Срок проведения внеплановой специальной оценки условий труда в 2020 году

Самая важная информация по теме: "Срок проведения внеплановой специальной оценки условий труда в 2020 году" с выводами от профессионалов. В случае возникновения вопросов и при необходимости актуализации данных вы можете обратиться к дежурному юристу.

ОБЯЗАННОСТИ РАБОТОДАТЕЛЯ В СФЕРЕ ПРОВЕДЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА

115

Пресс-служба Профсоюза. 09.09.2019 Печать

0

В соответствии со ст. 212 ТК РФ на работодателя возлагаются обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда.

Проведение специальной оценки условий труда на рабочих местах является одним из мероприятий, которые проводит работодатель для исполнения этой обязанности.

v

Специальная оценка условий труда проводится в отношении каждого рабочего места, включая офисные помещения, не реже чем один раз в пять лет.

Законодательство РФ допускает проведение специальной оценки условий труда на рабочих местах поэтапно.

Исключение составляют рабочие места:

  • тех сотрудников, чья профессия, должность или специальность дает им право на досрочное назначение страховой пенсии по старости;
  • работа на которых дает право на гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и/или опасные условия труда.

Специальная оценка условий труда таких рабочих мест должна быть осуществлена в первоочередном порядке без разделения на этапы.

v

Специальную оценку условий труда должны проводить все организации, в том числе профсоюзные, в которых имеются постоянные рабочие места (согласно штатному расписанию).

v

Специальная оценка условий труда проводится на рабочих местах всех сотрудников.

Исключение составляют рабочие места:

  • надомников;
  • дистанционных работников;
  • работников, которые трудятся у работодателей ‒ физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

Работодатель обязан проводить внеплановую специальную оценку условий труда.

Внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться в следующих случаях:

  • ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
  • получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой специальной оценки условий труда в связи с выявленными нарушениями;
  • произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.

Внеплановая специальная оценка условий труда проводится в срок от 6 до 12 месяцев в зависимости от основания для ее проведения.

Для организации и проведения специальной оценки условий труда работодателем должна быть образована комиссия по проведению специальной оценки условий труда.

Число членов комиссии должно быть нечетным.

В состав комиссии включаются представители работодателя, включая специалиста по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии).

Конкретное количество членов комиссии по проведению специальной оценки условий труда определяется с учетом штатного расписания работодателя.

Состав и порядок деятельности комиссии утверждаются приказом (распоряжением) работодателя.

Комиссию возглавляет работодатель или его представитель.

v

Комиссией должен быть утвержден перечень рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, с указанием аналогичных рабочих мест.

Комиссией должен быть составлен график проведения специальной оценки условий труда.

График утверждается соответствующим приказом руководителя организации.

v

Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и специализированной организацией на основании гражданско-правового договора.

В связи с проведением специальной оценки условий труда работник вправе:

  • присутствовать при проведении специальной оценки условий труда на его рабочем месте;
  • обращаться к работодателю, его представителю, организации, проводящей специальную оценку условий труда, с предложениями по осуществлению на его рабочем месте идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов и за получением разъяснений по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте;
  • обжаловать результаты проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте.

v

По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.

По степени вредности и (или) опасности условия труда подразделяются на четыре класса:

Если по итогам специальной оценки условия труда на рабочем месте признаны вредными и (или) опасными, работодатель обязан, в частности:

1) предоставлять работникам гарантии и компенсации, предусмотренные ТК РФ, например:

  • сократить продолжительность рабочего времени, если условия труда признаны вредными (3-я, 4-я степень) или опасными;
  • повысить размер оплаты труда;
  • предоставить ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, если условия труда отнесены к вредным 2-4-й степени или опасным (не менее 7 дней);

2) обеспечивать работников средствами индивидуальной и коллективной защиты;

3) предоставлять работникам молоко или другие равноценные пищевые продукты;

4) проводить мероприятия по улучшению условий труда работников, например:

  • привести уровень естественного и искусственного освещения на рабочих местах, в бытовых помещениях;
  • снизить уровень загазованности, запыленности воздуха.

v

Результаты специальной оценки условий труда оформляются в виде отчета.

Отчет составляется организацией, проводившей специальную оценку условий труда.

Отчет о проведении специальной оценки условий труда подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии.

Если член комиссии по проведению специальной оценки не согласен с ее результатами, он вправе в письменной форме изложить мотивированное особое мнение. Данный документ прилагается к отчету.

v

Работодатель обязан ознакомить работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах под роспись в течение 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

Работник обязан ознакомиться с результатами проведенной на его рабочем месте специальной оценки условий труда.

