Улучшение и оздоровление условий труда

Самая важная информация по теме: "Улучшение и оздоровление условий труда" с выводами от профессионалов. В случае возникновения вопросов и при необходимости актуализации данных вы можете обратиться к дежурному юристу.

СОУТ — 2019: перечень мероприятий по улучшению условий труда

Тезисы
1. Комиссия компании и сторонние эксперты — только совместная работа
2. Как определить содержание мероприятия
3. Пример установления вредных условий труда по производственному фактору «шум»

Перечень рекомендуемых мероприятий по улучшению условий труда работников (далее — Перечень), на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда (далее — СОУТ), в силу нормы пункта 8 части 1 статьи 15 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ (далее — Закон № 426-ФЗ), является одной из обязательных составляющих отчета о проведении СОУТ. Форма Перечня установлена приложением № 3 (приложение) к приказу Минтруда России «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению» от 24 января 2014 года № 33н (далее — Методика № 33н).

Приложение 1

Форма Перечня рекомендуемых мероприятий по улучшению условий труда работников

Наименование структурного подразделения, рабочего места

Наименование мероприятия

Цель мероприятия

Срок выполнения

Структурные подразделения, привлекаемые для выполнения мероприятия

Отметка о выполнении

Дата составления:
Председатель комиссии по проведению специальной оценки условий труда

Члены комиссии по проведению специальной оценки условий труда:

Эксперт(-ы) организации, проводившей специальную оценку условий труда:

(N в реестре экспертов)

(N в реестре экспертов)

Перечень как один из документов отчета составляется экспертной организацией (в терминах Закона № 426-ФЗ — «организацией, проводящей специальную оценку условий труда»), согласно части 1 статьи 15 Закона № 426-ФЗ.

Сегодня действующее законодательство по СОУТ не содержит конкретных указаний по порядку составления Перечня. Тем не менее, учитывая, что форма Перечня содержит графы, которые могут быть заполнены только ответственными лицами работодателя, а не экспертной организацией (графы 4, 5, 6 таблицы, приложение 1), а также то, что Перечень подписывается в том числе и членами комиссии работодателя по проведению СОУТ, представляется совершенно очевидной необходимость совместной работы комиссии и сотрудников экспертной организации по составлению Перечня. Однако практика проведения СОУТ, накопленная с момента вступления в действие Закона № 426-ФЗ (с 01.01.2014), свидетельствует, что такая совместная работа фактически не производится.

Это обусловлено, во-первых, тем, что ни Закон № 426-ФЗ, ни Методика № 33н не определяют механизмов взаимодействия экспертной организации и комиссии в ходе проведения СОУТ.

Указание на необходимость регламентирования работы комиссии локальным актом работодателя содержится в части 2 статьи 9 Закона № 426-ФЗ, однако данное положение носит, скорее, декларативный характер. По крайней мере, с 2014 года автору крайне редко попадались разработанные, утвержденные и, главное, «рабочие» локальные документы, содержащие соответствующие положения по организации работы комиссии.

Во-вторых, ни Закон № 426-ФЗ, ни Методика № 33н не устанавливают необходимости обучения членов и председателя комиссии по вопросам организации, проведения и оформления результатов СОУТ, как это было предусмотрено ранее, при аттестации рабочих мест по условиям труда. В свою очередь, данное обстоятельство практически полностью исключает возможность участия в непосредственной работе по СОУТ в целом (а не только в составлении Перечня), в том числе и совместно с экспертной организацией, членов и председателя комиссии. В итоге эта работа сводится к простому подписанию и утверждению документации, самостоятельно (или при некоторой помощи специалиста по охране труда, также входящего в состав комиссии) составляемой экспертной организацией в рамках исполнения заключённого с работодателем договора.

Указанные обстоятельства применительно к рассматриваемым в настоящей статье вопросам приводят к тому, что экспертные организации при оформлении отчета о проведении СОУТ, составляя таблицу Перечня, заполняют только графы 1, 2 и 3 (см. приложение 1) и передают ее для подписи членам и председателю комиссии. При этом пустыми остаются графы 4, 5 и 6, видимо, подразумевается возможность их последующего заполнения вручную комиссией, что противоречит указаниям части 1 статьи 15 Закона № 426-ФЗ и представляет собой потенциальный риск привлечения экспертной организации и работодателя к административной ответственности, предусмотренной статьями 14.54 и 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).

