Сотрудник полиции имеет право применять огнестрельное оружие в 2020 году

Самая важная информация по теме: "Сотрудник полиции имеет право применять огнестрельное оружие в 2020 году" с выводами от профессионалов. В случае возникновения вопросов и при необходимости актуализации данных вы можете обратиться к дежурному юристу.

Статья 23. Применение огнестрельного оружия

Статья 23. Применение огнестрельного оружия

1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять огнестрельное оружие в следующих случаях:

1) для защиты другого лица либо себя от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья;

2) для пресечения попытки завладения огнестрельным оружием, транспортным средством полиции, специальной и боевой техникой, состоящими на вооружении (обеспечении) полиции;

3) для освобождения заложников;

4) для задержания лица, застигнутого при совершении деяния, содержащего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности, и пытающегося скрыться, если иными средствами задержать это лицо не представляется возможным;

5) для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, а также лица, отказывающегося выполнить законное требование о сдаче находящихся при нем оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ;

6) для отражения группового или вооруженного нападения на здания, помещения, сооружения и иные объекты государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций и граждан;

7) для пресечения побега из мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений или побега из-под конвоя лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, лиц, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, а также для пресечения попытки насильственного освобождения указанных лиц.

2. Вооруженным сопротивлением и вооруженным нападением, указанными в пунктах 5 и 6 части 1 настоящей статьи, признаются сопротивление и нападение, совершаемые с использованием оружия любого вида, либо предметов, конструктивно схожих с настоящим оружием и внешне неотличимых от него, либо предметов, веществ и механизмов, при помощи которых могут быть причинены тяжкий вред здоровью или смерть.

3. Сотрудник полиции также имеет право применять огнестрельное оружие:

1) для остановки транспортного средства путем его повреждения, если управляющее им лицо отказывается выполнить неоднократные требования сотрудника полиции об остановке и пытается скрыться, создавая угрозу жизни и здоровью граждан;

2) для обезвреживания животного, угрожающего жизни и здоровью граждан и (или) сотрудника полиции;

3) для разрушения запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в жилые и иные помещения по основаниям, предусмотренным статьей 15 настоящего Федерального закона;

4) для производства предупредительного выстрела, подачи сигнала тревоги или вызова помощи путем производства выстрела вверх или в ином безопасном направлении;

Информация об изменениях:

Часть 3 дополнена пунктом 5 с 13 декабря 2019 г. — Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. N 404-ФЗ

5) для пресечения нахождения беспилотных воздушных судов в воздушном пространстве в целях, предусмотренных пунктом 40 части 1 статьи 13 настоящего Федерального закона, если иными средствами прекратить их нахождение в воздушном пространстве не представляется возможным.

4. Сотрудник полиции имеет право применять служебное огнестрельное оружие ограниченного поражения во всех случаях, предусмотренных частями 1 и 3 настоящей статьи, а также в случаях, предусмотренных пунктами 3, 4, 7 и 8 части 1 статьи 21 настоящего Федерального закона.

5. Запрещается применять огнестрельное оружие с производством выстрела на поражение в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен сотруднику полиции, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции.

6. Сотрудник полиции не имеет права применять огнестрельное оружие при значительном скоплении граждан, если в результате его применения могут пострадать случайные лица.

См. комментарии к статье 23 настоящего Федерального закона

Госдума хочет разрешить полицейским применять оружие в толпе

Стражей порядка переводят «под защиту закона»

сотрудники полиции сдерживают митингующих, фото ridus.ru

В Госдуму внесены поправки, предлагающие предоставить полицейским право применять оружие в толпе для предотвращения теракта и отражения группового нападения на органы госвласти, сообщает официальный сайт нижней палаты парламента. Об этом пишут «Ведомости».

Законопроект был внесён председателем комитета Госдумы по безопасности Василием Пискаревым и первым заместителем председателя комитета Эрнестом Валеевым.

Поправками предлагается разрешить сотруднику полиции применять оружие при значительном скоплении граждан для предотвращения теракта, освобождения заложников, отражения группового вооружённого нападения на критически важные и потенциально опасные объекты, а также на административные здания органов госвласти. При этом он должен принять меры для того, чтобы не пострадали лица, которые не причастны к противоправным действиям.

В настоящее время в законе «О полиции» говорится: «Сотрудник полиции не имеет права применять огнестрельное оружие при значительном скоплении граждан, если в результате его применения могут пострадать случайные лица».

В то же время авторы указывают на то, что сотрудники ФСБ имеют право применять огнестрельное оружие при значительном скоплении людей только для предотвращения теракта, освобождения заложников и отражения группового вооруженного нападения на потенциально опасные объекты и здания органов госвласти.

