Судебно исполнительное производство сбербанк что это значит в 2020 году

Самая важная информация по теме: "Судебно исполнительное производство сбербанк что это значит в 2020 году" с выводами от профессионалов. В случае возникновения вопросов и при необходимости актуализации данных вы можете обратиться к дежурному юристу.

Содержание

С 1 января 2020 года участников исполнительного производства с их согласия будут оповещать по SMS

Извещения, адресованные гражданину, будут отправляться на абонентские номера, предоставленные судебным приставам операторами связи. Кроме того, предусмотрена возможность направления извещений в единый личный кабинет на портале госуслуг. Содержание СМС-извещения, а также требования к формату повестки, иного извещения в форме электронного документа будут устанавливаться ФССП России.

Извещения, адресованные организации или ИП, будут направляться по их адресам электронной почты, содержащимся в ЕГРЮЛ или ЕГРИП, либо в единый личный кабинет на портале госуслуг.

Информирование лица, являющегося стороной исполнительного производства, о ходе принудительного исполнения исполнительного документа, направление постановлений и иных документов судебного пристава-исполнителя также будут осуществляться через единый личный кабинет на портале госуслуг в порядке, установленном Правительством РФ. Там же можно будет подать жалобу на постановление должностного лица службы судебных приставов или его действия (бездействие).

С 1 июня 2020 года приставы не смогут взыскивать долги с социальных выплат

Leonid_Eremeychuk / Depositphotos.com

Сегодня Президент РФ Владимир Путин подписал федеральный закон, ограничивающий списание пенсий, пособий и других социальных выплат в счет долгов приставам. Речь идет о выплатах гражданам, пострадавшим в результате ЧС, единовременной материальной или финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости или в качестве единовременного пособия членам семей граждан, погибших в результате ЧС, и гражданам, здоровью которых в результате ЧС причинен вред различной степени тяжести (Федеральный закон от 21 февраля 2019 г. № 12-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве»).

Также законом будет введена обязанность работодателей, выплачивающих гражданину зарплату и другие доходы, на которые не может быть обращено взыскание, указывать в расчетных документах необходимый код вида дохода. Соответствующий порядок предстоит определить Банку России.

В чем особенность процессуальных особенностей истребования долга с солидарных должников? Узнайте ответ из «Энциклопедии решений. Договоры и иные сделки» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Кроме того, судебные приставы получат право запрашивать у налоговых органов и банков любые сведения для своевременного и полного исполнения требований исполнительного документа. Документ вступит в силу 1 июня 2020 года. Напомним, что в январе текущего года в Госдуму был внесен законопроект, в случае принятия которого приставов могут обязать направлять сведения в военные комиссариаты о взыскании алиментов с лиц, состоящих на воинском учете.

Что означает для должника статья 46 ч. 1 п. 3 и 4 в ФЗ-229 — нужно ли платить, пустят ли за границу?

После предъявления исполнительного документа в Службу судебных приставов, осуществляющую исполнение судебных актов в РФ, возбуждается исполнительное производство. Пристав получает право на ряд действий по принудительному взысканию. Если исполнить судебный акт не удалось, а дальнейшие возможности для этого отсутствуют, исполнительный документ возвращается взыскателю на основании ст. 46 ФЗ-229. Не все формулировки данной нормы понятны человеку без юридического образования, но особенно много вопросов вызывают пункты 3 и 4 части 1 ст. 46.

В статье расскажем простыми словами, как работает 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в 2019-2020гг, в частности, ст. 46 ч. 1 п. 3 и 4. Что означает для должника и для взыскателя невозможность взыскать долг по кредиту или по алиментам на этом основании. Читайте, как фактически применяются вышеуказанные положения.

Алгоритм действий пристава

На практике уже сложилась определенная последовательность действий пристава при получении исполнительного листа. ФЗ «Об исполнительном производстве» в редакции 2019-2020 годов содержит достаточный перечень правомочий сотрудников ФССП.

Традиционно после поступления исполнительного листа пристав отправляет ряд запросов в целях исполнения судебного акта:

  • в регистрирующие органы для нахождения имущества должника (в Росреестр — по недвижимости, в ГИБДД — по автомобилям и пр.);
  • в Пенсионный фонд для установления места его работы по наличию страховых отчислений;
  • в Федеральную налоговую службу на предмет обнаружения открытых расчетных счетов;
  • в кредитные организации, если известно о наличии в них счетов;
  • в Адресное бюро для установления места жительства и т. д.

Последний запрос формируется в случае, если установлено, что по адресу, указанному в исполнительном листе, должник не зарегистрирован или не проживает. Последний факт устанавливается на основе как запроса в Адресное бюро, так и по результатам визитов пристава, опроса соседей, иных заинтересованных лиц.