Следует также отметить, что действующим законодательством в сфере СОУТ не предусмотрена необходимость издания работодателем локального нормативного акта, утверждающего результаты проведенной СОУТ и устанавливающего механизмы их реализации, в том числе и реализации мероприятий, указанных в Перечне (при проведении аттестации рабочих мест такая обязанность предусматривалась).

При этом очевидно, что, помимо прочего, заполнение граф 4, 5 и 6 таблицы Перечня может быть произведено только после составления и утверждения упомянутого локального акта, в то время как, следуя логике, данный акт может быть (в отсутствие установленной обязанности — только при желании работодателя) издан только после составления отчета о проведении СОУТ в полном объеме, в том числе и при заполнении граф 4, 5 и 6 Перечня.

К сожалению, это только одно из многочисленных логических противоречий действующего законодательства о СОУТ, которое практически с момента вступления в силу требует уточнения и пересмотра.

Впрочем, указанные риски привлечения экспертной организации и работодателя к административной ответственности за нарушение требований порядка проведения СОУТ в части составления Перечня рекомендуемых мероприятий носят в значительной степени гипотетический характер. В первую очередь это обусловлено массовостью данных нарушений.

Читайте так же:  Основные направления деятельности полиции курсовая работа

Вероятно, указанные риски могут быть реализованы только в случае, когда органами контроля и надзора при проверке не будут отмечены какие-либо иные нарушения в процедурах и отчетных документах по итогам СОУТ, что в условиях несовершенства законодательства о СОУТ маловероятно.

Основной графой Перечня является графа «Наименование мероприятия», содержащая конкретные мероприятия, рекомендуемые по итогам проведения СОУТ на том или ином рабочем месте.

Практика показывает, что, определяя их номенклатуру, экспертная организация исходит из необходимости указания в Перечне (а также в строке 050 карты СОУТ) мероприятий, соответствующих производственным факторам, по которым установлены вредные и (или) опасные классы условий труда, и направленных на их устранение либо минимизацию последствий их воздействия на работников.

Содержание мероприятия определяется экспертной организацией применительно к конкретным условиям данного рабочего места — технологические процессы, оборудование, инструменты, приспособления, материалы, сырье, расположение рабочего места и др. Кроме того, мероприятие должно исходить из реальных возможностей работодателя по выполнению соответствующих рекомендаций, каковые возможности, в свою очередь, определяются на основе тщательного изучения существующих технологических процессов, а в необходимых случаях — и по итогам консультаций с ответственными лицами работодателя, в том числе и членами комиссии. При этом для повышения релевантности предлагаемых мероприятий фактическим условиям производства можно, например, рекомендовать использование успешно применяющейся в процедурах риск-анализа градации способов контроля рисков в соответствии с иерархией эффективности применяющихся методов (таблица 1).

Таблица 1

Способы контроля рисков согласно иерархии эффективности

Ликвидация опасности

Модификация конструкции / Механизация и автоматизация процессов / Выключение (исключение) процесса, материала

Замена

Замена опасного процесса, материала на менее опасный / Снижение последствий

Технические средства контроля

Вентиляция / Ограждения / Блокировка / Защита

Организационные мероприятия

Знаки / Маркировка / Обучение / Процедуры

Средства индивидуальной защиты (СИЗ)

Применение СИЗ (в крайнем случае, как временная, аварийная мера)

В качестве примера рассмотрим, реальный случай установления вредных условий труда 3-й степени (класс условий труда 3.3) по производственному фактору «шум (эквивалентный уровень звука)» в отношении рабочего места кузнеца на молотах и прессах.

С полной версией статьи читатель может познакомиться в журнале «Охрана труда и пожарная безопасность» №3 (март), 2019

Автор: Роман Владимирович Ушаков, заместитель генерального директора по научно-методической работе, руководитель службы технического контроля департамента охраны труда EcoStandard group

Источник: http://otpb.com.ru/news/sout-2019-perechen-meropriyatiy-po-uluchsheniyu-usloviy-truda

Улучшение и оздоровление условий труда

Наименование должности Наименование должности

руководителя профсоюзного либо иного работодателя

уполномоченного работниками органа

_____________ ___________________ ___________ ____________

(подпись) (фамилия, инициалы) (подпись) (фамилия, инициалы)

Дата согласования Дата утверждения

Реквизиты документа, выражающего мнение

профсоюзного или иного уполномоченного работниками органа

ПЛАН ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ

(ПОЛОЖЕНИЕ О ПЛАНИРОВАНИИ МЕРОПРИЯТИЙ) ПО УЛУЧШЕНИЮ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА

(наименование организации, учреждения)

г. _________________________________ 2015 г.

