Цепочка собственников контрагента включая бенефициаров образец в 2020 году

Самая важная информация по теме: "Цепочка собственников контрагента включая бенефициаров образец в 2020 году" с выводами от профессионалов. В случае возникновения вопросов и при необходимости актуализации данных вы можете обратиться к дежурному юристу.

Цепочка собственников контрагента включая бенефициаров образец в 2020 году

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Часто при участии в тендере контрагент запрашивает информацию по цепочке собственников (в том числе включая конечных бенефициаров). Зачастую данная информация может содержать персональные данные (фамилию и имя) гражданина РФ или иностранного гражданина.
Обоснованно ли требование контрагента? Необходимо ли в соответствии с требованиями законодательства о персональных данных запрашивать согласие на обработку (передачу) персональных данных у физических лиц?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При осуществлении закупки на основании Закона N 44-ФЗ заказчик не вправе требовать от участника закупки предоставления персональных данных его выгодоприобретателей.
В рамках закупки на основании Закона N 223-ФЗ такое требование возможно, если оно соответствует положению и документации о закупке. Согласие бенефициара на передачу его персональных данных заказчику не требуется, если соответствующие данные в соответствии с федеральным законом подлежат опубликованию, обязательному раскрытию или на законных основаниях содержатся в общедоступных источниках.
При заключении договора, не подпадающего под действие Закона N 44-ФЗ или Закона N 223-ФЗ, просьба потенциального контрагента предоставить сведения о бенефициарах другой стороны не нарушает какую-либо норму законодательства.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Акимочкин Дмитрий

Ответ прошел контроль качества

20 февраля 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) Отметим, что Минэкономразвития России подготовлен проект федерального закона, которым предлагается закрепить обязанность заказчиков при осуществлении закупок на основании Закона N 223-ФЗ устанавливать требование об отсутствии конфликта интересов.

Правительство желает знать бенефициаров контрагентов – что делает бизнес?

От перечня этих акционерных обществ в буквальном смысле захватывало дух – в него входили и все крупнейшие энергетические общества (Интер РАО ЕЭС, РусГидро, ФСК ЕЭС и проч.), и нефтяники с газовиками (Газпром и Транснефть), и естественные монополии (РЖД). и перевозчики (Аэрофлот, Совкомфлот), и банки (Внешэкономбанк).

Перечень предъявленных требований тоже внушал уважение. Документ требовал:

в месячный срок обеспечить безусловное раскрытие контрагентами информации в отношении всей цепочки собственников, включая бенефициаров, в том числе конечных, с подтверждением соответствующими документами;

при проведении предконтрактной работы в качестве необходимого условия для заключения договора предусмотреть раскрытие контрагентом информации о всей цепочки собственников, включая бенефициаров;

в 2-недельный срок обеспечить внесение изменений во внутренние документы, согласно которым непредставление контрагентом сведений о цепочке собственников препятствует заключению новых договоров и влечет необходимость расторжения действующих договоров;

в случае каких-либо изменений в цепочке собственников контрагента, включая бенефициаров и (или) исполнительных органов контрагента, представлять соответствующую информацию в органы исполнительной власти.

Содержал документ и приложения – формы представления сведений. Они тоже наводили страх – необходимо было указать полную цепочку собственников, как говорится «бабка за дедку, внучка за бабку» с указанием конечного собственника.

А форма соблюдена?

Вскоре стало известно и то, каким же конкретно образом были утверждены эти требования. Оказалось, что это был вовсе не какой-нибудь нормативный акт Правительства, а «всего лишь» поручение Председателя Правительства Российской Федерации Путина В.В.

Поначалу информацию о статусе документа восприняли с облегчением. Не постановление, а только лишь поручение, не Правительства, а только Председателя Правительства, адресованное нижестоящим лицам.

Деловую прессу наводнили обстоятельные и полностью обоснованные комментарии уважаемых юристов. Их суть сводилась к тому, что:

поручение Правительства не является обязательным для третьих лиц и вообще не является актом, содержащим нормы гражданского права. К таковым, как известно, согласно статье 3 Гражданского кодекса РФ относятся только:

«Постановления Правительства Российской Федерации», да не любые, а принятые «на основании и во исполнение (Гражданский кодекс Статья Гражданского Кодекса) и иных законов, указов Президента Российской Федерации».

раскрытие персональных данных третьих лиц требует их согласия в соответствии с Законом о персональных данных (а усовершенствованная форма таблицы требовала указывать паспортные данные исполнительных органов всей цепочки собственников). Без такового вести учет и обработку данных – явное нарушение закона.

Расторжение договоров за невыполнение требований поручения абсолютно не соответствует нормам гражданского законодательства.

