Увольнение военнослужащего без предоставления жилья судебная практика в 2020 году

Самая важная информация по теме: "Увольнение военнослужащего без предоставления жилья судебная практика в 2020 году" с выводами от профессионалов. В случае возникновения вопросов и при необходимости актуализации данных вы можете обратиться к дежурному юристу.

КС РФ постановил, что военнослужащие вправе выбирать обеспечение жильем вместо участия их супругов в накопительно-ипотечной системе

billiondigital / Depositphotos.com

Военнослужащим, которые проходят военную службу по контракту и являются участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, выделяются денежные средства на приобретение или строительство жилья. При этом на таких военнослужащих и членов их семей не распространяется действие иных видов жилищных гарантий, предусмотренных для этих категорий граждан (жилищных субсидий, права на предоставление жилья в собственность или по договору соцнайма либо получение государственных жилищных сертификатов) (п. 15 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», далее – Закон № 76-ФЗ).

Стоит напомнить, что с 1 января 2005 года в стране одновременно действуют две основные модели обеспечения военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, жильем – по Закону № 76-ФЗ и по Федеральному закону от 20 августа 2004 г. № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих», далее – Закон № 117-ФЗ. Военнослужащие, заключившие первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 2005 года, независимо от даты их увольнения со службы, по общему правилу обеспечиваются жильем по первому из упомянутых законов. При этом отдельные категории таких военнослужащих вправе стать участниками системы по своему желанию. На остальных военнослужащих (в том числе заключивших контракт после 1 января 2005 года) распространяется действие Закона № 117-ФЗ, причем для большинства из них участие в накопительно-ипотечной системе обязательно (ч. 1 ст. 9 Закона № 117-ФЗ).

Таким образом, вне зависимости от волеизъявления военнослужащего или его супруга(и), граждане, заключившие первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 2005 года, продолжающие прохождение службы или уволенные с нее после указанной даты, если их супруг или супруга являются участниками накопительно-ипотечной системы, не могут воспользоваться возникшим у них согласно критериям Закона № 76-ФЗ правом на обеспечение жильем вместо участия супруга(и) в этой системе.

Посчитав нарушенными свои права, гражданин У. обратился в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на неконституционность п. 15 ст. 15 Закона № 76-ФЗ.

КС РФ по итогам рассмотрения жалобы (без проведения слушания) вынес Постановление от 20 июля 2018 г. № 34-П, в котором пришел к выводу о несоответствии Конституции РФ оспариваемых законоположений.

Нормы признаны противоречащими Конституции РФ в той мере, в какой они не дают возможности реализовать военнослужащим ранее возникшее у них право на обеспечение жильем согласно Закону № 76-ФЗ, если их супруг или супруга, также проходящие военную службу, становятся участниками накопительно-ипотечной системы, вне зависимости от желания таких граждан выбрать вместо участия их супругов в системе возможность обеспечения семьи жильем.

КС РФ отметил в своем постановлении следующее:

  • государство обязано создавать условия для реализации права граждан на жилище (ст. 40 Конституции РФ). Отдельным категориям граждан жилье предоставляется бесплатно или за доступную плату из жилищных фондов. Военнослужащие относятся к таким категориям, поскольку выполняют конституционно значимые функции, связанные с обеспечением обороны страны и безопасности государства (Постановление КС РФ от 22 ноября 2013 г. № 25-П, Постановление КС РФ от 16 ноября 2017 г. № 29-П и др.);
  • само по себе правило о нераспространении на участников накопительно-ипотечной системы иных видов жилищных гарантий не противоречит Конституции РФ (Определение КС РФ от 23 декабря 2014 г. № 2893-О, Определение КС РФ от 29 января 2015 г. № 117-О);
  • нормы Закона № 76-ФЗ в оспариваемой части ставят военнослужащих, заключивших первый контракт на прохождение службы до 1 января 2005 года, продолжающих проходить службу или уволенных с нее после этой даты и имеющих супругов – участников накопительно-ипотечной, в неравное положение с военнослужащими этой же категории, не состоящими в супружеских отношениях с военнослужащими – участниками системы;
  • оспариваемое правовое регулирование нарушает принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который, помимо прочего, предполагает, что приобретенное гражданами на основе ранее действовавшего регулирования право будет уважаться властями и будет реализовано.

Суд указал также, что судебные решения, принятые в отношении гражданина У. подлежат пересмотру. Федеральному законодателю надлежит теперь внести в закон соответствующие изменения.

Напомним, что граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности службы от 10 лет, не обеспеченные на момент увольнения жилищной субсидией или жильем, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся по последнему перед увольнением месту службы (п. 13 статьи 15 Закона № 76-ФЗ).

