Требование об уплате налога направляется налогоплательщику в 2020 году

Самая важная информация по теме: "Требование об уплате налога направляется налогоплательщику в 2020 году" с выводами от профессионалов. В случае возникновения вопросов и при необходимости актуализации данных вы можете обратиться к дежурному юристу.

Налоговая инспекция может выставить требование об уплате налога даже в период приостановления действия решения

ArturVerkhovetskiy / Depositphotos.com

Инспекция провела выездную проверку налогоплательщика, в результате которой были выявлены нарушения и доначислены суммы налога, а также пени и штраф. Не согласившись с позицией проверяющих, организация подала жалобу в вышестоящий налоговый орган, однако решение по жалобе было принято не в пользу налогоплательщика. После этого решение по выездной проверке вступило в силу.

В соответствии с налоговым законодательством требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения (п. 2 ст. 70 Налогового кодекса). Налоговая инспекция в установленный срок направила такое требование налогоплательщику. Однако за несколько дней до этого налогоплательщик обратился в суд с заявлением о признании решения налогового органа недействительным, а также с ходатайством о приостановлении действия указанного решения. Суд удовлетворил требование налогоплательщика о принятии обеспечительных мер и направил соответствующее решение в налоговый орган. Но решение о приостановлении поступило в инспекцию уже после вынесения ею требования об уплате.

Посчитав выставленное требование незаконным, налогоплательщик обратился в ФНС России с жалобой о признании его недействительным. Однако налоговая служба оставила жалобу без удовлетворения.

О требованиях к форме и содержанию жалобы (апелляционной жалобы), подаваемой в вышестоящий налоговый орган, читайте в «Энциклопедии решений. Налоги и взносы» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

По мнению налогового органа, действия инспекции были правомерны, ведь на момент вынесения требования у нее отсутствовала информация о принятии обеспечительных мер в виде приостановления действия оспариваемого решения.

Указанная позиция ФНС России согласуется с позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 19 октября 2017 г. № 301-КГ17-14696.

Требование об уплате налога: образец

В нашей консультации мы рассказывали, что обязанность по уплате налога прекращается в том числе в случае ее исполнения, т. е. уплаты налога. Если же налогоплательщик не исполнил в установленные сроки свою обязанность по уплате налога, налоговая инспекция направляет такому налогоплательщику требование об уплате налога. Расскажем в нашем материале о налоговом требовании об уплате налога и приведем его образец.

Что такое требование об уплате налога

Требование об уплате налога – это документ, направляемый налоговым органом налогоплательщику и извещающий его о неуплаченной сумме налога и об обязанности погасить ее в определенный срок (п. 1 ст. 69 НК РФ).

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику:

  • в электронной форме: по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика;
  • на бумаге: по почте заказным письмом;
  • лично передается руководителю организации-налогоплательщика или налогоплательщику – физическому лицу или их представителям (п. 6 ст. 69 НК РФ).

При направлении требования по почте оно считается полученным на 7-ой рабочий день с даты направления заказного письма.

Исполнить требование об уплате налога необходимо в течение 8 рабочих дней с даты получения требования (если более длительный период не указан в самом требовании) (п. 4 ст. 69 НК РФ).

Требование об уплате налога: образец

Новая форма требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) утверждена Приказом ФНС от 13.02.2017 № ММВ-7-8/[email protected] (Приложение № 2 к Приказу) и действует с 27.03.2017

Приведем образец требования об уплате налога.

Если налогоплательщик не согласен с суммой налоговой задолженности, он может приступить к обжалованию требования об уплате налога.

К примеру, в соответствии с согласованным с налоговым органом актом совместной сверки расчетов у организации отсутствовала налоговая задолженности. Поэтому направление требования об уплате налога организация может посчитать ошибочным и направить об этом соответствующие возражения.

Требование об уплате налога и сбора

Вопрос требований налогоплательщикам регулируется налоговым законодательством.

Условия направления

Согласно действующему налоговому законодательству, требование об уплате налогов и сборов – это выраженное в письменной или электронной форме извещение от налогового органа, которое направляется плательщику-должнику.

Налоговому органу дается срок, установленный в размере трех месяцев, для направления к плательщику-должнику требования. Этот вопрос регулируется статьей 70 Налогового кодекса. При этом если задолженность плательщика перед государственным бюджетом не превышает 500 рублей, то срок направления требования увеличивается до одного года.