Не хочешь – не выполняй…

Что ж, все уважаемые юристы правы. Однако правы оказались и государственные органы. В полной мере это ощутили их контрагенты, когда речь пошла о новых закупках со стороны лиц с государственным участием. Ведь не обязательное для частного бизнеса, поручение Председателя Правительства по сути является законом для государственных структур.

И как грибы после дождя, в квалификационных требованиях к поставщикам появились полностью скопированные из поручения таблица раскрытия информации, содержащие образцы писем физических лиц о согласии на предоставление персональных данных в государственные органы, а также на ее обработку и хранение, а в проектах договоров стали появляться пункты, обязывающие контрагента сообщать обо всех изменениях предоставленной информации под угрозой расторжения договора.

Не нравится? Так ведь никто же не заставляет лично тебя вести бизнес с условным Газпромом или Росатомом. А старые договоры с их стороны были исполнены и не расторгнуты.

Выход – договариваться

Надо отметить и еще один важный аспект. Зачастую сама компания может и не знать всю цепочку своих собственников. Ну а конечное физическое лицо – бенефициар вовсе не горит желанием раскрыть всю хитроумную закрученную схему владения.

Читайте так же:  Средне специальное или среднее профессиональное отличие в 2020 году

Практика в данной ситуации (говорю как лицо, владеющее информацией, можно сказать, из первых рук) пошла по следующему пути:

В соответствующей таблице указываются собственники первого ряда, по сути, те лица, которые и так любое акционерное общество указывает в своем списке аффилированных лиц. После этого стороны словно делают вид, что ничего не замечают – и сразу указывают конкретное физическое лицо – бенефициара.

Вы хотели узнать, чьи мы конкретно? Вот Вам фамилия. А промежуточные звенья – зачем они вам …

Пока, насколько известно автору этих строк, схема работает. Что будет в дальнейшем? Покажет только время и ревностность проверяющих…

Справка о бенефициарах — образец заполнения

Справка о бенефициарах — образец предлагается нами для субъектов, которые обязаны представлять такую справку по правилам закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 № 115-ФЗ (далее — закон № 115). Указанная справка является одним из инструментов борьбы с отмыванием денег через подставные компании.

Кто обязан представлять справку о бенефициарных владельцах и кто вправе ее требовать

Сведения о бенефициарных владельцах, под которыми в ст. 3 закона № 115 понимаются физлица, владеющие компаниями или оказывающие влияние на их управление (напрямую или через других лиц), являются обязательной частью документации юридического лица, совершающего операции с деньгами или имуществом. Под владением понимается не менее чем 25%-е участие.

Схемы для определения бенефициарного владельца нет, поэтому, несмотря на отличие в терминологии (бенефициарные владельцы и юрлицо в законе № 115 — взаимозависимые лица в Налоговом кодексе РФ), можно предложить использовать метод, определенный в ст. 105.2 НК РФ.

Перечень субъектов, обязанных хранить указанные сведения, содержится в ст. 5 закона № 115. Ряд юрлиц из этого списка освобождены от обязанности вести учет бенефициарных владельцев (абз. 2–5 подп. 2 п. 1 ст. 7 закона № 115):

  • органы госвласти;
  • предприятия и учреждения, в которых долю более 50% имеют РФ, ее регионы или муниципальные образования, и др.

Список необходимо вести постоянно и 1 раз в год обновлять, самостоятельно выясняя личные данные владельцев. Юрлицо обязано представлять его по правилам, утв. постановлением Правительства РФ от 31.07.2017 № 913, по запросу:

  • ФНС и ее подразделений;
  • Росфинмониторинга и его межрегиональных управлений.

Кроме того, справку о бенефициарах уполномочен запросить банк (п. 14 ст. 7 закона № 115). Может он понадобиться и для участия в торгах. Многие положения о закупках включают требование показать всю цепочку связей и огласить бенефициаров, что признается законным требованием (решение Московского УФАС России от 17.08.2015 по делу № 1-00-1338/77-15).

Как составить письмо о бенефициарных владельцах: образец справки

Ни ФНС, ни Росфинмониторинг не предложили какой-нибудь хотя бы рекомендательной формы для списка бенефициарных владельцев, в связи с чем его можно составить на свое усмотрение. Основное условие: список должен содержать сведения, перечисленные в абз. 2 подп. 1 п. 1 ст. 7 закона № 115, а именно:

  • полное имя лица;
  • дату рождения и гражданство;
  • реквизиты паспорта гражданина РФ или документа на право проживания в РФ иностранного гражданина или апатрида;
  • ИНН.

На практике организации перерабатывают для рассматриваемой цели список аффилированных лиц.