1. Положение разработано на основе приказа Минздравсоцразвития России от 01.03.2012 N 181н “Об утверждении Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков“.

2. Цель планирования в системе управления охраной труда в (наименование организации) разработка комплекса мероприятий, направленных на обеспечение охраны труда.

3. Мероприятия по охране труда проводить в соответствии с Планом организационно-технических мероприятий по улучшению условий и охраны труда (Приложение).

4. Долгосрочное планирование охраны труда должно основывается на результатах специальной оценки условий труда, а также оценки профессиональных рисков, материалов расследования несчастных случаев, проверок состояния охраны труда и др.

Указанные мероприятия позволяют выявить рабочие места с опасными условиями и подготовить План мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда на этих работах.

5. Мероприятия по обеспечению допуска работников к выполнению работ в условиях действия опасных и вредных производственных факторов должны обеспечивать проведение профессионального отбора работников, проведение их профессиональной подготовки и обучения по охране труда с последующей стажировкой и проверкой знаний требований охраны труда.

6. Мероприятия по повышению качества подготовки безопасности рабочих мест должны способствовать:

обеспечению своевременной и качественной подготовки решений по охране труда в ППР;

обеспечение своевременной подготовки рабочих мест к производству работ.

7. Мероприятия по модернизации технических средств обеспечения безопасности рабочих мест должны обеспечить соответствие этих средств условиям работ.

Для указанных мероприятий необходимо предусмотреть обеспечение рабочих мест защитными ограждениями, а также средствами подмащивания, а также техническое обслуживание и ремонт этих средств.

8. Мероприятия по совершенствованию обеспечения работников спецодеждой, спецобувью и другими СИЗ направлены на совершенствование отраслевых типовых норм выдачи на основе заключенного коллективного договора.

9. Предложения для раздела готовятся комитетом по охране труда.

Специалист по охране труда

(подпись) (фамилия, инициалы)

«_______» ________ ______ г.

Наименование должности Наименование должности

руководителя профсоюзного либо иного работодателя

уполномоченного работниками органа

_____________ ___________________ ___________ ____________

(подпись) (фамилия, инициалы) (подпись) (фамилия, инициалы)

Дата согласования Дата утверждения

Реквизиты документа, выражающего мнение

профсоюзного или иного уполномоченного работниками органа

ПЛАН ОРГАНИЗАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО УЛУЧШЕНИЮ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА

Источник: http://www.xn--l1aekcs.xn--p1ai/publikacii/article_raznoe/article_sout_45

Мероприятия по улучшению условий труда

Об утверждении Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков. Приказ зарегистрирован в Минюсте 19 марта 2012, № 23513.

В соответствии со статьей 226 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч. I), ст. 3; 2006, N 27, ст. 2878; 2011, N 30 (ч. I), ст. 4586) и подпунктом 5.2.65(6) Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 321 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2898; 2011, N 47, ст. 6659), приказываю:

Читайте так же:  Право поступления на государственную гражданскую службу имеют в 2020 году

Утвердить Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению профессиональных рисков согласно приложению.

Приложение
к приказу
Минздравсоцразвития России
от 1 марта 2012 г. N 181н

ТИПОВОЙ ПЕРЕЧЕНЬ
ЕЖЕГОДНО РЕАЛИЗУЕМЫХ РАБОТОДАТЕЛЕМ МЕРОПРИЯТИЙ ПО УЛУЧШЕНИЮ
УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА И СНИЖЕНИЮ УРОВНЕЙ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ РИСКОВ

Приказ Минздравсоцразвития России №181н от 1 марта 2012 “Об утверждении Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков” (зарегистрирован в Минюсте 19 марта 2012, № 23513).

Статья 226. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда

  • Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
    (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
  • Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда может осуществляться также за счет добровольных взносов организаций и физических лиц.
    (часть вторая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
  • Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем за счет указанных средств мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
    (в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 18.07.2011 N 238-ФЗ)
  • В отраслях экономики, субъектах Российской Федерации, на территориях, а также у работодателей могут создаваться фонды охраны труда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.