Материалы судебной практики

Президиумом Верховного Суда
Российской Федерации
23 декабря 2015 года

Определение Конституционного Суда РФ от 11.05.2006 N 187-О «По жалобе гражданина Наумчика Вячеслава Викторовича на нарушение его конституционных прав положениями пунктов 2 и 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении» в Российской Федерации»

Обзор судебной практики окружных (флотских) военных судов по гражданским и административным делам в 2016 году

Как неоднократ но указывал Конституционный Суд Российской Федерации, положения пункта 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», закрепляющие условия для предоставления дополнительных гарантий в жилищной сфере для военнослужащих, в том числе об однократ ном обеспечении их жильем и о необходимости представления документов об освобождении жилого помещения, основаны на вытекающем из Конституции Российской Федерации принципе социальной справедливости и направлены на предотвращение необоснованного сверхнормати вного предоставления военнослужащим (и членам их семей) жилищных гарантий, установленных указанным Федеральным законом

При отсутствии письменного согласия военнослужащего на увольнение до улучшения его жилищных условий и при истечении срока, указанного в контракте, такого военнослужащего следует считать проходящим военную службу в добровольном порядке только до дня обеспечения жилым помещением.

При реализации права на обеспечении жильем в избранном месте жительства имеет значение и выяснение возможности и порядка сдачи Министерству обороны Российской Федерации жилого помещения, принадлежащего на праве собственности муниципальному образованию, поскольку в соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» обеспечение жилым помещением определенных категорий военнослужащих, к которым относится заявитель, и членов их семей при перемене места жительства производится с последующим освобождением ими жилых помещений и снятием с регистрационного учета по прежнему месту жительства, а согласно п. 5 ст. 15 названного Федерального закона в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.

Читайте так же:  Какая минимальная оплата алиментов

Наличие права на дополнительную общую площадь жилого помещения не является самостоятельным основанием для постановки на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий

Ошибочно выплаченная заработная плата не подлежит возврату (взысканию), если не было допущено счетной ошибки

Военнослужащий, признанный не годным к летной работе, права на получение надбавки за особые условия военной службы не имеет

Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2018 г. № 3236-О Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Зиновкина Владимира Николаевича на нарушение его конституционных прав пунктом 17 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих»

© 2016 Юридическая компания «СТРАТЕГИЯ» © Аll rights reserved (Все права защищены). Копирование материалов сайта без письменного разрешения правообладателя (ст. 1229 ГК РФ) запрещено!

Помощь опытных военных юристов, консультация военных юристов, представление интересов военнослужащих и членов их семей в судах.

*Внимание! Перед тем как задавать вопросы военным юристам по телефону или электронной почте, ознакомьтесь, пожалуйста, с Правилами получения юридической консультации.

+7-925-055-82-55 (Мегафон Москва, на этом номере работает WhatsApp и Viber), +7-915-010-94-77 (МТС Москва), +7-905-794-38-50 (Билайн Москва, на этом номере работает WhatsApp и Viber) (9:00-19:00 рабочие дни время московское)

Задать вопрос военному юристу E-mail:[email protected]

Консультации (помощь) военных юристов по вопросам получения жилья, выплаты денежного довольствия, увольнения с военной службы, назначения военных пенсий, получения статуса ветерана военной службы, ветерана боевых действий в г. Москве, г. Балашихе, г. Щелково, г. Подольске, г. Краснодаре, г. Армавире

Если у Вас есть предложения и замечания по сайту, обнаружили ошибку, напишите нам, пожалуйста. Спасибо!

Наша организация ЮК «Стратегия» награждена Яндексом «Хорошее место». Такую награду получают организации, е сли пользователи оценивают ее деятельность минимум на четыре балла из пяти и она попадает в 10% лучших в своем регионе. Мы — в их числе!

Добавьте наш сайт в закладки (Ctrl+В(D)), он Вам еще пригодится!

Благотворительность (хотите помочь, нуждаетесь в помощи?)

О праве органов военного управления увольнять без предоставления жилья

О праве органов военного управления увольнять без предоставления жилья

Однако в последнее время стала складываться судебная практика согласно которой, независимо от того, где военнослужащий избрал место жительства в связи с увольнением с военной службы, если он обеспечен служебной квартирой, он может быть уволен с военной службы даже если на это нет его согласия. Кроме того, Президентом РФ был подписан Указ от 2 января 2016 г. № 2 «О внесении изменения в Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237» в соответствии с которым «Военнослужащий, изъявивший желание получить жилое помещение не по месту увольнения с военной службы, увольняется с военной службы и обеспечивается жилым помещением в соответствии с законодательством Российской Федерации.». Таким образом, буквальное содержание указанной нормы позволяет увольнять с военной службы даже тех лиц, кто вовсе не обеспечен жилыми помещениями и избравших место жительства не совпадающее с последним местом прохождения военной службы. Полагаем, что данный Указ противоречит абз. 2 п. 1 ст. 23 Федерального закона РФ 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» в той его части, которая позволяет увольнять с военной службы до обеспечения жильем без получения согласия военнослужащего на такое увольнение. (Если Вы столкнулись с такой проблемой, готовы подготовить соответствующую жалобу в Верховный Суд РФ и представить Ваши интересы в суде.).