В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке.

v

Что грозит, если нарушить установленный порядок специальной оценки условий труда или её не провести (ст. 4.1.1. ч.2.5 ст. 5.27.1 КоАП РФ).

Кому назначается

Вид наказания

Предупреждение или штраф от 5000 до 10000 руб.

При повторном нарушении – штраф от 30000 до 40000 руб. или дисквалификация на срок от одного года до трех лет.

Читайте так же:  Субъекты денежных обязательств

Штраф от 60000 до 80000 руб.

При повторном нарушении – штраф от 100000 до 200000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Техническая инспекция труда

Астраханской областной организации Профсоюза

работников народного образования и науки РФ.

Срок проведения внеплановой специальной оценки условий труда в 2020 году

Все мы знаем, что все компании в обязательном порядке должны были пройти СОУТ до начала 2019 года. Но, к сожалению, далеко не каждая организация в РФ успела пройти спецоценку рабочих мест и в том случае, если к компании наведывалась проверка ГИТ, они получили штрафы за ее отсутствие. Но не во всех организациях была проведена проверка, поэтому и было введено новшество по автоматическому отслеживанию компаний на предмет проведения СОУТ.

С 2020 года Минтруд начнет выписывать штрафы автоматически по тем компаниям, у кого отсутствуют данные по СОУТу в электронной базе. Данный реестр Минтруд начал вести еще в 2014 году, но в первый год действия данной системы не все организации попали в базу и соответственно нельзя объективно сказать о наличии и действии СОУТ по каждой компании. А вот с 2015 годя база уже велась исправно, поэтому через 5 лет и будет внедрена система автоматического наказания. До начала следующего года штрафы грозят только тем компаниям, у которых проводится плановая или внеплановая проверка со стороны инспекции труда.

Кроме того, при сдаче отчетности в ФСС компании также указывают о проведении СОУТ в организации. В том случае, если СОУТ пройден организациям будет предоставлена скидка к тарифам по страхованию. Если же спецоценки нет и при заполнении бухгалтер проигнорировал данный пункт, то в ФСС просто могут не принять отчетность. Кроме того, если компания указывает, что СОУТ не пройден, то ФСС направляет эти данные в инспекцию труда и им даже не нужно выезжать с проверкой, они просто вышлют штраф.

Ответственность за отсутствие СОУТ:

Штрафы регламентируются ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП

— Для должностных лиц – от 5000 – 10 000 рублей или предупреждение
— Для Индивидуального Предпринимателя (ИП) — от 5000 – 10 000 рублей или предупреждение
— Для юр. лиц – от 60 000 – 80 000 рублей

Кроме этого предусмотрена и уголовная ответственность, в том случае если из-за отсутствия СОУТ произошел несчастный случай на производстве. Если нарушение было зафиксировано повторно, то штрафы увеличиваются в разы и достигают 200 000 рублей.

Кому не нужно проводить СОУТ?

Закон предусматривает прохождение СОУТ всем компаниям, находящимся на территории России. Исключениями являются только ИП у которых в штате нет наемных работников и физические лица, которые являются работодателями, но не зарегистрированы как ИП (например – если Вы нанимаете няню или ремонтную бригаду и т.д.). Если в Вашей компании есть надомники или дистанционный персонал, то СОУТ на них не проводится.

СОУТ нового рабочего места

Проведение СОУТ является обязанностью большинства работодателей. Такое требование установлено положениями федерального закона № 426-ФЗ. Исключением из этого правила являются только работодатели-физические лица, а также компании, которые используют только труд надомных или удаленных сотрудников. Наличие должным образом оформленных результатов спецоценки предусматривается для каждого рабочего места в организации. Поэтому для новых мест работы необходимо организовать спецоценку в сжатые сроки.

Новые рабочие места

  • СОУТ при переименовании должности
  • Сроки СОУТ на новых рабочих местах
  • Важно знать (Дополнено 15.04.2019)

Под новыми местами работы в соответствии с 426-ФЗ понимаются позиции, которые ранее отсутсвовали в организации и были впервые организованы. Кроме того, новыми будут считаться также места работы, на которых произошло существенное изменение условий труда. В этих ситуациях для данных позиций необходимо проводить СОУТ новых рабочих мест.

СОУТ при переименовании должности

Однако ст. 17 426-ФЗ предусматривает ряд случаев, когда изменения, затрагивающие определенную должностную позицию, признаются незначительными. К этим случаям относятся:

  • изменение личных данных работодателя, в роли которого выступает индивидуальный предприниматель. Под личными данными понимаются его фамилия, имя и отчество;
  • реорганизация компании и изменение организационных условий работы на данной позиции, которые не затронули характера технологического процесса;
  • изменение наименования должности без внесения новаций в состав производственной технологии на данном месте работы.