Источник: http://blogkadrovika.ru/prikaz-minzdravsocrazvitiya-rossii-181n-ot-1-marta-2012/

Приложение. Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков

Приложение
к приказу Министерства здравоохранения
и социального развития РФ
от 1 марта 2012 г. N 181н

Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков*(1)

С изменениями и дополнениями от:

20 февраля, 16 июня 2014 г.

Информация об изменениях:

Видео (кликните для воспроизведения).

Приказом Минтруда России от 20 февраля 2014 г. N 103н пункт 1 изложен в новой редакции

1. Проведение специальной оценки условий труда, оценки уровней профессиональных рисков.

Информация об изменениях:

Приказом Минтруда России от 20 февраля 2014 г. N 103н в пункт 2 внесены изменения

2. Реализация мероприятий по улучшению условий труда, в том числе разработанных по результатам проведения специальной оценки условий труда, и оценки уровней профессиональных рисков.

3. Внедрение систем (устройств) автоматического и дистанционного управления и регулирования производственным оборудованием, технологическими процессами, подъемными и транспортными устройствами.

4. Приобретение и монтаж средств сигнализации о нарушении нормального функционирования производственного оборудования, средств аварийной остановки, а также устройств, позволяющих исключить возникновение опасных ситуаций при полном или частичном прекращении энергоснабжения и последующем его восстановлении.

5. Устройство ограждений элементов производственного оборудования от воздействия движущихся частей, а также разлетающихся предметов, включая наличие фиксаторов, блокировок, герметизирующих и других элементов.

6. Устройство новых и (или) модернизация имеющихся средств коллективной защиты работников от воздействия опасных и вредных производственных факторов.

7. Нанесение на производственное оборудование, органы управления и контроля, элементы конструкций, коммуникаций и на другие объекты сигнальных цветов и знаков безопасности.

8. Внедрение систем автоматического контроля уровней опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах.

9. Внедрение и (или) модернизация технических устройств, обеспечивающих защиту работников от поражения электрическим током.

10. Установка предохранительных, защитных и сигнализирующих устройств (приспособлений) в целях обеспечения безопасной эксплуатации и аварийной защиты паровых, водяных, газовых, кислотных, щелочных, расплавных и других производственных коммуникаций, оборудования и сооружений.

11. Механизация и автоматизация технологических операций (процессов), связанных с хранением, перемещением (транспортированием), заполнением и опорожнением передвижных и стационарных резервуаров (сосудов) с ядовитыми, агрессивными, легковоспламеняющимися и горючими жидкостями, используемыми в производстве.

12. Механизация работ при складировании и транспортировании сырья, оптовой продукции и отходов производства.

13. Механизация уборки производственных помещений, своевременное удаление и обезвреживание отходов производства, являющихся источниками опасных и вредных производственных факторов, очистки воздуховодов и вентиляционных установок, осветительной арматуры, окон, фрамуг, световых фонарей.

14. Модернизация оборудования (его реконструкция, замена), а также технологических процессов на рабочих местах с целью снижения до допустимых уровней содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны, механических колебаний (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук) и излучений (ионизирующего, электромагнитного, лазерного, ультрафиолетового).

15. Устройство новых и реконструкция имеющихся отопительных и вентиляционных систем в производственных и бытовых помещениях, тепловых и воздушных завес, аспирационных и пылегазоулавливающих установок, установок кондиционирования воздуха с целью обеспечения нормального теплового режима и микроклимата, чистоты воздушной среды в рабочей и обслуживаемых зонах помещений.

Читайте так же:  Право законодательной инициативы конституционного суда рф в 2020 году

16. Приведение уровней естественного и искусственного освещения на рабочих местах, в бытовых помещениях, местах прохода работников в соответствии с действующими нормами.

17. Устройство новых и (или) реконструкция имеющихся мест организованного отдыха, помещений и комнат релаксации, психологической разгрузки, мест обогрева работников, а также укрытий от солнечных лучей и атмосферных осадков при работах на открытом воздухе; расширение, реконструкция и оснащение санитарно-бытовых помещений.

18. Приобретение и монтаж установок (автоматов) для обеспечения работников питьевой водой.