Кроме того, как отмечено выше реализовать право на получение жилья можно только при условии сдачи ранее занимаемого жилого помещения, в том числе служебного. Часто возникает вопрос: кто вправе и обязан выселять (обращаться в суд с требованием о выселении) из служебных квартир, сам военнослужащий или воинская часть (квартирный орган)? Ответ на это вопрос можно найти в двух судебных актах Верховного Суда РФ кассационное определение Верховного Суда РФ от 3 декабря 2015 г. № 201-КГ15-39 и (, из которых следует, что если военнослужащий проживает в указанной квартире, то таким правом обладает только он, если в указанной квартире не живет, а живут прежние члены его семьи (бывшая супруга, например), то таким правом военнослужащий не обладает, такое право (на обращение с иском о выселении) есть только у органа, за которым закреплено указанное жилое помещение.

Нужна помощь военного юриста (консультация, составление административных исковых заявлений, жалоб (апелляционных, кассационных) в Верховный Суд РФ, Конституционный Суд РФ, Европейский Суд по Правам Человека (ЕСПЧ), по жилищным вопросам (по вопросам жилищного обеспечения военнослужащих, военных пенсионеров и членов их семьи: постановки в очередь на жилое помещение в Единый реестр, получения жилищной субсидии, получения денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения, увольнения без жилья, представление интересов в суде?

Нужна профессиональная юридическая консультация военного юриста по жилищным вопросам на понятном для обычного человека языке?

Нужен образец заявления, иска, жалобы в суд?

Звоните: +7-925-055-82-55 (Мегафон Москва), +7-915-010-94-77 (МТС Москва), +7-905-794-38-50 (Билайн Москва)

Мы будем признательны, если Вы окажете помощь в развитии нашего сайта:

— разместив ссылки на наш сайт http://www.voensud-mo.ru/ в Интернете.

— оставив отзыв о нашей работе, например, на Яндексе.

СПАСИБО!

С уважением,

команда ЮК «СТРАТЕГИЯ»

О формах (способах) реализации права на жилищное обеспечение военнослужащими, гражданами, уволенными с военной службы, и членами их семьи

Какие существуют возможные формы (способы) реализации права на обеспечение жильем военнослужащими, гражданами, уволенными с военной службы, и членами их семей

В настоящее время военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в соответствии с Федеральным законом РФ 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» могут реализовать свое конституционное право на жилище (ст. 40 Конституции РФ) путем заключения договора социального найма на жилое помещение, получения жилого помещения сразу в собственность, получения социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом (ГЖС), в том числе при отселении из закрытых военных городков бывших военнослужащих и членов их семей и лиц гражданского персонала, получения жилищной субсидии на покупку или строительство жилого помещения, получения денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 года № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих», а граждане, уволенные с военной службы и вставшие на жилищный учет до 1 января 2005 года в органах власти местного самоуправления – путем получения единовременной денежной выплаты (ЕДВ) на приобретение или строительство жилого помещения (используйте калькулятор для расчета единовременной денежной выплаты (ЕДВ) на приобретение или строительство жилого помещения).

Читайте так же:  Как скрыть доходы от алиментов

Кстати, Вы сможете воспользоваться калькулятором расчета предельного размера денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения.

Военнослужащие же, заключившие первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 года, на весь срок службы обеспечиваются служебными жилыми помещениями, а при достижении общей продолжительности военной службы (это значит в календарном исчислении) 20 лет и более, а также при увольнении по льготным основаниям (ОШМ, состояние здоровья, достижение предельного возраста пребывания на военной службе) и выслуге (в календарном исчислении) 10 лет и более, им предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма по избранному постоянному месту жительства. То есть, в отличие от военнослужащих, заключивших контракт до 1 января 1998 года, они имеют право приобрести (получить) жилье в период прохождения военной службы сразу в избранном месте жительства.

С 6 июля 2016 г. прием документов для получения служебного жилья в Московском регионе осуществляется по адресу: г. Москва, ул. Садово-Спасская д. 1, стр. 2, корп. 7 (1 отдел Западного РУЖО).

Понедельник, Среда, 10.00 — 14.00 (Представители от воинских частей по г. Москве, военнослужащие по Московской области);

Вторник, Четверг, 10.00 — 14.00 (Представители от воинских частей по Московской области, военнослужащие по г. Москве);

Пятница — не приемный день. Суббота, Воскресенье — выходные дни.

Контактные телефоны: 8(495) 696-30-31 (делопроизводство), т. факс. 8(495) 696-30-90.

С 11 июля 2016 г. принятие на учет военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений для постоянного проживания, проходящих военную службу в г. Москве и Московской области, осуществляет Департаменте жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по адресу: г. Москва, ул. Знаменка, д. 19.

Прием документов от военнослужащих:

а) в письменной форме по Почте России на адрес: 119160, г. Москва, ул. Знаменка, д. 19, Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации;

б) через представителей воинских частей, по графику вторник-четверг с 9:00 до 17:00, обед с 12:00 до 14:00 (каб. 4069);

в) Вторник, Четверг, 14.00 — 16.00 представление документов военнослужащими для получения жилого помещения для постоянного проживания по предварительному приглашению Департамента жилищного обеспечения Минобороны России по адресу:
г. Москва, Б. Знаменский пер., д. 8/12, каб. 2.

