Способы замещения должностей государственных служащих в россии

Самая важная информация по теме: "Способы замещения должностей государственных служащих в россии" с выводами от профессионалов. В случае возникновения вопросов и при необходимости актуализации данных вы можете обратиться к дежурному юристу.

newinspire

Способы замещения должностей на государственной и муниципальной службе

В настоящее время применяются четыре организационно-правовых способа замещения должностей на государственной и муниципальной службе: зачисление, назначение, выборы и конкурс.

Зачисление на службу по личной инициативе и заявлению кандидата на должность применяется для замещения внекатегорийных должностей вспомогательно-обслуживающего персонала, не относящихся к государственным и муниципальным должностям, но предусмотренных штатным расписанием в целях технического обеспечения деятельности государственных и муниципальных органов (технические секретари, лаборанты, специалисты по компьютерному обслуживанию, архивариусы, курьеры и др.), а также для замещения младших муниципальных должностей.

Назначение как способ замещения должностей на государственной и муниципальной службе охватывает многие высшие, главные, ведущие, старшие и некоторые младшие государственные и муниципальные должности государственной и муниципальной службы соответственно.

Конкурс на замещение вакантной государственной или муниципальной должности государственной или муниципальной службы обеспечивает право граждан на равный доступ соответственно к государственной и (или) муниципальной службе.

Конкурс проводится среди граждан, подавших заявление на участие в нем, причем государственные и муниципальные служащие могут участвовать в конкурсе независимо от того, какие должности они занимают в момент его проведения.

По действующему законодательству в конкурсном порядке замещаются вакантные старшие, ведущие, главные и высшие государственные должности федеральной и государственной службы субъектов Федерации, а также высшие, главные и старшие муниципальные должности муниципальной службы.

Конкурс — это, по существу, замещение должности в порядке соревнования. Претенденты на занятие соответствующей должности сами заявляют о своем желании посостязаться, а конкурсная комиссия и администрация органа оценивают их документальные, профессиональные, личностные данные и на этой объективной основе отдают предпочтение одному из них с использованием различных методик оценки.

Выборы как способ замещения государственных и муниципальных должностей применяются достаточно широко. Через выборы замещаются государственные должности Президента РФ, глав администраций субъектов РФ (Президенты республик в составе Российской Федерации, Губернаторы краев и областей), Председателя Государственной Думы и краевой (областной) думы, а также должности председателей комитетов всех государственных органов представительной (законодательной) власти.

Еще более широко выборность применяется в системе местного самоуправления (выбираемые непосредственно населением должностные лица и должностные лица, из бранные представительными органами).

Характерный признак выборности как способа замещения любых, где бы то ни было, должностей — то, что избираемое лицо выдвигается из числа тех, кто избирает (население, депутатский корпус и т.д.). Отсюда вытекает то, что в своей последующей деятельности избранное лицо полностью подотчетно тем, кто его избрал, ответственно перед ними, поскольку они всегда могут его отозвать.

Источник: http://newinspire.ru/l/3/33/747-sposoby-zameshcheniya-dolzhnostej-na-gosudarstvennoj-i-munitsipalnoj-sluzhbe.html

Основы государственной службы и кадровой политики

Способы замещения государственных должностей

Способы замещения государственных должностей, в том числе гражданской службы, возможны разные. Отбор персонала, т.е. прием на гражданскую службу или выдвижение на вышестоящую должность гражданской службы, завершается замещением должности государственной гражданской службы на основании соответствующего нормативного акта о назначении на должность.

Замещение должности — это способ приобретения гражданином соответствующего должностного статуса оформленного назначением.

Назначение на должность — это юридическое оформление (закрепление) должностного статуса государственного служащего, произведенное органом власти и выраженное в форме распорядительного документа — постановления, приказа и т.д.

К основным способам замещения государственной должности следует отнести конкурс, избрание, выбор, выборы. Все они имеют свои методики и техники отбора и отражены в законодательных актах Российской Федерации.

Конкурс на замещение должности основной способ формирования кадрового состава гражданской службы. Порядок и условия проведения конкурса на гражданской службе Российской Федерации определены нормативно в ст. 22 «Поступление на гражданскую службу и замещение должности гражданской службы по конкурсу» Федерального закона № 79-ФЗ от 27 июля 2004 г. и в указе Президента РФ «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации» № 112 от 1 февраля 2005 г.

