Уголовная ответственность за незаконное обогащение должностных лиц в 2020 году

Самая важная информация по теме: "Уголовная ответственность за незаконное обогащение должностных лиц в 2020 году" с выводами от профессионалов. В случае возникновения вопросов и при необходимости актуализации данных вы можете обратиться к дежурному юристу.

В УК РФ может появиться ответственность за незаконное обогащение публичного должностного лица

В Госдуму внесен законопроект, направленный на ратификацию положений Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции, предусматривающих введение уголовной ответственности за незаконное обогащение публичного должностного лица. Документ внесен в нижнюю палату группой депутатов.

Как отмечают разработчики законопроекта, Федеральным законом от 8 марта 2006 г. № 40-ФЗ Россия ратифицировала большинство положений конвенции.

Исключение составляет, в частности, норма, предусмотренная ст. 20 «незаконное обогащение» – значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которые это должностное лицо не может разумным образом обосновать.

Согласно конвенции, государство-участник рассматривает возможность принятия таких законодательных и других мер, которые могут потребоваться для признания этого деяния в качестве уголовно наказуемого.

Депутаты считают, что никакие положения Конституции РФ и основополагающие принципы внутреннего законодательства РФ не препятствуют России ратифицировать данное положение.

Напомним, что в настоящий момент согласно российскому уголовному законодательству сам факт несоответствия активов чиновника его доходам не является уголовно наказуемым деянием.

Также депутаты предлагают ратифицировать ст. ст. 26, 34, 35, 36 конвенции, касающиеся ответственности юридических лиц за коррупционные преступления, последствий таких деяний и компенсации ущерба причиненного в результате их совершения.

Текст законопроекта размещен на официальном сайте Госдумы за номером 216235-6. Его полное наименование: проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции»

Стоит отметить, что ранее Президентом РФ был подписан Федеральный закон от 3 декабря 2012 № 230-ФЗ, который устанавливает правовые и организационные основы осуществления контроля за соответствием расходов лица, замещающего государственную должность, его супруги и несовершеннолетних детей их общему доходу.

Невыполнение требований о представлении информации о расходах считается правонарушением и влечет освобождение от занимаемой должности (увольнение с работы). При этом имущество, в отношении которого не представлены соответствующие сведения, может быть обращено в доход государства по заявлению Генерального прокурора РФ или подчиненных ему прокуроров.

В Госдуме предложили уголовные сроки за незаконное обогащение чиновников

Сегодня, 19 июля, депутаты фракции «Справедливая Россия» во главе с Сергеем Мироновым внесли в Госдуму проект поправок в УК и УПК. Законопроект предусматривает новый уголовный состав для должностных лиц – «незаконное обогащение».

Под незаконным обогащением авторы документа предлагают понимать значительное, на сумму свыше 5 млн руб., превышение стоимости активов над величиной законных доходов. За это проект статьи предусматривает лишение свободы до двух лет со штрафом в размере не менее половины суммы обогащения либо штраф в размере до пятикратного с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. Для нарушителей-чиновников федерального, регионального или местного уровня депутаты предлагают увеличить максимальный срок лишения свободы до трех лет со штрафом не менее 2/3 суммы обогащения.

Также законопроект вводит понятия незаконного обогащения в крупном размере – превышение на сумму более 10 млн руб. и в особо крупном – более 20 млн руб. В первом случае предлагается наказывать лишением свободы до пяти лет, во втором – до семи со штрафом в размере пятикратной суммы обогащения.

Правительство дало отрицательный отзыв на инициативу депутатов, отметив, что необходимые меры контроля за расходами должностных лиц уже предусмотрены соответствующим законом. Также кабмин обратил внимание на то, что ответственность за предлагаемый состав уже предусмотрена другими специальными нормами УК.

В 2017 году «Справедливая Россия» внесла в Госдуму аналогичный законопроект, который, как сообщил Сергей Миронов для «Парламентской газеты», охватывал все аспекты борьбы с коррупцией. Тем не менее нижняя палата парламента его отклонила.

Предлагается ввести уголовную ответственность за деятельность нелегальных кредиторов

spaxiax / Depositphotos.com

Член Совета Федерации Николай Журавлев совместно с группой депутатов Госдумы инициировал внесение соответствующих поправок в Уголовный кодекс и Уголовно-процессуальный кодекс. Об этом сообщается на официальном сайте верхней палаты парламента.

Так, в целях совершенствования правового механизма противодействия деятельности нелегальных кредиторов предлагается ввести отдельный состав преступления – незаконное осуществление профессиональной деятельности по предоставлению потребительских займов и по предоставлению кредитов (займов) физлицам в целях, не связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности, и обязательства заемщиков по которым обеспечены ипотекой. За совершение такого деяния планируется взимать штраф в размере от 300 тыс. до 1 млн руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от двух до четырех лет, либо назначать обязательные работы на срок до 480 часов или лишение свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на тот же срок.

