Указ президента о стратегии научно технологического развития в 2020 году

Самая важная информация по теме: "Указ президента о стратегии научно технологического развития в 2020 году" с выводами от профессионалов. В случае возникновения вопросов и при необходимости актуализации данных вы можете обратиться к дежурному юристу.

Подписан Указ о Стратегии научно-технологического развития России

Президент подписал Указ «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации».

Смотрите также

Статус материала

Опубликован в разделе: Документы

Дата публикации: 1 декабря 2016 года, 12:10

Официальные сетевые ресурсы

Президента России

Official Internet Resources

of the President of Russia

Администрация Президента России
2019 год

УТВЕРЖДЕНЫ ПРИОРИТЕТЫ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, утверждена Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 года № 642

…Приоритеты и перспективы научно-технологического развития Российской Федерации

  1. Реализация приоритетных направлений развития науки, техники и технологий на первом этапе осуществления государственной научно-технической политики позволила получить результаты и сформировать компетенции, необходимые для перехода к реализации новых приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации, отвечающих на большие вызовы.
  2. В ближайшие 10-15 лет приоритетами научно-технологического развития Российской Федерации следует считать те направления, которые позволят получить научные и научно-технические результаты и создать технологии, являющиеся основой инновационного развития внутреннего рынка продуктов и услуг, устойчивого положения России на внешнем рынке, и обеспечат:

а) переход к передовым цифровым, интеллектуальным производственным технологиям, роботизированным системам, новым материалам и способам конструирования, создание систем обработки больших объемов данных, машинного обучения и искусственного интеллекта;

б) переход к экологически чистой и ресурсосберегающей энергетике, повышение эффективности добычи и глубокой переработки углеводородного сырья, формирование новых источников, способов транспортировки и хранения энергии;

в) переход к персонализированной медицине, высокотехнологичному здравоохранению и технологиям здоровьесбережения, в том числе за счет рационального применения лекарственных препаратов (прежде всего антибактериальных);

г) переход к высокопродуктивному и экологически чистому агро- и аквахозяйству, разработку и внедрение систем рационального применения средств химической и биологической защиты сельскохозяйственных растений и животных, хранение и эффективную переработку сельскохозяйственной продукции, создание безопасных и качественных, в том числе функциональных, продуктов питания;

д) противодействие техногенным, биогенным, социокультурным угрозам, терроризму и идеологическому экстремизму, а также киберугрозам и иным источникам опасности для общества, экономики и государства;

е) связанность территории Российской Федерации за счет создания интеллектуальных транспортных и телекоммуникационных систем, а также занятия и удержания лидерских позиций в создании международных транспортно-логистических систем, освоении и использовании космического и воздушного пространства, Мирового океана, Арктики и Антарктики;

ж) возможность эффективного ответа российского общества на большие вызовы с учетом взаимодействия человека и природы, человека и технологий, социальных институтов на современном этапе глобального развития, в том числе применяя методы гуманитарных и социальных наук.

Конкурс Министерства образования и науки Российской Федерации проектов по созданию высокотехнологичного производства на 2017-2019 гг. (девятая очередь, шифр конкурса 2017-218-09)

Основание: Постановление Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2010 г. № 218 «О мерах государственной поддержки развития кооперации российских образовательных организаций высшего образования, государственных научных учреждений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства, в рамках подпрограммы «Институциональное развитие научно-исследовательского сектора» государственной программы Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013 — 2020 годы».

…1.4. Механизмом реализации Мероприятия является предоставление из федерального бюджета субсидий на реализацию комплексных проектов по созданию высокотехнологичного производства, выполняемых с участием российских образовательных организаций высшего образования, государственных научных учреждений.

Направления научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ в рамках комплексных проектов должны соответствовать следующим приоритетным направлениям, подготовленным на основании направлений Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 года № 642).

Путин утвердил Национальную стратегию развития искусственного интеллекта до 2030 года

ТАСС, 11 октября. Президент РФ Владимир Путин утвердил Национальную стратегию развития искусственного интеллекта на период до 2030 года. Указ главы государства от 10 октября опубликован на официальном портале правовой информации.

Документ призван обеспечить ускоренное развитие искусственного интеллекта, проведение научных исследований в этой области, повышение доступности информации и вычислительных ресурсов для пользователей, а также совершенствование системы подготовки кадров в данной сфере, говорится в указе.

