Содержание
- 1 Замена административной ответственности дисциплинарной
- 2 Освобождение от административной ответственности
- 3 В чем отличие дисциплинарной ответственности от ответственности, предусмотренной КоАП?
- 4 Дисциплинарная ответственность сотрудников таможенных органов.
- 5 Административная и дисциплинарная ответственность
- 6 Особенности применения уголовных и административных наказаний к военнослужащим.
- 7 Исключение и освобождение от административной ответственности
- 8 16)Основания освобождения от административной ответственности.
Замена административной ответственности дисциплинарной
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.
Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Контролирующим органом в учреждении проведена проверка. По её результатам должностные лица привлечены к административной ответственности.
Возможно ли по итогам проверки применить к ним же и дисциплинарные взыскания?
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), [email protected] Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Источник: http://www.garant.ru/consult/work_law/364750/
Освобождение от административной ответственности
Административная ответственность, наряду с другими формами государственного принуждения, основанными на праве, является важнейшим правоохранительным средством государства по упорядочению и охране общественных отношений в области управления. Вместе с тем законодательство Республики Беларусь, базируясь на принципах демократизма, гуманизма, предусматривает возможность освобождения лиц, совершивших административные правонарушения, от юридической ответственности. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях устанавливает основания, условия и порядок освобождения от административной ответственности лиц, совершивших административные правонарушения.
Основаниями
освобождения от административной ответственности являютсяхарактер правонарушения и личность правонарушителя. Из содержания статей КоАП логично следует, что при освобождении от административной ответственности должны быть учтены все объективные и субъективные стороны состава правонарушения, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.
Условиями
освобождения от административной ответственности являются: наличие в действиях (бездействии) нарушителя состава административного правонарушения; целесообразность применения административного взыскания к лицу, его совершившему.
Так, согласно ст.8.2 КоАП при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, ведущий процесс, могут освободить лицо, совершившее правонарушение, от административной ответственности.
Физическое лицо, совершившее административное правонарушение, может быть освобождено от ответственности при наличии следующих смягчающих обстоятельств:
· предотвращение вредных последствий правонарушения;
· добровольное возмещение или устранение причиненного вреда;
· наличие на иждивении малолетнего ребенка;
· совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных, семейных или иных обстоятельств;
· совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу определенной зависимости;
· совершение правонарушения несовершеннолетним или лицом, достигшим семидесяти лет, беременной женщиной.
Лицо, совершившее правонарушение, по требованию потерпевшего либо его законного представителя освобождается от ответственности, если примирилось с ним.
Военнослужащие и призванные на сборы военнообязанные, а также лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, другие лица, на которых распространяются действия дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине, могут быть освобождены от административной ответственности с передачей материалов для решения вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности (за исключением отдельных случаев – ст.8.5 КоАП).
Физическое лицо, заболевшее после наложения на него взыскания психической или иной тяжелой болезнью, может быть освобождено от взыскания, или оно может быть заменено более мягким.
Принимать решения об освобождении от административной ответственности может только орган (должностное лицо), рассматривающий дело по существу. Освобождение от административной ответственности возможно при малозначительности совершенного административного правонарушения.
Последствия – устное замечание, которое не влечет за собой никаких правовых последствий. Освобождение от административной ответственности может также проявляться в ее замене мерами общественного воздействия либо другим видом ответственности.
Лицо, совершившее административное правонарушение, освобождается от административной ответственности с передачей материалов на рассмотрение общественной организации или трудового коллектива, если с учетом характера совершенного правонарушения и личности правонарушителя к нему целесообразно применить меру общественного воздействия.
Основания освобождения от административной ответственности необходимо отличать от обстоятельств, исключающих признание деяния административным правонарушением (необходимая оборона, крайняя необходимость, причинение вреда при задержании физического лица, совершившего преступление или административное правонарушение, обоснованный риск, невменяемость лица во время совершения противоправного действия либо бездействия).
Ограничение административной ответственности может выражаться в отношении определенных субъектов, совершивших административные правонарушения, но к ним не может применяться любое взыскание, предусмотренное за данное правонарушение. Так, административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 12 лет, и лицам, не достигшим 18 лет, к инвалидам первой и второй групп, военнослужащим и др.
