Создание специализированной службы по вопросам похоронного дела в 2020 году

Самая важная информация по теме: "Создание специализированной службы по вопросам похоронного дела в 2020 году" с выводами от профессионалов. В случае возникновения вопросов и при необходимости актуализации данных вы можете обратиться к дежурному юристу.

Постановление Городского Головы города Калуги от 19 сентября 2001 г. N 311-п «О создании и деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела»

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Городская служба
по вопросам похоронного дела Ритуал

Поправки в законопроект о похоронном деле

Штрафы за продажу и покупку информации о смерти, реестр похоронных служб и всеобщая инвентаризация захоронений.

В феврале 2017 года появилась очередная редакция поправок в федеральный закон «О погребении и похоронном деле». Законодатели отказались от таких резонансных нововведений, как частные кладбища и всеобщее лицензирование, зато предложили ряд других изменений.

Так, к поправкам, наиболее актуальным для заказчиков, относятся:

  • инвентаризация кладбищ и как следствие – обязательная выдача паспортов (удостоверений) на захоронение;
  • запрет на размещение ритуальных служб при моргах и больницах;
  • запрет на продажу и покупку информации о смерти, запрет на навязывание ритуальных услуг;
  • обязательное заключение договора между ритуальной службой и заказчиком;
  • появление понятия «похоронный дом»;
  • создание реестра ритуальных служб;
  • появление понятия «прижизненный договор» (на ритуальные услуги);
  • введение штрафов за нарушение похоронного законодательства.

Инвентаризация кладбищ.

В соответствии с законопроектом, до 1 января 2023 года все кладбища России должны пройти инвентаризацию. Результатом инвентаризации станет создание реестра захоронений и выдача удостоверений с указанием лица, ответственного за захоронение.

Размещение ритуальных бюро при медицинских организациях

В законопроекте однозначно указано, что размещение пунктов приема заказов юридических лиц (их филиалов и представительств) и индивидуальных предпринимателей, оказывающих ритуальные услуги, в медицинских организациях запрещается. Помимо этого, запрещается продажа похоронных принадлежностей, а также организация выставки похоронных принадлежностей на территории медицинских учреждений.

Запрет на продажу и покупку информации о смерти, запрет на навязывание ритуальных услуг

Должностным лицам, которые имеют доступ к информации о смерти, запрещено разглашать данную информацию (персональные данные), кроме как ближайшим родственникам и лицу, взявшему на себя ответственность по погребению. Им также запрещено предлагать ритуальные услуги, а также оказывать давление на родственников покойного с целью продажи ритуальных услуг или рекламы ритуальной службы.

Также запрещается покупка информации о смерти ритуальными службами. За данное нарушение ритуальные службы будут исключены из реестра ритуальных служб с потерей права осуществления своей деятельности. Об этом будет рассказано чуть ниже.

Договор на оказание услуг

В законопроекте указано, что каждая ритуальная служба должна работать с заказчиком исключительно на основе договора. Выдача квитанций и расписок не может заменить договор на оказание ритуальных услуг.

Договор на организацию похорон имеет фиксированную форму и должен содержать следующие сведения:

  • данные специализированной службы по вопросам похоронного дела;
  • реквизиты уведомления о включении юридического лица в реестр специализированных служб;
  • данные агента ритуального обслуживания;
  • данные лица, взявшего на себя обязанность по организации похорон умершего
  • данные умершего;
  • виды ритуальных услуг;
  • цены по каждому виду ритуальной услуги или указание на оказание услуг по гарантированному перечню услуг по погребению;
  • сроки оказания каждого вида ритуальной услуги;
  • дата приема заказа;
  • права и обязанности сторон;
  • ответственность специализированной службы по вопросам похоронного дела.

Реестр ритуальных служб

До 1 сентября 2020 года все ритуальные службы, желающие осуществлять свою деятельность, должны подать заявку на внесение в реестр специализированных служб в сфере похоронного дела. После сдачи пакета документов в орган, регулирующий похоронное дело в регионе, ритуальная служба проходит проверку. Заказчик сможет проверить, внесена ли ритуальная служба в реестр, то есть имеет ли она право на предоставление ритуальных услуг.

Если ритуальная служба нарушает похоронное законодательство, ей выносится предписание об устранении нарушений. В случае игнорирования предписания, ритуальная служба вычеркивается из реестра. Доказанные факты покупки информации о смерти также являются веским поводом к исключению похоронных служб из реестра.

Похоронный дом

Похоронный дом представляет собой ритуальный многофункциональный комплекс, который состоит из:

  • бюро похоронного обслуживания (пункт приема заказов)
  • диспетчерской службы;
  • останкохранилища (трупохранилища);
  • помещения для подготовки тел умерших к погребению (согласно законопроекту, сотрудникам морга запрещено оказывать услуги по подготовке к погребению, т.е. бальзамированию и посмертной реставрации облика);
  • ритуального зала.