Если поиски не дали результатов, местонахождение должника неизвестно, тогда возможно применение ст. 46 ч. 1 п. 3 ФЗ-229 (кроме случаев, когда может быть объявлен розыск) и возвращение листа взыскателю. Если не обнаружено имущество, на которое может быть обращено взыскание, в постановлении о возращении указывается уже п. 4 ч. 1 рассматриваемой статьи.

Вопросы законодательства

Необходимо различать два понятия:

  1. Окончание исполнительного производства (ИП).
  2. Возвращение исполнительного документа (ИД) взыскателю.

Главное отличие меду ними: возвращение ИД является безусловным основанием для окончания ИП, но окончание ИП возможно также по другим причинам, в числе которых есть и полное исполнение требований судебного решения.

Если взыскание по каким-либо причинам (они названы в ст. 46 ФЗ-229) невозможно, лист должен быть отправлен обратно взыскателю. Лист ему вполне может пригодиться в дальнейшем: обстоятельства могут измениться, у должника появится доход, имущество, на которое можно обратить взыскание и т. д. Как указывает закон, наличие конкретных обстоятельств в настоящее время не должно препятствовать реализации прав граждан в будущем. Дело в том, что предъявлять ИД взыскатель может сколько угодно раз.

Важно, чтобы при повторном предъявлении не был нарушен срок (три года с момента вступления в силу судебного акта и далее не раньше 6 месяцев с момента последнего возвращения ИД, но и не позднее трех лет с этой даты).

Правовое значение п.3 ч. 1 ст.46 229-ФЗ и прочих положений закона

Статья 46 часть 1 пункт 3 ФЗ «Об исполнительном производстве» позволяет приставу окончить производство и отправить лист взыскателю на основании того, что не удалось найти:

  • должника;
  • его имущество;
  • его счета, доходы, активы, иные ценности.

Обратите внимание: если сумма долга больше 10 000 рублей, пристав по своей инициативе вправе объявить розыск.

Указание пункта 4 этой статьи говорит о том, что на данный момент пристав не может осуществить взыскание из-за отсутствия у должника имущества и доходов. Соответствующая пометка ставится в ИД с формулировкой: «исполнительное производство прекращено в связи с невозможностью взыскания (229-ФЗ статья 46 часть 1 пункт 4)».

Что означает и чем грозит должнику названная формулировка?

Если в ИД указана ст. 46 ч. 1 п. 4, для должника это значит, что принудительное взыскание не будет осуществляться в ближайшие полгода с момента вынесения соответствующего постановления пристава.

Читайте так же:  Чистый бланк резюме для устройства на работу

Указание на п. 3 ч. 1 ст. 46 ФЗ-229, как уже понятно, говорит о том, что пристав не смог найти должника, а на объявление в розыск он не имеет права. Значит, в течение ближайших 6 месяцев после возвращения взыскателю исполнительного листа сотрудники ФССП не будут проводить никаких действий, так как ИП не может быть снова возбуждено до истечения этого срока.

Сам исполнительный документ в это время не утрачивает своей силы, и взыскатель вправе его предъявлять постоянно с соблюдением оговоренных сроков. Если у должника появится доход или имущество, на них может быть обращено взыскание в общем порядке.

Последствия для взыскателя

Понятно, что неисполнение судебного акта нарушает чьи-то законные интересы. Что в такой ситуации можно посоветовать взыскателю:

  1. Следить за сроками предъявления ИД и не пропускать их.
  2. Можно обжаловать действия или бездействие судебного пристава, если он не отправил все запросы, не выезжал по известному месту жительства и т. д.

Такие нормы как ст. 46 ч. 1 п. 4 ФЗ «Об исполнительном производстве» и статья 46 часть 1 пункт 3 ФЗ «Об исполнительном производстве» часто становятся поводом для жалоб. Хотя удовлетворяют их редко, поскольку приставы к моменту судебного заседания успевают ликвидировать основания для обращения взыскателя в суд. Отзывы должников, как правило, в таких делах и вовсе отсутствуют. Однако подача жалобы может способствовать продвижению дела, так как это стимулирует приставов исполнять все необходимые действия по принудительному взысканию.

Последствия для должника

Согласно ч. 4 ст. 47, в постановлении об окончании ИП приставом отменяются все ограничительные меры, установленные в целях мотивации исполнения решения суда.

В том числе, прекращают действие:

  • розыск;
  • ограничения на выезд;
  • ограничения по пользованию имуществом;
  • ограничения использования специального права (управление ТС).

Таким образом, даже если в качестве основания возвращения ИД указана статья 46 часть 1 пункт 4 у судебных приставов, выезд за границу отменяться должен одновременно с окончанием ИП и возвращением ИД, несмотря на то, что решение суда фактически не исполнено.

Иных последствий в ФЗ-229 с изменениями на 2019 год вследствие возвращения ИД и окончания производства в связи с обсуждаемыми основаниями (отсутствие имущества и доходов, ненахождение должника и его имущества приставом) ни для должника, ни для взыскателя не установлено.