Для исключения привлечения к уголовной ответственности при малозначительной и незначительной общественной опасности совершенного правонарушения, применение данного состава преступления предполагается обусловить предоставлением потребительских займов в крупном размере (на сумму более 2,25 млн руб.). При этом привлечение к уголовной ответственности будет возможно, если лицо ранее подвергалось административному наказанию за незаконную деятельность по предоставлению потребительских займов. Также законопроектом может быть установлена возможность конфискации имущества за совершение рассматриваемых деяний.

Напомним, действующее законодательство предусматривает административную ответственность за осуществление профессиональной деятельности по предоставлению потребительских займов (за исключением банковской деятельности) юрлицами и ИП, не имеющими права на ее осуществление (ст. 14.56 КоАП). В качестве санкций установлен штраф для должностных лиц в размере 20-50 тыс. руб., для юрлиц – 200-500 тыс. руб. «Вместе с тем, как показывает практика мониторинга финансовых рынков, довольно часто возникают ситуации, когда лицо, незаконно осуществляющее деятельность по предоставлению потребительских займов, продолжает ее осуществлять после привлечения к административной ответственности», – подчеркивает сенатор. По данным контролирующих органов, только в первом полугодии 2019 года было выявлено 1024 субъекта, предположительно осуществляющих деятельность нелегальных кредиторов.

Читайте так же:  Отпуск инвалидам 2 группы по трудовому кодексу

Ранее с инициативой введения уголовной ответственности для нелегальных кредиторов уже выступал Минфин России. Он предлагал включить в УК РФ новую норму, предусматривающую применение к ним наказания в виде штрафа в размере от 300 тыс. до 1 млн руб. или зарплаты или иного дохода осужденного за период от двух до четырех лет, либо обязательных работ на срок до 480 часов, либо ареста на срок до полугода. Такая мера проектировалась для случаев привлечения лица к административной ответственности за незаконную выдачу кредита больше двух раз в течение года.

Уголовная ответственность за незаконное обогащение должностных лиц в 2020 году

Мировой опыт борьбы с незаконным обогащением

Определение и степени ответственности

Первоначально незаконное обогащение рассматривалось, как одно из косвенных доказательств коррупции. Затем многие страны ввели уголовное наказание за незаконное обогащение в той или иной форме. В Аргентине еще в 1964 году был принят закон , согласно которому преступлением стало «обладание ресурсами, происхождение которых должностное лицо не может объяснить». Виновному грозит до шести лет лишения свободы, штраф, равный полной стоимости признанных незаконными активов и пожизненный запрет на госслужбу.

Можно выделить три степени реализации ответственности за незаконное обогащение в разных странах:

1. Признание незаконного обогащения как самостоятельного уголовного преступления. Для привлечения к ответственности следователям достаточно доказать отсутствие законных источников доходов для покупки имеющихся активы. Такая норма распространена в странах Южной Америки, Африки и Азии, но действует и в Европе (Литва).
2. Незаконное обогащение рассматривается только в связке с другим преступлением, которое должно быть доказано. При этом не нужно доказывать, что имущество, происхождение которого подозреваемый не может объяснить, было приобретено на средства, полученные в результате совершения преступления. Такие активы признаются приобретенными незаконно, и могут быть конфискованы, а владельцев активов осудят за незаконное обогащение.
3. Наличие активов, которые не соответствуют легальным доходам подозреваемого в коррупции, используется как косвенное доказательство преступления или как основание для возбуждения уголовного дела по коррупционному или иному преступлению.

Среди стран, которые выбрали самую жесткую реализацию наказания незаконного обогащения можно выделить Гонконг. Здесь в 70-х годах приняли антикоррупционные законы, в которых была предусмотрена уголовная ответственность для чиновника, если он не сможет объяснить суду, почему его уровень жизни и стоимость активов не соответствует официальному доходу.

Когда эти меры был приняты, Гонконг был одной из самых коррумпированых стран в мире: пожарная бригада не приступала к тушению горящего дома, пока жильцы не платили взятку, а в каждом полицейском участке был специальный сотрудник, который занимался распределением полученных взяток по всем уровням полицейского ведомства. Статья о незаконном обогащении широко использовалась только в начале этого пути. По мере того, как начали функционировать другие механизмы борьбы с коррупции, например, строгое декларирование доходов и готовность граждан сообщать о вымогательстве взяток, она стала применяться все реже и с середины 90-х годов почти не используется. Однако, по мнению официальных лиц, эта статья стала и является до сих пор важным фактором предотвращения коррупционных преступлений. Сейчас Гонгконг занимает 15-ое место в рейтинге восприятия коррупции, опережая Францию и немного проигрывая Великобритании.