Кроме того, в состав похоронного дома могут входить:

  • крематорий;
  • колумбарий;
  • помещение для проведения поминальной трапезы;
  • салон-магазин;
  • мастерская.

Прижизненный договор на ритуальные услуги

Законопроект вводит понятие прижизненного договора на ритуальные услуги. Это значит, что любой человек может заключить с ритуальной службой договор на организацию похорон до факта наступления смерти. Договор может быть заключен как для себя, так и для других лиц.

В договоре указывается лицо, в пользу которого заключен договор, а также ответственное лицо, которое сообщит ритуальной службе о наступлении смерти. Плата по договору является единовременной и фиксированной.

Важным условием заключение договора является то, что все компании (включая ИП), предоставляющие данную услугу, должны иметь договор страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по прижизненному договору на оказание ритуальных услуг.

Читайте так же:  Чем отличается крайняя необходимость от необходимой обороны в 2020 году

Штрафы за нарушение законодательства

Законопроект предлагает внести изменения в Кодекс об административных правонарушениях, включив в него следующие штрафы:

  • нарушение требований законодательства в сфере похоронного дела: от 1000 до 5000 рублей — для граждан; для должностных лиц — от 5000 до 10 000 рублей; для юридических лиц — от 20 000 до 50 000 рублей;
  • нарушение порядка предоставления земельного участка для захоронения останков, праха умершего: для должностных лиц – от 30 000 до 50 000 рублей;
  • осуществление деятельности по оказанию ритуальной услуги по организации похорон юридическими лицами, не включенными в реестр специализированных служб по вопросам похоронного дела: для должностных лиц – от 50 000 до 100 000 ; для юридических лиц – от 150 000 до 250 000 рублей.
  • нарушение порядка получения и предоставления третьим лицам персональных данных умерших и лиц, взявших на себя обязанность по организации похорон: для должностных лиц – от 30 000 до 50 000 рублей; для юридических лиц — от 150 000 до 200 000 рублей.

Минстрой предложил создать в России реестр похоронных служб

МОСКВА, 6 мар — РИА Недвижимость. Минстрой подготовил проект нового федерального закона о похоронном деле в РФ, направленный на реформирование отрасли, он предусматривает создание реестра специализированных похоронных служб и штрафы до 200 тысяч рублей за распространение персональных данных умершего.

Сейчас похоронную отрасль в России, в которой ежегодно уходит из жизни примерно 2 миллиона человек, регулирует закон, принятый в 1995 году. Регулирование в похоронной сфере устарело и не отвечает современным требованиям, отмечается в сопроводительных материалах к размещенному на портале проектов правовых актов документу.

Как подчеркивается в них, отрицательно на положение в отрасли повлияла отмена лицензирования похоронной деятельности в 2003 году.

Министерство предлагает разрешить вести деятельность по организации похорон только организациям, включенным в реестр специализированных служб по вопросам похоронного дела, который будут контролировать органы местного самоуправления.

Юрлица, включенные в реестр специализированных служб, будут обязаны оказывать гарантированный перечень услуг по погребению любому обратившемуся лицу, указывается в пояснительной записке к законопроекту.

«Кроме того, устанавливается ответственность должностных лиц органов государственной власти, органов местного самоуправления и юридических лиц за правонарушения в сфере похоронного дела, в том числе за распространение персональных данных умершего и лица, ответственного за организацию похорон», — говорится в ней.

По мнению авторов проекта, предлагаемый размер штрафов (30-50 тысяч рублей для должностных лиц и 150-200 тысяч рублей для юрлиц) позволит сократить количество нарушений и в конечном итоге выведению из «тени» значительной части рынка ритуальных услуг.

Кроме того, для привлечения частных инвестиций законопроект предусматривает возможность концессионных заключения в похоронной сфере концессионных соглашений и иных соглашений о государственно-частном партнерстве.

Предполагается, что федеральный закон о похоронном деле вступит в силу 1 января 2020 года.

Как суды рассматривают споры о создании муниципальной ритуальной службы

Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ относит организацию оказания ритуальных услуг и содержание мест захоронения к вопросам местного значения муниципальных образований. При реализации этого положения на практике у муниципалитетов возникает множество споров, которые зачастую приходится разрешать в судебном порядке.

Кто обязан создать специализированную службу

НА ЗАМЕТКУ: Ритуальные услуги — деятельность исполнителя по погребению останков, праха умерших или погибших, проведению похорон, содержанию мест захоронения

Вопросы организации оказания ритуальных услуг регламентируются Федеральным законом от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле». Он относит полномочия по организации и содержанию мест погребения к компетенции органов местного самоуправления. Они определяют порядок предоставления ритуальных услуг и стоимость гарантированного перечня услуг по погребению. Муниципалитеты также обязаны установить правила содержания мест погребения. Если нарушены санитарные или экологические нормы, орган местного самоуправления должен приостановить или прекратить деятельность по погребению и принять меры.