Согласно указу, правительство РФ должно до 15 декабря текущего года обеспечить, чтобы изменения, которые соответствуют указу, были внесены в национальную программу «Цифровая экономика». В том числе правительство должно разработать и утвердить федеральный проект «Искусственный интеллект». Также Кабинет министров должен «предусматривать при формировании в 2020-2030 годах проектов федеральных бюджетов на очередной финансовый год и на плановый период бюджетные ассигнования на реализацию» этой стратегии и предоставлять президенту ежегодно доклад о ее реализации.

Что такое искусственный интеллект

Под искусственным интеллектом документ подразумевает технологические решения, «позволяющие имитировать когнитивные (то есть умственные, — прим. ТАСС) функции человека… и получать результаты, сопоставимые, как минимум, с результатами интеллектуальной деятельности человека».

При этом такие решения «включают в себя IT-инфраструктуру, программное обеспечение (в том числе в котором используются методы машинного обучения), а также процессы и сервисы по обработке данных и поиску решений», указывается в стратегии.

Владимир Путин в послании Федеральному собранию сообщил о подписании 1 декабря указа о Стратегии научно-технологического развития. В подготовке документа с 2015 года принимали участие эксперты ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, в частности в формате организации рабочих групп и экспертных дискуссий.

Читайте так же:  Должен отрабатывать пенсионер при увольнении

Фрагмент стенограммы послания Федеральному собранию с упоминанием положений Стратегии:

«Уважаемые коллеги! Для выхода на новый уровень развития экономики, социальных отраслей нам нужны собственные передовые разработки и научные решения. Необходимо сосредоточиться на направлениях, где накапливается мощный технологический потенциал будущего, а это цифровые, другие, так называемые сквозные технологии, которые сегодня определяют облик всех сфер жизни. Страны, которые смогут их генерировать, будут иметь долгосрочное преимущество, возможность получать громадную технологическую ренту. Те, кто этого не сделает, окажутся в зависимом, уязвимом положении. Сквозные — это те, которые применяются во всех отраслях: это цифровые, квантовые, робототехника, нейротехнологии и так далее.

Нужно также учитывать, что в цифровых технологиях, например, кроются и риски, конечно. Необходимо укреплять защиту от киберугроз, должна быть значительно повышена устойчивость всех элементов инфраструктуры, финансовой системы, государственного управления.

Предлагаю запустить масштабную системную программу развития экономики нового технологического поколения, так называемой цифровой экономики. В её реализации будем опираться именно на российские компании, научные, исследовательские и инжиниринговые центры страны.

Это вопрос национальной безопасности и технологической независимости России, в полном смысле этого слова — нашего будущего. Надо провести инвентаризацию и снять все административные, правовые, любые другие барьеры, которые мешают бизнесу выходить как на существующие, так и на формирующиеся высокотехнологичные рынки; обеспечить такие проекты финансовыми ресурсами, в том числе нацелить на эти задачи работу обновлённого ВЭБа («Банка развития»).

Нам потребуются квалифицированные кадры, инженеры, рабочие, готовые выполнять задачи нового уровня. Поэтому совместно с бизнесом выстраиваем современную систему среднего профессионального образования, организуем подготовку преподавателей колледжей и техникумов на основе передовых международных стандартов.

Будем увеличивать число бюджетных мест по инженерным дисциплинам, по ИТ-специальностям, другим ключевым направлениям, которые определяют развитие экономики. В следующем году на базе ведущих вузов, в том числе региональных, будут созданы центры компетенции, они призваны обеспечить интеллектуальную, кадровую поддержку проектам, связанным с формированием новых отраслей и рынков.

Мощным фактором накопления научных и технологических заделов, необходимых для экономического роста, для социального развития, должна служить и фундаментальная наука. Перед ней стоит двоякая задача: оценить, спрогнозировать тенденции будущего и предложить оптимальные решения для ответа на вызовы, с которыми мы столкнёмся.

А в научной сфере, как и везде, будем развивать конкуренцию, поддерживать сильных, способных дать практический результат. Это необходимо учитывать и Российской академии наук, всем научным организациям. Продолжим формирование исследовательской инфраструктуры, которая позволит решать масштабные научные задачи.

В рамках программы мегагрантов уже создано более 200 лабораторий, без всякого преувеличения — мирового уровня; их возглавляют учёные, определяющие тенденции глобального научного развития (кстати говоря, многие из них наши соотечественники, ранее уехавшие за рубеж).