Требование всегда направляется только при наличии недоимки у организации, поскольку именно это предусмотрено действующим налоговым законодательством, независимо от того, привлекается плательщик-должник к ответственности или нет.

В тех случаях, если у налогового органа есть все основания считать, что плательщик-должник может быть привлечен к ответственности за налоговые правонарушения, независимо от того, уголовная это или административная ответственность, в требовании этот момент указывается.

Налоговый орган уведомляет плательщика, что он может быть привлечен к ответственности за совершенные правонарушения и преступления в случае невыполнения требования.

Согласно установленным нормам срок для выполнения требования установлен в размере восьми календарных дней, однако в некоторых случаях налоговый орган может самостоятельно устанавливать срок выполнения требований.

Условно выделяется два основных условия для выдвижения требования к плательщику со стороны налогового органа:

  • неуплата или уплата не в полном объеме со стороны плательщика налога или сбора;
  • решение о привлечение плательщика к ответственности за преступления или правонарушения в налоговой сфере.

Что содержится в требовании

Требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, которое направляется налоговым органом, должно в обязательном порядке содержать следующую информацию:

  • сумма долга по налогу;
  • пени, которые были начислены за просрочку платежа по налогу;
  • основания, по которым был применен налог;
  • ссылки на нормативно-правовые акты, регулирующие вопрос налогообложения и взыскания налогов.
Читайте так же:  Оформить земельный участок в собственность без документов в 2020 году

В некоторых случаях могут быть указаны дополнительные требования, которые носят факультативный характер:

  • индивидуальный срок выполнения требования;
  • меры, согласно которым будет произведено взыскание с должника;
  • срок уплаты налога, по которому произошла задержка.

Форма, порядок, способ передачи требования

Обязанности по направлению требования к плательщику возложены на тот налоговый орган, в котором плательщик-должник зарегистрирован.

Независимо от того, является ли должник физическим лицом, юридическим лицом, или состоит в участниках консолидированной группы. В последнем случае требование направляется уполномоченному ответственному участнику этой группы.

Существует несколько способов передачи требования плательщику:

  • лично;
  • путем отправки почтового отправления;
  • через кабинет налогоплательщика на официальном сайте;
  • через интернет в электронной форме.

При этом если должником является организация, то требование передается руководителю или тому, кто его представляет. Если должник – физическое лицо, то требование передается ему или его законному представителю. Почтовое отправление представляет собой заказное письмо, которое считается врученным по истечении шести дней с момента отправки.

Порядок отправки требования в электронном виде представляет собой первичное формирование документа в письменном виде, последующее формирование такого же документа в электронном виде, подписание его усиленной квалифицированной подписью ответственного лица (обычно это руководитель налогового органа или того, кто его заменяет).

Направляется электронное требование на адрес плательщика через интернет с фиксированием даты отправления.

Налоговый орган, отправивший уведомление в электронном виде, не позднее следующего дня обязан получить по тем же каналам, что и было отправлено требование (например, через электронную почту), следующие данные:

  • уточнение и подтверждение правильности даты отправки;
  • прием или отказ в приеме плательщиком, подтвержденные квалифицированной электронной подписью.

То есть плательщик со своей стороны обязан уведомить налоговый орган о том, получил ли он требование, принял ли его или нет. Если оснований для отказа нет, то отказ плательщика считается неправомерным, подлежит привлечению к ответственности плательщика-должника. Файл обмена должен иметь формат XML.

Налоговый орган при обнаружении недоимки со стороны плательщика направляет ему требование об уплате любым способом в течение трех месяцев или года (в отдельных случаях).

Непринятое требование

Налоговым законодательством предусматриваются случаи, когда требование считается непринятым со стороны плательщика или налогового органа. Так, требование считается неисполненным налоговом органом в случае если плательщик-должник не исполнил его в установленный срок, исполнил его частично (не в полном объеме), не принял требование для исполнения, отказавшись в письменном или электронном виде, проигнорировал требование.

За это налоговым законодательством предусмотрено использование законных и утвержденных способов обеспечения исполнения норм, содержащихся в требовании. При этом плательщик может быть дополнительно подвержен и уголовному, и административному преследованию со стороны налоговых органов за нарушение действующего налогового законодательства.