Не подлежат ответственности за административные правонарушения иностранные граждане, пользующиеся иммунитетом от административной юрисдикции в Республике Беларусь.
Источник: http://studopedia.ru/view_adminpravoby.php?id=38
В чем отличие дисциплинарной ответственности от ответственности, предусмотренной КоАП?
Дисциплинарную ответственность как вид юридической ответственности следует отличать от ответственности, предусмотренной КоАП. Они различаются по характеру правонарушений, за которые наступает та или иная ответственность, по субъектам, имеющим право налагать взыскания, по кругу лиц, которые могут быть привлечены к ответственности, а также по видам применяемых к ним мер взыскания.
В отличие от дисциплинарной ответственности, которая, наступает за нарушение трудовой дисциплины (дисциплинарный проступок), административная ответственность наступает за совершение административного правонарушения, т. е. противоправного, виновного действия (бездействия) физического или юридического лица, за которое КоАП или законами субъектов РФ установлена административная ответственность. Например, за нарушение правил противопожарной безопасности, правил дорожного движения, правил регистрации по месту проживания и др.
Дисциплинарные взыскания налагаются только тем работодателем, с которым работник состоит в трудовых правоотношениях. Административные же взыскания вправе применять специально уполномоченные органы или лица, с которыми правонарушитель не связан трудовыми отношениями (например, государственные инспекции труда, органы милиции и др.).
Дисциплинарная и административная ответственность различаются и по видам применяемых взысканий.
Виды административных взысканий предусмотрены КоАП и не могут применяться за совершение дисциплинарного проступка (например, предупреждение, штраф, дисквалификация и др.). В то же время за совершение административного проступка нельзя применять взыскания, установленные ТК за совершение дисциплинарного проступка. При этом не имеет значения, где совершен административный проступок: на территории организации, с которой работник состоит в трудовых правоотношениях, или в другом месте.
Ю. П. Орловский, А. Ф. Нуртдинова, Л. А. Чиканова
Из книги: 500 актуальных вопросов по трудовому кодексу
Дисциплинарная ответственность сотрудников таможенных органов.
Таможенная служба − особая разновидность федеральной государственной службы, сочетающая в себе правоохранительную и гражданскую составляющие. Дисциплинарное производство − особый вид административного юрисдикционного процесса, представляющий собой совокупность правоотношений, организованных последовательно и возникающих в результате совершения сотрудником таможенного органа дисциплинарного проступка или административного правонарушения, между указанным лицом и руководством таможенного органа. Результат производства − применение дисциплинарного взыскания к сотруднику, виновному в дисциплинарном проступке или административном правонарушении.
Особенностями дисциплинарного производства, возбуждаемого в отношении сотрудников таможенных органов, являются:
− совокупность юрисдикционных процедур, направленных на решение вопроса о привлечении служащего к дисциплинарной ответственности;
− отношения по поводу применения дисциплинарного взыскания носят служебный характер, регулируются императивными нормами и являются специфической разновидностью административных внутриорганизационных отношений;
− обязательные участники дисциплинарного производства — сотрудник таможенного органа, привлекаемый к дисциплинарной ответственности, руководитель таможенного органа, а также подразделение по работе с кадрами;
− фактическое основание для возбуждения дисциплинарного производства − дисциплинарный проступок или административное правонарушение, совершенные сотрудником таможенного органа (если КоАП РФ прямо указывает на замену административной ответственности дисциплинарной);
− результат дисциплинарного производства — разрешение конкретного дела: рассмотрение по существу вопроса о причинах совершения проступка, наказание виновного лица, профилактика совершения подобных деяний в будущем;
− отличие от иных видов юрисдикционных производств (например, от производства по делу об административном правонарушении), а именно: дисциплинарной ответственности подлежит только служащий, находящийся в подчинении у соответствующего руководителя; процесс привлечения к дисциплинарной ответственности носит упрощенный характер; в отношении виновного лица применяется только дисциплинарное взыскание из системы, установленной отдельным нормативным актом; наличие дисциплинарного взыскания не влечет за собой судимость либо административное наказание;
− результат дисциплинарного производства оформляется документально (как правило, приказом);
− система дисциплинарных взысканий, применяемых к сотрудникам таможенных органов, в значительной степени отличается от взысканий, назначаемых гражданским государственным служащим, а также иным государственным служащим (например, военнослужащим). Данную систему образуют: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии и увольнение из таможенных органов.
Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении по основанию, предусмотренному в ч. 2 ст. 24.5 КоАП РФ, со всеми материалами дела в течение суток с момента его вынесения направляется по месту службы лица, совершившего административное правонарушение, для привлечения его к дисциплинарной ответственности (ч. 2 ст. 28.9 КоАП РФ).
При установлении вины сотрудника, а также причинной связи между проступком и его результатами следует помнить о принципе иерархической соподчиненности, характерной для всех видов системы государственной службы. Как правило, сотрудник получает приказ от своего непосредственного начальника. Если приказ получен от вышестоящего начальника, сотрудник обязан его выполнить, известив об этом своего непосредственного начальника. Начальник должен всесторонне оценить обстановку и наметить меры по выполнению приказа. Он несёт ответственность за соответствие приказа нормам действующего законодательства. Ответственность за исполнение сотрудником неправомерного приказа несёт начальник, подтвердивший этот приказ.
Наиболее серьёзные дисциплинарные проступки получили название грубых нарушений служебной дисциплины. К ним в соответствии с п. 18 Устава относятся:
1) невыполнение сотрудником обязанностей, установленных подпунктами 1, 3 и 7 п. 1 ст. 17 Закона о службе в таможенных органах;
2) утрата сотрудником документов, предоставляющих право перемещения товаров или транспортных средств через таможенную границу РФ, а также имущества, задержанного или конфискованного при осуществлении таможенного оформления или таможенного контроля, личной номерной печати, боевого оружия;
3) прогул (в том числе отсутствие сотрудника на службе более 3 часов в течение установленного ежедневного служебного времени) без уважительных причин;
4) появление сотрудника на службе в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического или токсического опьянения;
5) несоблюдение ограничений, установленных для сотрудников ст. 7 Закона о службе в таможенных органах.
Особое внимание в Уставе уделено систематическому нарушению служебной дисциплины (совершению проступка повторно в течение года) как обстоятельству, отягчающему дисциплинарную ответственность. В течение срока действия дисциплинарного взыскания (один год) меры поощрения к сотруднику не применяются, за исключением досрочного снятия ранее наложенного дисциплинарного взыскания. Применение к сотруднику дисциплинарного взыскания не освобождает его от других видов ответственности, предусмотренных законодательством Российской Федерации (кроме замены административного наказания дисциплинарным взысканием). Такой вид дисциплинарного взыскания, как предупреждение о неполном служебном соответствии по результатам аттестации, применяется по приказу начальника, основанному на решении аттестационной комиссии. Дисциплинарное взыскание объявляется в приказе, с которым сотрудник должен быть ознакомлен в 3-дневный срок под расписку. В случае несогласия сотрудника с решением о привлечении к дисциплинарной ответственности он вправе в письменной форме обжаловать это решение начальнику вышестоящего таможенного органа и (или) в суд. Обжалование дисциплинарного взыскания в вышестоящий таможенный орган имеет ряд особенностей:
− осуществляется сотрудником в течение 3 месяцев со дня ознакомления с приказом о наложении на него дисциплинарного взыскания, а по вопросам об увольнении — в месячный срок со дня вручения копии приказа об увольнении;
− не приостанавливает исполнения приказа о наложении дисциплинарного взыскания;
− решение по жалобе должно быть принято не позднее месяца со дня ее получения, о чем письменно уведомляются сотрудник, подавший жалобу, и начальник, действия которого обжалуются.
Таковы особенности дисциплинарного производства, возбуждаемого в отношении сотрудников таможенных органов.
