Унитарное предприятие может быть ликвидировано по решению в 2020 году

Самая важная информация по теме: "Унитарное предприятие может быть ликвидировано по решению в 2020 году" с выводами от профессионалов. В случае возникновения вопросов и при необходимости актуализации данных вы можете обратиться к дежурному юристу.

Содержание

Правительство РФ предлагает перенести с 1 января 2021 года на 1 января 2023 года срок ликвидации или реорганизации существующих ГУПов и МУПов в тех сферах, в которых их создание будет запрещено

Кроме того, поправками предлагается расширить перечень сфер деятельности, на которые не будет распространяться запрет на создание унитарных предприятий

Проектом Федерального закона N 554026-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления запрета на создание и осуществление деятельности унитарных предприятий)», внесенным Правительством РФ, принятым Государственной Думой в первом чтении 11 декабря 2018 г., предполагается установить, что унитарные предприятия могут создаваться:

в случаях, предусмотренных федеральными законами, актами Президента РФ или Правительства РФ;

федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики в области обороны, государственного управления в области обеспечения безопасности РФ, государственной и общественной безопасности, перечень которых устанавливается Правительством РФ, для обеспечения обороны и безопасности РФ и в случае осуществления деятельности в сферах естественных монополий.

В соответствии с предложенными поправками унитарные предприятия также могут быть созданы в целях обеспечения деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке и реализации государственной политики в области обороны, разведывательной деятельности, мобилизационной подготовки и мобилизации в РФ, транспортной безопасности, международных отношений, государственной охраны, внутренних дел, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, в сфере деятельности войск национальной гвардии РФ, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное управление в области обеспечения безопасности РФ, а также федерального органа исполнительной власти, осуществляющего материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности высших органов государственной власти РФ.

Госдума во втором чтении приняла законопроект о ликвидации унитарных предприятий до 2025 года

Фото: Игорь Самохвалов / ПГ

До 1 января 2025 года все государственные и муниципальные унитарные предприятия (ГУПы и МУПы), созданные до вступления в силу соответствующих норм и действующие на конкурентных товарных рынках, будут ликвидированы или реорганизованы. Запрет на создание унитарных предприятий не коснётся случаев, когда оно предусмотрено федеральным законом, актом Президента России или Правительства. Соответствующий законопроект Госдума приняла во втором чтении 12 декабря.

Документ, подготовленный Федеральной антимонопольной службой (ФАС), был принят депутатами в первом чтении в декабре 2018 года. Согласно первой редакции законопроекта, к 1 января 2021 года ГУПы и МУПы, созданные до вступления в силу соответствующих норм и действующие на конкурентных товарных рынках, будут ликвидированы или реорганизованы.

Во время обсуждения инициативы законодатели приняли решение отложить рассмотрение инициативы и провести парламентские слушания по вопросу ликвидации ГУПов и МУПов. Как отметил спикер палаты Вячеслав Володин, депутаты получают много вопросов и звонков из регионов. Кроме того, антикоррупционная экспертиза проекта и другие документы не были представлены в профильный комитет согласно процедуре.

По итогам парламентских слушаний переходный период для ликвидации ГУПов решено продлить до 1 января 2025 года. Также в инициативу были внесены и другие изменения.


Как отметил член Комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Александр Козловский, концепция Правительства, которая предусматривает сокращение количества унитарных предприятий, ко второму чтению сохранена. При этом в результате доработки законопроекта существенно расширен перечень оснований для создания унитарных предприятий.

Так, они могут быть созданы в целях обеспечения жизнедеятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, обеспечения деятельности по развитию культуры, искусства и кинематографии и сохранению культурных ценностей, обеспечения деятельности за пределами территории РФ ряда федеральных органов и другими, перечислил депутат.

Законопроект устанавливает запрет на деятельность унитарных предприятий на товарных рынках, находящихся в состоянии конкуренции (за исключением отмеченных выше случаев), если выручка унитарного предприятия от его деятельности превышает 10% совокупной выручки унитарного предприятия за последний календарный год.

Отмечается, что это ограничение не применяется к унитарным предприятиям, созданным на основании федерального закона, актов Президента РФ или Правительства РФ, и к унитарным предприятиям, осуществляющим деятельность в области обращения с радиоактивными отходами, унитарным предприятиям со статусом федеральной ядерной организации.

По инициативе сенаторов законопроект дополнен нормами, предусматривающими возможность принятия Правительством РФ по мотивированному представлению главы субъекта РФ решения о создании или сохранении унитарного предприятия, если это необходимо для устранения последствий чрезвычайной ситуации либо недопущения угрозы нормальной жизни населения в регионе.

Также читайте о том, какие законы вступают в силу в декабре.

Срок обязательной ликвидации ГУПов и МУПов может быть скорректирован — Жуков

«Завтра предполагалось рассмотреть во втором чтении законопроект о ГУПах и МУПах. Его принято решение отложить пока и рассмотреть 10 декабря», — сказал журналистам первый вице-спикер Александр Жуков.