Бельгия и Литва

В Европе коррупция не достигала таких размеров как в Гонкоге, поэтому там столь жесткие меры не применялись. В большинстве стран удавалось обходиться своевременным преследованием за общепринятые преступления (взятки, злоупотребление полномочиями). Однако в ряде стран ввели свои варианты наказания за незаконное обогащение. В Бельгии предусмотрена уголовная ответственность за несоответствие стоимости имущества декларируемым доходам. В Литве в 2010 году внесли новую статью (189-1) в уголовный кодекс, которая фактически вводит наказание за незаконное обогащение. Любой гражданин, который владеет активами дороже 500 минимальных прожиточных минимумов (около 65 000 литов или $24 тыс.), зная что они не могли быть приобретены на законные доходы, может получить большой штраф и до 4 лет лишения свободы. Отдельно стоит отметить, что статья распространяется не только на чиновников. Осенью этого года литовский суд приговорил студентку, которая не смогла объяснить происхождение средств на квартиру, к штрафу и обязал ее вернуть в казну стоимость недвижимости (около 100 000 евро). По утверждению следователей, купить жилье девушке помог ее отец, связанный с торговлей наркотиками.

Примером страны, где незаконное обогащение не является полностью самостоятельным нарушением, но существует в связке с другими преступлениями является Франция. Там реализована следующая схема ответственности: если человек не может объяснить происхождение активов, то предполагается, что средства получены незаконным путем и подозреваемый об этом знает. На основании этого преположения прокуратуре не нужно доказывать финансовую связь между активами и совершенным преступлением. В итоге человек может быть привлечен к ответственности за незаконное обогащение. Такая схема работает если преступление было совершено другим человеком, например, родственником подозреваемого: чиновник будет наказан за коррупцию, а его теща за незаконное обогащение, поскольку не смогла объяснить происхождение активов.

Финляндия, Испания, Польша и США

В большинстве западных стран прямого наказания за незаконное обогащение нет. Это связано с тем, что уровень коррупции достаточно низкий, а правоохранительные органы эффективно работают по другим коррупционными преступлениям (взятки, использование служебного положения, растрата). При этом введен строгий строгий порядок декларирования, а специальные службы, СМИ и общественные организации следят за достоверностью сведений. Например, в Польше министр транспорта ушел в отставку за отсутствие в декларации часов стоимостью около $5,5 тыс. Экс-чиновнику предъвили официальное обвинение, по которому ему грозит до трех лет тюрьмы.

В США нет прямого наказания за незаконное обогащение, однако в соответствии с Законом об Этике для Государственных Служащих, принятом в 1978 году, чиновники законодательной, исполнительной и судебной власти обязаны подавать ежегодные отчеты о своем финансовом состоянии. Намеренное внесение недостоверных данных является уголовным преступлением и наказывается штрафом и тюремным заключением до пяти лет. Также отчеты могут быть использованы как косвенные доказательства незаконного обогащения в уголовном деле о коррупции и служить основанием для конфискации незадекларированных активов.

Уголовное наказание за «незаконное обогащение» не является чем-то уникальным, оно есть во многих странах мира, поэтому Россия вполне может перенять этот опыт.

Государствам с высоким уровнем коррупции нужны более жесткие меры по контролю за активами чиновников, чем западноевропейским странам с отлаженной работой правоохранительных органов. Одной из таких мер является введение в уголовный кодекс наказания за незаконное обогащение. Россия находится на 136 месте по уровню восприятия коррупции, проигрывая Эфиопии и едва опережая Кению и Гондурас. В такой ситуации наша страна как можно скорее должна ввести эту норму.

Читайте так же:  Стандарт оснащения терапевтического кабинета для лицензирования в 2020 году

Незаконное обогащение

Незаконное обогащение подразумевает приобретение должностным, публичным лицом имущества на денежные средства, полученные в результате нарушения действующего законодательства, происхождение которых он не может объяснить, а также приобретение прав на ценности, принадлежащие кому-либо. Преступное деяние совершается по отношению к физлицу, юридическому лицу и государственному органу.

Наказание за незаконное обогащение (ст. 159, ст. 285 Уголовного Кодекса Российской Федерации)

Чиновники, у которых были обнаружены активы, в разы превышающие их реальные доходы, подлежат уголовной ответственности. Незаконное обогащение УК РФ ст. 159 гласит, что мошенничество, связанное с хищением чужого движимого, недвижимого имущества либо же его приобретением обманным путем, в результате злоупотребления доверием и введения человека в заблуждение, карается штрафом:

  • он может составлять до ста двадцати тысяч рублей;
  • быть в размере зарплаты осужденного либо его дохода. Берется период до одного года.

Также наказание возможно в виде обязательных работ. Их срок составит до 360-ти часов. Суд может назначить:

  • исправительные работы на срок до одного года;
  • принудительные работы до двух лет.

Также может быть вынесен вердикт об ограничении свободы на период до двух лет, об аресте на срок до четырех месяцев. По решению судебной инстанции преступник может попасть за решетку на период до двух лет.

Незаконное обогащение, согласно части 3, статьи 159 Уголовного Кодекса Российской Федерации предполагает использование должностных полномочий. Данные мошеннические действия трактуются как преступное деяние в особо крупных размерах и представляют особую опасность для общества.

