Уголовная ответственность за нарушение законодательства о рекламе в 2020 году

Самая важная информация по теме: "Уголовная ответственность за нарушение законодательства о рекламе в 2020 году" с выводами от профессионалов. В случае возникновения вопросов и при необходимости актуализации данных вы можете обратиться к дежурному юристу.

Статья 31. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ в статью 31 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2002 г.

Статья 31. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе

1. Юридические лица или граждане (рекламодатели, рекламопроизводители и рекламораспространители) за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе несут гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Лица, права и интересы которых нарушены в результате ненадлежащей рекламы, вправе обратиться в установленном порядке в суд, арбитражный суд с исками, в том числе с исками о возмещении убытков, включая упущенную выгоду, возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу, компенсации морального вреда, публичном опровержении ненадлежащей рекламы.

Истцы по искам о возмещении вреда, причиненного ненадлежащей рекламой здоровью, имуществу, чести, достоинству и деловой репутации, освобождаются от уплаты государственной пошлины.

2. Ненадлежащая реклама, совершенная повторно в течение года после наложения административного взыскания за те же действия, влечет уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Заведомо ложная реклама, совершенная с целью получить прибыль (доход) и причинившая существенный ущерб государственным или общественным интересам либо охраняемым законом правам и интересам граждан, влечет уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Суммы штрафов, уплаченных за нарушения законодательства о рекламе, зачисляются в соответствующие бюджеты в следующем соотношении:

40 процентов — в федеральный бюджет;

60 процентов — в бюджет субъекта Российской Федерации, на территории которого зарегистрированы юридическое лицо или индивидуальный предприниматель — рекламодатель, рекламопроизводитель или рекламораспространитель.

Уплата штрафа не освобождает рекламодателя, рекламопроизводителя или рекламораспространителя от исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе или от исполнения решения об осуществлении контррекламы.

4. Рекламодатель, рекламопроизводитель или рекламораспространитель вправе обратиться в суд, арбитражный суд с заявлением о признании недействительным полностью или частично предписания или решения федерального антимонопольного органа (его территориального органа) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Подача указанного заявления не приостанавливает исполнение предписания или решения федерального антимонопольного органа (его территориального органа), если судом или арбитражным судом не будет вынесено определение о приостановлении исполнения названных актов.

См. комментарий к статье 31 настоящего Федерального закона

О практике рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе см. Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 декабря 1998 г. N 37

Ответственность за нарушение законодательства о рекламе

В соответствии со ст. 38 Федерального Закона «О рекламе», нарушение физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с гражданским законодательством, а также Федеральными Законами могут быть установлены иные меры ответственности.

Лица, права и интересы которых нарушены в результате распространения ненадлежащей рекламы, вправе обращаться в установленном порядке в суд или арбитражный суд, в том числе с исками о возмещении убытков, включая упущенную выгоду, о возмещении вреда, причиненного здоровью физических лиц и (или) имуществу физических или юридических лиц, о компенсации морального вреда, о публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламе).

В случае установления антимонопольным органом факта распространения недостоверной рекламы и выдачи соответствующего предписания антимонопольный орган вправе обратиться в установленном порядке в суд или арбитражный суд с иском к рекламодателю о публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламе) за счет рекламодателя. При этом суд или арбитражный суд определяет форму, место и сроки размещения такого опровержения.

Нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Говоря об ответственности за нарушения законодательства о рекламе, отдельно следует выделить административную ответственность, так как нормами административного права регулируется множество немаловажных вопросов этой сферы деятельности.

Административная ответственность — это вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного наказания к лицу, совершившему административное правонарушение.

Административная ответственность как вид юридической ответственности имеет ряд особенностей:

  • 1. Она менее сурова, чем уголовная и не влечет за собой судимости лица, к которому применяется.
  • 2. Субъектом административной ответственности может выступать как физическое, так и юридическое лицо.
  • 3. Административная ответственность находит свое выражение в применении к виновному особого наказания — не уголовного, не дисциплинарного или какого-либо иного, а именно административного.
  • 4. Меры административной ответственности налагаются специально уполномоченными на то органами и должностными лицами.
  • 5. Административная ответственность применяется органом (должностным лицом), которому правонарушитель не подчинен по службе.
  • 6. Процедура рассмотрения дел об административных правонарушениях является более простой и оперативной, нежели в уголовном процессе.
  • 7. Основанием административной ответственности является административное правонарушение.