Банки обычно предлагают свою форму справки, где могут указать несколько расширенный или наоборот суженный (в случае, когда допустима упрощенная идентификация клиента согласно подп. 1.11 п. 1 ст. 7 закона № 115) перечень сведений. Форма сведений о бенефициарах для торгов в рамках закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ предлагается заказчиком вместе со всей конкурсной документацией и диктуется обычно положением о закупках соответствующего заказчика.

Примерный образец письма о бенефициарных владельцах можно скачать здесь:

Таким образом, образец справки о бенефициарах может быть предложен запросившей его уполномоченной организацией/органом или составлен самостоятельно. Обязав ряд юридических лиц выяснять и хранить сведения о бенефициарных владельцах, законодатель не предложил формы документа, содержащего актуальные сведения о таковых.

С февраля 2019 года налоговики доберутся до бенефициаров

ФНС России утвердила форму запроса информации о бенефициарных владельцах юрлица (Приказ от 20 декабря 2018 г. № ММВ-7-2/[email protected]). Такой запрос налоговики смогут направлять уже с 3 февраля, когда этот Приказ вступит в силу. Обосновывать свой интерес к собственникам юрлица налоговики должны будут пунктом 6 статьи 6.1 Федерального закона № 115-ФЗ «О противодействии легализации(отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Напомню, что летом 2017 года Правительство РФ приняло Постановление № 913, именно этим документом были утверждены Правила представления юридическими лицами информации о своих бенефициарных владельцах по запросам Росфинмониторинга и ФНС. Изучите его (есть во вложении к данной публикации).

Для запроса информации о бенефициарах эти ведомства должны были разработать специальную форму. Росфинмониторинг свою форму запроса утвердил год назад, ФНС смогла тольков декабре 2018 года (лучше бы она так не торопилась – жизнь юрлиц в России была бы спокойнее).

Таким образом, до начала февраля 2019 года налоговики интересовались у юрлиц информацией о бенефициарах незаконно. А теперь смогут делать это на легальных основаниях, что приведет к последствиям – применять субсидиарную и уголовную ответственность с учетом этой информации государство станет чаще и прицельней. За непредставление такой информации предусмотрен штраф для должностных лиц до 40 тыс. рублей, для юридических лиц — от 100 тыс. до 500 тыс. рублей (ст. 14.25.1 КоАП РФ).

В сложившейся ситуации вам стоит быть внимательными к тому, в какой форме налоговики захотят получить от вас информацию по бенефициарам. Во-первых, требование предоставить информацию по бенефициарам может поступить к вам только в рамках ФЗ №115. Ссылка на этот закон должна быть указана в требовании/форме запроса, если ссылки на этот закон нет, то запрос явно незаконен.

При этом, по нашим оценкам, у ФНС большинство требований (почти 80 процентов) сделаны с нарушением законодательства. Поэтому, выход один — держать ухо востро. Помните, что основная цель всех попыток налоговиков получить информацию у налогоплательщика сводится к тому, чтобы заставить«добровольно» доплатить деньги в бюджет под угрозой налоговой, уголовной илисубсидиарной ответственности. К сожалению, в 2019 году эта тенденция собирания налогов государством будет продолжена так что у бизнеса нет никаких оснований ожидать, что интерес у налоговиков к таким способам общения спадет.

Читайте так же:  Автобиография при приеме на работу в мвд

Во-вторых, обращайте внимание на формулировку, т.е. на то, как вас просят предоставить информацию по бенефициарам. С юридической точки зрения формулировка, которая встречалась нам в требованиях, например «конечные бенефициары», незаконна, т.к. такого понятия в нормативно-правовых актах нет. Вообще нет. Есть только бенефициарный владелец (ФЗ №115 ст.3). Также имейте в виду, что все попытки налоговиков интересоваться бенефициарами, ссылаясь в своих требованиях на статьи НК РФ 93 и 93.1 (как это было недавно с нашим знакомым предпринимателем) — незаконны.

Бенефициарный владелец — физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) клиентом — юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия клиента. Бенефициарным владельцем клиента — физического лица считается это лицо, за исключением случаев, если имеются основания полагать, что бенефициарным владельцем является иное физическое лицо.

Знание, кто у компании бенефициар существенно облегчает работу налоговиков. Реальный собственник – это тот человек, с которого можно взыскать недоимку, применить к нему уголовную (ст. 199 УК РФ) и субсидиарную ответственность. Как известно, перед реальнойперспективой уголовного срока любой собственник становится сговорчивее и быстрее пополняет бюджет государства, что, собственно ,и нужно сегодняшним борцам с налоговыми уклонистами. Берегите себя.