Статья 285 УК РФ «Незаконное обогащение» направлена на борьбу со злоупотреблением должностными полномочиями, против коррупции. Деяния, связанные с вымогательством лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой, иной организации или должностным лицом, взятки, карается законом.

Почему необходима помощь компетентного юриста?

Обычному человеку очень сложно защитить себя от незаконных действий чиновника, доказать его преступную деятельность, поскольку за его спиной находится административный ресурс. В данном случае никак не обойтись без помощи высококвалифицированного юриста.

В УК РФ могут ввести статью о незаконном обогащении

blinow61 / Depositphotos.com

В Госдуму внесен пакет законопроектов, направленных на системное противодействие коррупции. Их авторами выступила группа депутатов нижней палаты парламента во главе с Сергеем Мироновым.

Парламентарии предлагают включить в Уголовный кодекс статью о незаконном обогащении – значительном превышении (на сумму более 5 млн руб.) стоимости активов должностного лица над размером его законных доходов. За такое деяние планируется наказывать штрафом в размере до пятикратной суммы незаконного обогащения с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от года до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере не менее половины суммы незаконного обогащения.

Повышенная ответственность предусмотрена для случаев, если незаконное обогащение совершено лицом, занимающим государственную должность РФ или субъекта РФ, главой органа местного самоуправления, а также если обогащение совершено в крупном (превышение стоимости активов над размером законных доходов на сумму более 10 млн руб.) или особо крупном (превышение на сумму более 20 млн руб.) размерах.

В случае одобрения инициативы 1 в примечании к новой статье будут расшифрованы понятия активов (к ним отнесены объекты недвижимости, транспортные средства, ценные бумаги, иное имущество, принадлежащее должностному лицу или используемое им, а также обязательства имущественного характера) и законных доходов (под ними понимаются доходы, сведения о которых в соответствии с законодательством РФ представляются должностным лицом или претендентом на должность представителю нанимателя). Также будет очерчен круг должностных лиц, которым может быть вменено совершение рассматриваемого преступления. Таковыми признаются лица, обязанные в соответствии с законодательством РФ представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

При этом вторым законопроектом 2 может быть введена административная ответственность за превышение стоимости активов должностного лица над размером его законных доходов при отсутствии признаков уголовно наказуемого деяния. Депутаты считают, что достаточным наказанием за такое нарушение станет дисквалификация на срок от двух до трех лет. Также документом устанавливаются:

  • обязанность должностных лиц по предоставлению сведений представителю нанимателя (работодателю) о доходах и расходах своих совершеннолетних детей, обязанность бывших должностных лиц по предоставлению сведений о своих доходах и расходах в течение последующих трех лет после увольнения с должности;
  • конкретные виды имущества, в отношении которых необходимо представлять соответствующие сведения (к ним отнесены объекты недвижимости (земельные участки, жилые дома, квартиры, дачи, гаражи, иные объекты недвижимости), транспортные средства, ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций), денежные средства (в наличной и безналичной форме), иностранная валюта, а также иное имущество, стоимость которого превышает 500 МРОТ);
  • запрет на осуществление должностными лицами на постоянной и безвозмездной основе фактического пользования (в отсутствие договора или иного правового основания) земельными участками, другими объектами недвижимости, транспортными средствами, иным принадлежащим физическим или юридическим лицам имуществом, если его стоимость превышает 500 МРОТ;
  • право Генерального прокурора РФ и подчиненных ему прокуроров инициировать проверку сведений о доходах и расходах должностных лиц.

Депутаты предлагают давать чиновникам до 7 лет тюрьмы за «незаконное обогащение»

Группа депутатов «Справедливой России», включая главу партии Сергея Миронова, внесла в Госдуму внесен законопроект, вводящий в УК понятие «незаконное обогащение». Документ размещен на сайте нижней палаты парламента.

Согласно проекту закона, максимальное наказание за него составит до 7 лет лишения свободы со штрафом в размере пятикратной суммы незаконного обогащения. В пояснительной записке сказано, что в качестве основы предлагаемых изменений, в первую очередь, предусматривается распространение юрисдикции РФ в отношении деяния, предусмотренного ст. 20 Конвенции ООН против коррупции («незаконное обогащение»), а также включение в УК нового состава преступления — «Незаконное обогащение» (ст. 290.1). Им будет считаться значительное превышение стоимости активов должностного лица над размером его законных доходов. Отмечается, что ст. 290.1 предполагает дифференциацию и наличие специальных составов, в зависимости от должности лица и от объема незаконного обогащения.

Кроме того, законопроект обяжет должностных лиц предоставлять работодателю сведения о доходах и расходах своих совершеннолетних детей и установит конкретных виды имущества, в отношении которых необходимо представлять сведения. Причем, экс-чиновники должны будут отчитываться нанимателю о доходах в течение трех лет после увольнения.

Читайте так же:  Страховая пенсия по инвалидности устанавливается независимо от в 2020 году

Также документ предлагает закрепить за генпрокурором и его подчиненными право инициировать проверку сведений о доходах и расходах должностных лиц и запретить чиновникам безвозмездно пользоваться чужим имуществом, стоимость которого превышает 500 МРОТ (3,75 млн руб. по данным на сегодняшний день — прим. ред.).