19. Обеспечение в установленном порядке*(3) работников, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, производимых в особых температурных и климатических условиях или связанных с загрязнением, специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами.

20. Обеспечение хранения средств индивидуальной защиты (далее — СИЗ), а также ухода за ними (своевременная химчистка, стирка, дегазация, дезактивация, дезинфекция, обезвреживание, обеспыливание, сушка), проведение ремонта и замена СИЗ.

21. Приобретение стендов, тренажеров, наглядных материалов, научно-технической литературы для проведения инструктажей по охране труда, обучения безопасным приемам и методам выполнения работ, оснащение кабинетов (учебных классов) по охране труда компьютерами, теле-, видео-, аудиоаппаратурой, лицензионными обучающими и тестирующими программами, проведение выставок, конкурсов и смотров по охране труда.

22. Организация в установленном порядке*(4) обучения, инструктажа, проверки знаний по охране труда работников.

23. Организация обучения работников оказанию первой помощи пострадавшим на производстве.

24. Обучение лиц, ответственных за эксплуатацию опасных производственных объектов.

25. Проведение в установленном порядке*(5) обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований).

26. Оборудование по установленным нормам помещения для оказания медицинской помощи и (или) создание санитарных постов с аптечками, укомплектованными набором лекарственных средств и препаратов для оказания первой помощи.

27. Устройство тротуаров, переходов, тоннелей, галерей на территории организации в целях обеспечения безопасности работников.

28. Организация и проведение производственного контроля в порядке, установленном действующим законодательством.

29. Издание (тиражирование) инструкций по охране труда.

30. Перепланировка размещения производственного оборудования, организация рабочих мест с целью обеспечения безопасности работников.

31. Проектирование и обустройство учебно-тренировочных полигонов для отработки работниками практических навыков безопасного производства работ, в том числе на опасных производственных объектах.

Информация об изменениях:

Приказом Минтруда России от 16 июня 2014 г. N 375н приложение дополнено пунктом 32

32. Реализация мероприятий, направленных на развитие физической культуры и спорта в трудовых коллективах, в том числе:

компенсация работникам оплаты занятий спортом в клубах и секциях;

организация и проведение физкультурных и спортивных мероприятий, в том числе мероприятий по внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО), включая оплату труда методистов и тренеров, привлекаемых к выполнению указанных мероприятий;

организация и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий (производственной гимнастики, лечебной физической культуры (далее — ЛФК) с работниками, которым по рекомендации лечащего врача и на основании результатов медицинских осмотров показаны занятия ЛФК), включая оплату труда методистов, тренеров, врачей-специалистов, привлекаемых к выполнению указанных мероприятий;

приобретение, содержание и обновление спортивного инвентаря;

устройство новых и (или) реконструкция имеющихся помещений и площадок для занятий спортом;

создание и развитие физкультурно-спортивных клубов, организованных в целях массового привлечения граждан к занятиям физической культурой и спортом по месту работы.

*(1) Конкретный перечень мероприятий по улучшению, условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков определяется работодателем исходя из специфики его деятельности.

Информация об изменениях:

*(3) Межотраслевые правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденные приказом Минздравсоцразвития России от 1 июня 2009 г. N 290н (зарегистрировано Минюстом России 10 сентября 2009 г. N 14742), с изменениями, внесенными приказом Минздравсоцразвития России от 27 января 2010 г. N 28н (зарегистрировано Минюстом России 1 марта 2010 г. N 16530).

*(4) Постановление Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. N 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» (зарегистрировано Минюстом России 12 февраля 2003 г. N 4209).

*(5) Приказ Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. N 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» (зарегистрировано Минюстом России 21 октября 2011 г. N 22111).

Источник: http://base.garant.ru/70150478/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/

Улучшение и оздоровление условий труда

Местная религиозная организация Церковь христиан веры евангельской «N» г. Энск

Утверждено:

пастор церкви

_____________ П.П. Петров

«31» декабря 2014 г.

План мероприятий

по улучшению и оздоровлению условий труда в организации на 2015 г.