Конкурс на замещение должности гражданской службы это определение в соответствии с условиями конкурса из числа кандидатов на замещение должности гражданской службы кандидата, наиболее соответствующего требованиям этой должности. Для конкурса требуется: обязательное наличие не менее двух претендентов на замещение должности, органа, уполномоченного оценивать характеристики конкурсантов (государственные конкурсные комиссии), критерии оценки претендентов, процедуры проведения конкурса

Победителем конкурса становится тот кандидат, показатели которого выше показателей других претендентов. Результаты конкурса, оформленные решением конкурсной комиссии, являются необходимым и достаточным основанием для назначения на должность гражданской службы. На государственной гражданской службе РФ без конкурса могут замещать должности лишь младшей группы должностей.

Основной формой замещения вакантных должностей государственной гражданской службы по конкурсу является конкурс-испытание.

Избрание на должность — это определение из числа кандидатов на замещение должности одного специально уполномоченным коллективным органом власти. Для этого способа замещения должности, как правило, обязательно наличие у претендентов формальных признаков для участия в процедуре избрания. Избрание на должность может быть безальтернативным — претендентов не обязательно должно быть более одного. Этот способ замещения должности используется в настоящее время в законодательных органах государственной власти и органах местного самоуправления Российской Федерации. Например, избрание из числа депутатов председателя Государственной Думы, председателей региональных законодательных собраний, избрание спикера Совета Федерации, председателя ЦИК.

Выбор на должность — это определение из числа претендентов на замещение должности одного органом либо государственным должностным лицом. Этот способ замещения должности не обязательно требует гласного обсуждения кандидатов (или их документов) и обоснования мотивов выбора. Этот способ замещения должности характерен для высших должностей, замещение которых осуществляется по решению лиц, замещающих должности политиков. Например, выбор Президентом РФ кандидатуры на пост Председателя Правительств;) РФ, федерального министра, руководителя федерального ведомства. Выбор на должность производится также на гражданской службе — для группы младших должностей государственной гражданской службы. где не проводится конкурс.

Читайте так же:  Страхование работников от несчастных случаев на производстве в 2020 году

Выборы на должность — это определение из числа претендентов на должность одного путем голосования (открытого или тайного) членами коллектива, выборщиками, избирателями электоратом. Результаты выборов являются необходимым и достаточным условием для занятия должности, не требующим утверждения. Это основной способ занятия высших государственных должностей и органов местного самоуправления, а также должностей в общественных объединениях, политических партиях, научных и других организациях. Всенародные выборы Президента РФ типичный пример данного вила замещения государственной должности. К этому типу замещения должности относятся выборы председателя политической партии, президента Российской академии наук и т.д.

Источник: http://isfic.info/gossab/civserv72.htm

2. Способы замещения государственных должностей.

Государственная служба проходит на государственных должностях. Государственная должность — должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов РФ, а также в иных государственных органах, образуемых в соответствии с КРФ, с установленными кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей.(ст.1. Закона “ О гос. службе” от 31 июля 1995).

Гражданин поступает на государственную службу на неопределенный срок, либо на условиях трудового договора на срок не более пяти лет.

В РФ существует 4 основных способазамещения должностей:

1.Назначение— понимается: юридический акт компетентного государственного органа или должностного лица, определяющий момент возникновения или официального возложения функций, прав и обязанностей, определяемых должностью. Путем назначения замещается большинство государственных должностей. Это основной способ.

2. Выборы— предполагают согласие лица на избрание, обязательную процедуру выдвижения кандидата и саму процедуру избрания. Сложный, дорогой способ.

3. Конкурс— один из способов замещения должности по выбору, проводится среди лиц, подавших заявления об участии в конкурсе. Так замещаются научные и творческие должности. Конкурс объявляется на вакантную должность. Такие должности замещаются на определенный срок. (до 5 лет). Обязательно объявление в печати, причем в этом объявлении содержатся основные требования к должности. Могут участвовать несколько кандидатов. Конкурс проводится конкурсной комиссией. Комиссия принимает решение, которым рекомендует лицо на должность, либо признает избранным. Но назначается на должность приказом руководителя.

4. Контракт— предполагает срочное замещение службы, заключается договор на определенный срок, применяется в ОВД и Службе по контракту. Заключению контракта может предшествовать конкурс. Контракт подписывается, но также необходим приказ на замещение должностей. Права и обязанности, ответственность наступает с момента подписания приказа.

1. Административно-правовой статус общественных объединений.

Правовая база — ст. 30 КРФ:

1.Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.

2.Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.

Конституционные положения конкретизируется в законодательстве, которое регламентирует содержание права на объединение, его основные государственные гарантии, статус ОО, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации:

Закон “Об общественных объединениях“ 19 мая 1995 г.;

Закон “О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности“ 12 января 1996;

Общественное объединение — добровольное, самоуправляемое некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов, для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения(ст.5 Закона “Об ОО”).