Подводя итог рассмотрению вопросов государственной службы в таможенных органах Российской Федерации, необходимо отметить, что повышению эффективности антикоррупционного механизма на таможенной службе будут содействовать, по нашему мнению, критерии оценки деятельности сотрудников. Такие критерии должны разрабатываться с участием бизнес-сообщества (по аналогии с правилами оценки работы самой таможенной администрации.
Источник: http://helpiks.org/7-8513.html
Административная и дисциплинарная ответственность
«Отдел кадров коммерческой организации», 2012, N 11
Вопрос: Инспектор государственной инспекции труда оштрафовал заместителя директора за нарушение норм законодательства о труде по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ. Можем ли мы применить к нему меры дисциплинарной ответственности за то же нарушение, за которое его привлекли к административной ответственности?
Ответ: На основании ст. 419 ТК РФ лица, виновные в нарушении трудового законодательства, могут привлекаться как к административной, так и к другим видам ответственности: дисциплинарной, материальной, гражданско-правовой и уголовной.
Административное наказание не является дисциплинарным взысканием, следовательно, не препятствует применению выговора или другого дисциплинарного взыскания, предусмотренного ст. 192 ТК РФ.
Источник: http://hr-portal.ru/article/administrativnaya-i-disciplinarnaya-otvetstvennost
Особенности применения уголовных и административных наказаний к военнослужащим.
Совершение деяний, запрещенных законодательством, влечет применение наказания в отношении всех без исключения виновных. Лица, имеющие погоны на плечах, в ряде случаев несут ответственность наряду с обычными гражданами, но в части наказания военнослужащих есть свои особенности.
Виды ответственности
Военнослужащие, проходящие военную службу, за проступки и правонарушения несут три вида ответственности:
- Дисциплинарную;
- Административную;
- Уголовную.
Привлечение к конкретному виду ответственности обусловлено тяжестью совершенного деяния. Если допущено нарушение дисциплины либо административное правонарушение, виновника ожидает дисциплинарное взыскание. За совершение преступления придется ответить в соответствии с Уголовным кодексом РФ.
Уголовная ответственность военных
Уголовная ответственность военнослужащих наступает при совершении действий или бездействия, предусмотренных Особенной частью УК РФ. В этой части изложен исчерпывающий перечень общественно опасных проступков, какого-либо ещё закона
Важно знать: Уголовный кодекс РФ содержит раздел 11 о преступлениях против военной службы. Привлечь к ответственности за совершение деяний из данного раздела возможно только лиц, несущих воинскую службу.
Что касается других составов преступлений, то в отношении военнослужащих они применяются на общих основаниях, без учета их особого статуса. Что это означает? Рассмотрим на примере: военнослужащий Петров допустил нарушение правил хранения оружия в воинской части, и его действия повлекли смерть рядового. Он будет обвиняться по ст. 349, если же результатом небрежного хранения оружиябудет смерть человека от охотничьего ружья Петрова у него дома, то ответственность наступит по другой статье – 224 УК РФ.
Дисциплинарная и административная ответственность
Если нормы УК РФ действуют в отношении военных, то Кодекс об административных правонарушениях РФ применяется к военнослужащим частично. Основой для привлечения к дисциплинарной и административной ответственности является Дисциплинарный кодекс ВС РФ. КоАП РФ распространяет действие только за нарушения вне места службы.
Дисциплинарная ответственность наступает, когда происходит нарушение дисциплины и правопорядка. Административная ответственность возлагается за совершение правонарушений, которые характеризуются меньшей по сравнению с преступлениями общественной опасностью.
Отличительными особенностями привлечения служащих в армии лиц к ответственности можно назвать следующие:
- Слияние двух видов — административной и дисциплинарной, наказание назначается в соответствии с Дисциплинарным уставом.
- За один и тот же проступок возможно применение дисциплинарного взыскания и уголовного наказания одновременно., а также меры материального воздействия.
- Военным назначается не все виды наказаний, предусмотренные законом для обычных граждан.
- Соблюдение субординации – различие взысканий для рядового и офицерского состава, лиц, призванных в ряды вооруженных сил.
Какие наказания применяются за совершение административного правонарушения
Взыскания за дисциплинарно-административные нарушения применяются в зависимости виновного субъекта. Общие положения ДС ВС РФ предусматривают полный перечень взысканий.