Наименование рабочего места Наименование мероприятия Назначение мероприятия Источник финансирования Ответственный за исполнение Срок выполнения Отметка о выполнении
Церковь Приобретение необходимого минимума медикаментов Мероприятие, направленное на оздоровление условий труда работников Собственные средства Сидорова С.С., Юрисконсульт 31.12.2015 г.
Церковь Организация обучения оказанию первой помощи пострадавшим Мероприятие, направленное на профилактику и подготовку персонала в случаи необходимости оказания первой помощи пострадавшему Собственные средства Сидорова С.С., Юрисконсульт 31.12.2015 г.
Церковь Приобретение кресел операторов ПК для секретарей Мероприятие, направленное на оздоровление, улучшение условий труда работников Собственные средства Сидорова С.С., Юрисконсульт 31.12.2015 г.

Юрисконсульт ______________________ С.С. Сидорова «31» декабря 2014 г.

Источник: http://hve.ru/resources/articles/382-yuridicheskaya-sluzhba/okhrana-truda/plan-meropriyatij-po-uluchsheniyu-i-ozdorovleniyu-uslovij-truda

Инструкция: готовим план по улучшению условий и охраны труда

Для чего нужна программа

Руководитель предприятия или организации обязан создавать оптимальную и безопасную производственную среду (ст. 163 Трудового кодекса РФ). План мероприятий по охране труда на 2020 год — обязательный нормативный документ для любой организации, если затраты на охрану труда значительны и есть намерение возместить их в ФСС. Наличие документа позволит уменьшить страховые взносы на производственный травматизм в ФСС. Уменьшение возможно на сумму финансирования мер по улучшению условий и сокращению несчастных случаев на производстве.

Читайте так же:  Проверить кадастровую стоимость земли по кадастровому номеру в 2020 году

Ежегодно до 1 августа компания может подать заявление в ФСС в произвольной форме. Порядок возмещения затрат на улучшение условий работы регламентируется Правилами финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными или опасными производственными факторами (приложение к Приказу Министерства труда и соцзащиты РФ от 10.12.2012 № 580н). Программа по улучшению условий труда на текущий год будет основным документом для возврата взносов на травматизм за прошлый год. Вернуть можно до 20 % фактически перечисленных средств. Перечень дополнительных документов определяется тем же Приказом в зависимости от мероприятий, затраты на которые будут компенсированы.

Какие НПА устанавливают требования

Разработка плана улучшений условий труда регламентируется следующими законами и нормативными актами:

  1. Трудовой кодекс РФ, Федеральный закон № 197-ФЗ от 30.12.2001 (ст. 212, 226).
  2. Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда — ГОСТ 12.0.230.1-2015 (описывает систему управления охраной труда, планирование и профилактику).
  3. Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению профессиональных рисков, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.03.2012 № 181н (содержит перечень мероприятий, которые могут быть включены в план по улучшению условий работы).

В ст. 226 ТК РФ говорится, что производственное предприятие должно тратить не менее 0,2 % производственных расходов на улучшение условий и охрану труда. Перечень мероприятий утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ № 181н от 01.03.2012. Локальный годовой план мероприятий и определяет, на что будут потрачены средства. Формируется этот плановый документ ежегодно (или раз в два-три года). Порядок его разработки и утверждения вносится в положение об охране труда.

Хорошие и безопасные условия обеспечиваются:

  • рациональным распределением нагрузки между работником и оборудованием;
  • использованием разумных норм работы и отдыха;
  • улучшением технологических процессов и оборудования;
  • подбором профессиональных кадров.

Какие мероприятия по улучшению условий могут быть

Перечень мероприятий по улучшению условий труда закреплен в Приказе № 181н. Перечислим некоторые:

  • специальная оценка рабочих условий;
  • модернизация оборудования;
  • монтаж защиты оборудования от внешних факторов;
  • совершенствование систем сигнализации и оповещения;
  • обеспечение работников специальными средствами защиты от негативных факторов (спецодежда должна быть изготовлена в России и из российских материалов);
  • обучение охране труда (речь идет об опасных производственных объектах и обязательном обучении сотрудников в соответствии подпунктом «в», п. 3 Правил, утв. Приказом № 580н);
  • нормативное освещение рабочих мест;
  • оснащение пунктами первой медицинской помощи;
  • устройство зон для отдыха;
  • установка автоматов с питьевой водой;
  • проведение обязательных профилактических медосмотров.