Плательщик может не принять требование в том случае, если оно составлено с нарушением норм действующего законодательства, содержит ошибки, исправления или искаженную информацию.

При этом вместе с отказом от принятия требования плательщик направляет и представляет в налоговый орган достоверную информацию.


Так, к примеру, если к плательщику выдвигается требование об уплате налога, который уже был уплачен, то плательщик вместе с отказом о принятии направляет документ или копию документа, который подтверждает уплату этого налога (например, чековый листок или выписку из банка).

Налоговый орган при допущении ошибок исправляет их, направляет к плательщику исправленное требование для исполнения. Плательщик-должник не имеет права на отказ в случаях, если требование составлено верно, а также носит достоверный характер.

Все действия плательщика, который не желает уплатить законно примененный к нему налог или сбор, считаются неправомерными и подлежат ответственности.

Способы обеспечения исполнения

Налоговым законодательством предусмотрены несколько способов обеспечения исполнения требований по выплате налогов, пени и сборов:

  • под залог имущества;
  • под ответственность поручителя;
  • пени;
  • арест на имущество;
  • замораживание операций по счету в банке.

Залоговое соглашение составляется между плательщиком-должником или его представителем и налоговым органом.

При этом залоговое имущество по сумме может превышать сумму задолженности, но быть меньше нее – нет.

Налоговый орган в случае неисполнения плательщиком требования может продать имущество должника по рыночной стоимости, удержав с вырученной суммы необходимые для погашения средства, а затем возврата разницы от продажи плательщику. Касается данная мера не только организаций – юридических лиц и ИП, но и физических лиц.

Поручитель может исполнить обязательства плательщика, к которому выдвинуто требование, в полном объеме, а не частично. При этом данная практика применяется чаще всего в отношении организаций, за которых в качестве поручителя выступает другая организация, деятельность которой тесно связана с деятельностью должника. Возврат уплаченных по требованию средств обговаривается в данном случае индивидуально между поручителем и должником.

Замораживание движение средств по счету должника в банке налоговый орган вправе только на основании вынесенного соответствующего решения.

При этом банк отказать в исполнении решения не может. Средства должника замораживаются, а затем с них перечисляются в государственный бюджет средства, необходимые для погашения задолженности.

Арест имущества, как одна из крайних мер исполнения требования, применяется на основании решения как налогового органа, так и судебного. Арестованное имущество может быть возвращено должнику в том случае, если он своевременно исполнит примененное к нему требование. В противном случае имущество будет продано по рыночной стоимости для погашения долга перед государственным бюджетом.

Пени начисляются к основной сумме задолженности и указываются в требовании, которое направляется плательщику-должнику. Обязанность уплатить пени является обязательной к исполнению, поскольку даже при погашении налога, сбора или штрафа, при непогашении пени, они будут продолжать накапливаться.

Изменение обязанности уплаты налога, равно как и его применения к плательщику, происходит только на основании действующего налогового законодательства, включающего в себя не только Налоговый кодекс, но и другие нормативно-правовые акты, которые регулируют вопросы налогообложения, применения того или иного налога, в том числе региональные и местные законы и нормативные акты.

Читайте так же:  Алименты ип судебная практика

Обязанности по уплате возникают у налогоплательщика тогда, когда к нему применяется установленный налог, подлежащей уплате.

Порядок формирования и направления требования об уплате налога

Не погашенное своевременно налогоплательщиком требование об уплате налога является основанием для принудительного взыскания недоимки. Однако юридическую силу имеет не всякое такое требование, а лишь составленное и направленное плательщику в установленном законом порядке.

В силу пункта 1 статьи 69 Налогового кодекса требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Требование составляется в письменной форме, которая утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Содержание требования об уплате налога определяется как самим федеральным законом, так и ведомственными нормативными актами. Как указано в пункте 4 статьи 69 Налогового кодекса, рассматриваемое требование должно содержать сведения:

Текстуально эти две формы различаются лишь ссылками на законодательство, применимое к лицам, имеющим специальный налоговый статус. Вместе с тем следует признать направление требования об уплате налога в адрес юридического лица на бланке, адресованном физическому лицу, существенным нарушением, ставящим под сомнение правомерность предъявления такого требования. Ведь в таком случае налоговый орган будет считаться не исполнившим надлежащим образом обязанности, возложенные на него статьей 32 Налогового кодекса. А именно: он не разъяснил в действительности правовые последствия неисполнения указанного требования, сославшись на не имеющие отношение к налогоплательщику правовые нормы. Таким образом, в настоящее время требование об уплате налога есть формализованный (шаблонный) документ, несоблюдение типовой структуры которого способно повлечь его недействительность.