Для реализации предоставленных полномочий муниципалитеты создают специализированные службы по вопросам похоронного дела. Эти службы занимаются погребением умерших и оказывают ритуальные услуги. Порядок их деятельности определяют органы местного самоуправления.

Создание специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования — обязанность органов местного самоуправления. Такая служба по первому требованию гражданина оказывает на безвозмездной основе гарантированные услуги по погребению из перечня, который приведен в статье 9 Закона № 8-ФЗ (Указ Президента от 29.06.1996 № 1001). Отказ в их предоставлении не допускается, даже если в бюджете муниципалитета нет денег. Поэтому суды обязывают местные администрации создавать специализированные службы на территориях муниципальных образований.

ПРИМЕР 1. Заместитель прокурора обратился в суд с иском к местной администрации и потребовал, чтобы та создала специализированную службу по вопросам похоронного дела. По условиям муниципального контракта на исполнителя была возложена только обязанность по эвакуации невостребованных трупов в городской морг, но не обязанность по их захоронению. Муниципалитет отметил, что на оказание дополнительных услуг в местном бюджете нет средств. Однако суд удовлетворил заявленные требования. Отсутствие финансирования не исключает обязанности муниципалитета организовать специализированную службу по вопросам похоронного дела (апелляционное определение Пермского краевого суда от 21.09.2015 по делу № 33–9940/2015).

Специализированная служба должна быть в каждом сельском поселении, даже если аналогичная муниципальная организация уже работает на территории района

Наличие специализированной службы на территории муниципального района не исключает обязанности органов местного самоуправления по созданию такой службы и на территории поселений, входящих в этот район.

ПРИМЕР 2. Прокурор обратился в суд с иском к администрации сельского поселения. Он указал, что на территории муниципального образования есть действующие кладбища, однако служба не создана.

Муниципалитет возражал против удовлетворения требований. Бюджет сельского поселения — дотационный. Создавать службу экономически необоснованно при малой численности населения. Специализированная служба создана и функционирует на территории района.

Судьи удовлетворили требования прокурора. Они отметили, что отсутствие специализированной службы в сельском поселении нарушает права его жителей на выбор исполнителя ритуальных услуг из-за отсутствия конкуренции (апелляционное определение Ленинградского областного суда от 15.06.2017 № 33а-2590/2017).

Можно ли передать функции частным компаниям

Органы местного самоуправления не вправе присваивать статус специализированной службы по вопросам похоронного дела коммерческой организации или некоммерческому партнерству (письмо ФАС от 03.07.2014 № ЦА/26577/14). Но в судебной практике были случаи, когда судьи считали иначе. Они указывали, что на территории муниципального образования можно и не создавать специализированную службу, если с ее функциями справляются частные компании.

Читайте так же:  Через сколько лет можно списать дебиторскую задолженность

ПРИМЕР 3. Прокурор потребовал, чтобы местная администрация создала специализированную службу по вопросам похоронного дела.

Суд пришел к выводу, что на органы местного самоуправления возложено не оказание услуг по погребению, а организация их оказания. А она возможна как силами специально учреждаемых муниципальных организаций, так и путем привлечения хозяйствующих субъектов немуниципальной формы собственности в рамках размещения муниципального заказа. Объективной необходимости в том, чтобы специализированную организацию по вопросам похоронного дела учредило муниципальное образование, в городском округе нет. Услуги по погребению оказывают организации немуниципальной формы собственности. Все захоронения производятся по мере необходимости в штатном режиме. На похороны умерших граждан, не имеющих родственников, выделяются средства из местного бюджета. Свердловский областной суд отказал прокурору (апелляционное определение от 31.01.2018 по делу № 33а-2037/2018).

2 подхода раньше применяли суды в спорах об особом статусе немуниципальных похоронных служб. Верховный суд решил эту проблему

Отдельные суды приходят к выводу, что, если в муниципальном образовании есть частная ритуальная служба, ее можно наделить статусом специализированной организации.

ПРИМЕР 4. Прокурор района обратился в суд с требованием к администрации поселения о возложении обязанности создать муниципальное предприятие или учреждение, которое будет оказывать бесплатные услуги по погребению из гарантированного перечня. Суд отметил, что, если в муниципальном образовании имеются похоронные службы, их можно наделять статусом специализированной организации. Создание муниципальных организаций по вопросам похоронного дела возможно исходя из целесообразности и потребностей в этих услугах, если конкурентная среда в сфере похоронного дела в муниципальном образовании отсутствует, для обеспечения прав граждан. Необходимости в создании такой организации в поселении с численностью населения около 3 тыс. человек нет. Услуги по погребению оказывают в муниципальном районе три организации немуниципальной формы собственности. В удовлетворении требования прокурора отказано (апелляционное определение Смоленского областного суда от 22.10.2013 по делу № 33–4473).