Таким образом, полицейские в случае принятия законопроекта получат такие же права и условия применения оружия в толпе, что и сотрудники ФСБ.

Также законопроект устанавливает в законе о полиции презумпцию доверия к действиям сотрудника полиции как должностного лица. Оговаривается, что сотрудник полиции, выполняя обязанности, возложенные на полицию, и реализуя права, которые ей предоставлены, «выступает в качестве представителя государственной власти и находится под защитой закона и государства».

В настоящее время в законе оговаривается, что полицейский находится «под защитой государства», и не оговаривалось, что он находится «под защитой закона».

О полиции (федеральный закон от 07.02.2011 № 3−ФЗ) : Статья 23

(в редакции, действующей по состоянию на 27.10.2019) НПА:Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ:Статья 23

Подготовлено с использованием СПС «Гарант»
Статья 22 Запреты и ограничения, связанные с применением специальных средств
Статья 24 Гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника полиции

Статья 23. Применение огнестрельного оружия

1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять огнестрельное оружие в следующих случаях:

1) для защиты другого лица либо себя от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья;

Читайте так же:  Актуальность трудовых споров

2) для пресечения попытки завладения огнестрельным оружием, транспортным средством полиции, специальной и боевой техникой, состоящими на вооружении (обеспечении) полиции;

3) для освобождения заложников;

4) для задержания лица, застигнутого при совершении деяния, содержащего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности, и пытающегося скрыться, если иными средствами задержать это лицо не представляется возможным;

5) для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, а также лица, отказывающегося выполнить законное требование о сдаче находящихся при нем оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ;

6) для отражения группового или вооруженного нападения на здания, помещения, сооружения и иные объекты государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций и граждан;

7) для пресечения побега из мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений или побега из-под конвоя лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, лиц, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, а также для пресечения попытки насильственного освобождения указанных лиц.

2. Вооруженным сопротивлением и вооруженным нападением, указанными в пунктах 5 и 6 части 1 настоящей статьи, признаются сопротивление и нападение, совершаемые с использованием оружия любого вида, либо предметов, конструктивно схожих с настоящим оружием и внешне неотличимых от него, либо предметов, веществ и механизмов, при помощи которых могут быть причинены тяжкий вред здоровью или смерть.

3. Сотрудник полиции также имеет право применять огнестрельное оружие:

1) для остановки транспортного средства путем его повреждения, если управляющее им лицо отказывается выполнить неоднократные требования сотрудника полиции об остановке и пытается скрыться, создавая угрозу жизни и здоровью граждан;

2) для обезвреживания животного, угрожающего жизни и здоровью граждан и (или) сотрудника полиции;

3) для разрушения запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в жилые и иные помещения по основаниям, предусмотренным статьей 15 настоящего Федерального закона;

4) для производства предупредительного выстрела, подачи сигнала тревоги или вызова помощи путем производства выстрела вверх или в ином безопасном направлении.

4. Сотрудник полиции имеет право применять служебное огнестрельное оружие ограниченного поражения во всех случаях, предусмотренных частями 1 и 3 настоящей статьи, а также в случаях, предусмотренных пунктами 3, 4, 7 и 8 части 1 статьи 21 настоящего Федерального закона.

5. Запрещается применять огнестрельное оружие с производством выстрела на поражение в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен сотруднику полиции, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции.

6. Сотрудник полиции не имеет права применять огнестрельное оружие при значительном скоплении граждан, если в результате его применения могут пострадать случайные лица.

См. комментарии к статье 23 настоящего Федерального закона

Когда сотрудник полиции имеет право применять огнестрельное оружие

Сотрудник полиции имеет право применять огнестрельное оружие, при этом порядок применения достаточно четко регулируется законом. Разберемся, какие правила действуют в подобных ситуациях.

Когда полицейский может стрелять

Полиция — организация, призванная защищать закон и обеспечивать безопасность. Ее сотрудники не только носят оружие, но и имеют право использовать его.

Закон определяет следующие случаи, когда сотрудник полиции имеет право применять огнестрельное оружие:

  • самозащита или защита других граждан от нападения (нападение при этом должно быть сопряжено с угрозой жизни или здоровью);
  • защита от попыток завладеть транспортом, оружием или другими средствами либо техникой полиции;
  • освобождение захваченных заложников;
  • задержание человека, совершившего преступление, относящееся к тяжким, — но лишь при условии, что других способов задержания нет;
  • задержание лица, которое сопротивляется с применением оружия (включая холодное) либо отказывается добровольно сдать оружие, взрывчатку, яд или радиоактивные вещества, находящиеся при нем;
  • отражение нападения на охраняемые объекты;
  • пресечение попыток побега или освобождения задержанных, находящихся под стражей, или осужденных лиц, конвоируемых полицией.