Административная ответственность за нарушение законодательства о рекламе установлена следующими статьями КоАП РФ:

  • — ст.5.9 — нарушение в ходе избирательной кампании условий рекламы предпринимательской и иной деятельности;
  • — ч.1 ст.6.13 — незаконная реклама наркотических веществ или их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства либо психотропные вещества, либо их прекурсоры;
  • — ч.2 ст.11.21 — в части нарушения установки в границах полосы отвода автомобильной дороги рекламных конструкций, не соответствующих требованиям технических регламентов;
  • — ст.14.3 — нарушение законодательства о рекламе;
  • — ст.14.1№ — в части рекламы табака и табачной продукции;
  • — ст.14.7 — нарушение требований к установке и эксплуатации рекламной конструкции;
  • — ст.14.38 — размещение рекламы на дорожных знаках и транспортных средствах;
  • — ч.6 ст. 19.8 — непредставление в федеральный антимонопольный орган сведений (информации), предусмотренных законодательством о рекламе;
  • — ст.19.31 — нарушение сроков хранения рекламных материалов.
Читайте так же:  Образовательная организация в отношении экстернов несет ответственность в 2020 году

Многие из названных нарушений законодательства о рекламе по способу описания их объективной стороны имеют сложный состав, поскольку в них присутствует несколько объектов посягательства. Именно поэтому они отделены от ст. 14.3, имеющей общий характер и один объект посягательства — общественные отношения в области рекламы.

Остановимся подробнее на анализе ст.14.3. Она состоит из пяти частей. Административная ответственность по ч.1 комментируемой статьи наступает за все нарушения законодательства о рекламе, за исключением тех, которые предусмотрены ч.2-5 этой же статьи, а также ст. 14.3№, 14.37, 14.38 КоАП РФ. Таким образом, здесь налицо соотношение общих и специальных норм с преобладанием юридической силы последних.

К самостоятельным составам нарушения законодательства о рекламе, закрепленным в частях 2-5 статьи 14.3 КоАП РФ, относятся:

  • — нарушение порядка прерывания рекламной и теле- или радиопрограмм;
  • — превышения допустимого законодательством о рекламе объема рекламы в теле- или радиопрограммах;
  • — распространение рекламы в теле- или радиопрограммах в дни траура, объявленные в Российской Федерации;
  • — превышение допустимого законодательством о рекламе объема рекламы, распространяемого в периодических печатных изданиях;
  • — прерывание рекламой при кино- и видео обслуживании демонстрации фильма;
  • — совмещение рекламы с демонстрацией фильма, религиозной телепередачи, телепередачи продолжительностью менее чем 15 минут, трансляцией агитационных материалов, распространяемых в телепрограммах и телепередачах в соответствии с законодательством о выборах и референдумах способом «бегущей строки» или иным способом ее наложения на кадр демонстрируемого фильма либо телепрограммы или телепередачи;
  • — нарушение установленных законодательством требований к рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, в том числе методов лечения, а также биологически активных добавок.

Субъектами предусмотренных в статье 14.3 правонарушений могут быть как физические, так и юридические лица. По части 1 ст.14.3 в числе возможных субъектов названы рекламодатели, рекламопроизводители или рекламораспространители, а также должностные лица указанных юридических лиц.

Между тем, субъектами предусмотренных в ч. 2 — 5 комментируемой статьи правонарушений являются рекламораспространители, а также их должностные лица. Такой подход к определению субъекта ответственности вполне объясним. Он непосредственно обусловлен характером деятельности этих лиц. Так, ответственность за содержание рекламы несет рекламодатель, тогда как за корректность формы ее распространения отвечает рекламораспространитель.

Трактовка самих понятий «рекламодатель»», «рекламопроизводитель», «рекламораспространитель» дана в ст.3 ФЗ «О рекламе».