· не принесшие военную присягу,
· при неудовлетворительном состоянии здоровья
Срок применения наказания – 10 дней с момента установления допущенного проступка. Если необходимо проведение разбирательство, затраченное на него время не должно превышать 30 суток.
Могут ли к военнослужащим быть применены административные меры воздействия на общих основаниях? Предусмотренное КоАП РФ наказание в виде штрафа не распространяется на служащих по призыву. Также исключается назначение призывникам и рядовому составу административного ареста (по сути его заменяет дисциплинарный).
Уголовные наказания военнослужащих
Уголовные наказания, применяемые к военнослужащим, имеют свою специфику. Статья 44 УК РФ содержит полный перечень, из которого выделяются меры принуждения за совершение правонарушений против военной службы:
- лишение воинского звания;
- лишение права заниматься определенной деятельностью и занимать должности;
- ограничение по службе;
- содержание в дисциплинарной воинской части.
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Последние два вида являются основными видами наказаний, лишение звания и права занятия должности – дополнительным, это означает, что самостоятельными они быть не могут. Назначение возможно лишь за тяжкие и особо тяжкие преступления.
Наказания, применяемые к военнослужащим | Суть мер принуждения | Исключения |
Лишение воинского звания | Происходит отмена присвоения специального звания, отмена государственных наград и всех льгот и привилегий, связанных с ними | Рядовой состав |
Лишение права заниматься какой-либо деятельностью | Гражданин не имеет право оставаться на занимаемой должности и не должен назначаться на подобные в период от полугода до 3 лет либо выполнять определенную деятельность (например, водить транспортное средство). Если предварительно лицо лишается свободы, то дополнительное наказание действует после освобождения. | |
Ограничение по службе | Это замена исправительным работам. На срок от 3 месяцев до 2 лет осужденным военнослужащим приходится претерпевать: |
· удержание 20 % заработка;
· отсутствие должностных повышений и звания;
· уменьшение выслуги лет на назначенный срок.
В случаях совершения преступлений, направленных на иные сферы общественной жизни за исключением армейской службы, меры принудительного воздействия будут применены по общим правилам. Исполнение наказаний, назначаемых военнослужащим, законодательством возложено на военные структуры, ГУФСИН этим не занимается. Специально формируются воинские части, где помимо жёсткой дисциплины и режима осужденных привлекают к трудовой повинности.
Исключение и освобождение от административной ответственности
Административная ответственность.
Под административной ответственностьюпонимается такая разновидность юридической ответственности (наряду с уголовной, дисциплинарной и материальной), которая выражается в применении полномочным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему административное правонарушение. Административная ответственность обладает признаками, свойственными юридической ответственности вообще. Административная ответственность характеризуется, в первую очередь, множественностью правовых норм, регулирующих разнообразные аспекты деятельности органов государственного управления в различных отраслях государственного управления. Еще одной характерной чертой является то, что, административная ответственность носит всеобщий характер, т. е. нормы и правила обязательны для всех без исключения.
Основаниями административной ответственности являются:
Нормативное основание — нарушение административно-правового запрета.
Фактическое основание — совершение административного правонарушения.
Процессуальное — издание правоприменительного акта.
Законодатель выделяет ряд обстоятельств, которые могут исключить административную ответственность либо освободить от нее.
К обстоятельствам, исключающим административную ответственность, относятся:
1. Недостижение установленного законом возраста.
2. Невменяемость лица, совершившего правонарушение, т. е. лицо, вследствие хронической душевной болезни, временного расстройства душевной деятельности, слабоумия или иного болезненного состояния, не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими.
3. Крайняя необходимость — противоправное деяние, совершенное для устранения опасности, угрожающей государственному или общественному порядку, собственности, правам и свободам граждан, установленному порядку управления, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена другими средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.
4. Необходимая оборона — противоправное деяние, совершенное при защите государственного или общественного порядка, собственности, прав и свобод граждан, установленного порядка управления от противоправных посягательств путем причинения посягающему вреда, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны.