Кроме того, допускается использовать оружие:

  • для остановки машины, если водитель пытается скрыться, не останавливается по требованию, при этом дальнейшее движение несет угрозу жизни граждан;
  • против опасных животных;
  • для разрушения запоров, если требуется проникновение полиции в помещение;
  • для предупреждения или подачи сигнала.

Действия перед стрельбой

Для того чтобы соблюсти закон, полицейский:

  1. Сообщает лицам, по которым возможна стрельба, о том, что он полицейский.
  2. Предупреждает, что возможно применение оружия. Допускается предупредительный выстрел в воздух. Закон этого не требует, однако многие полицейские предпочитают его произвести, чтобы при последующей прицельной стрельбе к ним не было претензий со стороны следственных органов. В том случае, если полицейские действуют группой, предупреждение может сделать только один из них (обычно это старший по званию).
  3. Дает время на то, чтобы исполнить законное требование полиции.

В некоторых случаях сотрудник полиции имеет право применять огнестрельное оружие исразу, то есть не предупреждая. Такое возможно, если медлить нельзя, поскольку есть уже угроза здоровью или жизни людей.

Самозащита полицейского

Если есть основания полагать, что потребуется применить оружие, полицейский вправе достать его заранее и приготовиться к стрельбе, фактически еще не открывая огонь. Правда, следует отметить, что в этом случае начинают действовать особые правила.

Поскольку есть риск, что преступник попытается напасть на полицейского и завладеть его оружием, вооруженный и изготовившийся к стрельбе сотрудник полиции вправе потребовать от задерживаемого лица оставаться на месте. Если после такого требования задерживаемый все-таки попытается приблизиться, сотрудник полиции имеет право применить огнестрельное оружие.

В каких случаях нельзя стрелять на поражение

Применение оружия полицейскими имеет свои ограничения:

  1. Полицейский не может стрелять на поражение по беременным женщинам, детям, подросткам и инвалидам. Исключением являются случаи, когда эти лица либо оказывают сопротивление с оружием в руках, либо нападают группой, угрожая жизни и здоровью самого полицейского либо других граждан.
  2. Полицейский не вправе стрелять в толпе, если есть риск того, что под пулю могут попасть непричастные к нарушению закона лица. Надо отметить, что это правило исключений уже не имеет.

Возможно ли использование вместо оружия спецсредств

Помимо оружия полицейские пользуются многими другими видами снаряжения — от обычной резиновой палки до водометов для разгона толпы при массовых беспорядках. Допускается ли использование спецсредств вместо огнестрельного оружия?

Законом прямо предусмотрено, что полицейский вправе использовать меньшие по опасности средства вместо более опасных. Например, допускается использование:

  • физической силы и приемов рукопашного боя вместо спецсредств;
  • специальных средств вместо оружия;
  • ООП (оружия ограниченного поражения) вместо обычного огнестрельного оружия. К ООП относят газовое, травматическое и светозвуковое оружие.
Читайте так же:  Форма заявления на отгул в счет отпуска

Статья 21. Применение специальных средств

Статья 21. Применение специальных средств

1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять специальные средства в следующих случаях:

1) для отражения нападения на гражданина или сотрудника полиции;

2) для пресечения преступления или административного правонарушения;

3) для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции;

4) для задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться;

5) для задержания лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 37-ФЗ в пункт 6 части 1 статьи 21 настоящего Федерального закона внесены изменения

6) для доставления в полицию, конвоирования и охраны задержанных лиц, лиц, заключенных под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также в целях пресечения попытки побега, в случае оказания лицом сопротивления сотруднику полиции, причинения вреда окружающим или себе;

7) для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;

8) для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций;

9) для остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требование сотрудника полиции об остановке;

10) для выявления лиц, совершающих или совершивших преступления или административные правонарушения;

11) для защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия;

Информация об изменениях:

Часть 1 дополнена пунктом 12 с 13 декабря 2019 г. — Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. N 404-ФЗ

12) для пресечения нахождения беспилотных воздушных судов в воздушном пространстве в целях, предусмотренных пунктом 40 части 1 статьи 13 настоящего Федерального закона.