Окончательное решение о том, являются ли произведенные изменения существенными или незначительными, принимает специальная комиссия, организованная работодателем. Если в компании действует профсоюзная организация, такое решение целесообразно согласовать с ее представителями. Соответствующее решение стоит зафиксировать в письменной форме в виде локального правового документа. Специального образца для такого решения действующее законодательство не предусматривает. Поэтому комиссия вправе оформить его в произвольном виде. Следует позаботиться о том, чтобы оно было подписано председателем организации и всеми ее членами, на нем была обозначена дата. В документе должно быть четко сформулировано указание об отсутствии необходимости в проведение спецоценки на данном рабочем месте или нескольких местах.

Сроки СОУТ на новых рабочих местах

Порядок организации СОУТ для новых сотрудников описан в ст. 17 федерального закона 426-ФЗ. Он устанавливает, что в соответствии с ч.2 указанной статьи данного нормативного документа сроки СОУТ для нового рабочего места должны составлять не более 12 месяцев. Проведение спецоценки в этом случае расценивается как внеплановое. Поэтому даже если в организации имеется действующий документ, подтверждающий проведение СОУТ на всех других местах работы, выполнение спецоценки в данном случае является обязательным.

Уточняем, что если организованное рабочее место еще не занято, то СОУТ проводить не имеет никакого смысла. Когда на вакантное место найден сотрудник, работодатель договаривается с ним о гарантиях и компенсациях, которые определены результатами проведения СОУТ. После спецоценки нужно добавить класс условий труда в договор и, при необходимости, все компенсации и гарантии, которые полагаются работнику по закону.

С 2020 года за не проведение СОУТ штрафы работодателям будут назначаться автоматически

259

Пресс-служба Профсоюза. 28.10.2019 Печать
Читайте так же:  Статья плоскостопия в военном билете

0

31 декабря 2018 года закончился период проведения специальной оценки условий труда.

В 2019 году Государственная инспекция труда выписывала штрафы за отсутствие СОУТ только тем организациям, которые проверила по плану или вне плана.

С 2020 года за не проведение СОУТ штрафы работодателям будут назначаться автоматически, так как данные о СОУТ заносят в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда уже с 2014 года, но в первый год в систему попали не все результаты СОУТ, а точные есть только с 2015 года.

Нарушения в области специальной оценки условий работы оцениваются действующим законодательством крайне серьезно. Это связано с тем, что несоблюдение порядка проведения СОУТ, установленного положениями 426-ФЗ, рассматривается как нарушение прав работников. Они должны получать полную и достоверную информацию об условиях труда на их местах работы, а также их потенциальном негативном воздействии на здоровье. Поэтому штрафы за отсутствие СОУТ и другие нарушения в этой области являются достаточно крупными. Ответственность работодателя за нарушения в области специальной оценки урегулирована положениями ч.2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, предусматривающей следующие величины штрафов за отсутствие специальной оценки условий труда:

— для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей сумма составит в зависимости от тяжести нарушения от 5000 до 10 000 р.;

— для юридических лиц от 60 000 до 80 000 руб.

Важно знать, что такие суммы штрафов взимаются лишь при первом нарушении. Если повторная проверка выявит нарушение снова, штрафы увеличатся практически вдвое! Возможно и приостановление деятельности организации.

Неправильно проведенная СОУТ может повлечь и уголовную ответственность: если следствием нарушения станет несчастный случай (травма, авария и т.д.), 143 статья Уголовного кодекса предусматривает для работодателя наказание в виде лишения свободы на срок 2 и более лет. Так же придется оплачивать моральный и материальный ущерб пострадавшим.

Таким образом, чтобы избежать при специальной оценке условий труда штрафов и санкций, стоит внимательно изучить законодательство и выполнять все требуемые процедуры точно и в срок.

Государственной инспекцией труда Астраханской области разработана памятка для руководителей «Новые требования к содержанию трудового договора в 2019 году» (Приложение), так как результаты проведения специальной оценки в обязательном порядке надо зафиксировать в трудовых договорах с работниками.

Государственная инспекция труда в Астраханской области

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРИМЕНЕНИЯ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСВА

(памятка работодателю)

Новые требования к содержанию трудового договора в 2019 году

В соответствии с Федеральном законом № 426 от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» завершить проведение специальной оценки труда необходимо было до 31.12.2018 года.