В Госдуму был также внесен законопроект, ужесточающий наказание за коррупционные преступления. Авторы, все та же группа депутатов, указывают, что ситуации, когда за «простое хищение» привлекают к реальному сроку, а за совершение более серьезного должностного преступления назначается условный срок, это умаляет авторитет публичной власти. Они предлагают запретить наказывать условным сроком за злоупотребление полномочиями в коммерческих и иных организациях, коммерческий подкуп, злоупотребление должностными полномочиями, нецелевое расходование бюджетных средств, внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений, взятку, служебный подлог и другие правонарушения.

Уголовная ответственность за незаконное обогащение должностных лиц в 2020 году

Госдума отклонила законопроект об уголовном наказании должностных лиц за незаконное обогащение.

Беззаконно и безнаказанно

Как сообщает «Росбалт», под незаконным обогащением предлагалось понимать приобретение должностным лицом имущества, стоимость которого значительно превосходит его законные доходы и происхождение которого он не может объяснить разумным образом. В случае принятия закона, коррупционеров предлагалось сажать в тюрьму на срок до 5 лет с конфискацией имущества, приобретенного в результате незаконного обогащения.

В законопроекте также содержатся нормы, устанавливающие крупный и особо крупный размер незаконного обогащения. Так, под крупным размером предлагалось установить сумму активов в размере не менее 1 млн рублей, а под особо крупным — более 1 млн рублей.

Введение уголовного наказания за незаконное обогащение согласуется со ст. 20 Конвенции ООН против коррупции. Однако в Госдуме заявили, что эта статья не включена в перечень статей, в отношении которых Россия обладает юрисдикцией.

Кроме того, предлагаемая норма противоречит Конституции и принципам УПК в той части, что «подозреваемый или обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность, бремя доказывания обвинения лежит на стороне обвинения», заявили в Госдуме.

Фотогалерея

Читайте также:

Правила комментирования

В связи с событиями, происходящими в мире, мы призываем вас к трезвому и взвешенному комментированию материалов на нашем сайте. Мы с уважением относимся к праву каждого человека высказывать свое мнение. В то же время редакция ИА «Хакасия» не приветствует призывы к свержению власти, агрессии, экстремизму, межнациональной вражде.

Содержание комментариев к опубликованным материалам является мнением лиц, их написавших, и может не совпадать с мнением редакции. Редакция не несет ответственности за содержание комментариев.

Не допустимы и удаляются комментарии, которые нарушают действующее законодательство и содержат:

1. Оскорбления религиозного, национального, политического, рекламного и иного характера;

2. Ссылки на источники информации, не имеющие отношения к обсуждаемой теме.

Нажимая кнопку «Комментировать», вы безоговорочно принимаете эти условия.

Видео (кликните для воспроизведения).

При несоблюдении перечисленных требований авторы комментариев будут забанены.

Если ваше поведение, по мнению модераторов, будет вносить излишнюю нервозность в беседу, вам будет вынесено предупреждение. Словесная перепалка с модератором также чревата баном.

Для защиты от спама и попыток распространения запрещенных законодательством РФ материалов комментарии ко всем новостным заметкам автоматически отключаются спустя один месяц после публикации новости.

Депутаты отклонили законопроект о наказании за незаконное обогащение

Госдума отклонила в первом чтении законопроект группы депутатов от «Справедливой России», который предлагает внести в Уголовный кодекс статью о незаконном обогащении, сообщил «Новой газете» советник главы партии Сергея Миронова.

По его словам, отрицательное заключение на законопроект дал комитет по государственному строительству и законодательству. Там пояснили, что в документе нет информации, за какой срок чиновник обязан отчитаться об источниках доходов. В таком случае могут оказаться незаконными все доходы свыше 5 млн руб., полученные более чем за три года до отчетного периода и потому незадекларированные. Кроме того, в комитете отметили, что само по себе превышение стоимости активов над законными доходами не свидетельствует об их незаконном происхождении.

«Фактически речь идет о ратификации статьи 20 Конвенции ООН противодействии коррупции. Мы считаем, что такая норма должна быть. Когда то один, то другой губернатор или министр арестовываются и выясняется, что эти люди имели доход намного превышающий их зарплаты, уголовное наказание, если они пойманы, у нас есть, а законопроекта, который позволил бы выяснить, откуда у них эти доходы, — нет», — пояснил необходимость закона Сергей Миронов.

Законопроект внесла группа депутатов из «Справедливой России» во главе с Сергеем Мироновым 24 апреля 2017 года. В документе предлагается считать незаконным обогащением значительное превышение стоимости активов чиновника над размером его законных доходов. В качестве наказания предусматривается штраф или лишение свободы на срок от пяти до семи лет.