Приведенный список не является исчерпывающим. Полный перечень улучшений можно посмотреть в Приказе. Он носит рекомендательный характер и предлагает классификацию по группам:

  • организационные;
  • санитарные;
  • технические;
  • общие;
  • частные;
  • индивидуальные.

Как составить план мероприятий

Разработка плана по улучшению условий работы состоит из нескольких этапов:

  • создается рабочая группа, которая будет заниматься формированием перечня направлений совершенствования условий и охраны труда;
  • издается специальный приказ, регламентирующий выполнение работы и определяющий ответственных лиц;
  • разрабатывается проект плана мероприятий по улучшению ОТ;
  • проект плана проходит согласование;
  • принятие и утверждение готовой программы и сметы на ее выполнение.

Важной частью подготовки плана мероприятий по улучшению ОТ на следующий год будет грамотно сформированная смета расходов. Затрачиваемая сумма будет зависеть от:

  • вида деятельности организации;
  • необходимости проводить оценку рабочих мест;
  • наличия предписаний контролирующих органов;
  • проводимых модернизационных мероприятий.

Сформированной рабочей группе для определения необходимых мероприятий и оптимизации их перечня необходимо:

  • провести анализ выполненных мероприятий за предыдущий год и проанализировать расходы;
  • составить план процедур;
  • подготовить смету расходов;
  • согласовать и утвердить смету с соответствующими подразделениями предприятия.

Перед началом планирования следует провести более детальный анализ:

  • расходов на ОТ и на производство продукции, услуг;
  • карт спецоценки условий работы;
  • раздела 8 актов о расследовании несчастных случаев — «Мероприятия по устранению причин несчастного случая»;
  • имеющихся предписаний надзорных органов;
  • имеющихся договоров на закупку средств защиты, проведение медосмотров, обучение работников, специальную оценку рабочих условий.

Анализ позволит оценить предстоящие расходы и вероятные сверхплановые потребности. Их нужно учесть в смете.

Кто разрабатывает план

На каждом предприятии в соответствии с законодательством существуют ответственные за ОТ. Чем больше предприятие, тем сложнее служба ОТ. Специальное подразделение, в соответствии с ст. 217 ТК РФ, создается, если количество работающих превышает 50 человек.

В процесс управления охраной труда и промышленной безопасностью на предприятии вовлечены абсолютно все руководители и специалисты организации. Выделяют три уровня управления системой:

  • высшее звено — руководитель и его заместители, главный инженер, главные специалисты;
  • среднее — руководители структурных подразделений, механики и технологи;
  • младшее — прорабы, мастера, бригадиры.

Рабочая группа, которая будет разрабатывать программу по улучшению рабочих условий, формируется из их числа. Состав утверждается руководителем и фиксируется в приказе.

Соблюдение утвержденного плана будет под контролем государственных органов, профсоюзов, сторон коллективного договора, непосредственно службы охраны труда.

Требования к плану

Приказ Минздравсоцразвития № 181н предлагает типовую форму. При разработке проекта по улучшению условий труда на предприятии следует руководствоваться принятой в организации системой планирования. Структура плана должна учитывать требования статьи 226 ТК РФ и содержать информацию о финансировании запланированных направлений.

Читайте так же:  Права и обязанности супругов личные неимущественные отношения в 2020 году

Он должен включать в себя информацию об ответственных за его реализацию лицах. Как правило, ими будут руководители подразделений и специалисты, перечисленные в качестве ответственных лиц в Положении об ОТ.

Важной частью плана улучшения условий труда являются сроки его реализации в целом и отдельных его мероприятий в частности.

Как утвердить план

Подготовленный и оформленный проект проходит согласование всех заинтересованных подразделений на предприятии. Затем оформляется акт при участии профсоюзной организации. Этот этап не обязателен, но на крупных предприятиях присутствует.

Детально обсуждаются мероприятия и предстоящие затраты на улучшения. Вносятся необходимые изменения.

План мероприятий может быть оформлен как раздел коллективного соглашения или договора. В него вносятся все ответственные за его исполнение. План оформляется в итоговый документ, подписывается руководителем. Затем идет утверждение приказом по предприятию.