Важно! специальная оценка условий труда считается заершенной с даты утверждения отчета.

Результаты проведения специальной оценки в обязательном порядке надо зафиксировать в трудовых договорах с работниками.

Условия труда на рабочем месте — это обязательное условие трудового договора (ст. 57 ТК).

По итогам специальной оценки рабочие места могут быть признаны:

По итогам специальной оценки необходимо составить дополнительное соглашение к трудовым договорам в таких случаях:

  • если вы провели специальной оценки впервые и до этого не указывали условия труда;
  • если указывали одни условия, а по итогам специальной оценки они изменились;
  • ранее не указали в договорах класс условий труда, а прописали лишь общие характеристики рабочего места

В дополнительном соглашении пропишите, какому классу и подклассу соответствуют условия труда по результатам проведенной специальной оценки. Вот возможная формулировка:

Важно! За отсутствие обязательных сведений в трудовых договорах предусмотрен административный штраф (ч. 1 ст. 5.27 КоАП).

Ознакомьте работников с результатами специальной оценки под подпись. Сделать это надо в течение 30 календарных дней со дня утверждения отчета. Иначе организацию могут оштрафовать на сумму до 80 тыс. руб. (ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП). Если работник в отпуске, на больничном или в командировке, его можно ознакомить с отчетом позже (ч. 5 ст. 15 Закона № 426-ФЗ).

Сроки аттестации рабочих мест в 2020 году

Статью подготовила доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Волгушева Алла Александровна. Связаться с автором

Вернуться назад на Аттестация рабочих мест 2020

Видео (кликните для воспроизведения).

Как и в случае с СОУТ, периодичность проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в 2020 году составляла 5 лет.

Положениями пункта 4 статьи 27 Федерального закона № 426-ФЗ предусмотрено, что если организация провела АРМ до вступления в силу указанного Федерального закона, СОУТ разрешено не проводить в течение пяти лет со дня завершения АРМ. Но если возникнут обстоятельства, по которым необходимо провести внеплановую СОУТ, спецоценку придется проводить, не дожидаясь окончания планового срока.

Как часто проводится аттестация рабочих мест или СОУТ, решает работодатель: хоть ежегодно. Но не реже чем один раз в 5 лет и каждый раз при возникновении условий, обязывающих работодателя провести внеплановую СОУТ.

Основания для проведения внеплановой СОУТ остались те же, что и для АРМ, за исключением нового независимого обстоятельства в виде несчастного случая на производстве. Полный перечень оснований для внеплановой СОУТ указан в статье 17 Федерального закона № 426-ФЗ.

В 2020 году стоимость проведения аттестации рабочих мест (СОУТ) по-прежнему определяется несколькими параметрами:

1. Цена договора с организацией, которая непосредственно проводит СОУТ. В цену обычно входит:
• стоимость исследований и замеров;
• использование специальной аппаратуры;
• командировочные сторонних специалистов и т. д.
2. Размер издержек по результатам аттестации и рационализации рабочих мест:
• если установят классы вредности и опасности, потребуются дополнительные отчисления в Пенсионный фонд, надбавки и компенсации для работников;
• приобретение новых или модернизация имеющихся средств коллективной и индивидуальной защиты;
• замена производственного оборудования, оптимизация его расстановки и т. д.
3. Штрафы за отсутствие аттестации рабочих мест или несвоевременное проведение СОУТ (результаты АРМ можно оспорить и признать не соответствующими действительности). При выборе организации обратите внимание на ее уставные документы (код ОКПД2 для аттестации рабочих мест — 71.20.19.130), сведения о ней обязательно присутствуют в реестре организаций, проводящих СОУТ.

Читайте так же:  Прикрепление на инкурабельного онкобольного переоформляется в 2020 году

Региональный фактор тоже влияет на стоимость аттестации рабочих мест по условиям труда: цены в Москве и Сыктывкаре отличаются.

В 2020 году на вопрос, обязательна или нет аттестация рабочих мест, ответить несложно: она должна быть, если не проводилась спецоценка.

По итогам СОУТ организация, которая непосредственно проводила спецоценку, составляет отчет, работодатель его утверждает. Отчет — многостраничный и объемный документ, форма которого утверждена Приложением № 3 к Приказу Минтруда № 33н.

Для работодателя важен весь отчет целиком, но наибольший интерес для работника представляет третий раздел отчета или СОУТ — непосредственно карта.

В карте содержится различная информация, но наибольший интерес представляют сведения:

• о классификации вредных и опасных факторов;
• используемых средствах индивидуальной защиты и их эффективности;
• рекомендациях по итогам проведенных мероприятий.