Добавьте новости «Новой» в избранное и Яндекс будет показывать их выше остальных

Надуманная проблема статьи 20

Уголовная ответственность за незаконное обогащение публичных должностных лиц во многих государствах мира считается одним из наиболее эффективных способов противодействия коррупции в публичной сфере. В самом общем виде незаконное обогащение представляет собой значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать.

Для России вопрос о введении уголовной ответственности за незаконное обогащение весьма актуален. Во-первых, в последние годы проводится активная кампания по борьбе с коррупцией (по крайней мере, на уровне заявлений высших должностных лиц). Во-вторых, Россию периодически упрекают международные организации в нежелании реально бороться с коррупцией как раз в связи с тем, что данная норма не имплементируется в российское законодательство.

Попытаемся разобраться, почему такой институт необходим для эффективной борьбы с коррупционными преступлениями должностных лиц и существуют ли какие-нибудь юридические препятствия для его введения в России.

Начнем с первого. Абсолютно обычной практикой является постоянная отчетность чиновника о своих доходах и доходах своей семьи. В силу занимаемой должности чиновники имеют доступ к государственным финансам, а также рычаги влияния, позволяющие эти финансы распределять в свою пользу либо в пользу своих близких. Введение ответственности за незаконное обогащение чиновника представляет собой вершину своеобразной пирамиды ответственности и должно являться «предохранительным механизмом» для тех случаев, когда коррупционную деятельность чиновника не удалось обнаружить непосредственно в процессе. Таким образом, если чиновник занимает ответственный государственный пост, то должен отчитаться обо всех своих доходах, тем более если они превышают официальные. А если чиновник не может отчитаться, то эти доходы автоматически считаются незаконными. Такая логика вполне имеет право на существование.

Читайте так же:  Отказ от сокращение работника

Насколько подобная мера может быть эффективной? Думается, что вполне. Специфика коррупционных преступлений заключается в том, что в подавляющем большинстве они корыстные. Следовательно, основная их цель – личное обогащение. Таким образом, противодействуя незаконному обогащению чиновника, государство борется с сущностью коррупции.

Второй аспект проблемы связан с возможностью юридического внедрения института незаконного обогащения в российское законодательство. Обязательство по его введению Россия на себя формально взяла, подписав Конвенцию ООН против коррупции (требование содержится в ст. 20). Но в процессе имплементации документа выяснилось, что Россия не может выполнить все требования конвенции. Одно из таких требований – введение ответственности за незаконное обогащение. В качестве причины, как правило, указывается противоречие такой ответственности нормам российского уголовного законодательства: дескать, ответственность за незаконное обогащение – это ответственность без вины (объективное вменение в юридической терминологии).

В последние годы несколько раз предпринимались попытки ввести ответственность за незаконное обогащение, но каждый раз они наталкивались на отрицательное отношение к этой идее со стороны властей. Имеющиеся законодательные инструменты, прежде всего ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», не могут восприниматься как реализация положений конвенции ввиду того, что нарушение требований закона ведет к иным (не уголовно-правовым) видам юридических последствий.

Зарубежный опыт выполнения ст. 20 конвенции показывает, что далеко не все страны готовы имплементировать в свое законодательство столь жесткие требования к чиновникам. В частности, в Германии до сих пор ведутся споры на сей счет. Но число стран, устанавливающих ответственность за незаконное обогащение, растет. Кстати, в Китае данная мера была принята еще до принятия конвенции и, по оценкам китайских экспертов, оказалась очень эффективной.

Таким образом, юридические сложности введения уголовной ответственности за незаконное обогащение во многом надуманны, а потенциальная эффективность данной нормы для борьбы с коррупцией бесспорна.

Автор – научный сотрудник Университета Турина

Почему завернули законопроект о незаконном обогащении?

Авторы законопроекта предлагали из проступка превратить это в преступление с наказанием от 5 до 7 лет. Точка отсчёта — 5 млн рублей, происхождение которых чиновник не может доказать.

Дмитрий Журавлёв, гендиректор Института региональных проблем:

— Предложение разумное, хотя с суммой 5 млн я бы поспорил. У нас большинство госслужащих в регионах таких денег в глаза не видели. Но это не значит, что все они невиновны. А если у начальника какого-то управления найдут «неучтённые» 4,5 млн? Может быть свободен? Другая идея — декларировать не только квартиры и машины, но и драгоценности, антиквариат, живопись — на мой взгляд, популистская. Да, у того же Хорошавина нашли коллекцию дорогих часов, ручек. Но неужели он стал бы их декларировать?! Это мелочь, которую легко спрятать, в отличие от виллы или авто. А вот собирать декларации о доходах совершеннолетних детей чиновников, что также предлагалось, вполне возможно. Легальные доходы и расходы скрывать смысла нет, а непрозрачные доходы вызовут вопросы, в том числе и о причастности к ним родителей.