Определение рекламодателя как изготовителя или продавца товара либо лица, определившего содержание рекламы, позволяет сделать вывод о том, что речь идет о лице, заказавшем рекламу по договору.

Субъектов, оказывающих рекламные услуги, Закон разделяет на два вида:

  • — реламопроизводитель («лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму»);
  • — рекламораспространитель («лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств»).

На практике часто встречаются ситуации, когда эти две функции может совмещать одно юридическое лицо или физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя.

За совершение указанных в ст.14.3 правонарушений (за искл. Превышения допустимого законодательством о рекламе объема рекламы, распространяемой в периодических печатных изданиях) установлена административная ответственность в виде штрафа, минимальный размер которого для юридических лиц составляет 200 тысяч рублей, максимальный размер — 500 тысяч рублей; минимальный размер штрафа для должностных лиц — 10 тысяч рублей, а максимальный — 20 тысяч рублей.

С субъективной стороны предусмотренные ст. 14.3 правонарушения могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.

Дела об административных правонарушениях по указанной статье рассматривают федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы (ст.23.48 КоАП РФ).

Применительно к нарушениям законодательства о рекламе существует особенность, касающаяся давности привлечения к административной ответственности. Постановление по делу об административном правонарушении в области рекламы не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения. При длящемся правонарушении этот срок начинает исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Ответственность за нарушение законодательства о рекламе

(Фокова Е.) («Юрист», N 9, 2002)

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О РЕКЛАМЕ

Фокова Е., кафедра рекламы факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова.

В Федеральном законе «О рекламе» от 18.07.1995, в ред. от 18.06.2001 а также в других федеральных законодательных актах, имеющих отношение к регулированию рекламной деятельности, содержатся нормы ответственности за нарушения в рекламной сфере. Существует гражданско-правовая ответственность, административная и уголовная. Ответственность также дифференцируется по субъектам рекламной деятельности (рекламодатель, рекламопроизводитель, рекламораспространитель). Так, гражданско-правовая ответственность — это установленные нормами гражданского права юридические последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения лицом своих обязанностей, что связано с нарушением субъективных гражданских прав другого лица. Гражданская ответственность заключается в применении к правонарушителю в интересах другого лица либо государства установленных законом или договором мер воздействия, влекущих для него отрицательные последствия имущественного характера — возмещение убытков, уплату неустойки (штрафа), возмещение вреда . ——————————— Большой юридический словарь / Под ред. Сухарева А. Я., Крутских В. Е. М., 2000. С. 130.

Административная ответственность — ответственность физических лиц за совершение административного правонарушения; одна из форм юридической ответственности . ——————————— Там же. С. 16.

Уголовная ответственность — правовое последствие совершенного преступления — государственное принуждение в форме наказания. Привлечение к уголовной ответственности означает возбуждение уголовного дела, последующее расследование и судебное разбирательство. При наличии достаточных доказательств вины следует привлечение к уголовной ответственности. Совершивший преступление несет уголовную ответственность. В главе 5 ФЗ «О рекламе» содержатся нормы контррекламы и ответственности за ненадлежащую рекламу. Рекламодатель несет ответственность за нарушение законодательства РФ о рекламе в части содержания информации, предоставляемой для создания рекламы, если не доказано, что указанное нарушение произошло по вине рекламопроизводителя или рекламораспространителя (ст. 30 ФЗ «О рекламе»). Рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение законодательства РФ о рекламе в части оформления, производства, подготовки рекламы. Рекламораспространитель несет ответственность за нарушение законодательства РФ о рекламе в части, касающейся времени, места и средств размещения рекламы . ——————————— Правовое регулирование рекламной деятельности. Комментарии и законодательство. М.: Спарк, 2001. С. 55 — 56.

Читайте так же:  Прекращение банкротства на стадии конкурсного производства в 2020 году

Безусловно, международные договоры Российской Федерации применяются к гражданско-правовым отношениям непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта. Резюмируя изложенное, следует прийти к выводу о том, что даже международные нормы права и международные договоры в области рекламных отношений позволяют восполнить пробелы российского законодательства, связанные с регулированием ответственности за нарушения в области рекламной деятельности.