Статья о наиболее частых вопросах по бенефициарам и бенефициарным владельцам

Обновление статьи: февраль 2018 года.

Главные статьи (понятия бенефициар и бенефициарный владелец не равнозначны):

Бенефициарный владелец это учредитель или директор?

На самом деле бенефициарным владельцем может быть и другое лицо, но если у вас обычное ООО, без каких либо сложных соподчинений, учредителями являются физические лица, то бенефициарный владелец — это учредитель компании с долей участия более 25%. Для более подробного изучения вопроса предлагаю прочесть Информационное сообщение.

Учредитель это конечный бенефициар или нет?

Если вопрос у вас возник в связи с запросом из Банка или ИФНС и у вас обычное ООО, как и в вопросе выше, то можно сказать с уверенностью 100%, что бенефициарный владелец — это учредитель — физическое лицо (доля участия более 25%). Например, если у ООО три участника: Иванов И.И. (50% доли участия), Петров П.П. (30% доли участия), Сидоров А.А. (20% доли участия), то бенефициарными владельцами будут 2 участника — Иванов и Петров.

Видео (кликните для воспроизведения).

Юридическое лицо обязано знать своих бенефициарных владельцев и располагать следующими сведениями о них:

  • фамилия, имя, отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая);
  • гражданство;
  • дата рождения;
  • реквизиты документа, удостоверяющего личность;
  • данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в РФ;
  • адрес места жительства (регистрации) или места пребывания;
  • ИНН (при его наличии).

Постановлением Правительства РФ от 31 июля 2017 года № 913 утверждены Правила предоставления юридическими лицами информации о своих бенефициарных владельцах и принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцах сведений, предусмотренных 115 ФЗ.

Однако, по состоянию на февраль 2018 года не разработаны правовые акты необходимые для их реализации, в том числе не утвержден образец запроса уполномоченного органа или налогового органа о предоставлении информации по бенефициарным владельцам.

Если же к вам в компанию поступил запрос от контрагента с просьбой предоставить сведения о цепочке собственников, включая бенефициаров, то в рассматриваемом случае необходимо будет предоставить информацию о всех учредителях (не важно какой процент доли участия), включая руководителя компании. Предлагаю посмотреть образец раскрытия информации о бенефициарах (обычно данную информацию запрашивают госкомпании и корпорации, не путайте с предоставлением информации по бенефициарным владельцам).

Конечный бенефициар юридического лица это кто?

Бенефициары юридического лица – это собственники и учредители компаний. Более подробную формулировку прочтите в статье бенефициарный владелец.

Примеры, конечных бенефициарных владельцев юридического лица:

ООО – учредители – физические лица;

АО, ПАО, ОАО, ЗАО – акционеры – физические лица;

АНО, НОУ – учредители – физические лица. Ответ по некоммерческим организациям не однозначен, насколько я помню у них нет собственников. Если предоставляете информацию по запросу ваших контрагентов о предоставлении сведений о цепочке собственников, включая бенефициаров , то раскрывать придется как в примере для ООО. Если запрос поступил из банка или иного уполномоченного органа в целях предоставления информации о бенефициарных владельцах в рамках 115 ФЗ, то бенефициарным владельцем скорее всего будет признан руководитель организации, о нем и необходимо предоставить сведения, указанные в ст. 7 115 ФЗ

ФБУ, ФГБУ, МБОУ, МУП, ФГУП – бенефициаров нет, собственником является соответствующее Муниципальное образование. Вся информация в Уставе компаний. При этом, данные юридические лица, в силу п. 2 ст. 6.1 115 ФЗ не обязаны располагать информацией о своих бенефициарных владельцах.

Особенности договоров с госкомпаниями. Как реагировать на требование раскрыть бенефициаров

Основной вопрос: компания собирается заключить договор с государственной компанией или акционерным обществом с госучастием. Неожиданно от контрагента поступает требование раскрыть цепочку собственников компании и представить соответствующие документы. С чем связано такое требование и как на него реагировать?

Решение: требование основано на документе, не имеющем силы нормативного правового акта. Формально законной обязанности представлять такие сведения нет, но конкретный вариант действий нужно выбирать с учетом коммерческой привлекательности договора.

Особенности договоров с госкомпаниями. Как реагировать на требование раскрыть бенефициаров

Установлен ли какой-то срок действия поручения?

Нет, срок действия поручения не определен. Следовательно, формально оно действует бессрочно до поступления иных указаний.