Недавно я встречался с группой таких исследователей. Уже сейчас большую часть своего времени многие из них работают в российских лабораториях, работают успешно, с удовольствием. И они видят, что сегодня в России ставятся интересные научные задачи, создаётся хорошая исследовательская база и материальные условия на достойном уровне.

Но, конечно, люди вправе и должны понимать, что у них есть горизонт работы и горизонт планирования, в этой связи предлагаю обеспечить долгосрочное финансирование эффективных исследовательских проектов, в том числе за счёт ресурсов Российского научного фонда.

При этом принципиально важно поддержать наших российских талантливых молодых учёных — их много, — чтобы они создавали в России свои исследовательские команды, лаборатории. Для них будет запущена специальная линейка грантов, рассчитанных на период до семи лет. На эти цели, а также на развитие научной инфраструктуры, открытие новых лабораторий только в 2017 году к уже заявленным ресурсам на науку будет выделено дополнительно 3,5 миллиарда рублей.

И конечно, деятельность научных центров должна быть тесно интегрирована с системой образования, экономикой, высокотехнологичными компаниями. Нам нужно превратить исследовательские заделы в успешные коммерческие продукты, этим, кстати говоря, мы всегда страдали: от разработок до внедрения огромное время проходит, да и вообще иногда… Это касается не только нашего времени, и даже не советского, а ещё в Российской империи всё было то же самое. Нужно эту тенденцию переломить — мы можем это сделать. Для решения этой задачи два года назад мы запустили Национальную технологическую инициативу, она призвана обеспечить лидерские позиции российских компаний и продукции на наиболее перспективных рынках будущего.

Уважаемые коллеги! Всё, о чём я сейчас говорил, все эти приоритеты заложены в Стратегию научно-технологического развития России. Указ о её утверждении подписан.»

Президент дал поручение разработать Стратегию научно-технологического развития России на долгосрочный период во время очередного заседания Совета по науке и образованию, состоявшегося 24 июня 2015 года.

Как сообщает официальный сайт Стратегии, над созданием документа трудились более трех тысяч экспертов, среди которых ученые, представляющие разные отрасли науки и ведущие научные организации страны, а также представители промышленных предприятий, высокотехнологичных инновационных компаний.

Для обсуждения различных аспектов развития науки, технологии и инноваций в РФ на площадке НИУ ВШЭ в течение 2015–2016 гг. прошли пять конференций, результаты которых учтены при разработке Стратегии:

Также в рамках подготовки Стратегии при организационно-методологической поддержке НИУ ВШЭ были созданы 10 тематических рабочих групп. Итоги их деятельности получили отражение в аналитических докладах, которые также были использованы при подготовке текста Стратегии:

Читайте так же:  Юридическая консультация бесплатно по телефону в краснодаре в 2020 году

Указ президента о стратегии научно технологического развития в 2020 году

Распоряжение от 24 июня 2017 года №1325-р. Стратегия направлена на формирование современной системы управления в области науки, технологий и инноваций, обеспечение инновационной привлекательности сферы исследований и разработок. Планом реализации Стратегии, в частности, предусматривается разработка государственной программы «Научно-технологическое развитие Российской Федерации», включающей программу фундаментальных исследований и комплексные научно-технологические программы по приоритетным направлениям, определённым Стратегией.

Распоряжение от 24 июня 2017 года №1325-р

Внесено Минобрнауки России.

Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации (далее – Стратегия) утверждена Указом Президента России от 1 декабря 2016 года №642.

Стратегия направлена на формирование современной системы управления в области науки, технологий и инноваций, обеспечение инновационной привлекательности сферы исследований и разработок.

Подписанным распоряжением утверждён план реализации Стратегии на 2017–2019 годы (далее – План), который включает комплекс мер нормативного и организационного характера.

Планом, в частности, предусматривается разработка и утверждение государственной программы «Научно-технологическое развитие Российской Федерации», включающей программу фундаментальных исследований и комплексные научно-технологические программы по приоритетным направлениям, определённым Стратегией. Реализация таких комплексных программ будет финансироваться за счёт средств других государственных программ, институтов развития и фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности.

Полномочия по разработке комплексных научно-технологических программ и проектов полного инновационного цикла, их технологической оценке (экспертизе), мониторингу реализации и подготовке предложений по их корректировке, продолжению и завершению реализации будут закреплены за создаваемыми советами по приоритетным направлениям научно-технологического развития.

Планом также предусматриваются меры по созданию возможностей для успешной реализации творческого потенциала молодёжи в области науки и инноваций, в том числе в рамках международного научно-технического сотрудничества.