г) Среда, Пятница, 10.00 — 13.00 выдача решений военнослужащим о предоставлении жилых помещений для постоянного проживания (в собственность бесплатно, по ДСН) и субсидии для приобретения или строительства жилого помещения по предварительному приглашению Департамента жилищного обеспечения Минобороны России по адресу:
г. Москва, Б. Знаменский пер., д. 8/12, каб. 2.

д) Вторник-четверг с 14:00 до 16:00 (каб. 3.) выдача извещений о распределении жилых помещений производятся по адресу г. Москва, ул. Большой Знаменский пер., д. 8/12.

Федеральным законом РФ от 28 декабря 2013 г. № 405-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих», с 1 января 2014 года внесены изменения в порядок обеспечения жильем военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, в том числе указанным законом введена новая форма обеспечения жильем военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы — жилищная субсидия. Жилищная субсидия согласно указанному закону должна предоставляться всем военнослужащим (за исключением участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих), признанных нуждающимися в обеспечении жильем, начиная с 01 января 2014 года. Кроме того, те лица, которые были признаны нуждающимися в жилищном обеспечении до 01 января 2014 года, но отказались от предложенного им жилого помещения, соответствующего требованиям, установленным действующим законодательством РФ, или изменили избранное место жительства после указанной даты – 01 января 2014 года, также получат жилищную субсидию. Кому предоставляется жилищная субсидия, как она рассчитывается, в каких случаях вместо квартиры предоставляется жилищная субсидия, кто жильем обеспечивается вне очереди, можно ли отказаться от полученной квартиры, изменить избранное место жительства без последствий, можно узнать прочитав наш комментарий к указанному Закону.

Для самостоятельного расчета указанной социальной выплаты, предоставляемой по ГЖС, Вы можете использовать калькулятор социальной выплаты.

Следует отметить, что приобретение жилья при помощи ГЖС осуществляется исключительно на добровольной основе, это значит, что заставить Вас выбрать именно эту форму (способ) реализации права на жилище никто не может.

Порядок обеспечения жильем граждан, имеющих право на отселение из закрытых военных готодков, определен Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. N 153 «О некоторых вопросах реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

Однако надо сказать, что на сегодняшний день приобретение жилья при помощи Государственного жилищного сертификата это единственная возможность реализовать свое права на отселение из закрытого военного городка, категориям граждан, имеющим на это право. Судебная практика показывает, что право на отселение с территории закрытых военных городков имеют не все граждане, проживающие на этой территории. Суды признают такое право за гражданами, перед которыми у государства имеется обязанность по обеспечению жильем. Анализ судебной практики свидетельствует о том, что при признании права на отселение учитываются основание увольнения с военной службы и имеющаяся выслуга лет (продолжительность военной службы) (см., например, Определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 16.02.2016 г. № 91-КГ15-5).

Как следует из информации с официального сайта Минобороны РФ оно обратилось с просьбой выделить 7,5 млрд рублей на программу переселения жителей из закрытых военных городков, сейчас на это выделяется около 100 млн рублей в год по сертификатам Минстроя России. Об этом заявил заместитель руководителя Департамента жилищного обеспечения Минобороны РФ Сергей Иванов на заседании в Совете Федерации.

«В настоящее время на территории закрытых военных городков проживает 3150 граждан, признанных участниками подпрограммы ФЦП «Жилище» до 2020 года. Необходимый объем бюджетных ассигнований для переселения указанных граждан — 7,5 млрд рублей», — сказал Сергей Иванов.

При этом, по его словам, Минстроем на оформление сертификатов Минобороны РФ в 2015 году было выделено 86,6 млн рублей, 110,1 млн рублей было выделено в 2016 году и 101,9 млн рублей выделено в 2017 году.

Он также уточнил, что с целью решения этой задачи Президентом по инициативе Минобороны было дано поручение Правительству о выделении бюджетных средств для оформления Минобороны России трех тысяч жилищных сертификатов. «Минобороны для исполнения поручения в период с 2015 года по 2017 год было подготовлено три обращения к Президенту, пять обращений в Правительство, проведено более 10 совещаний с органами исполнительной власти. Несмотря на комплекс мер, организованных и проведенных Минобороны, поручение на сегодняшний день не выполнено и оставлено на контроле Правительства до 15 ноября этого года», — констатировал Сергей Иванов.

Читайте так же:  Пример доверенности на представление интересов юридического лица в 2020 году

Он рассказал, что в апреле этого года Минобороны направило обращение Президенту России с просьбой дать поручение Правительству о выделении дополнительно 7,5 млрд рублей.

«Вопрос находится в проработке, при этом рассматривается вопрос о выделении части необходимых средств из указанного источника», — отметил Сергей Иванов.