Требования госкомпаний к контрагентам согласно поручению

Поручение распространяется лишь на определенный список компаний, в числе которых, например, госкорпорация «Росатом», ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС», «Газпром», АК «Транснефть», «Иркутскэнерго», РЖД, «Аэрофлот», «Ростелеком», «Автодор» и т. д. Им дано указание обеспечить безусловное раскрытие контрагентами по действующим договорам информации в отношении всей цепочки собственников, включая бенефициаров (в том числе конечных), с подтверждением соответствующими документами. Предоставление этой информации контрагентами также должно было стать необходимым условием заключения новых договоров и условием действия прежних договоров: госкомпаниям следовало внести изменения в свои внутренние документы, в соответствии с которыми непредставление вышеуказанной информации контрагентами влечет за собой необходимость расторжения действующих договоров.

Читайте так же:  Алименты на 2 детей если не работаешь

Юридический статус поручения

Первый вопрос, который сразу же возник в связи с появлением поручения: имеет ли оно обязательную силу? Согласно статье 23 Федерального конституционного закона от 17.12.97 № 2-ФКЗ «О Правительстве РФ», основными актами, издаваемыми правительством, являются постановления и распоряжения, причем только постановление является нормативным актом (то есть может создавать обязательства для неопределенного круга лиц) и то при условии его официального опубликования. Поручения же можно отнести к «иным актам, не имеющим правового характера» ( ст. 23 закона № 2-ФКЗ). Председатель Правительства РФ подписывает акты Правительства РФ ( ст. 24 закона № 2-ФКЗ), но полномочий самостоятельно издавать иные акты правового характера у него нет. Аппарат Правительства РФ лишь организует работу правительства и не обладает правом нормотворчества ( ст. 47 закона № 2-ФКЗ).

Следовательно, позиция о том, что поручение не может создавать обязательства для третьих лиц (контрагентов госкомпаний), вполне обоснована. При этом никто не ставит под сомнение обязательность исполнения поручения в рамках структуры органов исполнительной власти. Государство, безусловно, может продвигать свою политику в госкомпаниях, компаниях с государственным участием и ставить задачи своим функционерам. Но в плоскости предпринимательских отношений взаимодействие с контрагентами регулируется нормами гражданского права.

Перспективы дальнейшего действия поручения пока не ясны. Не исключено, что его положения со временем будут оформлены в виде нормативного правового акта и приобретут обязательную силу. Инициатива обеспечения прозрачности сведений о контрагентах госкомпаний в целом является здравой. Она преследует те же цели, что и законодательство о госзакупках и о противодействии коррупции. Подобное регулирование есть во многих развитых правопорядках. Но форма реализации этой идеи в виде поручения не достигла своей цели, поскольку оно не имеет обязательной силы и вступает в противоречие сразу с несколькими отраслями законодательства.

Практика исполнения поручений в 2012 году

Большинство контрагентов госкомпаний раскрыли необходимые сведения, но качество раскрытия (объем, состав сведений) нигде официально не комментируется – каких-либо отчетов о результатах исполнения поручения представлено не было. Можно сказать, что де-факто поручение исполняется в «добровольно-принудительном» порядке и все претензии, если они возникают, решаются во внесудебном порядке, так как до сих пор нет ни одного судебного решения, хотя бы упоминающего поручение в тексте, не говоря уже о ссылке на него в мотивировочной части. В ходе исполнения поручения проявились его недоработки, а также сложности, связанные с его ненормативной природой. Во-первых, компании, на которые распространяется поручение, долгое время не могли понять, в каком объеме нужно запрашивать сведения от контрагентов. В каждой из компаний поручение интерпретировали по-своему.

Объем и состав запрашиваемых сведений. Состав запрашиваемых сведений вызвал массу вопросов, потому что поручение не согласуется с нормами действующего корпоративного законодательства и законодательства о персональных данных. В частности, отдельную полемику вызвал используемый в поручении термин «конечный бенефициар», который не имеет точного значения в российском законодательстве. Для акционерных обществ существует определенный стандарт раскрытия информации ( ст. 90 , 92 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»), и сведения о «конечных бенефициарах» в ее составе не фигурируют. Кроме того, для компаний, акции которых размещены на бирже, выполнить требование о раскрытии собственников невозможно даже в отношении «первичных» акционеров. Не говоря уже о том, что объем информации в таком случае был бы колоссальным и не поддающимся эффективной обработке.

Что касается информации о цепочке собственников в ООО, то сведения об участниках можно получить из ЕГРЮЛ. Владельцев же второго и последующих уровней раскрыть через ЕГРЮЛ невозможно. Кроме того, важно понимать, что при заключении договора с госкомпанией общество представляет директор, который и сам не имеет возможности в рамках правового поля истребовать информацию о «неофициальных» владельцах компании.