В состав учредителей таких объединений наряду с физическими лицами могут входить и юридические. Не могут быть учредителями, членами и участниками ОО органы гос. власти и органы местного самоуправления.

ОО создаются в нескольких формах:

5.орган общественной самодеятельности.

Общественная организация— основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе общности интересов, для защиты интересов и достижения цели объединившихся граждан.

Общественное движение состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные, общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.

Общественный фонд один из видов некоммерческих фондов, представляет собой не имеющее членство общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов и иных не запрещенных законом поступлений, и использование данного имущества на общественно-полезные цели.

Общественное учреждение не имеющее членства общественное объединение ставящее целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения.

Орган общественной самодеятельности не имеющее членства общественное объединение, целью которого являются совместные решения различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы и учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания.

КРФ запрещаетсоздание и деятельность ОО, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушения целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни, (ст. 13. ч.5. Закона “Об ОО”). В случае нарушения КРФ, конституций и уставов субъектов РФ, законодательства, совершения действий, противоречащих уставным целям и неустранения этих нарушений после представления прокурора или после двух письменных предупреждений органа, регистрирующего ОО, деятельность ОО приостанавливается судом на срок до 6 месяцев. Если нарушения не будут устранены и в этот период, то ОО м.б. приостановлено или ликвидировано ( ст. 42, 43, 44 Закона “Об ОО”). Статус ОО — вмешательство органов гос. власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений, равно как и вмешательство общественных объединений в деятельность ОО не допускается.

1.обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений;

2.оказывает поддержку их деятельности;

3.законодательно регулирует предоставление им налоговых и иных льгот и преимуществ. Гос. поддержка может выражаться: в виде целевого финансирования отдельных общественно-полезных программ (предоставление грантов); заключение любых видов договоров в т.ч. на выполнение работ и предоставление услуг; социального заказа на выполнение различных государственных программ.

Государственная регистрация общероссийского и международного объединений производится Минюстом РФ, а межрегиональных, региональных и местных ОО производится соответствующими органами юстиции. Для регистрации подается ряд документов:

заявление в регистрирующий орган;

выписка из протокола съезда;

сведения об учредителях;

документ об уплате регистрационного сбора;

документ о предоставлении юридического адреса;

Читайте так же:  Учет работы по совместительству

для отдельных видов ОО существуют дополнения.

Документы подаются на регистрацию в течение 3 месяцев со дня проведения учредительного съезда. Изменения и дополнения к уставу подлежат регистрации в том же порядке, что и само ОО.

Органы, регистрирующие ОО, включают их в реестр юридических лиц. Орган, регистрирующий ОО в 1 мес. срок обязан рассмотреть заявление ОО и принять одно из следующих решений: зарегистрировать ОО и выдать свидетельство о государственной регистрации; отказать в государственной регистрации (выдается письменный мотивированный отказ). Отказ м.б. обжалован в судебном порядке, он не является препятствием для повторной регистрации.

Устав ОО противоречит КРФ, Конституция, Уставам Субъектов РФ и Закону “Об ОО”;

Если не представлен полный перечень документов или не оформлены в надлежащем порядке;

если ранее было зарегистрировано ОО с тем же названием, на территории в пределах которой данное ОО осуществляет свою деятельность;

если регистрирующим органом установлено, что в представленных документах содержится недостоверная информация;

если название ОО оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан.

Отказ в регистрации по мотивам нецелесообразности его создания не допускается.

Религиозные объединенияимеют сходную конструкцию АП статуса. Статус определяется КРФ и Законом от 25 октября 1990 года “о свободе вероисповедания”. Религиозные объединения отделены от государства. Государственные органы не вмешиваются в вопросы определения гражданами своего отношения к религии, в законную деятельность религиозных объединений и не могут поручать религиозным объединениям выполнение государственных целей. Вместе с тем, государство охраняет религиозные объединения. Регистрация производится в Минюсте, либо в субъектах РФ.

Источник: http://studfile.net/preview/636107/page:25/

Поступление на службу и способы замещения должностей на государственной и муниципальной службе

Проблема поступления на службу включает в себя следующий комплекс вопросов: правовые основания, правовые условия и порядок поступления на службу, включая способы замещения должностей на государственной и муниципальной службе.

Правовые основания поступления на службу

–это те конкретные нормы, которые предусматривают саму возможность гражданина поступить на государственную или муниципальную службу и получить статус государственного или муниципального служащего соответственно. Общим правовым основанием поступления на службу является ст. 32 Конституции РФ, ст. 12 Федерального закона «О системе государственной службы в Российской Федерации», ст. 22-27 Федерального закона «О государственной гражданской службе», ст. 3 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», предусматривающие право граждан на равный доступ к государственной и муниципальной службе, а также реестры федеральных государственных должностей государственной службы, реестры должностей государственной гражданской службы субъектов Федерации и муниципальных должностей муници­пальной службы, в которых дается исчерпывающий перечень соответствующих должностей, подлежащих замещению гражданами.