Источник: http://gosuchetnik.ru/shablony-i-formy/instruktsiya-gotovim-plan-po-uluchsheniyu-usloviy-i-okhrany-truda

План мероприятий по охране труда — образец 2020

Охрана труда и безопасность сотрудников является ключевой задачей работодателя. При этом важно не только оснастить рабочие места техническими средствами и индивидуальными средствами защиты, но и уделить внимание уровню квалификации персонала. Для этого в 2019 году составляется и утверждается план мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

Результатом выполнения плана является оценка результатов деятельности в сфере охраны труда. Ее проводят для уточнения текущего состояния работ в этой области, их эффективности, а также применения новых методов.

Кто устанавливает перечень мероприятий по охране труда в организации?

Опираясь на нормы статьи 217 Трудового кодекса, работодатель обязан выделить службу охраны труда или назначить ответственное за охрану труда лицо. Все они должны иметь соответствующую подготовку, а также опыт работы в этой сфере. Такая обязанность существует у тех организаций, численность работников в которой превышает 50 человек.

Если в штате фирмы менее 50 сотрудников, то такая служба или должность должны создаваться с учетом специфики деятельности организации. Поэтому обязанности специалиста по ОТ может исполнять руководитель или стороннее лицо, привлекаемое работодателем в рамках договора. Это должен быть специалист аккредитованной организации, имеющей право оказывать услуги в области охраны труда.

Формирование группы или назначение специалиста происходит на основании приказа по организации. Эти же люди обязаны разработать план мероприятий по улучшению условий и охране труда, включив туда мероприятия, перечисленные в приказе Министерства здравоохранения и социального развития от 01.03.2012 № 181н. При этом учитывается специфика трудовой деятельности и техническая возможность фирмы все эти мероприятия реализовать.

План составляется на календарный год и утверждается руководителем организации. Это может быть отдельный документ или приложение к коллективному договору.

Основные мероприятия

Полный перечень организационных и технических мер в области охраны труда содержится в приказе 181н. К основным мероприятиям можно отнести:

Как правильно подготовить план мероприятий по охране труда?

План составляется на определенный период, как правило, это календарный год, например 2019. При его формировании учитываются не только мероприятия, которые должны быть проведены, но и уровень финансирования, достаточный для их выполнения в течение текущего года. Заверяется документ приказом по организации.

В ходе составления плана по охране труда проводится анализ случаев на производстве, опираясь на статистику предыдущих периодов, а также берутся во внимание проведенные исследования условий труда в организации, финансовые возможности реализации мероприятий.

При разработке плана следует придерживаться структуры, установленной в ст. 226 ТК и руководствоваться системой планирования, принятой в организации.

C чего начать охрану труда на предприятии в 2020 году

Составление плана мероприятий начинается с составления списка мероприятий и первоочередных мер по охране труда. На основании этих данных происходит планирование соответствующих затрат с использованием статистических методов расчета сумм расходов. Например, применить коэффициент дефлятор.

Обязательно за выполнение каждого пункта плана должно быть назначено конкретное ответственное лицо. При закреплении ответственности и обязанностей по ОТ в нормативных документах следует учитывать эти данные. При установлении сроков выполнения необходимо учитывать следующее:

  • самые дорогостоящие мероприятия лучше включать в I и II кварталы, поскольку до 1 августа происходит возмещение расходов за счет вносов в ФСС;
  • в III и IV квартале произвести мероприятия за счет организации.

Законодательство определяет для работодателя минимальный порог средств, которые он обязан расходовать на охрану труда. Это не менее 0,2 % от эксплуатационных расходов (затрат для производственных предприятий или оказания услуг для организации). Организация обязана представлять отчет о затратах в орган статистики и отражать их в бухгалтерском учете. При плановой проверке инспектор ГИТ все эти данные подвергает сверке.

Как составить смету расходов по охране труда?

Унифицированной формы документа не установлено законодательством, каждая организация вправе самостоятельно разрабатывать его. Основной целью составляемого плана является улучшение производственного климата на рабочем месте, повышение уровня безопасности работы персонала.

Средства, направленные на ОТ, возможно возместить за счет уплаченных взносов в ФСС. Возврату подлежит только 20% взносов на травматизм, которые были уплачены организацией за истекший год. Производится возврат на основании заявления, подаваемого в фонд до 1 августа текущего года, и приложенного к нему плана по охране труда.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://trudtk.ru/ohrana-uslovij-truda/plan-meroprijatij-po-uluchsheniju-uslovij-i-ohrany-truda/

Улучшение и оздоровление условий труда
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here