«Там, вероятно, будут приняты дополнительные важные поправки, которые увеличивают срок переходного периода, скорее всего, до пяти лет», — добавил он.

Соответствующий законопроект был внесен в Госдуму в сентябре 2018 г. и принят в первом чтении в декабре 2018 г. Разработчиком документа является Федеральная антимонопольная служба (ФАС).

Документ согласовывался в парламенте почти год, итоговая компромиссная версия предлагала сдвинуть срок ликвидации с 1 января 2021 г. на 1 января 2023 г. Расширялся перечень компаний, которые не подпадут под реорганизацию. Предлагалось включить в него унитарные предприятия, созданные в целях развития культуры, искусства, обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера, а также предприятия, работающие за пределами территории РФ.

Можно будет создавать новые ФГУПы и МУПы для обеспечения деятельности федеральных органов исполнительной власти, которые работают в сфере обороны, разведывательной деятельности, мобилизационной подготовки, транспортной безопасности, международных отношений, государственной охраны, внутренних дел, гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС, пожарной безопасности и безопасности людей на воде, войск национальной гвардии, а также компании, обеспечивающие материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности высших органов государственной власти РФ.

Читайте так же:  Смягчающие обстоятельства для снижения штрафа налоговой в 2020 году

Государственные и муниципальные унитарные предприятия могут быть ликвидированы или реорганизованы по решению учредителя в срок до 01.01.2021 года

ФАС России разработан проект федерального закона № 554026-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления запрета на создание и осуществление деятельности унитарных предприятий)», который в настоящее время находится на рассмотрении в Государственной Думе Российской Федерации.

Как отмечено ФАС России участие унитарных предприятий в хозяйственной деятельности оказывает наиболее негативное влияние на конкуренцию на локальных рынках и влечет их монополизацию. Особенности организационно-правовой формы и закрепления имущества обуславливают неэффективность унитарных предприятий, в том числе по причине отсутствия эффективного корпоративного контроля (советов директоров с независимыми директорами, систем управления рисками и т.д.), а «гарантированный» спрос на продукцию не способствует повышению производительности труда и инновационному развитию таких предприятий.

Законопроектом предусматривается внесение изменений в Федеральные законы «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», «О защите конкуренции», «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», касающиеся установления запрета создания унитарных предприятий либо изменения их видов деятельности, за исключением случаев когда:

— создание унитарного предприятия предусмотрено федеральным законом, актом Президента Российской Федерации или актом Правительства Российской Федерации;

— учредителями являются федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по выработке и реализации государственной политики в области обороны, государственного управления в области обеспечения безопасности Российской Федерации, государственной и общественной безопасности, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, для обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации;

— деятельность осуществляется в сферах естественных монополий.

С принятием законопроекта государственные и муниципальные унитарные предприятия, созданные до вступления в силу закона и осуществляющие деятельность на товарных рынках, находящихся в условиях конкуренции, подлежат ликвидации или реорганизации по решению учредителя в срок до 01.01.2021, а в случае непринятия либо неисполнения такого решения – ликвидации в судебном порядке по иску антимонопольного органа.

Другие новости:

Минэнерго России выпустило приказ об обеспечении надежности электроснабжения в выходные и праздничные дни

В целях обеспечения безопасности электроснабжения потребителей в 2020 году, Минэнерго России традиционно выпустило приказ от 26.11.2019 №1263 «Об обеспечении надежной работы объектов электроэнергетики в выходные и нерабочие праздничные дни в 2020 году». В соответствии с данным приказом

«Дамате» начала поставки яйца с российской фермы «Авиаген»

Группа компаний «Дамате», крупнейший производитель мяса индейки в России, начала поставки инкубационного яйца, произведенного на первом в России комплексе для содержания родительского стада индейки «Авиаген» в Никольском районе Пензенской области. Первая поставка состоялась 11 ноября, ее объем сост

«Дамате» завершила уборочную кампанию в Пензенской области

Группа компаний «Дамате», крупнейший производитель индейки в России, завершила уборочную кампанию в Пензенской области. По итогам 2019 года валовый сбор сельскохозяйственных культур составил 45 тысяч тонн. Средняя урожайность превысила 27,2 центнера с гектара. Кроме того, компания заготовила более

«Дамате» открыла новый комбикормовый завод и элеватор в Пензенской области

Группа компаний «Дамате» в торжественной обстановке открыла новый комбикормовый завод и элеватор. Объекты расположены в городе Нижний Ломов Пензенской области в непосредственной близости от птицеводческих площадок компании. Инвестиции «Дамате» в комбикормовый завод составили 1,7 млрд рублей, в мощн

В Пензаэнерго продолжают развивать интеллектуальную систему учета электроэнергии

В рамках реализации программы развития учета электроэнергии специалисты филиала «Россети Волга» (бренд ПАО «МРСК Волги») — «Пензаэнерго» до конца 2019 года установят 100 пунктов коммерческого учета (ПКУ) электроэнергии на отпаечных линиях 6/10 кВ от крупных питающих центров. В список