КС РФ предписал уточнить срок предъявления исполнительных листов к взысканию

Поводом к рассмотрению этого вопроса стало обращение в Суд гражданина Р., который являлся должником по исполнительному листу. Впервые взыскатель, в качестве которого выступал банк, предъявил лист в ФССП России в январе 2011 года. Затем банк отозвал исполнительный лист, и исполнительное производство было прекращено. Ситуация повторилась в феврале 2013 года и в декабре 2014 года.

Р. посчитал, что банк нарушил срок для предъявления документа к исполнению. По общему правилу исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу (ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»; далее – закон об исполнительном производстве).

Однако суды с ним не согласились. Дело в том, что этот трехлетний срок предъявления листа к взысканию прерывается собственно предъявлением его к взысканию или частичным погашением долга. После перерыва его течение возобновляется, причем время, истекшее до прерывания срока, в новый срок не засчитывается. Таким образом, взыскатель фактически может предъявить и отозвать исполнительный лист неограниченное количество раз, и срок предъявления его к взысканию каждый раз будет отсчитываться заново (ч. 1-2 ст. 22 закона об исполнительном производстве).

Узнайте, признается ли судебными расходами исполнительский сбор, из «Энциклопедии решений. Хозяйственные ситуации» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

КС РФ пришел к выводу, что такое регулирование неконституционно. Он подчеркнул, что должник в силу действующих правил должен бесконечно пребывать под угрозой применения к нему и принадлежащему ему имуществу исполнительных действий и мер принудительного исполнения. При этом часто добросовестный должник, желающий рассчитаться по исполнительному листу, даже не может продать свое имущество, которое находится, к примеру, под арестом по требованию взыскателя. Между тем издержки на содержание этого имущества должником растут, а рыночная стоимость – нередко падает.

Суд обязал федерального законодателя урегулировать порядок перерыва срока предъявления исполнительного документа к исполнению, если ранее предъявленный к исполнению тот же самый исполнительный документ был возвращен взыскателю по его заявлению (Постановление КС РФ от 10 марта 2016 г. № 7-П). Соответствующий законопроект должен поступить в Госдуму не позднее середины сентября (п. 1 ст. 80 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»).

А пока, до внесения поправок, суды и приставы должны действовать по-новому в ситуациях, когда взыскатель уже требовал возбудить производство, затем отзывал свое заявление (что влекло прекращение производства) и вновь обращался с требованиями взыскать долг по этому же исполнительному листу. Теперь судьи и работники ФССП России должны вычитать из трехлетнего срока предъявления исполнительного листа к взысканию периоды, в течение которых исполнительное производство уже велось ранее.

Читайте так же:  Какой отпуск у сотрудника полиции

С 1 января у судебных приставов появится больше возможностей для взаимодействия с участниками исполнительного производства

Elnur_ / Depositphotos.com

Поправками предусмотрена возможность извещения участников исполнительного производства о возбуждении исполнительного производства посредством направления СМС-сообщения. Важное условие – наличие согласия лица на его информирование таким способом. СМС-сообщения будут направляться на абонентские номера, предоставленные судебным приставам операторами связи.

Кроме того, согласно поправкам, извещения, адресованные гражданам, участвующим в исполнительном производстве, могут быть переданы им через единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг. А извещения, адресованные организации или ИП, могут направляться по их адресам электронной почты, содержащимся в ЕГРЮЛ/ЕГРИП, либо в единый личный кабинет организации или ИП на Едином портале госуслуг (при его наличии).

Также предусмотрено, что через Единый портал госуслуг может осуществляться:

  • информирование сторон исполнительного производства о ходе принудительного исполнения исполнительного документа, в том числе о совершаемых исполнительных действиях и принимаемых мерах принудительного исполнения;
  • направление сторонам исполнительного производства постановлений и иных документов судебного пристава-исполнителя и иных должностных лиц службы судебных приставов;
  • подача жалоб на постановление должностного лица службы судебных приставов или его действия (бездействие).

Требования к содержанию извещения, направляемого посредством передачи СМС-сообщения, к формату повестки, иного извещения в форме электронного документа установит ФССП, а порядок подачи жалобы через Единый портал госуслуг – Правительство РФ.

Реформа ФССП – принят новый закон о статусе судебных приставов с 1 января 2020 года

В России официально стартует реформа ФССП 2019-2020 годов: принят закон о службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации (ФЗ-328). Приставы станут полноправными представителями отдельной силовой структуры с соответствующими полномочиями и преференциями.

В статье будет представлен общий обзор положений нового нормативно-правого акта в системе законодательства Российской Федерации.

Общие сведения

Законопроект 745075-7 был внесен в Госдуму только 2 июля 2019 года и вот 1 октября Президентом РФ уже подписан закон о службе в органах принудительного исполнения (официальная публикация состоялась в тот же день). Однако с 1 октября 2019 года он еще не обретает полную юридическую силу, дата вступления в силу Федерального закона ФЗ-328 – 1 января 2020 года.