2. Сотрудник полиции имеет право применять следующие специальные средства:

1) палки специальные — в случаях, предусмотренных пунктами 1-5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

2) специальные газовые средства — в случаях, предусмотренных пунктами 1-5, 7 и 8 части 1 настоящей статьи;

3) средства ограничения подвижности — в случаях, предусмотренных пунктами 3, 4 и 6 части 1 настоящей статьи. При отсутствии средств ограничения подвижности сотрудник полиции вправе использовать подручные средства связывания;

4) специальные окрашивающие и маркирующие средства — в случаях, предусмотренных пунктами 10 и 11 части 1 настоящей статьи;

5) электрошоковые устройства — в случаях, предусмотренных пунктами 1-5, 7 и 8 части 1 настоящей статьи;

6) светошоковые устройства — в случаях, предусмотренных пунктами 1-5, 7 и 8 части 1 настоящей статьи;

7) служебных животных — в случаях, предусмотренных пунктами 1-7, 10 и 11 части 1 настоящей статьи;

8) световые и акустические специальные средства — в случаях, предусмотренных пунктами 5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

9) средства принудительной остановки транспорта — в случаях, предусмотренных пунктами 9 и 11 части 1 настоящей статьи;

10) средства сковывания движения — в случаях, предусмотренных пунктами 1-5 части 1 настоящей статьи;

11) водометы — в случаях, предусмотренных пунктами 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

12) бронемашины — в случаях, предусмотренных пунктами 5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

13) средства защиты охраняемых объектов (территорий), блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия, — в случаях, предусмотренных пунктом 11 части 1 настоящей статьи;

14) средства разрушения преград — в случаях, предусмотренных пунктами 5 и 7 части 1 настоящей статьи;

Информация об изменениях:

Часть 2 дополнена пунктом 15 с 13 декабря 2019 г. — Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. N 404-ФЗ

15) специальные технические средства противодействия беспилотным воздушным судам — в случаях, предусмотренных пунктом 12 части 1 настоящей статьи.

3. Сотрудник полиции имеет право применять специальные средства во всех случаях, когда настоящим Федеральным законом разрешено применение огнестрельного оружия.

Видео (кликните для воспроизведения).

См. комментарии к статье 21 настоящего Федерального закона

Применение огнестрельного оружия сотрудниками полиции: правовые основы

Право на использование огнестрельного оружия в первую очередь связывают с предупреждением преступлений. При реализации возложенных полномочий право на вооружение получают исключительно представители органов правопорядка исполнительной власти. Связывают эту меру пресечения с определенными административно- правовыми нормами. Применение вооружения классифицируют как меры админпресечения.

Когда можно применять

Закон «О полиции», оговаривает все случаи, когда правоохранитель может прибегнуть к применению огнестрельного оружия (при этом слово «использование» исключается). Все причины для применения подробно расписаны в частях 1 и 3 статьи 23 Закона «О полиции».

Там сказано, что объектом для применения вооружения становится физическое лицо, которое выполняет опасное правонарушение против человека, животного или транспорта. Немаловажным является соблюдение мер безопасности при обращении с оружием и наличие разрешения на пневматическое оружие. О том, можно ли использовать пневматический пистолет для самообороны смотрите по ссылке.

Другие, разрешенные законом РФ, оружейные манипуляции, выполненные в виде демонстрации, обнажения, приведения в полную готовность, нанесение физических ударов оружием без выполнения предупредительного выстрела в юридическом плане не считаются применением оружия.

Использование оружия

Сотрудником полиции

Закон говорит о применении оружия сотрудниками полиции в следующих ситуациях:

  1. С целью защиты мирных граждан во время нападения, небезопасного для жизни. Таковым считается воздействие, которое при беспрепятственном продолжении приведет к тяжелым увечьям или смерти человека.
  2. Если осуществляется нападение на правоохранителя, появляется угроза его здоровью и жизни, налицо попытка завладеть табельным оружием.

Мы указали главные тезисы, которые оговаривает закон о применении оружия сотрудником полиции. Смотрите также материал про то, что нужно для ношения пневматического пистолетаZ.

Сотрудниками МВД

Страж порядка может использовать табельное оружие (например ПМм пистолет) при возникновении таких ситуаций:

  1. Когда нужно остановить транспортное средство (движущееся) путем его механического повреждения, если гражданин своими действиями создает опасную обстановку для окружающих граждан, однако не реагирует на множественные требования полицейского остановиться.
  2. Чтобы обезвредить животное, которое угрожает жизни граждан.
  3. Для подачи срочных сигналов опасности, выполнения предупредительного сигнала, чтобы позвать на помощь.
  4. Чтобы разрушить запирающие конструкции (различные устройства и их элементы), которые препятствуют проникновению полицейского на законных основаниях внутрь жилого или любого другого помещения.

Сотрудник МВД имеет право проникать в жилые, административные и хозяйственные здания граждан в любое время суток. При этом присутствие хозяев жилья или уполномоченных лиц необязательно.

При проникновение в различные помещения

Согласно части 3 ст. 15 ФЗ «О полиции» предусмотрены четыре главных основания, когда полицейский вправе проникнуть в помещение:

  1. Для спасения человеческой жизни или гражданского имущества при возникновении чрезвычайных ситуаций, а во время массовых беспорядков, для обеспечения и контроля безопасности рядовых граждан.
  2. Для задержания граждан, которые по подозрению полицейского, совершили противоправные деяния.
  3. В целях пресечь готовящееся противозаконное деяние.
  4. Чтобы выяснить все обстоятельства несчастного случая.
Читайте так же:  Взять кредит с нагрузкой

О том, как сделать пневматику своими руками смотрите тут.