Работодатель обязан ознакомить действующих сотрудников с информацией, которую содержит карта, в течение 30 дней с даты утверждения отчета о проведенной СОУТ.

По большому счету, это та же самая процедура специальной оценки рабочих мест. Но порядок и сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда определял не федеральный закон, а Приказ Минздрава № 342н.

Аттестацию тоже проводил работодатель с привлечением специальной организации, тоже образовывалась комиссия, определялись классы опасности и составлялся отчет. Срок аттестации рабочих мест сопоставим со сроками проведения специальной оценки условий труда.

То есть фундаментально, хоть СОУТ фактически и заменил АРМ, функции и задачи остались прежними:

• разработка и реализация мероприятий, направленных на улучшение условий труда;
• информирование сотрудников об условиях труда на их рабочих местах;
• принятие решений о необходимости в организации периодических и предварительных медицинских осмотров;
• установление гарантий и компенсаций работникам, занятым во вредных и опасных условиях труда.

1. Процедура или этап идентификации вредных и опасных факторов производственной среды. Методика проведения этой процедуры утверждена Приказом Минтруда № 33н.
2. Подача декларации о соответствии условий труда государственным нормативным требованиям условиям охраны труда в случае отсутствия (неидентификации) вредных или опасных производственных факторов.
3. Идентификация вредных и опасных факторов производственной среды осуществляется теперь не на всех рабочих местах. Список рабочих мест, на которых этап идентификации не осуществляется, указан в пункте 6 статьи 10 Федерального закона № 426-ФЗ.

Указанные нововведения никак не отразились на сроках проведения аттестации рабочих мест или специальной оценки условий труда. Сроки по-прежнему определяются работодателем — нормативным документом об организации СОУТ.

Кроме изменений в самой процедуре проведения АРМ, с принятием СОУТ были внесены изменения в законодательство.

Раньше работникам, занятым во вредных (вне зависимости от класса опасности) и опасных условиях труда, по ТК РФ полагались:

• ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск;
• доплаты;
• сокращенная рабочая неделя.

С введением 426 Федерального закона у работников, занятых во вредных и опасных условиях труда, остались:

• класс вредности 3.1 — только доплаты;
• класс вредности 3.2 — доплаты и ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск;
• класс вредности 3.3, 3.4 и 4 — доплаты, отпуск и сокращенная рабочая неделя.

В КоАП введена статья 5.27.1, предусматривающая ответственность за нарушения порядка организации и проведения СОУТ и выдачи работникам средств индивидуальной защиты. Введены и новые штрафы — от предупреждения или 5000 рублей для должностных лиц до 80 000 рублей при первом нарушении, а при повторных — от 30 000 до 200 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Теперь в периоды работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, засчитывается тот трудовой стаж, который соответствовал вредному или опасному, установленному по результатам специальной оценки условий труда.

Специальная оценка труда организации в 2019 году

Статью подготовил директор по развитию предпринимательства и конкуренции ОАО «Акса» Корчагин Юлиан Андриянович. Связаться с автором

Вернуться назад на Организация труда 2019

Специальная оценка условий труда (СОУТ) представляет собой систему мероприятий по оценке вредных и опасных производственных факторов, влияющих на работника.

Обязанность ее проведения установлена ТК РФ (ст. 212). Основным нормативным документом, регламентирующим СОУТ, является закон № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Кроме того, отдельные вопросы, связанные с проведением СОУТ, более подробно раскрываются в постановлениях Правительства и документах профильных ведомств (Минтруда, Минздравсоцразвития).

Спецоценка в обязательном порядке проводится всеми экономическими субъектами (юридическими лицами и ИП), пользующимися услугами наемных работников. Оценивать нужно все рабочие места, как постоянные, так и временные, даже если речь идет о сотрудниках с разъездным характером работы.

СОУТ не проводится только в отношении следующих категорий работников (п. 3 ст. 3 закона № 426-ФЗ):

1. Работающих на дому или дистанционно.

2. Работников, нанятых физическими лицами, не являющимися ИП (помощники по хозяйству, репетиторы и т.п.).

СОУТ в общем случае нужно проводить не реже один раз в пять лет (ст. 8 закона № 426-ФЗ).

Для конкретного работодателя сроки проведения СОУТ устанавливаются с учетом переходных положений, предусмотренных в ст. 27 закона № 426-ФЗ.

Однако для отдельных категорий рабочих мест следует провести спецоценку в кратчайшие сроки, не дожидаясь завершения переходного периода. Речь идет о рабочих местах с вредными и опасными условиями труда. Их категории перечислены в п. 6 ст. 10 закона № 426-ФЗ.