В результате появился по сути новый закон о судебных приставах 2019 года, последние новости: статус судебных приставов изменен существенно и они практически приравнены в правах к сотрудникам правоохранительным органам. Тут стоит уточнить, что принят отдельный закон о регулировании процесса прохождения службы в органах службы судебных приставов по примеру законодательства о военной или гражданской службе, а не поправки в действующий ФЗ «Об исполнительным производстве» или ФЗ «О судебных приставах». Скорее всего, этим не ограничится реформа ФССП в 2019-2019 годах.

Последние новости

Правительство РФ уже рассматривает вопрос об отнесении расследования уголовных дел в отношении приставов к подследственности Следственного комитета, изменении порядка привлечения приставов к административной ответственности, в ряде случаев предлагается наделить приставов правом на взлом двери и т.д. Данные проекты пока находятся либо в стадии разработки, либо в стадии обсуждения, но оказывают общую тенденцию: законодатель намерен повысить статус судебных приставов.

Это решение обусловлено практикой и недостаточной низкого правового положения службы приставов в системе государственных органов России. В настоящее время пристав располагает некоторыми властными полномочиями, наделен существенными правами и многочисленными обязанностями, в том числе по применению оружия и физической силы, то есть, он не простой чиновник. Однако сотрудники ФССП не имеют гарантий и правомочий сотрудника правоохранительных органов, не носят специальных званий, например, офицерские. Новый закон как раз призван устранить данные недочеты законодательства.

Содержание закона

Федеральный закон №328 уже получил неофициальное наименование «закон о статусе ФССП 2019 года», что верно лишь отчасти. Сфера регулирования нового нормативного акта немного шире: она охватывает весь процесс прохождения службы в органах принудительного исполнения (органы, где осуществляется вид федеральной госслужбы по исполнению решений судебных органов и обеспечению установленного порядка деятельности судов) от поступления до увольнения.

По структуре закон состоит из норм:

  • устанавливающих новые, отдельные положения ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения…»;
  • вносящих изменения в иные в отдельные законодательные акты РФ (это необходимо для введения единообразного прочтения и применения законов).

Основные нормы

Общее содержание закона:

  • общие положения (принципы службы, определение терминов, сфера регулирования и т.д.);
  • перечень должностей, специальных званий , прав и обязанностей сотрудников;
  • основы поступления на службу службы: возникновения права на поступление, контракт как основной документ регулирования ее прохождения, вид и содержание контрактов, испытательный срок, правила замещения должностей;
  • основы прохождения службы: порядок назначения, обязательность составления должностной инструкции, правила перевода и совмещения, совместительства, порядок проведения аттестации, порядок исчисления стажа и составления реестра сотрудников;
  • порядок присвоения служебных званий;
  • правила служебной дисциплины;
  • режим несения службы и отдыха, социальные гарантии;
  • порядок урегулирования конфликтов;
  • порядок прекращения службы;
  • принципы ответственности (уже установлено в ст. 15, что за административные правонарушения пристав несет ответственность в соответствии с ФЗ-328, если иное не установлено КоАП РФ).

Специальные звания

Вводит реформа ФССП в 2019-2020 годах офицерские звания для сотрудников службы (ст. 8 ФЗ-328) от младшего сержанта внутренней службы до генерала внутренней службы Российской Федерации. При этом установлено, что перечень должностей начальствующего состава и соответствующих им специальных званий утверждается:

  • Президентом РФ для должностей высшего начсостава;
  • федеральным органом исполнительной власти для должностей среднего, старшего и младшего начсостава.

Правовой статус сотрудника

В соответствии с новым законом повысились требования к поступающим на службу в органы принудительного исполнения (этот термин, обозначающий отныне приставов или новый вид госслужбы, введен ФЗ-328). Установлены, помимо требований к образованию и стажу, требования к состоянию здоровья. Поступающие будут обязан проходить военно-врачебную экспертизу, по результатам которой присваиваются категории годности к службе.

Все сотрудники пройдут дактилоскопию, их отпечатки пальцев поступят в базы данных МВД. Также регулярно будет производиться тестирования на употребление алкоголя и наркотиков. Не смогут рассчитывать на поступление в ФССП граждане, имевшие за предшествующий поступлению год неоднократные административные взыскания. В то же время существенно повысится довольствие приставов, на это дополнительно уже планируется выделить более 6 миллиардов рублей. На приставов будут распространены социальные гарантии, предусмотренные ФЗ-283, регулирующем предоставление соцгарантий сотрудникам некоторых федеральных исполнительных органов власти.

Читайте так же:  Шумозащитные экраны на автомобильных дорогах нормы проектирования в 2020 году

Что такое «задолженность по ИД» у судебных приставов?