Основаниями освобождения от административной ответственности являются характер правонарушения и личность правонарушителя. Это может быть:
· малозначительность совершенного противоправного деяния;
· издание акта амнистии;
· отмена акта, который установил эту ответственность;
· истечение сроков взыскания;
· смерть лица, совершившего административное правонарушение.
Последствием освобождения от административной ответственности (исключая только смерть лица, совершившего правонарушение) является передача материалов об административном правонарушении на рассмотрение общественности для применения мер общественного воздействия. А это означает, что лицо, которое совершило административное правонарушение, не освобождается от справедливой реакции на него со стороны общественности.
Органы и организации, которым были направлены материалы, обязаны уведомить органы или должностные лица, которые их направляли, какие же меры общественного воздействия были применены к лицу, совершившему административное правонарушение.
Административное взыскание— это мера ответственности, применяемая в установленном законом порядке к лицу, совершившему административное правонарушение. Административное взыскание всегда выражает отрицательную оценку государством совершенного правонарушения.
Нормы Кодекса об административных правонарушениях закрепляют систему видов административных взысканий: предупреждение; штраф; возмездное изъятие предмета; конфискация предмета; лишение специального права; административный арест; административное выдворение за пределы Российской Федерации.
Возмездное изъятие и конфискация предмета, а также административное выдворение могут применяться в качестве как основных, так и дополнительных административных взысканий. Другие административные взыскания: предупреждение, лишение специального права, административный арест — могут применяться только в качестве основных.
За одно административное правонарушение уполномоченным на то органом или должностным лицом может быть наложено либо только основное взыскание, либо основное и дополнительное взыскания вместе.
Предупреждение как мера административного взыскания выносится в письменной форме — протоколом. Но есть случаи, предусмотренные законом, когда данный вид взыскания может быть выражен иным способом. Например, путем просечки талона предупреждения за нарушение правил эксплуатации маломерных судов.
Устное предупреждение не является административным взысканием.
Штраф есть денежное взыскание. В системе административных взысканий — это самая распространенная мера, которая применяется почти за все виды административных правонарушений. Наложение штрафа оформляется постановлением органа, например Постановлением административной комиссии или должностного лица, которое вручается нарушителю. Штраф может быть наложен и на месте совершения правонарушения в случаях, предусмотренных Кодексом об административных правонарушениях.
Возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, состоит в его принудительном изъятии и последующей его реализации с передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета.
Однако необходимо помнить о том, что возмездное изъятие огнестрельного оружия и боевых припасов не может применяться к лицам, для которых охрана является основным источником существования. Законодатель очень редко использует эту меру в качестве санкции за административные правонарушения.
Возмездное изъятие следует отличать от реквизиции. Разница в том, что возмездное изъятие — это мера административного взыскания за правонарушение, в то время как основанием для реквизиции является не правонарушение, а государственная необходимость.
Принудительное изъятие предмета, явившегося объектом правонарушения, может быть обращено в пользу собственника, например, изъятие незаконно выловленной рыбы для возвращения собственнику.
Конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, состоит в принудительном безвозмездном обращении этого предмета в собственность государства. Причем конфискованы могут быть лишь предметы, находящиеся в личной собственности нарушителя, если иное не предусмотрено законодательными актами. Конфискация допускается только по судебному решению. Конфисковываться может не вообще имущество нарушителя, а лишь те предметы, которые являются орудиями или объектами административных проступков. Конфискация служит как основной, так и дополнительной, например к штрафу, мерой административного взыскания. Законодатель определяет категории лиц, к которым не применяется конфискация в процессе административного разбирательства. Так, например, конфискация огнестрельного оружия и боевых припасов, иных орудий охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования.
Лишение специального права, предоставленного данному гражданину, предполагает лишение права управлять транспортными средствами, права охоты сроком до трех лет за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом. Эта мера применяется только к лицам, имеющим специальный административный статус. Лишение права управления средствами транспорта относится к наиболее строгим административным взысканиям. Применение этого административного взыскания влечет для водителя-профессионала запрет на определенный срок работать по специальности. Однако и здесь законодатель делает исключение для определенной категории лиц. Так данное взыскание не может применяться к лицам, которые пользуются этими средствами в связи с инвалидностью (кроме случаев управления в состоянии опьянения).