Кроме того, в случаях, перечисленных в п. 1 ст.17 Закона № 426-ФЗ, оценку условий труда на рабочем месте следует проводить вне плана. В первую очередь это касается появления новых рабочих мест или существенных изменений условий работы на существующих местах. Кроме того, внеплановая СОУТ проводится после несчастного случая, на основании предписания контролирующих органов или по заявке профсоюза. Сроки проведения внеплановой СОУТ – от 6 до 12 месяцев, в зависимости от основания.

Закон устанавливает, что обязанность по организации СОУТ лежит на работодателе. С этой целью должна быть создана специальная комиссия (ст. 9 закона № 426-ФЗ).

Непосредственное проведение СОУТ осуществляют специализированные организации. Они должны отвечать требованиям закона – иметь аккредитованную лабораторию и не менее пяти аттестованных экспертов в штате (ст. 19 закона № 426-ФЗ).

Читайте так же:  Сколько составляют пенсионные отчисления от заработной платы в 2020 году

Все специализированные организации заносятся в реестр, за ведение которого отвечает Минтруд.

Работодатель выбирает организацию из реестра и заключает с ней договор на проведение СОУТ. Заказчик обязан предоставить исполнителю все документы и другую информацию, необходимую для работы.

В первую очередь нужно выбрать рабочие места для проведения оценки и составить график, учитывая все особенности установления сроков проведения СОУТ, перечисленные в предыдущем разделе.

Кроме сроков, при составлении графика следует учитывать наличие аналогичных рабочих мест. Если такие места есть, то из каждой их группы можно оценивать только 20% (но не менее двух).

Сама спецоценка условий труда заключается в выявлении и измерении вредных и опасных производственных факторов. По ее итогам каждому проверенному рабочему месту присваивается один из четырех классов опасности. Выбор класса зависит от наличия и интенсивности влияния на работника указанных отрицательных факторов.

Результаты проведенной СОУТ оформляются в виде отчета, который должен быть подписан всеми членами комиссии.

Информация о результатах СОУТ:

1. Должна быть доведена до работников и размещена на сайте компании в 30-дневный срок после подписания отчета (ст. 15 закона № 426-ФЗ).

2. Включается в декларацию соответствия условий труда, предоставляемую в Минтруд.

3. Направляется в подразделение ФСС РФ для принятия решения о корректировке страховых тарифов (подробнее – в следующем разделе).

4. Размещается в государственной информационной системе (ст.18 закона № 426-ФЗ).

Итоги проведенной СОУТ влияют на трудовые отношения с работниками и на ставки взносов во внебюджетные фонды.

Работникам, чьи рабочие места признаны вредными или опасными (3-4 класс) полагаются различные гарантии и компенсации в соответствии с ТК РФ и другими нормативными актами:

1. Сокращенное рабочее время (ст. 92 ТК РФ).

2. Повышенные тарифные ставки (ст. 146, 147 ТК РФ).

3. Дополнительные отпуска (ст. 117 ТК РФ).

4. Досрочный выход на пенсию (ст. 27 закона о№ 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»).

5. Ограничения для работы на таких местах женщин и несовершеннолетних (ст. 253, 265 ТК РФ).

6. Регулярные медосмотры (ст. 213 ТК РФ).

7. Предоставление средств индивидуальной защиты.

8. Выдача молока и лечебно-профилактического питания (ст. 222 ТК РФ).

Кроме того, по итогам СОУТ разрабатываются и внедряются мероприятия по охране труда и улучшению его условий.

ФСС РФ может предоставить компании скидки (или напротив – надбавки) к действующему тарифу на страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний. Правила предоставления скидок (надбавок) утверждены постановлением Правительства РФ № 524. Решение ФСС по поводу тарифов зависит от состояния охраны труда на предприятии, одной из важнейших характеристик которого и является результат СОУТ.

Также оценка условий труда влияет и на начисление дополнительных взносов на обязательное пенсионное страхование (ст. 428 НК РФ). Определение конкретных классов и подклассов условий труда по рабочим местам позволяет начислять эти взносы более дифференцированно и в большинстве случаев – снизить суммы платежей.

Административный кодекс предусматривает санкции за эти нарушения как для работодателей, так и для специализированных организаций, проводящих оценку.

Работодатели при первом нарушении законодательства о СОУТ получают предупреждение либо подвергаются следующим штрафным санкциям (п. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ):

1. Должностные лица и ИП – от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

2. Юридические лица – от шестидесяти до восьмидесяти тысяч рублей.