Сотрудники ГУП ПО «ОГЭК» приняли участие в субботнике по благоустройству

Во исполнение распоряжения Правительства Пензенской области от 26.09.2019 № 549-рп по организации и проведению с 26 сентября по 26 октября месячника по благоустройству и санитарной очистки вверенных территорий ГУП ПО «ОГЭК». Сотрудниками организации был осуществлен комплекс работ по

«Дамате» ввела в оборот 2400 га залежных земель в Пензенской области

Группа компаний «Дамате», крупнейший в России производитель мяса индейки, ввела в 2019 году в оборот более 2400 га залежных земель. Необходимость увеличения площади земель сельскохозяйственного назначения связана с расширением мощности проекта ГК «Дамате» по производству мяса индейки до 155 тысяч т

Департамент государственного имущества Пензенской области провел проверку проведения мероприятий по санитарной очистке населённых пунктов в Спасском районе Пензенской области

В рамках месячника по благоустройству 28.09.2019 Департамент государственного имущества Пензенской области провел выездную проверку проведения мероприятий по санитарной очистке населённых пунктов в Спасском районе Пензенской области. В рамках посещения населённых пунктов Спасского район

Губернатор Иван Белозерцев и основатель компании Aviagen Дирк Вейсохан открыли в Пензенской области племенную фабрику по производству индейки

Торжественное мероприятие состоялось недалеко от села Карамалы Никольского района в среду, 25 сентября 2019 года. Десять ферм для содержания ремонтного молодняка и родительского стада индейки будут построены «Aviagen Turkeys Rus» на территории пяти сельсоветов Никольского района. Общая

Открытие предприятия по производству яйца индейки в Никольском районе является большим событием, — Иван Белозерцев

В заседании «круглого стола» по вопросам развития инвестиционной деятельности на территории вышеназванного муниципального образования губернатор принял участие в среду, 25 сентября 2019 года. К обсуждению заявленной темы были приглашены: владелец группы компаний «Aviagen» Дирк Вейсохан,

Губернатор провёл рабочую встречу с владельцем группы компаний «Авиаген»

Вопросы сотрудничества Иван Белозерцев и Дирк Вейсохан обсудили на площадке бизнес-инкубатора в Никольском районе в среду, 25 сентября 2019 года. ООО «Авиаген Торкейз Рус» является дочерним предприятием компании «Aviagen Group» – одной из ведущих компаний на мировом рынке по производств

«Дамате» завершила сев озимой пшеницы в Пензенской области

Группа компаний «Дамате», крупнейший производитель мяса индейки в России, завершила сев озимой пшеницы в хозяйствах Пензенской области. Компания засеяла озимой агрокультурой свыше 5 тысяч гектар посевной площади в Нижнеломовском, Наровчатском, Вадинском, Спасском, Колышлейском и Мокшанском районах.

Читайте так же:  Перечень документов для регистрации перехода права собственности в 2020 году

Андрей Кудинов принял участие в заседании Ассоциации органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по Приволжскому федеральному округу в области имущественных и земельных отношений

11 сентября в городе Пермь состоялось заседание Ассоциации органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации Приволжского федерального округа в области имущественных и земельных отношений, в котором принял участие начальник Департамента государственного имущества Пензенской области Андрей

Сердобские энергетики завершили капитальный ремонт подстанций Вишневое и Малая Сердоба

Энергетики Сердобского производственного отделения филиала «Россети Волга» (бренд ПАО «МРСК Волги») — «Пензаэнерго» завершили плановые ремонтные работы на оборудовании ПС 110/10 кВ Вишневое и ПС 110 кВ Малая Сердоба. В частности, проведен текущий и капитальный ремонт силовых тра

«Дамате» завершила уборку пшеницы в Пензенской области

Группа компаний «Дамате», крупнейший российский производитель мяса индейки, завершила уборку озимой и яровой пшеницы в Пензенской области. 31 тысяча тонн пшеницы была собрана в ходе уборочной кампании с площади 11,4 тысячи гектар. Работы были завершены в оптимальные агротехнические сро

Сотрудники ГУП ПО «ОГЭК» приняли участие в открытии 6-го свинокомплекса ПАО «Группа «Черкизово» в Пензенской области.

Заместитель директора по общим вопросам ГУП ПО «ОГЭК» Лыжин Юрий Васильевич и начальник производственно-технического отдела ГУП ПО «ОГЭК» Рашевский Юрий Владимирович приняли участие в открытии в Пензенской области ПАО «Группа «Черкизово» шестого свинокомплекса в присутствии губернатор

«Дамате» начала сев озимых в Пензенской области

Группа компаний «Дамате», крупнейший производитель мяса индейки в России, приступила к осенним полевым работам в Пензенской области. Компании предстоит засеять озимыми агрокультурами более 5,6 тысячи гектар посевной площади в Нижнеломовском, Наровчатском, Вадинском, Спасском, Колышлейском и Мокшанс

«Пензаэнерго» продолжает реконструкцию крупной подстанции 110/35/10 кВ Мокшан

Филиал «Россети Волга» (бренд ПАО «МРСК Волги») — «Пензаэнерго» продолжает реконструкцию крупного центра питания в Мокшанском районе — подстанции (ПС) 110/35/10 кВ Мокшан. К настоящему времени на объекте установлены 2 силовых трансформатора по 16 МВА каждый, смонтированы разъединител

«Дамате» пересмотрела проект завода в сторону увеличения

Группа компаний «Дамате» продолжает строительство завода по глубокой переработке мяса индейки, расположенного в Нижнеломовском районе Пензенской области. Специалисты компании приняли решение об увеличении мощности проекта с ранее заявленных 150 до 214 тонн в сутки за счет добавления автоматизации.