Организационно-правовую форму ритуальной службы определите самостоятельно. Но сама служба должна быть муниципальной

В то же время в практике судов распространен и другой подход, согласно которому наличие хозяйствующих субъектов немуниципальной формы собственности не должно подменять собой создание специализированной муниципальной организации. Органы местного самоуправления не вправе присваивать статус специализированной службы по вопросам похоронного дела коммерческим организациям или индивидуальным предпринимателям. Примеры таких решений: определение ВАС от 21.07.2008 № 9352/08 по делу № А60-19144/07-С4, постановление ФАС Поволжского округа от 27.02.2014 по делу № А12-4365/2012, постановление ФАС Северо-Западного округа от 21.02.2013 по делу № А21-7662/2012, постановление ФАС Уральского округа от 19.03.2012 № Ф09-7288/10 по делу № А76-6041/2010, постановление Президиума ВАС от 18.05.2011 № 17206/10 по делу № А76-6041/2010-35-192. Того же мнения придерживается и антимонопольная служба.

ПРИМЕР 5. Индивидуальный предприниматель обратился в территориальное УФАС с заявлением о неправомерных действиях муниципалитета. Местная администрация наделила одну из компаний статусом специализированной организации и тем самым создала ей преимущества в вопросах похоронного дела на рынке ритуальных услуг.

Комиссия УФАС указала, что чиновники нарушили закон. Орган местного самоуправления присвоил компании особый статус, но это не означает, что он создал специализированную службу по вопросам похоронного дела. Такие действия органов власти могут привести к тому, что у компании появятся необоснованные преимущества в осуществлении предпринимательской деятельности на рынке организации похорон и предоставления связанных с ними услуг. Это нарушение законодательства о защите конкуренции (решение УФАС по Челябинской области от 29.12. 2017 по делу № 16–07/17).

Так в судебной практике возникло два взаимоисключающих подхода. Одни суды принимали решение о том, что статусом специализированной организации может быть наделена организация любой формы собственности. Другие указывали, что таким статусом можно наделить только организацию, которую создал орган местного самоуправления. Противоречие разрешил Верховный суд.

Важный документ: Кассационное определение Верховного суда от 01.06.2018 № 36-КГПР18-3

ПРИМЕР 6. Прокурор потребовал, чтобы местная администрация создала на территории муниципалитета специализированную службу по вопросам похоронного дела. Суд первой инстанции прокурора не поддержал. В муниципальном образовании есть хозяйствующие субъекты, оказывающие ритуальные услуги в соответствии с гарантированным перечнем. Апелляция поддержала это решение.

Верховный суд отменил состоявшиеся акты и направил дело на новое рассмотрение. При этом высший судебный орган пришел к выводу, что федеральный законодатель предусмотрел создание в муниципальном районе специализированной службы именно органом местной власти как гарантию исполнения требований Закона № 8-ФЗ. У лиц, которые осуществляют погребение, должно быть право выбора похоронной организации независимо от наличия на территории муниципального образования иных поставщиков ритуальных услуг. Вывод суда первой инстанции о том, что статусом специализированной службы можно наделить любой хозяйствующий субъект, — ошибочный. Орган местной власти вправе самостоятельно определить организационно-правовую форму специализированной службы по вопросам похоронного дела. Но такую службу должен создать именно орган местного самоуправления.

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ:

  • Создание специализированной службы по вопросам похоронного дела — обязанность органа местного самоуправления. Не ставьте ее в зависимость от наличия денежных средств в местном бюджете, в том числе в случаях, когда он дотационный. Исполните данную обязанность, даже если в муниципалитете функционируют аналогичные организации немуниципальной формы собственности
  • Специализированная организация по вопросам похоронного дела должна быть создана в каждом муниципальном образовании. Суды признают необходимость создания специализированной организации в поселении, даже если на территории муниципального района уже создана и функционирует такая организация.
  • Специализированную службу должен создать именно муниципалитет. Если вы наделите организацию немуниципальной формы собственности статусом специализированной организации, то нарушите законодательство о защите конкуренции. Так считает Верховный суд.

РУСЛАН ПОПОВ, руководитель юридической компании «Интел-право»

Основные новшества проекта нового закона “О похоронном деле”

Разработан проект нового закона РФ «О похоронном деле», который заменит действующий закон 1996 г. Старый явно устарел и не отвечает реалиям жизни.