Данный вывод подтверждается и практикой нижестоящих арбитражных судов. Так, постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 ноября 2007 г. № А40-43842/06-126-187 были удовлетворены исковые требования организации о признании недействительным требования инспекции об уплате налога и пени в связи с тем, что вместо данных об основаниях взимания налога и нормах закона о налоге, который устанавливает обязанность заявителя уплатить налог, в оспариваемом требовании указана статья 45 Налогового кодекса. Напомним, что данная статья определяет момент исполнения обязанности по уплате налога и случаи, при которых взыскание налога с организаций (индивидуальных предпринимателей) производится исключительно в судебном порядке. В указанном деле суд справедливо посчитал, что оспариваемое требование об уплате налога и пени нарушает права и интересы заявителя, поскольку не соответствует законодательству о налогах и сборах.

Время — деньги

Действующее законодательство определяет четкий временный срок как для налогового органа, в течение которого он имеет право выставить требование об уплате налога или сбора, так и для налогоплательщика, в течение которого последний под угрозой новых санкций обязан выполнить соответствующее предписание налогового органа.

Согласно пункту 1 статьи 70 Налогового кодекса, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее 3 месяцев со дня выявления недоимки либо в течение 10 дней с момента принятия решения по результатам налоговой проверки. При этом в первом случае составляется специальный документ о выявлении недоимки у налогоплательщика, а во втором основанием для предъявления требования служит акт выездной или камеральной проверки.

Законодательство не предусматривает возможности продления или восстановления срока для направления требования налогоплательщику. И в этом плане практика арбитражных судов неукоснительна. Так, решением Арбитражного суда города Москвы от 10 декабря 2007 г. № А40-48744/07-129-310 было установлено, что пропуск налоговым органом срока, установленного для направления требования об уплате налога, а также отсутствие в указанном требовании подробных данных об основаниях взимания налога влекут признание такого требования недействительным.

Увы, того же нельзя сказать о судах общей юрисдикции, склонных принимать любые требования от налоговых органов. В немалой степени этому способствует существующий в гражданском процессе институт приказного производства, отсутствие которого в арбитражном процессе определенно идет на пользу налогоплательщикам.

Со стороны налогоплательщика требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. Несогласный с предъявленным требованием налогоплательщик может его оспорить, подав заявление в суд.

Оставлять же вовсе без внимания требование об уплате налога, надеясь на забывчивость налоговых инспекторов, нежелательно, так как в этом случае обязанность налогоплательщика, налогового агента или плательщика сборов по уплате налога или сбора, вероятнее всего, изменится, что повлечет новый расчет пеней и направление новых требований.

Отправил и забыл

В качестве приоритетного способа направления требования налогоплательщику пункт 6 статьи 69 Налогового кодекса называет вручение требования законному или уполномоченному представителю лица, указанного в требовании, лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования. И только в том случае, если личное вручение не представляется возможным, требование об уплате налога направляется налогоплательщику заказным письмом по почте.

Видео (кликните для воспроизведения).

Данное законоположение представляется спорным, так как по разным причинам не может однозначно свидетельствовать о том, что в действительности налогоплательщик получил направленное ему требование. Однако в этом положении проявляется следование налогового законодательства общей тенденции развития процессуальных принципов, основанных на принятии презумпции извещения. Аналогичные нормы, касающиеся порядка извещения ответчика, существуют и в гражданском, и в арбитражном процессе. Поэтому во избежание негативных последствий налогоплательщикам и их представителям рекомендуется поддерживать регулярные информационные связи с территориальным налоговым органом.

Менеджер практики налогового консультирования компании «Энерджи Консалтинг» Юлия Гладышева:

— Анализ существующей арбитражной практики демонстрирует, что суды, как правило, склонны прислушиваться к доводам налогоплательщиков о нарушении инспекциями ФНС норм, регламентирующих как содержание требования об уплате налога, так и срок его направления налогоплательщику.