При этом Министерство обороны РФ подготовило проект Указа Президента Российской Федерации «Об особенностях жилищного обеспечения граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков» (подготовлен Минобороны России 31.08.2017 г.), который предполагает, что граждане, подлежащие отселению из закрытых военных городков, смогут по своему выбору получить «в собственность бесплатно или по договорам социального найма в населенных пунктах, в которых у соответствующего федерального органа имеются невостребованные военнослужащими жилые помещения.».

Также это (приобретение (покупка) жилья при помощи ГЖС) единственный способ реализации права на жилище, который позволяет военнослужащим, имеющим на праве собственности жилое помещение, сдать его или дать обязательство о его сдаче в государственную или муниципальную собственность, и получить денежные средства для реализации права на получение жилого помещения в избранном месте жительства. Кроме того, он позволяет получить жилое помещение с учетом имеющегося в собственности (не по ДСН), однако только в том случае, если определенный в указанном порядке размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, составляет не менее 18 кв. метров.

Для самостоятельного расчета указанной социальной выплаты, предоставляемой по ГЖС, Вы можете использовать калькулятор.

Граждане, уволенные с военной службы и вставшие на жилищный учет до 1 января 2005 года в органах власти местного самоуправления имеют возможность реализовать свое право на получение жилья, как указано выше, используя Государственный жилищный сертификат.

Используя наш калькулятор Вы можете самостоятельно расчитать размер единовременной денежной выплаты (ЕДВ) на 2017 г., выделяемой на приобретение или строительство жилого помещения.

В скором времени единственным способом реализации права на жилище будет приобретение жилья с использованием денежных средств, предоставляемых участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, поскольку обязательными участниками указанной системы согласно ст. 9 Федерального закона от 20 августа 2004 года № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» являются военнослужащие, заключившие первые контракты о прохождении военной службы, начиная с 1 января 2005 года.

Положительным моментом для указанной категории военнослужащих также является то обстоятельство, что в настоящее время (что удивительно, учитывая, что согласно ст. 40 Конституции РФ жилье предоставляется «нуждающимся в жилище») участниками указанной системы являются военнослужащие, без признания их нуждающимися в обеспечении жильем (полагаем, однако, что такая практика не продлится долго). Более того, они могут приобрести в период службы другое жилое помещение.

СПРАВКА

о размере накопительного взноса — денежных средств, выделяемых из федерального бюджета и учитываемые на именном накопительном счете участника накопительно-ипотечной системы (военная ипотека) жилищного обеспечения военнослужащих (НИС) за период 2005 – 2019 г.

Могут ли уволить военных без жилья

Увольнение представляет собой прекращение трудовых правоотношений. Уволить могут как работника, находящегося на гражданской службе, так и военного. Причем, для последних предусмотрен особый порядок расторжения контракта, содержащийся в федеральном законодательстве РФ.

Права на жилплощадь

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

+7 (812) 317-50-97 (Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Изначально необходимо определить – каким образом происходит увольнение военнослужащего.

Для того чтобы оно было законным, нужно соблюсти определенную процедуру:

  • Подача прошения;
  • Рассмотрение документа работодателем;

Законодательством РФ не предусмотрено сроков, в течение которых начальник должен дать свой ответ на поданное заявление. Поэтому нужно исходить из принципа разумности рассмотрения обращений.

Видео (кликните для воспроизведения).

Данный алгоритм действий распространяется на любые виды работ. В случае возникновения споров – вопрос разрешается в рамках судебного разбирательства.

Заявление о прекращении службы должно быть выполнено в письменном виде. Допускается написание от руки, а также с помощью компьютерных средств. Написать его необходимо в двух экземплярах: один передается начальнику военной части, другой остается у контрактника.

Такое заявление обязательно должно включать в себя:

  • Сведения о том, кому оно направляется и о том, кто его направляет;
  • Название документа;
  • Прошение о расторжении трудовых отношений;
  • Дата предполагаемого увольнения;
  • Подпись с расшифровкой.

В соответствие с федеральным законом о статусе военнослужащих, для того, чтобы расторгнуть контракт с лицом, состоящим на военной службе, необходимо предоставить ему жилое помещение.

В случае отказа от предоставления квартиры, чиновники могут привлекаться к ответственности.

Правом на помещение обладает гражданин, состоящий на службе больше двадцать лет. При этом у него в собственности не должно быть никакой недвижимости, пригодной для проживания. Если же граждан увольняют, то достаточен срок службы, равный десяти годам.

Предусмотрено несколько способов помощи военнослужащим, среди которых и предоставление субсидий, которым можно распорядиться только строго определенным образом.

Так, например, есть возможность внести взнос за ипотеку или покрыть другое кредитное обязательство, взятое на себя для покупки недвижимости.

Увольнение с военной службы без предоставления жилья стало возможным только с 2015 года. Это связано с тем, что многие военнослужащие начали злоупотреблять своими правами.

Так, при увольнении таких лиц, они попросту отказывались от недвижимости, тем самым лишая своего работодателя права на прекращение договора. Из – за этого возникала масса негативных последствий, поэтому и было принято решение о внесении изменений в ФЗ «о статусе военнослужащих».

