиеся сейчас в регионах, у них по закону нет. При этом зачастую медики не видят оснований для госпитализации таких граждан, и беспомощные люди могут оказаться на улице, могут стать жертвами преступников или получить травмы», — пояснил он.

Статья 28. Основные права сотрудника полиции

1. Сотрудник полиции имеет право:

1) на обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для выполнения служебных обязанностей;

2) на ознакомление с должностным регламентом (должностной инструкцией) и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности, с критериями оценки эффективности выполнения служебных обязанностей, показателями результативности служебной деятельности и условиями продвижения по службе в полиции;

3) на отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;

4) на оплату труда и другие выплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации и контрактом о прохождении службы в полиции;

5) на получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для выполнения служебных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности полиции;

6) на доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если выполнение служебных обязанностей по замещаемой должности связано с использованием таких сведений;

7) на доступ в установленном порядке в государственные и муниципальные органы, общественные объединения и организации в связи с выполнением служебных обязанностей;

8) на ознакомление с отзывами о его служебной деятельности и другими документами до внесения их в личное дело, с материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов;

9) на защиту своих персональных данных;

10) на продвижение по службе в полиции;

11) на подготовку и дополнительное профессиональное образование;

12) на рассмотрение служебного спора в соответствии с законодательством Российской Федерации;

13) на проведение по его заявлению служебной проверки;

14) на защиту своих прав и законных интересов, включая обжалование в суд их нарушения;

15) на обязательное государственное страхование жизни и здоровья в соответствии с законодательством Российской Федерации;

16) на государственную защиту жизни и здоровья, жизни и здоровья членов его семьи, а также принадлежащего ему и членам его семьи имущества;

17) на государственное пенсионное обеспечение в соответствии с федеральным законом.

2. Сотрудник полиции с согласия руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя территориального органа либо руководителя организации, входящей в систему указанного федерального органа, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, вправе наряду с выполнением обязанностей по замещаемой должности выполнять обязанности по другой должности сотрудника полиции.

3. Сотрудник полиции независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток при выполнении обязанностей, указанных в части 2 статьи 27 настоящего Федерального закона, имеет право:

1) требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий;

2) проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие их личность и (или) подтверждающие их полномочия;

3) использовать в случаях, не терпящих отлагательства, транспортные средства, принадлежащие государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям (за исключением транспортных средств, принадлежащих дипломатическим представительствам и консульским учреждениям иностранных государств, представительствам международных организаций), а в исключительных случаях — транспортные средства, принадлежащие гражданам, для пресечения преступлений, преследования лиц, совершивших преступления или подозреваемых в их совершении, для доставления в медицинские организации граждан, нуждающихся в оказании медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, для отбуксировки с места дорожно-транспортного происшествия поврежденных транспортных средств, для проезда к месту совершения преступления, административного правонарушения, к месту происшествия;

4) требовать от лиц, подозреваемых в совершении преступления, административного правонарушения, оставаться на месте до прибытия представителей территориального органа или подразделения полиции либо представителей других правоохранительных органов, а также доставлять лиц, подозреваемых в совершении преступления, административного правонарушения, в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение;

Читайте так же:  Что значит жилищные алименты

5) применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом.

Комментарий к Ст. 28 федерального закона «О полиции» в РФ

1. В п. 3 части 1 комментируемой статьи закреплено право сотрудника полиции на ежегодные оплачиваемые основной и дополнительные отпуска. В п. 15.1 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации определен круг должностных лиц, которые вправе предоставлять отпуск.

2. Очередной отпуск кандидатам, допущенным к вступительным экзаменам на очное обучение в образовательные учреждения профессионального образования МВД России, предоставляется с таким расчетом, чтобы он полностью был ими использован до откомандирования в образовательное учреждение.

3. Сотрудникам, обучающимся в адъюнктуре, для завершения кандидатской или докторской диссертации в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставляются творческие отпуска.

4. Оплата проезда сотрудников к месту проведения очередного отпуска и обратно за счет средств МВД России производится по установленным нормам. Один раз в два года одному из членов семьи сотрудника оплачивается стоимость проезда к месту проведения отпуска и обратно.

5. Очередной отпуск должен быть предоставлен каждому сотруднику в течение года, кроме случаев, когда допускается соединение очередных отпусков за два года. При указании в плане очередных отпусков начального месяца использования отпуска последний предоставляется (должен быть востребован) не позднее десятого числа данного месяца.

6. Сотрудникам, имеющим право на использование отпуска в два срока, он предоставляется по их желанию в любом соотношении по количеству дней в каждом сроке исходя из общего количества положенных дней очередного и дополнительных отпусков.