Так, можно упомянуть ряд судебных постановлений, в которых требования об уплате налога признавались недействительными полностью либо в части по причине того, что в них был указан не основанный на законодательстве срок уплаты налога, отсутствовали сведения о размере недоимки, дате начала начисления пени и ставке пеней (постановления ФАС Московского округа от 26 февраля 2008 г. № КА-А41/804-08, от 21 февраля 2008 г. № КА-А40/638-08 и др.).

Читайте так же:  Надбавка к зарплате за выслугу лет

Нередки и случаи пропуска налоговиками установленных сроков направления требования налогоплательщику, что суды также считают весомым аргументом для признания данного требования недействительным и не подлежащим исполнению (см., например, постановление ФАС Московского округа от 21 февраля 2008 г. № КА-А40/661-08). Инспекторы ФНС зачастую пытаются обойти нормы о сроках выставления требования об уплате налога путем проявления удивительной настойчивости, неоднократно предъявляя требования по одной и той же сумме за пределами не только трехмесячного, но даже трехлетнего срока, то есть по истечении срока исковой давности. Известны примеры, когда претензии в виде требований по налоговым платежам, «зависшим» в проблемных банках в 90-е годы прошлого столетия, налогоплательщики получали спустя 9—10 лет.

В связи с этим можно сделать вывод: получив требование, налогоплательщику в первую очередь следует внимательно изучить, насколько правильно оно составлено, обращая внимание на даты и текст. Возможно, другие действия, связанные с оспариванием оснований для предъявления требования по существу, в данном конкретном случае не понадобятся.

Инкассовое поручение налогового органа

Ситуации, когда банк возвращает налоговому органу инкассовое поручение по причине закрытия налогоплательщиком счета, на практике не так уж редки. Налоговый орган имеет право направить повторное инкассовое поручение к действующему счету организации или индивидуального предпринимателя. В какой срок это необходимо сделать? Чтобы ответить на данный вопрос, обратимся к Постановлению Президиума ВАС РФ от 04.02.2014 N 13114/13. Но для начала ознакомим читателей с отдельными положениями части первой НК РФ.

О мерах принудительного взыскания недоимки налогоплательщика

Обратите внимание! В соответствии с п. 3 ст. 46 НК РФ решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения этого срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.

Отметим, что при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или отсутствии информации о его счетах налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (п. 7 ст. 46 НК РФ).
Исходя из п. 1 ст. 47 НК РФ в этом случае налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества налогоплательщика, в том числе за счет наличных денежных средств в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со ст. 46 НК РФ.
Согласно п. 5 ст. 47 НК РФ взыскание налога за счет имущества налогоплательщика производится в определенной последовательности, и первыми на очереди идут наличные денежные средства и денежные средства в банках, на которые не было обращено взыскание в соответствии со ст. 46 НК РФ.

Обратите внимание! В соответствии с п. 1 ст. 47 НК РФ решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании налога за счет имущества, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.

О повторном инкассовом поручении

Мнение Президиума ВАС

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Вернуться на предыдущую страницу

В какой срок налоговый орган может выставить инкассо для списания налоговой задолженности

Главная книга», 2010, N 1

Всем известно, что, если налоги, сборы, пени и штрафы не уплачены в срок добровольно, налоговая инспекция может взыскать их в бесспорном порядке . При этом НК РФ установлена достаточно четкая процедура внесудебного взыскания налоговой задолженности, соблюдать которую налоговые органы должны неукоснительно . Однако у них это не всегда получается.

Одно из самых распространенных нарушений, допускаемых ими при внесудебном взыскании задолженности, — несоблюдение сроков, установленных НК РФ, для совершения тех или иных действий, в частности пропуск срока для направления инкассового поручения в банк.

Инкассовое поручение — расчетный документ, на основании которого производится списание денег со счетов плательщиков в бесспорном порядке .

О том, сыграет ли вам на руку пропуск этого срока, мы и расскажем.

Пункт 1 ст. 46 НК РФ.
Подпункт 1 п. 1 ст. 32 НК РФ.
Пункт 12.1 Положения о безналичных расчетах в Российской Федерации, утв. ЦБ РФ 03.10.2002 N 2-П.

Порядок направления инкассового поручения

После того как налоговый орган принял решение о взыскании налогов, сборов, пеней и штрафов за счет средств, находящихся на счетах вашей организации в банках, он должен направить в банк соответствующее инкассовое поручение . Оно должно быть направлено в банк в течение 1 месяца со дня принятия решения о взыскании .