Достаточно часто на сайтах правовой тематики, а также и на порталах, используемых государственными органами, используется такая фраза «задолженность по ИД» – что это такое и откуда появился долг, понять получается не всегда.

В статье разберемся, что значит «задолженность по ИД у судебных приставов», как узнать, какой долг предъявляется ко взысканию, что сделать, чтобы получить информацию у приставов.

Определение термина

Видео (кликните для воспроизведения).

У термина «задолженность по ИД» расшифровка достаточно простая. Аббревиатура ИД означает «исполнительный документ». На самом деле все долги, находящиеся в работе ФССП (Федеральной службы судебных приставов), это долги по ИД, потому что только на основании таких документов приставы приступают к принудительному взысканию.

При этом в законодательстве нет отдельного определения исполнительному документу, но, очевидно, что это документ, выданный на основании решения судебного органа с краткой информацией по сути процесса и об обязательстве должника перед кредитором (по передаче сумм, вещей, исполнению иных обязанностей).

В соответствии со ст. 12 ФЗ-229 «Об исполнительном производстве» есть следующие основные виды ИД (основные виды определены в целях раскрытия тем статьи):

  • исполнительные листы (ИЛ). Они выдаются как судами общей юрисдикции, так и арбитражными по результатам рассмотрения спора и на основании внесенных решений;
  • судебные приказы, это такие решения, которые выносятся по результатам упрощенной процедур рассмотрения спора и не требуют отдельной выдачи ИЛ;
  • нотариально удостоверенные соглашения по перечислению алиментов;
  • акты Пенсионного фонда РФ и Фонда соцстраха о взыскании средств с гражданина;
  • акты контрольных органов (например, налоговой) о взыскании денежных средств;
  • постановления об административных правонарушениях.

Различные ситуации

Разберемся с часто встречающимися формулировками и вопросами

Что такое задолженность по ИД у судебных приставов по алиментам?

Ответ достаточно очевиден: у гражданина есть обязательство по выплате алиментов: несовершеннолетнему ребенку (наиболее часто встречающаяся ситуация), нетрудоспособному супругу (взыскивается для содержания, в том числе, бывших супругов), родителям, иным родственникам. Кредитор по нему обратился в суд, добился судебного решения и выдачи исполнительного документа (в данном случае, исполнительного документа), после чего предъявил его в Службу судебных приставов.

Задолженность по ИД у приставов по алиментам может образоваться за предыдущие периоды?

В соответствии со ст. 107 СК РФ при определенных условиях алименты могут быть взысканы не только с момента обращения в суд, но и за предыдущие три года. Кроме того, при неуплате алиментов, даже при отсутствии доходов, приставы рассчитают задолженность за весь период неуплаты. Согласно ст. 102 Закона «Об исполнительном производстве», если алименты назначаются на несовершеннолетнего ребенка в процентах к заработку, при его отсутствии и отсутствии иного документально подтвержденного дохода, задолженность определяется исходы из средней зарплаты по Российской Федерации.

Определение источника задолженности

Должник, как и взыскатель, обладает правом знакомиться с материалами по его делу (исполнительному производству) в соответствии со ст. 50 ФЗ-229, регулирующего основы принудительного взыскания. Какие еще бывают ситуации и вопросы в процессе взаимодействия с приставами.

Как понять откуда долг?

Для этого необходимо обратиться к самому исполнительному документу и решению суда, на основании которого он выдан. Все эти документы можно запросить у приставов, они находятся в исполнительном производстве. Можно найти информацию, в том числе, по алиментам, по фамилии и дате рождения на официальном сайте ФССП, где размещен банк исполнительных производств. В таблице будет указана сумма, реквизиты исполнительного документа и предмет взыскания. Хотя алименты и иные долги могут быть указаны, как «задолженность по ИД», по иным данным (наименованию суда, выдавшему исполнительный лист, дате его выдачи) можно понять, что за долг имеется в виду.

Что такое исполнительский сбор?

При поступлении документа в Службу пристав обязан возбудить производство по нему (исполнительное производство — ИП) дать время должнику для его добровольного исполнения (5 дней с момента получения постановления о возбуждении ИП). Если в этот срок требования, изложенные в документе не исполнены, взыскивается к сумме долга дополнительно сбор, не менее 7% от суммы (но и не меньше 1000 для физлица и 10 000 для юрлица). Это своеобразная плата за работу приставов по принудительному взысканию.

На ресурсах госорганов и ФССП термин «задолженность по ИД» указывается в том случае, если задолженность возникла перед частным лицом, а не перед государственным органом или фондом.

Информацию о предмете взыскания можно узнать при посещении судебных приставов и знакомстве с материалами ИД. Хотя отзывы о работе приставов бывают достаточно негативные, заставить работать бюрократическую машину на себя в данном случае достаточно просто. Достаточно составить запрос на ознакомление с материалами ИД в письменной форме и передать через канцелярию. В случае отказа или длительного рассмотрения заявления (максимальный срок рассмотрения — 10 дней по ст. 64.1 ФЗ-229) можно написать жалобу старшему приставу.