Повторное нарушение влечет за собой гораздо более серьезные последствия:

1. Для должностных лиц – штраф от тридцати до сорока тысяч рублей или дисквалификация на срок от одного до трех лет.

2. Для ИП – штраф от тридцати до сорока тысяч рублей или приостановка деятельности на срок до девяноста суток.

3. Для юридических лиц – штраф от ста до двухсот тысяч рублей или приостановка деятельности на срок до девяноста суток.

Для специализированных организаций при первом нарушении предусмотрены штрафы (п. 1 ст. 14.54 КоАП РФ):

1. Для должностных лиц – от двадцати до тридцати тысяч рублей.

2. Для юридических лиц – от семидесяти до ста тысяч рублей.

При повторном нарушении санкции также усиливаются (п. 2 ст. 14.54 КоАП РФ):

1. Для должностных лиц – штраф от сорока до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификация на срок от одного до трех лет.

2. Для юридических лиц – штраф от ста до двухсот тысяч рублей или приостановка деятельности на срок до девяноста суток.

Должностным лицом специализированной организации в данном случае считается эксперт, проводивший СОУТ.

Спецоценка является важнейшей составляющей системы охраны труда. Ее основная задача – оценить и свести к минимуму влияние вредных и опасных производственных факторов на работников.

По итогам проведения СОУТ определяется порядок предоставления работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных ТК РФ. Кроме того, результаты спецоценки влияют на ставки взносов, перечисляемых во внебюджетные фонды.

СОУТ (специальная оценка условий труда)

Спецоценку рабочих мест необходимо проводить всем организациям и предпринимателям, которые заключили хотя бы один трудовой договор. Исключение составляют надомники и дистанционные работники, чьи рабочие места не подпадают под СОУТ. Начиная с 2019 года, за отказ от специальной оценки действуют весьма существенные штрафы. Как их избежать, читайте в нашей статье.

Что такое специальная оценка условий труда

Это комплекс мероприятий, цель которого — установить наличие вредных факторов на каждом рабочем месте и присвоить ему класс риска. Об этом сказано в статье 1 Федерального закона от 28.12.13 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — Закон о СОУТ).

Существует четыре класса риска:

  1. Оптимальный (1.0): опасные и (или) вредные производственные факторы либо совсем отсутствуют, либо находятся на безопасном для человека уровне. Созданы предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности.
  2. Допустимый (2.0): есть опасные и (или) вредные факторы, но их воздействие не превышает уровни, установленные гигиеническими нормативами. Измененное функциональное состояние организма восстанавливается во время отдыха, к началу следующего рабочего дня или смены.
  3. Вредный (3.0): уровни воздействия негативных факторов превышают норматив. Подразделяется на подклассы: первой степени (3.1), второй степени (3.2), третьей степени (3.3) и четвертой степени (3.4).
  4. Опасный (4.0): уровни воздействия негативных производственных факторов способны создать угрозу жизни работника, а последствия — привести к развитию профессионального заболевания.
Читайте так же:  Список документов для получения служебного жилья военнослужащим в 2020 году

Результаты СОУТ используются, в числе прочего, при назначении скидок и надбавок к тарифу взносов «на травматизм» и доптарифов по пенсионным взносам. Сотрудникам, которые трудятся на рабочих местах, отнесенных к вредному классу (подклассы 3.2, 3.3 и 3.4) или опасному классу, предоставляются дополнительные отпуска (ст. 117 ТК РФ). Для классов 3.0 и 4.0 предусмотрено повышение к зарплате в размере не менее 4% оклада или ставки (ст. 147 ТК РФ). Есть и другие льготы.

Кто обязан пройти спецоценку рабочих мест

Спецоценку в общем случае обязаны проходить все организации и индивидуальные предприниматели, нанявшие хотя бы одного сотрудника. Это следует из статьи 4 Закона о СОУТ.

Кто может не проводить оценку условий труда

СОУТ не является обязательной для следующих категорий:

  • организаций и ИП, не заключивших ни одного трудового договора;
  • работодателей — физических лиц без статуса ИП;
  • работодателей — религиозных организаций.

Все без исключения работодатели вправе отказаться от СОУТ в отношении рабочих мест надомников и дистанционных работников (ч. 3 ст. 3 Закона о СОУТ).

ВНИМАНИЕ. Вакантные места не подпадают под спецоценку. Дело в том, что при отсутствии сотрудников проанализировать условия их труда невозможно.

Кто проводит специальную оценку условий труда

СОУТ проводится силами специализированной сторонней компании при участии комиссии, созданной работодателем.