Ответственные исполнители Плана – федеральные органы исполнительной власти, государственные корпорации, институты развития, фонды поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности, Российская академия наук, органы исполнительной власти субъектов Федерации.

Отраслевая госпрограмма направлена на привлечение инвесторов

Минобрнауки разработало проект государственной программы «Научно-техническое развитие (НТР) РФ» на период с 2018-го по 2025 год. Ежегодное финансирование программы стартует с 482,27 млрд руб., а к 2025 году достигнет 704 млрд руб. В правительстве рассчитывают, что предложенные в документе меры, в частности ликвидация излишних административных барьеров и налоговые льготы для разработчиков, приведут к росту инвестиций в отечественные исследования и разработки, которые сейчас на 99% финансируются государством. Документ разработан на основе стратегии НТР, утвержденной указом президента в декабре 2016 года. В научном сообществе проект стратегии в целом оценивали негативно, в частности, за «излишне оптимистичную оценку» состояния российской науки, основанную на советских научных достижениях.

Российская наука по-прежнему не привлекает инвесторов: общий объем внебюджетных средств в отечественных исследованиях и разработках составляет всего 1,1%. Такие выводы следуют из пояснительной записки к проекту постановления правительства РФ об утверждении новой государственной программы «Научно-техническое развитие РФ», разработанному Минобрнауки и опубликованному на федеральном портале проектов нормативных правовых актов. До настоящего времени значительная доля исследований и разработок финансировалась за счет средств госпрограммы «Развитие науки и технологий» на 2013–2020 годы с общим объемом финансирования 1484,28 млрд руб.

Разработку нового документа ведомство начало в соответствии с указом президента РФ Владимира Путина от 1 декабря 2016 года «О стратегии научно-технологического развития РФ». Решение было принято в июне 2015 года по итогам заседания Совета при президенте по науке и образованию. Предполагается, что стратегия увеличит долю инновационной продукции во внутреннем валовом продукте и повысит результативность российских исследований. Реализация стратегии планируется за счет средств федерального бюджета и привлечения внебюджетных источников.

Видео (кликните для воспроизведения).

Привлечь дополнительные источники финансирования в научную сферу призвана и программа Минобрнауки. В частности, отличительной особенностью предложенных мер станет утверждение правил многостороннего финансирования комплексных научно-технических программ и проектов, общих подходов к экспертизе инициативных проектов, претендующих на государственную поддержку, отмечают разработчики. Это позволит «устранить барьеры при переходе научных, научно-технических проектов между различными инструментами такой поддержки на разных уровнях готовности технологий»,— считают в Минобрнауки. «Имеются в виду законодательные барьеры, излишнее регулирование, отчетность, которые мешают быстро получать результат,— сказал “Ъ” замминистра образования и науки Григорий Трубников.— Одно из самых серьезных ограничений — однолетний цикл бюджетного финансирования исследовательских проектов и грантов. Проект может быть рассчитан на несколько лет, но в конце каждого года научная организация обязана возвращать остаток средств в бюджет, а в начале следующего — доказывать, что их необходимо снова направить на этот же проект». По его словам, госпрограмма предлагает увеличить финансовый цикл до трех-пяти лет, естественно, при условии гарантии результата.

Министерство также предлагает уменьшить регулирование науки, снизить нагрузку на ученых при проведении конкурсных процедур и ввести налоговые льготы для разработчиков технологий и инвесторов. «Сейчас наука поставлена в такие же условия проведения конкурсов, как дорожно-строительные работы: долгие и заформализованные процедуры, подтверждения заявки и начала финансирования по ней приходится ждать месяцами. Это одна из ключевых российских проблем: наши идеи опережают мир, а исполнение опаздывает, в итоге мы все время кого-то догоняем»,— считает Григорий Трубников. По его мнению, это также должно привести к упрощению процедуры продажи технологии. «Мы говорим о создании трехстороннего партнерства: научные организации, которые дают идеи и разрабатывают технологии, бизнес, которому они нужны и он готов в них вкладываться, и ведомства, которые регулируют законодательную часть»,— говорит он.

Читайте так же:  Военный билет медицинская справка

Общий объем финансирования программы составит 4609,26 млрд руб. Ежегодно объем затрат будет расти: с 482,27 млрд руб. в 2018 году до 704,21 млрд руб. в 2025-м. Основной объем средств образован переносом запланированных бюджетных ассигнований на программу «Развитие науки и технологий» на 2013–2020 годы, поясняют в Минобрнауки.