Почему же отклонили законопроект? Мол, в нём не прописано, за какой срок чиновник обязан отчитаться об источниках доходов; обвиняемым придётся доказывать свою невиновность, что противоречит Конституции. Но сроки можно было уточнить уже во 2-м чтении, а что касается презумпции невиновности, то законом чётко определено: госслужащий кроме зарплаты может получать вознаграждение за преподавательскую деятельность и гонорары за публикации. И всё! «Консультации», откаты, взятки там не числятся. Есть факты, требующие расследования, — значит, надо разбираться в источниках доходов. В Европе, между прочим, если есть сомнение в законности доходов, то это трактуется как обвинение. Во Франции был случай, когда министр сдал самому себе в аренду квартиру — его тут же уволили!

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Госдума отказалась вводить в УК понятие «незаконное обогащение»

Государственная Дума в первом чтении отклонила законопроект, вводящий в Уголовный кодекс понятие «незаконное обогащение».

Законопроект предусматривал включение в УК нового состава преступления — «Незаконное обогащение» (ст. 290.1). Им, по задумке авторов, должно считаться значительное превышение стоимости активов должностного лица над размером его законных доходов. Новелла предполагала дифференциацию и наличие специальных составов, в зависимости от должности лица и от объема незаконного обогащения. Депутаты предлагали признавать «значительным» превышение стоимости активов должностного лица над размером законных доходов на сумму более 5 млн руб.

Максимальное наказание, предусмотренное этой статьей — лишение свободы до семи лет со штрафом в размере пятикратной суммы незаконного обогащения.

Законопроект также предусматривал обязанность должностных лиц предоставлять работодателю сведения о доходах и расходах своих совершеннолетних детей и устанавливал конкретные виды имущества, в отношении которых необходимо представлять сведения. При этом предполагалось, что отчитываться нанимателю о доходах нужно будет в течение трех лет после увольнения.

Отклонить инициативу рекомендовал комитет Госдумы по госстроительству и законодательству, который указал, что диспозиция ст. 290.1 «не содержит достаточных характеристик деяния, поскольку превышение стоимости активов над размером законных доходов даже для лиц, к которым в силу их правового статуса предъявляются специальные требования, не может однозначно свидетельствовать о преступном происхождении всех активов».

«Голос Украины» опубликовал закон о наказании за незаконное обогащение

Закон об уголовной ответственности за незаконное обогащение на сумму от 6,2 млн грн 27 ноября опубликовали в официальном парламентском издании «Голос Украины».

Согласно закону № 263-IX, в Уголовный кодекс вернули статью о незаконном обогащении. Предусмотрено лишение свободы на 5-10 лет с лишением права заниматься определенной деятельностью до 3 лет в случае приобретения лицом активов, стоимость которых более чем на 6 243 250 грн превышает законные доходы.

Закладывается исковая давность в 4 года. Иск по делу о признании активов необоснованными и их взыскании подается без взимания судебного сбора.

Такие дела будет рассматривать коллегия Высшего антикоррупционного суда (ВАСУ) в составе трех судей, а апелляции — апелляционная палата ВАСУ.

Необоснованными считаются не только признанные необоснованными активы, но и доходы, полученные за их счет, — все они подлежат конфискации или спецконфискации. Информацию о таких активах намерены вносить в Единый государственный реестр активов, на которые наложен арест в уголовном производстве.

Читайте так же:  Последствия ненадлежащего исполнения договора купли продажи в 2020 году

В деле о признании активов необоснованными активы стоимостью от 834,6 тыс. грн в случае взыскания в доход государства и ареста передаются в управление Нацагентству по вопросам выявления, розыска и управления активами, полученными от коррупционных и других преступлений (АРМА). Также предусматривается, что АРМА взаимодействует с органами досудебного расследования, прокуратуры и суда, разыскивая помещения, площадки для хранения активов, на которые наложен арест по делу о незаконном обогащении.

Если невозможно взыскать активы, признанные необоснованными, обвиняемый должен оплатить их стоимость государству, или же будут изъяты другие его активы такой же стоимости.

Данные обвиняемого по делу о незаконных активах нельзя использовать, чтобы доказать совершение им уголовного нарушения.

Закон предусматривает раскрытие банковской тайны органам прокуратуры, ГБР и НАБУ в делах по выявлению необоснованных активов (в том числе Нацбанком). В таком случае банк получит право предоставлять информацию о клиентах другого банка.

Кроме банковской тайны, НАБУ получит право истребовать информацию не только у правоохранительных и госорганов, органов местного самоуправления, но и предприятий, учреждений, организаций — в том числе обязательные для декларирования сведения об имуществе, доходах, расходах, финансовых обязательствах.

Со своей стороны, ГБР получит право запрашивать информацию для выявления необоснованных активов из автоматизированных справочных систем, реестров и баз данных, которые администрируют органы госвласти и местного самоуправления — в том числе информацию с ограниченным доступом.

Предполагается, что о необоснованных активах можно будет сообщить на горячую линию НАБУ, но соответствующую информацию будут проверять только при условии, что данные будут касаться конкретного лица и содержать факты, которые можно установить.