Административное приостановление деятельности,т.е. временное прекращение работы лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков. Прекращение эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности или работ, оказания услуг применяется в случаях угрозы жизни и здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды и.т.п. Административное приостановление деятельности устанавливается на срок до девяноста суток.
Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства состоит в принудительном и контролируемом перемещении лиц через государственную границу за пределы страны, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, — контролируемом самостоятельном выезде выдворенных из Российской Федерации.
Иностранный гражданин, или лицо без гражданства, может быть подвергнут административному выдворению за следующие правонарушения:
—если его действия противоречат интересам обеспечения государственной безопасности или охраны общественного порядка;
—если это необходимо для охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и законных интересов граждан Российской Федерации и других лиц, проживающих на территории РФ;
—если гражданин другого государства грубо нарушил законодательство о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации, таможенное, валютное или иное российское законодательство.
Постановление об административном выдворении принимается органами внутренних дел, органами федеральной службы безопасности.
Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях:
Доставление-это принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении.
Административное задержание- это кратковременное ограничение свободы физического лица, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Источник: http://studopedia.ru/3_122187_isklyuchenie-i-osvobozhdenie-ot-administrativnoy-otvetstvennosti.html
16)Основания освобождения от административной ответственности.
Выделяют следующие виды оснований освобождения от административной ответственности:
замена другим видом наказания;
Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения.
Не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, т. е. не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.
Замена другим видом наказания, например дисциплинарной ответственностью (военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел и иные лица, которые несут ответственность за некоторые административные правонарушения по дисциплинарным уставам).
Другие основания: так, если правонарушение совершено лицом в возрасте от 16 до 18 лет, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав может вынести решение об освобождении нарушителя от административной ответственности и применении к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.
17)Административное наказание: понятие, виды, общие правила и сроки наложения наказания. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение административного правонарушения.
Административное наказание или Административное взыскание — мера административной ответственности за совершение административного правонарушения.
Виды административных наказаний» :
Предупреждение — выносится в письменной форме и выражается в официальном порицании физического или юридического лица (устное предупреждение не является наказанием и является только рекомендацией);
Административный штраф — денежное взыскание в определённых размерах в пользу государства;
Конфискация орудия совершения или предмета правонарушения — принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или собственность субъекта РФ не изъятых из оборота вещей. Назначается судьей;
Лишение специального права — лишение физического лица ранее предоставленного ему специального права (охоты, управления транспортным средством, маломерным судном);
Административный арест — содержание нарушителя в условиях изоляции от общества (применяется лишь в исключительных случаях и на срок до 15 суток, а за нарушение режима контртеррористической операции до 30 суток, назначается судьёй);
Административное выдворение за пределы РФ лиц без гражданства и иностранных граждан;
Дисквалификация — лишение права занимать определенные должности в органах юридических лиц;
Административное приостановление деятельности — временное прекращение деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя, устанавливается на срок до 90 суток. Важно не путать этот пункт с приостановлением деятельности как меры производства (до 5 суток);
Обязательные работы заключаются в выполнении физическим лицом, совершившим административное правонарушение, в свободное от основной работы, службы или учебы время бесплатных общественно полезных работ;
Административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.
Общие правила наложения административного наказания.
1. Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП.
2. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
3. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
4. Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.
5. Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
Обстоятельства, смягчающие административную ответственность:
раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;
предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда;
совершение административного правонарушения несовершеннолетним;
совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.
Законами субъектов РФ могут быть предусмотрены и иные обстоятельства, смягчающие административную ответственность. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП или в законах субъектов РФ (принцип целесообразности).
Обстоятельства, отягчающие административную ответственность:
продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;
повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному взысканию, по которому не истек срок, предусмотренный ст. 4.6 КоАП;
вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;
совершение административного правонарушения группой лиц;
совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;
совершение административного правонарушения в состоянии опьянения.
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Источник: http://studfile.net/preview/6178161/page:7/
Юрист в области гражданского права
Стаж 23 года