«Взять на себя функции ключевого партнера государственной власти в реализации стратегии» должна Российская академия наук, считает кандидат в президенты РАН, председатель совета Российского фонда фундаментальных исследований Владислав Панченко. Впрочем, в научном сообществе отношение к стратегии неоднозначное. Обсуждая проект документа в июле 2016 года, сообщество профессоров РАН пришло к выводу, что он не удовлетворяет «ключевым критериям документа федерального значения и не позволяет адекватно определить исходные и конечные характеристики реформируемого сектора». В частности, ученые указали на излишне оптимистичную оценку состояния российской науки, «основанную на достижениях советского периода», а «перечень современных тенденций фактически описывает свершившуюся два столетия назад промышленную революцию». Член координационного совета профессоров РАН, глава лаборатории Физического института им. Лебедева РАН Юрий Ковалев рассказал “Ъ”, что в итоговой утвержденной версии стратегии замечания научного сообщества были учтены «вполне неплохо». По его словам, в РАН уже начали анализировать проект госпрограммы: «Это грандиозный документ, на работу с которым нам потребуется не меньше недели, после чего мы сможем сформулировать конкретные замечания».

Общественное обсуждение проекта госпрограммы продлится до 19 ноября 2017 года.

Указ президента о стратегии научно технологического развития в 2020 году

Распоряжение от 15 августа 2019 года №1824-р. Определены 11 показателей, отражающих ход реализации Стратегии по направлениям: влияние науки и технологий на социально-экономическое развитие России, в том числе обусловленное переходом к модели больших вызовов; состояние и результативность сферы науки, технологий и инноваций; качество государственного регулирования и сервисного обеспечения научной, научно-технической и инновационной деятельности.

Распоряжение от 15 августа 2019 года №1824-р

Внесено Минобрнауки России.

Стратегия научно-технологического развития России (далее – Стратегия) утверждена Указом Президента России от 1 декабря 2016 года №642. Распоряжением Правительства от 24 июня 2017 года №1325-р утверждён план реализации Стратегии научно-технологического развития России на 2017–2019 годы.

Подписанным распоряжением установлены 11 показателей реализации Стратегии, динамика которых подлежит мониторингу. Показатели сгруппированы по направлениям: влияние науки и технологий на социально-экономическое развитие России, в том числе обусловленное переходом к модели больших вызовов; состояние и результативность сферы науки, технологий и инноваций; качество государственного регулирования и сервисного обеспечения научной, научно-технической и инновационной деятельности. Показатели будут рассчитываться на основании данных государственных информационных систем, а также данных и сведений из других источников.

Утверждено 11 показателей, сформированных с учётом задач, приоритетов, направлений и мер реализации государственной политики в области научно-технологического развития, определённых Стратегией.

Установлены также целевые показатели, отражающие уровень достижения результатов реализации Стратегии: внутренние затраты на исследования и разработки за счёт всех источников в текущих ценах в процентах от валового внутреннего продукта; отношение внебюджетных средств и бюджетных ассигнований в составе внутренних затрат на исследования и разработки. Определены значения этих целевых показателей.

Минобрнауки России поручено проводить мониторинг показателей.

Обзор стратегии развития России до 2020 года

В августе 2011 года были опубликованы материалы по инновационному развитию России «Стратегия 2020» в задачах и направлениях. Доклад создан группой экспертов под руководством Я. Кузьминова, ректора высшей школы экономики. Данная программа разработана по поручению Председателя Правительства РФ комиссией по высоким технологиям и нововведениям. В ней определено инновационное развитие России с 2011 по 2020 годы.

Цели и задачи

Стратегия развития России выстраивает систему приоритетных направлений политики государства в экономической сфере, чтобы вывести её на новый путь развития по конкретным показателям роста товаров и услуг: повысить удельный вес экспорта новаторской продукции, сделать её конкурентоспособной.

Исходя из целей, содействовать развитию прикладной науки, современного предпринимательства, увеличить финансирование и поддержку данных секторов.

Основная концепция инновационного развития России 2020 года в нескольких целях и задачах.

Повышение человеческого потенциала

Стратегия вводит понятие «Инновационный человек». Основными критериями его компетенции должны стать:

  • Способность непрерывно совершенствоваться, переобучаться;
  • Критическое мышление;
  • Готовность к риску, предприимчивость, умение работать самостоятельно и в команде в конкурентной среде;
  • Владение иностранными языками, свободное деловое общение на английском языке.