Как сделать пулеулавливатель для пневматики своими руками смотрите по адресу: https://pwpn.ru/komplektaciya/puleulavlivatel.html

Гарантии соблюдения законности для правоохранителей

Статья 16 Закона «О полиции» оговаривает гарантии персональной безопасности полицейского. Он вправе обнажать оружие и приводить его в полную боевую готовность, если, мнению правоохранителя, наступят вышеописанные причины для применения.

Если человек держит в руках оружие, в это же время пытается подойти к полицейскому, активно сокращая расстояние между ними, или же пробует коснуться табельного оружия, страж порядка может применить имеющееся огнестрельное оружие.

Законодательство разрешает применять оружие при наступлении вышеописанных обстоятельств против граждан, невзирая на степень вменяемости человека, его возраст, гражданство, и другие нюансы – дипломатическое и служебное положение, и т.д. Смотрите также полезный материал про первую помощь при ранениях.

При этом запрещено применять его против инвалидов (признаки явные), лиц женского пола и несовершеннолетних (при этом возраст правонарушителя известен полицейскому или явно виден). Но если вышеуказанные граждане оказывают сопротивление, групповое или вооруженное нападение, допускают другие действия, несущие угрозу для жизни и здоровья других граждан, применения оружия разрешается.

В данном видео вас ознакомят со статьей 23 Закона РФ “О полиции” в части применения оружия.

Максимально серьезной мерой админпресечения считается применение огнестрельного оружия. Следствием подобных действий могут стать тяжкие телесные повреждение, в некоторых случаях оружие может привести к смерти человека.

В таком случае полицейскому нужна дополнительная гарантия законной защиты своих действий. Обо всех случаях применения оружия правоохранитель в течение суток обязан в письменном виде (подать рапорт) сообщить начальнику отделения (управления) полиции по месту работы.

Возможна подача рапорта по месту настоящего нахождения полицейского. Если появляется необходимость, начальник органа внутренних дел имеет право назначить проведение служебной проверки, при проведении которой будет установлена законности применения оружия.

Если после применения оружия злоумышленник был ранен, убит, об этом в срочном порядке уведомляется прокурор.

Рекомендуем ознакомиться со статьей о, нашумевшем в свое время, пистолете Макарова МР 371. Технику стрельбы из пистолета Макарова смотрите тут.

Заключение

Подводя итоги, можно сказать, что применять огнестрельное оружие полицейский может при возникновении ситуации, угрожающей жизни, здоровью, а также нанесению вреда имуществу.

Использовать оружие можно с целью стабилизации ситуации, для упреждения преступлений, для задержания предполагаемого преступника. Про пневматический пистолет мр 661к 09 Дрозд бункерный читайте далее.

Статья 18. Право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

Статья 18. Право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

1. Сотрудник полиции имеет право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия лично или в составе подразделения (группы) в случаях и порядке, предусмотренных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

2. Перечень состоящих на вооружении полиции специальных средств, огнестрельного оружия и патронов к нему, боеприпасов устанавливается Правительством Российской Федерации. Не допускается принятие на вооружение полиции специальных средств, огнестрельного оружия и патронов к нему, боеприпасов, которые наносят чрезмерно тяжелые ранения или служат источником неоправданного риска.

3. В состоянии необходимой обороны, в случае крайней необходимости или при задержании лица, совершившего преступление, сотрудник полиции при отсутствии у него необходимых специальных средств или огнестрельного оружия вправе использовать любые подручные средства, а также по основаниям и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, применять иное не состоящее на вооружении полиции оружие.

4. Сотрудник полиции обязан проходить специальную подготовку, а также периодическую проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

5. Содержание программ специальной подготовки сотрудников полиции определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

6. Право на применение световых и акустических специальных средств, а также средств разрушения преград имеет сотрудник полиции, получивший в установленном порядке соответствующий допуск.

7. Сотрудник полиции, не прошедший проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, проходит аттестацию на соответствие замещаемой должности. До вынесения решения о соответствии замещаемой должности сотрудник полиции отстраняется от выполнения обязанностей, связанных с возможным применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

8. Превышение сотрудником полиции полномочий при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

9. Сотрудник полиции не несет ответственность за вред, причиненный гражданам и организациям при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, если применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия осуществлялось по основаниям и в порядке, которые установлены федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

См. комментарии к статье 18 настоящего Федерального закона

Полицейским разрешат стрелять на поражение в людных местах

Российские полицейские могут получить право стрелять на поражение в местах массового скопления людей. В случаях, когда на стражей порядка нападают или когда существует угроза безопасности жизни окружающих людей либо самих правоохранителей. Соответствующие поправки в закон о полиции (наряду с еще тридцатью других поправок) подготовлены в думском комитете по безопасности и противодействию коррупции. До конца апреля они будут внесены в Госдуму.