Новый ФЗ предусматривает:

  • учреждение федерального органа по вопросам похорон
  • разграничение полномочий и обязанностей в вопросе похорон между федеральными и региональными властями
  • разделение похоронной сферы на медицинские, ритуальные и религиозные услуги
  • ужесточение контроля над медицинскими учреждениями и ритуальными службами
  • пересмотр гарантированного списка услуг по погребению и погребальных предметов
  • создание реестров ритуальных служб и кладбищ
Читайте так же:  Порядок сноса самовольных построек органами местного самоуправления в 2020 году

Учреждение надзорного органа в сфере похоронного обслуживания

Одна из важнейших частей закона – учреждение федерального надзорного органа, отвечающего за регулирование ритуальной сферы. На общегосударственном уровне будут утверждены нормативно-правовые акты и стандарты качества ритуальных услуг.

Будет уточнен порядок захоронения граждан с заслугами перед страной, похороны которых организуются за государственный счет и четко прописан перечень заслуг, которые дают право умершему быть похороненным на Федеральном военном мемориальном кладбище (ФВМК).

Утверждение полномочий и обязанностей региональных властей в вопросе похорон

Видео (кликните для воспроизведения).

Местные власти будут регулировать похоронное дело на своих территориях. Местные законы, акты будут неукоснительно соответствовать общероссийскому закону и не могут вступать с ним в противоречие. В задачи региональных властей будет входить:

  • утверждение типовую форму договора об оказании ритуальных услуг
  • утверждение порядка предоставления мест на кладбищах и расчет платы за эти места
  • обеспечение организацию похорон по гарантированному перечню услуг
  • уточнение перечень погребальных предметов для социальных похорон
  • создание и обслуживание кладбищ и крематориев

Разделение похоронной сферы на медицинские, ритуальные и религиозные услуги

Сейчас эти услуги переплетены. Зачастую в медучреждениях действуют ритуальные службы, врачи оказывают платные услуги по подготовке тела к похоронам в моргах, похоронные службы организуют отпевания. Во избежание злоупотреблений и для защиты прав потребителей эти сферы будут разграничены.

Выставку и продажу ритуальной продукции в медучреждениях планируется запретить. Также похоронным службам запретят размещать пункты обслуживания в моргах и больницах.

Предполагается, что под запрет попадут платные услуги моргов – бальзамирование, омовение и косметическая подготовка покойного к похоронам.

Ужесточение контроля над медицинскими учреждениями и ритуальными службами

Помимо запрета на оказание ритуальных услуг для медицинских учреждения и религиозных услуг для похоронных служб, новый закон предполагает ужесточить контроль над работой этих организаций.

Работникам медицинских служб будет строго запрещено разглашать информацию об умершем или его родственниках. Таким образом законодатели рассчитывают пресечь практику, когда сотрудники морга продают информацию о смерти и контактную информацию родственников покойного. Эти нарушения будут рассматриваться как административные правонарушения.

Для похоронных служб будет введено обязательное лицензирование. Ритуальные услуги смогут оказывать только компании, заключившие договор с местными властями. Для заключения договора им необходимо соответствовать сформулированным требованиям по имуществу и квалификации персонала. При заключении договора похоронное бюро обяжут указывать перечень услуг и реальные расценки на них. Компании, которые недобросовестно выполняют свои обязательства и некачественно оказывают ритуальные услуги, можно будет привлечь к административной ответственности.

Пересмотр гарантированного списка услуг по погребению и погребальных предметов

Социальные похороны для пенсионеров, безработных, ветеранов ВОВ и других льготных категорий пересмотрят. Сейчас социальные (безвозмездные) похороны организуются либо городскими похоронными службами, либо госструктурами, а услуги и товары предоставляются по гарантированному перечню, который не включает такие необходимые предметы и услуги, как крест или надгробие на могилу, работу носильщиков, доставку провожающих в последний путь с кладбища.

В новом законе перечень будет дополнен, чтобы родственникам покойных не было нужно доплачивать. А для самих товаров и услуг утвердят стандарт качества.

Реестр похоронных служб и кладбищ

В законопроекте предусматривается создание реестров похоронных служб, кладбищ и захоронений.

Реестр уполномоченных служб по вопросам похоронного дела поможет потребителям быстро найти и выбрать качественное, проверенное ритуальное агентство с хорошей репутацией и отзывами.

Реестр недобросовестных организаций отразит компании, нарушающие правила, нормы и стандарты работы или вовсе лишённых права работать на рынке.

Должен появиться реестр мест захоронения и кладбищ. Он уменьшит число безымянных могил и упростит поиск захоронений.