Теперь гражданину предоставляется полноценное право на отказ от предлагаемой жилплощади и это никак не влияет на возможность его увольнение.

Закон о перепланировке квартир 2017. Узнайте далее.

Как получить разрешение на перепланировку квартиры? Ответ здесь.

Возможность уволить контрактника и без выдачи ему жилья была вызвана необходимостью обновления воинского состава РФ и привлечения туда более молодых лиц.

Ведь имея служебное жилье, контрактники часто отказывались от собственной квартиры для того, чтобы их не могли уволить. Именно поэтому представители военных ведомств обратились в Правительство РФ с просьбой о внесении поправок.

Законодательство

Правовые акты, регулирующие порядок предоставления жилья военнослужащим, включают в себя:

  • ФЗ «О статусе военнослужащих»;
  • Жилищный кодекс РФ;
  • Приказ Министра обороны № 510;
  • Постановления Правительства РФ.

Данными документами устанавливается право на получение как постоянного жилища, так и временного, а также процесс приватизации квартиры или дома военнослужащими. В настоящее время законодательная база по данному вопросу совершенствуется и дополняется.

Приказы Минобороны РФ занимают особое место в системе правовых актов. Связано это с тем, что они расширяют положения федерального законодательства, дают комментарий к закону о статусе военнослужащих, а также устанавливают порядок расторжения трудовых отношений.

Жилищный кодекс РФ является лишь косвенным регулятором, так как он применяется только для уточнения нормы жилой площади на гражданина и определении норм, которым должна отвечать квартира.

В качестве полезного правового акта, расширяющего положения жилищного законодательства, можно указать и Постановление пленума Верховного суда РФ.

Читайте так же:  Какие минимальные алименты в россии

Увольнение военных со службы без обеспечения жилья

Для начала необходимо определить, в каком случае могут быть расторгнуты трудовые отношения.

Для этого следует обратиться к статье федерального закона о статусе военнослужащих:

  1. По собственному желанию.
  2. В связи с выходом на пенсию.
  3. При нарушении норм законодательства и совершении правонарушений и др.
  4. Увольнение должно быть оформлено приказом, специально предусмотренным для армии.

Предусмотрен ряд ситуаций, когда работодатель может отстранить гражданина от выполнения его трудовых обязанностей и не предоставить ему положенное по закону жилое помещение. Ранее такой возможности не существовало.

Видео: Судебная практика

Расторжение трудовых отношений без предоставления помещений, входящих в состав жилищного фонда возможно, когда:

  • лицо само отказалось от жилья. Такой отказ должен быть оформлен надлежащим образом в письменном виде;
  • лицо отказалось от субсидии;
  • не прошел срок, предшествующий праву на квартиру.

Однако есть ситуации, когда даже после отказа военного от жилья, уволить его без предоставления такового не могут. Например, если жилплощадь не соответствует законным нормам и непригодна для проживания.

Если нет возможности предоставить помещение для проживания сразу же, то такой гражданин остается в очереди даже после расторжения контракта.

Не установлено четких норм, которые регулируют количество предлагаемого жилья. Все зависит от причин отказа. Так, если контрактник отказался на аргументированных основаниях, то его могут и не увольнять, а попытаться подобрать другое помещение.

Если же он отказывается с явным незаконным подтекстом и происходит злоупотребление правом, достаточно и одного отказа, после чего гражданин проходит процедуру увольнения с военной службы.

Без жилого помещения могут оставить и гражданина, который увольняется в связи с совершением преступления против военной службы или при совершении другого рода правонарушения.

В соответствие с правилами трудового законодательства, такое увольнение именуется отстранением от работы «по статье».

Какой порядок расчета и предоставление субсидии военнослужащим

Как и в рамках гражданских трудовых отношений, на армейской службе при увольнении контрактника с ним необходимо произвести все необходимые расчеты.

На то, чтобы уплатить бывшему контрактнику все причитающиеся ему денежные суммы, законом отводится пять суток. Причем, нельзя внести поправки в список личного состава до того момента, пока не произведутся расчеты.

Правительством РФ был установлен и еще один интересный момент – если у контрактника остались неиспользованные отпуска, то он считается проходящим военную службу до того момента, пока не использует их.

Субсидия – понятие довольно древнее, которое переводится как «поддержка, взаимопомощь».

Ранее субсидии могли быть направлены лишь на получение жилья в порядке очередности. Эта мера поддержки распространялась на офицерский состав, а также прапорщиков. Уже в 2019 году такую поддержку можно получить вне очереди.

Имеется также возможность выбрать наиболее благоприятное для себя помещение.

Порядок получения субсидий представляет собой совокупность следующих элементов:

  • Сбор документов.
  • Предоставление их в уполномоченный орган.

При увольнении с военной службы данные действия осуществляет начальствующий состав. Субсидия рассчитывается путем умножения между собой площади, полагающейся такому лицу, стоимость квадратного метра и особый элемент – коэффициент.