Учитывая, что «конечными бенефициарами» могут быть физические лица, нужно помнить также о том, что раскрытие персональных данных без согласия их владельца не допускается и влечет за собой административную ответственность ( ст. 6 , 9 Федерального закона от 27.06.07 № 152-ФЗ «О персональных данных», ст. 13.11 КоАП РФ). Исполнение поручения, не имеющего силы нормативного акта, не относится к исключениям, допускающим обработку персональных данных без согласия их владельца ( ст. 6 закона № 152-ФЗ).

Результаты исполнения поручения. Кто-то ограничивается представлением выписки из ЕГРЮЛ, выполняя требования формально, кто-то представляет учредительные документы, а кто-то раскрывает информацию полностью. Госкомпании в свою очередь понимают, что если они будут более жестко подходить к требованию о раскрытии информации, то контрагент может обратиться в суд, где госкомпании будет трудно отстоять свою позицию со ссылкой на поручение.

Контрагентов госкомпаний больше всего волновала возможность расторжения действующих договоров и отказа заключать новые договоры из-за непредставления запрошенных сведений о цепочке собственников. Но прошедший год показал, что массового расторжения договоров не последовало. Для расторжения все-таки необходимо найти основание, предусмотренное гражданским законодательством, ведь поручение не распространяется на контрагентов, а значит, со ссылкой на него расторгать договор неправомерно. Если с кем-то договор и был расторгнут на этом основании, то лишь при условии, что такая возможность была предусмотрена в самом договоре. Например, не так давно авторы статьи на практике ознакомились с проектом договора, предложенным госкомпанией, в котором содержалось требование о раскрытии бенефициаров и условие о том, что в противном случае госкомпания вправе прекратить отношения.

Что касается отказов от заключения договора из-за непредставления информации, то здесь тоже существует момент, который госкомпании наверняка учитывают. Если госкомпания занимает доминирующее положение, то с ее стороны отказ от заключения договора без надлежащего юридического основания неправомерен ( п. 5 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.06 № 135-ФЗ «О защите конкуренции») и ответственность за это весьма существенна (ст. 14.31, 14.31.1 КоАП РФ). А поручение таким юридическим основанием являться не может.

Читайте так же:  Оборачиваемость кредиторской задолженности предприятия

У компаний, не упомянутых в поручении, даже если их единственным акционером является государство, отсутствует необходимость исполнять это поручение. Поэтому если их контрагенты все-таки получают требования раскрывать информацию о цепочке собственников, то это скорее всего объясняется стремлением добровольно присоединиться к исполнению поручения либо собственным желанием получить такую информацию о контрагенте.

Возможные действия контрагентов госкомпаний

Итак, как же следует поступить потенциальному контрагенту госкомпании, получившему требование о предоставлении информации о цепочке собственников, включая конечных бенефициаров? Тактики могут быть разными в зависимости от того, насколько компания хочет сохранять конфиденциальность сведений, а также от коммерческой ценности договора с госкомпанией. Прежде всего стоит уточнить у госкомпании, в каком объеме, виде и в какой форме она считает нужным получить соответствующие сведения. В зависимости от отрасли, в которой работает госкомпания, поручением определены органы, которые аккумулируют и обрабатывают поступившие сведения о контрагентах (Минэнерго России, Минтранс России, Минкомсвязь России и т. д.). Они могут уточнять «подотчетным» госкомпаниям объем необходимой информации. Кроме того, сами госкомпании сейчас имеют соответствующие положения в своих внутренних документах.

Если структура владения компанией простая, эта информация и так вполне может быть получена из других источников, то нет смысла отказываться от предоставления сведений. Вряд ли получится от этого что-то выиграть, а вот потерять контракт все-таки риск есть. Если договор был заключен после появления поручения, то в нем скорее всего прямо предусмотрено для такого случая право госкомпании на расторжение. Надо понимать, что госкомпании стремятся выполнить поручение, но вместе с тем знают, что юридических инструментов для понуждения контрагентов к раскрытию информации у них пока нет. Поэтому компромиссным вариантом может стать ограниченное раскрытие информации – например, в объеме выписки из ЕГРЮЛ, сведений о ключевых акционерах или о раскрытии цепочки собственников до структур, которые сами де-юре являются закрытыми (например, трастовые фонды, двухслойные офшорные структуры).

Персональные данные физического лица относятся к разряду сведений, которые могут быть раскрыты и/или использованы только с письменного разрешения этого лица. В случае запроса информации подобного рода должны быть соблюдены требования федерального закона «О персональных данных».

Хотите узнать больше? Будем рады помочь. «Юрист компании»

Сведения о бенефициарном владельце: образец заполнения

Бенефициарный владелец юридического лица – это физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 % в капитале) таким юридическим лицом либо имеет возможность контролировать его действия (ст. 3 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»). О том, в каком порядке раскрываются сведения о бенефициарных владельцах юридического лица в соответствии с требованиями Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ, расскажем в нашей консультации.