Пензенские энергетики завершили капитальный ремонт подстанции ПС 110/10кВ «Новая»

Филиалом «Россети Волга» (бренд ПАО «МРСК Волги») — «Пензаэнерго» в рамках реализации ремонтной программы 2019 года были выполнены работы по капитальному и текущему ремонту ПС 110/10 кВ «Новая». Первая очередь ПС 110/10 кВ «Новая» была введена в эксплуатацию в 1978 году, вторая

Ликвидация унитарных предприятий: сроки будут продлены, имущество пройдет ревизию

Механизмы ликвидации МУПов и ГУПов обсудили участники круглого стола в ОП РФ

Как повлияет ликвидация государственных и муниципальных унитарных предприятий на развитие экономики? Будет ли она способствовать развитию конкуренции на локальных рынках? Получат ли граждане социальные услуги, если закроют МУПы в их городе?

На эти и другие вопросы попытались ответить участники состоявшейся в ОП РФ общественной экспертизы проекта Федерального закона № 554026-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления запрета на создание и осуществление деятельности унитарных предприятий)».

Модератор встречи председатель Комиссии Общественной палаты РФ по территориальному развитию и местному самоуправлению Андрей Максимов обратил внимание на то, что данный законопроект, принятый Госдумой в первом чтении, вносит серьезные изменения, во-первых, в порядок обеспечения россиян услугами первой необходимости, а во-вторых, — в работу органов власти, прежде всего на региональном и местном уровне.

Видео (кликните для воспроизведения).

«Проект федерального закона опирается на поручения Президента и национальный план развития конкуренции в РФ на 2018–2020 годы. Суть поручений — сократить долю хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на товарных рынках, учреждаемых и контролируемых государством, среди общего их количества. Подчеркну: речь идет об ограничении количества, а не о полной ликвидации. Как реализовать это на практике, мы и должны сегодня обсудить», — сообщил Максимов.

Член ОП РФ рассказал, что в документе прописан запрет на создание новых государственных и муниципальных унитарных предприятий. Существующие же ГУПы и МУПы необходимо реорганизовать в другие правовые формы до 1 января 2021 года, за исключением тех, которые работают в сфере обеспечения обороны и безопасности страны либо осуществляют деятельность в сферах естественных монополий.

Заместитель руководителя ФАС России Сергей Пузыревский напомнил о предыстории создания рассматриваемого законопроекта: «В силу своих полномочий Федеральная антимонопольная служба РФ ежегодно проводит оценку состояния конкуренции на товарных рынках в России. Последние годы есть тенденция, которая беспокоила ФАС и с которой мы неоднократно обращались в правительство, — существенное увеличение госсектора в экономике. Это сужает частный сектор, что негативно отражается на уровне состояния конкуренции на территории страны».

По мнению замглавы ФАС, функционирование унитарных предприятий на конкурентном рынке на уровне субъекта РФ ведет к тому, что этот рынок вскоре становится монопольным. Если нишу занимает государство, то частный бизнес не может конкурировать на равных с унитарным предприятием.

«Правовая форма “унитарное предприятие” предполагает отсутствие своего имущества, используется государственное или муниципальное имущество. Унитарные предприятия получают государственную поддержку без антимонопольного контроля, их финансовая отчетность закрыта, и узнать, куда потрачены деньги, практически невозможно. Таким образом, создаются неравные условия деятельности на рынке, это не позволяет развиваться конкуренции», — сказал Сергей Пузыревский.

По данным ФАС на сегодняшний день в Российской Федерации действует около 18 тысяч унитарных предприятий, из них 15 тысяч — это МУПы, 2,5 тысячи — предприятия субъектов РФ и около одной тысячи — ГУПы.

Сергей Пузыревский рассказал, что основной вид деятельности унитарных предприятий — это сдача имущества в аренду. Другой источник дохода для таких организаций — получение субсидий от государства: «Для унитарных предприятий существует мотивация показать убытки, чтобы получить субсидию, сама экономика их к этому подстегивает. Если рентабельность положительная, то в субсидии отказывают».

Замглавы ФАС напомнил, что министр финансов Антон Силуанов в свое время давал поручение оценить, сколько будет стоить перевод унитарных предприятий в другие правовые формы. Выяснилось, что сами эти организации не знают, сколько у них имущества, потому что оно не поставлено на учет.