За несоблюдение закона об информационной инфраструктуре начнут наказывать

Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК) планирует с 2020 года ввести административную ответственность за несоблюдение требований к безопасности объектов критической информационной инфраструктуры (КИИ), к которым относятся информационные системы госорганов, оборонные и энергетические предприятия, кредитно-финансовые организации. Сейчас закон о КИИ, вступивший в силу в прошлом году, все еще работает неполноценно, признают участники рынка. В то же время в регионах уже начинают требовать его соблюдения.

ФСТЭК уведомила о начале разработки законопроекта, вводящего административную ответственность за нарушение требований к обеспечению безопасности объектов КИИ, следует из информации на regulation.gov.ru. Проект должен вступить в силу в январе 2020 года.

Объектами КИИ являются, например, информационные системы госорганов, оборонные и энергетические предприятия, кредитно-финансовые организации. По закону «О безопасности КИИ» (вступил в силу 1 января 2018 года), их владельцы должны отнести свои объекты к одной из трех категорий значимости, исходя из потенциального ущерба от атак, а также подключить их к государственной системе обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак ГосСОПКА, созданной ФСБ.

По закону «О безопасности КИИ», владельцы значимых объектов уже обязаны соблюдать требования к их безопасности, но при этом ответственности за несоблюдение этой нормы нет, если оно не повлекло неправомерного воздействия на КИИ, указывает ФСТЭК в обосновании законопроекта. За само неправомерное воздействие на КИИ закон предусматривает уголовную ответственность.

В Кодексе об административных правонарушениях уже есть ст. 13.12 «Нарушение правил защиты информации» (предусматривает штрафы до 15 тыс. руб. для юридических лиц за нарушение требований о защите информации), но в ФСТЭК всегда говорили, что она не работает для КИИ, отмечает независимый эксперт по кибербезопасности Алексей Лукацкий. «Они, по сути, хотят аналогичную статью, но под критическую инфраструктуру»,— говорит он. В то же время, по словам двух собеседников “Ъ”, в 2018 году региональные прокуратуры уже начали обращаться с запросами к владельцам объектов КИИ на предмет исполнения закона. «Непонятно, была это частная точечная инициатива региональных прокуратур или централизованный запрос»,— отмечает один из собеседников.

В целом закон о КИИ полноценно пока так и не заработал, констатируют участники рынка. «Это связано с тем, что нет четких сроков по завершению процессов категорирования. Многие организации оттягивают этот процесс и, следовательно, не занимаются обеспечением безопасности»,— поясняет Алексей Лукацкий. По его словам, ФСТЭК уже инициировала внесение изменений, согласно которым завершить категорирование объектов КИИ нужно будет к 1 июня 2019 года. Кроме того, речь может идти и о введении административной ответственности за неправильное категорирование, указывает господин Лукацкий. «Сейчас организации сами должны определять, к какой категории относятся. Разумеется, они часто либо занижают категорию, либо вообще говорят, что значимых объектов нет»,— говорит он. «Практика категорирования довольно размыта, и многие организации делают вид, что их объекты не являются КИИ, чтобы сэкономить»,— подтверждает собеседник в компании—производителе средств защиты информации.

Гражданско-правовая ответственность за нарушение законодательства о рекламе

В соответствии с положениями п. 1 ст. 38 Закона о рекламе нарушение физическими или юридическими лицами законодательства РФ о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с гражданским законодательством.

Лица, права и интересы которых нарушены в результате распространения ненадлежащей рекламы, вправе обращаться в установленном порядке в суд или арбитражный суд, в том числе с исками:

  • — о возмещении убытков, включая упущенную выгоду;
  • — о возмещении вреда, причиненного здоровью физических лиц и (или) имуществу физических или юридических лиц;
  • — о компенсации морального вреда;
  • — о публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламе).

Основания и порядок защиты нарушенных прав и интересов предусмотрены гражданским законодательством, в частности гл. 59 ГК РФ.

Следует отметить, что распространение ненадлежащей рекламы может нарушать интересы как потребителей рекламы, так и других хозяйствующих субъектов — конкурентов рекламодателя.