«Нужно понимать, что данные о многих захоронениях просто утеряны, в том числе во время войны. К примеру, в Санкт-Петербурге данные о захоронениях хранились в архиве, который был разрушен бомбежками. Страна пережила революцию, войну, когда было не до архивов, людей хоронили во рвах, в братских могилах», — говорится в сопроводительной записке к проекту ФЗ.

Потенциал для наведения порядка в похоронной сфере – систематизация сведений о кладбищах и расположении могил на них, огромный. И все равно стоит признать, что большой массив информации утерян безвозвратно.

Возможно, вам будет интересно:

С 09 января 2020 года специализированная служба по вопросам похоронного дела города будет находиться по новому адресу

Уважаемые жители города!

Информируем вас о том, что с 09 января 2020 года Муниципальное Казённое Учреждение «Специализированная служба по вопросам похоронного дела города Дубны Московской области» будет находиться по адресу: г. Дубна, ул. Ленинградская д.1 (вход с торца, со стороны ул. Векслера).

Контактные телефоны:8(496)-215-47-30, 8(496)-212-50-00.

Создание специализированной службы по вопросам похоронного дела в 2020 году

В соответствии с Федеральными законами от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», постановлением Правительства Российской Федерации от 24 января 20198 года № 32 «Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2019 году», статьей 6 Устава городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 19 марта 2009 года № 14/7 «Об органе регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, платы за жилое помещение, тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений городского округа город Уфа Республики Башкортостан»,

1. Установить с 1 февраля 2019 года предельный размер стоимости услуг, оказываемых на безвозмездной основе супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению специализированной службой по вопросам похоронного дела, в размере 6838,44 руб. (с учетом уральского коэффициента), в том числе:

1.1. Оформление документов, необходимых для погребения — плата не взимается

1.2. Предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения — 1789,52 руб.

1.3. Перевозка тела (останков) умершего на кладбище — 1962,61 руб.

1.4. Погребение — 3086,31 руб.

2. Признать утратившим силу с 1 февраля 2019 года постановление Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 19 февраля 2018 года № 208 «Об установлении предельного размера стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, оказываемых специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми в соответствии с законодательством, в городском округе город Уфа Республики Башкортостан».

Читайте так же:  Украинское водительское удостоверение международного образца в 2020 году

3. Контроль за исполнением данного постановления возложить на первого заместителя главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан Хусаинова С.С.

Эксперт: кадастровый учет мест захоронения в России фактически отсутствует

МОСКВА, 17 октября. /ТАСС/. Ситуацию в похоронной отрасли в РФ следует охарактеризовать как кризисную, в связи с чем назрела необходимость грамотного управления ею на государственном и региональном уровнях, в первую очередь в сфере кадастрового учета, который фактически отсутствует. Об этом ТАСС рассказал руководитель комиссии по вопросам похоронного дела Общественного совета при Минстрое России Павел Кодыш.

«Кадастр существующих и ранее существовавших мест захоронений в Российской Федерации на местах фактически отсутствует. Бесхозные могилы на кладбищах составляют 20-30% от общего количества захоронений», — сказал он. Кодыш отметил, что «крайне неприглядный вид имеют многие сельские кладбища и кладбища малых городов, которые превратились в заброшенные погосты».

«В настоящее время в России отсутствует федеральный орган исполнительной власти по координации и регулированию в области похоронного дела», — отметил эксперт.

Ранее в среду сообщалось, что законопроект «О похоронном деле» внесен в правительство. Законопроектом вводятся единые принципы и правила оказания ритуальных услуг, а также система контроля над специализированными службами. Законопроект также регламентирует деятельность специализированных служб по вопросам похоронного дела, в том числе по приему заказов, порядок предоставления земельного участка для захоронения останков, праха умершего, правила выдачи тела из морга. Согласно законопроекту, в России могут появиться частные кладбища.

История похоронного дела в современной России

Чтобы понять, как похоронная сфера России приняла свой текущий вид, необходим вспомнить, как обстояли дела с похоронами в позднем Советском Союзе и во время перестройки.

Главный элемент похоронной инфраструктуры любой европейской страны – это, конечно же, кладбища. В СССР по очевидным причинам все кладбища были государственными и подчинялись органам местного самоуправления, а эти органы, в свою очередь, не имели ни ресурсов, ни правовой базы, ни, в сущности, какой-либо мотивации заниматься похоронными вопросами. Именно поэтому кладбища в Советском Союзе – особенно в первой половине ХХ века – пребывали в полнейшей разрухе: ни одно ведомство не желало брать на себя ответственность за уход за могилами, так что кресты и памятники разбирались на стройматериалы, могилы зарастали травой, а между ними крестьяне сажали картошку. Последнее подтверждается многочисленными распоряжениями центральных и местных властей пресечь подобное могильное садоводство – причем, очевидно, это как было проблемой в 1920-х, так и осталось к 1960-м.