Как вы знаете, решение о взыскании налогов, сборов, пеней и штрафов за счет денежных средств может быть принято только после истечения срока на добровольную уплату налога, установленного в требовании, но не позднее 2 месяцев после окончания этого срока .

Предположим, срок для добровольного исполнения требования об уплате налога истек 21 сентября 2009 г. Значит, решение о взыскании налога за счет денег налоговый орган может принять в период с 22 сентября по 23 ноября 2009 г. . Если решение о взыскании было принято в последний день срока (23 ноября 2009 г.), то последний день, когда можно направить инкассовое поручение в банк, — 23 декабря 2009 г.

Пункты 2, 3 ст. 46 НК РФ.
Пункт 4 ст. 46 НК РФ.
Пункт 3 ст. 46 НК РФ.
Пункт 7 ст. 6.1, п. 3 ст. 46 НК РФ; п. 24 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 25.

Читайте так же:  Кто должен платить кредит после смерти заемщика

Оспариваем инкассо

Арбитражная практика по спорам о признании недействительными инкассовых поручений, направленных в банк за пределами установленного НК РФ срока, неоднообразна. Есть решения, в которых суды пришли к выводу, что срок для направления инкассового поручения не является пресекательным. А значит, несоблюдение налоговым органом этого срока не имеет никаких правовых последствий .

Однако с такой позицией можно не согласиться.

Ведь если законодателем установлены различные сроки для разных этапов процедуры внесудебного взыскания налогов (за счет денег на счетах в банке и за счет иного имущества), то разумно считать, что определенные границы должны быть и внутри этих сроков. Если же подходить к этому иначе, то получается, что налоговый орган может направлять в банки инкассовые поручения в течение срока, отведенного уже для взыскания налога за счет иного имущества. Из этого следует, что инкассовое поручение можно направить в банк и по истечении года после того, как истек срок на добровольное исполнение требования об уплате налога . То есть после того, как стало невозможным принятие решения о взыскании налоговой задолженности за счет иного имущества.

Существуют и решения судов, подтверждающие правильность этого подхода. Соглашаясь с доводами налогоплательщиков, суды признают несоблюдение налоговыми органами сроков на направление инкассо в банк нарушением, влекущим признание инкассовых поручений недействительными .

Итак, даже если вы пропустили срок для обжалования требования об уплате налога (пени, штрафа) или решения о его взыскании, пропуск налоговым органом срока на направление инкассового поручения в банк — ваш последний шанс избежать взыскания, обратившись в суд с требованием признать этот документ недействительным.

Что такое инкассовое поручение

Сфера применения

О том, как вести расчеты инкассовыми поручениями в 2019 году, говорит Гражданский кодекс РФ. Согласно статье 862 ГК РФ , а также Положению о правилах осуществления перевода денежных средств, утвержденному Банком России 19.06.2012 № 383-П, безналичные расчеты между экономическими субъектами и простыми гражданами могут осуществляться с использованием таких платежных форм, как платежное поручение, платежное требование, инкассовое поручение, а также расчеты по аккредитивам и чекам.

Каждый из способов безналичных взаиморасчетов между субъектами имеет ряд отличий. Расчеты по инкассо предусматривают бесспорный или даже принудительный способ изъятия денег со счета плательщика. Такой вид взаиморасчетов используется, если:

  • этот способ расчета закреплен на законодательном уровне;
  • списание производится в счет погашения задолженностей по исполнительным документам;
  • в условиях договора поставки товара, оказания услуг, выполнения работ обозначен именно такой способ взаиморасчетов.

Его вправе выписать налоговые органы и представители внебюджетных фондов (ФСС, ПФР, ФОМС) при обнаружении пеней, недоимок и штрафов по обязательным платежам в бюджет. Судебные приставы наделены аналогичными полномочиями по взысканию денежных средств с расчетных счетов по исполнительным документам. Также изъять деньги по инкассо вправе контрагенты на основании заключенного договора, который предусматривает данный вариант расчетов.

Бланк платежного документа

Ключевое отличие инкассовых поручений от платежных требований заключается в том, что платежка — это распоряжение плательщика списать деньги с его счета в пользу получателя. При инкассо деньги плательщика изымаются по распоряжению получателя.