При рассмотрении вопросов гражданско-правовой ответственности в сфере рекламы необходимо учитывать следующее.

Закон о рекламе предусматривает возможность обращения физических и юридических лиц в антимонопольный орган с заявлениями по факту нарушения законодательства о рекламе. Однако возможности административной защиты прав и интересов заявителей ограничены.

Дело в том, что не всегда реклама, нарушающая права и интересы конкретного лица, представляет собой ненадлежащую рекламу, т. е. рекламу, нарушающую требования законодательства. Требования законодательства о рекламе направлены на обеспечение основных, общих для всех членов общества или для определенных групп типичных интересов. В случае нарушения частных прав и законных интересов конкретного лица закон предусматривает возможность их индивидуальной правовой защиты.

Возможна и обратная ситуация — сам факт распространения ненадлежащей рекламы еще не является безусловным основанием удовлетворения частноправового иска о защите нарушенного права и интереса. Требование о привлечении к гражданско-правовой ответственности будет удовлетворено только в том случае, если будет доказано, что в результате распространения ненадлежащей рекламы были нарушены права и охраняемые законом интересы заявителя.

ЗАО «Липецк Мобайл» распространяло рекламу, содержащую слоган «ТЕЬЕ2 всегда дешевле». Действующий на том же товарном рынке оператор сотовой связи (ОАО «МТС») обратился в Арбитражный суд Липецкой области с иском об обязании ЗАО «Липецк Мобайл» осуществить за свой счет публичное опровержение недостоверной рекламы (контррекламу), так как указанная реклама является недостоверной.

Читайте так же:  Заявление на автокредит

Суд отказал в удовлетворении указанного требования, указав, что ОАО «МТС» не представило доказательств, подтверждающих уменьшение абонентской базы, прибыли, наступления иных негативных последствий в результате распространения ответчиком недостоверной рекламы. Таким образом, сам по себе факт распространения ненадлежащей рекламы не дает оснований применения гражданско- правовых способов защиты лицам, действующим на том же товарном рынке (конкурентам), не доказавшим нарушения своих прав и интересов распространением такой рекламы.

Таким образом, вступившее в силу решение антимонопольного органа, которым реклама признана ненадлежащей, может быть представлено в суд в качестве доказательства при рассмотрении дел о возмещении убытков, о возмещении вреда, причиненного здоровью физических лиц и (или) имуществу физических или юридических лиц, о компенсации морального вреда, о публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламе). Однако признание рекламы ненадлежащей в установленном порядке не является безусловным основанием наступления гражданско-правовой ответственности.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

Статья 14.3. Нарушение законодательства о рекламе

1. Нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 — 5 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, —

Видео (кликните для воспроизведения).

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

2. Нарушение порядка прерывания рекламой теле- или радиопрограммы, теле- или радиопередачи либо совмещения рекламы с телепрограммой, превышение допустимого законодательством о рекламе объема рекламы в теле- или радиопрограммах, а равно распространение рекламы в теле- или радиопрограммах в дни траура, объявленные в Российской Федерации, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

3. Превышение допустимого законодательством о рекламе объема рекламы, распространяемой в периодических печатных изданиях, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до семи тысяч рублей; на юридических лиц — от сорока тысяч до ста тысяч рублей.

4. Прерывание рекламой при кино- и видеообслуживании демонстрации фильма, а также совмещение рекламы с демонстрацией фильма, религиозной телепередачи, телепередачи продолжительностью менее чем пятнадцать минут, трансляцией агитационных материалов, распространяемых в телепрограммах и телепередачах в соответствии с законодательством о выборах и референдумах, способом «бегущей строки» или иным способом ее наложения на кадр демонстрируемого фильма либо телепрограммы или телепередачи —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

5. Нарушение установленных законодательством о рекламе требований к рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, в том числе методов лечения, а также биологически активных добавок —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Нарушение законодательства о рекламе

1. Нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 — 6 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

2. Нарушение порядка прерывания рекламой теле- или радиопрограммы, теле- или радиопередачи либо совмещения рекламы с телепрограммой, превышение допустимого законодательством о рекламе объема рекламы в теле- или радиопрограммах, а равно распространение рекламы в теле- или радиопрограммах в дни траура, объявленные в Российской Федерации, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

3. Превышение допустимого законодательством о рекламе объема рекламы, распространяемой в периодических печатных изданиях, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до семи тысяч рублей; на юридических лиц — от сорока тысяч до ста тысяч рублей.