Правовые условия поступления на службу

– это конкретные предусмотренные законодательством обстоятельства, условия и требования к лицу, претендующему на занятие определенной должности: обстоятельства, препятствующие поступлению на государственную и муниципальную службу; профессиональные, квалификационные и иные (социально-психологические, характерологические и другие специфические для отдельных видов службы) требования, а также установленные законодательством определенные возрастные ограничения поступления на службу по некоторым конкретным должностям. Все они в совокупности выражают и закрепляют основы кадровой политики государства.

Порядок поступления на службу

–это сам процесс поступления, процедура замещения должностей на государственной, муниципальной и других видах службы с последующим кадровым оформлением приема служащего на работу по соответствующей должности.

В настоящее время применяется четыре организационно-правовых способа замещения должностей на государственной и муниципальной службе: зачисление, назначение, выборы и кон­курс.

Зачисление

на службу по личной инициативе и заявлению кандидата на должность применяется для замещения внекатегорийных должностей вспомогательно-обслуживающего персонала, не относящихся к государственным и муниципальным должностям, но предусмотренных штатным расписанием в целях технического обеспечения деятельности государственных и муниципальных органов (технические секретари, лаборанты, специалисты по компьютерному обслуживанию, архивариусы, курьеры и др.), а также для замещения младших муниципальных должностей.

Назначение

как способ замещения должностей на государственной и муниципальной службе охватывает государственные и муниципальные должности государственной и муниципальной службы соответственно. Однако назначение применяется ограниченно в рамках государственной гражданской службы и предусмотрено в следующих случаях:

· при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)»;

· при назначении на должности гражданской службы категории «руководители», назначение на которые и освобождение, от которых осуществляются Президентом РФ или Правительством РФ;

Видео (кликните для воспроизведения).

· при заключении срочного служебного контракта;

· при назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы в связи с процедурами сокращения, реорганизации и ликвидации или по состоянию здоровья служащего;

· при назначении на должность гражданской службы гражданского служащего (гражданина), состоящего в кадровом резерве, сформированном на конкурсной основе.

Назначение связано также с отдельными должностями гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, по перечню должностей, утверждаемому указом Президента РФ. По решению представителя нанимателя назначение может использоваться и в группе младших долж­ностей гражданской службы.

Конкурс

на замещение вакантной государственной или муниципальной должности государственной или муниципальной службы обеспечивает право граждан на равный доступ соответственно к государственной и (или) муниципальной службе. Конкурс проводится среди граждан, подавших заявление на участие в нем, причем государственные и муниципальные служащие могут участвовать в конкурсе независимо от того, какие должности они занимают в момент его проведения. По действующему законодательству в конкурсном порядке замещаются вакантные государственные должности, замещаемые, как пра­вило, на неопределенный срок (руководители, специалисты, обеспечивающие специалисты) в системе федеральной и государственной службы субъектов Федерации, а также высшие, главные и старшие муниципальные должности муниципальной службы.

Конкурс – это, по существу, замещение должности в порядке соревнования. Претенденты на занятие соответствующей должности сами заявляют о своем желании посостязаться, а конкурсная комиссия и администрация органа оценивают их документальные, профессиональные, личностные данные и на этой объективной основе отдают предпочтение одному из них с использованием различных методик оценки.

Выборы

как способ замещения государственных и муниципальных должностей применяются достаточно широко. Через выборы замещаются государственные должности Президента РФ, глав администраций субъектов РФ (президенты республик в составе Российской Федерации, губернаторы краев и областей), Председателя Государственной Думы и председателей краевых (областных) дум, а также должности председателей комитетов всех государственных органов представительной (законодательной) власти. Еще более широко выборность применяется в системе местного самоуправления (выбираемые непосредственно населением должностные лица и должностные лица, избранные представительными органами).

Читайте так же:  Причина проведения внепланового инструктажа запись в журнале в 2020 году

Характерный признак выборности как способа замещения любых должностей – то, что избираемое лицо выдвигается из числа тех, кто избирает (население, депутатский корпус и т.д.). Поэтому в своей последующей деятельности избранное лицо полностью подотчетно тем, кто его избрал, ответственно перед ними, поскольку они всегда могут его отозвать.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: http://studopedia.ru/9_107861_postuplenie-na-sluzhbu-i-sposobi-zameshcheniya-dolzhnostey-na-gosudarstvennoy-i-munitsipalnoy-sluzhbe.html

Способы замещения должностей на гражданской службе

На гражданскую службу вправе поступать граждане РФ, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям. Предельный возраст пребывания на гражданской службе — 65 лет.