Для решения этих задач система образования должна быть нацелена на формирование определенных навыков. Поможет в этом непрерывное самосовершенствование, стимулы и условия для повышения квалификации, постоянная переподготовка кадров.

Успешный человек должен быть готов к смене нескольких видов деятельности и профессий в течение жизни.

  1. Государственная поддержка навыков предпринимательства. Повышение активности существующих и создание новых инновационных компаний в бизнесе.
  2. Стимулирование новаторской деятельности молодежи, проведение форумов, конкурсов, слётов, олимпиад.
  3. Формирование культуры и престижа инновационной деятельности (например, восстановление интереса к научной фантастике).
  4. Внедрение в органы управления современных технологий (электронное правительство), создание новаторского климата.

Механизмом реализации данного направления стала госпрограмма «Образование и инициатива», «Наша новая школа».

Задачи концепции инновационного развития России

Для данной концепции поставлены следующие задачи:

  1. Увеличить показатели доли предприятий с технологическими новшествами.
  2. Поднять Россию по показателям высокотехнологических услуг и товаров на мировом рынке, увеличить
    удельный вес экспорта.
  3. Повысить затраты на исследовательские разработки.
  4. Расширить удельный вес инновационной продукции в общем объёме промышленного производства.
  5. Не меньше пяти российских ВУЗов должны войти в число ведущих мировых (их всего 200).
  6. На 30% повысить долю средств на научные изыскания, увеличить количество патентов.
  7. Расширить международное сотрудничество, степень интеграции России в мировые процессы.
  8. Сформировать сектор разработок и исследований в высших учебных заведениях, поднять их результативность и эффективность.
Читайте так же:  Сумма платежа по алиментам

Краткое содержание

Стратегия 2020 года должна стать ориентиром для создания программ в социально-экономических сферах регионов страны.

Краткое содержание данной программы – основные направления передового экономического развития в различных секторах:

  1. Стратегическое планирование. Разработка и реализация госпрограмм «Экономическое развитие и инновационная экономика», «Развитие науки и передовых технологий».
  2. Внешнеэкономическая деятельность. Участие России в ВТО, торговая политика государства.
  3. Противодействие коррупции. Представление сведений о доходах, запрет подношений и получения подарков должностным лицам госслужбы и др.
  4. Государственные гарантии на реализацию проектов инновации.
  5. Электронное правительство. Предоставление услуг в данном виде, внедрение карты гражданина.
  6. Развитие экономики регионов, инвестиции в различные территории России и моногорода.
  7. Подготовка управленческих кадров.

К данному списку добавляются следующие направления: развитие рынка труда, миграция и демография, совершенствование пенсионной системы, социального страхования и защиты, инновационное развитие здравоохранения, физкультуры и спорта, образования и культуры. Отдельно рассматривается проблема социально-экономического развития республики Крым до 2020 года.

Данная стратегия инновационного развития России осуществляется поэтапно.

Первый этап. На этом периоде с 2011 по 2013 годы основной задачей являлось привлечение экономики и бизнеса к инновациям, как таковым. Должна была решаться развитием конкуренции, наращиванием инновационной активности, увеличением расходов на финансирование проектов частных компаний, образование и фундаментальную науку:

  • Создание НИЦ (Курчатовский институт);
  • Развитие приоритетных общеобразовательных программ;
  • Расширение международной интеграции российских вузов;
  • Модернизация экономики;
  • Привлечение иностранных инвестиций в высокотехнологические отрасли экономики;
  • Поддержка экспорта продукции инновационного характера.

Второй этап (с 2014 по 2020 годы). Текущий этап в развитии ориентирован на:

  • Повышение доли финансирования частных разработок, введение налогов и стимулов, направленных на замену старого оборудования новым технологическим;
  • Модернизация промышленности и технологий, до уровня, среднего по развитым странам;
  • Продвижение инновационной продукции России на мировые рынки, предоставление поддержки в виде кредитов и гарантий;
  • Увеличение бюджетных расходов на исследования и экспериментальные разработки, расширение внебюджетного финансирования.