Организация должна знать своих бенефициаров

Юрлицо в общем случае обязано владеть информацией о своих бенефициарах и принимать все обоснованные и доступные меры по установлению в отношении них следующих сведений (п. 1 ст. 6.1, абз. 2 пп. 1 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ ):

  • Ф.И.О.;
  • гражданство;
  • дата рождения;
  • реквизиты документа, удостоверяющего личность;
  • данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в РФ;
  • адрес места жительства (регистрации) или места пребывания;
  • ИНН физлица (при наличии).

Организация должна обновлять сведения о своих бенефициарных владельцах не реже 1 раза в год и документально фиксировать полученную информацию. Хранить сведения о бенефициарных владельцах и принятых мерах по установлению указанных выше сведений юрлицо должно не менее 5 лет со дня получения этой информации (п. 3 ст. 6.1 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ ).

Организация вправе запрашивать необходимую информацию о своих бенефициарах у контролирующих такую организацию физических и юридических лиц. А такие лица, в свою очередь, обязаны эту информацию предоставлять. При этом передача такой информации не является нарушением законодательства РФ о персональных данных (ст. 4,5 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ ).

Кому предоставлять информацию о бенефициарах?

Организация обязана представлять документально подтвержденную информацию о своих бенефициарных владельцах либо о принятых мерах по установлению необходимых сведений о таких владельцах по запросу ФНС, Федеральной службы по финансовому мониторингу (ФСФМ) и их территориальных органов (п. 6 ст. 6.1 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ , п. 1 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.07.2017 № 913).

Порядок и сроки предоставления организациями в ФНС и ФСФМ сведений о своих бенефициарных владельцах и принятых мерах по установлению сведений о них установлены Постановлением Правительства РФ от 31.07.2017 № 913. ФНС и ФСФМ могут направлять запросы в организацию как в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, так и на бумажных носителях (п. 2 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.07.2017 № 913).

Сведения о бенефициарных владельцах должны быть представлены по состоянию на дату, указанную в запросе, в течение 5 рабочих дней со дня получения запроса. При этом если организация обнаружит в отправленных сведениях неполноту, неточность или ошибки в данных, она должна не позднее 3 рабочих дней со дня обнаружения отправить откорректированные сведения (п. 4 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.07.2017 № 913).

Если запрос на сведения о бенефициарах был получен в электронной форме, ответ нужно дать также электронный одним из способов (п. 5 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.07.2017 № 913):

  • по телекоммуникационным каналам связи через оператора;
  • на оптическом или цифровом носителе информации с приложением сопроводительного письма на бумаге.

Форма электронного сообщения о бенефициарном владельце в настоящее время не утверждена. Поэтому по сведениям о бенефициарных владельцах юридического лица образец, составляемый в электронной форме, в нашей консультации не приводится.

Также информация о бенефициарных владельцах организации раскрывается в ее отчетности в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством РФ (п. 7 ст. 6.1 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ ).

Читайте так же:  Рентабельность дебиторской задолженности

Кроме того, организации, которые проводят операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны идентифицировать своих клиентов. В частности, устанавливать их бенефициарных владельцев (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ ). Именно поэтому банки просят своих клиентов при принятии их на обслуживание подать в кредитную организацию сведения о бенефициарных владельцах. Форма для подачи таких сведений разрабатывается банками самостоятельно.

Ответственность за непредоставление сведений

Если организация не представит сведения о своих бенефициарных владельцах по запросу ФНС или ФСФМ, она может быть оштрафована на сумму от 100 000 рублей до 500 000 рублей, а ее должностные лица – от 30 000 рублей до 40 000 рублей (ст. 14.25.1 КоАП РФ ). Аналогичный штраф может быть наложен за несоблюдение обязанностей по установлению, обновлению или хранению сведений о бенефициарах организации.

Раскрытие информации о собственниках организации

В правую часть таблицы вносим сведения о цепочке собственников контрагента, включая бенефициаров (в том числе конечных).

Для физических лиц, являющихся акционерами или участниками организации, заполняются поля: ФИО, адрес регистрации, серия и номер документа, удостоверяющего личность, правовой статус лица (руководитель, участник, акционер, бенефициар), информация о подтверждающих документах с указанием даты и номера (выписка из ЕГРЮЛ, протокол общего собрания и т.д.).

Для юридических лиц необходимо указывать ИНН, ОГРН, полное или сокращенное наименование, адрес местонахождения, правовой статус лица, информацию о подтверждающих документах.