Первый фактор определяется по правилам жилищного законодательства РФ. Особое значение имеет и число человек, являющихся семьей военнослужащего.

Далее определяется цена за жилье. Это действие производится в зависимости от стоимости в соответствующем субъекте РФ.

Третий элемент по сути своей – это срок пребывания на службе военного. Рассчитывается это начиная с 10 лет. Например, при службе от 10 до 17 лет, коэффициент будет равен 1,8.

Таким образом, уволить военнослужащего без предоставления ему жилого помещения возможно. Для этого необходимо лишь наличие определенных в законодательстве причин. Во всех остальных случаях, помещение для проживания обязательно должно быть предоставлено.

Какая цена согласование перепланировки квартиры? Узнайте далее.

До какого возраста выплачиваются алименты? Ответ здесь.

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • Москва и Область — +7 (499) 110-56-12
    • Санкт-Петербург и область — +7 (812) 317-50-97
    • Регионы — 8 (800) 222-69-48

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Автоправозащита.RU

Военнослужащие – физические лица, которые заключили контракт или проходящие службу на срочной основе, обладающие особым статусом, указанным в ФЗ № 76, датированным 27 мая 1998 под названием “О статусе…” (далее – Закон).

Правительством гарантируется право военных на ведомственное жилье, а также на кв. м. уже после увольнения по службы.

Законодательство

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

+7 (812) 317-60-09 (Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Выдача соответствующим категориям жилья после увольнения регламентируется:

Определения

Увольнение – это процедура прекращения контракта с военнослужащим или завершение срока несения срочной службы, осуществляемая по распоряжению Президента (для высших офицеров) или в соответствии с Указом (для иных военнослужащих).

Основная информация

Право военных на жилье определено в ст. 15 Закона.

Так, ч. 1 настоящей статьи указывает, что Правительством предоставляется одна из следующих гарантий:

  • либо финансовая субсидия на приобретение или строительство жилья;
  • либо квадратные метры в натуральной форме – по соц. найму или в собственность.

Также каждому военному, заключившему контракт, и членам его семьи, не позднее 3-х месяцев с даты прибытия на место несения службы, выдается служебная (ведомственная) квартира в том населенном пункте, где располагается войсковая часть.

Если нет возможности выдачи жилья в городе, где находится часть, квартира выдается в ближайшем населенном пункте.

Если гражданин имеет 3-х или более детей, ведомственное жилье предоставляется в порядке вне очереди.

Какие существуют права

После прибытия на место несения службы выдается служебная квартира, однако распоряжаться ей по своему усмотрению нельзя. Ведомственное жилье выделяется только на период службы, и в течение 3 месяцев после ее окончания подлежит освобождению.

Однако военные, которые занимают ведомственное жилье по праву пользования, имеют следующие права:

  • в течение 5 лет они сохраняют право на квартиры, которые они занимали до получения ведомственной жилплощади;
  • их не могут исключить из перечня граждан, поставленных на учет в качестве нуждающихся.

При увольнении жилье выдается в следующих случаях:

  • при получении права на пенсионное обеспечение по достижению выслуги лет на воинской службе более 20 лет;
  • или при увольнении при наличии выслуги 10 лет, если основанием для увольнения выступили либо организационно-штатные мероприятия, либо достижение максимального возраста несения службы.
Читайте так же:  Увольнение по собственному желанию пенсионера мвд

При наличии указанных оснований Правительством предоставляется недвижимое имущество по договору соц. найма или в собственность (по собственному выбору военнослужащего и членов его семьи).

Квартира выдается в любом уголке нашей страны согласно нормам обеспечения жилплощадью, указанным в ст. 15.1. Закона.

Военнослужащие, не удовлетворяющие вышеуказанным требованиям, увольняются со службы без наличия права на жилплощадь.

Пример:

Военный имеет выслугу от 10 до 20 лет и был уволен в связи с неисполнением условий контракта. Соответственно, право на получение жилья теряется, так как по данному основанию нужно как минимум 20 лет выслуги для получения права на жилищную льготу.

Кто претендует на жилплощадь

Военнослужащие, обладающие выслугой 10 лет или свыше, освобожденные от должности по ОШМ, заболеванию или в связи с достижением максимального возраста.

А также поставленные на учет до 2005 года в качестве нуждающихся в жилье, могут претендовать на:

  • либо выдачу недвижимого имущества в собственность;
  • либо предоставление квартиры по договору соц. найма;
  • либо предоставление ЕДВ на индивидуальное жилищное строительство или покупку уже готовой недвижимости.

Размеры передаваемой в собственность квартиры рассчитываются исходя из действующих нормативов предоставления жилплощади. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 15.1. Закона, на 1-го гражданина норматив площади равняется 18 кв. м.

Некоторым категориям военных, указанным в ч. 2 ст. 15.1. Закона, предоставляется дополнительная жилплощадь в размере от 15 до 25 кв. м., при соответствии военнослужащего условиям:

  • звание – полковник или выше, причина увольнения – достижение макс. возраста, заболевание или травма, или ОШМ;
  • командир войсковой части;
  • военный, который удостоен почетного звания РФ;
  • военный-преподаватель, осуществляющий деятельность в военном образовательном учреждении;
  • военнослужащий-научный труженик, имеющий ученую степень.