Обсуждение и критика

Обсуждение стратегии указало на недостатки и отметило положительные результаты предыдущих лет в области инновационной сферы:

  1. Не достигнут запланированный уровень спроса на инновационные технологии в реальном секторе экономики.
  2. Не удалось в полной мере интегрировать российскую инновационную систему в мировую.
  3. Сохраняются проблемы качества образования.
  4. Недостаточно эффективно расходуются средства на научно-исследовательскую работу, не удалось решить проблему старения кадров.
  5. Неэффективными оказались меры по борьбе с коррупцией, таможенному регулированию.
  6. Низкий спрос на инновации в российской экономике, избыточная закупка импортного оборудования в ущерб собственным разработкам. Скромно выглядят российские компании на мировом рынке, хотя за последние 10 лет созданы сотни объектов инновационной инфраструктуры в России.

Проблемы инновационного развития России не оставили равнодушными участников обсуждения данной программы и простых граждан. Опубликованная в средствах массовой информации стратегия вызвала определенный резонанс.

Критические замечания, высказанные в ходе дискуссии:

  1. В числе приоритетных областей экономики стратегия ориентируется на развитие образования, медицину и информационные технологии. В действительности же экономика базируется на машиностроении, производстве материалов нового поколения, на высокотехнологичных энергетических потенциалах, а не на развитии сервисных отраслей.
  2. Неверно и то, что высокий уровень конкуренции создает спрос на инновации. Более эффективными формами хозяйствования являются кооперация и взаимопомощь, а не соперничество. Предлагается ввести конкурентоспособную оплату труда учителям, врачам, работникам культуры. Задачи системы образования заключаются в другом: в восстановлении самоуважения и престижа, социального статуса и государственной аттестации педагогов.
  3. Предлагается отказаться от регулирования рынка труда, не завозить в Россию рабочих-иммигрантов. При существующей безработице в некоторых регионах страны это не рентабельно.
  4. Подлежит критике тезис о сокращении числа госслужащих и реформировании пенсионной системы путем повышения минимального стажа с 5 до 20 лет, пенсионного возраста – до 63 лет мужчинам и женщинам.

Минэкономразвития России создало отдел пресс-службы, который принимает предложения и отвечает на вопросы граждан, касающиеся проблемы инновационного развития России. Задачи пресс-службы – анализировать ход реализации государственной программы. На обсуждении был выставлен отчет министра экономического развития М. Орешкина «Итоги деятельности Минэкономразвития в 2017 и задачи на новый 2018 год».

В апреле нынешнего года обсуждены проблемы проектного управления, внесен в Госдуму на рассмотрение законопроект о поддержке малого бизнеса. Максим Орешкин проводит лично прием граждан по всем возникающим вопросам, принимает во внимание конструктивные идеи.

Подписан Указ о Стратегии научно-технологического развития России

Президент подписал Указ «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации».

Смотрите также

Статус материала

Опубликован в разделе: Документы

Дата публикации: 1 декабря 2016 года, 12:10

Официальные сетевые ресурсы

Президента России

Official Internet Resources

of the President of Russia

Администрация Президента России
2019 год

Владимир Путин в послании Федеральному собранию сообщил о подписании 1 декабря указа о Стратегии научно-технологического развития. В подготовке документа с 2015 года принимали участие эксперты ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, в частности в формате организации рабочих групп и экспертных дискуссий.

Фрагмент стенограммы послания Федеральному собранию с упоминанием положений Стратегии:

«Уважаемые коллеги! Для выхода на новый уровень развития экономики, социальных отраслей нам нужны собственные передовые разработки и научные решения. Необходимо сосредоточиться на направлениях, где накапливается мощный технологический потенциал будущего, а это цифровые, другие, так называемые сквозные технологии, которые сегодня определяют облик всех сфер жизни. Страны, которые смогут их генерировать, будут иметь долгосрочное преимущество, возможность получать громадную технологическую ренту. Те, кто этого не сделает, окажутся в зависимом, уязвимом положении. Сквозные — это те, которые применяются во всех отраслях: это цифровые, квантовые, робототехника, нейротехнологии и так далее.

Нужно также учитывать, что в цифровых технологиях, например, кроются и риски, конечно. Необходимо укреплять защиту от киберугроз, должна быть значительно повышена устойчивость всех элементов инфраструктуры, финансовой системы, государственного управления.

Предлагаю запустить масштабную системную программу развития экономики нового технологического поколения, так называемой цифровой экономики. В её реализации будем опираться именно на российские компании, научные, исследовательские и инжиниринговые центры страны.

Это вопрос национальной безопасности и технологической независимости России, в полном смысле этого слова — нашего будущего. Надо провести инвентаризацию и снять все административные, правовые, любые другие барьеры, которые мешают бизнесу выходить как на существующие, так и на формирующиеся высокотехнологичные рынки; обеспечить такие проекты финансовыми ресурсами, в том числе нацелить на эти задачи работу обновлённого ВЭБа («Банка развития»).