Читайте так же:  Военные машины скорой помощи

«То есть они сдают госимущество, но сами не знают, сколько его у них. Даже если этот закон будет принят и просто пройдет ревизия имущества, государство получит информацию о таком объеме имущества, которое мы себе не представляем, а это доходная часть бюджетов регионов и муниципалитетов. Сам факт постановки на учет будет обелением этой сферы, которая пока находится в серой зоне», — отметил Сергей Пузыревский.

Он также сообщил, что на сегодняшний день подготовлены поправки в законопроект, согласно которым срок ликвидации унитарных предприятий увеличен до 1 января 2023 года. Также северные и приравненные к ним территории могут не ликвидировать унитарные предприятия, если считают их деятельность необходимой населению.

Андрей Максимов отметил, что многие вопросы по содержанию законопроекта снимаются поправками, которые подготовило ведомство.

«Нам отрадно, что ФАС разделяет опасения экспертов и учитывает все многообразие условий жизни в разных муниципальных образованиях. Мы поддерживаем идею о том, что государство может оказывать услуги на коммерческой основе там, где нет предпринимательской или социально-предпринимательской активности. Позитивно оцениваем то, что срок постепенной ликвидации продлен и есть возможность сохранить МУПы на отдаленных территориях, там, где это актуально», — заявил общественник.

Проведенный среди региональных ОП опрос показал, что в сельских поселениях некоторые услуги невозможно оказать за счет частного бизнеса, рассказал Максимов. Например, в отдаленных районах аптеки только государственные, и бизнес туда не идет.

По мнению первого заместителя председателя Комиссии ОП РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК Владимира Винницкого, такие сферы, как энергетика, транспорт и алкоголь, должны полностью регулироваться государством. Общественник предложил разработать механизм общественного контроля за деятельностью тех унитарных предприятий, которые решено будет оставить.

Ликвидация МУП и ГУП: последствия

Правительство РФ внесло в Государственную думу Законопроект № 554026–7, суть которого содержится в его названии — «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ (в части установления запрета на создание и осуществление деятельности унитарных предприятий)». Для лекарственной отрасли это означает прежде всего упразднение государственных и муниципальных аптечных организаций. Назовем их для краткости ГУП- и МУП-аптеками. К каким последствиям это приведет — мы решили разобраться с помощью ведущих отраслевых экспертов. Тему комментируют исполнительный директор Союза «Национальная фармацевтическая палата» Елена Неволина и директор по развитию аналитической компании RNC Pharma Николай Беспалов.

исполнительный директор Некоммерческого партнерства «Аптечная гильдия» и Союза «Национальная фармацевтическая палата»

директор по развитию аналитической компании RNC Pharma

Осталось два года

Для начала краткая справка о проекте федерального закона N 554026-7. Следует подчеркнуть, что он касается не только государственных и муниципальных аптек, но и унитарных предприятий вообще. На момент написания этих строк профильный комитет уже принял решение о передаче законопроекта 554026-7 на рассмотрение в Совет Госдумы.

Законопроект о ликвидации ГУПов и МУПов вносит изменения в три федеральных закона, включая закон от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции». В частности, предлагается дополнить этот закон новой статьей, в которой говорится о недопустимости создания (в том числе путем реорганизации) и осуществления деятельности унитарных предприятий, а также о недопустимости изменения видов их деятельности. В той же статье прописаны исключения из этой нормы, но по состоянию на сегодняшний день государственные аптеки под эти исключения не подпадают.

Еще одна статья, которой Правительство намерено дополнить Закон «О защите конкуренции», говорит о следующем: нынешние государственные и муниципальные унитарные предприятия, ведущие деятельность на товарных рынках в условиях конкуренции (а ГУП- и МУП-аптеки к таковым де-юре, безусловно, относятся), подлежат ликвидации или реорганизации (по решению учредителя) в срок до 1 января 2021 г. То есть законопроект № 554026–7 внесением таких изменений отмеряет бренному существованию МУП- и ГУП-аптек всего около двух лет.

За что ликвидируют?

Если взглянуть на проблему в мировом и историческом контексте, то сама по себе идея ликвидации МУПов и ГУПов не выглядит такой уж неуместной. В подавляющем большинстве стран с рыночной экономикой государство совсем или почти не присутствует в фармритейле (речь, разумеется, идет об участии в качестве поставщика товаров и услуг, а не регулятора). У государства хватает своих стратегических отраслей, чтобы наряду с заботами об обороне, внешней политике, энергетике и другом заниматься еще и лекарственной розницей.