4. Прерывание рекламой при кино- и видеообслуживании демонстрации фильма, а также совмещение рекламы с демонстрацией фильма, религиозной телепередачи, телепередачи продолжительностью менее чем пятнадцать минут, трансляцией агитационных материалов, распространяемых в телепрограммах и телепередачах в соответствии с законодательством о выборах и референдумах, способом «бегущей строки» или иным способом ее наложения на кадр демонстрируемого фильма либо телепрограммы или телепередачи —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

5. Нарушение установленных законодательством о рекламе требований к рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, в том числе методов лечения, а также биологически активных добавок —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

6. Распространение кредитной организацией рекламы услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержащей хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, без указания всех остальных условий, определяющих полную стоимость кредита (займа) для заемщика и влияющих на нее, —

Читайте так же:  Погашение ссудной задолженности

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей.

Комментарий к ст. 14.3 КоАП РФ

1. Дефиниции, указанные в абз. 1 данной статьи, приведены в ст. 2 Федерального закона от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ «О рекламе», согласно которой:

— реклама — распространяемая в любой форме с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний;

— ненадлежащая реклама — недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная и иная реклама, в которой допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту и способу распространения, установленных законодательством Российской Федерации (понятия недобросовестной, недостоверной, неэтичной, заведомо ложной и скрытой рекламы определены соответственно ст. 6 — 10 Федерального закона «О рекламе»);

— контрреклама — опровержение ненадлежащей рекламы, распространяемое в целях ликвидации вызванных ею последствий;

— рекламодатель — юридическое или физическое лицо, являющееся источником рекламной информации для производства, размещения, последующего распространения рекламы;

— рекламопроизводитель — юридическое или физическое лицо, осуществляющее полное или частичное приведение рекламной информации к готовой для распространения форме;

— рекламораспространитель — юридическое или физическое лицо, осуществляющее размещение и (или) распространение рекламной информации путем предоставления и (или) использования имущества, в том числе технических средств радиовещания, телевизионного вещания, а также каналов связи, эфирного времени и иными способами.

2. Согласно ст. 29 Федерального закона «О рекламе» в случае установления факта нарушения законодательства РФ о рекламе нарушитель обязан осуществить контррекламу в срок, установленный МАП России (его территориальным органом), вынесшим решение об осуществлении контррекламы. При этом нарушитель несет расходы по контррекламе в полном объеме. Если контрреклама не осуществлена нарушителем в установленный срок, МАП России (его территориальный орган), принявший решение о проведении контррекламы, вправе принять решение о полном или частичном приостановлении рекламы нарушителя до дня завершения распространения им контррекламы. При этом орган, принявший решение о полном или частичном приостановлении рекламы нарушителя, обязан незамедлительно поставить об этом в известность все стороны договоров с нарушителем на производство, размещение и распространение его рекламы.

Контрреклама осуществляется посредством того же средства распространения, с использованием тех же характеристик продолжительности, пространства, места и порядка, что и опровергаемая ненадлежащая реклама. Содержание контррекламы согласовывается с федеральным антимонопольным органом (его территориальным органом), который установил факт нарушения и принял соответствующее решение о его исправлении. В отдельных случаях по решению МАП России (его территориального органа), который принял решение о проведении контррекламы, допускается замена средства распространения, характеристик продолжительности, пространства, места и порядка осуществления контррекламы.

3. Рекламодатель несет ответственность за нарушение законодательства РФ о рекламе в части содержания информации, предоставляемой для создания рекламы, если не доказано, что указанное нарушение произошло по вине рекламопроизводителя или рекламораспространителя.

Рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение законодательства РФ о рекламе в части оформления, производства, подготовки рекламы.