Сегодня наши полицейские не могут применять огнестрельное оружие в людных местах (даже при незначительном скоплении граждан), так как это может привести к гибели мирных, случайных граждан. Полицейским также запрещено стрелять на поражение в женщин, инвалидов, несовершеннолетних (за исключением случаев вооруженного сопротивления или нападения, угрожающих жизни и здоровью граждан или полицейских).

Перед применением физической силы, спецсредств или огнестрельного оружия сотрудник полиции обязан предупредить граждан о своем намерении и предоставить им возможность и время для выполнения законных требований полицейского.

Если же страж порядка открыл огонь, он может быть привлечен к уголовной ответственности. Поэтому полицейские не применяют табельное оружие даже в тех ситуациях, когда это необходимо.

Читайте так же:  Оквэд розничная торговля компьютерами и периферийными устройствами в 2020 году

В результате все чаще происходят случаи, когда сотрудники правоохранительных органов, не имея серьезной возможности для самозащиты, подвергаются нападению (в том числе со смертельным исходом) со стороны правонарушителей и преступников.

Один из авторов поправок, член комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Александр Хинштейн сообщил «Эксперт Online», что в вопросе расширения полномочий сотрудников правоохранительных органов наши законодатели не собираются идти также далеко, как, например, в США. Там полицейский вправе ликвидировать злоумышленника даже при малейшей опасности и незначительных подозрениях.

— Мы же предлагаем разрешить полицейским применять оружие в местах массового скопления людей при возникновении опасности угрозы жизни, — подчеркнул депутат.

Однако на вопрос о том, не означает ли это, что оружие теоретически может быть использовано в случае массовых беспорядков, уклончиво ответил, что у нас по каждому факту применения оружия проводится проверка прокуратурой. Если выясняется, что огонь был открыт неправомерно, тем более, если в результате был убит человек, полицейский будет осужден. По словам Хинштейна, эта норма сохранится и в дальнейшем.

— Но поправка о применении оружия — всего лишь одна из трех-четырех десятков поправок. Есть и другие, которые усиливают полномочия сотрудников внутренних дел и обеспечивают им социальные гарантии.

Одна из поправок, расширяющая полномочия полицейских, касается их права на проникновение в жилое помещение. Сегодня для этого существует четыре формальных основания. В том числе чрезвычайные ситуации, предупреждение совершаемого преступления, задержание преступника. А вот если человек совершил преступление, убежал и спрятался в каком-либо помещении, вскрыть его правоохранители не могут.

— Предупредить преступление полицейские уже не могут, а скрывшийся является лишь подозреваемым, дело еще не возбуждено. Что делать полицейским? Сидеть и ждать у моря погоды? Поэтому мы предлагаем дать им право и в этом случае проникать в помещение, — заключает Хинштейн.

— Это новелла только для нашей страны, потому что и в Европе, и в США достаточно жестко и внятно регламентировано применение полицейскими оружия. Но здесь нужно учитывать две важные вещи, — поделилась своим мнением с «Эксперт Online» председатель Общественного совета при ГУ МВД по Москве Ольга Костина. — Во-первых, надо обратить внимание на качество психологической подготовки полицейских. Чтобы человек, получивший оружие, мог квалифицированно оценить ситуацию, в которой он оказался. Действительно ли нет никакого другого выхода кроме как применение оружия или же можно вмешаться более мягкими методами. Второе — в законе должно быть четко прописаны признаки ситуации, в которой применять оружие можно. Поэтому надо создать такие условия, чтобы с одной стороны полицейский мог спасти жизнь себе, своим коллегам и другим гражданам. А с другой стороны надо обезопасить граждан от неадекватных людей в форме. В любом случае, если погибнет человек, безусловно, будет разбирательство.

Право сотрудников полиции на применение специальных средств и огнестрельного оружия.

Принятие Федерального закона «О полиции» конкретизировало и увеличило основания применения специальных средств полицией, определило основания применительно к каждому из этих средств и значительно расширило запреты, связанные с их применением.

Специальные средства — это состоящие на вооружении полиции и применяемые ею в случаях и порядке, предусмотренных законом, технические изделия (устройства, предметы, вещества) и служебные животные, основным назначением которых является оказание прямого принудительного физического воздействия на человека или какие-либо материальные объекты.