Реформа системы взыскания долгов в 2020 году

Опубликовано: 2019-09-21 16:21:15

В России произойдет изменение в системе взыскания долгов с граждан в 2020 году

Нововведения обусловлены разработкой концепции закона «О деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц». Авторами концепции являются Минюст совместно с ФССП. Новый законопроект должен быть подготовлен и внесен в правительство до конца года.

Согласно концепции, станет обязательным досудебный возврат задолженности, а в реестр ФССП должны будут включаться не только коллекторы, но и сами кредитные организации, — сообщает «Коммерсантъ».

Установление обязательного досудебного (претензионного) порядка возврата просроченной задолженности» физлиц предполагает, что взыскатель сможет обратиться в суд, только если после получения предложения о возврате просрочки должник в 30-дневный срок не закроет долг.

Считается, что такой механизм установит дополнительные гарантии прав физлиц, а также уменьшит решение споров в судебном порядке, «что снизит нагрузку на судебные органы и ФССП». На данный момент кредитор может обратиться в суд с любого дня просрочки.

Читайте так же:  Приказ о делегировании полномочий на подписание документов в 2020 году

По новому закону включаться в реестр ФССП должны будут не только коллекторы, но и любые организации, занимающиеся возвратом «просроченной задолженности, возникшей из денежных обязательств» физлиц «по договорам кредита (займа)». К ним относятся банки, микрофинансовые организации (МФО), ломбарды, кредитные потребительские кооперативы, а также операторы связи, управляющие компании ЖКХ, ресурсоснабжающие организации, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Включение в реестре даст им право встречаться и звонить должнику, направлять ему электронные сообщения и использовать «робота-коллектора». Без включения в реестр должнику можно будет лишь отправлять письма по почте, электронной почте или через «личный кабинет».

При этом, включенные в реестр, организации должны соблюсти требование об обеспечении ведения и хранения не менее двух лет аудиозаписей разговоров с должниками, записи всех видов сообщений, страхования своей ответственности за причинение убытков должнику (с годовым покрытием не менее 10 млн руб.). Разработчики концепции предварительно оценили первоначальные расходы на реализацию от 5,2 млн. руб. Необходимо будет также заплатить госпошлину (100 тыс. руб.) и подготовить ряд документов.

Долговая перезагрузка: систему взыскания с граждан ждет полное обновление

Регулирование взыскания долгов с граждан претерпит серьезные изменения. Минюст разработал концепцию нового закона, по которой станет обязательным досудебный возврат задолженности, а в реестр Федеральной службы судебных приставов (ФССП) должны будут включаться не только коллекторы, но и сами кредитные организации. В результате рынок агентского взыскания может вырасти в полтора раза уже в 2020 году, причем правозащитники, несмотря на формально улучшающие положение граждан нормы, ожидают серьезного усугубления проблем должников.

“Ъ” удалось ознакомиться с разработанной Минюстом совместно с ФССП концепцией закона «О деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц». В соответствии с «дорожной картой» по реализации механизма «регуляторной гильотины» он должен заменить вызывающий многочисленные вопросы у рынка закон о взыскании долгов физлиц (230-ФЗ). Новый законопроект должен быть подготовлен и внесен в правительство до конца года.

Концепция, в частности, предполагает «установление обязательного досудебного (претензионного) порядка возврата просроченной задолженности» физлиц.

Взыскатель сможет обратиться в суд, только если после получения предложения о возврате просрочки должник в 30-дневный срок не закроет долг. Предполагается, что такой «механизм установит дополнительные гарантии прав» физлиц, а также уменьшит решение споров в судебном порядке, «что снизит нагрузку на судебные органы и ФССП». Сейчас кредитор может обратиться в суд с любого дня просрочки.

При этом в соответствии с новым законом включаться в реестр ФССП должны будут не только коллекторы, но и любые организации, занимающиеся возвратом «просроченной задолженности, возникшей из денежных обязательств» физлиц «по договорам кредита (займа)». К ним относятся банки, микрофинансовые организации (МФО), ломбарды, кредитные потребительские кооперативы, а также операторы связи, управляющие компании ЖКХ, ресурсоснабжающие организации, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами. Присутствие в реестре позволит им встречаться и звонить должнику, направлять ему электронные сообщения и использовать «робота-коллектора». Без включения в реестр должнику можно будет лишь отправлять письма по почте, электронной почте или через «личный кабинет».

При этом включенные в реестр организации должны будут обеспечить ведение и хранение не менее двух лет аудиозаписей разговоров с должниками, записи всех видов сообщений, застраховать свою ответственность за причинение убытков должнику (годовое покрытие — не менее 10 млн руб.). Разработчики концепции оценили первоначальные расходы от 5,2 млн руб. Необходимо будет также заплатить госпошлину (100 тыс. руб.) и подготовить ряд документов.