С переходом к рыночной экономике, однако, создание частных кладбищ разрешено не было, как не разрешено оно и по сей день. Однако есть важный нюанс: поскольку местные органы власти как при СССР, так и сейчас не горят желанием брать на себя вопросы ухода за кладбищами, они нередко “сдают в аренду” кладбищенскую территорию частным компаниям, благодаря чему в современной России существуют как будто бы частные кладбища де-факто, хотя де-юре их быть не может. Другой важный элемент советского наследия заключается в том, что при Советском Союзе учет и контроль захоронений сперва не велся вовсе, а под самый конец таки велся, но из рук вон плохо. Как итог, на момент развала Советского Союза на его территории функционировали тысячи стихийно сложившихся официально не существующих кладбищ, не отмеченных ни на одной карте. Такие кладбища продолжают функционировать по сей день.

Большинство легально существующих кладбищ, номинально принадлежащих муниципалитетам, не включены в кадастр и не существуют как юридические объекты – чтобы от местных органов нельзя было потребовать развития этих объектов. Это, в свою очередь, возвращает нас к проблеме учета и контроля захоронений: по состоянию на 2019 год в России не существует общефедерального ведомства или интернет-портала, которые могли бы сказать гражданину, кто и где захоронен. А чтобы создать подобное ведомство, потребовалось бы как минимум вывести из тени тысячи неучтенных кладбищ.

Что же касается альтернативных методов захоронения, то и здесь нам не повезло с наследством: при СССР кремация активно пропагандировалась, но дальше лозунгов дело шло плохо, потому что оказалось, что возводить крематории – сложно и очень дорого. Советская власть быстро осознала, что не в состоянии обеспечить ими всю необъятную страну, и похоронила это начинание. Как итог, на момент развала во всем СССР существовало всего 5 крематориев. Сегодня ситуация с такими похоронами в России гораздо лучше: сейчас крематориев более 20 и их число растет, и все же по числу кремаций наша страна по-прежнему отстает от многих развитых государств.

Первые похоронные бюро в современной России

Когда в 1987 стало законным создавать частные коммерческие предприятия, почти сразу появились фирмы, работающие в похоронной сфере: мастерские по изготовлению и магазины по продаже ритуальных товаров, похоронные агентства и т.п. Появившись, они стали эксплуатировать сложившуюся за советские годы систему кустарного производства: в отсутствие развитой индустрии по производству и распространению ритуальных товаров и услуг, много десятилетий люди этим занимались полуподпольно: кто-то мастерил гробы на дому, кто-то с молчаливого согласия коллег и начальства эксплуатировал ресурсы и инструменты предприятия, на котором работал, чтобы сваривать металлические ограждения и памятники. Эта сеть кустарных производителей и стала основой зарождающейся рыночной модели.

Однако частным предпринимателям как тогда, так и поныне, было разрешено лишь продавать погребальную продукцию и организовывать обряды и церемонии, в то время как такие ключевые объекты, как кладбища, крематории и морги так и остались в руках государства. Справедливости ради отметим, что создавать частные морги и крематории в России все же можно, однако с серьезными ограничениями и большими бюрократическими трудностями. Как итог, частных крематориев в РФ существует два, а частные морги ограничены в проведении патологоанатомических вскрытий и судебно-медицинских экспертиз – так что на самом деле частными являются в основном морги типа “трупохранилище”.

Юридические проблемы

При переходе от плановой экономики к рыночной многие аспекты законодательства были оставлены без основательного переосмысления: в целом ряде случаев, если что-то кое-как работало, то и чинить это законодатель не спешил. Так и при переводе похоронной индустрии на новые рельсы слишком много элементов оказалось унаследовано из советской системы хозрасчетных похоронных бюро, которые никогда не были предназначены для того, чтобы выступать как самостоятельные и независимые агенты экономики. Из-за многочисленных белых пятен в законодательстве многие вопросы похоронной сферы остаются юридически не урегулированными. В правительстве разрабатывается новый законопроект о похоронном деле, призванный разрешить существующие проблемы, но работа над ним идет уже много лет и до сих пор не завершена.

Читайте так же:  Работа сотрудник полиции женщина

Во многих регионах юридические проблемы привели к созданию широкие сети неформальных связей между участниками похоронного процесса, которые стали посредниками друг для друга. Так, например, работники моргов в России оказывают дополнительные платные ритуальные услуги, вроде омовения и украшения тела перед выдачей родственникам. Некоторые похоронные службы имеют свою «агентуру» в рядах медиков и полицейских, что позволяет им узнавать о смертях людей и тут же получать контакты их родственников. Хотя многие из этих неформальных связей не являются нелегальными по российским законам, они, во-первых, очевидно проблематичны с моральной точки зрения, а во-вторых, явно выбиваются из общемирового опыта: в Европе или США подобные практики были бы уголовными преступлениями.