Рекламораспространитель несет ответственность за нарушение законодательства РФ о рекламе в части, касающейся времени, места и средств размещения рекламы.

4. Юридические лица или граждане (рекламодатели, рекламопроизводители и рекламораспространители) за нарушение законодательства РФ о рекламе несут гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Лица, права и интересы которых нарушены в результате ненадлежащей рекламы, вправе обратиться в установленном порядке в суд, арбитражный суд с исками, в том числе с исками о возмещении убытков, включая упущенную выгоду, возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу, компенсации морального вреда, публичном опровержении ненадлежащей рекламы.

Истцы по искам о возмещении вреда, причиненного ненадлежащей рекламой здоровью, имуществу, чести, достоинству и деловой репутации, освобождаются от уплаты государственной пошлины.

5. По смыслу п. 3 ст. 31 Федерального закона «О рекламе» сумма штрафа, уплаченная рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем в соответствии с комментируемой статьей КоАП, зачисляется в соответствующие бюджеты в следующем соотношении:

— 40% — в федеральный бюджет;

— 60% — в бюджет субъекта Федерации, на территории которого зарегистрированы юридическое лицо или индивидуальный предприниматель — рекламодатель, рекламопроизводитель или рекламораспространитель.

Уплата штрафа не освобождает рекламодателя, рекламопроизводителя или рекламораспространителя от исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе или от исполнения решения об осуществлении контррекламы.

Согласно п. 2 ст. 31 Федерального закона «О рекламе» ненадлежащая реклама, совершенная повторно в течение года после назначения административного наказания за те же действия, влечет уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Заведомо ложная реклама, совершенная с целью получить прибыль (доход) и причинившая существенный ущерб государственным или общественным интересам либо охраняемым законом правам и интересам граждан, влечет уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ (см. п. 7 комментария к данной статье КоАП).

6. Рекламодатель, рекламопроизводитель или рекламораспространитель вправе обратиться в суд, арбитражный суд с заявлением о признании недействительным полностью или частично предписания или решения МАП России (его территориального органа) в соответствии с законодательством РФ.

Подача указанного заявления не приостанавливает исполнение предписания или решения МАП России (его территориального органа), если судом или арбитражным судом не будет вынесено определение о приостановлении исполнения названных актов.

7. Использование в рекламе заведомо ложной информации относительно товаров, работ или услуг, а также их изготовителей (исполнителей, продавцов), совершенное из корыстной заинтересованности и причинившее значительный ущерб, квалифицируется в качестве преступления (ст. 182 УК).

Читайте так же:  Очередность погашения требований кредиторов при банкротстве в 2020 году

8. При истолковании понятия «законодательство о рекламе» следует руководствоваться Постановлением Конституционного Суда РФ от 4 марта 1997 г. N 4-П «По делу о проверке конституционности статьи 3 Федерального закона от 18 июля 1995 г. «О рекламе».

Согласно п. 3 Особого мнения судьи Конституционного Суда РФ В.Д. Зорькина к указанному Постановлению ст. 3 рассматриваемого Закона к нормативным правовым актам о рекламе относит не только федеральное законодательство (настоящий Федеральный закон и принятые в соответствии с ним иные федеральные законы), но и иные подзаконные акты: указы Президента РФ, нормативные правовые акты Правительства РФ и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, издаваемые в соответствии с указанным Федеральным законом. Следовательно, федеральный законодатель исходит из того, что гражданско-правовые отношения по своей природе могут регулироваться не только посредством законодательства, но и посредством подзаконных нормативно-правовых актов, что вытекает также из ст. 3 ГК.

Поскольку Конституция РФ (п. «о» ст. 71) к предмету ведения Российской Федерации относит гражданское законодательство — именно законодательство, а не все нормативно-правовые акты в сфере гражданского права — и поскольку при этом федеральный законодатель допускает, что по своей природе гражданско-правовые отношения могут регулироваться не только посредством закона, но и с помощью подзаконных нормативно-правовых актов, то отсюда следует, что в данной сфере нормативно-правового регулирования субъекты РФ также могут принимать соответствующие нормативно-правовые акты.

9. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются министром РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, его заместителями, руководителями территориальных управлений МАП России, их заместителями (см. ч. 2 ст. 23.48 КоАП, а также комментарий к названной статье).

17. Ответственность за нарушение законодательства рф о рекламе

Юридические лица и граждане (рекламодатели, рекламопроизводители и рекламораспространители) за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе несут гражданскоправовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Лица, права и интересы которых нарушены в результате ненадлежащей рекламы, вправе обратиться в установленном порядке в суд, арбитражный суд с исками, в том числе с исками о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу, компенсации морального вреда, публичном опровержении ненадлежащей рекламы. Истцы по искам о возмещении вреда, причиненного ненадлежащей рекламой здоровью, имуществу, чести, достоинству и деловой репутации, освобождаются от уплаты государственной пошлины.

Ненадлежащая реклама, или отказ от контррекламы, или непредоставление в установленный срок сведений по требованию Федерального антимонопольного органа (его территориального органа) влекут административную ответственность в виде предупреждения или штрафа в размере до 200 минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом. Ненадлежащая реклама, совершенная повторно в течение года после наложения административного взыскания за те же действия, влекут уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Заведомо ложная реклама, совершенная с целью получить прибыль (доход) и причинившая существенный ущерб государственным или общественным интересам либо охраняемым законом правам и интересам граждан, влечет уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Задачи Задача 1

Руководствуясь п. 1 ст. 5 и ст. 26 Закона о рекламе, антимонопольный орган 15 июля 2001 г. направил газете «Вести» предписание с требованием прекратить использование в печатной продукции не рекламного характера целенаправленного обращения внимания потребителей рекламы на конкретную марку (модель, артикул) товара либо на изготовителя, исполнителя, продавца для формирования и поддержания интереса к ним без надлежащего предварительного сообщения об этом и не допускать в дальнейшем публикаций без пометки «на правах рекламы».

9 сентября в этой газете была опубликована беседа в форме интервью корреспондента с начальником отдела маркетинга коммерческой организации. Содержание статьи сводилось к рассказу об успехах организации и о хорошем качестве производимого ею товара (работ, услуг). Перед текстом статьи выделенным шрифтом разъяснялось, что вынесенная в заголовок фраза часто используется в рекламе организации, должностное лицо которой давало интервью, а в статье пойдет речь о том, что стоит за этой рекламой.

Антимонопольный орган принял постановление о применении к рекламораспространителю штрафа на основании п. 3 ст. 31 Закона, так как статья не сопровождалась пометкой «на правах рекламы».

Штраф добровольно уплачен не был, в связи с чем антимонопольный орган обратился в арбитражный суд с требованием о его принудительном взыскании.

Суд заявленное требование отклонил, признав, что при опубликовании названного интервью рекламораспространитель не нарушил правило ст. 5 о сопровождении соответствующей информации сообщением о ее рекламном характере.

Правомерно ли решение суда?

Решение суда не правомерно. Так как на основании п. 1 ст. 5 Закона о рекламе реклама должна быть распознаваема без специальных знаний или без применения технических средств именно как реклама непосредственно в момент ее представления независимо от формы или от используемого средства распространения. Использование в радио-, теле-, видео-, аудио- и кинопродукции, а также в печатной продукции нерекламного характера целенаправленного обращения внимания потребителей рекламы на конкретную марку (модель, артикул) товар либо на изготовителя, исполнителя, продавца для формирования и поддержания интереса к ним без надлежащего предварительного сообщения об этом (в частности, путем пометки «на правах рекламы») не допускается. Организациями средств массовой информации запрещается взимать плату за размещение рекламы под видом информационного, редакционного или авторского материала.

Видео (кликните для воспроизведения).

Также решение суда неправомерно в соответствии со ст. 26 Закона о рекламе, т.к. Федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы) вправе предъявлять иски в суды, арбитражные суды, в том числе в интересах неопределенного круга потребителей рекламы, в связи с нарушением рекламодателями, рекламопроизводителями и рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе и о признании недействительными сделок, связанных с ненадлежащей рекламой.

Уголовная ответственность за нарушение законодательства о рекламе в 2020 году
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here