Участники рынка считают требование о включении всех взыскателей в реестр нецелесообразным. «Сегодня надзор за соблюдением банками закона о взыскании долгов находится в компетенции ЦБ, введение нового реестра и регулирование со стороны ФССП создаст фактически дублирование функций,— отмечает президент АРБ Гарегин Тосунян.— Это неоправданно и с точки зрения затрат, и с точки зрения обеспечения порядка взаимоотношений с заемщиками». По мнению директора СРО МФО «МиР» Елены Стратьевой, все изменения, направленные на повышение эффективности регулирования МФО в области взыскания, можно проводить и без их включения в реестр. «Оно подразумевает и формальные расходы, не относящиеся непосредственно к правилам взаимодействия при возврате долга»,— поясняет она.

По мнению президента СРО НАПКА Эльмана Мехтиева, включение в реестр организаций, для которых взыскание не основной вид деятельности, не обеспечивает эффективную защиту прав потребителей. «Эффективный поведенческий надзор требует четких правил и одинаковых требований по отношению к каждому»,— добавил он.

Коллекторы отмечают, что такие новации в регулировании сделают процесс возврата долга для непрофессиональных взыскателей нецелесообразным.

По словам гендиректора агентства ЭОС Антона Дмитракова, организации начнут отказываться от внутренних служб взыскания в пользу профессиональных коллекторов для минимизации расходов и риска административной ответственности. «Вполне вероятно, что из-за этого рост рынка агентского взыскания может составить до 50% в годовом выражении уже в 2020 году»,— оценивает он. По итогам 2019 года его объем составит 640 млрд руб.

Предложенные нововведения вряд ли будут способствовать эффективной защите должников, полагают правозащитники. «Если закон будет принят в таком виде, то только за счет управляющих компаний и ресурсоснабжающих организаций, которых в стране тысячи, реестр вырастет в разы,— говорит руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Евгения Лазарева.— Нет уверенности, что регулятору хватит мощностей, чтобы осуществить надзор за всеми, если даже сейчас их не хватает для взыскания по исполнительным листам». По ее словам, предлагаемый претензионный порядок работы с задолженностью затянет процедуру взыскания. «Обычно потребитель знает о наличии задолженности; пока кредитор будет направлять ему уведомление и ждать ответа, проценты продолжат накапливаться,— добавляет она.— Это никак не облегчает жизнь должника».

В Минюсте сообщили, что проект структуры нового нормативного регулирования прошел обсуждение и «принято решение дальнейшую работу осуществлять в рамках рабочей группы по реализации механизма «регуляторной гильотины»». В ФССП отметили, что служба «не осуществляет нормативно-правовое регулирование своей деятельности». В ЦБ указали, что «комментарии преждевременны», поскольку «в настоящее время концепция законопроекта находится в стадии обсуждения».

Читайте так же:  Исковая давность по трудовым спорам

Как снять арест с карты Сбербанка наложенный приставами: взыскание средств по исполнительному производству

В современных российских реалиях распространено снятие финансов со счета пользователя или наложение ареста государственными структурами. В этой статье мы рассмотрим, по каким причинам происходит взыскание средств по исполнительному производству с карты Сбербанка в 2019 году, что делать в этой ситуации. Каждый человек, являющийся клиентом банка, должен знать о возможном удержании денег и ограничении доступа к счету в случае непогашенного долга.

Общая характеристика взыскания денег по исполнительному листу

Сотрудники судебной системы могут снимать деньги со счета пользователя на основании заявления в банк о взыскании средств по исполнительному листу. Внутренним регламентом утверждены правила оформления нужной документации для снятия средств клиента Сбербанка со счета должника.

Причины взыскания финансов с карточки

Пользователям, у которых исполнение по обязательствам происходит своевременно, волноваться не о чем. Но бывает, что им неведомо о наличии долга и необходимости оплатить его.

Распространенные причины появления долга:

  • непогашенные штрафы от ГИБДД;
  • уклонение от уплаты налогов;
  • алиментная задолженность;
  • долги за коммунальные платежи;
  • несвоевременное погашение кредита;
  • судебные решения по различным делам (например, оплата за моральный ущерб или компенсация).

При существовании исполнительного документа приставы вправе осуществить арест счета. Списание проводится строго по конкретной процедуре с оформлением соответствующих бумаг. Без судебного решения Сбербанк не имеет права снимать деньги со счета клиента.

Пользователя известят в текстовом сообщении об аресте денег на основании судебного постановления. Если вы не понимаете причину ареста, рекомендуется зайти на официальную страницу суда, найти свое дело. Номер указан в СМС. Изучите подробности и детали: кто истец, какова общая сумма иска.