Кстати, в пояснительной записке к законопроекту указаны причины, по которым Правительство РФ считает необходимым приступить к ликвидации и реорганизации МУП- и ГУП-аптек. Среди этих причин:

  • Значительное увеличение числа унитарных предприятий за последние годы. По состоянию на 1 января 2018 г. их насчитывалось 18 624 шт., в то время как на момент 1 января 2013 года было зарегистрировано только 11 252 УП. Таким образом, за 5 лет число таких предприятий выросло более чем на 65 %. Следовательно, имеет смысл говорить об их чрезмерном присутствии в сферах экономики с развитой конкуренцией.
  • Негативное влияние присутствия и активности УП на конкуренцию на локальных рынках, что влечет к монополизации этих рынков.
  • Выявление случаев отсутствия «какой‑либо профильной деятельности, кроме сдачи… объектов в аренду».
  • Многочисленные факты ухода от применения норм Федерального закона от 05.04.2013 № 44‑ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
  • «Неэффективность унитарных предприятий».

Далеко не все приведенные пункты применимы к фармотрасли — особенно тот, который говорит о монополизации. Но, например, сомнения относительно эффективности управления ГУП- и МУП-аптеками имеются. Причем дело в данном случае может быть не в конкретных личностях, а в самой природе подобных предприятий.

Цена вопроса

По мнению Николая Беспалова, организационно-правовая форма ГУП и МУП в принципе не позволяет эффективно развиваться и быть конкурентоспособными по сравнению с другими организационно-правовыми формами. Например, по его мнению, такие структуры очень ограниченны в вопросах кредитования, в том числе товарного. «Фактически это делает невозможным полноценную работу на фармрынке в коммерческих условиях. Такие организации неповоротливы, проигрывают ценовую конкуренцию и, как следствие, зачастую балансируют на грани рентабельности», — считает эксперт.

Фактор цены для многих потребителей является решающим. «Статистической информации, конечно, в подобном разрезе найти невозможно, но личный опыт показывает, что в 8 из 10 случаев государственные аптечные сети проигрывают по уровню цен, причем существенно, — рассуждает Николай Беспалов. — Более того… Несколько лет назад можно было говорить, что госсети пользуются бо̒льшим по сравнению с частным сегментом уровнем доверия, но это время тоже уходит. Даже внешний вид отдельных крупных госаптек зачастую вызывает противоречивые эмоции. Огромные залы с обшарпанными витринами, оконные рамы «с многочисленными слоями краски», полы из битого мрамора и прочие атрибуты советского наследия сейчас производят, скорее, гнетущее впечатление».

Читайте так же:  Сколько размер алиментов на 1 ребенка

ГУП- и МУП-аптеки, продолжает эксперт, привлекают определенный круг посетителей за счет узкого (ортопедия, например) и специфического (сильнодействующие и наркотические лекарственные препараты) ассортимента, рецептурно-производственных отделов. «Но если речь заходит о более тривиальном аптечном ассортименте, продукции массового спроса — то конкуренция ими уже проиграна», — замечает Николай Беспалов.

Кнут без пряника

Теперь поговорим о последствиях ликвидации ГУП- и МУП-аптек. Так уж сложилось в нашей стране, что они осуществляют ряд важных социальных функций, которые передать пока некому. Одной из таких функций является обеспечение населения сильнодействующими и наркотическими препаратами, которые применяются, в частности, для облегчения страданий больных онкологическими заболеваниями.

Эта тема недавно привлекла внимание общественности трагическими случаями суицидов тяжелобольных людей, у которых возникли проблемы с обеспечением обезболивающими препаратами. Минздраву тогда пришлось оперативно реагировать на проблему, предлагая изменения в законодательство.

В случае превращения проекта № 554026–7 в нынешней редакции в закон, последствия могут быть значительно более серьезными, полагает Елена Неволина. «Если государственные и муниципальные аптеки будут упразднены, то непонятно, кто будет осуществлять эту неотложную функцию обеспечения тяжелобольных обезболивающими средствами. Частные аптечные организации в этом не заинтересованы, потому что работа с такими препаратами связана с большим дополнительным обременением — в том числе в плане отдельного лицензирования и проверок — и огромной каждодневной ответственностью. То есть „пряников“ за нее не дают, а „кнут“ нависает очень зримо, направляемый весьма жестким, в чем‑то даже чрезмерным, регулированием данной сферы».

Елена Неволина выразила сомнение в том, что коммерческие аптечные организации захотят после 1 января 2021 г. взять на себя осуществление этой неотложной функции: «Каким образом государство собирается привлечь частников в данную сферу, непонятно. Возможно, ситуацию могли бы исправить послабления (например, в отношении арендной платы), особый налоговый режим, прочие компенсирующие преференции для бизнеса, готового взять на себя ответственность обеспечения онкологических больных необходимыми препаратами».

Всё это не так просто, потому что подобные меры требуют очередной порции изменений законодательства, которые по логике вещей должны были быть подготовлены — или, по меньшей мере, обнародованы не позже опубликования самого проекта закона № 554026–7. Но поскольку этого не произошло, то и надеяться на них пока нет оснований. Следовательно, вопрос, кто после ликвидации МУП- и ГУП-аптек займется исполнением описанной социальной функции, остается пока без ответа.