Способы замещения гражданских должностей

конкурс не проводится:

а) при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)»;

б) при назначении на должности гражданской службы категории «руководители», назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации;

в) при заключении срочного служебного контракта;

д) при назначении на должность гражданской службы гражданского служащего (гражданина), состоящего в кадровом резерве, сформированном на конкурсной основе.

2. конкурс может не проводится:

а) на отдельные должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

б) при назначении на должности гражданской службы, относящиеся к группе младших должностей гражданской службы;

По результатам конкурса:

лица, не включенные в перечень не проходящих конкурсный отбор

в) в случае сокращения, должностей гражданской службы, реорганизацией государственного органа или изменением его структуры, ликвидацией государственного органа.

9. Поступление на государственную гражданскую службу. Конкурс.

Конкурс – оценка профессионального уровня претендентов на замещение должностей гражданских служащих их соответствия квалификационным требованиям в должности гражданского служащего.

Положение о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы РФ утверждено Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. №112.

В Положении устанавливаются единый порядок и условия проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы РФ как в федеральных государственных органах, так и в государственных органах субъектов РФ или их аппаратах.

Конкурс проводится в 3 этапа:

Первый этап «Организационный»: заключается в том, что государственный орган публикует объявление о приеме документов для участия в конкурсе не менее чем в одном периодическом печатном издании, а также размещает информацию о проведении конкурса на сайте государственного органа в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования. На этом же этапе происходит представление документов соискателями должности (личное заявление, анкета, копия паспорта, трудовой книжки, документа об образовании, документ, подтверждающий отсутствие заболевания).

Все сведения, представленные соискателем должности, подлежат проверке. Руководитель принимает решение о дате проведения конкурса 2 этапа. Лицам, допущенным к конкурсу отправляется информация за 15 дней.

Формируется конкурсная комиссия для проведения конкурса:представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие, представитель по управлению государственной службой, независимые эксперты — специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов конкурсной комиссии.

Второй этап «Основной»: представляет собой собственно конкурс, который заключается в оценке профессионального уровня кандидатов (их должно быть не менее 2-х, иначе конкурс не проводится) на замещение вакантной должности, их соответствия квалификационным требованиям к этой должности. Конкурсная комиссия оценивает кандидатов на основании представленных ими документов об образовании, прохождении гражданской или иной государственной службы, осуществлении другой трудовой деятельности, а также на основе конкурсных процедур с использованием законных методов оценки профессиональных и личностных качеств кандидатов, включая индивидуальное собеседование, анкетирование, проведение групповых дискуссий, написание реферата или тестирование по вопросам, связанным с выполнением должностных обязанностей по вакантной должности гражданской службы, на замещение которой претендуют кандидаты. При оценке профессиональных и личных качеств кандидатов конкурсная комиссия исходит из соответствующих квалификационных требований к вакантной должности гражданской службы и других положений, установленных законодательством о государственной гражданской службе.

Третий этап «Подведение итогов»: решение принимается комиссией открытым голосованием, простым большинством. Кандидату сообщается об итогах голосования в течении 30 дней, информация размещается на сайте.

Источник: http://studfile.net/preview/3538517/page:9/

Поступление на службу и способы замещения должностей на государственной и муниципальной службе

Классификация служащих по сферам и видам государственной деятельности и функционально-должностным признакам и полномочиям. Должностные лица.

По роду своей профессиональной работы и сферам деятельнос­ти все служащие делятся на занятых в сфере экономической, социально-культурной и административно-политической дея­тельности.

По видам государственной деятельности все федеральные го­сударственные служащие в Реестре государственных должностей государственной службы разделены по соответствующим органам государственной власти, специализированным на осуществлении различных видов государственной деятельности: служащие пред­ставительных (законодательных) органов государственной влас­ти — Федерального Собрания (Совета Федерации и Государ­ственной Думы) РФ, служащие общегосударственной конт­рольно-надзорной власти (Центральной избирательной комиссии РФ, Счетной палаты РФ, прокуратуры РФ, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации), служащие органов государственной судебной власти (Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и федеральных судов общей юрисдикции, Высшего Арбитражного Суда РФ и федеральных территориаль­ных арбитражных судов), служащие органов государственной исполнительной власти (Правительства РФ, министерств и дру­гих центральных органов исполнительной власти, а также их территориальных органов). Аналогично по видам государствен-ной деятельности классифицируются и государственные служа­щие субъектов РФ.