Меры, применяемые к средствам на счете, следующие:

  1. Арест. Приставы могут заблокировать всю сумму финансов или часть для оплаты задолженности. Остаток денег можно тратить по своему желанию.
  2. Взыскание. Списание финансовых средств в пользу организации или гражданина при предъявлении документа, подтверждающего правомерность действия. Если денег на карте недостаточно для погашения, последующие начисления направятся взыскателю до полной оплаты задолженности.

Могут ли судебные приставы снять деньги с карты

Одни из полномочий работников ФССП – розыск неплательщика, поиск имущества, которым он располагает, и денег, находящихся на счетах финансовых учреждений (расчетном, депозитном, дебетовом, зарплатном), предупреждение о необходимости погашения долговой суммы.

Судебные приставы вправе узнавать во всех финансовых и кредитных учреждениях о существовании счетов и их балансе. Банк обязан предоставить всю нужную информацию. При предъявлении исполнительного документа он снимает необходимую сумму с карты пользователя.

В таблице показано какая доля вашего дохода может быть списана с карты. Как видно социальные доходы не подлежат аресту и взысканию, так как обладают иммунитетом к списанию и блокировке.

Как выяснить, за что списали деньги

Оптимальный вариант – заказать в отделении выписку по счету, где в обязательном порядке указывается:

  • дата и время нужной операции снятия денег;
  • реквизиты получателя финансов;
  • номер исполнительной бумаги или распоряжение суда.

Второй способ – зайдите на страницу ФСПП. Найдите контакты пристава по номеру решения. Запишитесь к нему на прием, чтобы задать все интересующие вопросы.

Сведения о причине снятия средств прописаны в исполнительном документе, который можете найти, зайдя на страницу ФССП.

Размеры снятия денег зависят от типа поступления.

  1. Зарплатные, пенсионные начисления. Требования по выплатам, которые налагают на эти поступления, составляют 50-70%. Наибольшие суммы − на оплату алиментов на детей, не достигших совершеннолетия, на возмещение вреда жизни, компенсации при утрате кормильца.
  2. При социальных поступлениях (детских пособиях, дотациях, отчислениях на ребенка) списание средств не производится.
  3. Прочие начисления. Сумма долга взимается в полном объеме.

В основном сумма списывается с прочих начислений, если их недостаточно – с зарплаты или пенсии.

Как снять арест с карты Сбербанка, наложенный приставами: что делать

В процессе судебно-исполнительного производства арестованные средства блокируются. Возможность пользоваться картой закрывается. Необходимая сумма списывается для взыскателя. Служба ФСПП вправе арестовать деньги без предупреждения.

  1. Взыскатель пытается вернуть средства в добровольной форме путем звонков и уведомления должника.
  2. Если неплательщик отказывается вернуть долг, истец вправе подать заявление в суд.
  3. При получении положительного решения суда о возврате задолженности сотрудники открывают дополнительное производство.
  4. Если неплательщик снова отказывается погасить долг, ФСПП подает запрос во все отделения банка с целью получения сведений о состоянии его счетов. Банк должен предоставить все необходимые сведения в ближайшее время.
  5. Основываясь на судебном распоряжении о снятии средств, приставы отдают банку решение об аресте существующих счетов и списании необходимой суммы.

Горячая линия ФССП России:
8 800 250-39-32 (звонок бесплатный)
8 495 870-95-50 (для Московского региона)

Действия при аресте денег

Если причина блокировки известна, необходимо руководствоваться инструкцией:

  1. Погасить сумму долга любым (на выбор) вариантом:
  • Дистанционно, через программу «Банк данных по исполнительным производствам»;
  • через баланс телефона или мобильное приложение ФССП;
  • посредством сервиса Сбербанк Онлайн;
  • лично обратиться в филиал;
  • непосредственно приставу.
  1. Кода задолженности закрывают, сотрудники предоставляют финансовому учреждению требование о разблокировке счета пользователя. Обычно это осуществляется за 3-7 дней (после погашения задолженности).
  2. Если финансов на счете не хватает для полного возмещения долга, то они будут списываться по мере начисления денег, пока долг полностью не будет выплачен. Впоследствии пластик разблокируют.

Заявление в банк о взыскании по исполнительному листу: образец Сбербанка

Если Вы взыскатель, то Вам необходимо следовать нижеизложенной пошаговой инструкции.

Скачайте образец заявления для предъявления в банк:

Заключение

Видео (кликните для воспроизведения).

Списание денег с пластика производится только по распоряжению судебного органа или через заявление в Сбербанк о взыскании по исполнительному листу работника ФССП. Финансы списываются до достижения нужной суммы почти со всех начислений. Чтобы обезопасить себя от списания денег и ареста счета, необходимо серьезно относиться к долгам. Своевременно погашать ссуды, платить штрафы, налоги и т.д.

Судебно исполнительное производство сбербанк что это значит в 2020 году
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here