В комиссию входят: представители работодателя и профсоюзной организации (если она создана на предприятии), специалист по охране труда. Также в нее нужно включить руководителя малого предприятия либо ИП. Главой комиссии назначается сам работодатель или его представитель.

Специализированная сторонняя компания должны соответствовать следующим критериям:

  1. СОУТ является основным видом ее деятельности.
  2. Получена соответствующая аккредитация.
  3. В штате числится не менее 5-ти экспертов, имеющих сертификат на выполнение работ по спецоценке. Как минимум, один эксперт является врачом по общей гигиене (или по гигиене труда), либо врачом по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям.
  4. Есть испытательная лаборатория, аккредитованная на измерение вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

Порядок проведения СОУТ

Перед началом процедуры необходимо составить график работ и перечень рабочих мест, подпадающих под специальную оценку. Форма этих документов свободная.

СПРАВКА. СОУТ проводится в отношении рабочего места, а не должности. Поэтому если один человек совмещает сразу несколько должностей, то нужно проверить, сколько рабочих мест он фактически занимает. И каждое включить в перечень.

Далее проходят исследования в рамках СОУТ. По их итогам составляется отчет. Его подписывают специалисты аккредитованной сторонней организации и члены комиссии. Одновременно заполняется карта на каждое рабочее место (формы отчета и карты утв. приказом Минтруда от 24.01.14 № 33н). Сотрудников следует ознакомить с картой под роспись в течение 30 календарных дней с даты утверждения отчета. В этот же срок сводные данные спецоценки надо опубликовать на официальном сайте работодателя (при его наличии).

Плюс к этому оформляется декларация соответствия условий труда (форма и порядок подачи утв. приказом Минтруда от 07.02.14 № 80н). В нее входят сведения о рабочих местах, на которых вредные и опасные производственные факторы не выявлены, а условия труда признаны оптимальными и допустимыми. Декларацию нужно представить в территориальную инспекцию по труду не позднее 30 рабочих дней после утверждения отчета по итогам СОУТ. Декларацию можно подать через интернет на сайте Роструда. Для этого ее необходимо подписать квалифицированной электронной подписью.

Сроки и периодичность проведения СОУТ

Последний этап проведения спецоценки завершился к 1 января 2019 года (ч. 6 ст. 27 Закона о СОУТ). Подразумевается, что к этой дате все работодатели провели указанные выше мероприятия и своевременно сдали декларацию.

Когда следует назначить следующую процедуру СОУТ? В общем случае это нужно сделать не позднее, чем через 5 лет после утверждения отчета по итогам предыдущей спецоценки. По завершении очередной спецоценки необходимо снова заполнить декларацию.

Но если в течение пятилетнего периода не было несчастных случаев и профзаболеваний, срок действия декларации автоматически продлевается еще на 5 лет. На этот же срок откладывается и очередная СОУТ. Документально подтверждать подобную отсрочку не нужно (письмо Минтруда от 30.08.19 № 15-1/ООГ-1968).

ВАЖНО. При появлении нового рабочего места необходимо организовать внеплановую спецоценку. Сделать это нужно в течение 12-ти месяцев со дня, когда оно введено эксплуатацию.

Штрафы за непроведение СОУТ в 2019 году

Начиная с 2019 года, применяется наказание за отсутствие СОУТ. Ответственность предусмотрена частью 2 статьи 5.27.1 КоАП РФ. Это предупреждение или штрафные санкции в следующих размерах:

  • на руководителя организации — от 5 000 до 10 000 руб.;
  • на организацию — от 60 000 до 80 000 руб.;
  • на ИП — от 5 000 до 10 000 руб.

Cтоимость спецоценки и кто ее оплачивает

Закон не регламентирует стоимость процедуры. Цена зависит от ряда факторов: условий рынка, размера организации, численности персонала и проч. В среднем СОУТ одного места обходится в сумму от 600 руб. В большинстве аккредитованных компаний установлен нижний порог цены: даже если спецоценку нужно провести в отношении незначительного числа рабочих мест, например, одного или двух, за процедуру придется заплатить минимум 10 000 рублей.

Видео (кликните для воспроизведения).

По общему правилу, финансировать весь комплекс мероприятий по специальной оценке условий труда должен работодатель. Но он может возместить определенную сумму за счет взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Часть таких взносов допустимо направить на предупреждение травматизма и профзаболеваний, в том числе на СОУТ (см. « Изменен порядок возмещения расходов на снижение травматизма и профзаболеваний »).

Срок проведения внеплановой специальной оценки условий труда в 2020 году
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here