Человеческий фактор

«Нет и ответа на вопрос, как после 1 января 2021 г. будут обеспечивать лекарствами жителей тех малонаселенных и отдаленных районов, где на округу всего одна аптека, как правило, нерентабельная, а частные аптечные компании войти туда даже не пытаются», — продолжает описывать последствия принятия законопроекта Елена Неволина. К ним она также относит исчезновение рецептурно-производственных отделов ликвидируемых ГУП- и МУП-аптек. Этих отделов хоть осталось и мало, но они производят экстемпоральную рецептуру, необходимую для применения в дерматологии, педиатрии и т. д.

Также эксперт обращает внимание и на человеческий фактор, а именно на то, что социальная ответственность у ГУП- и МУП-аптек и их работников выше. По мнению Елены Неволиной, эти предприятия имеют более стабильный, чем у частных аптечных организаций, штатный списочный состав (иногда почти не меняющийся в течение долгих лет), меньшую текучку. Такие предприятия лучше соблюдают трудовое законодательство. Из этих характеристик следует, что ликвидировать такие унитарные предприятия — значит нарушить естественное функционирование примерных профессионально слаженных отраслевых коллективов.

Николай Беспалов, наоборот, не предполагает отрицательных последствий принятия законопроекта: «Речь же идет не о том, что госсобственность полностью искореняется — просто меняется форма собственности. При этом государство может продолжать быть единственным или ключевым акционером данных структур, — отмечает эксперт. — Разумеется, должны быть сохранены ключевые функции и компетенции бывших ГУПов. Они, кстати, могут сохраняться и в случае их передачи частным инвесторам, для этого необходимо задействовать механизм приватизации с обременениями, когда новый собственник обязуется выполнять ряд социальных функций (что, понятно, потребует контроля)». Николай Беспалов подчеркивает, что, если не выработать вовремя единый подход к управлению подобными объектами, сам факт смены собственника каких‑то серьезных плюсов, увы, не даст.

«Что касается удаленных районов, — продолжает Николай Беспалов, — опять же из личного опыта знаю много примеров по ближайшему Подмосковью (Дмитровский и Сергиево-Посадский районы), а также по Тверской области, где еще два-три года назад в небольших населенных пунктах тихо и мирно существовали, скажем так, „малоэнергичные“ ГУПы или даже ФАПы, а других аптек попросту не было. Но за последние годы там появились новые частные аптеки, как правило, сетевые. Понятно, что это не Сибирь или Якутия, и плотность населения здесь другая, но все‑таки частники проблему лекарственного обеспечения удаленных районов худо-бедно решают и делают это, на мой взгляд, быстрее и эффективнее, чем соседние ГУПы».

Заключение

Можно быть сторонником участия государства в фармритейле как поставщика товаров и услуг или противником этого, но совершенно очевидно одно: разрабатывая проекты федеральных законов, подобные законопроекту N 554026-7, который мы сегодня обсудили, необходимо прежде всего подготовить полноценную замену исполнению тех социальных функций, которые на сегодняшний день осуществляют исключительно ГУП- и МУП-аптеки. Если она будет подготовлена, возражать будет трудно — ведь речь идет о государственной собственности, и уполномоченные госорганы имеют право распоряжаться ею так, как считают необходимым.

Депутаты одобрили законопроект об упразднении унитарных предприятий

Во вторник Госдума приняла в первом чтении законопроект об упразднении организационно-правовой формы унитарных предприятий (ГУП, МУП). Его текст подготовила ФАС во исполнение указа Путина, который был подписан в марте 2018 года.

Читайте так же:  Какие документы оформить при увольнении работника

Законопроектом предусматривается внесение изменений в законы «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», «О защите конкуренции» и «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Согласно проекту закона, все унитарные предприятия должны будут преобразовать в акционерные общества или бюджетные учреждения в течение двух лет. Если собственник такого предприятия не примет меры по реорганизации, ФАС придется обратиться в суд с требованием о его ликвидации.

Несмотря на то, что законопроект предусматривает введение запрета на деятельность ГУП и МУП на конкурентных рынках, предлагается составить список исключений. Изначально в нем фигурировали только предприятия, обеспечивающие оборону и безопасность государства, и субъекты естественных монополий. Теперь же список пополнится предприятиями, которые обеспечивают жизнедеятельность населения в районах Крайнего Севера, а также учреждениями в области культуры, искусства и сохранения культурных ценностей.

Ранее о необходимости ликвидации или реорганизации ГУП и МУП высказывался глава ФАС Игорь Артемьев. Он подчеркивал их неэффективность как формы собственности на конкурентных рынках. По его словам, унитарные предприятия препятствуют развитию конкуренции и способствуют сохранению государственно-монополистических тенденций в экономике. К тому же такие предприятия могут создавать условия для «обхода» конкуренции на закупках, а также вывода собственности, принадлежащей государству.

Согласно статистике, по состоянию на 1 января 2018 года унитарных предприятий в стране насчитывалось почти 18 500. Их них свыше 15 000 учреждены на уровне местного самоуправления.

Госдума приняла закон о ликвидации ряда ФГУПов и МУПов

Госдума приняла в третьем, окончательном чтении правительственный закон о ликвидации федеральных и унитарных муниципальных предприятий (ФГУПы и МУПы).