Уход в запас

Если военный был признан как нуждающийся в квартире и поставлен на очередь до 1 янв. 2005 года, после увольнения ему положена компенсация за поднаем жилого помещения. Сумма выплаты повышается на 50 %, если семья военного состоит из 3-х или более детей.

Существует ли запрет увольнения военнослужащих без жилья?

Да, запрет есть, но только, если соблюдаются следующие условия:

  • стаж работы на военной службе – свыше 20 лет;
  • стаж – от 10 и вплоть до 20 лет, но уход в запас обусловлен ОШМ, или заболеванием, или достижением максимального возраста;
  • военный не согласен с решением командования об увольнении.

Увольнение гражданина уже после получения им жилищной площади в собственность или по соц. найму не влечет за собой никаких юридических последствий, ограничивающих его правомочие на уже полученное недвижимое имущество.

Запрет увольнения военнослужащих без жилья

Апрель 2015 был ознаменован введением поправок в Закон, вследствие чего стало возможным увольнение без выдачи жилых помещений. Указанные поправки вызвали широкий социальный резонанс.

В прежней версии Закона законодателем были допущены некоторые коллизии. Так, уволить можно было только после выдачи жилплощади, но при этом военным давалось правомочие на отказ от выделяемых квадратных метров. Соответственно, нельзя было уволить лицо, если оно многократно отказывалось от бесплатной жилплощади, выделяемой из государственного жилищного фонда.

В итоге, военные, достигшие предельного возраста или имеющие заболевание, препятствующее несению службы, оставались служить, что давало им право на финансовое довольствие и льготы социального характера.

Злоупотребления такого рода носили массовый характер – только в период в 2011 по 2014 год финансовое содержание военных, сознательно уклонявшихся от увольнения, потребовало государственных затрат в размере 60 млрд. рублей.

В целях пресечения подобного рода злоупотреблений со стороны военнослужащих Президент РФ Путин ввел запрет увольнения военнослужащих без жилья. Запрет не распространяется на тех, кто неоднократно отказался от предоставляемой жилплощади – таких лиц могут уволить в любой момент.

Действия незаконны

Действующим законодательством подробно описывается порядок увольнения военных без обеспечения их кв. м. Однако на практике возникают случаи, при которых гражданин лишается и своей должности в ВС РФ, и возможности получить бесплатное жилье за счет бюджетных средств.

Приведем 2 примера из имеющейся практики:

Военный, осуществляющий службу в Московской области, представил в судебный орган касс. жалобу по факту его освобождения со службы в связи с ОШМ.

Ситуация по рассматриваемому делу в общем виде выглядела следующим образом:

  • основание, повлекшее увольнение – ОШМ;
  • общая выслуга лет – 12 лет, 4 месяца;
  • на момент осуществления увольнения заявитель был признан нуждающимся, так как имеет 3-х детей, не достигших совершеннолетнего возраста;
  • однократно он отказался от предоставления квартиры в месте прохождения службы (за 8 лет до момента подачи искового заявления);
  • согласия на увольнение лицо не давало.

Суд признал удовлетворить требования истца и восстановить его в должности до выделения жилого помещения.

Основания принятия такого решения:

  • отказ был 1 раз;
  • военный поставлен на учет в качестве нуждающегося.
  1. Несоответствие выделенной квартиры установленным стандартам.

Гражданин был уволен из ВС РФ в связи с признанием его неспособным к несению дальнейшей службы по результатам ВВК.

На рассмотрение кассационной инстанции Белгородской обл. был предоставлен протест, основная суть которого в нижеследующем:

  • основание для увольнения – несоответствие заявителя занимаемой должности в связи с заболеванием;
  • общее время несения воинской службы – 10 лет, 11 мес.;
  • по состоянию на момент освобождения из рядов ВС России истец был признан нуждающимся, так как является отцом 2-х детей, не достигших возраста 18 лет;
  • от предоставляемой государством жилплощади истец отказывался дважды (квартиры были 48 и 60 кв. м. соответственно).

Протест судебной инстанцией был удовлетворен. В резолютивной части решения содержалось требование о переводе заявителя на нештатную должность (в распоряжение начальства) до момента обеспечения недвижимостью.

Причиной для признания увольнения неправомерным выступило предоставление жилья, которые не удовлетворяет общепринятым стандартам. В Белгородской обл. норма на 1-го гражданина составляет 18 кв. м. В семье военного 4 человека, соответственно, площадь квартиры должна быть как минимум 72 кв. м.

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • Москва и Область — +7 (499) 110-43-85
    • Санкт-Петербург и область — +7 (812) 317-60-09
    • Регионы — 8 (800) 222-69-48
Видео (кликните для воспроизведения).

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Увольнение военнослужащего без предоставления жилья судебная практика в 2020 году
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here