По функционально-должностным признакам и полномочиям все служащие делятся на три большие группы: руководя­щий состав (руководители), основной состав (специалисты) и вспомогательно-обслуживающий персонал.

Особую и специфическую категорию служащих составляют должностные лица. Бесспорным и общим для всех отраслей пра­ва элементом характеристики понятия должностного лица мож­но считать наличие у него организационно-распорядительных и (или) административно-хозяйственных полномочий. Но при этом в административном праве термин и понятие «должност­ное лицо» многозначны и относятся к нескольким видовым категориям служащих.

В служебно-дисциплинарных административно-правовых отношениях, связанных с применением к служащим мер поощ­рения и ответственности за служебные проступки, должност­ным лицом выступает не непосредственный начальник, а тот руководитель, который наделен правом назначения этого слу­жащего на должность и его увольнения. Начальников и руково­дителей у служащего может быть несколько, а должностное лицо, пользующееся правом применения мер поощрения и дис­циплинарной ответственности, одно — тот начальник, который наделен не просто какими-то распорядительными полномочия­ми, а правомочиями принимать на соответствующую должность и освобождать от должности.

Читайте так же:  Положение о премировании и депремировании работников образец в 2020 году

Во внеслужебных отношениях с гражданами должностным лицом может выступать наделенный публичной властью (т. е. правом отдавать указания, обязательные к исполнению, лицам, не состоящим в его служебном подчинении) представитель го­сударственной или муниципальной власти (миллиционер, во­еннослужащий внутренних войск при исполнении служебных обязанностей по охране общественного порядка, оперативные работники некоторых правоохранительных органов и др.).

Должностные лица многочисленных государственных конт­рольно-инспекционных органов (государственных инспекций), пользующиеся правом применения мер административного пре­дупреждения, пресечения и административных взысканий, тоже составляют особую и специфичную группу государственных служащих — должностных лиц, исчерпывающий перечень кото­рых дан в КоАП РФ.

Проблема поступления на службу включает в себя следующий комплекс вопросов: правовые основания, правовые условия и порядок поступления на службу, включая способы замещения должностей на государственной и муниципальной службе.

Правовые основания поступления на службу — это те конкрет­ные нормы, которые предусматривают саму возможность граж­данина поступить на государственную или муниципальную службу и получить статус государственного или муниципально­го служащего соответственно. Общим правовым основанием поступления на службу является ст. 32 Конституции РФ, ст. 12 Федерального закона «О системе государственной службы в Российской Федерации», ст. 22—27 Федерального закона «О государственной гражданской службе» (27 июля 2004г.), ст. 3 Федерального за­кона «Об основах муниципальной службы в Российской Федера­ции», предусматривающие право граждан на равный доступ к государственной и муниципальной службе, а также реестры фе­деральных государственных должностей государственной служ­бы, реестры должностей государственной гражданской службы субъектов Федерации и муниципальных должностей муници­пальной службы, в которых дается исчерпывающий перечень соответствующих должностей, подлежащих замещению гражда­нами.

Правовые условия поступления на службу — это конкретные предусмотренные законодательством обстоятельства, условия и требования к лицу, претендующему на занятие определенной должности: обстоятельства, препятствующие поступлению на государственную и муниципальную службу; профессиональные, квалификационные и иные (социально-психологические, ха­рактерологические и другие специфические для отдельных ви­дов службы) требования, а также установленные законодатель­ством определенные возрастные ограничения поступления на службу по некоторым конкретным должностям. Все они в сово­купности выражают и закрепляют основы кадровой политики государства.

Порядок поступления на службу — это сам процесс поступле­ния, процедура замещения должностей на государственной, муниципальной и других видах службы с последующим кадровым оформлением приема служащего на работу по соответству­ющей должности.

В настоящее время применяется четыре организационно-правовых способа замещения должностей на государственной и муниципальной службе: зачисление, назначение, выборы и кон­курс.

Зачисление на службу по личной инициативе и заявлению кандидата на должность применяется для замещения внекатегорийных должностей, вспомогательно-обслуживающего персона­ла, не относящихся к государственным и муниципальным долж­ностям, но предусмотренных штатным расписанием в целях технического обеспечения деятельности государственных и му­ниципальных органов (технические секретари, лаборанты, спе­циалисты по компьютерному обслуживанию, архивариусы, ку­рьеры и др.), а также для замещения младших муниципальных должностей.