Разработчиком законопроекта является Федеральная антимонопольная служба (ФАС), документ был внесен в Госдуму в сентябре 2018 года и к третьему чтению претерпел значительные изменения, уточняет «Интерфакс».

Согласно изначальной версии с 1 января 2019 года должен был быть введен запрет на создание новых ГУПов и МУПов (за рядом исключений), а к 1 января 2021 года действующие на товарных рынках унитарные предприятия должны были быть ликвидированы или реорганизованы. Исключения составляли случаи, когда создание унитарного предприятия предусмотрено федеральным законом, актом Президента или Правительства или если учредителями являются федеральные органы исполнительной власти в сфере обороны или государственной безопасности.

Нормы, предложенные ФАС, вызвали много вопросов как у депутатов, так и у сенаторов. Документ дорабатывался почти год.

В итоговом законе расширяется перечень унитарных предприятий, которых не коснется реорганизация. Туда включены унитарные предприятия, созданные в целях развития культуры, искусства, кинематографии и сохранения культурных ценностей. Не подлежат реорганизации унитарные предприятия в сфере обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера, а также предприятия, работающие за пределами территории России. Можно будет создавать новые ФГУПы и МУПы для обеспечения деятельности федеральных органов исполнительной власти, которые работают в сфере обороны, разведывательной деятельности, мобилизационной подготовки, транспортной безопасности, международных отношений, государственной охраны, внутренних дел, гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС, пожарной безопасности и безопасности людей на воде, войск национальной гвардии, а также организации, обеспечивающие материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности высших органов государственной власти.

Кроме того, в перечень исключений вошло создание ФГУПов и МУПов в области обращения с радиоактивными отходами и деятельности по использованию инфраструктуры морских портов.

Если в регионе произошла чрезвычайная ситуация, то по представлению его руководителя Правительство вправе также создать унитарное предприятие или принять решение о сохранении действующего без ограничения по виду деятельности.

Срок ликвидации переносится с 1 января 2021 года на 1 января 2025 года.

В первом чтении одобрен проект об их реорганизации или ликвидации

Законопроект о запрете с 2019 года создания новых государственных и муниципальных унитарных предприятий (ГУПов и МУПов) сегодня прошел первое чтение в Госдуме. Уже существующие предприятия должны быть к 2021 году преобразованы или ликвидированы. Не коснутся изменения только некоторых из них — например, работающих в сфере естественных монополий или учрежденных Минобороны и ФСБ.

Сегодня Госдума в первом чтении одобрила законопроект о запрете создания новых ГУПов и МУПов с 2019 года. Он не предполагает полного упразднения унитарных предприятий — возможность их создания сохраняется для трех групп предприятий:

  • созданных в соответствии с федеральными законами, актами президента или правительства;
  • учрежденных Минобороны или ФСБ;
  • образованных в сфере естественных монополий.

Этот список может быть расширен — как ранее рассказывал глава ФАС Игорь Артемьев, исключения могут быть сделаны для ФСИН, предприятий в области культуры и искусства (в частности, Госфильмофонда и «Мосфильма»), а также для обеспечивающих жизнедеятельность в районах Крайнего Севера. Соблюдение условий создания новых ГУПов и МУПов будет контролировать ФАС, выдавая заключения о соответствии антимонопольному законодательству.

Если это не будет сделано, ФАС может обратиться в суд с требованием о ликвидации. Как ранее сообщал глава Росимущества Дмитрий Пристансков, до февраля 2019 года вместе с ФАС и Минфином планируется подготовить план сокращения количества унитарных предприятий — анализироваться будут и затраты на преобразование учреждений в АО или на их ликвидацию.

Почему Росимущество объявило поход на ФГУПы

На конец 2017 года, как следует из пояснительной записки к проекту, в РФ насчитывалось 18,6 тыс. унитарных предприятий, что на 39% больше показателей 2012 года. Главный аргумент ФАС против унитарных предприятий — то, что их участие «в хозяйственной деятельности оказывает негативное влияние на конкуренцию на локальных рынках». Антимонопольное ведомство поясняет, что особенности самой организационно-правовой формы и закрепления имущества обуславливают неэффективность ГУПов. Кроме того, «гарантированный» спрос на продукцию таких учреждений «не способствует повышению производительности труда и инновационному развитию».

Видео (кликните для воспроизведения).

Напомним, о намерении упразднить унитарные предприятия во всех конкурентных сферах экономики (за исключением обороны и безопасности страны) ФАС заявляла еще в 2013 году. Тогда служба добивалась контроля над созданием новых унитарных предприятий, разрешая его только на неконкурентных рынках. Впрочем, ФАС не единственное ведомство, ведущее борьбу с неэффективными унитарными предприятиями — Минстрой планирует передать 80% ГУПов и МУПов в ЖКХ (всего в отрасли насчитывается 4 тыс. таких предприятий) частным инвесторам.

Унитарное предприятие может быть ликвидировано по решению в 2020 году
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here