Правовая неурегулированность похоронного дела проявляется еще и в том, что в России до сих пор не существует федерального органа, который осуществлял бы надзор за похоронной деятельностью. Также нет специальных требований, необходимых для открытия частного похоронного агентства, не требуется ни особых лицензий, ни какого-либо специального образования. Как итог, в то время как открытие, например, кофейни сопровождается множеством проверок и согласований, открытие похоронного бюро не требует ничего такого и открыть его может абсолютно кто угодно. В Москве эта проблема частично решена введением статуса городской специализированной службы по вопросам похоронного дела.

В некоторых городах страны, например, в Санкт-Петербурге и Москве, ситуация улучшается за счет местного законодательства, но в большинстве регионов похоронное дело по сей день остается неразвитым. Несмотря на работу отдельных компаний, таких как Ritual.ru, и местных органов власти по совершенствованию ритуальной сферы, на общероссийском уровне проблемы останутся до тех пор, пока в законодательстве существуют «слепые зоны».

Возможно, вам будет интересно:

Создание специализированной службы по вопросам похоронного дела в 2020 году

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Перечень поручений Президента Российской Федерации по результатам проверки исполнения законодательства и решений Президента Российской Федерации по вопросам организации погребения и похоронного дела, проведенной Контрольным управлением Президента Российской Федерации (утв. Президентом РФ 9 июля 2017 г. N Пр-1330)

В целях повышения уровня доступности, качества и удовлетворенности граждан услугами по погребению умерших:

1. Правительству Российской Федерации совместно с высшими должностными лицами (руководителями высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации разработать и реализовать комплекс мер, предусматривающих, в том числе:

а) организацию оказания гарантированного перечня услуг по погребению умерших на безвозмездной основе по принципу «одного окна» с использованием страхового номера индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования;

б) проведение инвентаризации действующих и неблагоустроенных (брошенных) мест погребения (кладбищ) для исключения искусственного дефицита мест погребения и в случае необходимости резервирование земель для размещения мест погребения в рамках территориального планирования;

в) государственную регистрацию прав собственности на существующие места погребения, включая неблагоустроенные (брошенные) места погребения.

2. Правительству Российской Федерации:

а) обеспечить определение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на реализацию государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере похоронного дела;

б) для формирования единообразного подхода к организации похоронного дела в субъектах Российской Федерации разработать на федеральном уровне методические рекомендации по вопросам:

создания и деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела, в том числе требования к их материально-техническому оснащению и наличию квалифицированного персонала;

определения стоимости услуг, включенных в гарантированный перечень услуг по погребению умерших, возмещаемой специализированной службе по вопросам похоронного дела, и стандартов их качества;

осуществления учета граждан, ответственных за места захоронения;

в) завершить разработку и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации законопроект о похоронном деле, предусмотрев в нем, в том числе:

закрепление за органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий по организации похоронного дела;

формирование единой системы учета мест погребения (кладбищ) и мест захоронения (могил) и порядка ее функционирования, сбора, хранения и выдачи информации о наличии, составе, местоположении и техническом состоянии таких мест;

контроль за деятельностью специализированных служб по вопросам похоронного дела;

г) проработать вопрос о предоставлении (резервировании) участков для погребения умерших на платной основе, в том числе для создания семейных (родовых) захоронений, только на специально созданных коммерческих кладбищах.

3. Генеральной прокуратуре Российской Федерации совместно с Министерством внутренних дел Российской Федерации провести комплексную проверку соблюдения законодательства при организации похоронного дела и оказании услуг по погребению умерших, по результатам которой разработать и утвердить план мероприятий, направленных на ликвидацию теневого рынка услуг.

Президент Российской Федерации В. Путин

Обзор документа

Составлен перечень поручений Президента РФ, направленных на повышение уровня доступности, качества услуг по погребению и удовлетворенности граждан таковыми услугами.

Так, планируется организовать оказание гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе по принципу «одного окна» с использованием СНИЛС; провести инвентаризацию действующих и неблагоустроенных (брошенных) мест погребения (кладбищ) для исключения искусственного дефицита мест погребения и в случае необходимости — резервирование земель для размещения мест погребения в рамках территориального планирования.

Целесообразно провести госрегистрацию прав собственности на существующие места погребения, включая неблагоустроенные (брошенные).

Видео (кликните для воспроизведения).

За органами исполнительной власти регионов планируется закрепить полномочия по организации похоронного дела; по формированию единой системы учета мест погребения (кладбищ) и мест захоронения (могил); по контролю за деятельностью специализированных служб по вопросам похоронного дела.

Создание специализированной службы по вопросам похоронного дела в 2020 году
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here