7. Сотрудникам, направляемым на специальное первоначальное обучение, переподготовку и повышение квалификации, в случаях, когда срок окончания обучения установлен в декабре или в начале следующего года, очередные отпуска предоставляются до убытия на учебу.

8. Отзыв из очередного отпуска либо перенесение на другой срок по инициативе начальника органа внутренних дел допускаются лишь в случае крайней служебной необходимости с письменного разрешения начальника, имеющего право предоставления отпусков, и оформляются приказом. При этом отзыв из очередного отпуска производится только с согласия сотрудника.

9. В случае совпадения очередного отпуска с учебным очередной отпуск переносится на другое время.

10. В исключительных случаях, когда предоставление отпуска сотруднику в текущем году может неблагоприятно отразиться на нормальной деятельности органа внутренних дел, с согласия сотрудника допускается перенесение отпуска на следующий год. При этом отпуск за каждый рабочий год продолжительностью не менее 6 дней должен быть использован не позже чем в течение одного года после наступления права на отпуск. Оставшаяся часть неиспользованного отпуска может быть присоединена к отпуску за следующий рабочий год.

11. Непредоставление ежегодного отпуска в течение двух лет подряд запрещается.

12. Замена отпуска денежной компенсацией не допускается, кроме случаев увольнения сотрудников органов внутренних дел, не использовавших отпуск.

13. Продолжительность очередного ежегодного отпуска в году поступления на службу в органы внутренних дел исчисляется пропорционально отработанному времени из расчета одна двенадцатая часть отпуска за каждый полный месяц службы за период со дня поступления.

14. Продление очередного отпуска сотрудникам в связи с заболеванием во время отпуска производится начальником, предоставившим отпуск, без возвращения этих лиц к месту службы на основании телеграфного (телефонного) сообщения сотрудника. По возвращении из отпуска сотрудник представляет документы, удостоверяющие получение им освобождения по временной нетрудоспособности, а также предъявляет к оплате документы телеграфного (телефонного) сообщения.

15. Краткосрочные отпуска для решения неотложных социально-бытовых вопросов, выполнения родственного долга, а также по другим уважительным причинам на срок до 10 дней предоставляются сотрудникам:

— в случае тяжелого состояния здоровья или смерти (гибели) близкого родственника сотрудника или лица, на воспитании которого находился сотрудник;

— в случае пожара или другого стихийного бедствия, постигшего семью или близкого родственника сотрудника;

— по другим уважительным причинам (по решению начальника органа внутренних дел).

16. Такого рода отпуска предоставляются сотрудникам полиции по мере необходимости, с сохранением сотруднику денежного содержания. Их количество в течение календарного года не ограничивается.

17. На сотрудника полиции полностью распространяется Закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» . Согласно данному нормативному правовому акту сотрудник полиции вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.
———————————
См.: Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1993. N 19. Ст. 685.

18. Такими действиями (решениями) могут быть коллегиальные и единоличные действия (решения), в том числе предоставление официальной информации, ставшей основанием для совершения действий (принятия решений), в результате которых:

— нарушены права и свободы сотрудника полиции;

— созданы препятствия осуществлению сотрудником полиции его прав и свобод;

— незаконно на сотрудника полиции возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

19. Сотрудники полиции могут обжаловать не только вышеназванные действия (решения), но и послужившую основанием для совершения действий (принятия решений) информацию либо то и другое одновременно.

20. Обычно сотрудник полиции должен обращаться за защитой своих прав и свобод в суд общей юрисдикции. Между тем защита некоторых его прав отнесена законодателем к подведомственности Конституционного Суда РФ, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и даже арбитражных судов.

21. О понятиях «преступление» и «административное правонарушение» см. комментарий к ст. 2 настоящего Федерального закона.

22. О пресечении противоправных деяний см. комментарий к п. 2 ч. 1 ст. 12 настоящего Федерального закона.

23. О понятии «подозреваемый» см. комментарий к п. 12 ч. 1 ст. 12 настоящего Федерального закона.

25. О понятии «оружие» см. комментарий к п. 16 ч. 1 ст. 13 настоящего Федерального закона.

26. О понятии «транспортное средство» см. комментарий к п. 21 ч. 1 ст. 13 настоящего Федерального закона.

27. О понятии «выполнение служебных обязанностей» см. комментарий к ст. 43 настоящего Федерального закона.

Видео (кликните для воспроизведения).

28. См. также комментарий к ст. ст. 2, 8, 13 — 18, 20, 21, 23, 27, 29 — 31, 37, 38, 40, 42 — 45 настоящего Федерального закона.

Сотрудник полиции имеет право доставлять граждан находящихся в 2020 году
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here