Нам потребуются квалифицированные кадры, инженеры, рабочие, готовые выполнять задачи нового уровня. Поэтому совместно с бизнесом выстраиваем современную систему среднего профессионального образования, организуем подготовку преподавателей колледжей и техникумов на основе передовых международных стандартов.

Будем увеличивать число бюджетных мест по инженерным дисциплинам, по ИТ-специальностям, другим ключевым направлениям, которые определяют развитие экономики. В следующем году на базе ведущих вузов, в том числе региональных, будут созданы центры компетенции, они призваны обеспечить интеллектуальную, кадровую поддержку проектам, связанным с формированием новых отраслей и рынков.

Мощным фактором накопления научных и технологических заделов, необходимых для экономического роста, для социального развития, должна служить и фундаментальная наука. Перед ней стоит двоякая задача: оценить, спрогнозировать тенденции будущего и предложить оптимальные решения для ответа на вызовы, с которыми мы столкнёмся.

А в научной сфере, как и везде, будем развивать конкуренцию, поддерживать сильных, способных дать практический результат. Это необходимо учитывать и Российской академии наук, всем научным организациям. Продолжим формирование исследовательской инфраструктуры, которая позволит решать масштабные научные задачи.

В рамках программы мегагрантов уже создано более 200 лабораторий, без всякого преувеличения — мирового уровня; их возглавляют учёные, определяющие тенденции глобального научного развития (кстати говоря, многие из них наши соотечественники, ранее уехавшие за рубеж).

Недавно я встречался с группой таких исследователей. Уже сейчас большую часть своего времени многие из них работают в российских лабораториях, работают успешно, с удовольствием. И они видят, что сегодня в России ставятся интересные научные задачи, создаётся хорошая исследовательская база и материальные условия на достойном уровне.

Но, конечно, люди вправе и должны понимать, что у них есть горизонт работы и горизонт планирования, в этой связи предлагаю обеспечить долгосрочное финансирование эффективных исследовательских проектов, в том числе за счёт ресурсов Российского научного фонда.

При этом принципиально важно поддержать наших российских талантливых молодых учёных — их много, — чтобы они создавали в России свои исследовательские команды, лаборатории. Для них будет запущена специальная линейка грантов, рассчитанных на период до семи лет. На эти цели, а также на развитие научной инфраструктуры, открытие новых лабораторий только в 2017 году к уже заявленным ресурсам на науку будет выделено дополнительно 3,5 миллиарда рублей.

И конечно, деятельность научных центров должна быть тесно интегрирована с системой образования, экономикой, высокотехнологичными компаниями. Нам нужно превратить исследовательские заделы в успешные коммерческие продукты, этим, кстати говоря, мы всегда страдали: от разработок до внедрения огромное время проходит, да и вообще иногда… Это касается не только нашего времени, и даже не советского, а ещё в Российской империи всё было то же самое. Нужно эту тенденцию переломить — мы можем это сделать. Для решения этой задачи два года назад мы запустили Национальную технологическую инициативу, она призвана обеспечить лидерские позиции российских компаний и продукции на наиболее перспективных рынках будущего.

Уважаемые коллеги! Всё, о чём я сейчас говорил, все эти приоритеты заложены в Стратегию научно-технологического развития России. Указ о её утверждении подписан.»

Читайте так же:  Сзв стаж код при восстановлении на работе

Президент дал поручение разработать Стратегию научно-технологического развития России на долгосрочный период во время очередного заседания Совета по науке и образованию, состоявшегося 24 июня 2015 года.

Как сообщает официальный сайт Стратегии, над созданием документа трудились более трех тысяч экспертов, среди которых ученые, представляющие разные отрасли науки и ведущие научные организации страны, а также представители промышленных предприятий, высокотехнологичных инновационных компаний.

Видео (кликните для воспроизведения).

Для обсуждения различных аспектов развития науки, технологии и инноваций в РФ на площадке НИУ ВШЭ в течение 2015–2016 гг. прошли пять конференций, результаты которых учтены при разработке Стратегии:

Также в рамках подготовки Стратегии при организационно-методологической поддержке НИУ ВШЭ были созданы 10 тематических рабочих групп. Итоги их деятельности получили отражение в аналитических докладах, которые также были использованы при подготовке текста Стратегии:

Указ президента о стратегии научно технологического развития в 2020 году
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here