Назначение как способ замещения должностей на государ­ственной и муниципальной службе охватывает государственные и муниципальные должности государственной и муниципаль­ной службы соответственно. Однако назначение применяется ограниченно в рамках государственной гражданской службы и предусмотрено в следующих случаях: при назначении на заме­щаемые на определенный срок полномочий должности граж­данской службы категорий «руководители» и «помощники (со­ветники)»; при назначении на должности гражданской службы категории «руководители», назначение на которые и освобож­дение от которых осуществляются Президентом РФ или Прави­тельством РФ; при заключении срочного служебного контрак­та; при назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы в связи с процедурами сокращения, реор­ганизации и ликвидации или по состоянию здоровья служаще­го; при назначении на должность гражданской службы граждан­ского служащего (гражданина), состоящего в кадровом резерве, сформированном на конкурсной основе.

Назначение связано также с отдельными должностями граж­данской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, по перечню должностей, утверждаемо­му указом Президента РФ. По решению представителя нанима­теля назначение может использоваться и в группе младших долж­ностей гражданской службы.

Конкурс на замещение вакантной государственной или муни­ципальной должности государственной или муниципальной службы обеспечивает право граждан на равный доступ соответ­ственно к государственной и (или) муниципальной службе. Конкурс проводится среди граждан, подавших заявление на участие в нем, причем государственные и муниципальные слу­жащие могут участвовать в конкурсе независимо от того, какие должности они занимают в момент его проведения. По действу­ющему законодательству в конкурсном порядке замещаются вакантные государственные должности, замещаемые, как пра­вило, на неопределенный срок (руководители, специалисты, обеспечивающие специалисты) в системе федеральной и госу­дарственной службы субъектов Федерации, а также высшие, главные и старшие муниципальные должности муниципальной службы.

Конкурс — это, по существу, замещение должности в поряд­ке соревнования. Претенденты на занятие соответствующей должности сами заявляют о своем желании посостязаться, а конкурсная комиссия и администрация органа оценивают их документальные, профессиональные, личностные данные и на этой объективной основе отдают предпочтение одному из них с использованием различных методик оценки.

Выборы как способ замещения государственных и муници­пальных должностей применяются достаточно широко. Через выборы замещаются государственные должности Президента РФ, глав администраций субъектов РФ (президенты республик в составе Российской Федерации, губернаторы краев и облас­тей), Председателя Государственной Думы и председателей кра­евых (областных) дум, а также должности председателей коми­тетов всех государственных органов представительной (законо­дательной) власти. Еще более широко выборность применяется в системе местного самоуправления (выбираемые непосред­ственно населением должностные лица и должностные лица, избранные представительными органами).

Характерный признак выборности как способа замещения любых должностей — то, что избираемое лицо выдвигается из числа тех, кто избирает (население, депутатский корпус и т. д.). Поэтому в своей последующей деятельности избранное лицо полностью подотчетно тем, кто его избрал, ответственно перед ними, поскольку они всегда могут его отозвать.

Читайте так же:  Алименты отличаются от налогов тем что

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: http://studopedia.ru/3_169704_postuplenie-na-sluzhbu-i-sposobi-zameshcheniya-dolzhnostey-na-gosudarstvennoy-i-munitsipalnoy-sluzhbe.html

Должностной рост государственных гражданских служащих

«Кадровик. Кадровый менеджмент», 2010, N 10

ДОЛЖНОСТНОЙ РОСТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ

Должностной рост является одним из сильнейших стимулов к эффективной деятельности государственных гражданских служащих. В статье проведен анализ того, в какой мере используется этот стимул на государственной гражданской службе Российской Федерации.

Одной из основных целей реформирования государственной службы, обозначенных в Концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации, утв. Президентом РФ 15 августа 2001 г., является кардинальное повышение ее эффективности в целях развития гражданского общества. Актуальность вышеуказанной цели обусловлена тем, что в Федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009 — 2013 годы)», утвержденной Указом Президента РФ от 10.03.2009 N 261, в качестве основного направления реформирования и развития системы государственной службы Российской Федерации выделено повышение ее эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности государственных служащих. Эффективность государственной гражданской службы всецело зависит от эффективности деятельности аппарата органов государственной власти. Высокая результативность труда государственных гражданских служащих достигается, прежде всего, за счет использования всех факторов их профессиональной служебной деятельности. Одной из движущих сил, побуждающих государственных гражданских служащих к достижению поставленных целей, является должностной рост.

На государственной гражданской службе инновационные принципы ее функционирования, позволяющие проводить эффективную кадровую политику, закреплены Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ред. от 14.02.2010, далее — Закон N 79-ФЗ). В соответствии со ст. 60 Закона одним из приоритетных направлений формирования кадрового состава государственной гражданской службы является содействие должностному росту гражданских служащих на конкурсной основе. Указанное содействие должно осуществляться на принципах назначения на должность гражданской службы гражданских служащих с учетом их заслуг в профессиональной служебной деятельности, деловых качеств и совершенствования профессионального мастерства.