Нацагентству по вопросам предотвращения коррупции (НАПК) поручили извещать Специализированную антикоррупционную прокуратуру (САП) или Офис генпрокурора о выявленных доказательствах незаконного обогащения.

Если Нацагентство по результатам проверки е-деклараций выявило признаки необоснованности активов — чиновнику предоставляется 10 рабочих дней, чтобы объяснить происхождение средств.

Вместе с тем темпы проверки деклараций НАПК и решения по их результатам не должны влиять на расследование и судебные производства.

Документ вносит изменения в ряд законодательных актов, предусматривая увольнение и прекращение полномочий ряда должностных лиц в случае вступления в силу решения суда о признании их доходов необоснованными.

Речь идет о судьях, начальниках в службе гражданской защиты, военнослужащих-контрактниках, военнослужащих в кадровой службе; сельских, поселковых, городских главах, старостах; уполномоченных; должностных лицах местного самоуправления; депутатах местных советов; членах ЦИК, представителях Государственной уголовно-исполнительной службы; директоре НАБУ, членах НАПК; прокурорах, членах Счетной палаты; директоре, первом заместителе и заместителе главы ГБР; полицейских; членах ВККС и Высшего совета правосудия; любых госслужащих и лицах, уполномоченных выполнять функции государства.

Сегодня, 28 ноября, в Украине вступил в силу закон об уголовной ответственности за незаконное обогащение

По закону № 263-IX, в Уголовный кодекс вернули статью о незаконном обогащении. Предусмотрено лишение свободы на 5-10 лет с лишением права заниматься определенной деятельностью до 3 лет в случае приобретения лицом активов, стоимость которых более чем на 6 243 250 грн превышает законные доходы.

Речь идет об активах, приобретенных высокопоставленным чиновником или другим человеком или компанией, если доказано, что это сделали по поручению должностного лица или он может прямо или косвенно распоряжаться соответствующими активами.

Закладывается исковая давность в 4 года. Иск по делу о признании активов необоснованными и их взыскании подается без взимания судебного сбора.

Соответствующие дела будет рассматривать коллегия Высшего антикоррупционного суда (ВАСУ) в составе трех судей, а апелляции — апелляционная палата ВАСУ.

Необоснованными считаются не только признанные необоснованными активы, но и деньги, полученные за их счет — все они подлежат конфискации или спецконфискации.

В деле о признании активов необоснованными, активы стоимостью от 834,6 тыс. грн в случае взыскания в доход государства и ареста, передаются в управление Нацагентству по вопросам выявления, розыска и управления активами, полученными от коррупционных и других преступлений (АРМА).

Если невозможно взыскать активы, признанные необоснованными, обвиняемый должен оплатить их стоимость государству, или же будут изъяты другие его активы такой же стоимости.

Данные обвиняемого по делу о незаконных активах нельзя использовать, чтобы доказать совершение им уголовного нарушения.

Закон предусматривает раскрытие банковской тайны органам прокуратуры, ГБР и НАБУ в делах по выявлению необоснованных активов (в частности Нацбанком). В таком случае банк получит право предоставлять информацию о клиентах другого банка.

Кроме банковской тайны, НАБУ получит право истребовать информацию не только у правоохранительных и госорганов, органов местного самоуправления, но и предприятий, учреждений, организаций — в том числе обязательные для декларирования сведения об имуществе, доходах, расходах, финансовых обязательствах.

Со своей стороны, ГБР получит право запрашивать информацию для выявления необоснованных активов из автоматизированных справочных систем, реестров и баз данных, которые администрируют органы госвласти и местного самоуправления — в том числе информацию с ограниченным доступом.

Нацагентству по вопросам предотвращения коррупции (НАПК) поручили извещать Специализированную антикоррупционную прокуратуру (САП) или Офис генпрокурора о выявленных доказательствах незаконного обогащения.

Если Нацагентство по результатам проверки е-деклараций выявило признаки необоснованности активов — чиновнику предоставляется 10 рабочих дней, чтобы объяснить происхождение средств.

Вместе с тем темпы проверки деклараций НАПК и решения по их результатам не должны влиять на расследование и судебные производства.

Документ вносит изменения в ряд законодательных актов, предусматривая увольнение и прекращение полномочий ряда должностных лиц в случае вступления в силу решения суда о признании их доходов необоснованными.

Видео (кликните для воспроизведения).

Речь идет о судьях, начальниках в службе гражданской защиты, военнослужащих-контрактниках, военнослужащих в кадровой службе; сельских, поселковых, городских главах, старостах; уполномоченных; должностных лицах местного самоуправления; депутатах местных советов; членах ЦИК, представителях Государственной уголовно-исполнительной службы; директоре НАБУ, членах НАПК; прокурорах, членах Счетной палаты; директоре, первом заместителе и заместителе главы ГБР; полицейских; членах ВККС и Высшего совета правосудия; любых госслужащих и лицах, уполномоченных выполнять функции государства.

Уголовная ответственность за незаконное обогащение должностных лиц в 2020 году
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here