Министерству внутренних дел Российской Федерации по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Генеральной прокуратурой Российской Федерации разрешено осуществлять опытную эксплуатацию не предусмотренных перечнем специальных средств, прошедших приемочные испытания либо состоящих на вооружении государственных военизированных организаций Российской Федерации или правоохранительных органов иностранных государств.

В настоящее время на вооружении органов внутренних дел состоят следующие специальные средства:

· палки специальные резиновые (ПР-73, ПР-89, ПР-90, ПР-Тонфа, ПР-Таран и др.);

· ручные газовые гранаты «Черемуха-6», «Черемуха-12» и их модификации, ручная аэрозольная граната, граната слезоточивого действия для подствольного гранатомета, патроны с газовыми гранатами «Черемуха-7», «Сирень-7», аэрозольная упаковка «Черемуха-10», ранцевый жидкостной аппарат, пистолет газовый с боеприпасами;

· наручники (БР, БР-С, БКС-1, БОС);

· светозвуковые средства отвлекающего воздействия (светошумовые гранаты «Заря», «Факел», изделие «Гном», светошумовое устройство «Пламя»);

· средства разрушения преград (малогабаритные взрывные устройства «Ключ», «Импульс»);

· средства принудительной остановки транспорта («Еж», «Диана», «Гарпун»);

· водометы («Лавина», автоцистерна пожарная АЦ-40);

· бронемашины (боевая машина десанта (БМД-1), бронетранспортеры (БТР-60ПБ, БТР-80), боевая разведывательная дозорная машина (БРДМ-2), боевая машина пехоты (БМП);

· специальные окрашивающие средства (спецчернила, люминесцентные карандаши, растворы риванола, фенолфталеина, тетрациклина);

· сторожевые, караульные, розыскные и патрульные служебные собаки разных пород;

Однако этот перечень не является исчерпывающим и может быть расширен подзаконными актами Правительства РФ. Так, в Перечень специальных средств, видов огнестрельного оружия и боеприпасов к нему, состоящих на вооружении органов внутренних дел РСФСР, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 21 июня 1991 г. № 345, вошли не указанные в законе резиновые пули ударного непроникающего действия.

В ст. 21 Федерального закона «О полиции» выделены следующие признаки специальных средств:

1. в качестве специальных средств Закон допускает применение химических веществ (газов, окрашивающих и маркирующих средств), технических устройств и приспособлений, а также служебных животных;

2. они представляют повышенную опасность для человека;

3. прежде чем поступить на вооружение полиции, эти средства должны пройти специальную процедуру допуска в целях определения характера их воздействия 1 Так, в соответствии с приказом МВД России, ФСБ России, Минюста России, Минздравсоцразвития России от 3 марта 2010 г. «О создании Межведомственной экспертной комиссии» специальные средства соответствующего назначения, огнестрельное оружие и боеприпасы к нему, состоящие на вооружении правоохранительных органов зарубежных стран, по результатам экспертного заключения и комиссионного рассмотрения материалов могут быть включены в утверждаемые постановлениями Правительства Российской Федерации перечни образцов огнестрельного оружия, боеприпасов, боевой и специальной техники, а также специальных средств и иных видов вооружения, состоящих на вооружении органов внутренних дел, внутренних войск МВД России, органов ФСБ и ФСИН.;

4. эти средства используются только в ситуациях, прямо разрешенных законом в целях борьбы с правонарушениями.

В ряде случаев специальные средства могут быть применены только посредством производства выстрела из огнестрельного оружия. Например, пули травматические ударного непроникающего воздействия «Волна-Р» (пуля резиновая сферической формы); пули ударного комбинированного останавливающего действия «Волна-1», «Волна-2»; патроны со светозвуковой гранатой для имитации взрыва и психического воздействия «Звезда» и фанатами раздражающего действия «Черемуха-7», «Черемуха-7М», «Сирень-7».

Читайте так же:  Назначение устройство и работа термостата

Применение специальных средств допустимо и законно только в случае активных насильственных действий. Пассивное поведение правонарушителя (неповиновение) не является основанием для их применения. Сотрудники полиции имеют право применять специальные средства, когда безуспешно использованы все ненасильственные способы воздействия на правонарушителя.

Согласно ч. 1 ст. 21 Федерального закона «О полиции» сотрудники полиции имеют право применять специальные средства, имеющиеся на вооружении у полиции, в следующих случаях:

1. отражения нападения на гражданина или сотрудника полиции;

2. пресечения преступления или административного правонарушения;

3. пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции;

4. задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться;

5. задержания лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление;

6. доставления в полицию, конвоирования и охраны задержанных лиц, лиц, заключенных под стражу, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также в целях пресечения попытки побега, в случае оказания лицом сопротивления сотруднику полиции, причинения вреда окружающим или себе;

7. освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;

8. пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций;

9. остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требование сотрудника полиции об остановке;

10. выявления лиц, совершающих или совершивших преступления или административные правонарушения;

11. защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия.