Особенности составления

Несмотря на схожесть с платежкой, заполнение инкассовых документов имеет особенности. Инкассо в обязательном порядке должно содержать следующие реквизиты:

  1. Ссылка на действующий нормативно-правовой акт, на основании которого производится изъятие денег. Необходимо указать номер и дату самого НПА, номер статьи, пункта или подпункта.
  2. Номер и дату заключенного договора, соглашения или контракта, номер пункта, в котором обозначена возможность проведения этого вида взаиморасчетов между контрагентами.
  3. Реквизиты исполнительного документа и наименование организации, которая выдала исполнительный лист. Также необходимо указать номер и дату дела судопроизводства.

Обратите внимание, если требования к реквизитам или наличию подтверждающей документации не исполнены, то принимающий банк должен в срочном порядке оповестить заявителя о выявлении нарушений. При отсутствии действий со стороны заявителя по устранению выявленных нарушений банк откажет в исполнении платежа.

Инкассовое поручение налогового органа не может быть принято к исполнению банком до окончания срока добровольного погашения выявленной задолженности. К тому же ФНС обязана выставить платежные требования к изъятию по каждому КБК в отдельности, объединение не допускается. Если за организацией числятся пеня и штраф по налогу, то ФНС обязаны выставить два инкассовых поручения: один — по пени, второй — по штрафу, так как для каждого налогового платежа предусмотрен свой индивидуальный код бюджетной классификации (КБК).

Как заполнить

Чтобы подтвердить право получателя на изъятие денежных средств с расчетного счета плательщика, необходимо предоставить в банк подтверждающую документацию. К ней относят основной договор, акты приемки, товарные накладные, счета-фактуры и прочие бумаги, подтверждающие возникновение обязательств по договору.

Сроки направления требования об уплате налога и сбора

Требование об уплате налога и сбора может быть выставлено в нескольких случаях.

Основные сроки направления требования об уплате налога и сбора

Для максимального соблюдения действующих норм и правил, а также в целях защиты законных интересов налогоплательщиков, налоговое законодательство РФ устанавливает четкие сроки, в которые каждый налогоплательщик должен быть уведомлен о срочной необходимости уплаты того или иного налога и сбора.

Несоблюдение налоговым органом установленных условий по уведомлению того или иного налогоплательщика ведет к тому, что несвоевременно направленное уведомление теряет свою юридическую силу.

Соответствующе оформленное требование об уплате налога должно быть направлено уполномоченным органом налогоплательщику в установленный 3-х месячный период с того момента, когда существующая недоимка была выявлена и поставлена на учет.

В установлении допустимого срока определенную роль играет и сумма имеющейся недоимки. Если она не превышает 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено лицу в период, равный одному году со дня непосредственного обнаружения и фиксирования недоимки.

Читайте так же:  Уход в отпуск руководителя коллективной материальной ответственности

В данном случае допустимый срок предъявления требований увеличивается в связи с перевесом затрат действий налоговых органов в сравнении с взыскиваемой суммой недоимки.

Исключениями будут являться случаи, когда обнаружение недоимки в том или ином размере стало результатом ранее проведенной налоговой проверки. Тогда, после вынесения официальных результатов данной проверки и фиксирования недоимки, налоговый орган должен направить свои требования о ее погашении в течение 20 дней с момента проведения данной проверки.

Требования о погашении задолженности могут быть направлены как самому лицу-налогоплательщику, так и ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков.

Требование об уплате того или иного налога составляется в письменной форме и, как правило, в одном экземпляре. Исключения составляют случаи, когда документ направляется налогоплательщику по почте заказным письмом.

После того, как на втором документе была проставлена отметка налогоплательщика, либо его представителя, о получении, данный экземпляр возвращается в налоговый орган и хранится там.

Правила установления срока исполнения требования об уплате

Сроки направления требования об уплате налога и сбора устанавливаются действующим законодательством РФ и, в дальнейшем, местными налоговыми органами. Исчисление срока всегда начинается с момента обнаружения недоимки. С этого времени у налогового органа появляется полноценное право на предъявление финансовых требований к налогоплательщику.

Факт выявления недоимки, в обязательном порядке, фиксируется налоговым органом по установленным правилам. Документ, свидетельствующий о выявлении недоимки, является внутренней налоговой бумагой и налогоплательщику не направляется.