Конкурсные процедуры на замещение вакантной должности государственной гражданской службы осуществляются в соответствии со ст. 22 Закона N 79-ФЗ и Указом Президента РФ от 01.02.2005 N 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации».

Необходимо отметить, что конкурсные процедуры применяются выборочно: они действуют в отношении должностей государственной гражданской службы категорий государственных гражданских служащих «специалисты» и «обеспечивающие специалисты» (за исключением младших групп категории «обеспечивающие специалисты»), а для должностей, замещаемых на определенный срок полномочий категории «руководители» и «помощники», победа в конкурсе не имеет значения. При этом категории «специалисты» и «обеспечивающие специалисты», проходящие конкурсные процедуры, составляют большую часть государственных гражданских служащих, а именно 79% от общего количества должностей государственной гражданской службы (рис. 1). На должности категории «руководители», составляющие 17% от общего количества государственных гражданских служащих, назначения осуществляются Президентом РФ или Правительством РФ. Таким образом, 4% государственных гражданских служащих не участвуют в конкурсных процедурах.

Должности государственной гражданской службы

(по категориям) на 1 октября 2009 г.

Оперативная информация Федеральной службы государственной статистики на 1 октября 2009 г. // gks. ru.

Осуществление конкурсного отбора при рассмотрении вопроса о повышении в должности государственных гражданских служащих позволяет поощрять лучшие кадры, которые не только соответствуют квалификационным требованиям к должности государственной гражданской службы, но и превосходят конкурентов по уровню профессионального развития. В связи с этим представляется целесообразным осуществлять конкурс не только для должностей государственной гражданской службы, замещаемых без ограничения срока полномочий, но и при назначении на должности, замещаемые на определенный период времени.

Формирование резерва управленческих кадров

Помимо этого, Законом N 79-ФЗ предусмотрено назначение государственного гражданского служащего на должность государственной гражданской службы из кадрового резерва, который также формируется на конкурсной основе. Механизм формирования кадрового резерва призван обеспечить непрерывный должностной рост государственного гражданского служащего: при невозможности продвижения по службе в государственном органе, в котором он осуществляет свою деятельность в настоящий момент, государственный гражданский служащий может претендовать на вакантную должность в другом государственном органе. Однако в настоящий момент формирование кадрового резерва осуществляется фрагментарно по причине отсутствия на федеральном уровне указа Президента РФ об утверждении положения о кадровом резерве на гражданской службе.

В последнее время наблюдается прогресс в решении указанного вопроса. 23 июля 2008 г. в своем вступительном слове на совещании по вопросам формирования резерва управленческих кадров Президент Российской Федерации подчеркнул «необходимость создания целостной системы воспроизводства и обновления профессиональной элиты в нашей стране. И как инструмент для этого — формирование общероссийского резерва эффективных управленческих кадров» [1]. По результатам вышеуказанного совещания Правительству РФ и Администрации Президента РФ был дан ряд поручений, выполнение которых привело к формированию трехуровнего резерва управленческих кадров:

— так называемая президентская тысяча;

— федеральный резерв (управленческие кадры страны в количестве пяти тысяч человек);

Представляется целесообразным при формировании кадрового резерва государственных гражданских служащих (прежде всего при разработке соответствующего указа Президента РФ) использовать опыт, накопленный в ходе формирования резерва управленческих кадров.

И такие кузницы должны существовать, разумеется, и в рамках бизнес-структур, на региональном уровне, в органах власти, которые занимаются разработкой программных идей для этой власти» [2].

Присвоение классного чина государственной службы

Помимо должностного роста на государственной гражданской службе возможно присвоение классного чина государственной службы. Классные чины гражданской службы присваиваются гражданским служащим в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы в пределах группы должностей гражданской службы. Возможность присвоения классного чина расширяет круг мотивационных механизмов руководителя органа государственной власти, позволяя отмечать достижения государственных гражданских служащих без повышения замещаемой ими должности государственной гражданской службы. Вместе с тем оклад за классный чин составляет всего лишь 4% от денежного содержания (рис. 2), что не позволяет в полной мере применять присвоение классного чина в качестве стимулирования государственных гражданских служащих к эффективной служебной деятельности.

Структура денежного содержания федеральных государственных

гражданских служащих федеральных министерств

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://hr-portal.ru/article/dolzhnostnoy-rost-gosudarstvennyh-grazhdanskih-sluzhashchih

Способы замещения должностей государственных служащих в россии
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here