Кроме того, работникам полиции разрешается использовать все специальные средства в случаях, когда возможно применение огнестрельного оружия, что вполне объяснимо сравнительно меньшей степенью потенциальной опасности специальных средств по отношению к огнестрельному оружию.

Согласно ст. 22 Федерального закона «О полиции» запрещается применять специальные средства против:

1. женщин с видимыми признаками беременности;

2. лиц с явными признаками инвалидности;

3. малолетних (в соответствии со ст. 28 ГК РФ лицо, не достигшее 14 лет).

Исключение составляют случаи оказания указанными лицами вооруженного сопротивления и совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью людей.

Статья 22 Федерального закона «О полиции» впервые на законодательном уровне определила не только запреты на применение специальных средств, но и ограничения, связанные с их применением:

1. не допускается нанесение человеку ударов палкой специальной по голове, шее, ключичной области, животу, половым органам, в область проекции сердца;

2. не допускается применение водометов при температуре воздуха ниже нуля градусов Цельсия;

3. не допускается применение средств принудительной остановки транспорта в отношении транспортных средств, предназначенных для перевозки пассажиров (при наличии пассажиров), транспортных средств, принадлежащих дипломатическим представительствам и консульским учреждениям иностранных государств, а также в отношении мотоциклов, мотоколясок, мотороллеров и мопедов; на горных дорогах или участках дорог с ограниченной видимостью; на железнодорожных переездах, мостах, путепроводах, эстакадах, в туннелях;

4. установка специальных окрашивающих средств на объекте осуществляется с согласия собственника объекта или уполномоченного им лица, при этом сотрудником полиции принимаются меры, исключающие применение указанных средств против случайных лиц.

В состоянии необходимой обороны или крайней необходимости сотрудники полиции при отсутствии специальных средств или огнестрельного оружия вправе использовать любые подручные средства.

В соответствии с ч. 4 ст. 23 Федерального закона «О полиции» для применения перечисленных специальных средств сотрудники полиции вправе применять служебное огнестрельное оружие.

Огнестрельное оружие — это оружие, предназначенное для механического поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда.

Перечень специальных средств, огнестрельного оружия и патронов к нему, боеприпасов, определен в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 1980 года, утвердившей Конвенцию о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие.

В соответствии с п. 3 ст. 18 ФЗ «О полиции» в ряде случаев сотрудникам полиции позволяется, при отсутствии у них необходимых специальных средств или огнестрельного оружия, использовать любые подручные средства и даже оружие, не состоящее на вооружении полиции, например, спортивное, охотничье, наградное. В законе дается исчерпывающий перечень этих случаев, таких как: состояние необходимой обороны, крайней необходимости и задержание лица, совершившего преступление.

Согласно ст. 37 УК РФ не является преступлением причинение вреда посягающему лицу в состоянии необходимой обороны, то есть при защите личности и прав обороняющегося или других лиц, охраняемых законом интересов общества или государства от общественно опасного посягательства, если это посягательство было сопряжено с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия.

Состояние крайней необходимости по ст. 39 УК РФ характеризуется тем, что для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или иных лиц, охраняемым законом интересам общества или государства, причиняется вред, если эта опасность не могла быть устранена иначе, если при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости.

В соответствии с ч. 2 ст. 39 УК установлено понятие превышения пределов крайней необходимости. Такое превышение имеет место, если умышленно причиняется вред, явно не соответствующий характеру и степени угрожавшей опасности и обстоятельствам, при которых она устранялась, когда указанным интересам был причинен вред равный или более значительный, чем предотвращенный. Характер опасности определяется ценностью общественных отношений, которым грозил вред, а степень опасности выражается в ее интенсивности, продолжительности воздействия.

Умышленное нарушение установленных законом оснований и порядка применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия в связи с возложенными на него обязанностями влечет уголовную ответственность за превышение должностных полномочий в соответствии с ч. 3 ст. 286 УК РФ.

Сотрудник полиции не несет ответственность за вред, причиненный гражданам и организациям при применении специальных средств или огнестрельного оружия, когда применение специальных средств или огнестрельного оружия осуществлялось по основаниям и в порядке ст. 37 УК РФ «Необходимая оборона», ст. 38 УК РФ «Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление», ст. 39 УК РФ «Крайняя необходимость», ст. 40 УК РФ «Физическое или психическое принуждение», ст. 41 «Обоснованный риск», ст. 42 УК РФ «Исполнение приказа или распоряжения».

Кунцевская межрайонная прокуратура

Видео (кликните для воспроизведения).

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Сотрудник полиции имеет право применять огнестрельное оружие в 2020 году
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here