Нередко недоимки выявляются и во время производства по делу о налоговом правонарушении. В таком случае, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее, чем в течение 10 дней со дня обнаружения недоимки.

Законодательство РФ устанавливает минимальный срок, в течение которого требование налогового органа должно быть исполнено налогоплательщиком. Данный срок равен 8 дням с момент получения уведомления.

В тех случаях, когда требования об уплате направляется налогоплательщику в электронном виде, установленный срок увеличивается до 20 календарных дней, в отношении физических лиц, которые не являются индивидуальными предпринимателями – до 30 дней.

До окончания срока, предусмотренного для добровольного исполнения требований налогоплательщиком, налоговый орган не может применить дополнительные принудительные меры, например, в виде пеней или штрафов.

В судебной практике нередко встречаются случаи, когда решение налогового органа о принудительном взыскании долгов с налогоплательщика за счет его имущества, было признано незаконным именно потому, что оно было вынесено в период до истечения установленного законодательством срока для добровольного исполнения налоговых требований.

Только после истечения установленного периода, налоговый орган может приступать к следующему этапу – выбору определенной принудительной меры для взыскания.

Срок исполнения требований об уплате налога, как правило, представляет собой стандартные цифры – 8, 20, 30 дней и один календарный год. Но, в определенных случаях он может быть увеличен, либо уменьшен, в зависимости от конкретных индивидуальных обстоятельств. Конечный результат устанавливается уполномоченным налоговым органом, но минимальное значение срока – 8 дней сократить нельзя.

Несоблюдение сроков направления требования об уплате

В налоговом праве сроки играют огромную роль, причем это напрямую касается не только налогоплательщиков и их обязательств, но и самих налоговых органов, действия которых не должно противоречить действующим нормам и правилам. Еще более важное значение приобретают сроки, когда речь идет о взыскании определённой материальной суммы для погашения налоговой задолженности.

Итак, если налоговый орган не проводил проверку, а недоимка составила сумму более 500 рублей, информирование налогоплательщика и предъявление соответствующих требований о погашении долга должно быть осуществлено в течение 3-х месяцев со дня обнаружения данной недоимки.

Если задолженность так и не была погашена, решение о взыскании может быть принято налоговым органом сразу после истечения установленного срока, но не позднее, чем в течение двух календарных месяцев после данного периода.

В действующем налоговом законодательстве РФ не установлено четких сведений о том, какую ответственность будет нести налоговый орган при нарушении установленного срока для предоставления требований об оплате.

Существуют множественные судебные решения, подтверждающие тот факт, что несоблюдение инспекциями установленных сроков по предъявлению требований не лишает их дальнейшей возможности взыскания различных штрафов и пеней. Помимо этого, данный факт не влечет изменения остальных сроков, предусмотренных законодательством РФ.

С другой стороны, судебная практика содержит в себе немало прецедентов, в которых действия налоговой инспекции были признаны незаконными, по причине несоблюдения установленных сроков и, как следствие, грубых нарушений действующего законодательства.

В таких случаях судебный орган нередко ставал на сторону налогоплательщика и освобождал его от необходимости оплаты выявленной ранее недоимки по причине неправомерных действий со стороны налоговых органов. Таким образом, в данном вопросе нет официальной и единственной позиции.

Как правило, во внимание принимаются различные, дополнительные обстоятельства, которые помогают судебному органу принять наиболее оптимальное и справедливое решение, максимально защитив интересы, как налогоплательщиков, так и представителей налоговых органов.

В тех ситуациях, когда налогоплательщик не согласен с решением налогового органа о принудительном взыскании денежных средств, наложении ареста на имущество, либо о начислении пеней и штрафов за просрочку исполнения обязательства, он имеет полное право на обращение в судебный орган.

Разбирательство данных дел входит в компетенцию Арбитражного суда. Заинтересованному лицу следует подать иск, в котором необходимо указать имеющиеся требования и обосновать их.

Видео (кликните для воспроизведения).

В качестве основного доказательства нужно представить первоначальное требование налогового органа о срочной уплате существующей недоимке. В данном документе, в обязательном порядке, должен быть прописан срок, в который данная недоимка должна быть погашена. Затем следует представить в суд окончательное решение налоговой инспекции о принудительном взыскании денежных средств.

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику в 2020 году
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here