Цепочка собственников контрагента включая бенефициаров образец в 2020 году

В каких случаях можно вернуть деньги за телефон?Образец претензии на возврат телефонаСкачать образец Претензии на возврат денег за телефонНаправление претензииСрок ответа на претензию В каких случаях можно вернуть деньги за телефон? Мобильный телефон относится к технически сложным товарам и вернуть его продавцу в течение 14 дней со дня покупки, лишь по причине того, что телефон… Читать далее »

Взыскание неустойки с Застройщика по ДДУ в Новосибирске

Как самостоятельно взыскать неустойку (просрочку) с Застройщика?Как составить претензию Застройщику?Составление искового заявленияИсполнение решения судаПомощь юриста по взысканию неустойки с Застройщика по ДДУ в Новосибирске Как самостоятельно взыскать неустойку (просрочку) с Застройщика? Для того чтобы взыскать неустойку (просрочку) с Застройщика по договору долевого участия (ДДУ) вам необходимо: Заявить претензию Застройщику. Направить исковое заявление о взыскании неустойки… Читать далее »

Правила представления юридическими лицами информации о своих бенефициарных владельцах

Скачать Правила предоставления информации о бенефициарных владельцах Постановление Правительства РФ от 31 июля 2017 г. N 913 «Об утверждении Правил представления юридическими лицами информации о своих бенефициарных владельцах и принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», по запросам уполномоченных органов государственной власти»… Читать далее »

Образец запроса по бенефициарным владельцам

Образец запроса участнику (учредителю, акционеру) юридического лица в целях установления своих бенефициарных владельцев: о бенефициарных владельцах. Наименование и адрес участника (учредителя, акционера) О бенефициарных владельцах В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» юридическое лицо обязано располагать информацией о своих бенефициарных… Читать далее »

Договор купли-продажи автомобиля

Как составить договор купли продажи транспортного средства в 2019? Образец и бланк Образцы и бланки к договору купли-продажи автомобиля с актом приема-передачи: Договор купли-продажи автомобиля (образец) Договор купли-продажи автомобиля (Бланк) Акт к договору купли-продажи автомобиля (образец) Акт к договору купли-продажи автомобиля (бланк) Расписка к договору купли-продажи автомобиля (Образец) Расписка к договору купли-продажи автомобиля (Бланк) Образцы… Читать далее »

Бенефициар это новое понятие в Российском праве

Оглавление:Раскрытие понятия бенефициараЗапрос от контрагента о предоставлении сведений о цепочке собственников, включая бенефициаровДокументы для раскрытия информации по бенефициарамПомощь при раскрытии сведений о цепочке собственников Раскрытие понятия бенефициара Бенефициар это французское слово (benefice), дословно переводится как — прибыль или польза. В 2011 — 2012 гг. по поручению В.В. Путина крупные государственные корпорации стали запрашивать у своих… Читать далее »

Статья о наиболее частых вопросах по бенефициарам и бенефициарным владельцам

Обновление статьи: февраль 2018 года. Главные статьи (понятия бенефициар и бенефициарный владелец не равнозначны): Кто такой бенефициарный владелец. Информация о бенефициарах. Бенефициарный владелец это учредитель или директор? На самом деле бенефициарным владельцем может быть и другое лицо, но если у вас обычное ООО, без каких либо сложных соподчинений, учредителями являются физические лица, то бенефициарный владелец… Читать далее »

Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ

Федеральный закон 115 ФЗ скачать в pdf Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» С изменениями и дополнениями от: 25 июля, 30 октября 2002 г., 28 июля 2004 г., 16 ноября 2005 г., 27 июля 2006 г., 12 апреля, 19, 24 июля,… Читать далее »

Бенефициарный собственник

Обновление статьи: февраль 2018 года. Главные статьи (понятия бенефициар и бенефициарный владелец не равнозначны): Кто такой бенефициарный владелец. Информация о бенефициарах. В настоящей статье мы повторим, о чем было сказано ранее в других статьях настоящего блога. Что значит бенефициарный владелец? В первую очередь это конечно же означает само понятие бенефициарного владельца, которое закреплено в 115… Читать далее »

Сведения о цепочке собственников, включая бенефициаров

Видео (кликните для воспроизведения).

Главные статьи (понятия бенефициар и бенефициарный владелец не равнозначны): Кто такой бенефициарный владелец. Информация о бенефициарах. Сведения о цепочке собственников, включая бенефициаров нужно заполнять с левой части таблицы, где указываем ИНН, ОГРН и другие сведения о компании, в том числе ОКВЭД (не забываем, что он в 2016 году у всех был изменен). В правой части… Читать далее »

Цепочка собственников контрагента включая бенефициаров образец в 2020 году
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here